Крещение руси

Предыстория крещения Руси: что было «до»?

Обращение соседствующих варварских держав в веру Христа было обычным делом для Византии в IX — X в. н. э. Тем самым Византия приобретала себе новых союзников и сохраняла безопасность своих приграничных земель. Однако не многие знают, что предваряло решение о христианизации древнерусского государства.

Начиная со второй половины IX века в земли Руси направляются и непрерывно занимаются своей миссионерской деятельностью византийские священники, подготавливая почву для дальнейшего христианского просвещения её правящей верхушки и жителей. Поэтому правильным будет сказать, что христианство среди восточных славян начало распространяться несколько раньше, чем произошло её признание официальной религией в 988 году. Это мнение также подтверждается многочисленными находками археологии.

Святая княгиня Ольга

Кроме того, первые попытки христианизации Руси на государственном уровне предпринимала и Княгиня Ольга (правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, будущем отце князя Владимира). Она считается первым древнерусским правителем, принявшим христианство.

В 957 году Ольга с делегацией предприняла визит в Константинополь, где пыталась договориться о принятии Древнерусским государством веры Христовой и признании его единоверным союзником Византии. Тогда же во время визита в Византию княгиня Ольга и была крещена (в крещении получила новое имя — Елена).

В 959 году с ответным визитом в Киев прибывают византийские послы. Они просят Ольгу оказать военную помощь их стране, княгиня отвечает отказом. В связи с этим греческое посольство не спешит заключать с Ольгой сделку об обращении Руси в христианскую веру. Таким образом, провести полноценную религиозную реформу, которую получится реализовать только её внуку спустя несколько десятилетий, княгине Ольге не удаётся.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность

Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Как и когда происходило крещение Руси?

Первое крещение было в источнике Крещатик под Киевом. Затем началась массовая христианизация киевлян в Днепре, у реки Почайна. Позже, уже в советское время, когда началась отчаянная борьба с церковью, и насаждение атеизма, стали распространяться различные мифы. Один из них – что якобы христианская вера насаждалась «мечем и огнем».

Что символизирует кулич и яйца на Пасху в православии

Но, как твердят многие источники тех лет, все проходило довольно мирно и спокойно. И в этом большую роль сыграло священство. Они понимали, что нельзя искоренить одним махом веками существовавшее язычество, поэтому резких кардинальных мер не принимали.

Люди сами стали видеть, что церковь старается прививать новую веру мирным путем, занимается просвещением народа. Детей стали обучать в приходских школах. В страну завозились книги. Затем и на Руси появилось книгопечатание, стали выпускаться уже свои издания, и с тех пор появилась летопись, где фиксировались все вехи становления российского государства.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

История праздника крещения Руси началась в 988 году

Согласно историческим данным, годом крещения Руси является 988 год. О христианской религии знали ещё задолго до массового крещения, однако её не удавалось широко распространить. Такие попытки были со стороны князей Аскольда и Игоря, а затем и княгиня Ольга была посвящена в православие.

Несмотря на это, народу было ближе язычество. К тому же сам князь Владимир Святославович, крестивший Русь, был много лет язычником.

Как только Владимир завладел престолом, он начал искать то, что сделало бы государство единым, общим, сплотило племена славян. Князь принял решение посвятить всех в одну веру.

Он отправил своих посланников в разные уголки мира, чтобы те изучили существующие религии. Владимиру предстояло выбрать из трёх популярных религий: православия, католицизма и ислама. Согласно летописям, представители этих верований встречались с князем, и пытались заинтересовать его каждый своей религией.

В итоге Владимир выбрал православие, так как константинопольские храмы произвели неизгладимое впечатление на посланников князя. Более того, это вероисповедание было очень близко по духу князю и боярам.

Владимир Святославич не спешил с реализацией своей идеи до того момента, пока не пришло время жениться на сестре византийских императоров Анне. Брак был заключён при условии, что князь и его воины примут православие. В итоге Владимир и сам прошёл крещение, и приказал массово крестить людей в водах Днепра, а затем и по всей Руси.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям. Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное. Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями. Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему. Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

Как проходило крещение Руси

Князь решил все сделать буквально за считанные дни не растягивая процесс. К тому времени христианство уже начало медленно распространяться по стране. Днем крещения Руси является именно день, когда принятие новой религии произошло киевлянами. В один из дней войско князя начало насильно выгонять из домов жителей и гнать их к реке.

В город заранее приехали десятки (сотни) православных священников из Византии. В какой-то момент начался обряд крещения. Известно, что люди этого не хотели и сжимали в руках своих идолов и «божков». Одновременно с этим разрушались языческие капища, сжигались священные рощи, уничтожались идолы во всей столице. Языческие священники изгонялись. Затем это повторилось по всей стране.

Можно по разному относиться к этому событию. В Библии же закреплен принцип, что крещение (обещание служить Богу в доброй совести) это решение добровольное. В любом случае своих целей великий князь добился.

Краткая история Крещения Руси

Владимир Святославович был крещен в Корсуни (Херсонес, нынешняя территория Севастополя) по просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII. Накануне он захватил Корсунь с требованием выдать за него сестру византийских императоров Анну. Монархи согласились при условии, что князь Киевский сам примет христианство.

Крещение святого князя Владимира (фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1890 г)

Князь Владимир Великий окрестился и получил новое имя Василий, в честь того же константинопольского императора Василия II. Он женился на Анне и отпустил всех своих наложниц, которых у Владимира было немало. После возвращения в Киев князь Владимир начал устанавливать христианство на Руси.

Языческое капище было разрушено, а статуи богов свергнуты. Согласно летописи, статую Перуна привязали к хвосту коня и волокли по Киеву, избивая палками. Сам князь разослал людей, которые огласили о крещении всех жителей Киева в водах Днепра. Воспользовавшись своим авторитетом, князь Владимир с корсунскими священниками беспрепятственно окрестил киевлян в 988 году. Случилось это в месте, где воды реки Почайны впадают в Днепр.

На других славянских землях язычество «притиралось» еще несколько столетий после Крещения. На некоторых землях (Ростов, Новгород, Муром) то и дело случались языческие бунты и восстания, которые жестоко подавлялись.

Где и когда крестился князь Владимир

За услугу князь потребовал в жены сестру императора Анну, желая тем самым начать укреплять связи с правящими домами соседних государств. Тот согласился, но поставил условие: крещение в православии, за язычника, говорит, сестру не отдам. Владимир согласился. Он прибыл с дружиной в Корсунь (Херсонес Таврический), и после крещения обвенчался с Анной.

Там же он прошел школу новой веры, и изучил азы православия. После этого он вернулся в Киев, и начал крестить сначала членов своей родни, затем бояр и дружину. Князь взялся искоренять язычество, сносить идолов, и выстраивать православные храмы. Утвердилась церковная иерархия, во главе с митрополитом и епископами, которые разъедались по городам, где и происходило воцерковление новых христиан.

Праздник памяти крестителя Руси князя Владимира

Родился Владимир в 960 году в семье князя Святослава, сына княгини Ольги, которая одна из первых приняла христианство. Именно она пыталась привить своему внуку любовь к Господу.

После смерти Святослава, Владимир стал во главе Киевской Руси. В 987 году князь захватил Херсонес, что на то время принадлежал Византии. Следующим пунктом захвата был Константинополь, но познакомившись с царицей Анной, захотел на ней женится. Ее же братья, византийские правители, Василий и Константин, как гласит одна из легенд, потребовали от князя крестить Русь, иначе сестру за него не отдадут.

Владимир сначала отказывался выполнять просьбу императоров. Предания гласят, что за это Всевышний его даже наказал — князь ослеп, но после согласия, к Владимиру чудом зрение вернулось. После возвращения на родину уже с женой Анной, князь стал жить по-другому. Он полностью оказался от языческих традиций и принял христианство. Владимир начал возводить церкви и уничтожать языческие идолы. Занимался пожертвованием и вкладывал деньги в образование жителей Руси.

Народ стал почитать князя Владимира, как святого уже в XI столетии. Прадеды начали его величать Крестителем или Владимир Красное Солнышко. Правда, официально князя канонизировала церковь только спустя 300 лет после этих событий.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти

Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Наши дни: приметы и запреты

Традиционно в этот день проводится крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и бога. В этот день принято вспоминать свое собственное крещение и размышлять о том, что значит бог для каждого из нас.

В этот день не рекомендуется работать, проводить генеральную уборку и большую стирку. Можно заниматься только теми домашними делами, которые необходимы.

В День Крещения нельзя сквернословить, обижаться и в целом испытывать негативные эмоции. Церковь также рекомендует отказаться от шумных застолий, переедания и распития алкогольных напитков.

Люди верят, что, если на День Крещения с утра пошел дождь, это значит, что он святил землю и людей. Тем не менее 28 июля- обязательно будет солнечным днем, поскольку Владимир Красно Солнышко поспособствует этому.

Также не стоит забывать, что у всех Владимиров в этот день именины и стоит их поздравить с этим светлым праздником.

Существует легенда о том, как Владимир выбирал для своего народа подходящую религию. Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу православия под впечатлением от рассказов своих посланников, которых он отправил в Константинополь и которые вернулись, пораженные великолепием церковной службы.

Картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»

Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от племенных богов и введения монотеистической религии по принципу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь европейский мир к тому времени принял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской культуре давало стране сильный стимул к развитию.

Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Вслед за Киевом православие приняли и другие города. Однако Крещение Руси в действительности затянулось на несколько столетий — до тех пор, пока христианство окончательно не победило языческие верования.

Сегодня этот праздник становится все более известным в нашей стране. В этот день проходят массовые культурные и благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Их основная цель — укрепить в общественном сознании представления о крещении Руси как об особой исторической дате в жизни славянских народов.

Интересно, что на Украине аналогичная дата отмечается с 2008 года. У соседей праздник называется Днем Крещения Киевской Руси-Украины и приходится также на 28 июля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector