10 самых известных картин с изображением иисуса христа

Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья

Кресты — пока что еще не свободные от влияния формы античных монограмм Христа — существовали в мозаиках поздней Античности и раннего Средневековья. Мозаика из баптистерия кафедрального собора итальянского города Альбенга датируется второй половиной V века. На ней схематически изображена Троица в виде тройного повторения хризмы (монограммы Христа Хи Ро). Троекратное повторение греческих букв Альфа и Омега обозначает могущество Господа. Первая и последняя буквы греческого алфавита упоминаются в библейском стихе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Сидящие вокруг двенадцать голубей — символы двенадцати апостолов, основоположников христианской церкви на земле. Голуби будут появляться и на других памятниках итальянского искусства, например на кресте XII века в мозаике в римской базилике Святого Климента.

Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта-Пуденциана, созданная около 385 года, демонстрирует уже не хризму, но настоящий крест, украшенный драгоценными каменьями. На мозаике 549 года из равеннской базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в центре драгоценного креста располагается изображение Спасителя.

На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, кресты есть в руках у святых, апостолов и у самого Спасителя (распятие изображено на Священном Писании).

Уже по тому, как крест органично встраивается в повествование мозаик и икон, очевидно, что к IV–VI векам распятие стало частью христианской литургии. Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).

Действительно, на некоторых фаюмских портретах — погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.

Сюжет и символическое значение[ | ]

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542—1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Однако он вовсе отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», красоту через то, что Он воплощает, то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой. Исполнение креста и ткань, сложенная наверху его, указывает нам ещё и на Евхаристическое значение креста — крест предстаёт зрителю столом, на котором находится Пресуществившийся Хлеб.

В искусстве

Стоит отметить, что когда вопрос касается интерпретации распятия, то здесь обнаруживаются различия в изображении и понимании события. В целом, различия несущественные, но они есть.

Например, на иконах католического образца можно заметить, что конечности прибиты тремя гвоздями: по гвоздю на руки и один гвоздь, перебивающий одновременно обе ступни. В православной версии используется несколько иной способ. На иконе можно заметить не три, а четыре гвоздя, каждый из которых используется на отдельной конечности тела.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Иисусу Христу о помощи.

Также, ранее, на некоторых православных иконах Христос изображался с согнутыми пальцами. Такое изображение неверно и некоторое время против него боролись. В конечном итоге, изменения получили признание и теперь православные иконы используют изображение Христа исключительно с открытыми ладонями.

Иисус в православной иконографии обязательно должен быть обнажен, а тело его прикрывается набедренной повязкой. Обязательным элементом изображения является кровь, стекающая из ран к постаменту на котором установлен крест. Под постаментом находится череп Адама. В иконе подобного рода буде передаваться особого рода символизм, который будет означать омовение первородного греха кровью Спасителя.

Если рассматривать вопрос о разнице между католическими и православными иконами с распятием Христа, то разница будет очевидна. Это способ изображения смерти. В православном варианте, даже на кресте, распятого, изнеможенного, но зритель видит Бога. Тот с гордостью берет на себя обязанность смыть грехи прошлого рода людского и предоставить им шанс на самоопределение.

Иную картину предоставляют нам католические иконописцы. В своем стремлении показать реалистичность ситуации, они изображают действительно мертвое тело. С точки зрения католического видения, Распятие Христа – это, прежде всего, страдания, ужас смерти и натурализация событий.

Вопросы священнику
Здравствуйте. Я учитель ОПК (Основ православной культуры) в 4 классе. Скоро у малышей урок, связанный с темой распятия Христа. При подготовке материала, я столкнулась с проблемой выбора репродукций. Подскажите, какие иконы для ознакомления выбрать. Преподаю в школе с православным уклоном. В вашем случае подойдут православные иконы. С их помощью можно будет ввести детей в тему урока быстро и легко. Помните, что ученикам не следует давать весь объем информации. Сообщайте интересные факты постепенно, в зависимости от возраста. Например, про стычку в Гефсиманском саду можете не рассказывать. Обойдитесь кратким «римские солдаты схватили Иисуса»

По возможности не центрируйте внимание на кровавых моментах.

У меня возник вопрос. После распятия, куда устремился дух Христа? На небо или же он пребывал в Его теле? Я готовлю доклад по этой теме, но испытываю сложности в поиске материалов

Надеюсь на вашу профессиональную помощь. Два варианта ответа не подходят. После того, как Иисус испустил дух, он отправился в Преисподнюю для чтения проповеди нуждающимся. Дело в том, что в Аду томились души, которые были неповинны в своих деяниях или же могли измениться, если потянулись бы к Господу. До воскресенья, пока Мария Магдалина не пришла проведать Его тело, Христос пребывал в Аду, а после вывел всех праведников, исправившихся грешников и первых людей (Адама и Еву) из царства сатаны, открыв им дорогу в Град Божий. Такова была жертва и подвиг Спасителя. Удачи с выступлением!

Какое Орудие Страстей является главным в христианстве? Под Орудиями Страстей обычно понимают инструменты, что были использованы во время казни Христа. Главным из них является Животворящий Крест, на котором был распят Спаситель.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка. Популярные статьи Котик – игрушка из ниток

Популярные статьи Котик – игрушка из ниток

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Современная Голгофа

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

  1. Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
  2. Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
  3. Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
  4. Будьте готовы к огромной очереди.
  5. Священники разрешают делать фото горы Голгофы.

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Страшная казнь

Крестная мука была не только самой страшной, но еще и самой позорной казнью. Она пришла в Римскую Империю из Карфагена, а туда, в свою очередь, проникла из Финикии. Римляне никогда не казнили таким способом граждан – исключительно рабов.

Интересный фактПосле поражения Спартака в 73 г. до н.э. было распято 6000 мятежников. И кресты стояли вдоль самой длинной Аппиевой дороги на протяжении 195 км.

Впрочем, иногда в Риме делали исключение для самых злостных преступников. Такие казни проводили в назидание другим злодеям, чтобы они, убоявшись смертной муки, прекратили свои темные дела.Не все кресты были такими, как тот, на котором распяли Христа, использовались и другие формы:

  • Т-образная;
  • Х-образная;
  •  Y-образная.

Чаще всего распинали головой вниз, поскольку это было удобнее – длинный столб втыкали глубок в землю, и поперечная планка оказывалась довольно низко.

Существует несколько версий того, как именно происходила сама казнь. По одной из них, казнимые сами несли до места своей гибели ее орудия – кресты, по другой – только поперечную перекладину, тогда как столбы были установлены заранее.

В некоторых случаях руки не прибивали, а привязывали веревками. Но чаще все-таки использовали гвозди. Вбивали их не в ладони, так как они бы не выдержали вес тела, а в запястья. Ноги так же прибивали гвоздями. У крестов никогда не было поперечной планки, так как если бы она была, смысл страшной казни пропал бы. Жертвы на кресте умирали не от кровопотери и не от боли, а от удушья – именно потому, что под ногами не было опоры.

Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест

Перед казнью их, как правило, бичевали. Затем они должны были нести на место распятия поперечную часть креста.

Чтобы предотвратить смерть от болевого шока, приговоренным к казни подносили вино с опием. Но, как гласит Евангелия от Марка, Иисус подношение отверг, а потому мучился больше, чем другие.

«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».

(Мк 15:23)

Удар же копьем под ребро наносили не для того, чтобы добить, а уже посмертно, в качестве доказательства факта смерти.

Действующие лица и атрибуты

Распятие Христа относится к Божественному Промыслу. Его сложно понять до конца, но оно было необходимо для того, чтобы люди были очищены от греха и получили шанс на возвращение в Небесное Царство. Каждый человек, каждый предмет казни имел особое значение. Постараемся разобраться в этом вопросе.

Свидетели казни

Как было сказано выше, каждый человек был важен в момент страданий Спасителя. Даже насмехающийся народ с иудеями и книжниками, которые хотели пошатнуть веру Сына Божьего в Его Отца. Весь процесс был одним большим испытанием, которое Христос благополучно прошел.

Евангелисты упоминают также римский солдат, во главе который стоял сотник Лонгин, а также разбойники, висевшие рядом с Иисусом на крестах.

Все перечисленные группы людей представлены в общей форме, без имен (кроме сотника Лонгина). Но есть и те, кому евангелисты уделяют особое значение, как приближенным к Спасителю. К таким персонажей обычно относят:

  • Мать Богочеловека (Пречистая Богоматерь).
  • Иоанн Богослов.
  • Мария Магдалина.
  • Мария Клеопова.

Орудия Страстей

Это инструменты, согласно которым испытывалась крепость веры Христа. После воскрешения, каждый из предметов, что фигурировал на распятии и имел близости к Спасителю, стал святой реликвией христианства. Самой распространенной из них принято считать крест.

К остальным атрибутам святости традиционно относят:

Табличка над головой Христа

Чтобы все знали, за какое преступление был распят Спаситель, прокуратор Понтий Пилат велел изготовить табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По некоторым источникам, он изготовил ее сам. Само его решение было критический воспринято первосвященниками, которым не нравилась формулировка казни. Впрочем, к этому моменту Пилат уже «умыл руки» и предпочел не вмешиваться в события еще больше.

Гвозди

Как всем известно, распятие осуществляется путем прикрепления гвоздями конечностей к деревянному столбу. Поэтому не удивительно, что гвозди также стали святой реликвией. Они были погружены в плоть Его, обмочены в крови Его и обрели святую силу.

Губка

У римлян был обычай: если осужденный на кресте просил пить, то ему предоставляли раствор воды и уксуса, который подавался путем смачивания губки на конце трости с последующим прикладыванием ее к губам мученика. Известно, что после принятия этого «нектара», Христос окончательно испустил дух. Святые губы коснулись губки, и та стала святой реликвией, которая помогла Сыну Божьему покинуть Земное Царство во имя своей цели.

Чаша Грааля

Существует легенда, согласно которой на Тайной Вечере Иисус пил вино из особой чаши. После распятия, когда римские солдаты ушли, а Иосиф Аримафейский получил разрешение на снятие тела с креста. Умерший продолжал истекать кровью, которая орошала землю под ним. Чтобы не упустить ни капли, Иосиф собрал в Его чашу всю кровь. Так появился еще один святой символ – святой Грааль или Чаша Грааля.

Копье Лонгина

По традиции, если осужденный без права помилования умирал слишком долго, то его протыкали насквозь копьем. Но Христос был уже мертв и этого не требовалось. Но сотник отряда Лонгин был не уверен в этом и все таки нанес своим копьем последний удар. Из раны Спасителя потекла кровь и вода. Копье стало одним из символов христианства, вокруг которого сложилось немало легенд, как орудия, способного на невероятные вещи.

Лестница

После того, как Иосиф получил разрешение на снятие тела с креста, тот отправился на Голгофу, вооружившись лестницей. Поднявшись по ней, он снял тело. Так появилась святая реликвия.

Клещи

Гвозди были забиты намертво, руками их было невозможно достать. Пришлось использовать клещи. Они также стали святым инструментом и свято чтутся каждым осведомленным христианином.

Голгофа

Голгофа – это одинокая гора за Иерусалимом. По иудейской традиции, именно там казнили всех злостных преступников, которым был вынесен смертный приговор. На Голгофу повели и Христа. В переводе с арамейского означает «череп». И действительно, по упоминанию евангелистов и историков, предполагаемые место, где находилась Голгофа, действительно имело форму черепа.

Существует интересное предание. Связано оно с началом Великого Потопа, до начала которого Ной построил свой Ковчег и разместил там «каждой твари по паре». Но одновременно с этим он перенес туда останки Адама, в надежде перехоронить их в более достойном месте.

ИНТЕРЕСНО: Молитва благодарственная Господу Иисусу Христу.

Но осуществить он этого не смог, так как скончался раньше времени. Его работу продолжил старший сын Сим, родоначальник всех семитских народов. Именно он взял ответственность на себя и перехоронил череп Адама и его две кости на месте, которое в будущем получит прозвание Голгофа.

В чем помогает Господь по молитве перед Его образом

Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).

По слову свт. Феофана Затворника, «Стать пред иконою… и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, – а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное».

Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector