Санкт-петербургский троицкий петровский собор

[править] История храма

Приход Храма Святого Первоверховного Апостола Петра в Весёлом Посёлке был зарегистрирован 10 марта 2005 года. Он возник на пересечении Искровского проспекта, улицы Подвойского, Дальневосточного проспекта и ул. Антонова-Овсеенко в зеленой зоне. Идея присвоения зеленой территории парка Строителей родилась одновременно с идеей создания самого храма, поскольку св. апостол Петр считается покровителем строительных профессий.

23 апреля 2005 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Благочинный Невского района прот. Александр Будников и настоятель прот. Александр Воскобойников совершили закладку храма.

08.08.2008 г. состоялось освящение большого (4150 кг.) и 12 малых колоколов. Колокола изготовлены воронежским колокольным заводом.

28.11.2009 г. состоялось освящение 10 крестов для колокольни, центрального купола, четверика, боковых пределов, фасадной и надвратной часовни. Кресты позолоченные, изготовлены в Волгодонске.

27.06.2012 г. настоятель храма Римской Церкви Святого Людовика Французского г. Москва, священник Абриен Мессон, приходские советники Арно Лагроаэ, Мишель Декер, Аньес де Ла Поммольер, единогласным решением передали в дар на вечное владение храму Святого Первоверховного Апостола Петра в Веселом Поселке Русской Православной Церкви г. Санкт-Петербурга, при настоятельстве протоиерея Александра Воскобойникова, мощи Святых Апостолов Симона — Петра, Матфея, Иакова Заведеева (Старшего), Матфия, Варфоломея, Иакова Алфеева (Младшего), Фомы и Павла.

11 декабря 2016 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил главный престол храма святого апостола Петра в Веселом поселке и возглавил в нем Божественную литургию.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре). 

Декор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур

Скульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Исторические факты

Праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу, был известен еще в первые века нашей эры. Более торжественно его стали отмечать после построения в IV веке первых христианских храмов в Константинополе, названных в честь первоверховных апостолов.

По образу жизни апостолы очень отличались. Петр не имел образования и был самым приближенным учеником Христа, а Павел был образован и сначала отторгал христианство. Тем не менее церковь превозносит их одинаково.

Жизнь апостола Петра

До обращения к Господу будущий апостол Петр именовался Симоном. Он был родом из малоизвестного города Вифсаиды в Палестине. По жизни занимался рыбной ловлей, был женат и имел двоих детей. Симон соблюдал все заповеди Господа и жил без порока во всех делах своих.

Позже, во время очередной рыбной ловли на Галлилейском море, братья Симон и Андрей повстречали Иисуса Христа, который позвал их за собой. Так Симон стал последователем Христа и получил новое имя Петр (Кифа), обозначающее «камень», как символ твердой и непоколебимой веры. Во время событий, предшествующих распятию Христа, Петр трижды отрекся от него, однако после покаялся и искупил свою вину тем, что проповедовал слово Божье народу.

Первая проповедь Петра к мирянам произошла в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. Тогда в христианство обратилось 3000 человек. После его миссионерский путь проповедования и исцеления продолжался на берегах Средиземного моря, в Египте, Малой Азии, Греции, Риме, Испании, Британии и Карфагене.

В 67 году Петр пришел в Рим, где был схвачен и распят на кресте. Впрочем, смерть свою он пророчествовал сам. Во время казни Петр лично попросил распять его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать, как Иисус Христос. Похоронен он был в том же месте, где и казнен, а позже, в 329 году Константин Великий построил здесь храм.

Жизнь апостола Павла

Павел имел совершенно иной образ жизни. Родился он в Малой Азии и был наречен именем Савл. Здесь же он вырос и получил достойное образование. При жизни Савл не являлся рабом, был гонителем иудеев и даже официально считался преследователем христиан.

Встреча с воскресшим Христом настигла Павла как раз по пути в Дамаск для гонения христиан. Прямо на дороге Савла осветило ярким светом, ослепившим его. Он услышал голос, который позже представился Иисусом. Голос обратился к будущему апостолу с вопросом, почему он гонит Господа, после чего Христос повелевал Савлу идти в Дамаск и ждать указаний. Ослепшего Павла отвели в город, где его обучили вере и окрестили. Во время крещения будущий апостол прозрел и с того момента стал проповедовать веру Божью.

После обращения Савла к апостольской службе ему пришлось бежать в Иерусалим.

Первые апостольские путешествия Савла приходятся на 45–51 года, во время которых он получил имя Павел. Апостол проповедовал слово Божие на Кипре, в Греции и Македонии, а в Малой Азии основал несколько христианских общин.

Павла несколько раз заключали под стражу. Последний арест апостола закончился казнью. Поскольку он был свободным человеком, его не распяли на кресте, а отрубили голову. Казнь Павла свершилась, как и Петра в 67 году.

Служба первоверховным апостолам

Сейчас в христианстве день, посвященный памяти Петра и Павла, приравнивается к великим двунадесятым праздникам. День знаменуется окончанием Петровского поста, который начинается через неделю после Троицы.

Для службы верховным апостолам Петру и Павлу были написаны стихеры к ним обращенные. Тексты стихеров были созданы в 7-8 веке православными гимнографами.

Праздник Петра и Павла в 2022 году

Праздник Петра и Павла имеет фиксированную дату и не является переходящим, поэтому каждый год выпадает на одно и то же число – 12 июля.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Заглянув внутрь собора, да, в принципе, и снаружи, можно заметить его достаточно нестандартный вид, если судить по другим культовым православным сооружениям. Он ознаменовал принципиально новый облик православных храмов, созданный в стиле петровского барокко, где здание прямоугольной формы с трехъярусной колокольней и игольчатым шпилем больше напоминают постройку, характерную для протестантских церквей. Таким образом выразилась огромная любовь Петра к архитектуре Голландии. Часы для колокольни, за которые отдали огромную сумму по тем временам – 45 000 рублей, были куплены и привезены тоже из Голландии, а шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.
Впечатляет интерьер собора, в котором можно увидеть свою нетрадиционность того времени. На стенах можно заметить особый декор в виде пилястр и живописных сцен из Библии, созданных художниками первой половины XVII столетия, а также головок херувимов на окнах; зал полон копий трофейных знамен шведов и турков, поскольку в начале XX столетия подлинники были переданы в Эрмитаж.

Петропавловский собор во всей своей красе, выше него только облака.

  • Особого внимания заслуживают бронзовые Царские врата, создателем которых был Александр Иванович Кракау. Они открывались во время литургий для выноса Святых Даров. Неподалеку можно увидеть царское место в виде помоста, на котором во время богослужений стоял император. Симметрично ему расположен алтарь и кафедра, с которой произносились проповеди.

    Знаете ли вы?
    Православные церкви никогда не практиковали чтение проповедей. Именно при правлении Петра I эта практика впервые была введена.

    Царские врата рядом с иконостасом смотрятся богато и поражают своей помпезностью и величием.

  • Вехи истории России знаменует еще одна достопримечательность храма – погребения императоров и князей с их семьями. Прекрасные надгробья-памятники выполнены из ценных камней, таких как серо-зеленая алтайская яшма. К примеру, надгробия Александра II, а также его супруги Марии Федоровны украшали главные мастера Петергофа, и на это ушло порядка 17 лет. Здесь можно увидеть могилы всех членов романовской династии за исключением Петра II и Иоанна VI.Свою нишу в Петропавловском соборе заняло надгробье Марии Федоровны, принцессы Дагмар.
  • Ну и конечно, нельзя не упомянуть колокольню собора – самую высокую структуру храма, которая выдержала много испытаний и в 1776 году была восстановлена и получила новые колокола, изготовленные известным голландским мастером Ортом Крассом, и фламандский карильон –подарок из Бельгии.Самая высокая точка колокольни Петропавловского собора – золоченый шпиль с летящим ангелом.

На Май 2021 год

1 Суббота Часы. Вечерня с Литургией свт. Василия Великого. 8.00
Чтение Деяний святых апостолов. 22.30
Полунощница. 23.20

Великая Суббота
2 Воскресенье
Утреня. Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста.

0.00
Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. 8.00
Великая Вечерня. 18.00

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.

3 Понедельник
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия.

8.00
Великая Вечерня. 18.00

Понедельник Светлой седмицы. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины.ликая Вечерня.

4 Вторник
Утреня. Часы. Литургия.

8.00
Великая Вечерня. 18.00

Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери.

5 Среда
Утреня. Часы. Литургия.

8.00
Великая Вечерня. 18.00

Среда Светлой седмицы. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского.

6 Четверг
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия.

8.00
Великая Вечерня. 18.00

Четверг Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Иверской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры.

7 Пятница
Утреня. Часы. Литургия.

8.00
Вечерня 18.00

Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери

8 Суббота
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Суббота Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка.

9 Воскресенье
Часы. Литургия.

6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Благодарственный молебен.

10 Понедельник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня.

11 Вторник
Часы. Литургия.

6.30
Часы. Литургия. 9.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Радоница. Поминовение усопших. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших.

12 Среда
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00

Девяти мучеников Кизических. Прп. Нектария Оптинского.

13 Четверг
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

14 Пятница
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского.

15 Суббота
Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.

16 Воскресенье
Часы. Литургия.

6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00

Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.

17 Понедельник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Мц. Пелагии, девы Тарсийской.

18 Вторник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Вмц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.

19 Среда
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Прав. Иова Многострадального.

20 Четверг
Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского.

21 Пятница
Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

22 Суббота
Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

23 Воскресенье
Часы. Литургия.

6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня с полиелеем. 18.00

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апостола Симона Зилота.

24 Понедельник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

25 Вторник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

26 Среда
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Преполовение Пятидесятницы. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного.

27 Четверг
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца.

28 Пятница
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.

29 Суббота
Часы. Литургия.

8.00
Всенощное бдение. 18.00

Прп. Феодора Освященного.

30 Воскресенье
Часы. Литургия.

6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской.

31 Понедельник
Часы. Литургия.

8.00
Вечерня. Утреня. 18.00

Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев.

Как помолиться при Мечниковской больнице: расписание богослужений

Это лечебное учреждение также именуется больницей имени Императора Петра Великого. Таково его название со дня основания, ведь больница построена как память об основании Петербурга. Ее закладка состоялась в 1910 г., на торжестве присутствовали члены царской семьи. Только спустя 7 лет удалось построить лишь временное здание для служб. В 1917 г. епископ Гдовский Вениамин освятил его, но возвести постоянное помешала революция. Ныне идет строительство церкви с опорой на первоначальный проект начала XX в.

К числу почитаемых святынь принадлежат:

  • Икона Богородицы «Умиление»;
  • образ вмч. Пантелеймона с частью его честных останков.

На приходе работает община сестер милосердия во имя св. Марии Магдалины.

С 2000 г. здесь идут ежедневные службы с 10 и 17 ч. Кроме того:

  • дважды в течение недели (вторник, воскресенье) проводится соборование для больных;
  • молебны с акафистом вмч. Пантелеймону служат по воскресеньям с 12 ч.

Храм расположен по адресу: Спб, Пискарёвский проспект, д. 47, корп. 22.

Петропавловский собор в Северной столице: история, главные святыни, как добраться

Это первый храм, появившийся здесь с момента основания города. Уже тогда Петр I задумывал его не только как духовный центр новой столицы, но также как главный собор России (до XVIII в. таковым считался Успенский Московского Кремля). Предполагалось, что даже по высоте он должен был превышать московскую колокольню Ивана Великого.

Символ Империи

Но первоначально здание, конечно, было построена деревянным. Закладка храма совершилась 29 июня 1703 г., в день свв. апостолов Петра и Павла. Менее чем через год здесь уже шли службы.

К этому времени относится первое известное описание Петропавловского, оставленное современником:

Возводить капитальное здание начали менее, чем через 10 лет, под руководством зодчего из Швейцарии, Доменико Трезини. При этом прежняя церковь оставалась действующей, будучи внутри возводимых стен. Так как для царя принципиальной была высота здания, то работы начались с постройки колокольни. В 1715 г. царь потребовал «колокольню… как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь». Но завершить стройку удалось только к 1722 г.

Интересный фактВысота звонницы действительно оказалась на 32 м больше московской колокольни Ивана Великого, составив 112 м.

Собор имел также другие отличия от традиционных русских церковных зданий, так что можно говорить о влиянии на его архитектуру, убранство, западной традиции архитектуры. Среди таких черт своеобразия:

  • часы на колокольне, по образцу многих европейских церквей;
  • шпиль, украшенный золочёным скульптурным изображением ангела; это задумка Петра I, воплощенная Д. Трезини, но ныне известный относится к концу XVIII в.; автор фигуры – итальянский мастер А. Ринальди;

Интересный фактКогда от шторма 1830 г. пострадал крест, отлетело крыло фигуры ангела, ремонт делал русский кровельщик Петр Телушкин. Он сумел оказаться наверху при помощи веревочной лестницы собственного изобретения, устанавливать строительные леса не пришлось.

  • более тонкие, чем у русских церквей, стены;
  • только один купол;
  • иконостас, по стилю напоминающий античную триумфальную арку; эта форма символизировала военные победы империи;
  • роспись стен не только библейскими сюжетами, но также украшение их нарядным орнаментом, имеющим чисто художественное, а не сакральное значение; во многом эта живопись напоминает украшение дворцов вельмож.

Окончательно завершить постройку удалось уже после смерти Петра I, к 1733 г.

Судьба здания

До середины XIX в. собор являлся кафедральным. Здесь также:

  • хранились военные трофеи – например, штандарты неприятельских войск;
  • находились захоронения императоров, а также членов их семей, начиная с Петра I; позже к зданию пристроили усыпальницу.

После революции 1917 г. Храм Петра и Павла в Петербурге закрыт, с 1924 г. по настоящее время он принадлежит Музею истории Петербурга, таким образом, Церкви не возвращен. Тем не менее, с 1990 г. здесь начали служить регулярные панихиды по русским императорам, а с 2000 г. начались первые богослужения. Службы совершаются здесь лишь по воскресным, праздничными дням.

Ценности, практически все главные реликвии, бывшие здесь, утрачены после 1917 г. Ныне горожане, туристы, приезжающие сюда, воспринимают собор в большей степени как часть музейного комплекса.

Как добраться?

Место расположения храма – Петропавловская крепость, она находится в историческом центре, на Заячьем острове. Ближайшая станция метро – «Горьковская», она находится примерно в 7 минутах ходьбы.

XIX век

Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.

На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.

В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).

История

Ранняя история

Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.

Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).

В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.

Советский период

В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма

С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.

Подворье Сербской православной церкви

В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.

Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:

Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.

В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.

По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».

Традиции праздника

В народе Праздник Петра и Павла был символом наступления разгара лета и был признаком необходимости начала подготовки к наступлению осени. «Петров день» называли «макушкой лета», за которым шла усиленная подготовка к масштабным сенокосам.

В Украине обряд подготовки начинался с уборок. В селах и городах массово убирали в домах и дворах. Был принято белить дома, вывешивать вышитые рушныки и другие украшения.

Готовились к празднику и юные девушки. Так, молодежь делала из полевых цветов венки, вплетала туда красные маки и устраивали массовые гуляния.

Утром все по традиции шли в церковь или собор, где стояли на торжественной церемонии, воспевающей святых апостолов.

Традиции также включали в себя использование первых ростков нового урожая ячменя, с которого было принято выпекать обрядовый хлеб, необходимый для освящения в храме.

По приходу из церкви, украинцы угощались специальным блюдом – сырными бабками. Угощение доставалось всем членам семьи и гостям.

Сырные бабки или мандрыки, по легенде, любили сами Петр и Павел, которые регулярно принимали их в пищу во время своих путешествий по миру и проповедования слова божего.

Считается, что после 12 июля перестают куковать кукушки. Данное явление в народе объясняли тем, что эти птицы якобы «подавились мандриком». Именно кукушка, согласно легенде, украла угощение у святого апостола, за что была наказана Богом.

День Петра и Павла, приметы которого особенно ценили в старину, почитался пастухами. Именно первый святой считается покровителем представителей этой «профессии». Пастухов было принято ценить и угощать именно в этот день. Селяне дарили угощения людям, пасшим скот, и вместе обедали

Праздник отмечали в специальных «петривниках» — небольших землянках, украшенных изгородью из зелени. В таких импровизированных «жилищах» и проводили праздничный обед.

В некоторых украинских этнических областях была традиция, заключающаяся в собраниях хозяек, которые кормили коров травами с желтыми цветами, что якобы давало им «желтое молоко». Обряд сопровождался тем, что женщины говорили особые заговоры, которые лишь частично дошли до наших дней.

Традиционно на «Петра и Павла» девушки гадали на своих суженных. Для того, чтобы узнать своего избранника, нужно было собрать 12 разных растений. «Дары природы» клали под подушку и читали специальный заговор. Убеждения селянок были такими, что они думали, что именно в эту ночь они смогут увидеть своего будущего мужа.

Также для сохранения красоты было принято умываться из трех источников, щедро угощать нуждающихся и встречать рассвет «на ногах».

Существовал обычай отмечать и 13 июля, которое называли «на пол Петра» или на «пол Павла». Праздник проходил с жаренными петухами на столе и свежим борщом, разлитым в три чашки.

Дата православного календаря также привлекала родственников безумных и лихорадочных, которые по легенде, могли исцелится именно в этот день.

Также Святому Петру молились моряки, а Павлу – первые украинские предприниматели.

Проповеди

Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя – проповедь митрополита Антония Сурожского

Петров день – проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

«Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия»  – проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове года

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Апостолов Петра и Павла года

https://youtube.com/watch?v=JqXSW7BePVE

Стоимость билетов в 2021 году

  • Вход на территорию крепости — бесплатный.
  • Для посещения музеев на территории крепости можно приобрести билеты на экскурсии (экскурсионные маршруты), либо билеты на отдельные интересующие Вас объекты.
  • Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница (не входит посещение колокольни Петропавловского собора): взрослые — 550 рублей, учащиеся — 300 рублей, пенсионеры — 250 рублей.
  • Тюрьма Трубецкого бастиона: взрослые — 250 рублей, учащиеся и пенсионеры — 150 рублей.
  • Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко: взрослые — 200 рублей, учащиеся и пенсионеры — 150 рублей.
  • Экспозиция «История Петропавловской крепости» — 100 рублей (для всех категорий граждан).
  • Экспозиция «Предметный мир модерна»: взрослые — 250 рублей, учащиеся и пенсионеры — 150 рублей.
  • Экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703-1918.»; Экспозиция «Музей науки и техники»; Экспозиция «Музей архитектурной керамики»: взрослые — 200 рублей, учащиеся и пенсионеры — 120 рублей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector