Свято-троицкий монастырь в рязани
Содержание:
Настоятели и наместники Троицкого монастыря
Список
Симеон (упом. 1628 — упом. 1629) строитель.
Игумены
- Иосиф (март 1659 — октябрь 1659)
- Корнилий (упом. 1682)
- Матфий (упом. 1694)
- Сильвестр (июнь 1694 — январь 1695)
- Иоаким (29 февраля 1696—1698)
- Иосиф (17 апреля 1698 — ?)
- Сергий (26 августа 1699 — ?)
- Варсонофий (20 мая 1717—1727)
- Гедеон (26 ноября 1727 — ?)
- Антоний (1729—1730)
- Алипий (1731 — 14 августа 1736)
- Ефрем (1736 — 28 февраля 1738)
- Феофан (11 марта 1738 — 17 марта 1740)
- Геннадий (3 апреля 1740 — 10 февраля 1745)
- Феодосий (1745 — июль 1747)
- Симеон (1747—1752)
Архимандриты
- Антоний (1755—1760)
- Геннадий (1760—1762)
- Мелетий (1763—1769)
игумены
- Парфений (Нарольский) (1769—1772)
- Досифей (1772—1781)
- Филарет (4 декабря 1787 — 7 августа 1789)
- Василий (август 1789 — 5 апреля 1794)
- Сергий (1794 — 31 июля 1797)
- Иоаким (3 августа 1797 — сентябрь 1798)
Архимандриты
- Евграф (19 сентября 1798 — 14 июля 1800)
- Августин (Сахаров) (июль 1800—1803)
- Вениамин (1803—1810)
- Маркелл (1810—1812)
- Ириней (1812—1813)
- Мельхиседек (Сокольников) (18 октября 1813 — 5 декабря 1815)
- Гавриил (Городков) (27 февраля 1816—1817)
- Амвросий (1817—1825)
- Илиодор (Чистяков) (15 мая 1825 — 12 декабря 1827)
- Гедеон (Вишневский) (1 января 1828 — сентябрь 1828)
- Арсений (Москвин) (11 сентября 1829 — май 1830)
- Аркадий (июнь 1830—1833)
- Геннадий (Горнетский) (1833 — 10 август 1837)
- Иоаким (1837—1838)
- Ириней (1838—1844)
- Иоанн (Оболенский) (1 мая 1844 — 17 августа 1851)
- Афанасий (Перепелкин) (31 декабря 1851 — сентябрь 1868)
- Иринарх (Попов) (сентябрь 1868—1877)
- Асинкрит (9 декабря 1877 — апреля 1878)
- Палладий (май — август 1878) иеромонах, казначей
- Владимир (Добролюбов) (4 августа 1878 — 20 мая 1896)
- Полиевкт (Пясковский) (май 1896 — 22 января 1900) еп.
- Нестор (Ильинский) (январь 1900 — апрель 1902)
епископы Михайловские
- Владимир (Благоразумов) (5 апреля 1902 — 3 ноября 1906)
- Исидор (Колоколов) (10 ноября 1906 — 21 мая 1907)
C 1907 до закрытия в 1919 году и с момента открытия в декабре 1995 года настоятелями являются правящие архиереи Рязанской епархии. Наместники
- Василий (Цветков) (1911)
- Прокл (Кузнецов) (1912—1919) 1919—1995 — закрыт
- Андрей (Крехов) (с 26 декабря 1995)
История основания монастыря
Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.
В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.
Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани
От основания до закрытия
Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.
Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.
Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.
Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.
Советское время
После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.
В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:
- больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
- администрация и жилые помещения военной части;
- отделение городского музея;
- областной архив;
- коммунальные квартиры.
Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.
Возрождение
Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.
Храмы и строения
Сергиевская церковь была построена в 1695 году все тем же Иваном Вердеревским, но изначально была освящена в честь святого Иоанна Предтечи с приделом прп. Сергия Радонежского.
Внук Вердеревского в 1752 году на месте Предтеченского построил каменный Сергиевский храм. Много позже к нему были пристроены два придела в честь святого Иоанна Предтечи и Федоровской иконы Божией Матери.
Сергиевский храм Свято-Троицкого монастыря
Свято-Троицкий храм возведен в 1695 году и претерпел изменения только в 1879 году, когда была расширена трапезная часть храма. К сожалению, до нашего времени не сохранилась внутренняя роспись. Придел в этой церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Третий храм располагается на втором этаже святых врат и освящен он в 2000 году в честь иконы Богородицы «Знамение» и св. прп. Петра и Февронии. Во всех трех церквах совершаются богослужения. Из других построек монастыря надо указать на следующие:
- настоятельский корпус с трапезной;
- братский корпус в два этажа с гостиницей;
- одноэтажное здание для размещения трудников и паломников.
У обители есть два подворья: одно в микрорайоне Дашково-Песочня с храмом в честь святителя Василия Рязанского и в с. Плахино Захаровского района с храмом св. апостола Иоанна Богослова, а также хозяйственный двор в с. Екимово Рязанского района, своеобразная современная «вотчина» Троицкого монастыря.
Монастырь в 20 веке
В 1902 году рядом со святыми воротами монастыря возвели деревянную гостиницу для богомольцев. Здание обшили тесом и покрыли железом. В тыльной части гостиницы возвели хозяйственные постройки для скота, птицы и других надобностей.
В период с 1903 по 1904 годы помещения приходской школы значительно расширили в высоту и длину. Рядом со зданием школы имелся святой колодец, из которого иноки и паломники брали воду.
В 1903 году выстроили новый корпус из камня для иноков, который располагался южнее корпуса настоятеля.
В 1914 году в корпусе настоятеля открылся епархиальный лазарет, который был создан специально для раненых солдат, участвовавших в I мировой войне. В лазарете размещалось 30 коек, а кухня для него находилась в братском корпусе.
В 1919 году Троицкий монастырь в Рязани был лишен своего статуса. Однако в этом же году было создано монастырское братство. Службы в церквях продолжились, другие же здания обители использовались как общежитие для работников Уральской железной дороги.
История Свято-Троицкого монастыря
Неизвестно, когда точно был основан этот монастырский комплекс. Учитывая разные мнения по этому поводу, дата основания разнится на более чем столетие – от 1208 до 1385 гг. Впервые о нем упомянуто в документах, относящихся к XVI веку, а именно – в платежных книгах Ивана Рагозина. Согласно Писцовым книгам Воронцова-Вельяминова XVII столетия, в этот период монастырь переживал не самые лучшие времена, поскольку в результате войны оставался пустым на протяжении многих лет.
В 1767 г. осуществлялось возведение Троицкой соборной церкви, а также колокольня. В это же время строилось большое ограждение с кирпичными башнями вокруг монастыря. Длина такой ограды составляла 436 метров, а высота башен составила (сначала четырех, затем – пяти) 3,5 метра. В ограде размещалось кладбище с захоронениями известных лиц – князей, врачевателей, зодчих и архимандритов.
В 1795 г. на монастырской территории открыли больницу, которая через 12 лет существования стала Раненбургской Петропавловской пустынью. Спустя три года из-за частого половодья, когда вода мешала подъезду к обители, у северной части ограждения возведены новые ворота с изображением преподобного Сергия. Настоятельский корпус из деревянного был переделан в каменный лишь в 1855 г. Он имел два этажа, верхний из которых содержал покои настоятеля, а ниже размещались братские кельи. Спустя 15 лет рядом возведен казначейский корпус, также имеющий два этажа.
В 1884 г. начала свою работу приходская школа, где обучалось полсотни осиротевших мальчиков. Местным учителем являлся Василий Прокимнов. В конце столетия с западной части монастыря была устроена железнодорожная ветка, находившаяся всего в 10 метрах от ограждения. В начале ХХ века построена гостиница для молящихся граждан, братский корпус с кельями, трапезной, кухней и подвалом, лазарет для раненных в результате военных действий, каменная часовня с богадельной, библиотека с большим собранием книг и журналов. После того как обитель закрыли, библиотечный фонд перестал существовать.
Тяжелое советское время
1919 г. ознаменовался лишением статуса монастыря: оба храма на территории продолжали свою работу как обычные церкви. Через три года все нажитое имущество отдали в пользу голодающих людей. Выручка составила около 80 миллионов рублей. Здания использовались как столовые, а также помещения для завода по производству автомобильной аппаратуры. Башни и часть ограждения разбирались под кирпич для строительства домов рабочих паровозного депо.
Лишь в 1994 г. автошкола прекратила свою деятельность в Сергиевской церкви, поэтому там начались работы по устройству духовного училища. В 1995 г. монастырь получил обратно свой первоначальный статус, отобранный во времена Советского Союза. До конца 1997 г. в имущество обители возвратились храмы, часовня и другие здания на территории.
Монастырские святыни
Важнейшей здесь долгие годы считалась Феодоровская икона Божией Матери, вывезенная в Борисоглебский собор во времена Союза. Сегодня в обители находится лишь ее список, также являющийся чудотворным. Находятся тут и Казанская икона Божией Матери, образы Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, «Неупиваемая чаша», с частицами мощей святых людей, а также частичка Гроба Господня, расположенная в резном кресте из дерева.
Монастырь сегодня
Православный комплекс содержит три работающих храма:
• Собор Пресвятой Троицы;
• Сергиевский храм;
• Надвратная церковь.
Сегодня здесь выпускается газета «Святые врата», работает воскресная школа для детей, проходят курсы просвещения для взрослых. Библиотека хранит большое собрание старопечатных изданий, часто показывающихся на выставках. С конца 1996 г. и до сегодня тут работает благотворительная столовая на 50 человек, принимаются паломники из многих регионов, устраиваются экскурсии для школьников. Учитывая тяжелую историю святыни, до сих пор осуществляется ее восстановление, строится кирпичная ограда.
История Троицкого монастыря
Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.
Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.
23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем — паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.
В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».
С 1994 начал восстанавливаться Сергиевский храм. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел. 22 декабря 1995 Священный Синод принимает решение о возрождении монастыря. 8 апреля 1996 освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.
Троицкий монастырь. Входные ворота.
Храмы монастыря
Первая Сергиевская церковь была построена из дерева в 1697 году. В 1752 году на средства дворянина А. Вердеревского на ее месте был сооружен новый каменный храм. Это бесстолпный четверик из кирпича в стиле русского барокко. Кровля выполнена в виде четырехгранного шатра с деревянным барабаном и главой в форме луковицы.
В советское время росписи на стенах храма были заштукатурены, а находящийся внутри него склеп был вскрыт и освобожден от гробов с останками.
Троицкая соборная церковь была возведена в 1695 году иждивением стольника И. Вердеревского на месте сгоревшего в пожаре одноименного деревянного храма. Святыня была выстроена из кирпича в стиле барокко по типу «восьмерик на четверике». Внутреннее декор и оригинальные настенные росписи до наших дней не сохранились.
В годы советского правления здание было переоборудовано под автомобильные мастерские. Были пристроены заводские корпуса, которые до неузнаваемости исказили облик Свято-Троицкого храма.
Одновременно с Троицкой церковью на территории монастыря была возведена и колокольня. Она была обращена к реке Павловке, имела 3 яруса и 8 колоколов. До настоящих дней колокольня в своем первоначальном виде не сохранилась.
Храмы
Троицкий соборный храм
Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году .
После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.
С 1929 года здание храма использовалось «под ссыпку и хранение хлебных продуктов»
В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.
Был освящен 16 июня 2000 года.
Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.
Сергиевский храм
Был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским
с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского).
В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском — был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.
Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 годах).
В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской».
В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.
Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902 – 1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 года ). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных.
В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.
После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.
В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры».
В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.
В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы.
17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года — главный придел.
27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери.
Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.
Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.
Святыни и мощи монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.
Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.
После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2021 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.
Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.
Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:
- Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
- Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
- Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.
О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.
Это:
Святыня | Описание |
святителя Феофана, Затворника Вышенского | Епископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия. |
святителя Луки Крымского | Знаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе. |
святого праведного Иоанна Кормянского | Родился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области. |
святой блаженной старицы Матроны Московской | Родилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве. |
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой | Евфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе. |
святой преподобной Манефы Гомельской | Родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля. |
Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.
Монастырь в 17-18 веках
Эти земли в период с XIV по XVI век постоянно подвергались нашествиям татаро-монголов. Поэтому крепости с имеющимися в них монастырскими архивами не сохранились, как и документы с касающимися их записями. Последующие упоминания об обители встречаются только с конца 16 века в Писцовых книгах.
В 1697 году в Троицком монастыре в Рязани строится соборная церковь, а также колокольня. Она находилась в северной части обители, с той стороны, где протекает река Павловка. Ограда и башни монастыря были возведены из кирпича в то же время, что и церковь с колокольней.
Общая длина ограды составляла 436 м. На ней крыша была сделана из железа и покрашена медянкой. Изначально башен было четыре, однако в 1826 году построили пятую, на юго-восточной стороне. Каждая из них имеет диаметр 3 м, а высоту 3,5 м (до карниза). Своды башен венчает купол с острым шпилем. Во дворе обители было кладбище, на котором хоронили членов знатных фамилий (князья и бояре).
Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово)
Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани. При монастыре действует гостиница для паломников.
История
Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.
В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.
Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.
В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.
Современное состояние
В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).
Сооружения
- Иоанно-Богословский собор (1689 г.; 1861 г.).
- Успенский собор (1868—1870 гг.).
- Колокольня (1901 г.).
- Иверская часовня (бывш. Святые ворота, 1658 г.).
- Ледник (XVII в.).
- Малая колокольня (сер. XVII в.).
- Братский корпус (XIX в.).
- Новый братский корпус (нач. XXI в.).
- Ограда (XVII в.).
- Святые ворота (нач. XX в.).
Как добраться
Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново
Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь
Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.
Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.
Расписание богослужений
Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия
в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.
В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.