Крещение руси князем владимиром: дата, причины и события

Кем и как проводился обряд

Для принятия христианской веры всем киевлянам было велено явиться на берег Днепра. Тысячи людей, одетых в белые рубахи, одновременно вошли в речную воду, после чего состоялось массовое крещение. Маленьких детей несли на руках их родители. Немощных стариков и больных поддерживали более молодые жители города.

Местом крещения огромного количества людей стал приток Днепра под названием Почайна, практически исчезнувший в нынешнем столетии

Этот участок реки был освящен греческими священниками, прибывшими ради такого важного события из Константинополя. Историческое действие проходило в водах реки при участии киевского митрополита Михаила, сопровождалось громким чтением специальных молитвенных текстов, окроплением мирян елеем

Киевлян крестили, благословляя при этом на начало новой жизни в христианской вере.

После крещения Киева обряд был организован и для жителей других русских городов. Многие люди, желавшие последовать примеру великого князя Владимира, принимали новую веру охотно. В некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление и не желали расставаться со своими идолами. Сохранились сведения о незначительных восстаниях приверженцев идолопоклонства, которые были подавлены под руководством воеводы Добрыни Никитича.

Как восприняли новую веру новгородцы

Новгород вошел в историю как город, оказавший наибольшее сопротивление принятию православного христианства. В отличие от Киева события разворачивались здесь далеко не мирным путем.

Узнав о скором прибытии Добрыни с вооруженным войском, местные язычники собрали вече. Большинство из присутствующих решили не пускать киевских посланников в город и всячески защищать старые храмы.

Однако не все горожане были согласны с позицией языческих волхвов, боявшихся потерять свое влияние на местное население. В свете происходящих событий новгородцы разделились на два противоположных лагеря:

  • первая группа горожан поддерживала предстоящее крещение, поскольку в городе уже существовали христианские общины;
  • вторая категорически была настроена против религиозного нововведения и стремилась всеми силами защищать своих идолов.

В отместку Добрыне язычники сожгли его терем и убили жену, которая проживала в Новгороде. Также они стали вооружаться и разобрали мост через реку Волхов, чтобы лишить воеводу и его войска возможности беспрепятственно войти в город.

Первый этап крещения Новгорода

Будучи осведомленным о происходящем, Добрыня предложил жителям Новгорода провести мирный обряд крещения. Получив категоричный отказ, он повелел своим воинам поджечь городскую окраину. После этого некоторые горожане, опасавшиеся повторных пожаров, согласились на проведение обряда, который проходил в реке Волхов.

Вскоре произошло так называемое «малое крещение» новгородцев, датируемое 990 годом. В нем принимала участие только небольшая часть местного населения.

Второй этап принятия христианства

Имея значительный перевес, новгородцы могли отстоять своих языческих идолов, поэтому Добрыня принял решение сменить первоначальную тактику. Ночью Путята с 500 воинами переправился вниз по Волхову и вступил в Новгород со стороны Перыни. Здесь воевода сразу же отправился к лидерам язычников, которые проводили очередное вече. Сопротивление оказалось недостаточно сильным, и Путяте удалось быстро утвердиться в городе.

Далее состоялось сражение новгородцев с Путятей, после чего Добрыня решил отправить всех своих воинов для его поддержки. Постепенно ситуация обернулась в пользу киевлян, и жители Новгорода стали просить у киевских воевод мира.

Одержав победу над язычниками, Добрыня повелел разрушить все капища. В прошлом главной святыней новгородцев являлся храм Перуна. Статую этого идола было решено убрать с предыдущего места и поволочь к реке, ударяя по пути палками. Другим языческим святилищам города также пришлось разделить подобную участь.

Три страны отказались поддержать первую экспедицию Колумба

Почти десять лет Колумб обивал пороги европейских монархов в надежде на то, что те профинансируют поиски западного морского пути в Азию. Вопреки мифам, первой целью мореплавателя была Япония, плыть к берегам которой он решил через Канарские острова, а уже следующими целями были Китай и Индия. Португалия, Англия и Франция отвечали коротко и ясно — денег нет, но вы держитесь. Многие специалисты пытались переубедить Колумба, мол, в его расчетах есть ошибки и что путешествие займет гораздо больше времени, чем тот планировал.

Испанские королевские советники тоже были настроены скептически, о чем доложили королю Фердинанду и королеве Изабелле. Испания уже готова была отказать Колумбу, но вдруг Изабелла поверила в его авантюру и уговорила своего мужа спонсировать мореплавателя. Оказывается, скептики были правы. Колумб резко недооценил размеры Земли и площадь океанов.

