Свято-троицкий стефано-махрищский монастырь
Содержание:
Детский приют «Ковчег»
В 2002 году при возрождавшейся обители совершенно неожиданно для сестер, возник детский приют с символическим названием «Ковчег». В зимний морозный вечер, в самый канун Рождества, пришли в обитель первые шесть воспитанниц из находившегося неподалеку в селе детского приюта и попросились остаться навсегда. Некоторое время девочки жили в монастырской библиотеке, для строительства отдельного здания средств у обители не было. Но, почувствовав подлинную защищенность родительского крова, дети были готовы претерпевать все бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами и потихоньку молились святителю Спиридону Тримифунтскому, преподобным Стефану Махрищскому и Серафиму Саровскому о том, чтобы у них появился свой дом. И за такое упование щедро одарил их Господь: уже через год у девочек появился отдельный корпус с уютной трапезной, гостиной, библиотекой, классом для занятий, большой игровой и живым уголком. Здесь, окруженные любовью и заботой сестер монастыря, девочки, наконец, обрели семью.
Сейчас в приюте 30 воспитанниц от 2 до 17 лет. Сестры монастыря стараются воспитывать девочек так, чтобы они имели понятие не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще. Молитва, труд, уроки музыки, рисования, экскурсии, поездки по святым местам, все это развивает детей, формирует их духовно-нравственный облик. Девочки получают светское образование в местных общеобразовательной и музыкальной школах, за их здоровьем бережно следят монастырские сестры-медики, наши благотворители обеспечивают для детей летний отдых.
Особое место уделяется церковному воспитанию, девочки с удовольствием посещают воскресные и праздничные богослужения, участвуют в церковных Таинствах. Старшие обычно выстаивают всю службу, а маленькие располагаются рядком на ковре у раки преподобного Стефана.
Радостно проходят в приюте дни праздников. Обычно девочки готовятся к ним заранее, устраивая для гостей и сестер небольшие концерты самодеятельности.
В 2007 году наш приют покинули первые выпускницы, поступившие в музыкальное и медицинское училища. Сестры и благотворители не перестают поддерживать связь с ними, следя за их дальнейшей судьбой.
Божией милостью монастырь стал для наших воспитанниц родным домом. Мы очень надеемся, что годы, проведенные ими здесь, станут им духовной и нравственной опорой на всю жизнь. Быть может, кто-то из них решится остаться в обители навсегда, принять со временем монашеский постриг, кто-то изберет путь семейной жизни, тем не менее, решать это не нам, это дело Промысла Божия и времени, а пока сестры усердно и терпеливо несут свое послушание по воспитанию тридцати вверенных им Господом душ, молясь о них и о всех, чьею заботой осуществляется это великое дело.
Приют существует исключительно на средства благотворителей, и потому мы будем рады принять любую оказанную Вами помощь.
Телефон детского приюта «Ковчег»: 8-(49244) 3-85-04
Святой источник во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Святой источник, освященный во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, расположенный в хвойном лесу на расстоянии 1,9 км от Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, находится в ведении монастыря.
Приглашаем паломников, приезжающих в Стефано-Махрищский монастырь, посетить с должным благоговением святой источник с купальней, к которому ведет дорога, доступная для проезда автомобилей.
Купальню на источнике украшает вырезанная из дерева Тихвинская икона Божией Матери, надпись на которой гласит:
~ Радуйся, града Тихвина похвало и обители Махрищския утверждение, и всем, с верою притекающим к святому источнику Твоему и купели сей, исцеления точащая и душам спасение ~
Просим всех посетителей источника бережно относиться к святому месту, сохраняя древнюю святыню для будущих поколений.
Историческая справка
Святой источник на пешем пути из села Махра в Троице-Сергиеву Лавру известен с древних времен. Благочестивое предание связывает его возникновение с именем преподобного Стефана, игумена Махрищского, основателя Свято-Троицкого Махрищского монастыря (1406).
Поселившись в пустынном и диком месте, молитвой и святой жизнью преподобный старец привлекал окрестных язычников в истинной вере, отвращая их от поклонения духам воды и леса.
Вода из источника преподобного Стефана помогала и помогает доныне обрести здоровье душевное и телесное.
В XVI столетии в Стефано-Махрищской обители была прославлена чудесными исцелениями от различных недугов Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в монастырь святителем Суздальским Варлаамом.
Особенное почитание этого образа возникло в XIX веке в благодарность за прекращение эпидемии холеры в 1848 и 1871 гг.
Тихвинскую икону из Махрищского монастыря стали ежегодно с крестными ходами носить по селам Александровского уезда, а также в г. Киржач, в котором в 1893 г. после молитвы перед чудотворным образом прекратился пожар, грозивший уничтожить весь город.
Предположительно в это время, источник близ Махрищского монастыря был украшен копией Тихвинской иконы и стал называться Тихвинским.
Первые восстановительные работы на святом источнике были проведены в 2006 году, тогда же состоялось освящение источника во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
В 2017-18 гг., в связи с 25-летием возрождения Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, были проведены капитальные работы по расчистке и укреплению русла родника, благоустройству территории, установлена надкладезная часовня и купальня.
Освящение обновленного источника состоялось 25 июля 2018 года.
История
Монастырь основал в XIV в. прп Стефан Махрищский, прибывший в Москву из Киево-Печерской лавры. Святой отец искал уединенное место неподалеку от обители прп Сергия Радонежского, чьим другом и собеседником он был. Поселившись в убогой келье, преподобный Стефан нес монашеские подвиги в уединении. Но жители окрестных селений приезжали, чтобы разделить с ним жизнь пустынника. В результате, у реки Молокча была основана обитель и построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Хотя прп Стефан получил грамоту на землю и пожертвования на устройство монастыря, местные крестьяне чинили ему немало препятствий. Из-за недовольства святой отец на время оставил Махрищскую обители и отправился на Север, где основал Авнежскую пустынь неподалеку от Вологды. Дмитрий Донской, прослышав о деяниях прп Стефана, пригласил его в Москву для бесед. Великий князь пожаловал монастырям угодья, и после этого Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Следующим игуменом был святитель Варлаам. При нем братья составили Житие и Службу прп Стефана Махрищского.
При Иоанне Грозном монастырь получил средства на постройку каменного храма Живоначальной Троицы. Мощи святого Стефана, обретенные при строительстве, были оставлены в основании храма. Главный придел был освящен в 1558 г. в присутствии царя Иоанна и царицы Анастасии.
Во время Смуты Махрищский монастырь был разорен польскими войсками. Осталось небольшое количество насельников, которые были приписаны к Троице-Сергиевой лавре. При митрополите Платоне обитель заново отстроили: был восстановлен Троицкий собор, церкви Стефана Махрищского и Сергия Радонежского, Петропавловская церковь.
В 20-х годах XX в. монастырь был полностью уничтожен. Саму обитель власти закрыли в 1922 г. Храмы Троицкий и св. Стефана, как и колокольню, взорвали в 1942 г. В оставшихся постройках размещались в разные годы: детский дом, склады, пионерлагерь, сельскохозяйственная школа. К началу 90-х на месте Троицкого храма, под спудом которого находились мощи св. Стефана, была заасфальтированная площадка.
Свято-Троицкий Махрищский монастырь возродился как женская обитель. Первые насельницы появились здесь в 1993 г. Возглавляемые монахиней Елисаветой, теперешней игуменьей, они заняли полуразрушенный корпус у храма Петра и Павла.
Через три года приступили к археологическим исследованиям. В результате был найден фундамент церкви Св. Стефана и его могила. В 1997 г. храм был восстановлен.
Монастырь расстраивался до 2010 г., когда святейшим Патриархом был освящен Троицкий храм. В 2004 г. обитель стала ставропигиальной. Сейчас более 80 сестер несут в Махрищском монастыре послушания. В хозяйстве есть скотный двор, сыроварня, просфорная. Также сестры трудятся в швейной и иконописной мастерской.
Книги о монашестве
Архимандрит Иоанникий (Коцонис). Афонский отечник
«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа…
На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».
Игумен Филарет Глинский. До и после пострига. Поучения монахам
«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсекая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь…»
Преподобный Силуан Афонский. О монахах
«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно ; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.
Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело…»
Преподобный Паисий Святогорец. Молодым людям, хотящим стать монахами
«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма…»
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Памятка иноку. Наставления преосвященного старца
«Памятка иноку» — это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни — монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком
Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной «науке из наук», по выражению святых отцов — о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа
Беседы священномученика Серафима (Звездинского) в Аносиной пустыни
Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010г. Храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря)
В 1824 году недалеко от восточных врат монастыря была поставлена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм этот был перевезен сюда из села Ям и предназначался для прихожан Махринской слободы.
В 1764 году, после упразднения монастырских вотчин и передачи их государству, жители Махринской слободы и 12 селений, входивших во владения Махрищского монастыря, образовали самостоятельный приход.
Новый приход, находясь во Владимирской губернии, подчинялся епархиальному архиерею, тогда как сам Махрищский монастырь — находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры.
Прихожане и духовенство, однако, не имели своего храма, и по распоряжению митрополита Московского Платона (Левшина), богослужения и требы совершались в надвратном монастырском храме преподобного Сергия с отдельно устроенным входом снаружи.
Храм был холодный, и потому в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали теплый монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. После 1824 года за крайней ветхостью Сергиевская церковь была запечатана, и приход остался без собственного храма.
Об этом затруднительном положении стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. В 1824 г. владыка помог приходу купить деревянную церковь в селе Ям у помещика Яковлева.
В 1832 году махринский священник Иван Герасимов обратился с просьбой к Преосвященному Парфению об освящении вновь устроенной каменной теплой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского.
В 1851 году прихожане сумели собрать средства для переустройства храма. Была возведена новая трехъярусная колокольня и устроены два придела: по правую сторону в честь святителя Николая, а по левую – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Одноэтажная каменная церковь имела вид корабля. Северный и южный приделы были размещены в трапезной части, с западной стороны располагался притвор, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней.
В 60 – 70 годы храм благоукрашался усердием и на средства ревностного приходского старосты крестьянина деревни Юрцово Ильи Васильевича Дворецкого. В храме был настелен мраморный пол, позолочен центральный четырехъярусный резной иконостас, стены были расписаны масляными красками, росписи выполнял Ф.Д.Лавровский. С 1877 по 1879 год, на средства того же старосты, была возведена каменная ограда. При храме действовало церковно-приходское училище и библиотека.
В конце 30-х годов XX века храм был закрыт, разобраны алтарная часть и верхний ярус колокольни. В советское время в стенах храма размещался клуб, чайная, библиотека.
Замечательный памятник архитектуры, включенный в ансамбль памятников Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, долгое время пребывал в запустении, так как средств на его восстановление у возрождающейся обители не было. Лишь в 2006 году нашлись благотворители, и были начаты реставрационные работы.
6 мая 2006 года, в день памяти вмч. Георгия Победоносца, был отслужен водосвятный молебен, состоялась закладка первого камня в основание разрушенной части Сергиевского приходского храма. Всего за три с половиной года удалось заново восстановить разрушенный храм. Летом 2009 года иконописцы художественной мастерской «Киноварь» под руководством А.А. Лавданского расписали алтарь храма. К концу 2009 г. основная часть реставрационных работ завершилась, храм был готов к освящению. В течение почти 70 лет Троицкая обитель не имела главного престола: храм Пресвятой Троицы в 1942 г. взорвали, щебень был использован на сооружение военного аэродрома в д. Слободка Киржачского района. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла восстановленный храм преподобного Сергия решено было переосвятить во имя Святой Живоначальной Троицы.
15 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого храма и возглавил Божественную литургию.
3 сентября 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха в храм Пресвятой Троицы были перенесены мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, прежде почивавшие в храме преподобного Стефана Махрищского.
21 июня 2012 года правый придел храма Пресвятой Троицы был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Торжественное освящение и Божественную литургию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский.