Крещение руси князем владимиром
Содержание:
- Возникновение русского народа
- Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
- б) Преимущества нашей схемы перед другими, ранее предложенными
- Как произошло Крещение Руси
- О чем молятся крестителю Руси
- Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу
- Празднование памятной даты
- Князь Владимир захватил киевский стол в междоусобной войне
- КРЕЩЕНИЕ РУСИ
- Поначалу Владимир делал ставку на язычество
- Скончался равноапостольный князь в Берестове, его место должен был занять любимый сын Владимира князь Борис
- Последствия для Руси
- Первое крещение Руси
- Крещение Руси
- Религия
- Причины крещения Руси
Возникновение русского народа
Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность
Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу
История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.
Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.
Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна. Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов
Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён. После крещения его жены получили свободу от супружеских обязанностей. При этом стоит отметить, что князь предложил Рогнеде избрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
б) Преимущества нашей схемы перед другими, ранее предложенными
Предлагаемая схема обладает двумя существенными преимуществами по сравнению с прежними: во-первых, она берет дошедшие до нас данные такими, какими они дошли до нас: читает в них то, что в них написано, не прибегая к предположениям, будто такой-то источник дошел до нас в искаженном виде, а такое-то выражение или отдельное слово следует читать иначе, что такая-то мысль имеет иное, а не то значение, с каким она является в тексте, и т.п.
Другое преимущество нашей схемы в том, что то, что до сих пор понималось, как противоречие и несогласованность, нами от этих «противоречий» освобождено: единственное, что мы отказываемся признать — это летописную хронологию и, в частности, правильность показания (кажется, ныне и без того никем не защищаемую) «Повести временных лет», собравшей под 988 годом ряд событий, которые никоим образом не умещаются на пространстве 12 месяцев, — во всем остальном мы считаем возможным принять показания как ее, так и свидетельства всех остальных источников. В самом деле:
1. Иаков Мних и Нестор, автор «Сказания», подтверждают друг друга: если Владимир крестился в 987 году (Нестор), то «второе лето ходи к порогомъ» (Иаков), действительно, должно было прийтись на 988-й год.
2. Крещение Владимира, действительно, пришлось в десятое (10-е) лето по убиении Ярополка (987), и нет надобности прибегать к предположению, будто «десятое» (10-е) есть ошибка вместо «девятое» (9-е).
3. Владимир, действительно, «ходи к порогам», и нет надобности видеть в этом выражении искажение текста, вместо «ходи к Роси», и видеть смешение двух Корсуней.
4. Нет надобности в предположении о вторичном завоевании Корсуня.
5. Нет надобности допускать искусственную симметрию в показаниях Льва Диакона и приурочивать взятие Корсуня непременно до 27 июля 989 года.
6. Нет надобности заставлять Льва Диакона смешивать события 988 года с событиями 989 года.
7. Вопрос о «Записке Готского топарха», как бы его ни решать, повлиять на решение основного нашего вопроса не может.
8. Точно так же и связь новеллы 4 апреля 988 года с появлением русского вспомогательного отряда остается частным вопросом скорее византийской, чем русской истории: успело ли русское войско прибыть в Константинополь в марте 988 года или оно появилось месяцем, несколькими неделями позже — общего хода наших событий это не меняет.
9. Нет надобности отвергать и показание Володимерова Жития о шестимесячной осаде Корсуня.
10. Нет надобности отрицать историческую достоверность летописного повествования и видеть в рассказе о крещении Владимира в Корсуне одну простую легенду.
11. Становится понятным, почему крещение Владимира стало возможным приурочивать к двум разным моментам: Иаков Мних закрепил версию, сложившуюся, конечно, в пределах самой Руси; рассказ Летописи образовался под влиянием данных преимущественно греческих.
12. Едва ли нужно доказывать, что слова «Повести о латынехъ» о приходе Владимира с враждебными целями на Царь-град, о чудесном превращении его из волка в агнца и принятии Христовой веры в греческой столице — не следует понимать буквально: «Повесть» есть перевод с недошедшего до нас греческого подлинника, произведение сравнительно позднее: на первом плане у автора не факты, а общая картина, в которой, на большом расстоянии, детали успели исчезнуть и разница между Царьградом и Корсунем стушеваться. Географический термин «Царьград» получил более распространенное обозначение: не столица государства, а само государство.
Как произошло Крещение Руси
В 988 году князь Владимир принял христианство в Корсуни (Херсонесе, бывшем тогда колонией Византии), женился на православной царевне Анне и начал процесс христианизации и миссионерства в государстве. В реках Днепре и Почайне он крестил дружину, бояр и придворных. Сейчас над местом Крещения их на Киевских горах стоит памятник князю Владимиру.
Князь не заставлял никого креститься под страхом смерти, но возможно, что многие крестились из опасения утратить расположения князя. Многие историки полагают, что крещение большей части населения происходило насильственно. Однако в ряде летописей сохранились свидетельства о священниках и епископах, ставших мучениками за веру в разных регионах страны, отдаленных от Киева. Многие из них были канонизированы. Это значит, что далеко не всегда священники были под охраной дружины и тем более не могли наказать отказавшихся креститься.
Отметим, что Русская Православная Церковь поначалу не имела Патриарха и была поместной церковью, которая управлялась на местных кафедрах епископами. Когда же произошла Великая Схизма, разделение Церквей на Православную и Католическую, Русская осталась в Православии. Князь Владимир изначально мог принять Крещение в Риме и привезти западных миссионеров на Русь, но, по мнению историков, посчитал Римского Папу слишком обремененным политическими амбициями, в то время как сам Владимир не желал подчиняться никакому диктату.
О чем молятся крестителю Руси
Верующие обращаются к великому князю с самыми разнообразными просьбами. Молитва к святому Владимиру Святославичу помогает:
- исцелиться от многих заболеваний (прежде всего от поражения глаз);
- защититься от козней врагов, злых умыслов недоброжелателей;
- избавиться от опасности, угрожающей здоровью или жизни;
- благополучно разрешить конфликтные ситуации;
- сохранить веру непоколебимой, а душу – чистой.
В молитвах к Владимиру Святославовичу просят защитить русскую землю от врагов, помочь в преодолении внутригосударственных проблем, укреплении православной веры. К крестителю Руси обращаются служители церкви, которые испытывают какие-либо трудности при исполнении своих священных обязанностей. Его просят о поддержке в сложных ситуациях, о подсказке в принятии правильного решения.
Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу
Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.
После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждёт подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.
«Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде, 1770 г. А. П. Лосенко. (Государственный Русский музей)
За 2 года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идёт на тебя».
Празднование памятной даты
Празднование 1000-летия крещения состоялось еще во времена СССР
Причем подготовка началась в 1987 году, когда в ЮНЕСКО обратили внимание на факт того, что в 1988-м исполнится ровно тысяча лет с момента принятия христианства на Руси. Это привлекло внимание к СССР во всем мире
Изначально эти торжества носили только внутрицерковный статус
Однако со временем праздник обрел и общественное значение как память о важном историческом событии. Кроме того, празднование тысячелетия крещения повлияло на положение РПЦ в СССР
Снова начали строиться храмы, старые церкви реставрировались. Религиозные деятели стали принимать более активное участие в жизни общества. Затем в России была установлена государственная памятная дата — День крещения Руси. Этот праздник отмечается ежегодно 28 июля, и в 2021 году отпраздновали 1033-ю годовщину тех значимых для страны событий.
Князь Владимир захватил киевский стол в междоусобной войне
В 972 году князь Святополк погиб и Киевом стал управлять Ярополк. Через пять лет разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Дело в том, что в 975 году сын воеводы князя Олега Свенельда Лют отправился в древлянские земли на охоту, где его и убил Олег.
В ответ, по призыву Свенельда, Ярополк начал войну с братом. В результате во время похода Ярослава Олег погиб. Князь новгородский Владимир, узнав об этом, бежал в варяжские земли. Здесь он набрал полки, он вернулся из Новгорода, выгнав из него посадника Ярополка.
Сваты Владимира Святославовича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Месть князя Владимира Рогнеде и её семье связанна с тем, что она непочтительно отозвалась о матери князя Малуше, назвав её рабыней и отказавшись выйти замуж за её сына — самого князя Владимира
После этого Владимир захватил Полоцк. Перешедший ранее на строну Киева. При этом он уничтожил семью правителя княжества Рогволда, при этом по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду, дочь Рогволда, на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев.
Княжну Рогнеду ранее просватали за Ярополка и Владимир насильно взял её в жёны. При этом причиной мести со стороны Владимира стал отказ выйти замуж за сына рабыни. Слова Рогнеды о том, что она не желает в знак замужества по древнеславянскому обычаю «разуть раба» сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
980
в этом году Владимир Святославович стал киевским князем
После этого Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, в котором заперся Ярополк. Далее он бежал в городок Родень, где киевского князя убили варяги. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Летопись говорит о том, что Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру), написанному во второй половине XI века, это случилось 11 июня 978 года.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.
По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.
В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.
В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.
В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.
Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.
По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.
Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».
Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.
Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.
В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.
Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.
Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.
автор статьи С. Перевезенцев
Поначалу Владимир делал ставку на язычество
Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.
«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.
картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор
Скончался равноапостольный князь в Берестове, его место должен был занять любимый сын Владимира князь Борис
Князь Владимир вёл активную внешнюю и внутреннюю политику. Так за свою жизнь он участвовал в 11 военных походах. Основная его задача при этом была оборона государства от печенегов, которых активно поддерживал польский князь Мешко I мечтавший отвоевать у Киева Червенскую Русь.
Польский князь Мешко I. Святой князь Владимир Святославович воевал с польским князем Мешко Первым за Червенскую Русь
Что же касается заслуг князя во внутренней политике, то среди них можно назвать:
- первая на Руси чеканка монет;
- основание города Владимир;
- строительство Десятинной церкви — церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве
- распространение грамотности и развитие законодательства.
1015
в этом году Святой равноапостольный князь Владимир умер
Умер креститель русских земель в своей загородной резиденции в городе Берестов 15 (28) июля 1015 года. Смерть застигла князя в непростые времена, так как перед нею раскрыли заговор Святополка, не желавшего, чтобы князь передал всю власть своему любимому сыну Борису.
Приближенные Владимира скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса об этом, так как Святополк находился в Киеве и мог поднять мятеж. Именно поэтому тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где его и похоронили; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.
Князь Владимир на освящении Десятинной церкви. После того, как монголы разрушили Десятинную церковь в Киеве останки князя Владимира и царевны анны находились под их руинами. В наше время место нахождения их мощей неизвестно
В 1240 году Монголы разрушили Десятинную церковь. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Извлеченные из-под развалин мощи равноапостольного Владимира и его жены царевны Анны вновь похоронили.
Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Остались их фото. В наше время останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.
Последствия для Руси
Многие последователи культа славянских богов были не согласны с новой верой. Однако обращение в христианство привело не только к внутренним, но и ко внешним последствиям в виде конфликтов. Крещение Руси спровоцировало вражду с кочевыми племенами.
Против нового объединенного государства выступала Золотая Орда, а затем оставшиеся после ее распада ханства. Позднее к числу противников добавилась и Османская империя — обратившись в христианство, русичи стали одними из главных врагов для мусульман. Также не стоит упускать из виду и противостояние между Русью и европейскими государствами, проповедавшими западную ветвь христианства — католицизм.
Первое крещение Руси
На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.
Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.
Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.
Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.
К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.
Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».
И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.
Крещение Руси
Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вёл беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнёру и военному союзнику. И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жёны императорскую сестру Анну. Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с лёгкостью согласился.
По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь 6-тысячный отряд русских витязей нанёс сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.
«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. (wikipedia.org)
Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».
Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу). Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освящённую воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел. За князем обряд крещения прошла и его дружина.
В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.
Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил её духовные и политические ориентиры.
Религия
- В начале своего киевского правления Владимир всячески поддерживал язычество, он построил в городе капище и установил шесть идолов главных богов. Есть сведения, что старший брат князя Ярополк, проявлял симпатии к христианской вере. Это обстоятельство лишь усиливало ненависть победивших язычников к жившим в Киеве христианам.
- Язычество позволяло Владимиру Святославовичу иметь множество жён. В «Повести временных лет» говорится о наличии у него 800 наложниц в разных городах Руси.
- Проповедники разных религиозных учений, приходившие в Киев, пытались склонить князя Владимира принять их веру, всячески доказывая её превосходство над другими конфессиями. Владимир Святославович, решив отказаться от язычества, после беседы в 988 году с философом из Греции, собрал совет бояр, на котором было принято решение принять православие.
- После этого капище в Киеве разрушили, а идолов сбросили в реку. Обряд крещения в столице прошёл в основном мирно, в отличие от Новгорода, где процессом руководил наставник князя Добрыня. Народ новгородский восстал и только после подавления мятежа, стало возможно провести обряд. В летописях указывается, что Добрыня крестил новгородцев «огнём и мечом». Однако на удаленных от Киева территориях Руси, жители ещё долго сохраняли приверженность к язычеству.
- Крещение вызвало необходимость утверждения церковной иерархии. Метрополия Руси подчинялась патриархату Константинополя.
Причины крещения Руси
Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.
К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.
По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.
После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.
Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.
Вот ряд предпосылок для крещения Руси.
- Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
- Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
- Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
- Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.
Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:
- Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
- Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
- В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
- Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
- Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
- Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.
Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.