Крещение руси: как мировые церкви получали автокефалию
Содержание:
- Как получили самостоятельность некоторые их Церквей
- Непризнанные самостоятельные церкви
- Условия и порядок решения об автокефалии
- Каким образом поместная церковь становится автокефальной
- Права автокефальных церквей
- Последствия Флорентийской унии в России
- Благоприятное стечение обстоятельств
- Возникновение Русской автокефалии
- Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей
- Ныне существующие автокефальные церкви православия
- Использованная литература
- Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность
- Последствия автокефалии Украинской православной церкви
- История появления церквей автокефалий
- Современное состояние вопроса
- Реакция РПЦ
- Как предоставляется автокефалия
- Автокефальная церковь
- Автономные церкви и их особенности
Как получили самостоятельность некоторые их Церквей
Большинство ныне автокефальных церквей имеют самостоятельность, предоставленную одним из патриархатов, занимающих в диптихе первые 5 позиций.
Русская
Фактическая самостоятельность была вынужденно заявлена после так называемой Ферраро-Флорентийской унии, когда Константинопольпринял догматы католиков, примат Папы Римского. При этом к унии уклонился также назначенный на Русь митр. Исидор, даже получивший от Папы звание кардинала, «легата от ребра Апостольского». Исидор был низложен собором русских епископов, а на кафедру самостоятельно поставлен свт. Иона, епископ Рязанский.
Событие это совершилось в 1448 г. Однако для его признания, несмотря на каноничность, потребовалось более 100 лет. Только с 1589 г. Константинополь признал самостоятельность Русской Церкви и пятое место Патриарха Московского «по чести».
Сербская
Она существует как самостоятельная от Константинополя с 1219 г., когда Патриарх Мануил I рукоположил свт. Савву во епископа Сербии.
Монастырь Жича, Сербия
8
Октября
2019 года
Состоялось празднование 800-летия этого события в монастыре Жича, издревле бывшем резиденцией архиереев.
По причине большого количества собравшихся, служба с участием нескольких десятков епископов шла под открытым небом, на сербском и церковно-славянском языках, которые употребляются за богослужением сербами.
Болгарская
Эта Поместная Церковь являет собой пример раскола с его последующим уврачеванием. За свою историю Болгария получала церковную самостоятельность несколько раз, что тесно переплеталось с политикой, национальным движением:
- в 919 г. – самовольно, самостоятельность признана Константинополем через несколько лет; с 1018 г. упразднена после военного конфликта с Византией; с 1185 г. восстановлена;
- с XIV в. страна оказалась под властью турок, как сам Константинопольский Патриархат; автокефалия вводилась и упразднялась несколько раз, пока 3 апреля 1860 г. Болгария не покинула Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке; это вызвало так называемую «греко-болгарскую схизму»;
- с 1992 по 1998 разделение происходило уже внутри самой Болгарской Церкви; только в 1998 г. раскол был уврачеван через покаяние с предоставлением уже законной автокефалии при поддержке других Патриархов православного мира.
Польская
Проблема самостоятельности встала также по политическим соображениям, после распада Российской Империи. В 1924 г. Константинопольский Патриарх, основываясь на том, что до середины XVII в. страна являлась его канонической территорией, подписал томос об автокефалии. Его признали другие Церкви, кроме Русской. Впоследствии раскол был уврачеван, с 1948 г. Польская Церковь получила самостоятельность уже законным образом.
Грузинская
Исторически Грузия – каноническая территория Антиохийской патриархии. С X в. здесь существовала проблема предоставления самостоятельности, на что антиохийцы не соглашались. Таким образом, Грузия имела лишь некоторую степень автономии. С вхождением страны в состав Российской Империи, Грузия стала экзархатом с правами автономии. С 1917 г. самостоятельность заявлена самовольно Возникший раскол удалось преодолеть с 1943 г. через законную самостоятельность, предоставленную Русской Церковью.
В Америке
Русская Православная Церковь предоставила ей самостоятельность с 1970 г. Однако не все предстоятели православного мира признают этот акт, продолжая считать Американскую Церковь автономной частью Русской.
Вместе с тем, другие общины поддерживают с этой Церковью каноническое общение, совершают совместные службы.
Современный мир, сотрясаемый политическими скандалами, войнами, революциями – сложное место для спасающихся, идущих вослед Христа. Срываясь, падая, уходя в расколы, подвергаясь страстям, православные раз за разом возвращаются к единству, стремясь не потерять главное
«единство духа в союзе мире» (Еф.4:3).
Наталья Сазонова
Непризнанные самостоятельные церкви
Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:
- Македонская церковь;
- Черногорская;
- Украинская автокефальная церковь.
Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.
Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.
В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.
Условия и порядок решения об автокефалии
Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».
- политическая самостоятельность территории обособляющейся поместной Церкви
- географическая отдаленность от центра кириархальной Церкви
- этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви
- согласие кириархальной Церкви
Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:
- стремление к автокефалии значительного большинства паствы и духовенства обособляющейся поместной Церкви
- способность обособляющейся поместной Церкви к самостоятельному бытию (В частности, так-как сущностью автокефалии считается самостоятельное поставление архиереев, для чего необходимо как минимум два других архиерея (1-е правило апостольское), для автокефалии необходимо наличие не менее трех архиереев.)
В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.
Каким образом поместная церковь становится автокефальной
Вопрос о том, образовать ли новую Церковь, несколько веков решал только Вселенский Собор. Его право предоставлять полную самостоятельность любой местной общине, способной к самоуправлению, не упразднено до настоящего времени, но от последнего такого Собора прошло более тысячи лет.
Поэтому сейчас вопрос образования самостоятельной Церкви может решить:
Поместная Церковь; естественно, она может дать самостоятельность лишь той общине, которая входит в ее юрисдикцию;
Интересный фактИменно поэтому попытка Константинопольской Патриархии дать «самостоятельность» раскольнической структуре «Православная церковь Украины» (томос принят 6 января 2019 г.) является абсурдной с точки зрения как права, так и простой логики, так как касается Поместной Церкви.
- в исключительном случае – сама местная община; как правило, это происходит, если господствующая Церковь (по принятой терминологии, «Церковь-Мать») отошла от православного учения
- бывают также случаи самовольного провозглашения автокефалии по политическим или иным соображениям, обычно под давлением, при участии государственной власти; подобные неканонические действия обычно позже, по успокоении страстей, стараются уврачевать или через возвращение общины к Церкви-Матери, или через законное предоставление самостоятельности.
Права автокефальных церквей
Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать главу церкви собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.
Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение поместных соборов.
Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.
В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная самостоятельность. Это же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв Вселенского собора.
Последствия Флорентийской унии в России
Подписанная 6 июля 1439 года во Флоренции уния на Руси встретила неприятие. Пока Киевский митрополит-униат и новоявленный папский легат Исидор добирался до Москвы, возглашая по дороге заключённую унию в западных епархиях, другие участники посольства успели прибыть в столицу раньше и сообщить о совершённом во Флоренции «предательстве греками» Православия. Впрочем, и в Польше, и в Литве уния не была признана. Во многом этому способствовала поддержка польским королём Казимиром «базельского» папы Феликса V и непризнание им заключившего унию папы Евгения IV. На стороне Базельского собора и папы Феликса был и польский епископат, который к тому же был настроен весьма непримиримо в отношении к православным догматам и обрядам. Благосклоннее к делу унии отнеслись в Смоленске и Киеве. Исидор прожил в Киеве всю зиму и в феврале отбыл в Москву.
Исидор прибыл в Москву только на Страстную седмицу Великого Поста 19 марта 1441 года. Папский легат вступил в столицу по церемониалу католического епископа, с преднесением креста. К его приезду в Москве готовились, однако дали отслужить Литургию в кафедральном Успенском соборе. Во время литургии вопреки обычаю митрополит первым помянул не Константинопольского патриарха, а папу Евгения. По окончании Исидор провозгласил унию. После этого, великий князь Василий, назвав митрополита волком, изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь. Впрочем, впоследствии (и с этим согласны все исследователи) Исидору дали возможность бежать в Литву, тем самым избавив себя от неприятной обязанности судить отступника-митрополита.
После ареста митрополита великий князь из епископов, находившихся в это время в Москве, созвал собор. Присутствовали шесть из восьми епископов подконтрольной Василию II Северо-восточной Руси: Ростовский Ефрем, Рязанский Иона, епископ Суздальский Авраамий, Сарайский Иов, Пермский Герасим, Коломенский Варлаам. Никаких соборных документов не сохранилось (если они вообще были). Документом, вероятно связанным с собором, стало послание великого князя Константинопольскому патриарху. По меньшей мере, послание было составлено и отправлено. Известно два варианта этого документа, близких по тексту. Одно адресовано патриарху Митрофану, другое — на имя императора Иоанна VIII. Второе послание известно в составе 2-й Софийской летописи. Оба послания позволяют установить год их составления. Но если в первом фигурирует 1441 год, то второе послание указывает на 1443-й. Трудно сказать, была ли повторная попытка через два года связаться с Константинополем, или же просто переписчик допустил вполне объяснимую ошибку, но именно 2-я Софийская летопись сообщает, что, узнав о принятии унии императором и патриархом, великий князь вернул посольство с дороги, и послания адресатов не достигли.
Тем не менее, этот документ представляет немалый интерес. Подробно извещая о произошедшем с Исидором, послание отвергает унию, как противоречащую «древнему нашему благочестию и православной вере». При этом упоминаются основные пункты расхождения с «латинянами». Это учение о «двойном» исхождении Святого Духа (filioqve), совершение Евхаристии на пресном хлебе, учение о чистилище. Отвергается и право Папы выступать в качестве учителя Церкви. В послании подчёркивется верность «вашей греческой вере
». При этом великий князь просит позволения ставить митрополита собором русских епископов. Поводом для этой просьбы была «нужа далечного и непроходного путешествия» — трудность далёкого путешествия. Впрочем, великий князь просит патриаршего благословения и выражает желание «никако же разлучно от вас имать бытии наше православное христианство до века».
Действие московитов было активно поддержано на Афоне. От афонского протата и всех афонских иноков в Москву на имя князя Василия было направлено послание с поддержкой действий против унии.
Благоприятное стечение обстоятельств
К счастью, вскоре политическая обстановка сложилась таким образом, что исключила возможность развития столь негативного сценария. Прежде всего на руку митрополиту Ионе сыграло то обстоятельство, что провалом закончились попытки бежавшего в Литву митрополита Исидора вывести из-под контроля Московской митрополии западные епархии и склонить их население к принятию унии. Ему в этом помешал польский король Казимир IV, по стечению обстоятельств именно в этот период порвавший отношения с римским папой Евгением I.
Когда в 1447 году он умер, главой католической церкви стал папа Николай V, и король Казимир IV восстановил отношения с Римом. Однако и в этой остановке беглый Исидор не смог реализовать свои коварные замыслы, поскольку идея унии нашла яростных противников в лице представителей польского духовенства.
Возникновение Русской автокефалии
Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.
На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.
Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.
Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.
Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей
Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.
Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.
Ныне существующие автокефальные церкви православия
В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.
Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.
Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в 1589 году. Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.
Использованная литература
-
Цыпин Владислав, прот., «Автокефалия,» Православная энциклопедия, т. 1, 199-202:
-
Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, «Введение»:
-
Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), «Введение»:
-
Цыпин Владислав, прот., Церковное право, разделы: Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк):
- Erickson, John H., «Autocephaly in Orthodox canonical literature to the thirteenth century,» Autocephaly. The Orthodox Church in America, Crestwood, NY: St. Vladimir’s seminary press, 1971, 28-41.
-
Блохин В., История поместных православных церквей (Учебное пособие), раздел I, глл. 1 и 2:
-
Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, «Автокефалия и способ ее провозглашения,» выступление на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии, Шамбези, 7-13 ноября 1993 (по изд.: Дамаскин (Папандреу), митр. Швейцарский, Православие и мир, Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр, изд. Ливани-Нэа Синора, 1994), цит. по:
-
Кирилл (Говорун), архим., «Автокефалия: от канона к мифу,» доклад на конференции «Собор и Томос: ориентиры ХХ века на путях Церкви в ХХІ столетии,» Нью-Йорк, Свято-Владимирская семинария, 18-20 июня 2009 года:
-
Шмеман А., протопр., Церковь, мир, миссия, М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996, гл. «Знаменательная буря,» цит. по:
-
Зуев П., «Единство в разнообразии. Система Поместных Церквей,» газета Зеркало недели, №3, 27 января 2007:
-
Венедиктов В., «Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии»:
-
Чернышов В., Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), гл. 1, раздел 1.1 «Понятие о поместной церкви, автокефалии и условиях ее получения»:
-
Попов А., «Несказанное слово. Размышления после 1020-летия крещения Руси,» газета 2000, №32 (424), 8-14 августа 2008:
-
«Поместные Церкви,» сайт Фастовского Покровского храма:
Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.
Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».
Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.
Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.
См. ряд примеров в Об управлении империей, 29 () и 30 ()
PG 137: 317-20.
См.: «Участники заседания в Шамбези подготовили проекты документов по процедуре предоставления Православным Церквям автокефалии и автономии,»
Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность
Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.
В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:
- Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
- Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
- На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
- Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
- Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
- Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
- На седьмом месте – Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
- Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
- На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
- Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
- На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
- На двенадцатом – Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
- Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
- На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
- Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.
Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.
Самоназванные автокефалии – это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:
1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно – православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.
Последствия автокефалии Украинской православной церкви
Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.
Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».
Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.
Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.
мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.
Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.
История появления церквей автокефалий
Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.
Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.
Что такое Томас в православии
Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.
Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.
Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.
С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.
1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.
Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.
Клирик кто это в православии
Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.
Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.
Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.
Современное состояние вопроса
Вопрос о праве предоставлять автокефалию продолжает оставаться острым и сложным. Наиболее напряженным в этом отношении является противостояние вокруг Православной Церкви в Америке. Вскоре после дарования ей автокефалии Русской Церковью в году все прочие поместные Церкви разделились — только Грузинская, Болгарская, Чехословацкая и Польская Церкви признали новую автокефалию.
Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.
- Русская, Румынская, Болгарская, Польская и другие Церкви настаивают на самостоятельном праве каждой автокефальной Церкви даровать автокефалию конкретной части ее юрисдикции, если имеются все необходимые конкретные предпосылки.
- Ряд Церквей, прежде всего Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Элладская, ведущую роль в процессе дарования автокефалии отводят Константинопольскому патриарху.
В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви. .
Реакция РПЦ
В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.
Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.
Как предоставляется автокефалия
Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.
Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.
Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:
- политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
- территориальная отдаленность;
- развитая система образования;
- достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
- запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
- согласие поместной общины на отделение.
Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности
Автокефальная церковь
Православная Вселенская Церковь объединяет всех верующих в Иисуса Христа как в Спасителя людей вне зависимости от места проживания и национальности. Это единая, соборная и апостольская Церковь, которая сохранила истинную веру. При этом Вселенская Церковь состоит из самостоятельных Поместных Церквей. Самостоятельность заключается в административных вопросах, но не нарушает единства веры и святоотеческого учения. Духовенство поместных церквей молится друг за друга на Литургии и верующие могут причащаться из одной Чаши. Такая административная независимость Поместных церквей называется автокефалией, что в переводе с греческого языка переводится как “самовозглавление”. Автокефалия – это не самовольное отделение от Поместной Церкви, а признанное Вселенской Церковью право на самоуправление одного из православных сообществ.
Собор святого Саввы — кафедральный храм автокефальной Сербской Православной Церкви
Автономные церкви и их особенности
Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская православная церковь стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.
Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.