Санкт-петербургский петропавловский собор в петропавловской крепости

Архитектурные и культурные достопримечательности

Заглянув внутрь собора, да, в принципе, и снаружи, можно заметить его достаточно нестандартный вид, если судить по другим культовым православным сооружениям. Он ознаменовал принципиально новый облик православных храмов, созданный в стиле петровского барокко, где здание прямоугольной формы с трехъярусной колокольней и игольчатым шпилем больше напоминают постройку, характерную для протестантских церквей. Таким образом выразилась огромная любовь Петра к архитектуре Голландии. Часы для колокольни, за которые отдали огромную сумму по тем временам – 45 000 рублей, были куплены и привезены тоже из Голландии, а шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.
Впечатляет интерьер собора, в котором можно увидеть свою нетрадиционность того времени. На стенах можно заметить особый декор в виде пилястр и живописных сцен из Библии, созданных художниками первой половины XVII столетия, а также головок херувимов на окнах; зал полон копий трофейных знамен шведов и турков, поскольку в начале XX столетия подлинники были переданы в Эрмитаж.

Петропавловский собор во всей своей красе, выше него только облака.

  • Особого внимания заслуживают бронзовые Царские врата, создателем которых был Александр Иванович Кракау. Они открывались во время литургий для выноса Святых Даров. Неподалеку можно увидеть царское место в виде помоста, на котором во время богослужений стоял император. Симметрично ему расположен алтарь и кафедра, с которой произносились проповеди.

    Знаете ли вы?
    Православные церкви никогда не практиковали чтение проповедей. Именно при правлении Петра I эта практика впервые была введена.

    Царские врата рядом с иконостасом смотрятся богато и поражают своей помпезностью и величием.

  • Вехи истории России знаменует еще одна достопримечательность храма – погребения императоров и князей с их семьями. Прекрасные надгробья-памятники выполнены из ценных камней, таких как серо-зеленая алтайская яшма. К примеру, надгробия Александра II, а также его супруги Марии Федоровны украшали главные мастера Петергофа, и на это ушло порядка 17 лет. Здесь можно увидеть могилы всех членов романовской династии за исключением Петра II и Иоанна VI.Свою нишу в Петропавловском соборе заняло надгробье Марии Федоровны, принцессы Дагмар.
  • Ну и конечно, нельзя не упомянуть колокольню собора – самую высокую структуру храма, которая выдержала много испытаний и в 1776 году была восстановлена и получила новые колокола, изготовленные известным голландским мастером Ортом Крассом, и фламандский карильон –подарок из Бельгии.Самая высокая точка колокольни Петропавловского собора – золоченый шпиль с летящим ангелом.

Самые известные захоронения

Кто похоронен в Петропавловском соборе? В старинном храме лежит несколько поколений царской семьи. Император Петр I погребен в склепе, который стоит в приделе Святой Екатерины. Рядом с ним лежат захороненные в 1998 году Николай II и члены его семьи вместе с прислугой – лакеем, горничной, поваром и лейб-медиком.

Справа от иконостаса, рядом с Петром I покоятся его жена Екатерина I, дочь Елизавета Петровна, императрицы Анна Иоанновна, Екатерина II и царь Петр III. Слева от алтаря размещены саркофаги императоров Павла I, Александра I и Николая I.

Великокняжеская усыпальница соединена с собором специальным проходом. Она появилась в начале XX века, поскольку места для захоронений в самом храме не хватало. Сейчас здесь стоят однотипные саркофаги из белого мрамора с бронзовыми крестами. Выделяются только склепы императора Александра II и его супруги Марии Александровны, изготовленные из розового орлеца и зеленой яшмы.

Слева направо: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница

В годы советской власти внутреннее убранство усыпальницы было полностью уничтожено, а красивый алтарный витраж выбило взрывной волной во время войны. Полную реставрацию архитектурного и исторического памятника завершили в XXI веке. С 2016 года усыпальница открыта для туристов.

Последней, кого похоронили в соборе, была мать русского царя Николая II – императрица Мария Федоровна. Ее прах привезли в нашу страну из Дании, где она скончалась в 1928 году.

С 1990 года в храме идут регулярные панихиды, посвященные памяти русских императоров. А с 2000 года здесь проводят ежедневные и праздничные церковные службы.

Святыни

Церковь славится, прежде всего, иконами, среди которых:

  • Богородицы Нерушимая стена, список XIX в., сделанный с Киевской святыни; предполагают, что она могла быть передана или из закрытой после революции часовни при Казанском вокзале, или из одного из закрытых храмов Лефортово;
  • Знамения Богородицы;
  • вышитая княгиней Наталией Шаховской икона «Утоли моя печали»; образом владела община сестер милосердия;
  • прп. Серафима Саровского; считается, что это одна из первых икон, созданных после его канонизации;
  • вмч. Пантелеймона;
  • икона с изображением новомучеников, служивших здесь, свв. Александра и Николая.

Священник Илия Тягин говорит:

Престольный праздник

Торжества угодникам Божиим, которым посвящены приделы, проходят:

  • 12 июля (свв. Петра и Павла);
  • 21 мая, 9 октября (ап. Иоанна);
  • 18 июля, 8 октября (прп. Сергия).

XIX век

Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.

На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.

В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.


Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Архитектурные памятники города Петра

Петра в переводе с греческого означает «скала» или « камень». 2000 лет назад руками талантливого народа и великих ваятелей солнца, дождя и ветра создан розово-красный каменный «цветок».

Вырубленные в скалах храмы, дворцы и усыпальницы поражают воображение точностью линий и пропорций. Каменщики и резчики смогли достичь совершенства, добившись гармонии архитектурных комплексов и скальной породы, создав иллюзию нерукотворного творения.

Ворота Баб-ас-Сик

Многие архитектурные памятники сохранились в прекрасном состоянии, несмотря на столь длительный срок. Дорога в город Петра начинается с ворот – Баб-ас-Сик. От ворот до собственно прохода в город лежит небольшая каменистая долина.

Московское подворье Оптиной Пустыни

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе является подворьем монастыря Оптина Пустынь с 1997 года. Настоятель храма — архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Сам храм имеет очень древнюю историю. Первое упоминание о селе Ясенево относится к XIV веку, а первые описания церкви встречаются в исторических документах XVII века. Сначала это была деревянная церковь в честь Знамения Божией Матери. Современный ныне существующий храм был построен вместо ветхой Знаменской церкви в 1751 году. Новый храм освятили в честь апостолов Петра и Павла.

В настоящее время просторный храм состоит из трех приделов и имеет один приставной престол. Здесь хранятся частицы мощей многих почитаемых святых: святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святой мученицы Татианы, святой великомученицы Екатерины, оптинских старцев и других святых.

Деятельность подворья

Приход оптинского подворья ведет активную социальную, миссионерскую и образовательную деятельность. Дети прихожан занимаются в Воскресной школе. Детский хор принимает участие в церковных богослужениях. При храме организована Воскресная школа для взрослых и богословские курсы. Все интересующиеся могут углубить свои знания в области православного вероучения и получить ответы на сложные вопросы.

Кроме этого, ведется работа с молодежью, которая объединилась в православную молодежную организацию «Покров». Участники организации посещают детские дома, участвуют в спортивных мероприятиях, занимаются творчеством и миссионерской деятельностью, общаются и отдыхают вместе.

Социальные службы подворья поддерживают всех нуждающихся в помощи: инвалидов, престарелых, многодетные и малоимущие семьи. Осуществляется окормление заключенных, переписка с ними и обучение основам Православной веры.

При подворье действует паломническая служба «Назарет», которая организует поездки в Оптину Пустынь и другие монастыри и святые места. Справки можно получить по телефону +7 (910) 525-15-42. Чтобы узнать всю интересующую информацию и записаться в поездки, обращайтесь в книжный магазин подворья.

Паломнические поездки в Оптину Пустынь от московского подворья организуются каждые выходные. Автобус отправляется в субботу утром. Паломникам обеспечено поселение в гостинице, питание в трапезной, экскурсия в келию старца Амвросия в Скиту. В программу поездки входит посещение Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино. Записаться на поездку в Оптину Пустынь можно по телефону +7 (495) 422-22-77

Часы работы подворья и расписание богослужений

В храме Петра и Павла богослужения обычно проходят по следующему расписанию:

В храме постоянно находится дежурный священник. Библиотека православной литературы открыта по вторникам с 18:00 до 20:00 и по субботам с 14:30 до 16:30.

Монастырская и Церковная лавки работают ежедневно с 9:00 до 19:00

Комплекс зданий при соборе

Изображение Описание
Богадельня

Адрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротамиАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкаяАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причтаАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовнеАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училищеАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес:

Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа.

Деятельность в храме

Небольшой Петропавловский храм по праву может быть назван центром культуры и духовности микрорайона столицы. Приход осуществляет деятельность в нескольких направлениях.

Воскресная школа

При церкви работает воскресная школа, которую могут посещать не только дети, но и взрослые. Кроме богословских дисциплин, здесь изучается клиросное пение. Ученики принимают участие в богослужениях. Кроме основного направления школы, существуют дополнительные секции:

  1. «Мир дружной семьи» для мальчиков. Ученики осваивают изготовление доспехов, проводят спортивные соревнования.
  2. «Светелка» – студия для девочек по изучению рукоделия.
  3. «Путешествие в историю» – летняя программа по изучению фольклора. Сюда входят театральная студия, работа над художественными постановками. Организовывается поход на Куликово поле на два дня.
  4. Консультации психологов, педагогов и священников для родителей.

Расписание занятий:

  • вторник, четверг – 16:00;
  • суббота – 11:00;
  • суббота (после вечернего богослужения) – изучение Евангелия для лиц старше 18 лет.

Братство по оказанию помощи заключенным

Братство оказывает заключенным в 11 колониях следующую помощь:

  • удаленное изучение Евангелия;
  • материальная поддержка (одежда, продукты питания, медикаменты, книги, свечи, ладан, святое масло);
  • духовная поддержка в переписке.

Патронажная служба

Усилиями прихода и священников храма в Конькове в доме-интернате для инвалидов и престарелых лиц был создан храм Воскресения Христова. Там проводятся богослужения уже более 20 лет. Патронажной деятельностью прихода храма является:

  1. Сестричество. Престарелые жильцы интерната получают уход и духовное окормление. Им доставляются книги, подарки.
  2. Проведение праздничных мероприятий. Молодежная организация «Покров», созданная на базе прихода, проводит для подопечных интерната концерты и театральные постановки.

Кроме этого, прихожане добровольно работают в интернате, оказывают помощь духовенству в просвещении постояльцев, радуют одиноких жильцов заведения подарками. Также патронажное движение организовывает материальную помощь для нуждающихся малоимущих и многодетных семей.

Молодежный отдел работает с детьми из шести детских домов, расположенных в разных частях страны. Детей навещают с подарками, устраивают поездки в Москву.

Богословские курсы при церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector