Какая вера у арабов

Египетский бонапартизм

Фактически одновременно с Иорданией и Ираком о своём желании объединиться заявили Египет и Сирия. 21 февраля 1958 года граждане обеих республик поддержали идею единого государства. На следующий день акт об объединении подписали президент Египта Гамаль Абдель Насер и глава САР Шукри аль-Куатли.

Межгосударственное образование получило название Объединённая Арабская Республика (ОАР). Её президентом был назначен Насер, который на тот момент пользовался огромной популярностью в арабском мире. Интеграция Сирии и Египта предполагала создание единого правительства и общего экономического пространства.

  • Президент Египта Гамаль Насер на улицах Каира, 1960-е годы
  • AFP

Однако усилия обеих государств подрывала огромная диспропорция по демографическим показателям и уровню экономического развития. По состоянию на конец 1950-х годов в Сирии проживали около 4,5 млн человек, а в Египте — свыше 25 млн. ВВП САР составлял около $850 млн, а Египта — примерно $10 млрд.

Также по теме


Чрезвычайное положение: смогут ли власти Египта справиться с террористической угрозой

Власти Египта сообщили, что в результате столкновения с террористами в провинции Гиза погибли 58 сотрудников силовых структур. Это…

«Египет фактически поглотил Сирию, которая на его фоне казалась захудалой провинцией. В Сирию хлынул поток дешёвых и более качественных египетских товаров, похоронив местного производителя. Египетские чиновники и офицеры не стеснялись навязывать сирийским коллегам собственные правила, демонстрируя, кто является хозяином в новом государстве», — рассказал в беседе с RT доцент Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко.

Последней каплей для сирийцев стала широкая кампания Насера по национализации промышленности и банковской сферы страны, начавшаяся в 1960 году. Наиболее перспективные отрасли экономики САР переходили под управление египтян.

28 сентября 1961 года высшее офицерство Сирии совершило государственный переворот и депортировало из страны ставленника Насера, военного министра ОАР Абдель Хаким Амера. Военная хунта объявила о выходе Дамаска из Объединённой Арабской Республики.

8 марта 1963 года в САР происходит очередной госпереворот. Власть захватывает «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения), хотя она и не пользовалась массовой поддержкой среди сирийского населения. Месяцем ранее баасисты свергли в Ираке режим Касема. Благодаря успехам социалистов, на Ближнем Востоке вновь возникли предпосылки для межгосударственной интеграции.

«Насер был харизматичным политиком, который нравился толпе и умел найти общий язык с внешними силами. Однако его великодержавные амбиции на Ближнем Востоке под панарабскими лозунгами были обречены. Дело было не только в свойственной Насеру заносчивости. Слишком разными были страны, которые он стремился объединить под своим руководством», — отметил Демиденко.

  • Демонстрация сирийских женщин в Бейруте в поддержку президента Гамаля Насера
  • AFP

Эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов полагает, что Объединённую Арабскую Республику похоронили в первую очередь амбиции политиков, высшей бюрократии и генералитета. Главный вклад в крах панарабской идеи внёс её же инициатор — Египет, стремившийся распространить своё влияние на другие арабские страны.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Отличие паранджи от хиджаба

Хиджаб в классическом понимании подразумевает под собой непрозрачное, просторное одеяние, которое скрывает все тело женщины за исключением кистей рук и овала лица. Определенного внешнего вида у него нет, любая одежда, сочетающая в себе вышеуказанные требования, может называться хиджабом.

Особое внимание уделяется платку, которым мусульманки покрывают голову, плечи, волосы и шею

Паранджа, в отличие от хиджаба, полностью скрывает лицо женщины от посторонних взглядов. Даже глаза покрываются сетчатой тканью. Нормы шариата не диктуют для женщин правил обязательного ношения паранджи.

Изначально этот атрибут одежды служил для защиты верующих слоев населения от сглаза, и не имел определенной гендерной принадлежности.

Интересно! 5 самых интересных фактов о Кавказе

Хиджаб же напротив, является неотъемлемой частью женского гардероба мусульманских стран. Ислам запрещает девушкам и женщинам открыто демонстрировать свою красоту. Но это не означает, что слабый пол обязан круглосуточно носить закрытую одежду.

Если женщина остается наедине со своим супругом или подругами, она имеет право одевать любую одежду, в том числе и откровенно демонстрирующую все части женского тела. 

Наличие или отсутствие права показывать окружающим лицо зависит в первую очередь от устава семьи, в которой девушка выросла. Большая часть женщин, воспитывающихся в строгих нормах ислама, по собственной воле принимают решение скрыть лицо. Дело в том, что женское население мусульманских стран с особым уважением и трепетом относится к своим супругам. Поэтому право лицезреть красоту жены предоставляется только законному мужу.

Свадьбы и многоженство

Арабская свадьба — дело дорогое, и все расходы несет семья жениха. Я видела свадебные фото племянницы Белаля. Это какая-то волшебная сказка с восточной принцессой, настолько все позитивно и ярко!

И если раньше в брак вступали по сговору, то теперь в основном по любви. Молодежи не обязательно разговаривать: едва заметные движения, мимолетные взгляды — все становится ясным, и парень просит родителей засылать сватов.

— Калым — это не покупка невесты, — говорит Белаль. — Эти деньги принадлежат женщине, и они поддержат ее в случае развода.

Оказывается, теперь развод возможен, и даже по инициативе слабой половины.

А что с пресловутым многоженством? По словам Балаля, оно уходит в прошлое. Основной причиной многоженства на его родине служила война. Мужчины погибали, и женщин в стране было гораздо больше. Еще один повод взять вторую жену — бездетность. Но и в этом случае необходимо согласие первой супруги. Вообще, по мнению Белаля, дети должны рождаться только в законном браке, а не где-то на стороне. А иначе как понять, чьи они?

Направления в религии ислам

В 657 году произошла битва между сторонниками четвертого праведного халифа Али и Муавии, основателя династии Омейядов. В результате сражения ислам распался на три направления, поскольку остро стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине.

Сунниты (люди традиции, ахл ас-сунна) считают, что халифа надо выбирать человека, который имеет родство с семьей пророка Мухаммеда (племя курейш). Шииты (ши’ат Али) или партия Али утверждают, что власть должна быть в руках прямых потомков Али и его жены Фатимы, которая была любимой дочерью Магомета. Это единственные продолжатели его мужской линии. Хариджиты отделились от Али, говорят, что главой общины может стать любой ее член.

Хариджиты сосредоточились на догматических, этических, государственных и правовых вопросах, создавая богословскую литературу.

В центре догматизма шиитов находится культ имама, авторитетного учителя из династии Али. Такой имам был безгрешен и непогрешим, обладал тайными знаниями и способностью трактовать откровения.

Имамом человек становился, если в его существе есть божественно-световая субстанция. Такой руководитель у общины обязан быть, иначе верующие не получат спасение.

Особенности шиитского направления:

  • Откровения эзотерического характера доступны только посвященным.
  • Последний из так называемых видимых имамов не умер, а перешел в состояние гайба, управляя и дальше жизнью общины.
  • Мировоззрение носит профетический характер.
  • Имам – это попытка ввести посредника между Богом и людьми.

В шиизме развиваются другие секты – алавиты, друзы, шейхи, баббиты, бехаиты, карматы и другие. Они приверженцы синкретического характера ислама и верят в разные астральные культы, индуизм, зороастризм.

В XVIII веке в суннизме появилось учение религиозно-политического толка, которое получило название ваххабитов. Основателем был Мухаммед ибн Абл ал-Ваххаба. Он, как и его последователи, отвергал инновации в исламе, которые появляются в результате контактов с другими религиями. Ваххабизм влиял на мировоззрение мусульманских реформаторов, которые хотели очистить религию от искажений и наслоений, вернуться к ранней мусульманской общине.

Эра неведения

«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.

Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.

Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.

Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.

О вере у арабов до ислама и какая тут связь с евреями?

Арабы, как и евреи, считали себя потомками библейского патриарха Авраама, а потому их собственная народная религия весьма напоминала классический иудаизм с некоторыми незначительными отличиями. Но со временем она стала испытывать влияние соседей-язычников, в результате чего началось поклонение множеству мелких богов и духов, которые правда, считались происходящими и берущими силу от единого бога.

Город Мекка считался общеарабским духовным центром уже в древние времена. Ее главной святыней была Кааба, по легенде возведенная самим Авраамом. Это было грандиозное святилище, в котором находились идолы большинства арабских кланов. Они были расположены вокруг бога Хубала – покровителя племени курайшитов, которые владели Меккой. Уже в ту эпоху появилась традиция время от времени совершать паломничество к святыням, впоследствии замененная на хадж.

Хотя формально все арабы почитали только единого бога, считалось, что для получения благодати нужно приносить жертвы его представителям. Известны такие младшие боги:

  • бог солнца Самса,
  • бог погоды Хадад
  • богиня Луны Вариху.

Конечно, имелись и другие божки, отвечавшие за более узкие вопросы.

Лишь небольшая часть жителей Аравии всегда оставалась монотеистами и поклонялась истинному богу Авраама и Измаила. В качестве примера можно назвать Абда аль-Мутталиба, деда пророка Мухаммеда. Когда эфиопский царь Авраам и его армия пришли уничтожить Каабу, он молился Аллаху, чтобы защитить свой дом. Впрочем, некоторые княжества и племена принимали классический иудаизм как более развитую религию с хорошо разработанной доктриной.

У арабов нет загробной жизни

Существенным отличием веры арабов от иудейской было отсутствие идеи о загробной жизни. Поскольку посмертного воздаяния не имелось, мало кто заботился о самосовершенствовании во время земной жизни. Жертвоприношения проводились самые разные: богу могли принести в жертву сельскохозяйственных животных или даже человека.

Уже в первые века существования христианства, оно приобрело в Аравии некоторое влияние. О том, что арабам проповедовал сам святой Петр записано в Библии. Дальнейшее распространение учения Христа шло с двух сторон. На севере его приверженцами стало государство Гассанидов, арабское царство, вассальное Риму. На юге крестились жители нынешнего Йемена, который на тот момент был подчинен эфиопским владыкам. Имелись христиане и в других частях полуострова. В основном, это были жители городов, тогда как кочевники сохраняли верность старым богам.

Когда пришел Мухаммед, его проповеди не являлись чем-то исключительно радикальным. Он лишь старался восстановить строгое единобожие, принятое среди его народа в древности. Тем не менее, курайшиты, которые получали немалые барыши от паломников, из-за того, что владели Каабой, стали противниками проведения религиозной реформы.

Многобожие постепенно ушло из у арабов

Некоторые мусульмане сбежали от преследований в Эфиопию и получили убежище у ее царя. Тогда противники пророка отправили туда послов, которые сказали правителю той страны такие слова: «Некоторые глупые люди из нашего народа нашли убежище в стране царя. Они оставили нашу религию и не приняли вашу, но создали вымышленную веру, о которой ни мы, ни вы ничего не знаем. Наши шейхи послали нас к вам, чтобы вернуть их. Поэтому отдайте их нам, ибо их собственный народ обладает самым острым пониманием и знает больше всего об их недостатках.»

Но ислам в итоге оказался сильнее, и арабы-многобожники были вынуждены склониться перед ним. В краткие сроки было создано единое государство, которое начало экспансию по всему периметру своих границ. Практически за одно столетие весь Ближний Восток был захвачен мусульманами.

https://zen.yandex.ru/media

Поделиться этой записью

Арабская архитектура

Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.

С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.

Индуизм и сикхизм в Дубае

Среди прочих религий в Дубае и ОАЭ индуизм имеет самую большую распространенность. Индусы составляют около 6-10% от общей численности населения. Индийские бизнесмены  играли важную роль в развитии Дубая, и, таким образом, бывший эмир получил право построить храм в Бур-Дубае. Храмы посещаются также и сикхи, проживающие в разных регионах страны. В Джебель-Али есть особый сикхский храм. Помимо поклонения в общественных храмах, индусы и сикхи исповедуют свою религию и в своих частных домах.

Индусские храмы в Дубае: Храм Шивы, 2nd Za’abeel Road, Al Sooq Al Kabeer, Дубай

Гурудварас в Дубае: Храм сикхов Гурунанак Дарбар

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Обретение независимости

Прошлый век становится судьбоносным для многих арабских народов. Своенравные и гордые племена не желали подчиняться чужестранцам, установившим свою власть над ними. После Второй мировой войны практически все арабские государства приобретают независимость, при этом сохраняя друг с другом давние культурные связи.

В наше время арабы разделяются на три основных группы, происхождение которых несколько различается. К ним принадлежат кочевники (преимущественно занимаются разведением скота), крестьяне-земледельцы (их называют феллахами), и жители городов.

Три шейха-бедуина. Иудея, Сирия

По мнению учёных, наиболее “чистый” этнический состав от прошлых народностей унаследовали феллахи. К примеру, среди арабского населения Египта именно у крестьян больше генетического родства с жителями страны фараонов. Отдельными представителями арабского народа стали бедуины, что занимаются разведением верблюдов и ведут кочевой образ жизни. Нередко к ним причисляют всех арабов-кочевников, независимо от особенностей происхождения.

Арабы — народ, что вошёл в историю как завоеватель, покоритель новых земель и великий создатель. Арабский мир — удивительный и притягательный, по-своему волшебный, хотя нередко может показаться излишне суровым. Нам всем знакомы истории об Аладдине и сказки Шахерезады, красота восточных танцев и таинственность напевов. Всё это — достижение народа, культура которого продолжает покорять сердца людей в самых разных уголках мира.

Картина на обложке: Фредерик Гудолл «Арабы в пустыне»

ГОРОДСКИЕ АРАБЫ

Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. В 20 в. арабские города выросли и изменились, особенно из-за притока мигрантов из деревень. Тем не менее, в некоторых более мелких городах и в старых районах крупных городов все еще можно наблюдать традиционный тип городской жизни.

Старый арабский город сохраняется сегодня почти прежним в таких городах, как столица Йемена Сана и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо в Сирии многое сохраняется от старого города, но современность все-таки в них преобладает. В метрополисе арабского мира Каире старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) следы старого города полностью стерты.

[править] Источники

  1. со ссылкой на Margaret Kleffner Nydell Understanding Arabs: A Guide For Modern Times, Intercultural Press, 2005, ISBN 1931930252, page xxiii, 14
  2. Study finds Jews and Arabs share genetic heritage of Bronze Age Canaanites
  3. Jews and Arabs Share Genetic Link to Ancient Canaanites, Study Finds
  4. Ученые установили общих предков евреев и арабов
  5. Арабы, получившие Нобелевскую премию
  6. Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 51 государствами мира. Она не входит в Лигу арабских государств и признается не всеми ее членами. Бо́льшая часть территории Западной Сахары находится под контролем Марокко.
  7. Государство Палестина признаётся от 128 до 129 государствами, в том числе всеми арабскими странами и всеми членами Лиги арабских государств.
  8. Быт. 37:25; Пс. 83:7
  9. Исмаил // ЭЕЭ
  10. Женское обрезание: зачем его делают и почему это опасно
  11. В Египте после обрезания умерла пятилетняя украинка
  12. Шокирующая традиция. Женское обрезание в арабских странах
  13. https://islam.com.ua/news/578/
  14. https://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=43839

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Шариат

Шариат — это юридическая основа ислама, который был разработан после смерти Мухаммеда. Его законодательство охватывает все аспекты повседневной жизни, регулируя поведение, нравственность и богослужение.

Однако этот правовой кодекс имеет разные толкования, некоторые из которых гораздо более консервативны, чем другие.

Некоторые страны приняли законы шариата в качестве высших законов, и их суды обеспечивают его соблюдение. В других странах, хотя это не единственный существующий кодекс, были приняты некоторые из его законов, в том числе те, которые регулируют коммерческую и банковскую деятельность или наследование и завещания.

Касыда قصيدة

Касыда, традиционная арабская поэма

«Касыда аль-Бурда», переписанная Мухиддином ал-Амаси. XV–XVI века

В арабской литературе существует собствен­ная традиция стихосложения, известная с доислам­ских времен, с особыми оригинальными метрами  Чередование долгих и кратких слогов, строфа из двух полустиший и монорим, то есть рифма на один и тот же согласный на протяжении всей — порой очень длин­ной — поэмы.:

Мы были звездами в небе, ты же месяцем был
И ярким светом своим в потемках людям светил.
Упал вдруг месяц с небес — родимый братец погиб,
И мне теперь меж родных никто уж больше не мил.
Судьба тебя унесла — осталась слава твоя,
Путем прекрасным ты шел, да бросить нас поспешил  Стихотворение Ал-Хансы, поэтессы VII века. Перевод Анны Долининой. Цит. по: Аравийская старина. Из древ­ней арабской поэзии и прозы. М., 1983..

Сейчас касыдами называют и более современные поэтические формы, напри­мер верлибр. Языком поэзии стали в основном диалекты. 

Это лицо на фотокарточке,
Фотокарточке, что в альбоме,
Альбоме, что в тумбе,
Тумбе, что в спальне –
Месте для сна,
Сна,
Которого он лишается
Всякий раз, когда смотрит на это лицо
На фотокарточке  Стихотворение марокканского поэта XX века Мурада ал-Кадири. Перевод Сарали Гинцбург. Цит. по: Чаша и виночерпий: сборник переводов памяти А. А. Долининой. СПб., 2018..

Интересна традиция чтения стихов, которую иногда можно наблюдать в маджли­сах, в телепередачах и на видеоза­писях:поэт или чтец читает одну или несколько строк, обычно с выра­жением и сильными эмоци­ями, а сидящие вокруг люди повторяют последнее слово строки в знак одобре­ния, как бы смакуя рифму, а в случае особенно удачных строк аплоди­руют, и только после этого поэт продолжает чтение. Есть и другая традиция: читать стихи нараспев, так, как обычно поют Коран.

Касыды сложно переводить на русский язык, сохраняя оригинальный ритм и рифму. В русской традиции чаще всего не сохраняют монорим  Монорим — стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой., а рифмуют между собой полустишия. 

Я множество дорог оставил за спиною,
И плачут многие, разлучены со мною.
Судьба гнала меня из края в край вселенной,
Но братьев чистоты любил я неизменно.
Друзьями стали мне года разлук с друзьями.
О расставания, когда расстанусь с вами?  Стихотворение арабского поэта X века Абу-л-Аля ал-Маарри. Перевод Арсения Тарков­ского. Цит. по: Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. М., 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector