8 жутких картин, на которые невозможно смотреть без содрогания
Содержание:
Съешь папеньку и иди дальше
Приведу ещё один столь же чудовищный, но при этом и едва ли не анекдотичный литературный сюжет, правда, уже из перестроечного творчества. Двое бывших фронтовиков – отец и сын, сбежавшие из сталинских лагерей, чтобы донести до мировой общественности страшную правду о советских реалиях, заплутали в тайге. Обоим грозит голодная смерть. И тут отец предлагает себя в жертву сыну, вернее, великой идее. Мол, сынок, кто-то должен дойти и донести до людей всё, что мы пережили. Поэтому тебе следует подкрепить свои силы мною и идти дальше. То есть попросту замочить папаню, закусить добытым таким образом мясцом и продолжить путь.
Конечно, сынок бурно протестует, даже плачет и предлагает лучше папе скушать его и понести правду дальше. Но по здравом размышлении, с учётом лучшей физической формы сыночка, был всё же принят первый вариант. Обливаясь слезами и желудочным соком, парень закусил папенькой и двинулся дальше, прихватив с собой остатки до боли родного бифштекса с кровью.
Мальчик, конечно, дошёл куда надо и рассказал всё, что требовалось, всем тем, кому следует. Причём сделал это публично, при большой аудитории. Которую не преминул также подробно оповестить, каким именно образом была донесена до мира эта самая правда о сталинских лагерях. И был признан, в общем-то, героем. Господи, и кому нужны эта ваша правда и этот ваш героизм – да такой ценой?
Кронос бог древней греции
Кронос (или Крон), в греческой мифологии один из титанов, по другой версии верховное божество. Период главенства Кроноса считался Золотым веком
Семья и окружение
Кронос младший сын первого бога Урана-Неба и богини Геи-Земли. По Диодору Кронос был старшим сыном и поэтому стал во главе богов. По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и поэтому имел право на царствование.
Его женой стала титанида Рея, сестра Кроноса, которая родила ему Зевса, Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса и нимфы Филиры родился кентавр Хирон, позже опасаясь ревности Реи, Кронос превратил Филиру в кобылицу.
Сестрой Кроноса считается Афродита, появившаяся из крови, смешанной с семенем Урана, попавшей в море. Другие братья и сестры Кроноса – циклопы, эринии, гекатонхейры, оры и ореады, Титаны (Гиперион, Иапет, Крий, Кей, Океан) и Титаниды (Диона, Мнемосина, Рея, Тетис, Феба, Фейя, Фемида) и множество других богов и существ рожденных Геей и Ураном.
Уран ненавидел своих детей от Геи за их уродливость и мощь, и боясь быть свергнутым одним из своих детей, заточал их в недрах Земли. Гея, мучаясь от тяжести своих детей, задумала прекратить бесконечную плодовитость своего кровожадного мужа. Она выковала серп и спросила своих детей, кто из них готов помочь ей в этом мероприятии. Кронос согласился исполнить волю своей матери. Этим серпом он оскопил Урана. Серп Кронос бросил в море у мыса Дрепан в Ахайе.
После этого Кронос стал править богами и людьми. При нём наступил Золотой век. Но и Кронос боялся своих детей, Уран предсказал ему ту же судьбу – быть поверженным своим сыном от Реи. И Кронос совершил ту же ошибку, что и его отец, он решил избавляться от всех своих детей. Он проглатывал каждого ребёнка, которого показывала ему Рея, она не смела противиться своему мужу. Но однажды Рея решила обмануть Кроноса.
Рея родила Зевса в глубокой пещере на Крите и спрятала его там, вместо младенца она принесла Кроносу завёрнутый камень и тот проглотил обманку. Когда Кронос понял, что его обманули, он начал искать младенца по всей земле, но когда малыш плакал, куреты стучали копьями о щиты, чтобы никто не услышал его плач.
И вот возмужавший Зевс решил освободить своих братьев и сестёр и отомстить своему отцу. Метида помогла своему будущему мужу, она дала Кроносу волшебное питьё, вызывающее тошноту и Кронос изверг из себя всех своих проглоченных детей. После чего Зевс сверг ослабевшего Кроноса в Тартар. Но на защиту Кроноса встали титаны и началась Титаномахия – война длившаяся долгих десять лет. После победы титаны тоже были отправлены в заключение в Тартар, где их охраняли освобождённые Гекатонхейры (сторукие). Однако по более поздней версии (по орфикам) Кронос примирился с Зевсом и был отправлен править на острова блаженных, скорее всего отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени.
Имя, эпитеты и характер
ХроносСкульптура Ф. Гюнтера, 1765-1770Мюнхен. Баварский национальный музей |
Первоначально Кронос – бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (время), из-за созвучия их имён. Этимология имени Кронос неизвестна. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований.
В римской мифологии Кронос известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев.
Культ и символика
Кроносу были посвящены празднества кронии, в Риме – сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Кронос был богом и в Аравии. В Олимпии ему был сооружён храм. Жертвы Кроносу приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом. Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь.
Ему посвящён XIII орфический гимн. Образ Кроноса (Сатурна), пожирающего своих детей, получил отражение в изобразительном искусстве (Рубенс, Гойя).
Кого ты любишь больше?
А недавно моя младшая внучка, обожающая проводить внутрисемейные социологические опросы, поставила меня в тупик. Дежурная направленность этих её мониторинговых исследований – выяснение того, насколько сильно мы её любим. «Дедушка, а ты кого больше любишь, меня или бабушку? Или маму? Или дядю Вову?» И, получив заранее известный, в общем-то, ответ, деланно изумляется: «Да-а-а? А почему?»
Но в этот раз она нанесла удар ниже пояса. Испытующе заглянув мне в глаза, мелюзга потребовала сделать выбор между нею и собой.
Я ответил не сразу. Потому что врать в таком деле или просто отшучиваться нельзя.
«Знаешь, – серьёзно сказал я, – по логике вещей всякий человек больше всего на свете должен любить себя, но если он способен пожертвовать своей жизнью ради спасения другого человека, то он, значит, любит этого другого сильнее даже, чем себя. Если исходить из этого, то я, пожалуй, люблю тебя больше себя».
Ребенок ушел задумчивый, но счастливый.
А вчера я смотрел фильм про семнадцать мгновений весны. И про радистку Кэт, грудничка которой фашист положил голеньким на сквозняке и потребовал от нашей разведчицы выдать товарищей, иначе, мол, дитя останется в таком положении, пока не заболеет и не умрёт.
Ну, вы помните, как разрешилась эта, на мой взгляд, неразрешимая коллизия. Кэт упала в обморок, а присутствовавший при экзекуции немецкий унтер застрелил товарища по оружию и помог нашей радистке сбежать вместе с её ребёнком.
Образ Сатурна
Культ Сатурна был одним из самых распространённых в Италии. Это неудивительно, ведь прекрасная земля позволяла заниматься земледелием, а жизнь племён во многом зависела от собранного урожая, а именно – от щедрости Сатурна.
Как и многие другие представители древнеримского пантеона, Сатурн был “списан” с греческого бога. Вот только Кронос, в отличие от своего римского “коллеги” отличался большей жестокостью и нетерпимостью. Кроме того, в греческих преданиях рассказывается, что Кронос был низвергнут в Тартар. Сатурн же у римлян считался одним из самых уважаемых божеств. Более того, мифы говорят, что именно Сатурн был вторым правителем Рима.
Сатурн – бог земледелия
Облик бога ясно указывает на мудрость и суровость этого бога. На многочисленных скульптурах, сохранившихся до нашего времени, он изображён высоким пожилым мужчиной с длинными волосами и бородой.
Иногда за спиной Сатурна можно увидеть крылья. Несмотря на почтенный возраст, всё во внешности бога говорит о его силе воли, могуществе и решимости. Это образ опытного правителя, мудрого царя, что превыше всего ставит справедливость.
Римляне считали Сатурна одним из самых лучших правителей, что существовали в мифах или наяву. Все люди для этого бога равны. Он покровительствует земледельцам, является воплощением сил плодородия и власти. На изображениях он часто держит в руках косу или серп, что указывает на его прямую связь с сельскими работами, которым он покровительствует.
Нечасто можно встретить скульптуры Сатурна, на которых он пожирает младенцев. Основой такой трактовки образа стала всё та же связь с Кроносом, который, согласно преданиям, поедал своих детей, чтобы никто из них не сверг его с царского престола.
На изображениях встречаются самые разные образы СатурнаХудожник Джованни Франческо Романелли
Популярные ссылки
- В песни мальдорора , Исидор Дюкасс (Лотреамон) описывает Бога следующим образом : «(…) Создатель! Он держал в руке прогнивший хобот мертвеца и переносил его то из глаза в нос, то из носа в рот; попав в его рот, мы можем догадаться, что он с ним делал. « Жан-Люк Steinmetz написал в записке на эту тему, на той же странице: » Этот омерзительный образ Творца неотвратимо напоминает о живописи Гойи Сатурн , пожирающий своих детей . »
- Картина также появляется в комиксах Exauce-сметке по Bihel и макио и Маскарад по Флоренции Magnin .
- Работа появляется в офисе Бреттона Джеймса в фильме Оливера Стоуна « Уолл-стрит: Деньги никогда не спят» .
- Мы находим картину Гойи на обложке IV главы музыкальной группы Trisomy 21 .
- Картину также можно найти в квартире Рейлин из серии « Измененный углерод » .
- Картина также присутствует в главе 382 манги Hunter x Hunter .
- Картина также появляется в первом эпизоде корейского сериала W: Two Worlds .
- Живопись также присутствует в независимых видеоиграх ужасов, таких как Layers of Fear .
- Картина ненадолго появляется в телесериале во .
- Картина кратко появляется в эпизоде To Тиран, тиран и Половина из Симпсонов .
- Картина также присутствует в сериале Snowpiercer, транслируемом на Netflix, именно в 9 серии второго сезона.
- Песня «Гойя! Сода!» от Кристины и Queens также относится к этой картине
Фрески первого этажа
В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.
По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.
Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.
Леокадия
Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?
Справа от двери расположились «Два старика».
Два старика
Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.
Две старухи, едящие из общей посуды
В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?
Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?
Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.
На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.
Сатурн, пожирающий своих детей
Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.
Юдифь, отрубающая голову Олоферну
В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.
Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.
Шабаш ведьм
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.
Паломничество к св. Исидору
“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Праздник в день Св. Исидора
Партизаны спаслись ценой жизни младенца
Когда-то мне довелось прочитать военный рассказ некоего советского писателя, буквально потрясший все мои внутренние мироосновы. Так себе рассказик, достаточно примитивный набор затасканных героических штампов. Но почему он так врезался в мою память?
Вот его незамысловатый сюжет. Партизанский отряд пробирается во вражеском тылу через леса и болота, уходя от превосходящих сил противника. Малейший звук может выдать немецким карателям местоположение партизан. Поэтому, как положено, всё оружие и амуниция упакованы так, чтобы ничто не звякнуло и не брякнуло. Копыта лошадей обмотаны тряпками, морды стянуты ремнями… Колёса обозных телег щедро смазаны.
Среди бойцов отряда – молодая женщина с младенцем на руках. И вдруг в хрупкой лесной тишине раздается пронзительный плач малыша. Известно, дитя не разумеет. Сейчас немцы услышат младенческий крик, обнаружат отряд – и партизаны будут уничтожены. Что делать?
И молодая мать опускает своего первенца прямо в болотную жижу и держит там, пока захлебнувшееся дитя не умолкает навек.
Не знаю, какой реакции ожидал от читателей автор этой чудовищной истории. Наверное, какого-то такого отстранённо-запредельного восхищения подвигом матери, убившей своё дитя ради спасения боевых товарищей. Тем более, что далее горячо описывается, как партизанский отряд, вышедший из окружения, громит фашистские подразделения, расстреливает полицаев и других предателей родины, поджигает комендатуры и пускает под откос поезда.
Только зачем всё это теперь: ведь невинной младенческой жизни, положенной родной матерью собственными руками на жуткий жертвенник войны, уже не вернуть…
А иначе ради чего и кого была вся эта война, весь этот массовый героизм и эта Великая Победа?
Как-то давным-давно, ещё в первые годы моего первого брака, моя молодая супруга, насмотревшись фильмов про войну, вдруг сказала мне: «Ты знаешь, никак не могу поверить в то, что человек может вынести такие пытки и никого не выдать. Я бы сразу выдала всех».
Я обиделся и требовательно спросил: «Что, и меня тоже?» Жена подумала и осторожно ответила: насчёт тебя, мол, не знаю, наверное бы, не сразу. Потом мы вместе посмеялись над этой историей и позабыли о ней
Фон [ править ]
Quinta del Sordo, гр. 1900 г.
В 1819 году Гойя купил дом на берегу Мансанареса недалеко от Мадрида под названием Quinta del Sordo (Вилла глухого). Это был двухэтажный дом, названный в честь глухого предыдущего жителя, хотя это имя подходило и для Гойи, который остался глухим после лихорадки в 1792 году. Между 1819 и 1823 годами, когда он покинул дом чтобы переехать в Бордо , Гойя создал серию из 14 работ, которые он нарисовал маслом прямо на стенах дома. В возрасте 73 лет, пережив две опасные для жизни болезни, Гойя, вероятно, был обеспокоен своей собственной смертностью и все больше ожесточался из-за гражданской войны.происходит в Испании. Хотя первоначально он украсил комнаты дома более вдохновляющими образами, со временем он перекрасил их все сильно запоминающимися картинами, известными сегодня как « Черные картины» . Эти снимки, снятые без использования и никогда не предназначенные для публичного показа, отражают его мрачное настроение с некоторыми напряженными сценами вражды и конфликта.
«Сатурн, пожирающий своего сына» , портрет титана Сатурна, поглощающего одного из своих детей, был одной из шести работ, которыми Гойя украсил столовую. Согласно римскому мифу (вдохновленному первоначальным греческим мифом), было предсказано, что один из сыновей Сатурна свергнет его, так же как он сверг своего отца, Целуса . Чтобы предотвратить это, Сатурн ел своих детей через несколько мгновений после рождения каждого из них. Его жена Опс в конце концов спрятала его третьего сына, Юпитера , на острове Крит , обманув Сатурн, предложив вместо него камень, обернутый пеленами. Юпитер в конечном итоге вытеснил своего отца, как и предсказывало пророчество .
Гойя никогда не называл произведения, которые он создал в Quinta del Sordo; имена были присвоены другими после его смерти, и эта картина также известна как просто Сатурн , Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей , Сатурн, пожирающий своих детей, или испанскими именами Saturno Devorerando a su hijo или Saturno Devorerando a un hijo .
Судьба художника
Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причём не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.
После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником. Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнёт превентивные гонения в своём государстве и позабудет на время об искусстве. В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.
В 1790-х Гойя перенесёт 2 тяжёлые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале 19-го века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.
Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жёсткая реставрация испанской монархии — всё это приводит к тому, что в творчестве Гойи всё чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.
Последние годы Гойя провёл во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.
Сатурн, пожирающий своего сына
Предистория
«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида. Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной. Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.
Сюжет картины
История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов. В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось. Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.
Картина Рубенса
Анализ и интерпретация
Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие. Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу. Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.
Фрагмент работы
Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына. Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.