Крещение руси во время правлениявеликого князя владимира i святославича988 год
Содержание:
- Путешествия мощей
- Первые сведения о христианах
- в) Слабые стороны предложенной схемы
- Огнем и мечом?
- Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
- Владимир I. Киевское княжение
- д) Личное участие Владимира в войне с Вардою Фокою
- Случайная находка
- Крещение князя Владимира. Женитьба на Византийской царевне Анне
- б) Не был ли Владимир уже христианином в ту пору, когда в Киев прибыли греческие послы просить его о военной помощи?
- После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей
- Крещение Руси
- Причины принятия православия
- Святитель Николай Сербский о князе Владимире
- Там где святой князь крестил народ, крещение прошло мирно
Путешествия мощей
Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана…Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).
Первые сведения о христианах
Первые данные о достаточно массовом обращении славян относятся к середине IX в. Тогда они особенно часто нападали на греческие колонии Северного Причерноморья, наконец около 860 или 866 г. добрались до Константинополя. Это нападение под предводительством варяжских князей Аскольда и Дира, правивших тогда Киевом, зафиксировано Византийскими хрониками. Согласно им:
- город практически остался без защиты, славянские отряды уже бесчинствовали по окрестностям;
- тогда патриарх Фотий погрузил в воды пролива Босфор святыню – Ризу Пресвятой Богородицы; началась страшная буря, полностью уничтожившая корабли врагов;
- результат поражения оказался неожиданным: вразумленные чудом, князья, их дружины… попросили Крещения; более того: попросили прислать на Русь епископа, иереев.
Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)
В 867 году в своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам константинопольский патриарх Фотий, извещал о крещении болгар, сообщал довольно интересную информацию:
«Ибо не только этот народ (болгары- авт.) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!
Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: «Благословен Бог» во веки! ), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»
Кто самый первый христианин на Руси
С высокой вероятностью – один из князей, вероятно, Аскольд. Первыми христианами можно назвать также его соправителя Дира, их дружины. Это первое Крещение Руси (866-867 гг.) византийские источники именуют «Фотиевым», по имени Константинопольского Предстоятеля, при котором оно произошло. Однако в 882 г. новгородский князь Олег, скандинав-язычник захватил Киев, убив Аскольда и Дира.
Интересный фактО том, что Аскольд и Дир после греческого похода приняли христианство свидетельствует тот факт, что над могилой Аскольда в XI веке благочестивый боярин Олма воздвиг церковь св. Николая.
В каком году христианство приняла княгиня Ольга
Впоследствии христианство осталось довольно заметной силой: верующих немало было среди дружины князя Игоря, сам он благоволил к христианству. В 945 г. князя убили славяне-древляне. Его супруга, княгиня Ольга, жестоко расправилась с ними, как велели царившие тогда языческие обычаи.
Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь. Художник И. Машков
О том, какой духовный перелом произошел впоследствии, известно мало. Подвигла ли ее к обращению скорбь о супруге? Повлияли ли христиане Киева? Во всяком случае через 12 лет по убиении Игоря, в 957 г., она приняла веру в Константинополе. Но это событие тоже не стало «отправной точкой» массового Крещения:
- сын княгини, Святослав, оставался ревностным язычником;
- попытка образовать на Руси епархию закончилась бунтом; за последние годы жизни Ольга смогла лишь попытаться дать христианское воспитание внукам.
в) Слабые стороны предложенной схемы
Достоинства схемы не должны, однако, закрывать и ахиллесовой пяты наших рассуждений.
1. Наравне с другими, более ранними, она также страдает общим всем им и неустранимым недостатком: она не опирается исключительно на одни только фактические данные, опору себе она вынуждена искать также и в материале из категории возможного, правдоподобного.
2. Самый факт оглашения — насколько он был допустим в те времена? Компетентные судьи еще не высказали о нем с надлежащей обстоятельностью своего заключения. Правда, проф. Малышевский, впервые пустивший в оборот мысль об оглашении Владимира, хотя и не канонист по специальности, все же ученый, которому вопросы из этой области не могли быть чужды; однако его довод остался в науке одиноким и, кажется, никем до сих пор не принят.
Вообще, последнее слово о крещении Владимира еще не произнесено, и необходимо признать, что, при наличии имеющегося в нашем распоряжении исторического материала, любая попытка решить вопрос, как бы остроумна она ни была, не смеет претендовать на право стать решающей и окончательною.
Впервые опубликовано: Записки Русского Исторического общества в Праге. Кн. 1. Прага, 1927.
Шмурло Евгений Францевич (1853-1934) русский учёный-историк, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского и Дерптского университетов. 4-й Председатель Императорского Русского исторического общества.
Огнем и мечом?
картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев
После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.
По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.
«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов
Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.
«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.
«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.
Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.
Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.
Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.
После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.
Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.
Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.
Владимир I. Киевское княжение
Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанёс по городу внезапный и сокрушительный удар
Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего её руки («Не пойду за сына рабыни», — были её слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости
Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».
Став великим князем над Киевом и всей землёй русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королём Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.
Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)
Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей. Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар. Одержав победу над многими народами, князь стал всерьёз задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.
д) Личное участие Владимира в войне с Вардою Фокою
Права утверждать личное предводительство Владимира вспомогательным отрядом, действовавшим против Варды Фоки, источники нам не дают. У Яхъи об этом нет никакого намека; в словах Ибн-эл-Атира («и женился он на ней и пошел навстречу Вардису, и они сражались и воевали») мы не найдем отрицания личного участия Владимира, но и только; еще у аль-Макина, при желании, можно вычитать положительные указания, но и в его выражениях: «они оба сговорились», «отправились на него», «обратили его» — с одинаковым правом можно видеть простую метонимию. То же следует сказать и про Пселла*; и только один Скилица дает ясное, категорическое указание на личное участие Владимира. Но Скилицу мы знаем, к сожалению, лишь в латинском переводе; а что, если переводчик допустил от себя вставку, в которой подлинный греческий текст неповинен? Недаром же Кедрин, раболепно копировавший Скилицу, совершенно молчит о присутствии киевского князя среди своих войск.
______________________
* Самый текст Пселла еще остается не вполне выясненным и допускает разночтения. См. Васильевский, «Ж. М. Н. Пр.», 151 (Труды, т. II, вып. 1-й, с. 94-95).
______________________
При таком наличии данных, естественно, благоразумнее всего считать самый вопрос «нерешенным» (Васильевский). Некоторые готовы слова Иакова Мниха: «к порогам ходи» связать с (неосуществившимся) намерением, действительно, явиться самому на театр военных действий, но и они не идут далее возможности такого намерения (Завитневич). Всех далее в этом направлении пошел академик Успенский: он «глубоко уверен в справедливости» того, что Владимир лично водил свои войска против Фоки, но и он считает показания Пселла и Скилицы недостаточно убедительными, чтобы дать право утверждать это категорически.
Нетрудно видеть, что по данному вопросу в распоряжении исследователя, за отсутствием твердой почвы под ногами, ничего не остается, кроме возможностей самого широкого и субъективного толкования памятников.
Случайная находка
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги.В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна.О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя — князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Крещение князя Владимира. Женитьба на Византийской царевне Анне
В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник — Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. И вот тут-то император Василий и обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 954 года князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи.
Князь после долгого совещания решил оказать помощь грекам, но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императоров. Это было для византийцев неслыханной дерзостью! Ибо греки имели всегда твердое намерение не родниться с варварскими народами. Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие.
Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора. Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир двинул войска на Корсунь, древний греческий город Херсонес и захватил его.
Из взятого города Херсонеса в Константинополь был направлен грозный ультиматум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И в Константинополе вынуждены были его принять. А сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая смерть такому супружеству. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста ее братьев Василия и Константина: «Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Воля Господня да будет.» И послали ее морем в корабле со архиереем (митрополитом) Михаилом, со священниками, и клиром, и многими святыми мощами и другими святынями.
Но царевну Анну в Херсонесе ожидала невеселая новость. Ее жених князь Владимир «по Божию устроению… разболелся глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица (так называет летопись Анну) сказать, чтобы он крестился скорей» («если же не крестишься, то не избежишь недуга своего»).
Какова сила веры царицы! Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира, «нарече ему имя Василий. Бысть же в крещении его чудо, подобное оному, еже в Дамасце на Савле, Церковь Божию гонившем, егда бо Владимир ослеплен сый очима, вниде во святую купель, а епископ по чину крещения возложи на него руку, абие отпаде от очес его слепота яко чешуя, и прозре, и прослави Бога, яко приведе его в истинную веру».
«Теперь узнал я истинного Бога», — в веселии и радости воскликнул великий князь, почувствовав свое исцеление. Видев чудо, крестилась и вся дружина его.
б) Не был ли Владимир уже христианином в ту пору, когда в Киев прибыли греческие послы просить его о военной помощи?
Расположение к христианству Владимир питал, несомненно, еще до прибытия послов; оно не было противно ему; по существу довольно индифферентный к Христовой вере, как к учению религиозному, он — прежде всего по политическим соображениям — готов был оценить это учение, видя в нем залог своих государственных успехов и понимая, что для Руси уже настало время сбросить с себя языческую одежду и вступить в среду народов христианских. Таким образом, предположение, что послы застали его уже христианином, само по себе, не представляет ничего неправдоподобного. Голубинский идет далее и предположение превращает в реальный факт, в убеждение, что Владимир, действительно, крестился еще до прихода послов. Однако его толкование не подтверждается никакими фактическими данными и, к тому же, «правдоподобности» факта можно и следует противопоставить логическую неприемлемость его.
Большой политический ум, Владимир, хорошо понимал политические и культурные выгоды обращения Руси в православную веру; но именно как политик едва ли он мог сделать такой ответственный шаг втихомолку от своего народа и не заодно с ним. Владимир совсем не был Савлом, превратившимся в Павла: он отнюдь не горел жаждою познать истинное учение и отдать себя на служение ему. Личного удовлетворения он не искал. Какой смысл могло иметь для него принятие христианства одному, без народа, да вдобавок еще потихоньку от него? В нашей литературе не без основания указывалось на то, что положение Владимира по отношению христианства было довольно щекотливым: на киевский престол его возвела партия, враждебная Ярополку, враждебная именно за христианские симпатии последнего. Правда, защитники тайного обращения Владимира именно в этом факте и находят объяснение самой таинственности; но последняя имела бы смысл лишь в случае, если, действительно, признать у Владимира ревность к новой вере, особое к ней горение. А кто докажет существование таковой? В действиях Владимира гораздо ярче выступает политик, чем верующий.
Вот почему предположение, будто он был уже христианином к приезду греческих послов, должно быть отвергнуто.
После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей
До своего крещения, по свидетельствам современников, князь Владимир отличался распутным образом жизни, имел несколько жён и множество рабынь и наложниц. В результате после его смерти у него осталось 13 сыновей и не менее 10 дочерей (точное их число неизвестно). Среди сыновей князя можно назвать:
- Вышеслава;
- Святополка Окаянного;
- Изяслава;
- Мстислава;
- Ярослава Мудрого; Всеволода;
- Мстислава Тмутараканского;
- Станислава;
- Судислава;
- Святослава Древлянского;
- Подвиза;
- Бориса и Глеба.
При этом практически все сыновья князя Владимира получили земли для княжения. Наследником же киевского стола он хотел сделать князя Бориса, но его подло убил Святополк Окаянный. В результате длительной борьбы на княжение вместо отца в конце-концов сел князь Ярослав Мудрый.
Крещение Руси
Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.
Крещение Владимира Святославича
Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.
При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.
Крещение Руси
Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой
В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья
Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.
Причины принятия православия
В первую очередь в принятии Русью христианства были заинтересованы византийцы. За счет навязывания религиозного учения неспокойным соседям государство уже не раз подчиняло себе другие племена и народы. Дело в том, что принятие религии обязывало жителей новых территорий принимать и вассалитет по отношению к Византии. Таким образом империя расширяла границы.
Были и другие предпосылки для появления единой веры. Князь Владимир понимал, что разрозненность племен была очень вредна. Древняя Русь, по сути, не была государством. Это была скорее некая общность перманентно враждующих между собой княжеств, связанных в большей степени этнически, чем на государственном уровне.
Да и более развитые страны считали русов варварами. Причем сами эти государства в свою очередь объединяло одно — наличие общей веры у жителей. Так, со временем князю Владимиру пришла идея об объединении княжеств и введении на территории общего вероисповедания.
Святитель Николай Сербский о князе Владимире
Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно.
Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?»
Там где святой князь крестил народ, крещение прошло мирно
Существуют разные мнения, где принял крещение князь Владимир. В качестве возможных мест называют Корсунь (общепринятая версия), Киев и Василев. Дело в том, что «Повесть временных лет» говорит о том, что сведения об этом утеряны ещё в древние времена.
В любом случае это произошло это примерно в одно время с женитьбой на дочери византийского императора царевне Анне, которая согласилась выйти замуж только за христианина, т.е. в 987-988 году. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси В. М. Васнецов. Фреска. 1890 год. Вернувшись после своего крещения в Киев, Святой Владимир крестил своих детей, бояр и всех граждан по греческому обряду
После крещения и возвращения в Киев князь привез с собой православных священников. Ими крещены дети князя, в том числе святые благоверные князья Борис и Глеб, и позже его бояре. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком. Кроме того Владимир стал бороться с язычеством и повелел опрокинуть в Днепр языческих идолов.
Там где князь Владимир сам крестил народ, крещение происходило мирно.
Само Крещение Руси состоялось в 988 году, когда Владимир Святославович после проповеди священников приказал все гражданам явиться в Киев на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
Необходимо при этом отметить, что там, где крещение производил равноапостольный князь Владимир, оно шло относительно мирно. Там же где крещением руководил дядя князя Добрыня, например, в Новгороде, оно сопровождалось восстаниями, которые подавлялись силой.
Предполагаемое место, где святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь. В Киеве в наше время рядом с ним установлен памятный знак
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Кроме того, открылись епархии в Белгороде Киевском, Преяславле и Чернигове.