Белорусский экзархат московского патриархата
Содержание:
Церковный компонент протестного движения
Разгон протестующих. Минск, 9 августа 2020 г.
Религиозный фактор на постсоветском пространстве
традиционно где-то на обочине публичной жизни. Но на острие драматических
событий прошлого года, особенно после массовых избиений и насилия со стороны
ОМОНа в день выборов 9 августа, моральный авторитет Церкви вдруг оказался
чрезвычайно востребованным. И это не удивительно, поскольку белорусский протест
в основе своей — прежде
всего моральный протест.
Христианская и пастырская совесть многих из них просто не
могла не откликнуться на этот моральный вызов.
В итоге общество услышало голос Церкви, причем со стороны
разных конфессий, хотя и неодинаковой силы звучания. Правда, это был в основном
голос церковных «низов», а вот со стороны иерархов… У католиков это два-три
епископа, а у православных — один: архиепископ Артемий. Но даже один такой
иерарх с собственным голосом, ставший выразителем чаяний церковных низов, это
уже немало и, пожалуй, даже чудо.
Священники раздавали мороженое. Это не участие в протесте?
— В Беларуси были случаи, когда священники выходили к протестующим и, например, раздавали им мороженое. Как вы считаете, является ли такая форма участия в общественном протесте допустимой для священнослужителя? И нет ли странности в том, что мороженое раздавалось во время Успенского поста?
— Дискуссионным является вопрос, можно ли раздачу помощи квалифицировать как форму солидаризации и соучастия. Думаю, что положительным может быть ответ только в тех случаях, где сам жертвователь с этим согласен. Все же Церковь может благотворить и среди преступников, и среди наркозависимых — это не значит, что она на стороне преступлений и зависимостей.
И если у нас пост, то это не значит, что мы должны заставлять поститься всех. Помощь и поддержка всегда предоставляется в формате «как есть». Постящийся мог просто отказаться от мороженого.
Но тут важно, чтобы каждый участник комментировал свои действия сам: внешне правильные поступки могут иметь ложную мотивацию, и наоборот — несуразицы могут иметь в основе самые наилучшие намерения. — Мне известно несколько случаев, когда со стороны БПЦ оказывалась помощь пострадавшим в Минске, включая визит митрополита Павла в больницу
Есть ли у вас сведения об аналогичных случаях помощи в регионах?
— Мне известно несколько случаев, когда со стороны БПЦ оказывалась помощь пострадавшим в Минске, включая визит митрополита Павла в больницу. Есть ли у вас сведения об аналогичных случаях помощи в регионах?
— Около центров изоляции на Окрестина и Володарского (в Минске) присутствовали наши священники. Мы держали руку на пульсе, и если бы это понадобилось, то священников появилось бы больше.
По регионам у меня информации нет. Мы ее не запрашивали и сами не распространялись о своих действиях. Наша цель была просто помочь, и лишнее привлечение внимания могло сузить наши возможности.
— Выступая на митинге в Гродно 22 августа, Александр Лукашенко заявил, что его «удивляет позиция наших конфессий», подчеркнув, что «государство с безразличием на это смотреть не будет». В контексте достаточно жестких высказываний президента, поступали ли со стороны органов власти рекомендации и предложения по пересмотру формата сотрудничества БПЦ и государства?
— Мне ничего не известно о наличии таких рекомендаций и предложений.
Беседовал Сергей Мудров
Современное состояние
По данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ, в стране православных — около 48 % населения (более 80 % верующих); Белорусский экзархат по состоянию на 2011 год включал 11 епархий и 1582 общины, в которых несут службу 1655 священнослужителей; 1597 православных храмов. Действуют 7 духовных учебных заведений, в том числе духовная академия и духовная семинария в Жировичах (Слонимский район Гродненской области), духовная семинария в Витебске, 3 духовных училища, а также 14 мужских и 20 женских монастырей, 54 братства и 113 сестричеств. Богословов также готовят в Теологическом институте Белорусского госуниверситета и в Витебском государственном университете имени Петра Машерова.
7 января 2008 года, во время посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске, Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны». Сама православная церковь отрицает свою причастность к какой-либо идеологии.
Посещает школы и интернаты, и дарит подарки
В 2018 гду епископ Антоний был удостоен звания «Человек года Минщины». Он часто учавствовал в благотворительных мероприятиях, посещал школы и дома-интернаты, где беседовал с людьми, дарил им подарки. На такие встречи с ним приходили местные чиновники. В своих обращениях к народу Антоний придерживаелся тем православия, церкви, веры.
— Мы сейчас переживаем благоприятное время: у нас есть возможность свободно осуществлять свою миссию, проповедовать слово Божье, строить храмы. Создаем новые общины, привлекаем к Церкви молодежь. Молодые люди активно помогают тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, посещают инвалидов, детей-сирот. Вера без дел мертва, чтобы ее укрепить, нужно помогать ближним, — обращался владыка к верующим.
Когда в 2017-м году в Солигорске открывался собор Рождества Христова, епископ отметил власть, которая выделила под строительство хорошее место в центре города.
О событиях, происходящих в Беларуси, Антоний не высказывался. А вот в 2015 году во время Божественной литургии в Михайловском кафедральном соборе Слуцка, молился о мире в Украине.
А в конце мая этого года, когда в Беларусь приезжала делегация православной церкви из Украины, Антоний заверил в ежедневной молитве за всю Украинскую Православную Церковь и братский народ Украины.
История
Церковная жизнь зародилась на территории Белоруссии в конце X в. В 992 г. в состав Киевской митрополии вошла новообразованная Полоцкая кафедра. Через некоторое время самостоятельная церковная кафедра появилась в Турове. Под воздействием церковно-политических событий в начале XIV столетия единая Киевская митрополия разделилась на две части.
Свято-Духов кафедральный собор в Минске — главный православный храм Беларуси
Центр восточной её части расположился в набирающем силу Московском княжестве. Западные епархии, в том числе Полоцкая и Туровская кафедры, оказались под контролем православных епископов Литовской митрополии. Положение православных христиан в Литовском княжестве постепенно ухудшалось.
В 1596 г. административные единицы православной церкви прекратили своё существование. Через 40 лет в Могилёве была учреждена православное церковное управление, которое являлось единственным оплотом православной церкви на белорусских землях до конца XVIII столетия.
В 1793 г. территория современной Белоруссии вошла в состав Российской империи. К началу XX в. здесь существовали 5 епархий с центрами в следующих городах:
- Могилёв;
- Полоцк;
- Минск;
- Вильнюс;
- Гродно.
Викарные епископы несли служение в Бресте, Белостоке, Слуцке, Гомеле, Каунасе и Двинске. На белорусских землях располагались 3500 церковных приходов и 35 монастырей. Религиозное образование можно было получить в 3 семинариях. При всех епархиальных управлениях работали типографии, выпускающие периодические религиозные печатные издания.
Минская духовная академия
После Октябрьской революции большинство епархий были упразднены. В течение 70-ти лет единственная православная кафедра существовала в Минске. В помощь минскому епископу периодически назначались викарии. Возрождение церковной жизни в Белоруссии началось в конце 80-х гг. прошлого века. В октябре 1989 г. состоялся Архиерейский собор, принявший следующие решения:
- учреждение Могилёвской, Пинской и Полоцкой епископских кафедр;
- образование на территории республики Беларусь одноимённого экзархата;
- назначение главой новой административной единицы минского митрополита Филарета с утверждением ему титула митрополит Минский и Гродненский, патриарший экзарх Белоруссии.
Интересно! В Белорусском экзархате на протяжении 30 лет происходит процесс разукрупнения епархий. К настоящему времени их насчитывается 14 епископских кафедр, состоящих из 1650 приходов.
Частыми гостями на белорусской земле являются Предстоятели Русской Православной Церкви. Всестороннюю поддержку Белорусской Православной Церкви оказывают светские власти республики. Президент Александр Лукашенко в одной из своих речей назвал церковь «главным идеологом страны».
Финансирование
Согласно уставу БПЦ, её средства образуются из пожертвований и от доходов от предпринимательской деятельности, отчислений от прибыли предприятий и организаций БПЦ. Патриарший экзарх всея Беларуси и Синод Белорусского экзархата являются распорядителями финансовых средств и имущества БПЦ. БПЦ может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности церкви, в том числе — отнесённое к историко-культурным ценностям. БПЦ пользуется налоговыми и иными льготами, которые государство может предоставлять в установленном законодательством порядке, кроме того — финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране находящихся в собственности или бессрочном безвозмездном владении зданий, объектов, в том числе относящихся к историко-культурным ценностям. Для церкви со стороны государства предусмотрен и ряд налоговых льгот — она освобождена от уплаты налога на недвижимость и земельного налога. В то же время БПЦ платит налоги соответственно законодательству: подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд, страховые взносы.
Существенную часть финансирования составляют пожертвования — многие белорусские бизнесмены, руководители крупных компаний и предприниматели выделяют средства на строительство храмов, жертвуют деньги на их развитие.
БПЦ получает также доход от собственных предприятий. Так, компания «Диакония» с 1993 года занимается поставками алкогольной продукции. Медицинский центр «Элеос», который вместе с гостиницей и кафе входит в многофункциональный комплекс «Дом милосердия», занимается оказанием коммерческих медицинских услуг.
Издательство Белорусского экзархата является одним из крупнейших издательских центров на территории СНГ, а также занимается реализацией церковной утвари.
БПЦ управляет и недвижимостью. По словам митрополита Минского и Заславского Павла, он «не видит ничего зазорного в том, чтобы церковь строила доходные дома».
История
2000-летие христианства. Почтовый блок Белоруссии, 2000 год
В 992 году в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата была учреждена Полоцкая епархия. К XIII веку на территории современной Беларуси было 2 епархии: Полоцкая и Туровская (1005), которые входили в Киевскую митрополию.
В связи с фактическим разделением в начале XIV века общерусской Киевской митрополии на церковь с центром в Москве (в пределах Московского княжества) и православную церковь в Великом княжестве Литовском (Литовская митрополия, 1316), Полоцкая, а с 1347 года и Туровская епархии вошли в состав последней.
В 1459 году произошло окончательное отделение Киево-Литовской митрополии от Московской. В середине XVI века в состав Литовско-Новогрудской митрополии (центр в Новогрудке, потом в Вильнюсе) входили Полоцкая, Туровская (с кафедрой в Пинске), Смоленская, Черниговская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Луцкая, Владимир-Волынская епархии.
После Брестской унии 1596 года православная церковь в Великом княжестве Литовском как канонически целое перестала существовать. Снова основана в 1632 году в Могилёве. Могилёвская (Белорусская) епархия была единственной православной епархией в пределах Белоруссии до конца XVIII века. После Второго раздела Речи Посполитой в 1793 года учреждена Минская епархия. В 1833 году восстановлена Полоцкая, созданы Виленская (1840) и Гродненская (1900) епархии. В Бресте, Белостоке, Слуцке, Гомеле, Каунасе и Двинске существовали кафедры викарных епископов. Все епархии входили в состав Греко-российской церкви и находились под юрисдикцией Святейшего синода. До начала Первой мировой войны в пяти православных епархиях Белоруссии были 3552 храма и 35 монастырей, три духовные семинарии. Каждая из епархий имела свои периодические издания.
В соответствии с положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постановления Поместного собора 1917—1918 годов о митрополичьих округах Временный патриарший Священный синод образовал церковные области в составе нескольких епархий, в том числе в границах Белорусской ССР была образован митрополичий округ с центром а Минске. Дата упразднения точно неизвестна. Предположительно, это произошло в 1943 году при проведении переустройства епископских кафедр.
В послевоенное время под давлением властей все епархии в Белоруссии, кроме Минской, были упразднены. В помощь митрополиту Минскому и всей Белоруссии иногда назначались викарные архиереи.
Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший 9—11 октября 1989 года, принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского патриархата, утвердив прежнее решение Священного синода об образовании Могилёвской, Пинской и Полоцкой епархий.
16 октября 1989 года Священный синод во исполнение определений Архиерейского собора постановил: экзарху Белоруссии впредь иметь титул «Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии»; Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии.
Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 года (журнал № 15), утверждённым постановлением Священного синода Русской православной церкви от 18—19 февраля 1992 года (журнал № 13), Минская епархия реорганизована и территориально ограничена Минской областью.
7 января 2008 года при посещении Свято-Духова кафедрального собора в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны».
В октябре 2010 года в ходе визита в Стамбул (Турция) президент Лукашенко, по сообщениям СМИ, на встрече с Константинопольским патриархом Варфоломеем мог обсуждать перспективу дарования автокефалии Белорусской церкви; эксперты расценивали переговоры как политический демарш президента против руководства России. 13 октября руководитель администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей опроверг эти сообщения, назвав их «очередной гнусной провокацией» и связав их с обострением российско-белорусских отношений.
20 декабря 2018 года БПЦ постановила «признать раскольническим сообществом так называемую Автокефальную православную церковь Украины во главе с так называемым митрополитом Киевским и всея Украины Епифанием».
25 августа 2020 года Священный синод Русской православной церкви освободил от должности главу Белорусского экзархата (отдельного церковного округа) митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарёва). Новым патриаршим экзархом в Белоруссии назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Тупеко).
Митрополит Павел извинился. За что?
— В Интернете появлялись самые разные сообщения об извинениях митрополита Павла (до 25 августа — Патриаршего Экзарха всея Беларуси) по поводу «преждевременных поздравлений» Лукашенко в связи с победой на выборах. Не могли бы вы разъяснить тот контекст, в котором прозвучали его слова?
Во время встречи глава БПЦ столкнулся с настойчивыми обвинениями в том, что он поздравил президента и использовал в своем послании ссылки на духовно-нравственные ценности. Выслушав обвинителей, владыка на самом деле попросил прощения у всех, кто был смущен его посланием, но при этом объяснил свои действия протоколом, соображениями добрососедства и церковно-государственного партнерства.
Это не сожаление о поздравлении как таковом, не его отзыв, а вежливое извинение за причинение беспокойства другим своими действиями. Митрополит Павел также отметил, что сотрудничество Церкви и Государства может быть основано только на «основе вечных духовно-нравственных ценностей, сформированных в лоне христианской традиции», о чем и сказано в поздравлении.
Служение
В 2007-м Дениса Доронина приняли в Минское епархиальное управление на должность референта по общим вопросам. Три года (с 2007 до 2010) исполнял послушание иподиакона Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Постриг прошел в 2009 году в Жировичском мужском монастыре, с наречением имени Антоний — в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Через год рукоположен в иеромонаха, и в том же году возведен в сан игумена. В январе 2012 года митрополитом Филаретом возведен в сан архимандрита.
С конца 2011 года Антоний преподавал «Общецерковную историю» в Минской духовной семинарии, потом в Минской духовной академии вел «Литургическое богословие».
Антоний исполнял должность ответственного секретаря Управления делами Белорусского экзархата, был помощником ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру БПЦ в Минске.
В 2014-м назначен управляющим делами Белорусского экзархата (после реорганизации — Минской экзархии). Осенью того же года был избран епископом Слуцким и Солигорским. Введен в состав Синода Белорусского экзархата.
Награжден орденом святителя Кирилла Туровского II степени.
О какой автокефалии речь?
«Автокефалия» — это очень популярная страшилка в церковных
кругах. Слово это давно употребляется с негативными коннотациями, хотя, как
известно, сама по себе автокефалия — это всего лишь принцип административного
устройства мирового православия, состоящего из нескольких полностью
самостоятельных, то есть автокефальных Церквей, одна из которых — Русская Православная
Церковь. «Сам себе голова» — вот что значит это греческое слово. Но правда то,
что редко когда в истории новая поместная Православная Церковь получала эту
самую автокефалию без скандалов и канонических раздоров.
Каждая автокефальная Церковь уважает только свою
автокефалию и чествует день ее получения, но противится любым попыткам ее
обрести со стороны какой-либо из ее частей — здесь уже автокефалия подается как
зло. Что говорить, драма с украинской автокефалией у нас прямо перед глазами.
Поэтому страшилка весьма удобная, стоит только подвести под нее по аналогии с
Украиной и Беларусь. Аналогия, однако, сильно хромает.
Среди клириков и верующих БПЦ этот вопрос пока не только не ставится, но даже не обсуждается. В том числе и в самой продвинутой Гродненской епархии, о чем говорит и архиепископ Артемий в своем интервью после отставки, вопреки всем голословным обвинениям, что он превратил свою епархию в «пристанище автокефалистов».
Тема автокефалии как таковая периодически всплывает в обществе, но в кругах далеких от Церкви, во всяком случае от БПЦ. Есть даже небольшая церковная группа автокефалистов, входящая в структуру заграничной БАПЦ (Белорусская Автокефальная Православная Церковь). В Беларуси она вне закона, у нее здесь всего два священника и ни одного храма. Вряд ли она может составить конкуренцию БПЦ и представлять какую-то угрозу для ее единства.
Равнодушие православных белорусов к теме автокефалии
поддерживается и в основном дружественным расположением белорусского народа, в
том числе и церковного, к России. И это даже несмотря на ту роль, которую
сыграло ее руководство в поддержании режима.
Более того, мы уже видим, во что может вылиться в условиях диктатуры эта «независимость». Чем меньше зависимость от внешнего руководства, тем больше соблазна для государства диктаторского типа распоряжаться Церковью как своей собственностью, и она легко может превратиться совсем не в то, что называется «сам себе голова», а напротив — без собственной головы в карманную церковь режима, симптомы чего мы сейчас и наблюдаем.
Как ни парадоксально, но именно сейчас БПЦ ближе к «автокефалии», чем когда-либо. Московская Патриархия, ранее сдерживавшая попытки к большему самоуправлению Белорусского Экзархата, теперь фактически все передала на внутреннее усмотрение режима и зависимого от него церковного руководства. Примечательно, что Москва именно сейчас с готовностью пошла на то, чего не допускала раньше: поставить во главе Экзархата местного епископа белорусского происхождения, причем явно по указке режима. И теперь власть, уже не стесняясь, подломила под себя православие, делая то, в чем обвиняет своих врагов. На этом фоне интересна еще и такая деталь, что как раз новоназначенный в Гродно епископ Антоний (Доронин) имеет репутацию иерарха с проавтокефальными настроениями. Есть предположение, что именно он, как управляющий делами БПЦ, стоит за неуклюжей попыткой митрополита Павла (Пономарева) взять курс на большую самостоятельность Белорусского Экзархата.
О Церкви и агитации
— Мы говорим о недопустимости участия духовенства в политической агитации, но хорошо известно, что некоторые священники БПЦ публично высказывались в поддержку Лукашенко, в том числе в период проведения предвыборной кампании. Принимались ли священноначалием меры по недопущению подобных случаев?
— Да, такие случаи имели место. Во время предвыборной кампании никаких мер предпринято не было. Во всяком случае, мне об этом неизвестно.
К сожалению, такое бывает часто: провластные выступления игнорируются, а прооппозиционные или даже просто кажущиеся кому-то таковыми могут провоцировать достаточно суровые реакции со стороны чиноначалия. Такое не так сложно было заметить и на прошлых президентских выборах в соседней с нами Польше — там мы тоже видели немало провластных выступлений.
«Хотят службы на белорусском, а сами на них не ходят». Ректор Минской духовной академии – о языке, автокефалии и богословской науке в Белоруссии
К сожалению, на практике принцип «невмешательства в политику» толкуется только как неучастие в поддержке оппозиции. Да и публично высказывающиеся за власть могут иметь очень серьезную поддержку среди представителей власти, в то время как за «оппозиционное» поведение клириков, напротив, от этих же лиц легко получить ноту в адрес епархии или экзархии. Такого неравенства быть не должно, но я председатель информационной службы, а не церковного суда.
Справедливости ради отмечу, что уже после выборов некоторые священники получили замечания за свои откровенно провластные политические выступления, поскольку они вызвали смуты даже в их собственных общинах.
— В принципе, священники, которые активно поддерживают власть, у нас известны, их имена на слуху. Но как быть с противоположным мнением? Были ли в БПЦ случаи, когда духовенство высказывалось в пользу иных, оппозиционных кандидатов? Это ведь тоже участие в политике, только с другим оттенком.
«Это не Майдан, люди надеются на мирные перемены»
— Скажем так, были случаи, когда священнослужители публично высказывались не в пользу иных кандидатов, а таким образом, что их выступления можно было расценить как протест против власти действующей — прежде всего против насилия и пыток, совершенных акторами, представляющими эту власть. Не так давно после известного заявления и проповеди архиепископа Гродненского Артемия (в которой он даже подверг критике официальный союз молодежи — БРСМ), Синод сделал собственное заявление по теме и дистанцировался от всех других, оставив их в зоне персональной ответственности их авторов.
Стоит заметить, что были священники, которые позволили себе нечто большее — то, что можно было воспринять именно как политическую поддержку оппозиции. Я знаю, что они получали замечания своих настоятелей и епископов, но это не было тем, что можно назвать наказанием. Другими словами, церковные власти не спешили рубить сплеча как слева, так и справа.
Структура и управление
Церковно-правовое положение БПЦ регулируется главой XIII Устава РПЦ. Белорусская православная церковь обладает административной самостоятельностью и управляется Синодом, который состоит из Патриаршего Экзарха всея Беларуси и всех правящих архиереев Экзархата. Экзарх Белоруссии имеет титул «Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси».
В состав БПЦ входят следующие епархии (по областям):
Кафедральный Свято-Симеоновский собор, г. Брест.
Кафедральный Покровский собор, г. Витебск
Витебская область
- Витебская епархия
- Полоцкая епархия
Кафедральный Петро-Павловский собор, г. Гомель
Кафедральный Собор во имя Архистратига Михаила, г. Мозырь