Ефросинья полоцкая

Мечта Евфросинии

Матушка Евфросиния всю жизнь мечтала побывать в Иерусалиме, собственными руками коснуться мест пребывания Иисуса и умереть там, где умер Спаситель. Приблизительно в 1167 году ее мечта сбылась, в сопровождении сестры Евпраксии и племянника Давида она попала на Святую землю, встретилась с императором, а потом постоянно молилась в церкви св. Софии в Константинополе.

Им удалось попасть в Иерусалим, находившийся во власти латинян, остановившись в русской обители Божьей Матери. Русские паломники с трепетом передали в дар храму Гроба Господнего золото, благовония и кадильницу. Вскоре преподобная заболела, тихо почила 23 мая и была погребена недалеко от Иерусалима в обители Феодосия Великого.

Весть о кончине матушки достигла Полоцка. С тех пор ежегодно, 23 мая православные верующие отдают Богу хвалу за смиренную дочь Божью, ставшую светильником для русского женского монашества.

Мара Ефрасінні

РЈ Прападобнай Ефрасінні была свая запаветная мара – СЏРЅР° вельмі хацела пабываць РЅР° святых месцах Палестыны. Гэта жаданне СЏРЅР° вырашыла ажыццявіць, будучы далёка Сћ старэчым узросце.

Раней жыццё Ефрасінні Полацкай была прысвечана перапісвання і напісання ўласных кніг і вучэнняў свецкія, а таксама наладжванню жыцця манахаў пры манастырах. Дасягнуўшы запланаванага, яна, пакінуўшы мясціна на сваю сястру Еўдакію, адправілася ў падарожжа.

На шляху да Ерусаліма яна сустракалася з Канстанцінопальскім патрыярхам Лукою. А прыбыўшы да месца прызначэння і наведаўшы Жываносная Труну Гасподні, спынілася ў Рускім манастыры.

Менавіта тут яе напаткала хвароба. 23 мая 1173 года, так і не излечившись, Ефрасіння адышла ў іншы свет. Паводле завяшчання святой, яе цела было пахавана ў манастыры Святога Феадосія, непадалёку ад Іерусаліма.

З 1187 г. яе мошчы захоўваліся ў Кіева-Пячэрскай лаўры, а ў 1910 годзе яны былі вернутыя на радзіму Ефрасінні ў Полацк, дзе знаходзяцца і цяпер.

Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой

После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.

Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры

Житие

Житие прп. Евфросинии Полоцкой сохранилось в большом количестве (не менее 130) списков XVI-XVII веков в составе сборников и Миней четьих, списки подразделяются на неск. редакций . Исследователи (архиеп. Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, А. И. Соболевский) единодушны во мнении, что первоначальный текст Жития, изобилующий многочисленными историческими реалиями, был создан в домонгольское время, однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное влияние стиля «плетения словес», который получил известность в русской литературе не ранее рубежа XIV и вв. Наиболее ранний список пространной редакции Жития был найден Б. М. Клоссом и относится к началу XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу преподобной, происходит из западнорусских земель, создана не в Полоцке. С уверенностью можно говорить о редактировании Жития в 1530-х годах при составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней (этот вариант представлен и во всех позднейших списках Миней четьих) и при включении Жития в 1560-х годах в «Книгу степенную царского родословия». В 1700 году новая редакция пространного Жития преподобной, основанная на версии Великих Четьих-Миней, вышла в свет в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского . Пространные редакции Жития создавались в XIX- вв.

В ограниченном числе списков -XVI веков известно проложное Житие прп. Евфросинии, созданное, вероятно, во второй половине в. в Западнорусской митрополии. Древнейший список краткого Жития преподобной обнаружил Клосс в Прологе последней четверти века . Два других списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки , в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге . Истории Жития прп. Евфросинии в великорусской рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в Великие Минеи-Четьи) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка русскими войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь».

Дабрадзействы Святой

Святая Ефрасіння аб сваім прызначэнні даведалася Р· СЃРЅСѓ. Сам Анёл, СЏРєС– Р·’СЏРІС–СћСЃСЏ Сћ СЃРЅРµ, загадаў ёй заснаваць РЅРѕРІСѓСЋ мясціна побач Р· Полацкам, Сѓ мясцовасці пад назвай Сяльцо. Убачыўшы такое прадвесце некалькі разоў, Еўфрасіння даведалася, што такі Р¶ СЃРѕРЅ бачыў С– епіскап полацкі Ілія. Гэтыя Божае азнакі паслужылі таго, што Р±С–СЃРєСѓРї Ільля перадаў ёй Праабражэнскі храм для таго, каб там быў заснаваны жаночы манастыр.

Апісаць Ефрасінню Полацкую можна як жанчыну, якая праславілася падставай і папячыцельствам манастыроў. Бо акрамя жаночага манастыра, яна была попечительницей і заснавальніцай Богородского мужчынскага манастыра.

Пры кляштарах святая адкрывала школы, дзе послушниц вучылі розным рамёствам, грамаце і мастацтву перапісвання кніг.

Ефрасіння праславілася якдарадчыца, яна ніколі не адмаўляла ў савеце тым, хто меў патрэбу ў кіраўніцтве на шляху да веры. Сіла яе малітвы была настолькі вялікая, што да яе часта звярталіся за дапамогай жадалі змяніцца і жыць набожнай жыццём. Многія прыходзілі да яе атрымлівалі духоўную падтрымку і дапамогу. Яна здольная была суняць сваркі і разборкі, якія на той час часта адбываліся паміж князямі.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

В Иерусалиме

Мечтой игуменьи Евфросиньи было желание побывать в Иерусалиме, где окончилась земная жизнь Иисуса. Эта мечта сбылась в конце жизни, когда Евфросинья отправилась в путешествие к святым местам. Ей было около 70 лет.

В Иерусалим Евфросинья отправилась с Евпраксией и братом Давидом. По пути она посетила Константинополь, где встретилась с императором Мануилом.

Через несколько дней после прибытия в Иерусалим Евфросинья заболела и попросила брата и Евпраксию принести святой воды из Иордана. В «Житии» написано, что ей было видение ангела, который возвестил, что земная жизнь близится к концу. Вскоре Евфросинья умерла.

Знаменитая княжна

Евфросиния Полоцкая… Это имя вписано золотыми буквами не только на страницах духовной жизни, которая существовала на восточнославянских землях, но и во всю историю культуры Беларуси.

Евфросиния Полоцкая — княжна и монахиня. Но, прежде всего, это известная просветительница, оставившая незабвенную память в душах людей. Между нынешним временем и тем периодом, когда жила знаменитая княжна, лежит более восьми столетий. И поэтому нет ничего удивительного в том, что не так уж много сведений о ней сохранилось в истории восточнославянского народа. Однако и они способны дать оценку великой полочанке как талантливой женщине-просветительнице, указав на ее общеевропейское значение. Вся деятельность Евфросинии, как и ее знаменитых соотечественников К. Смолятича и К. Туровского, без всяких сомнений, говорит о высоком культурном подъеме, который наблюдался в те годы на белорусской земле.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Житие святой княжны

Будущая святая Евфросиния Полоцкая родилась в 1110 году. Изначально ей дано было имя Предслава. Она была дочерью полоцкого князя Святослава (сына Всеслава Чародея) и приходилась правнучкой княгине Рогнеде и князю Владимиру. Отец Предславы не получил от родителей удела, и поэтому вместе со своей семьей жил при дворе старшего брата — Бориса Всеславича.

В конце 12 века была написана книга «Житие Евфросинии Полоцкой». Ее автор нам неизвестен. Скорее всего, им являлся игумен или монах, живший в одном из монастырей, основанных княжной. Есть большая вероятность и того, что автор книги — ученик самой Евфросинии. Но как бы там ни было, данное повествование подробно рассказывает читателям о жизни святой женщины.

К сожалению, «Житие…» в первой своей редакции до наших дней не дошло. Виной тому — войны и пожары. Однако мы можем ознакомиться с книгой в шести редакциях и практически в 150 списках. Это является подтверждением большой популярности произведения. Одним из самых полных списков является Погодинский. Датируется он 16 веком.

«Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» является настоящим памятником агиографической восточнославянской литературы 12 века. Текст книги построен по тем канонам, которые отличали житийную литературу. Предполагают, что у данной работы есть свой первообразец. Им вполне могло служить произведение «Житие Евфросинии Александрийской». Однако автор восточнославянского памятника литературы внес в свой труд индивидуальные особенности. Так, исследователями отмечается яркость диалогов и монологов самой Евфросинии. Вполне вероятно, что они были взяты из книг, написанных святой княжной.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Благодеяния Святой

Святая Ефросинья о своем предназначении узнала из сна. Сам Ангел, явившийся во сне, приказал ей основать новую обитель рядом с Полоцком, в местности под названием Сельцо. Увидев такое предзнаменование несколько раз, Ефросинья узнала, что такой же сон видел и епископ полоцкий Илия. Эти Божие знамения послужили тому, что епископ Илия передал ей Преображенский храм для того, чтобы там был основан женский монастырь.

Описать Ефросинью Полоцкую можно как женщину, которая прославилась основанием и попечительством монастырей. Ведь помимо женского монастыря, она была попечительницей и основательницей Богородского мужского монастыря.

При монастырях святая открывала школы, где послушниц учили разным ремеслам, грамоте и искусству переписывания книг.

Ефросинья прославилась как советчица, она никогда не отказывала в совете тем, кто нуждался в руководстве на пути к вере. Сила ее молитвы была настолько велика, что к ней часто обращались за помощью желавшие измениться и жить благочестивой жизнью. Многие приходившие к ней получали духовную поддержку и помощь. Она способна была унять ссоры и разборки, которые на то время часто происходили между князьями.

Открытие собственной обители

Согласно «Житию…», Илия — епископ Полоцкий — получил от Божьего ангела подтверждение высоты подвижничества и служения Евфросинии. Одновременно с этим высшие силы указали ему на то, что он должен поставить монахиню во главе обители. Три раза с подобной вестью ангел являлся и к Преподобной Евфросинии, которая с радостью восприняла выбор Христа. Для расположения обители было определено находящееся неподалеку от Полоцка Сельцо. Здесь же находилась церковь Спаса и располагалось место погребения епископов.

Торжественная передача Сельца Евфросинии состоялась в Софийском соборе. Сам епископ Илья благословил Преподобную на создание в этом месте женского монастыря.

Другие храмы и церкви Полоцка

Паломник, приехавший в Полоцк, сможет посетить не только Евфросиниевскую обитель, в городе есть и другие христианские достопримечательности. Каждое святое место имеет уникальную историю.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Построенный в 1781 году х рам Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке изначально являлся кладбищенской церковью при Богоявленском монастыре, в 1804 году он был объявлен соборным. Позже, после того как иезуитский костел Святого Стефана был переосвящен в соборную церковь, Свято-Покровская церковь получила звание приходской.

К тому времени здание деревянного храма сильно обветшало, он был закрыт, однако в начале 70-х годов 19-го века был вновь отремонтирован и открыт. Вскоре, во время пожара 1900 года, Свято-Покровская церковь сгорела, жители Полоцка собрали средства и восстановили храм, сделав его кирпичным.

В начале 30-х годов после прихода советской власти церковь закрыли, а священнослужителей репрессировали. Годы СССР церковь пережила с трудом: после войны в ней открылась конфетная фабрика, в 60-е года она вновь горела, а в 1967 году пострадавшие от пожара стены храма были разобраны.

После распада Советского Союза общественность подняла вопрос о восстановлении святого места, однако открытие храма состоялось лишь в октябре 2004 года.

Современная церковь построена в стиле традиционного русского зодчества: шатровая звонница в два яруса и молитвенный зал создают ощущение величия, спокойствия и простоты.

Крестовоздвиженский собор

Кресто-Воздвиженский собор является частью ансамбля Спасо-Евфросиниевского монастыря, и его история неразрывно связана со святым комплексом. Именно в этом соборе ежедневно совершаются молебны у мощей святой Евфросинии.

Первый камень собора был заложен 23 мая 1893 года.

По проекту, созданному архитектором В. Ф. Коршиковым, к 1897 году был построен величественный пятиглавый собор. Здание храма рассчитано на 1500 человек.

Белокаменный храм, имеющий форму креста, завершен пятью куполами, которые увенчаны позолоченными крестами. Центральный купол имеет шлемовидную форму, поддержан четырьмя угловыми восьмигранными башнями с купольными покрытиями. Полукруглая апсида имеет два яруса, по сторонам находятся две ризницы. В качестве декоративной отделки фасадов используются закомары, круглые медальоны, арочные порталы.

Богоявленский собор

Богоявленский собор в Полоцке является памятником архитектуры 18 века и представляет собой часть ансамбля Богоявленского монастыря. На храме сохранились три фрагмента фресковой росписи того времени.

Каменный собор был построен монахами в 1761 году, 5 августа 1777 года он был освящен.

Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с одной апсидой и двухбашенным фасадом, однако впоследствии многократно перестраивался.

В советское время храм был закрыт. Сначала его переоборудовали в спортзал, а с 1981 года здесь разместилась картинная галерея. В 1991 году собор вновь открыли для богослужений. В настоящее время церковь является кафедральным собором Полоцкой и Глубокской епархии.

Выбор жизненного пути

Полоцкая княжна отличалась не только своей мудростью, но и красотой. Однако поступавшие ей многочисленные предложения о браке она без всяких колебаний отвергала. Предслава осознанно решила отказаться от мирской жизни в 12-летнем возрасте. Это был период, когда родители впервые стали задумываться о замужестве дочери

Девочкой руководили идеи о подвижническом служении высоким моральным идеалам и важности духовного совершенствования. Княжна решила пойти за «Женихом своим» — за Христом

Предслава обратилась к жившей в Полоцке родственнице, вдове ее дяди Романа Всеславича. Та была игуменьей и могла помочь девочке стать монахиней. Однако необыкновенная красота Предславы и ее ранний возраст показались старой княжне несовместимыми с постригом. Переубедить старую княжну помогли глубокий разум и высокая религиозная убежденность девочки. Игумения призвала иерея, который и совершил постриг, дав Предславе имя Евфросиния.

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Манастыр заснаваны Святой князёўнай Ефрасінняй Полацкай

Решение стать монахиней

В келье Софийского собора, который славился большой библиотекой, и поселилась 12-летняя Предслава. Полоцкий епископ Илия вначале со скептицизмом отнесся к появлению богатой княжны, которая явилась с сундуком перед ним, но когда увидел в нем не наряды, украшения, а только свитки и книги, изумился, как хрупкая девчушка дотащила его. Он благословил послушницу на переписывание книг, хотя это был тяжелый труд и ним занимались только мужчины, поставив к ее келье стол.

Икона с житием святой Ефросинии Полоцкой

Горожане заказывали книги, платили за них хорошие деньги, которые красавица раздавала среди нуждающихся и нищих. Убедившись в серьезности желания красивой, юной годами, но зрелой мудростью, племянницы, игуменья благословляет Предславу на постриг, который та приняла с именем Евфросиния, что означает радость.

Время послушания новопостриженная монахиня проводит в маленькой келье Софийского собора, молясь, переписывая и читая духовные книги, наполняя сердце Божьей Премудростью.

Духовно взрастая, Евфросиния несет в радости дар Духа Святого любовь. Жаждущим просвещения в духе она дарит переписанные собственноручно книги, которые в то время обладали как духовной, так и настоящей финансовой ценностью. Радость, которую несла преподобная монахиня, была благодатной, она помогала людям легче переживать тяготы и горести жизни, находя в печалях крупицы радости.

Благодарные половцы называли матушку Евфросинию, явившуюся в прекрасном духовном лике, «Наша радость». В возрасте 25 лет, укрепленная духовно, монахиня во сне через ангела получает наставление от Бога переехать в другое место для основания женской обители.

Дух Святой проговорил и к Полоцкому епископу Илии о направлении монахини в маленький городок Сельцо. В послушании епископ собирает знатных жителей Полоцка в лице бояр и князей, среди которых был и отец Предславы, и сообщает им о направлении матушки Евфросинии для служения в церковь Христа Спасителя в Сельцо. При этом он попросил никого не препятствовать ее отъезду, а благословить.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Строительство храма

В середине 12 века на месте деревянной церкви Евфросиния Полоцкая задумала возвести каменную. Для осуществления своей мечты она пришла за советом к Иоанну. У этого монаха уже имелся опыт в строительстве храмов. Согласно «Житию…» все работы прошли довольно быстро. Уже спустя 30 недель храм Евфросинии Полоцкой был воздвигнут. Его открытие состоялось в 1161 году. «Житие…» повествует о диве, случившемся в самом конце возведения. Оно состояло в том, что в процессе строительства закончился кирпич, и каменщики не знали, как завершить свою работу. Но на следующий день, после молитвы святой, мастера обнаружили нужный материал в печи.

Храм Евфросинии Полоцкой не перестает удивлять исследователей. Он отличается от многих сооружений того времени своими пропорциями, двускатным перекрытием, а также необычной вытянутостью барабана. Загадочным для посетителей кажется и сам интерьер церкви: несмотря на массивные стены, он загружен толстыми столбами.

Мощи

О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев, и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века.

В XIX — нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков), в 1840 году — Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский), в 1858 году — православные жители Полоцка, в 1864 году — 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году — Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров), которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов). В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 года обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором.

20 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую церковь, 22 апреля после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской церкви в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. Елисавета Феодоровна, греч. кор. Ольга.

В 1915 году, когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи преподобной в числе других святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском Богоявленском монастыре.

В апреле 1920 года мощи преподобной подверглись вскрытию, но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк.

13 мая 1922 года гробница преподобной была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом монастыре, раку власти реквизировали, впоследствии она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. В 1924 году Спасо-Евфросиниев монастырь был закрыт, его здания переданы военным.

В 1941 году, во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую церковь, 23 октября 1943 года они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в которой возобновилась монашеская жизнь.

В 1960 году монастырь вновь закрыли, мощи преподобной Евфросинии находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 году.

Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Работа художника-ювелира Н. П. Кузьмича, 2007

В 2003 году началось изготовление новой серебряной раки для мощей преподобной по образцу утраченной. 3 июня 2007 году в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева монастыря было совершено частичное переоблачение мощей прп. Евфросинии, помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006 году). 5 июня 2007 году митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в которой упокоились мощи преподобной. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector