Четвертый вселенский собор. халкидонский

Значение

После утверждения этих решений императором на основе оросов Халкидонского собора, то есть догматических определений православия, были изданы строгие законы в отношении монофизитов. Всем было приказано воспринимать только учение, определенное на соборе 451 года. При этом монофизиты подвергались преследованиям и гонениям. Их сажали в тюрьмы или изгоняли. За распространение их сочинений полагалась смертная казнь, а сами книги было велено сжигать. Евтихий и Дисокор были сосланы в отдаленные провинции.

При этом собор не сумел положить окончательный конец христологическим спорам. Но именно его вероопределение на протяжении многих последующих веков стало основой для католицизма и православия.

В то время уже нельзя было не заметить начавшееся разложение Византийской империи. На окраинах все сильнее становились сепаратистские выступления, которые имели под собой национальную основу, в то же время, соответствуя духу времени, стремились найти оправдание и выражение в основных догматических разногласиях.

Авторитет собора 451 года был восстановлен в 518 году на соборе, собранном в Константинополе патриархом Иоанном. В нем приняли участие около 40 епископов, находившихся в тот момент в столице, а также игумены из окрестных и столичных монастырей. На соборе были жестоко осуждены все, кто осуждал решения, принятые в Халкидоне. Среди них были антиохийский патриарх Севир, также оправдывалась память о погибших поборниках православия. Уже на следующий год после этого собора удалось достичь примирения Восточной церкви с Римом, было подписано послание папой римским Гормиздой, которое завершило акакианскую схизму. Под этим названием в историю вошел 35-летний спор между Константинопольской и Римской церквями.

Интересно, что у коптского историографа Севера в «Истории александрийских патриархов» дается нестандартная оценка собора в Халкидонии в главе, посвященной судьбе Диоскора. В ней тот отмечает, что Диоскор стал патриархом Александрии после смерти Кирилла, но претерпел жестокие гонения за свою веру от императора Маркиана и его супруги. По итогам собора в Халкидоне они прогнали его с престола.

Верховенство епископа Константинополя

Большое значение имело 28 правило Халкидонского собора. Именно оно окончательно установило верховенство на Востоке кафедры епископа Константинополя.

В его тексте подтверждался статус Константинополя как нового Рима. 28-м правилом четвертого Халкидонского Вселенского собора признавались его равные преимущества с царственным ветхим Римом, его возвеличивали в церковных делах настолько, что Константинополь становился вторым после Рима. На этом основании по 28 правилу Халкидонского собора митрополиты Ассийской, Понтийском и Фракийской областей, а также епископы этих земель обязуются поставлять епархиальных епископов, во всем подчиняясь Константинополю. Самих митрополитов при этом назначает архиепископ Константинополя после проведения выборов по заранее установленному порядку и представления ему всех достойных кандидатов.

Данное решение давно назревало, так как по сравнению с 381 годом, когда состоялся первый Вселенский собор, патриарх Константинополя значительно расширил зону своего влияния. Фактически 28-й канон Халкидонского собора утвердил эти изменения. Местные патриархи уже достаточно уверенно чувствовали себя в Малой Азии и Фракии, претендовали на ряд территорий, которые изначально относились к сфере влияния Антиохии и Рима. Сложившееся положение вещей должно было получить оценку со стороны всей церкви, обрести юридическую базу, что и было сделано в результате принятия 28 канона Халкидонского собора.

Вопрос о юрисдикции патриарха Константинополя рассматривался в конце соборных заседаний. Интересно, что изначально не все одобрили 28-й канон Халкидонского собора. Против ожидаемо выступили римские легаты, которые к тому же отсутствовали во время обсуждения этого решения. Поэтому они отказались подписывать данные положения, потребовав внести в протокол свое особое мнение по этому вопросу. Их позицию поддержал и папа римский Лев I. Он взял паузу, не сразу выразив свое отношение к результатам собора. Только спустя определенное время одобрил решения, касавшиеся вопросов веры, но при этом негативно отозвался об амбициях константинопольского патриарха Анатолия, проявившихся, когда принимали 28-е правило Халкидонского собора.

В ответ на это Анатолий заверил Льва I, что руководствовался не собственными интересами, готов подчиниться любому его решению. Папа Римский воспринял это заявление как признание правила недействительным, но в действительности оно отражало реальное положение вещей и реальную власть, которую к тому времени патриархи Константинополя имели в Малой Азии и Фракии. Поэтому когда канон был включен в сборники по итогам работы собора, на Востоке это ни у кого не вызвало вопросов.

В результате 28 правило Халкидонского собора и его значение были весьма существенны для развития всей церкви. Власть между восточными патриархатами теперь разделялась следующим образом. Под юрисдикцию Константинополя попадали Асийская, Фракийская и Понтийская области, Александрии отходил Египет, Антиохии — большая часть Восточного диоцеза, а Иерусалиму — три провинции все того же Восточного диоцеза.

Другие решения Собора

Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей — отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений. Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .

По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.

Примечания и ссылки

  1. (el + fr) Evagre le Scolastique, Ecclesiastical History , стр.  Книга II, 8: Дионисий усердно отправился в Александрию, чтобы успокоить мятеж, некоторые жители убили Протера по наущению Тимофея, как говорится в письме, написанном Леону. Они пронзили его мечом в баптистерии, где он укрылся. Затем они повесили его в тетрапиле и показали всем, издеваясь друг над другом и крича, что это был убит Протере. В конце концов они затащили его через город и сожгли, а некоторые приступили к этому ужасному бесчеловечному поведению, поедая его внутренности, как и просьба, которую епископы Египта и духовенство Александрии послали Льву, сменившему Маркиана, прямо содержит это
  2. Нина Г. Гарсоян, Некоторые предварительные подробности раскола между Византийской и Армянской церквями по вопросу о Халкидонском соборе , Париж, Presses de la Sorbonne , стр.  99-112
  3. Жан Месериан, История и институты Армянской церкви. Национальное и доктринальное развитие, Духовность, Монашество , Бейрут, Институт восточной литературы,1968 г.

В наши дни действует догмат иконопочитании отцов Седьмого Вселенского Собора

Отцы Седьмого Вселенского Собора в наши дни почитаются поместными православными церквями. Так принят догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора. После его закрытия епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины.

Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «, который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Отцы Седьмого Вселенского Собора, икона. В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю). Фото: bolshoi-zlatoust.ru

Решения собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. После него начался спор о сущности Духа Святого. Дело в том, что Карл не соглашался с выражением патриарха Тарасия:

Поскольку слова «и от Сына» звучат по латыни как filioque, дальнейшие споры по этому вопросу стали называться спорами о filioque. В своем ответе Карлу папа встал на сторону собора.

Франкский король Карл не признал решений Седьмого вселенского Собора.

Собор и отцы, к сожалению, не смогли остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. При этом деяния Вселенских Соборов и святых отцов их оказали существенное влияние на православные Символ веры.

Благодаря им в православном мире распространилось почитание святых, их иконописных изображений, святых мощей. После Седьмого Вселенского Собора были признаны иконы ангелов и святых, чего не смог добиться Третий Вселенский Собор и Пятый Вселенский Собор. Необходимо помнить, что это последний всемирный Собор, признанный Православной Церковью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Осуждение монофизитства

Одним из основных постановлений Халкидонского Вселенского собора стало осуждение еретического учения Евтихия. Фактически собор начался с рассмотрения решений, принятых на так называемом «разбойничьем» соборе в Эфесе в 449 году, а также приступили к суду над Диоскором.

В качестве обвинителя на процессе выступал Евсевий Дорилейский, который представил подробный отчет обо всех фактах насилия, которые были совершены Диоскором на предыдущем соборе, состоявшемся двумя годами ранее.

После оглашения этого документа отцами Халкидонского собора было решено лишить Диоскора права голоса, сразу после этого он автоматически переходил в число подсудимых. В частности, было засвидетельствовано, что актом того собора нельзя доверять, так как тогда около тысячи монахов во главе с Варсумой ворвались на заседание и угрожали расправой епископам, если они не примут соответствующие решения. В результате многие поставили свои подписи под угрозой расправы, некоторые подписывали чистые листы.

К тому же против Диоскора поступили обвинения и от нескольких египетских епископов, которые обвиняли его в жестокости, безнравственности и другом насилии. Диоскор был осужден на соборе и низложен, так же фактически были отменены итоги и результаты «разбойничьего» собора. Епископов, которые принимали в нем участие на стороне Диоскора, было решено простить, так как они раскаялись в своих поступках, объяснив, что действовали под страхом угроз, которые регулярно поступали в их адрес.

Акты Совета

Халкидонское исповедание веры

5- я  сессия, 22 октября 451 г., символ Халкидона :

Следуя исповеданию веры в Никее и Константинополе, в соответствии с синодальными письмами Кирилла и Томом Флавьеном Леона:

«Он (совет) действительно против тех, кто пытается разделить тайну экономики на двойственность сыновей; он отталкивает от собрания священников тех, кто осмеливается сказать, что божественность Единственного Сына ответственна; он восстает против тех, кто воображает в связи с двумя природами Христа смесь или смешение; он изгоняет тех, кто в своем бреду говорит, что образ раба, который Христос принял для него от нас, является небесным или каким-то другим веществом; и он предает анафеме тех, кто изобретает басню о двух природах Господа до союза, но воображает только одну после союза.
Поэтому, следуя святым отцам, мы единодушно учим, что исповедуем одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, одного и того же совершенного в божественности и такого же совершенного в человечестве, одного и того же истинного Бога и истинного человека (состоящего) из одной души. . разумный и телесный, единосущный Отцу согласно божественности и такой же единосущный нам согласно человечеству во всем, как мы, кроме греха, до столетий, порожденных Отцом согласно божественности, и в последние дни тот же (рожденный) для нас и наше спасение от Девы Марии, Богородицы по человечеству,
Один и тот же Христос, Сын, Господь, единородный, признанный в двух природах, без смешения, без изменения, без разделения и без разделения, различие естеств никоим образом не подавляется из-за союза, свойства одного а другой — скорее охраняемый и способствующий единственному человеку и единой ипостаси , Христос, не разделяющий и не разделяющий на две личности, но один и тот же Сын, единородный, Слово Бога, Господь Иисус Христос, как давно учили пророки. о нем, как учил нас Сам Иисус Христос и как Символ отцов передал это нам. «

Причины

Примечательно, что для созыва Халкидонского собора существовали религиозные и политические причины. Религиозные заключались в том, что александрийский патриарх Дискор продолжал дело своего предшественника Кирилла в борьбе с несторианством. Это так называемое учение архиепископа Константинополя Нестория, которое было осуждено как ересь на предыдущем Эфесском Вселенском соборе в 431 году. По сути, оно является вариантом развития Антиохийской богословской школы, к которой принадлежал Иоанн Златоуст. При этом главный принцип несторианства заключается в признании полной симметрии богочеловечества Христа.

После 431 года в этом вопросе Диоскор решил поставить окончательную точку на так называемом Эфесском «разбойничьем» соборе, состоявшемся в 449 году. Результатом стала замена двойственной несторианской природы Христа на решение собора о монолитной монофизитской природе.

Однако подобная формулировка кардинальным образом расходилась с посланием, отправленным папой римским Львом I Великим архиепископу Константинопольскому Флавиану, а также самому собору 449 года. Стоит отметить, что сам Лев I не принимал участия в работе собора, так как под Римом в это время находились войска Аттилы. Папа направил легатов на этот собор, которые должны были отстаивать его формулировки, но те не сумели выполнить свою задачу. В результате решения, позже признанные еретическими, были утверждены императором Восточной Римской империи Феодосием II.

После его смерти ситуация кардинальным образом изменилась. Его родная сестра Пульхерия, имевшая официальный титул Августы, вышла замуж за сенатора Маркиана и возвела его на трон. Она была сторонницей папы Льва I. К тому же известно, что Диоскор умудрился настроить против себя императорскую чету, что и привело к такому скорому созыву IV Вселенского собора.

Среди политических причин созыва Халкидонского собора в 451 году нужно отметить то, что и сам его созыв, и контроль со стороны императора и его администрации были спровоцированы стремлением обеспечить религиозное единство на территории Восточной Римской империи. Это должно было способствовать ее внутренней политической стабильности.

По-прежнему продолжалось соперничество между Александрийским и Константинопольским патриархом, начавшееся еще после того, как в 381 году Константинопольский собор поставил кафедру Константинополя на второе место после Рима, сместив на третье место Александрийскую кафедру. Все это ставило под угрозу единство всей империи.

Мысль о том, что от единой веры в правильную Троицу зависит прочность и единство всего государства, можно встретить и в письмах императору от папы римского Льва I. Актуальность данного тезиса косвенно подтверждалась событиями, произошедшими незадолго до этого в Северной Африке. Там началась вооруженная борьба с донатистским расколом, последовало завоевание вандалами Карфагена в 429 году, на сторону которых перешли и циркумциллионы.

Литература[править | править код]

  1. Халкидонский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Том 4.
  3. Карташёв В. В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.
  4. Иоанн (Митропольский). История Вселенских соборов. СПб., 1906.
  5. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.
  6. Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  7. Лебедев А. Монофизитство и IV вселенский собор // Душеполезное Чтение, 1875. № 1, 3—5.
  8. Лебедев А. Вселенские соборы IV и V вв. 2-е изд. Сергиев Посад, 1896.
  9. Терновский Φ. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов. Киев, 1883.
  10. Смирнов Ε. История христианской церкви. 7-е изд. СПб., 1901.

Реакция церквей в Закавказье

Стоит отметить, что собор в Халкидонской церкви состоялся без участия представителей церквей Закавказья. Узнав о принятых на нем решениях, лидеры Грузинской, Армянской и Албанской церквей отказались их признавать. В частности, они усмотрели в учении о двух природах Иисуса Христа попытку возродить несторианство, против чего были категорически против.

В 491 году в армянской столице городе Вагаршапате, который был духовным центром армянского народа, начиная с IV века, состоялся Поместный собор, в котором приняли участие представители Албанской, Армянской и Грузинской церквей. На нем категорически были отвергнуты все постановления и постулаты, принятые в Халкидоне.

В тот момент Армянская церковь пребывала в плачевном положении из-за затянувшегося кровопролитного противостояния с Персией. Ключевым моментом этого противостояния стала Аварайрская битва 451 года, которая состоялась между войсками под предводительством армянского полководца Вардана Мамиконяна, которые восстали против Сасанидской империи и насильственного насаждения зороастризма. Армянские повстанцы потерпели поражения, к слову, численность армии их противников была более чем в три раза больше.

Из-за этих события Армянская церковь не имела возможности следить за христологическими спорами, развернувшимися в Византии, обоснованно высказывать свою позицию. Когда в период Ваана Мамиконяна, который с 485 года занимал пост персидского наместника в Армении, страна, наконец, вышла из войны, выяснилось, что в христологических вопросах везде отсутствует единство.

В результате стоит признать, что собор в Халкидоне, на который так рассчитывал императора Маркиан, так и не принес мир во Вселенскую церковь. На тот момент христианство, как минимум, разделилось на четыре крупные ветви, у каждой из которых было собственное вероопределение. В Риме господствующим считалось халкидонство, в Персии — несторианство, в Византии — миафизитство, а в части Галлии и Испании — арианство. В сложившейся ситуации наиболее приемлемой для Армянской церкви стала вера в единую природу Христа, которая существовала у византийцев.

На это было несколько причин. Во-первых, она практически полностью соответствовала вере самой Армянской церкви, во-вторых, единство в вере с Византией для Армянской церкви было наиболее предпочтительным, чем с любой другой. Именно поэтому на соборе в Двине в 506 году, в котором участвовали епископы от Грузии, Армении и Албании, вероисповедальное послание императора Византии Зенона было официально принято Армянскими и остальными соседними церквями. На том же соборе в очередной раз было подвергнуто осуждению несторианство, а решения соборе в Халкидоне были оценены как фактор, который способствует его развитию.

В 518 году к власти пришел новый император Юлий, который осудил послание Зенона, провозгласив Халкидонский собор святым и Вселенским для всех церквей на территории империи. Ставший его преемником Юстиниан окончательно решил искоренить из греческих церквей само понятие монофизитства. Но к тому времени Армянская церковь уже сумела освободиться от его давления, поэтому вероисповедание, установленное в Халкидоне, уже никак не могло на нее повлиять.

Процесс

На первом собрании 8 октября римские легаты потребовали предъявить обвинение Диоскору Александрийскому . Рассмотрены акты разбойного нападения в Эфесе . Реабилитирован Флавьен Константинопольский .

13 октября Диоскор Александрийский был вызван, но безуспешно. Он низложен за отлучение от церкви Папы и Патриарха Константинополя, за организацию ложного собора, за принятие Евтихия в свое общение, за отказ явиться и за то, что он виновен в смерти Флавьена Константинопольского.

17 октября, по просьбе имперских комиссаров, Совет единогласно провозгласил соответствие Tome Леона с символом Никее-Константинопольский, после того, как епископы Иллирии и Палестины, до сих пор неохотно, публично объявил выразили свою поддержку.

На заседании 22 октября собор взялся за разработку определения веры. Проект представляет Анатоль Константинопольский . Это вызывает сопротивление римских легатов, которые угрожают вернуться в Италию, если фолиант Леона не появится в символе. Чтобы избежать разрыва, по предложению имперских комиссаров создается комиссия. Он объединяет вокруг Анатоля Константинопольского и трех римских легатов различных епископов. Результатом этого стало определение веры, единогласно одобренное и официально провозглашенное на торжественной сессии, состоявшейся в присутствии Маркиана 25 октября.

Совет стремится урегулировать конфликты юрисдикции между кафедрами Тира и Берита, между кафедрами Никомидии и Никеи и, прежде всего, между кафедрами Антиохии и Иерусалима, которым он признает 26 октября власть над тремя Палестинами.

29 октября, в отсутствие римских легатов, собор определил привилегии Константинопольского престола. Он признал его на втором месте после Рима, имея юрисдикцию над епархиями Понта, Азии и Фракии. Решение было сильно оспорено римскими легатами с 30 октября.

История отношений с Православием

Об истории возникновения и становления антихалкидонитских сообществ в V-VI веках см. ст. монофизитство. Ввиду того что монофизитство представляло из себя ряд различных течений, сами антихалкидониты отвергают некоторых монофизитских учителей. Так, Армянская церковь, официально отвергнув вероопределение IV Вселенского Собора в начале VI века, также осудила монофизитского ересиарха Евтихия.

Своеобразным открытием для Русской Православной Церкви в XIX веке стал анализ авторитетного у антихалкидонитов Армении «Изложения веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали года. По заключению русского богослова И. Е. Троицкого:

  1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.
  2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносущии тела Христова с телом человеческим вообще.
  3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.
  4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.
  5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихия и монофизитов.
  1. Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
  2. Антихалкидонитские церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитство — ересь Евтихия, которая предана анафеме Армянской церковью.

В году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими церквами в целом. К середине 1990-х годов 11 из 15 автокефальных Православных Церквей отказались утверждать итоговые документы диалога (так называемое Первое и Второе согласованные заявления), а Иерусалимская Православная Церковь даже заявила о своем выходе из диалога, так что процесс зашёл в тупик. Цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но стало очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем.

Догмат веры

После этого на Халкидонском соборе 451 года состоялось официальное принятие нового вероучительного христологического определения

Важно было изложить учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей, существовавших в монофизитстве и несториантстве. Требовалось выработать нечто среднее между ними, такое учение должно было стать православным

За образец было решено взять изложение веры, сделанное Иоанном Антиохийским, Кириллом Александрийским, а также послание папы Льва I, отправленное Флавиану. Таким образом, удалось выработать догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.

Данным вероопределением осуждались и монофизитство, и несторианство. Присутствовавший на соборе Феодрит, которого египетские епископы подозревали в несторианстве, выступил с анафемой в адрес Нестория и тоже подписал его осуждение. После этого на соборе было принято решение снять с него осуждение, наложенное Диоскором, и восстановить в сане. Также осуждения были сняты с эдесского епископа Ивы.

По-прежнему двусмысленно продолжали себя держать только египетские епископы, которые до конца не проявляли своего отношения к вероопределению. С одной стороны, они подписали осуждение Евтихия, но при этом не желали поддерживать послания папы римского к Флавиану, объясняя это существующим в Египте обычаем, по которому они не могут принимать никаких существенных решений без определения и соизволения своего архиепископа. А после низложения предыдущего архиепископа Диоскором, нового у них попросту не было. Участники собора призвали их поклясться, что они подпишут необходимые бумаги, как только архиепископ будет избран.

В результате число подписавших это решение, известное как догмат Халкидонского собора, было приблизительно на 150 человек меньше числа собравшихся на собор. Когда императору Маркиану доложили об официальном принятии решения, он вместе с Пульхерией приехал на шестое заседание, на котором выступил с речью. В ней он выразил свою радость, что все удалось сделать мирно и по общему желанию. Если верить дошедшим до нас арамайским протоколам, речь Маркиана была восторженно встречена присутствующими, которые сопровождали ее яркими восклицаниями.

История

Церковный порядок, установленный Халкидонским собором (451 г.)

В догматических спорах , возникнувшие в ходе Халкидонского привели к Халкидонскому Расколу , таким образом , к образованию нехалкидонских тела церквей , известным как Восточное православие . Халкидонского церкви остались едины с Святым Престолом в Риме , в Вселенской Патриархии в Константинополе (или «Новый Рим») и Восточными Православными патриархатов Ближнего Востока ( в частности Александрии , Антиохии и Иерусалиме ). Вместе эти пять патриархатов считались столпами ортодоксального католического христианства и халкидонского исповедания веры. Во время правления императора Юстиниана I в VI веке пять патриархатов были признаны Пентархией , официальной церковной властью Императорской христианской церкви .

Дохалкидонское христианство было в основном основано на Павле. Иоанн Теллы описал основы дохалкидонского христианства:

Он считал, что это основание было заброшено в Халкидоне: «Халкидонский собор строит вовсе не на основании, которое воздвиг божественный мастер-строитель Павел, а на песке, который положил его сбитый с толку и свергнутый строитель Несторий».

Сегодня подавляющее большинство христианских конфессий можно считать потомками пентархии, принявших халкидонское христианство, широко разделенных на Римско-католическую церковь на преимущественно латиноязычном Западе , Восточную православную церковь на преимущественно грекоязычном Востоке и Протестантские конфессии, созданные после протестантской Реформации .

Группы, которые отвергли христологическое определение Халкидона, были большинством армянских , коптских и эфиопских христиан, а также частью индийских и сирийских христиан (последние стали идентифицироваться как якобиты ). Сегодня такие группы известны как нехалкидонские, миафизитские или восточные православные церкви.

Некоторые армянские христиане, особенно в районе Каппадокии и Трапезунда в Византийской империи , приняли решения Халкидонского Собора и вступили в полемику против Армянской Апостольской церкви.

После завершения Византийско-Сасанидской войны 572–591 годов прямое правление Византийской империи распространилось на все западные части Армении , и вскоре после этого император Морис (582–602 гг.) Решил усилить свой политический контроль над всем регионом с помощью поддержка местной про- халкидонской фракции армянской Церкви. В 593 году в городе Феодосиополе был созван региональный совет западноармянских епископов , провозгласивший верность халкидонскому определению .

Совет также избрал Иоанна (Йоханнеса или Ованеса) Багарана новым католикосом халкидонских армян.

Армянская церковь

Категорически отрицая Халкидонский собор, Армянская церковь при этом не считает себя еретической. Как отмечают современные исследователи и богословы, догматы веры только в теории должны определять богооткровенные и теологические истины, содержать учения о Боге и его домостроительстве, должны превращаться в непререкаемые и неизменные положения веры. На практике трактовка этих самых догматов часто приводит к своеобразным «крестовым походам», в которых одна церковь выступает против другой. При этом преследуют они только одну цель — утвердить собственное влияние и власть.

С тех пор после принятия каждой такой догмы сознательный отход от них, будь то иная трактовка или полное неприятие, считается ересью, что приводит к религиозным конфликтам. Первые три собора 325, 381 и 431 годов не вызвали разногласий, все их постановления принимались представителями всех церквей без исключения. Более того, именно на них было окончательно и в полной мере сформулировано православное вероисповедание. Первый существенный раскол произошел только после собора в Халкидоне, состоявшегося в 451 году.

Сегодня многие богословы в Армении считают, что он стал серьезной угрозой единству Вселенской церкви, превратился в оружие в руках Запада, с помощью которого было начато разделение не на религиозной, а на политической почве. Поначалу бытовали разные мнения в отношении этого собора, но потом халкидонство стали оружием и силой насаждать среди всех инакомыслящих.

Армянскую церковь в результате на протяжении многих веков обвиняли в монофизитстве. При этом стоит отметить, что апостольская Армянская церковь является одной их древнейших в христианском мире, имеет ряд особенностей в обряде и догматике, которые отличают ее как от византийского понимания православия, так и от римского католицизма. В прошлые века Римская и Византийская империи неоднократно пытались дискредитировать Армянскую церковь, стремясь навязать ей свою формулировку природы Иисуса Христа. В действительности в основе этого лежали политические мотивы, так как Византия желала полностью присоединить западную Армению, а после ассимилировать местный народ. В этих условиях только верность своей церкви стала основой сохранения армянского народа и его независимости. При этом обвинения в ереси, адресованные в адрес Армянской церкви, продолжаются до сих пор. Например, уже со стороны Русской Православной церкви.

Если подробно рассматривать догмы, принятые в Халкидоне, то в них подчеркивалось, что Христос различает в себе две полноценные природы, одна из которых человеческая, а вторая — божественная. При этом в ней подчеркивается, что Иисус имеет ту же сущность, что и все люди, при этом обе его природы существуют нераздельно между собой, одна не поглощает другую. При этом разница между ними не исчезает через соединение, а сохраняется особенностью каждой природы, которая сходится в одну ипостась и лицо.

Армянская церковь не признала этих догматов, настаивая на том, что они содержат взаимоисключающие понятия, а также исповедания, которые не соответствуют апостольским преданиям. Армянская церковь стала строго следовать решениям первых трех Вселенских соборов, видя в формулировках, принятых в Халкидоне, скрытое несторианство.

Согласно данной формуле догмата, Иисус является совершенным человеком и Богом. В нем соединены эти две сущности нераздельным образом, что является непостижимым для человека, невозможным для осознания умом.

В традициях восточного богословия в сущности Иисуса отвергается любая двойственность и разделения. Считается, что в нем присутствует единая Богочеловеческая природа. С точки зрения восточных богословов, решения, принятые в Халкидоне, могут рассматриваться как унижение таинства Богочеловека, сознательная попытка превратить созерцательное понимание веры в механизм, воспринимаемый умом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector