Раздел iii. четвертый период христианской истории (1453 год
Содержание:
- История распространения ислама в Сирии
- Россия никогда не воевала против ислама
- Современная религиозная палитра Сирии
- Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории
- Свадебные обычаи Сирии
- Маалюля
- Религиозно-политические конфликты на территории современной Сирии
- Хомская митрополия
- Венгрия — светское государство, но большинство в ней составляют католики
- Народные духовные верования [ править ]
- Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории
- Арабы: сунниты, шииты, христиане
- Как Москва отреагировала на вызов Константинополя
- Религиозный и этнический ландшафт
История распространения ислама в Сирии
На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий – иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.
Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства – халифат.
Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов – Абу Бакр – умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.
Первая задача, которая стояла перед халифатом, – нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.
Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.
Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам – христианские Иисус и Мария).
Россия никогда не воевала против ислама
— В день Страшного суда, когда все дела человека будут взвешиваться, что сыграет главную роль в спасении? Вера или его поступки? Могут ли спастись люди, которые, прикрываясь религией, лгут, предают, совершают убийства и другие преступления?
— Нет никакой другой надежды кроме той, которая связана с моими убеждениями, почему я люблю вас? — Потому что вы — русские, христиане или мусульмане? Я люблю, потому что вы делаете добро. Когда больной человек приходит к врачу, его врач разве спрашивает, какой ты веры, какие у тебя убеждения? Мать Тереза покинула Италию и поехала в Индию, чтобы помогать людям. Ее Господь будет судить за то, что она с Ватиканом или то, что она с Меккой? Пусть Аллах, Господь сам рассудит людей.
Я просто с Богом во всех делах, и неважно, происходит это в Мекке или в Ватикане. Меня спросят: Что я сделал ради людей? Я не боюсь, если будет разрушена церковь или мечеть, но я боюсь того, что погибнет маленький ребенок
Потому что этот ребенок намного важнее, чем все церкви и мечети мира.
Если мы донесем эту идею до нашей молодежи, наших детей, то они никогда не возьмут в руки оружие
Есть аят в Коране, что надо верить и делать добро — неважно в церкви вы или в мечети. Ведь Господь оценит не ваши убеждения, а реальные дела, если вы помогаете бедным, сиротам и так далее
Это мы должны делать по всему миру. Есть хадис, изречение Христа. Иисус сказал, что Господь — это любовь. Пророк Мухаммед говорил, что вы не верите, пока не полюбите друг друга. Мы все воспринимаем то, что говорил пророк Мухаммед и Христос. Как можно убивать друг друга во имя религии? Именно против этого ведется борьба в Сирии, именно такие события сегодня происходят в Ливии.
Россия никогда не воевала против ислама. Она воюет против колонизации, против однополярного мира, которая хочет владеть миром и играть ценами на нефть, долларом, и приводил к обнищанию людей. Поэтому мы крайне благодарны российскому народу. И когда вы вместе вы победите всех!
Когда все едины, ваша экономика будет самой сильной, это будет способствовать росту населения, независимости и процветанию. Я надеюсь, что люди на Украине это поймут. Россия — это брат для Украины. И поэтому еще раз большое спасибо президенту Путину и всем российским семьям.
Современная религиозная палитра Сирии
В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).
Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины — сирийские православные, прочие же — католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).
Самое значительное национальное меньшинство Сирии — курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов — сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.
Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории
Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.
Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.
Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.
Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.
Свадебные обычаи Сирии
Многие традиции сирийцев существуют в неизменном виде уже несколько столетий. В первую очередь, это касается свадебных обрядов. Согласно мусульманским обычаям, торжество проходит по отдельности в домах невесты и жениха, где собираются женская и мужская стороны.
Обязательной частью праздника является исполнение традиционных напевов, особенных песен-речитативов. Интонации солиста исполнены восхищением и даже некоторым подобострастием, и это понятно – он прославляет молодую пару, желает ей счастья и любви в семейной жизни.
Бракосочетание в Сирии – это праздник, что отмечается широко, на него приглашаются не только близкие друзья и родственники, но и просто знакомые, соседи, а присутствие иностранцев особенно ценится.
Если вам захочется побывать на сирийкой свадьбе, спешу дать совет: непосредственно на торжество в качестве подарка молодым принесите цветы и сувенир. Более серьёзный презент сирийцы дарят только на 5-7 день после свадьбы.
Маалюля
Название переводится с арамейского как «вход».
Это многострадальное место связано с житием первой христианской святой Фёклы Иконийской.
Находящийся здесь женский монастырь святой Фёклы (Дейр Мар-Такла) построен близ места, где сохранилась пещера святой, в которой она несла подвиг, скончалась и погребена.
В сентябре и декабре 2013 года Маалюля была захвачена боевиками.
Во время боевых действий город и монастырь сильно пострадали.
Во время декабрьского захвата в монастыре святой Фёклы был устроен погром, монахини монастыря похищены, и только в 2021 году насельницы обители смогли вернуться домой, начались службы.
Религиозно-политические конфликты на территории современной Сирии
В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.
Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.
Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение — идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Хомская митрополия
Хомская митрополия самая древняя, она основана во II веке, а христиане жили тут уже в I веке. Дорога апостолов в Рим пролегала через Хомс. Исторически Хомская митрополия имела большие связи с Русской Церковью: в церкви Сорока мучеников Севастийских, в которой в начале войны организовали свой штаб террористы-смертники, иконостас выполнен русскими мастерами, Российская империя помогала в устроении христианских школ, в которых учили и мусульман, и христиан, больниц, было построено 13 школ в деревнях, принадлежащих Хомской митрополии. Прежде чем покинуть церковь, исламисты устроили в ней пожар, чем причинили существенный ущерб уникальному убранству.
Митрополит Хомсский Георгий Абу—Захем рассказал, что именно Хомс стал центром революции в Сирии. В начале кризиса православных христиан тут было 140 тысяч человек, в самом городе — 100 тысяч, и 7 церквей. В старом городе, в историческом центре произошло наибольшее количество терактов, террористы делали всё возможное, чтобы христиане покинули свои дома.
Не было воды, электричества, связи. Еще в 1957 году в восточной части Хомса, где сейчас в основном живут христиане, специалисты обнаружили, что под домами существует целый лабиринт галерей, в которых христиане III века исполняли свои обряды. Именно в этих подземельях во время современного конфликта обосновались террористы, в результате христаин в городе практически не осталось.
Церковь и непосредственно владыка Георгий сыграли большую роль в деле освобождения города от террористов, именно через них осуществлялись миротворческие переговоры с бандформированиями и обмен пленными.
Перед тем как покинуть Хомс, террористы подожгли церковь святого Илиана, разбомбили церковь святого Георгия, подвергли кощунственным надругательствам могилы христиан близ здания епархии.
На сегодняшний день в Хомс вернулось всего 30 % христиан. Сейчас в епархии 23 священника и фактически все церкви восстановлены.
Венгрия — светское государство, но большинство в ней составляют католики
Конституция Венгрии закрепляет светский характер её государства, при этом она говорит о «нации, основанной на этническом происхождении, возрождении христианских ценностей в Венгерском государстве и обществе и сотрудничестве между Церковью и Государством».
Таким образом, отвечая на вопрос: какая религия у венгров главная, можно сказать, что это христианство. При этом в стране действует достаточно жесткий режим регистрации религиозных организаций, из-за которого в 2011 — 2012 годах было признано только 14 религиозных общин из 358, существовавших ранее.
Герб Венгрии. Венгрия — одна из самых древних государств в Европе. Фото: upload.wikimedia.org
В настоящее время для своей регистрации в Венгрии религиозная организация должна доказать, что существует в стране в организованной форме не менее 20 лет и насчитывает не менее 1 тыс. верующих.
При этом особый статус получили пять исторических вероисповеданий — католическая церковь, православие, иудаизм, протестантизм и Церковь веры. Они получили поддержку от государства.
Начиная с 1998 года, венгры платят добровольный взнос в размере 1 % с подоходного налога, а государство оплачивает преподавание религии в школах и расходы духовенства (с 2002 года) в малых населенных пунктах (с населением до 5 тыс. человек).
Иногда из бюджета оплачивается ремонт архитектурных памятников, занятых религиозными организациями.
В Венгрии не установлено государственной религии, но де-факто это католицизм.
Основная религия Венгрии — католицизм. На 2011 год католиками себя назвали 5 558 901 человек или 54,5 % общего населения страны.
Большинство венгерского католического населения принадлежит к латинскому обряду, к грекокатоликам себя причислило 268 935 человек (2,6 % населения).
Вторая по распространённости религия — протестантизм (главным образом, кальвинизм). К этой христианской деноминации себя относят 19,5 % населения страны.
Венгрия — многоконфессиональная страна при господстве католичества. Фото: upload.wikimedia.org
Распределение венгерского населения по религиозной принадлежности. Красным отмечены районы с преобладанием римско-католического населения, голубым — кальвинистского, оранжевым — греко-католического, зелёным — лютеранского
Среди религиозных меньшинств представлены православные (главным образом, этнические сербы, румыны, украинцы и русины), иудеи, мусульмане и др.
Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5 %. Число атеистов и агностиков, согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %).
14,5%
такое количество атеистов и агностиков проживают в Венгрии
Народные духовные верования [ править ]
В дополнение к верованиям, проповедуемым организованными религиями, многие люди твердо верят в силы добра и зла и в силу местных святых. Прежние верования особенно заметны среди бедуинов , которые используют амулеты, талисманы и заклинания как средства защиты от злой силы джиннов (духов) и сглаза . Вера в святыхшироко распространена среди небедуинского населения. В большинстве деревень есть святилище святого, часто могила местного человека, который, как считается, вел особенно образцовый образ жизни. Верующие, особенно женщины, посещают эти святыни, чтобы помолиться о помощи, удаче и защите. Хотя личность человека отождествляется с его религиозной общиной, вера в святых не ограничивается одной религиозной группой. Люди обычно почитают святых, которые были членами других религиозных общин, и во многих случаях члены разных вероисповеданий молятся в одном и том же храме. [ необходима цитата ]
Подобные неортодоксальные религиозные верования, вероятно, более распространены среди женщин, чем среди мужчин. Поскольку они исключены из-за социального разделения полов из большей части формальной религиозной жизни сообщества, женщины пытаются удовлетворить свои собственные духовные потребности с помощью неформальных и неортодоксальных религиозных верований и практик, которые передаются из поколения в поколение. [ необходима цитата ]
Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории
Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.
Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.
Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.
Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.
Арабы: сунниты, шииты, христиане
Арабы — это группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Примерная численность арабов 430—450 млн человек. Говорят арабы на арабском языке и используют арабское письмо.
430 — 450 млн
примерно столько арабов проживают на земле
Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис.
В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.
Арабский город Шафраим, Израиль. В арабских городах можно встретить представителей разных конфессий. Фото: farm2.staticflickr.com
Население арабского мира не имеет общего происхождения, несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом. Дело в том, что в течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам.
Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, при этом к югу от Сахары проживают негроидные арабы. Также арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.
90%
столько арабов исповедуют ислам
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания,Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция,Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Малайзия, Италия и Финляндия.
В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6 — 8 млн). Рост арабской общины в разных странах мира происходит, в основном, за счёт мигрантов, при этом в России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.
Большинство арабов — мусульмане, оставшаяся часть исповедует христианство.
Государства-участники Лиги арабских государств. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство. Это стоит знать, отвечая на вопрос: какая вера у арабов.
При этом большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др.
В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и другие.
В арабском мире бедуинами называют любые племена, ведущие кочевой образ жизни
Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины), селяне-земледельцы (феллахи), жители сёл и горожане, жители городов. Арабские города, в отличие от сельской местности, многоконфессиональны.
Как Москва отреагировала на вызов Константинополя
Р уководствуясь этой церковной логикой, Москва обвинила Константинополь в разжигании конфликта внутри украинской православной общины. Илларион Алфеев, глава Отдела внешних церковных связей РПЦ, спрашивал: «Кому, собственно, собирается Константинополь предоставлять автокефалию? Ведь каноническая церковь об автокефалии не просила, а предоставлять ее раскольникам означает легитимизировать раскол ».
РПЦ создала отдельную веб-страницу «В защиту единства Русской Православной Церкви» (Edinstvo.patriarchia.ru), где Московский патриархат публикует различные более или менее официальные материалы относительно позиции Церкви по поводу борьбы ПЦУ канонической независимости. Например, священник РПЦ Георгий Максимов утверждал, что украинцы якобы сами не хотят собственной православной церкви — мол, этот проект поддерживают только религиозные и политические махинаторы. Максимов отметил, что, «пожалуй, впервые в истории мы видим принудительное» предоставление автокефалии», что заставляет задуматься».
Москва утверждает, что Константинополь не имеет права предоставлять автокефалию на «канонической территории» РПЦ
РПЦ называет предоставление ПЦУ независимости просто инструментом, использованным для внутренних политических распрей в Украине. По словам Максимова: «Получение томоса — один из главных пунктов предвыборной программы , который хочет быть избранным на второй срок этой весной». Это действительно было частью более широкой общественной кампании в Украине, что в комплекте с эффективным общением Киева с Вселенским Патриархатом привело к официальному признанию Константинополем вновь ПЦУ. Однако киевские православные иерархи пытались получить независимость от Московского патриархата еще даже во времена недолговечной Украинской Народной Республики в 1918 году (если не раньше).
Сотню лет спустя представители РПЦ обвинили Вселенский Патриархат в том, что своей поддержкой канонической независимости Киева он якобы провоцирует подавление верующих Украинским государством. Вышеупомянутый Максимов заявил, чтоПатриарх Варфоломей ведет себя так, словно не замечает, что его действия повлекли государственное преследование канонической Украинской церкви» (то есть УПЦ МП). На самом деле Киев не ограничивает деятельность УПЦ (МП) в Украине. Украинский парламент всего-навсего решил в декабре 2018 года, что УПЦ (МП) должна изменить свое название таким образом, чтобы отражать принадлежность к иностранной национальной церкви.
Очередной аргумент РПЦ против украинского религиозной автономии — это озабоченность о нарушениях прав человека в Украине; также она обвиняет западные организации в наличии двойных стандартов. Уже упомянутый Илларион Алфеев из Отдела внешних церковных связей РПЦ аргументировал, чтоволна гонений на Украинскую православную церковь не заканчивается. Западные правозащитные организации пытаются игнорировать существующую проблему не потому, что о ней не знают, а потому, что текущая политическая конъюнктура не предусматривает Украину в роли антигероя. Антигероем сегодня на Западе может быть лишь Россия».
Религиозный и этнический ландшафт
Восемнадцатимиллионное население Сирии представляет собой мозаику этнически, культурно и религиозно различных общин. Девяносто процентов сирийцев придерживаются арабской идентичности; еще примерно девять процентов составляют курды , армяне , черкесы и туркмены . По оценкам, мусульмане-сунниты составляют семьдесят четыре процента от общей численности населения Сирии. Таким образом, сунниты обеспечивают центральную символическую и культурную ориентацию. Из них меньшинство исповедует езидскую веру, что сокращает основное арабское большинство суннитов примерно до двух третей населения. Примерно еще шестнадцать процентов населения арабского происхождения составляют несколько шиитов-двунадесятников и различные ответвления шиитского ислама — алавиты , друзы и исмаилиты . Алавиты на сегодняшний день являются самой большой общиной в категории мусульман-несуннитов. Их количество оценивается в одиннадцать процентов от общей численности населения. Христиане , исповедующие различные восточно-православные и униатские традиции и латинский обряд , а также небольшая часть протестантов составляют десять процентов населения. Арабская еврейская община Сирии в значительной степени исчезла в результате эмиграции в начале 1990-х годов. В 1993 году сообщалось, что насчитывалось 3 655 человек иудейской веры, составляющих 584 семьи, проживающие в различных сирийских губернаторах.