Даже после смерти Колумб продолжил пересекать Атлантику

После смерти в 1506 году Колумб был похоронен в Вальядолиде, Испания, а затем его останки переехали в Севилью. По просьбе родственников тела Колумба и его сына Диего были отправлены через Атлантический океан в Эспаньолу и захоронены в соборе Санто-Доминго. Когда в 1795 году французы захватили остров, испанцы выкопали останки исследователя и перевезли их на Кубу, а затем вернули опять в Севилью. Ко всеобщему удивлению в 1877 году в соборе Санто-Доминго исследователи обнаружили ящик с человеческими останками.

Испанцы эксгумировали не то тело? Тестирование ДНК в 2006 году показало, что по крайней мере некоторые из останков в Севилье принадлежат Колумбу. Доминиканская Республика отказалась провести испытания других останков из собора Санто-Доминго. Вполне возможно, что разные части Колумба находятся как в Новом, так и в Старом Свете.

Русские митрополиты

(990—1589)

1. Михаил Первый (990—991)
2. Феофилакт (991—997)
3. Леонтий (997—1008)
4. Иоаннн Первый (1008—1038)
5. Теопенит (1038—1051)
6. Илларион (1051—1054)
7. Ефрем (1054—1055)
8. Юрий (1062—1073)
9. Иван Второй (1073—1089)
10. Иван Третий (1089—1090)
11. Ефрем Второй (1090—1097)
12. Николай (1097—1101)
13. Никифор Первый (1103—1121)
14. Никита (1121—1126)
15. Михаил Второй (1130—1145)
16. Климент (1147—1154)
17. Константин Первый (1156—1158)
18. Федор Первый (1160—1163)
19. Иван Четвертый (1164—1166)
20. Константин Второй (1167—1172)
21. Никифор Второй (1182—1197)
22. Матвей (1201—1220)
23. Кирилл (1223—1233)
24. Иосиф Первый (1236—1243)
25. Кирилл Третий (1243—1281)
26. Максим (1283—1305)
27. Петр Святой (1308—1526)
28. Феогност (1528—1353)
29. Алексей Второй Святой (1353—1378)
30. Михаил Третий (1378—1380)
31. Пимен (1380—1381)
32. Киприан (1381—1385)
33. Пимен (второй раз) (1385—1390)
34. Киприан (второй раз) (1390—1406)
35. Фотий (1408—1431)
36. Иона (1431—1432)
37. Герасим (1433—1435)
38. Исидор (1435—1441)
39. Иона (второй раз) (1449—1461)
40. Феодосий (1461—1464)
41. Филипп Первый (1464—1473)
42. Геронтий Первый (1473—1489)
43. Зосима (Эосина) (1489—1494)
44. Симон (1495—1511)
45. Варлаам (1511—1521)
46. Даниил Первый (1521—1539)
47. Иосиф Первый (1539—1542)
48. Макарий (1542—1564)
49. Афанасий (1564—1566)
50. Герман (1566—1566)
51. Филипп Второй (1566—1568)
52. Кирилл Четвертый (1568—1572)
53. Антоний (1572—1580)
54. Дионисий (1580—1586)
55. Иов (1586—1589)

Почему крещение означало свободу и независимость?

Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.

По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.

Картина: Крещение князя Владимира(1885-1893гг.)/Виктор Васнецов

«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Языческие верования Руси до принятия христианства

К концу Х века Киевская Русь раскинулась от Балтийского моря до Чёрного и от Буга до Оки. С Запада Русь граничила с католическими Польшей и Венгрией, с Востока – с мусульманской Булгарией, с Юго-востока с иудейской Хазарией, с Юга — с православной Византией. Русь же оставалась языческой.

Свод богов Древней Руси включал в себя более десятка Старших богов и ещё больше Младших. В их число входили духи и хранители, населявшие все сферы жизни наших предков. Духи жили везде: в доме, овине, лесу, реке. Именно они отвечали за урожай, удачу на охоте, благосостояние семьи. Им приносили требы, прося помощи во всех делах от судьбоносных — до ежедневных. Свои боги были у князя и дружины (Перун), у скотоводов (Велес), у женщин (Мокошь) и пр. Многие боги были схожи с божествами соседей – балтийских, западных и южных славян.

Значение крещения Руси, основные последствия

Крещение Руси стало поворотным моментом для всего государства и сыграло колоссальную роль в его последующем развитии. Принятие монотеистической религии для сохранения и развития государства было неизбежным ходом, без которого страна могла просто распасться. Князю удалось достичь ряда позитивных итогов:

  1. Объединения страны под единым вероисповеданием, которое становилось официально одобряемым.
  2. Укрепление единовластия Владимира, централизация его власти и ослабления влияния глав племен.
  3. Крещение способствовало расширению политических и экономических отношений Руси с другими, наиболее развитыми государствами того времени. Цивилизационная изоляция была преодолена.
  4. Христианство способствовало развитию образования и учености на Руси. Княгиня Анна, супруга Владимира, покровительствовала строительству образовательно-религиозных заведений и распространению православия. Развивается церковнославянский язык и традиция письма, складывается школа перевода богослужебных и религиозных книг.
  5. Развертывается активное строительство храмов, монастырей.
  6. Активно заселяются северные и северо-восточные земли несогласными с крещением, ярыми защитниками языческой веры славянами.

Кто крестил Киев и киевлян

Принятие христианства Киевской Русью неразрывно связано с именем Владимира Святославича, сына киевского князя Святослава Игоревича. Этот выдающийся правитель жил в X–XI столетиях.

Владимир вошел в историю как талантливый и грамотный политик, неординарная личность. На его счету значится множество военных побед. Благодаря своему мудрому и справедливому правлению этот князь был особенно любим русским народом и получил прозвище Красно Солнышко.

Владимир Святославович изначально являлся язычником, однако в зрелом возрасте стал крестителем Киева, а вместе с ним и всех прилегающих земель. За эту выдающуюся заслугу перед христианской верой, а также за неуклонное соблюдение Божиих заповедей он был признан святым и канонизирован Православной церковью.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Выбор веры

Между тем Древняя Русь все ближе подходила к моменту, когда единая вера должна была подчинить княжеской власти разрозненные племена. Историк Борис Греков отмечал попытки Владимира Святославича с помощью пантеона различных языческих богов создать религию, «которая могла бы крепче объединить все его государство». Отживающее язычество оказалось плохим объединяющим началом и не смогло предотвратить распад огромного племенного союза во главе с Киевом. Видимо тогда Владимир и обратил свой взор на монотеистические религии.Выбор Владимиром религии часто связывают с легендарной историей, носящей название «испытание вер». Киевский князь, выслушав проповеди представителей римского католичества, булгарского магометанства, хазарского иудаизма и греческого православия отправил своих послов в эти страны для близкого знакомства с богослужебными обрядами.

Летописец сообщает, что посланники, вернувшиеся из Константинополя со словами «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле» произвели наиболее сильно впечатления на Владимира. Это и предопределило выбор веры по греческому обряду. Многие историки хоть и относятся к рассказу об «испытании вер» скептически, наделяя его книжным, поучительным характером, все же признают, что в основе могли лежать реальные события. Известный специалист по Древней Руси Владимир Мавродин считает, что в этом рассказе можно усмотреть «обрывки воспоминаний о реальных исторических событиях, ярко отражающих Русь на перепутье». В частности, о подлинности таких событий может свидетельствовать сообщение арабского писателя XIII века Мухаммеда аль-Ауфи «о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» мусульманства и о посольстве на Русь мусульманского имама для обращения русских в магометанскую веру».

Так или иначе, решение о крещении Руси не было основано исключительно на мнении посольства. Принятие единой религии для Владимира определялось в первую очередь политическими мотивами, сложной обстановкой не только внутри государства, но и на его окраинах. В то время южные границы Руси беспрестанно подвергались нападению кочевников, которые жгли нивы, разоряли села и осаждали года. В этих условиях Владимир рассчитывал на дружеские и союзнические отношения с Византией, которые могли состояться только после принятия Древнерусским государством христианства. Историк Михаил Покровский важную роль в крещении Руси приписывал верхнему слою древнерусского общества – князьям и боярам, которые «гнушались старыми, славянскими религиозными обрядами и славянскими колдунами, «волхвами», а стали выписывать себе вместе с греческими шелковыми материями и золотыми украшениями и греческие обряды, и греческих «волхвов»- священников».

Специалист по древнерусской истории Сергей Бахрушин расставляет несколько иные акценты, отмечая, что в X веке на Руси образуется слой феодальной знати, которая «торопилась освятить свои притязания на господствующее положение». На сегодняшний день достоверно неизвестно, где принял крещение Владимир. Традиционная версия, по которой киевский князь крестился в Херсонесе, отвергается, в частности, академиком Алексеем Шахматовым, который считает, что известия о корсунском походе князя Владимира — «позднейшая вставка, разорвавшая первоначальный летописный текст». Нет точных данных и о крещении жителей Киева: часть исследователей считает, что массовое крещение состоялось в Днепре, другие называет Почайну. По мнению современных историков 988 год можно считать лишь условной датой крещения всего Древнерусского государства. Российский религиовед Николай Гордиенко связывает это событие исключительно с «обращением в христианство киевлян», которое стало лишь одним из начальных моментов растянувшегося на долгие годы, зачастую болезненного процесса приобщения к новой вере жителей всего Древнерусского государства.

Последствия крещения новгородцев для Руси

После крещения Новгород, в котором периодически возникали сепаратистские настроения и присутствовало стремление обрести независимость от Киева, беспрекословно стал подчиняться князю Владимиру и его последователям. Принятие христианства важнейшим центром русской земли способствовало многим положительным изменениям:

  • искоренению устаревшего язычества и его варварских обрядов;
  • превращению Руси из отсталой территории в цивилизованную державу;
  • установлению доброжелательных отношений с высокоразвитой Византией;
  • более активному распространению культуры и образования;
  • повышению авторитета русского государства на международной политической арене.

Принятие христианства крупным русским городом стало огромной внутригосударственной победой Владимира Святославовича. Это событие открывало возможности для дальнейшего перехода к православию остальных территорий и его закрепления в качестве официальной религии. При этом язычники, одобрявшие принесение кровавых человеческих жертв, лишались возможности занимать руководящие или другие посты и влиять на общественно-политическую жизнь.

Вскоре после крещения новгородцев в городе было возведено два храма – каменная церковь праведных Иоакима и Анны и деревянный собор Св. Софии. Обе постройки не сохранились до нашего времени в своем первозданном виде, а храм Св. Софии позже стал каменным и превратился в главный христианский собор Великого Новгорода.

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана

Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения

Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
  • «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
  • «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Какие религии были на Руси до христианства

До того, как стать христианами, славяне поклонялись языческим богам. У каждого племени он был свой, и этого бога считали главным покровителем и защитником. Часть божеств считались общеславянскими.Наибольшее значение было у:

  • Волоса (Велеса) – божества, оберегающего скот, богатство и торговлю;
  • Перуна – бога, который заведовал молнией, грозой и громом;
  • Мокоши – богини, которая оберегала землю и способствовала плодородию;
  • Даждьбога и Хорса – богов Солнца;
  • Стрибога – бога, который контролировал ветра, вьюги и вихри;
  • Семаргла – бога посевов и семян.

Рис. 1. «Крещение киевлян князем Владимиром». Художник Алексей Кившенко. 1880 год

Чудеса на праздник Крещения

На праздник Богоявления 19 января православный Иерусалимский патриарх совершает праздничный молебен и великое освящение воды. Кульминационным моментом этого богослужения является троекратное погружение креста в воду. Множество присутствующих свидетельствуют о ежегодно повторяющемся чуде. В момент погружения креста, река крещения Иисуса останавливает свой бег, и воды начинают перемещаться в обратном направлении. Это явление многими очевидцами запечатлено на видео. Иордан имеет довольно сильное течение, и объяснить этот феномен природным фактором не представляется возможным. Верующие считают, что таким способом Бог проявляет свою силу.

Какая вера была в древней Руси до христианства?

Обычно ее определяют как «язычество». Именно так называли веру славян летописцы. Термин происходит от славянского «язык», или «народ», то есть язычество буквально «народная религия». О том, какой она была, известно немного. Уже к XVI в. от нее оставались «обломки»: отдельные «народные традиции», «приметы», впрочем, дожившие даже до наших дней. Судя по ним, славянское язычество имело общие черты с подобными верованиями других народов. Оно было, по слову священника Павла Флоренского, «всечеловеческой религией природы», что подтверждается словами русских летописцев о «поклонении» славян «камням и деревьям», а также «богам».

Понятно, что «боги» язычников в христианском понимании – бесы, падшие ангелы. Именно поэтому летописцы вовсе не стремятся «оставить для потомков» нечестивые имена, называя лишь некоторые – Хорс, Макошь, Сварог, и, конечно, Перун – «бог» воинов, княжеских дружинников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector