Вселенский собор: навстречу святому и великому собору?

Использованные материалы

  • П. В. Кузенков. «Константинопольские Соборы. Собор 879-880 гг.» // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343

  MGH. Epp. T. 7. P. 277, 294, 296

  MGH. Epp. T. 7. P. 167-190

  Meijer. 1975. P. 41-45

  Dvornik. 1958; ср.: Grumel. 1940; Hofmann. 1949

  Hergenröther. 1868. Bd. 2. S. 528-551; Jugie. 1938; Meijer. 1975. P. 49-55; ср.: Laurent. 1930; Idem. 1938

  Dvornik. 1948. P. 189

  Mansi. T. 17. Col. 389

  Mansi. T. 17. Col. 524

  Θεοτέκνης Моναχῆς Ἁγίοστεφανιτίσσης. «Тό Пέτρινο δάσος». Т. 2., Ἱερά Мοναστήρια. Ἁγίου Στεφάνου, Ἁγία Тριάδος, Рουσάνου, Ἁγίου Nικάλάου. Ἔκδοση Ἱεροῦ Кοινοβίου Ἁγίου Στεφάνου. Ἄγια Μετέωρα, 2018, С. 158. (Монахиня Феотекни Агиостефанитисса. «Каменный лес», том 2-й. Святые монастыри. Святого Стефана, Святой Троицы, Русану, св. Николая. Издание общежительного монастыря святого Стефана. Метеора 2018, С. 158).

  ᾼΣΜΑΤΙΚΗ ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΟΓΔΟΗΣ (Η΄) ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει κατὰ τὰ ἔτη ἀπὸ Χριστοῦ 879-880 συγκληθείσης. Ψαλλομένης τῇ Α΄ Κυριακῇ τοῦ μηνὸς Φεβρουαρίου. Ποίημα Θέκλης Μοναχῆς Ἁγιοστεφανιτίσσης. —

Акты

Оригинальные греческие акты Собора утеряны, но существует старая латинская версия, возможно, сделанная для Вигилиуса, критическая редакция которой и теперь есть английский перевод и комментарии; утверждалось (вероятно, ошибочно), что оригинальные Акты Пятого Собора были изменены в пользу монофелитства . Раньше считалось, что дошедшие до нас акты неполны, поскольку в них не упоминается дискуссия об оригенизме. Однако общепринятое сегодня решение состоит в том, что епископы подписали каноны, осуждающие оригенизм, до официального открытия собора. Это осуждение было подтверждено Папой Вигилием, и последующий Вселенский собор (третий Константинопольский собор) дал свое «согласие» в своем Определении веры пяти предыдущим синодам, включая «… последний, то есть Пятый святой Синод, собравшийся в это место, против Феодора Мопсуестийского, Оригена, Дидима и Евагрия … «; его полный соборный авторитет подвергается сомнению только в наше время.

В Мелкитских хрониках от 641 года есть сирийский рассказ о совете .

Кроме того, одним из актов Константинопольского Собора были анафемы, изданные против тех, кто отвергал вечную девственность Марии .

Последствия

Многие утверждали, что в следующем году (382 г.) Папа Дамас I провел синод, который выступил против дисциплинарных канонов Константинопольского Собора, особенно третьего канона, который ставил Константинополь выше Александрии и Антиохии. Синод протестовал против повышения епископа новой имперской столицы, которому всего пятьдесят лет, до более высокого статуса, чем епископы Александрии и Антиохии, и заявил, что примат римского престола не был установлен собранием епископов, а скорее Самим Христом. Томас Шахан говорит, что, по словам Фотия, папа Дамас одобрил собор, но он добавляет, что, если бы какая-либо часть собора была одобрена этим папой, это могла бы быть только его редакция Никейского символа веры , как и в случае с ним. когда Григорий Великий признал его одним из четырех общих соборов, но только в его догматических высказываниях.

Никено-Константинопольский Символ веры

Традиционно был связан с Константинопольским собором (381 г.). Это примерно теологически эквивалентно , но включает две дополнительные статьи: статью о Святом Духе, описывающую Его как «Господа, Подателя жизни, Который исходит от Отца, которому поклоняются вместе с Отцом и Сыном. и прославленный, и Который говорил через пророков »- и статью о церкви, крещении и воскресении мертвых. (Полный текст обоих символов веры см. В разделе « .)

Однако ученые не пришли к единому мнению о связи между Константинопольским собором и Никено-Константинопольским символом веры. Некоторые современные ученые считают, что этот символ веры или что-то близкое к нему было провозглашено епископами в Константинополе, но не обнародовано в качестве официального акта Собора. Ученые также спорят, было ли это кредо просто расширением Никейского символа веры или же оно было расширением другого традиционного символа веры, аналогичного, но не идентичного Никейскому. В 451 году Халкидонский собор назвал этот символ «символом веры … 150 святых отцов, собравшихся в Константинополе», что указывает на то, что этот символ веры был связан с Константинополем (381 г.) не позднее 451 г.

Христология

Этот совет осудил арианство , который начал вымирать с дальнейшим осуждением на совете Аквилейского по Амвросию Медиоланского в 381. С обсуждением тринитарной доктрины , разработанным в настоящее время, в центре внимания дискуссии изменилась к христологии , которая будет темой Совета Ефес 431 года и Халкидонский собор 451 года.

Сдвиг влияния из Рима в Константинополь

Дэвид Истман цитирует Первый Константинопольский собор как еще один пример ослабления влияния Рима на Восток. Он отмечает, что все трое председательствующих епископов прибыли с Востока. Дамас считал Мелетия и Григория незаконными епископами своих кафедр, но, тем не менее, как указывают Истман и другие, восточные епископы не прислушивались к его мнению в этом отношении.

Первый Константинопольский собор (381 г.) был первым появлением термина «Новый Рим» в связи с Константинополем. Этот термин использовался в качестве основания для предоставления относительно молодой Константинопольской церкви приоритета над Александрией и Антиохией («потому что это Новый Рим»).

Формат встречи

Всеправославный Собор официально открылся 20 июня, на нем собралось 24 архиерея. Любое решение принималось только после достижения консенсуса. Председательствовал на нем Константинопольский Патриарх. Официальными языками встречи были признаны: греческий, русский, английский, французский и арабский.

Митрополит Савватий (Антонов) отметил, что Всеправославный Собор имеет серьезные недоработки и удивился неопределенности в вопросе юрисдикции принадлежности Катара, отсутствию согласия по поводу предлагаемых для утверждения документов. Но самое удивительное – это требуемые четверть миллиона евро от каждой участвующей в Соборе делегации. Из-за неразрешенных разногласий в итоге от участия отказались четыре общепризнанные автокефальные Церкви: Антиохийская, Русская, Болгарская и Грузинская.

История подготовки проведения Всеправославного Собора на Крите

Предложение о созыве в рамках Православной церкви Вселенского Собора выдвигались Константинопольским патриархатом ещё в конце 1860-х годов. Причиной этому назвалась болгарская схизма, но самую идею этого российское правительство отвергло. В дальнейшем подобные попытки предпринимались в 1923, 1930, 1961, 2008 и 2009 годах.

Сутанский фирман об учреждении Болгарского экзархата. В связи греко-болгарской схизмой (расколом) и предоставлением об учреждение Болгарского экзархата турецким султаном фирмана об этом в конце 1860-х годов Константинополем выдвигалось предложении о созыве Всеправославного собора

По мере решения внутрицерковных вопросов и установления общения между представителями разных поместных церквей их позиции сближались. Именно поэтому в конце мая 2010 года Константинопольский патриарх принял совместное решение с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом приняли решение об ускорении процесса созыва Святого и Великого Собора православной Церкви.

Первое предложение о созыве Вселенского Собора после долгого перерыва прозвучало ещё в 1860-х годах.

Через четыре года как первый по чести православный иерей Константинопольский Патриарх пригласил предстоятелей Православных церквей встретиться в марте 2014 года.

Цель встречи ― обсуждение деятельности подготовительного комитета Всеправославного Собора, а также решение возникших вопросов церковной жизни. В результате 6—9 марта 2014 года встреча состоялась. На ней присутствовали представители 13 Поместных православных церквей.

Места Поместных Православных Церквей в Диптихе, то есть в общепризнанном списке Поместных Православных Церквей. Вопрос о Диптихах выносился на Предсоборное всеправославное совещание 2015 года

На собрании принято решение о создании специальной Межправославной комиссии в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Её задачей стало принятых в предсоборного процесса документов и их редактирование.

Было принято также решение собрать в первой половине 2015 года Предсоборное всеправославное совещание. Его цель ― обсуждение двух тем в Всеправославному Собору: «Автокефалия в Православной церкви и порядок её провозглашения» и «Диптихи».

Экуменизм

  • Православная Церковь и экуменическое движение (1961-1976-2016)
  • Связи Православной Церкви с остальным христианским миром (1961-1976-2016)

1961

  • Изыскание путей к сближению ради достижения единства Церквей во Всеправославном целом
  • Православие и меньшие Древние Восточные Церкви
    • Укрепление дружественных взаимоотношений с ними путем
    • обмена посещениями
    • обмена профессорами и студентами
    • контактов богословского характера
    • Изучение истории, веры, богослужения и управления этих Церквей
    • Сотрудничество с ними
    • на Конференциях экуменического характера
    • в практических вопросах
  • Православие и Римско-Католическая Церковь
    • Изучение положительных и отрицательных моментов в отношениях между двумя Церквами
    • по вопросу о вере
    • по вопросу об управлении
    • по вопросу о церковной деятельности (особенно — пропаганда, прозелитизм, уния)
    • Установление отношений в духе христианской любви, в частности имея в виду пункты, предусмотренные в Патриаршей Энциклике 1920 г.
  • Православие и вышедшие из Реформации церкви и исповедания
    • Вероисповедания, более отдаленные по своей сущности от Православия
    • лютеранство
    • кальвинизм
    • методисты
    • прочие протестантские исповедания
    • Вероисповедания, более близкие к Православию по своей сущности
    • епископалы вообще
    • Англиканская Церковь. Изучение возможностей развития отношений и дальнейшего сближения их, а особенно епископалов и англикан, с Православной Церковью в свете имеющихся положительных предпосылок
    • Православие и Старокатоличество. Дальнейшее развитие отношений с ними в духе имевших место по сей день богословских дискуссий и выраженных ими настроений и тенденций к сближению с Православной Церковью
  • Присутствие и участие Православной Церкви в Экуменическом движении в духе Патриаршей Энциклики 1920 г.
  • Изучение богословских и других тем, имеющих отношение к предпосылкам участия Православной Церкви в Экуменическом движении
  • Значение и вклад Православия в целом в определении направления экуменического мышления и деятельности
  • «Икономия» в Таинствах, совершаемых как в Церкви, так и вне ее
  • «Икономия» в присоединении к Православной Церкви еретиков, схизматиков и отпавших (через крещение, миропомазание, покаяние, благословение)
  • Православие и другие религии

Стремление всеми мерами к общению и соединению в Христовой любви со всеми христианскими церквами (1925)

Собор 879–880 гг.

После смерти Игнатия в 877 году император снова сделал Фотия Константинопольским патриархом. Другой Собор был созван в 879 году в Константинополе, в него вошли представители всех пяти патриархатов, включая Римский (всего 383 епископа). Энтони Эдуард Сеценски пишет: «В 879 году император созвал еще один собор в Константинополе в надежде, что новый папа Иоанн VIII (872–882) признает законность притязаний Фотия на патриархат. Этот собор иногда называют Собором. на восьмом экуменическом собрании на Востоке присутствовали папские легаты (которые привезли с собой подарок от папы — паллий для Фотия) и более 400 епископов, которые немедленно подтвердили Фотия в качестве законного патриарха ». Предоставление паллиума является знаком одобрения папы, и легаты папы «немедленно» подтвердили Фотия, не дожидаясь решения совета.

Собор также безоговорочно осудил добавление Filioque к Никейско-Константинопольскому Символу веры , которое в то время отвергалось в Риме: «Символ веры (без filioque ) был зачитан, и осуждение вынесено тем, кто« навязывает ему свое собственное мнение ». придуманные фразы и поставить эту поступательный как общий урок для верующих или тех , кто возвращается из своего рода ереси и показать наглость подделывать полностью древность этого священного и почтенного Орос с незаконные слова, добавления или вычитания «. Восточные православные христиане утверждают, что, таким образом, собор осудил не только добавление пункта Filioque к символу веры, но и осудил этот пункт как еретический (точка зрения, которую активно поддерживает Фотий в его полемике против Рима), в то время как католики разделяют их и настаивают на том, что богословская ортодоксальность статьи. Согласно некатолическому Филиппу Шаффу, «к греческим актам впоследствии было добавлено (мнимое) письмо Папы Иоанна VIII к Фотию, в котором Filioque объявляется дополнением, которое отвергается Римской церковью, и богохульством, которое должно быть отмененным спокойно и постепенно «.

Украинский вопрос

Масла в огонь подлила Верховная Рада Украины, которая накануне ожидаемой встречи глав Православных церквей 16 июня 2021 года, выступила с обращением к Вселенскому Патриарху Филарету о признании акта 1686 года, когда Киевская митрополия была передана в подчинение из Константинопольского патриархата в Московский, недействительным. И потребовали предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви, чтобы она заняла достойное место в православной семье поместных церквей.

Московский Патриархат раскритиковал обращение депутатов, заявив о том, что они занимаются не своим делом и ведут себя как самозваный орган в управлении отношений между церквями. Официально этот вопрос на Крите не рассматривался.

Подтверждение и дальнейший прием

Вопрос о том, был ли собор утвержден Папой Иоанном VIII, и насколько далеко это так, также является предметом споров: собор проводился в присутствии папских легатов , которые одобрили слушания, римско-католического историка о. Франциск Дворник утверждает, что Папа принял акты Собора и отменил акты Собора 869–870 гг. Другие католические историки, такие как Уоррен Кэрролл, оспаривают эту точку зрения, утверждая, что папа отверг собор. Сеценски говорит, что Папа дал только квалифицированное согласие на действия Собора. Филип Шафф полагает, что Папа, обманутый своими легатами относительно происходящего, сначала аплодировал Императору, но позже осудил Собор. В любом случае Папа уже принял восстановление Фотия в Патриархе. Однако позже, после дальнейших конфликтов между Востоком и Западом в 11 веке, собор был отвергнут.

8 марта 870 года, через три дня после окончания собора, папские и восточные делегаты встретились с болгарскими послами во главе с кавханом Петром, чтобы определить статус Болгарской православной церкви . Поскольку болгары не были удовлетворены позицией Папы после длительных переговоров, они достигли благоприятного соглашения с византийцами, и было принято решение, что Болгарская Церковь должна стать восточно-православной.

Photian Раскол (863-867) , что привело к советам 869 и 879 представляет собой разрыв между Востоком и Западом. В то время как предыдущие семь вселенских соборов признаны вселенскими и авторитетными как на Востоке, так и на Западе, многие православные христиане признают собор 879 года Восьмым Вселенским собором, утверждая, что он отменил предыдущий. Этот собор упоминается как Вселенский в Энциклике Восточных Патриархов 1848 года. Римско-католическая церковь , однако, признает собор 869 года Восьмым Вселенским собором и не помещает последующий собор в число Вселенских соборов. В то время, когда проводились эти советы, это разделение не было полностью очевидным.

Восьмой Вселенский собор

Такой неоднозначный восьмой Вселенский собор.

Католическая церковь признает восьмым Вселенским собором, съезд князей Западной и Восточной ветвей Христианской церкви 869

870 годов он жеIV Константинопольский. Его созвали по предложению Византийского императора и Римского папы, для осуждения и низложения патриарха Фотия, одного из самых колоритных деятелей церкви в раннее средневековье. На нем были утверждены догмы о «трихотомии» и тотальной неподсудности папы римского, пришлись ко двору в Ватикане.

Счет соборов не в пользу Православных

Большинство православных иерархов не без основания отказываются его признавать Вселенским, потому как не находят в нем соответствия большинству признаков такого собора. Они предпочли признать Большой Софийский собор и V КонстантинопольскийXIV века, не принимаемый католическим клириками. Они сами напроводили с десяток соборов, в которых православные не принимали участия. Были еще и «разбойничьи соборы». В общем, после всеми признаваемого седьмого Вселенского собора, нумерация стала хаотичной настолько, что разобраться в ней не всегда под силу и специалисту. В то время как католики присвоили себе право выступать от лица всей христианской церкви, разобщенной в силу исторических обстоятельств, Православие не могло ни противостоять догматическому натиску, ни поступиться принципами и признать католическое доминирование в главных догмах. Многим будет в диковину, что Православие, гордящееся соборностью, не созывала соборов сXIV века

Справедливости ради следует отметить, что Собор – это событие исключительной важности, крайнее средство для разрешения кризисных проблем. И вот кXX веку, таких проблем в Христианском мире накопилось предостаточно

Особенно это касается православных ревнителей веры, предпринимавших попытки проведения очередного Вселенского собора в двадцатые, шестидесятые и девяностые годы прошлого века. Все попытки проведения важнейшего для Православного и всего Христианского мира мероприятия встречали на своем пути непреодолимые препятствия, чинимые атеистами и другими противниками православия. Сейчас, по мнению большого количества верующих людей и православного священства, настало время воспользоваться созывом восьмого Вселенского собора, как последнего средства для сохранения христианской церкви вообще. Будет ли этот собор по всем канонам соответствовать Вселенскому, большой вопрос. Кто-то считает, что не число делегатов и не география мест, откуда они приехали, определяет статус собрания. Главное, чтобы присутствовало вдохновение духа Святого, который невозможно обрести раньше события. Другие мыслят, что разделенное состояние церквей не позволит считать восьмой собор Вселенским. Если католики будут на него допущены, то считать его надо будет девятым. Но многие православные богословы утверждают, что истинной Христианской Соборной Церковью является Православие. Поэтому она может сама созывать соборы равноценные семи предыдущим.

Примечание переводчика

Последняя фраза владыки Каллиста оказалась пророческой. Со времени написания этой статьи прошло почти полвека. Давно канули в лету коммунистические режимы и в России, и в странах Восточной Европы. Однако Святой и Великий Собор все еще не состоялся.

С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии.

В октябре 2008 года состоялась встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле, и таким образом возобновилась подготовка к проведению собора. В мае 2010 года Патриарх Варфоломей заявил, что он и Патриарх Московский Кирилл приняли решение ускорить процесс созыва собора.

6-9 марта 2014 года в Стамбуле состоялось Совещание глав Православных Поместных Церквей, созванное Патриархом Константинопольским Варфоломеем для обсуждения деятельности подготовительного комитета Всеправославного собора. Присутствовали делегации от 13 Поместных Православных Церквей. На нем было принято решение, помимо прочего, создать специальную Межправославную комиссию, в которую вошло бы по одному архиерею и одному советнику от каждой автокефальной Церкви.

Работа комиссии проходит с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».

Также принято решение о созыве в первой половине 2015 года Предсоборного Всеправославного Совещания с целью принятия документа «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения».

Результатом Совещания стало Послание Предстоятелей Православных Церквей.

В приглашениях, разосланных Патриархом Варфоломеем предстоятелям Поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора:

  1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
  2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
  3. Процедура признания статуса церковной автономии.
  4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
  5. Установление общего календаря праздников.
  6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
  7. Вопрос поста в современном мире.
  8. Связь с другими христианскими конфессиями.
  9. Экуменическое движение.
  10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы

Следует отметить, что намечающийся в 2016 году Всеправославный собор не позиционируется как Вселенский, хотя диспуты по этому поводу не умолкают до сих пор.

‘Towards the Great Council?’, Kallistos Timothy Ware.

Опубликовано в Eastern Churches Review, Volume IV, Number 2, autumn 1972. 

Перевод – Александр Шперл

1. Некоторые православные считают Восьмым Вселенским Константинопольский Собор (879-880), созванный святым Фотием Великим; а Исихастский Собор в Константинополе в 1341 году иногда называют девятым Антилатинским. Соборы в Константинополе в 1054, 1283 и 1484 годах греческими авторами также называются «Вселенскими». Но в общепринятой православной практике принято говорить лишь о семи Вселенских Соборах.

2. Заявление было сделано в рамках обмена посланиями, можно даже сказать, во время диалога Папы Римского со Вселенским Константинопольским Патриархом.

3. В 1969 году такое событие действительно имело место, однако затем эта возможность была упразднена в 1980-х. В 2005 году Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах.

  • Бог сокрытый и явленный
  • Православие и Запад: богословие разделения
  • Монах и мирянин: Кто ближе к спасению?

Литература

  • Δοσίθεος, Πατρ. Τόμος χαρᾶς. ῾Ρῆμνης, 1705. S. 33-102 ;
  • Mansi. T. 17. Col. 373-524 .
  • Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867. Bd. 1; 1868. Bd. 2; 1869. Bd. 3;
  • Иванцов-Платонов А. М., прот. К исследованиям о Фотии, патр. Константинопольском // ЖМНП. 1892. Отд. 2. Ч. 280. № 3. С. 121-148; Ч. 281. № 5. С. 1-72; № 6. С. 299-315; Ч. 283. № 9. С. 1-60; № 10. С. 205-251 (отд. отт.: СПб., 1892);
  • Grumel V. Le «Filioque» au concile photien de 879-880 et le témoignage de Michel d’Anchialos // EO. 1930. T. 29. N 159. P. 257-264;
  • idem. Le décret du synode photien de 879-880 sur le Symbole de foi // Ibid. 1938. T. 37. N 191/192. P. 357-372;
  • idem. Les lettres de Jean VIII pour le rétablissement de Photius // Ibid. 1940. T. 39. N 197/198. P. 138-156;
  • idem. La VIe session du concile photien de 879-880: A propos de la mémoire liturgique, le 3 septembre, de l’empereur Constantin le Nouveau // AnBoll. 1967. T. 85. Fasc. 3/4. P. 336-337;
  • Laurent V. Le cas de Photius dans l’apologétique du patriarche Jean XI Beccos (1275-1282) au lendemain du IIe concile de Lyon // EO. 1930. T. 29. N 160. P. 396-415;
  • idem. Les actes du synode photien et Georges le Metochite // Ibid. 1938. T. 37. N 189/190. P. 100-106;
  • Jugie M. Les actes du Synode photien de Sainte-Sophie (879-880) // Ibid. P. 89-99;
  • Hofmann G. Lo stato presente della questione circa la riconciliazione di Fozio con la Chiesa Romana // Civiltà Cattolica. R., 1948. T. 99. N 3. P. 51-55;
  • Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948;
  • idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research // Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. Bd. 3/2. S. 1-56;
  • Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967;
  • Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность // ЖМП. 1969. № 12. С. 62-66 (То же // ВРЗЕПЭ. 1969. № 68. С. 218-227);
  • Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclesiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879 // OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407;
  • Meijer J. A Successful Council of Union: A Theol. Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975;
  • Peri V. Il concilio di Constantinopoli dell’ 879-80 come problema filologico e storiografico // AHC. 1977. Bd. 9. S. 29-42;
  • idem. Il ristabilimento dell’unione delle Chiese nell’ 879-880: Il concilio di Santa Sofia nella storiografia moderna // Ibid. 1979. Bd. 11. P. 18-37;
  • Van Bunnen A. Un centenaire oublié: le concile de Constantinople de 879-880 // Contacts. P., 1981. T. 33. N 113. P. 6-40; N 115. P. 211-234;
  • Boojamra J. L. The Photian Synod of 879-80 and the Papal Commonitorium (879) // ByzSt. 1982. Vol. 9. P. 1-23;
  • Соменок Г., прот. Святой Патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879-880 гг. // ТКДА. 1997. № 1. С. 79-88;
  • Dragas G. D. The 8th Ecumenical Council: Constantinople IV (879/880) and the Condemnation of the Filioque addition and Doctrine // GOTR. 1999. Vol. 44. P. 357-369;
  • Лебедев А. П. История К-польских соборов IX в. / Ред.: М. А. Морозов. СПб., 2001. С. 189-296;
  • Thümmel H. G. Die Konstantinopeler Konzilien des 9. Jh.: Eine Übersicht // AHC. 2005. Bd. 37. S. 437-458.

Библиография

  • Херрин, Джудит (1989). Формирование христианского мира, переработанное, иллюстрированное издание в мягкой обложке . Лондон: Издательство Принстонского университета и Фонтана.
  • Прайс, Ричард (2009). Акты Константинопольского Собора 553 г. — Набор из 2 томов: с соответствующими текстами о разногласиях по трем главам . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета (опубликовано 1 августа 2009 г.). С. 270–286. ISBN 978-1846311789.
  • Хефеле, Карл Йозеф фон (2014) . История церковных соборов: до закрытия Никейского собора, 325 г. н.э. (оригинал, «Conciliengeschichte») . 2 . Перевод и редактирование: Эдвард Хейс Пламптр, Генри Наткомб Оксенхэм, Уильям Робинсон Кларк. Чарлстон, Южная Каролина , США: Nabu Press . ISBN .

Шесть докладов

Поговорим теперь о шести докладах. В каждом случае первоначальный проект был подготовлен одной из автокефальных церквей, а затем передавался другим для обсуждения и замечаний. Проекты с внесенными замечаниями к июлю 1971 года были рассмотрены на заседании Межправославной комиссии в Шамбези, и после этого был представлен согласованный текст. Вот темы, представленные в нем:

  • «Божественное Откровение в контексте спасения человека» (проект подготовлен Константинопольским Патриархом, замечания и дополнения внесены Кипрской и Польской Церквями), на 21 страницах в английском издании.
  • «Более активное участие мирян в богослужениях и церковной жизни» (проект – Болгария, замечания – Сербия и Польша), 1,5 страницы.
  • «Корректировка церковных правил относительно поста и приведение их в соответствие с нормами современной жизни» (проект – Сербия, замечания – Кипр, Польша, Чехословакия), 7 страниц.
  • «Препятствия к заключению брака» (проект – Россия и Греция, работали отдельно; замечания – Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Польша, Чехословакия), 4 страницы.
  • «О церковном календаре и дате Пасхи» (проект – Россия и Греция, работали отдельно; замечания – Румыния, Болгария, Кипр, Чехословакия), 3 страницы.
  • «Домостроительство» (проект – Румыния; замечания – Польша), 16 страниц.

Восьмой Всеправославный Собор: как трактовать?

Вселенских Соборов в истории христианской церкви насчитывается семь, последний из них проходил в VIII веке и назывался Вторым Никейским. На нем было осуждено иконоборчество. Самый первый Собор прошел в 325 году, где была выработана основа всего ортодоксального Христианства – Символ веры.

Однако многие верующие решили, что будет проводиться 8 Всеправославный Собор. Но это неправильно, потому что «восьмым» может быть только Вселенский, и провести его невозможно, поскольку в 1054 году произошел Великий раскол, образовавший в итоге римско-католическую церковь. Соответственно, теперь название «вселенский» стало немного неуместным.

этапы

  • январь года — энциклика «Церквам Христа, везде сущим»
  • 10 мая — 8 июня года — Всеправославный конгресс (Константинополь)
  • 1925 год — Восьмой Вселенский Собор (не состоялся)
  • 8 — 23 июня года — Межправославная подготовительная комиссия (Ватопедский монастырь, Афон)
  • 1932 год — Просинод (Предсобор) (не состоялся)
  • 29 ноября — 4 декабря года — Первый конгресс православных богословов (Афины)
  • 12 февраля года — Окружное Послание Патриарха Афинагора к автокефальным Православным Церквам о созыве Предсоборного Совещания
  • 24 — 30 сентября года — Первое Всеправославное Совещание (о. Родос)
  • 26 сентября — 1 октября — Второе Всеправославное Совещание (о. Родос)
  • 1 — 15 ноября года — Третье Всеправославное Совещание (о. Родос)
  • 1 — 15 сентября года — Белградская конференция:заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Белград)
  • 8 — 15 июня года — Четвертое Всеправославное Совещание (Шамбези)
  • 16 — 28 июля года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 21 — 28 ноября года — Первое Предсоборное Совещание (Шамбези)
  • 3 — 12 сентября года — Второе Предсоборное Совещание (Шамбези)
  • 15 — 23 февраля года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 28 октября — 6 ноября года — Третье Предсоборное Совещание (Шамбези)
  • 10 — 17 ноября года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 7 — 13 ноября года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 9 — 14 апреля года — Конференция специалистов по каноническому праву (Шамбези)
  • 1 — 2 марта года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 6 — 13 июня года — Четвертое Предсоборное Совещание (Шамбези)
  • 10 — 16 декабря года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 22 — 26 февраля года — заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора (Шамбези)
  • 1 — 2 сентября года — Совещание нео-пентархии (Стамбул)
  • 6 — 9 марта года — Собрание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей (Стамбул)
  • 30 сентябрь — 3 октября года — Первое заседание Специальной Межправославной комиссии (Шамбези)
  • 16 февраля — 20 февраля года — Второе заседание Специальной Межправославной комиссии (Шамбези)
  • 30 марта — 2 апреля года — Третье заседание Специальной Межправославной комиссии (Шамбези)
  • 11 — 16 октября года — Пятое Предсоборное Совещание (Шамбези)
  • 16 — 18 декабря года — заседание Специальной Межправославной комиссии (Афины). На третий день заседания работа по составлению проекта Регламента Всеправославного Собора была прервана, поскольку консенсус достигнут не был. Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 констатировал, «что дискуссии вокруг Регламента Всеправославного Собора натолкнулись на трудности, которые не удалось преодолеть» и выразил «озабоченность в связи с тем, что в ходе переписки между Предстоятелями Константинопольской и Русской Православных Церквей не удается достичь согласия по важным вопросам подготовки Всеправославного Собора» ;
  • 21 — 27 января — Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей (Шамбези);
  • 29 — 31 марта — Первое заседание Всеправославного секретариата Собора (Шамбези);

Литургические реформы

  • Календарный вопрос (1925-1961-1976-2016)
  • Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священные утварь и облачение и т. д.) (1925-1961)
  • Одежды клириков. Внешний вид и одежда (1925-1961)

1961

  • Православие и Библия
  • Широкое использование Ветхого Завета в богослужении
  • Перестановка богослужебных текстов
  • Единообразие уставного и литургического текстов в богослужении и при совершении Таинств. Пересмотр и научное издание их
  • Наиполнейшее участие народа в богослужении и вообще в жизни Церкви
  • «Икономия» в богослужении
  • Богослужение (1925)
  • О богослужебных и церковных книгах (1925)
  • Божественная проповедь (1925)
  • Типикон (1925)
  • Время молитвы (1925)
  • Священные одежды и сосуды (1925)

Задний план

Собор уладил спор, разразившийся после свержения Игнатия с поста Патриарха Константинополя в 858 году. Игнатий, сам назначенный на эту должность неканоническим образом, выступил против Варды , свергнувшего регента Феодору . В ответ племянник Барда, молодой император Михаил III организовал смещение и заключение Игнатия по обвинению в измене. Патриарший престол занял Фотий , известный ученый и родственник Варды. Смещение Игнатия без формального церковного суда и внезапное продвижение Фотия вызвали скандал в церкви. Папа Николай I и западные епископы поддержали дело Игнатия и осудили избрание Фотия как неканоническое. В 863 г. на синоде в Риме папа низложил Фотия и повторно назначил Игнатия законным патриархом. Однако Фотий заручился поддержкой императора и в ответ созвал Собор и отлучил папу от церкви.

Ситуация изменилась, когда покровители Фотия, Варда и император Михаил III, были убиты в 866 и 867 годах, соответственно, Василием Македонянином , узурпировавшим трон. Фотий был низложен как патриарх не столько потому, что он был протеже Варды и Михаила, сколько потому, что Василий стремился к союзу с Папой и западным императором. Фотий был отстранен от должности и изгнан примерно в конце сентября 867 года, а Игнатий был восстановлен в должности 23 ноября. Фотий был осужден Собором, проходившим в Константинополе с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. Фотий был свергнут и лишен патриаршей должности, а Игнатий был восстановлен в должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector