Иисус воскрешает лазаря

Воскрешение Лазаря: догматика и реальность

В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

  1. Марфа на слова Иисуса: «воскреснет брат твой», отвечает — «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос — это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь.
  2. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего.

Воскрешение праведного Лазаря

И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла­заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.

И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер­ковь празднует это Воскресение не только как победу Само­го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме­рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.

Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер­ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе­мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы­ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те­ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу­чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни­какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч­ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са­мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих.

Аминь.

На иконе Воскрешение Лазаря изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна

Существует и икона Воскрешению Лазаря. На иконе изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна. Икона появилась еще в раннехристианские времена. Ученики Спасителя стоят по левую сторону, как  сам Христос, который благословляет вход в пещеру.

Основная икона Воскрешения Лазаря, которую можно увидеть в православном храме. Икона появилась еще в раннехристианские времена, но эта более современного образца

С правой стороны стоит Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из пещеры навстречу сестрам и всему народу.

На некоторых списках икон можно увидеть, что изображены юноши, которые закрывают лицо рукой, а другой юноша отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень.

Икона Воскрешение Лазаря, где на главном фоне изображены юноши, один из которых отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень

Очень часто верующие обращаются за помощью к иконе Воскрешения Лазаря, чтобы утвердиться в своей вере. Многие просят прощения за свои грехи, другие же молятся об исцелении болезней.

Икона Лазаря защищает всех людей от любого зла и помогает преодолеть все жизненные трудности.

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря празднуют перед Вербным Воскресеньем в Лазареву Субботу (переходящая дата).

Второй раз почитается 30 октября в день перенесения святых мощей. Каждый может прийти в храм  и вознести молитвы к Богу, а также попросить о решении своих насущных проблем.

В настоящее время во многих храмах можно найти иконы и фрески Воскрешения Лазаря.

Икону можно приобрести в церковной лавке, или заказать в ювелирном магазине, только после освятить ее в храме. Многие читают перед иконой Лазаря молитву.

Молитва:

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших!

Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным.

Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя.

Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя.

Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Воскрешение Лазаря — пример для нашей веры

Важно!
Хотя Иисус Христос прекрасно знал, что Бог Отец хочет через Него воскресить Лазаря из мёртвых, Его человеческие переживания пытались взять верх. И чтобы эти переживания не оказали негативного влияния на веру Иисуса Христа — Он не стал смотреть на умершего, а поднял Свой взгляд на небеса к Отцу

Это — отличный пример для нашей веры!

Пока мы смотрим на проблему или болезнь, она кажется нам большой и неразрешимой. Когда же мы верой переводим свой взгляд на Иисуса Христа — Бог даёт ответ и совершает чудеса! И для этого у нас есть основание в Писании: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»(Евреям 12:2)

Греческое слово «совершителя» — это: «τελειωτής — телеиотэс». Означает: завершитель, совершитель, осуществитель.

Верой смотреть на небеса

Иисус Христос сделал всё, что должен был сделать по воле Бога Отца для нашего искупления и спасения. И в подтверждение этому Бог воскресил Иисуса из мёртвых. Чтобы у нас не было никакого повода сомневаться и не верить Христу.

Поэтому, живя на земле, нам нужно верой смотреть на небеса. И ожидая возвращения Иисуса Христа для нашего воскресения из мёртвых:

«Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.»(1-е Коринфянам 6:14)

Примечания

  1. 123456Софрониос Р. Михаелидес . Святой Лазарь, друг Христов и первый епископ Китийский (история Его Храма в Ларнаке). — Ларнака (Кипр), 1999. — С. 5 (рус.)
  2. 12 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  3. 12Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 1 декабря 2012 года.
  4. PG, t. 94, col. 1057 A
  5. Память святого праведного Лазаря Четверодневного
  6. Святая равноапостольная Мария Магдалина в традиции Востока и Запада. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 19 февраля 2008 года.
  7. St. Lazarus of Bethany. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года. (англ.)
  8. Ларнака. Храм святого Лазаря (рус.)
  9. The Worship of Saint Lazarus In The West and Related Traditions Архивная копия от 12 февраля 2015 на Wayback Machine (англ.)
  10. «St. Lazarus of Bethany». Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. 1913. (англ.)
  11. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  12. Гробница Лазаря Четверодневного в современном селении Эль Азария. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.

Воскрешение Лазаря

Это событие описано только у евангелиста Иоанна. Вспомним  воскрешение дочери Иаира (Мф.9: 23 – 25; Мк.5: 35 – 43;Лк.8: 49 — 56). Тогда Господь говорит, что девица не умерла, она спит (Лк.8:52); находится в состоянии комы, или летаргического сна, или даже глубокого обычного сна. Господь берет ее за руку и пробуждает, возвращает к жизни. В случае с Лазарем евангелист Иоанн специально подчеркивает, что это событие другого порядка. Его нельзя трактовать иначе, как полное воскрешение полностью мертвого человека. «Уже смердит» говорят Господу, «ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39).

Значительная часть благочестивых иудеев эпохи Второго Храма верила в телесное воскресение,его ожидали, но оно предполагалось в будущем. А в повседневности древний восточный мир и особенно Иудею характеризует ужас перед гниением, распадом, физическими подробностями смерти: на труп не смотрят, к мертвому не прикасаются. Вся та красота панихиды, отпевания, погребения, к которой привыкли православные люди, не существовала для них. Можно себе представить, какой священный ужас вызывали у иудея того времени слова «Вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» (Ин.11:44). На это нельзя смотреть! А Господь говорит: «Развяжите его, пусть идет».

Что касается мыслящих людей эллинистического мира, они не только не верили в воскресение мертвых, но и считали, что оно не нужно . Как бы ни предавались они самым утонченным телесным удовольствиям, разврату, обжорству, ношению необыкновенной одежды, они не ценили телесную жизнь. И это совпадало с вульгарно-платоническим представлением, что тело — это тюрьма и могила. Задача человека при жизни с точки зрения расхожего греко-римского мировозрения состоит в том, чтобы достичь бесстрастия,  умереть достойно, освободиться от тела и никогда в него не возвращаться. Римляне к факту распада тела относились спокойно, но идея в это тело вернуться казалась им просто глупой.

Воскрешение Лазаря не вписывается ни в чьи представления.  И мы видим, что интрига последующих семи дней, их сюжет начинается здесь; потому что фарисеи приходят к Каиафе и говорят о том, что воскрешение Лазаря полагает некий рубеж. Что теперь делать? Ведь все люди видели, что он не исцелил, не помог, а воскресил разлагающееся тело. И, как мы помним, в ночь с субботы на воскресенье Каиафа принимает решение: «лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50).

Иконография

В древности иконописцы изображали на иконах два сюжета, связанных с именем Лазаря. Один из них был посвящен чудесному воскрешению святого. Второй сюжет иконографии — это рисунок седовласого старца в епископской одежде, украшенной крестами.

Старинная икона с изображением стоящего у входа в пещеру Спасителя и завернутого в саван воскресшего Лазаря — не просто эпизод из жизни святого, а запечатленное в красках чудесное деяние самого Христа, открывшего людям вход в Вечное Царство. Однако существует и отдельное изображение святого проповедника – в архиерейском облачении со святейшим Евангелием в левой руке.

Картины и рисунки Михаила Нестерова «Воскрешение Лазаря»

К евангельскому сюжету советский художник, который больше 20 лет расписывал храмы и создавал иконы, обращался несколько раз: среди его работ есть и эскизы к росписям церквей (1899), и картина маслом на холсте (1900), изображающая чудо воскрешения. Автор немного отходит от канонов русской иконописи: своих персонажей он представляет не как святых, апостолов или других библейских героев, а как обычных людей, которые ищут свой путь к Богу. Как говорил сам Нестеров, «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

Одна из работ Михаила Нестерова. «Воскрешение Лазаря».

Бог создавал человека Своим другом

Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Художник Сергей Беклемишев Митрополит Антоний Сурожский: «Эта дружба, которая существует между нами и Им, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

Действительно, личность Лазаря еще святые отцы толковали иносказательно, как символ нашей природы в целом или как образ человеческого ума.

Под сестрами Лазаря Марфой и Марией они подразумевают людскую плоть – это «Марфа» и душу – «Мария». Плоть – «Марфа» – действует в нас посредством дел; а душа – «Мария» – посредством желаний, действий, мыслей.

При этом наша природа и наш ум, порабощенные грехом, – по сути мертвы и потому нуждаются в духовном воскресении, подобном воскресению Лазаря. Конечно, воскресить нас может только Господь. Но наши собственные душа и тело могут стать участниками возрождения.

«Лазарь, воскресая, во второй раз рождается для земной жизни. Но теперь он приходит не из материнской утробы, а из самых глубин гроба. Гроб, прежде вмещавший в себя одну лишь мертвенность, стал для Лазаря началом и источником жизни. Прежде истлевавшее тело Лазаря вышло из этой родившей его могилы целостным и обновленным», — отмечал церковный писатель первохристианской эпохи.

Проявление Боговоплощения Иисуса Христа

Фото: Hram-olgi.ru Воскрешение Лазаря дало не только надежду людям на то, что жизнь земная – временная и, что мы все воскреснем по велению Христа. Это чудо дважды показало божественную сущность Иисуса. Когда Лазарь умер, Сын Божий знал это, обещая своим ученикам показать настоящее чудо божественного проявления. Многие не поняли этой фразы, но Христос прямо сказал о том, что Лазарь умер. В тот момент никто не поверил для чего Он это говорил, пока Иисус не воскресил этого умершего человека.

Вторым проявлением было то, что Иисус прослезился, что доказывало его истинное, а не показное Боговоплощение. Об этом пишет Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством». Иудеи стали свидетелями этого события, правда, некоторые сомневались в божественной сущности Христа. В дальнейшем это сомнение и послужило тому, что Господа распяли, так как не верили и завидовали Ему.

Почитание

Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке. Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (современная Ларнака) в мраморной раке, на которой было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов

». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь.

Первая могила праведного Лазаря (где, согласно Евангелию, воскресил его Иисус Христос) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Чуть далее расположены две церкви — православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по-арабски).

Значение для христиан

Фото: Rublev.com

Лазарева суббота – не только напоминание о том, что Господу подвластно все, что недоступно человеку. Недаром Христос после воскрешения, поблагодарил Создателя, показавшего людям чудо, дабы они уверовали в то, что Всевышний послал Иисуса в мир, который и являет Его волю. Это не было специальной молитвой, которая сотворила чудо. Но не только в этом есть особое послание христианам. Воскрешение Лазаря раскрывает следующие истины:

  • Богу подвластно действительно всё, даже ад, смерть, которая пришла с грехопадением Адама и многое, что недоступно человеку, доступно Господу;
  • Воскрешение Лазаря подтверждает слова Христа: «Мёртвые, услышав слово Господа, воскреснут»;
  • В последний день воскрешение умерших случится в одно мгновение и каждого Господь будет судить по его делам и поступкам;
  • Камень неверия ведёт к духовной смерти, которая исцеляется только верой, покаянием и любовью;
  • Даже духовно мёртвый человек, творящий беззаконие, может воскреснуть, так как Господь каждого ведёт своей дорогой. Главное верить Ему и стремиться к свету.

Воскрешение Лазаря подарило надежду всем, кто поверил во всеобщее воскресенье и в то, что жизнь на Земле временна. Таким образом Господь показал, что любой человек может обрести дорогу к Богу, даже если кажется, что для духовной жизни он мёртв из-за своих недобрых дел. Недаром Господь сказал:

Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней

Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:

  1. Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
  2. Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
  3. Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
  4. Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
  5. Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.

Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:

«О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, его же Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.

Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Святые места

В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.

Вифания. Вход в Гробницу Лазаря

Часть стены средневековой часовни при гробнице Лазаря принадлежит Православной Церкви. Тут же построен греческий храм, а несколько дальше – греческий православный монастырь Марфы и Марии, посвященный встрече Марфы со Христом в день воскрешения Лазаря. Камень, на котором сидел Христос при встрече с Марфой, теперь является главной святыней монастыря.

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!

К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.

28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Кто такой святой Лазарь в православии

Имя этого человека, жившего в одно время с Христом, известно христианам всей земли. Лазарь — это богатый житель Вифании – города, находившегося вблизи Иерусалима. Этого человека, согласно откровениям Евангелия от Иоанна, сам Спаситель называл своим другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а его путь проходил именно через Вифанию.

В те времена Иудея была во власти язычников и мало кто верил в Христа. Лазарь же был другом Спасителя и полностью разделял его взгляды. Этот человек умер в тридцатилетнем возрасте и был воскрешен Господом на 4 день после своей смерти. Спаситель помолился у его гроба и крикнул, чтобы он вышел из пещеры, в которой был погребен. На глазах у многочисленной толпы из гробницы восстал начавший разлагаться труп, обвитый погребальными пеленами.

Произошедшее на глазах людей чудесное воскрешение Лазаря стало подтверждением того факта, что Иисус — Сын Божий. Спаситель пообещал всем, поверившим в него, жизнь вечную. Верующие, по заверениям Господа, если и умрут, то потом оживут. Чудесное воскрешение праведника — великое знамение обещанного Спасителем грядущего оживления всех христиан.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн. Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. (Ин. 11:1-5)

Воскрешение Лазаря. Византийская икона. Конец XIV — начало XV века. Государственный Русский музей Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками«дабы вы уверовали»

(Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? » ответила:«Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «смотри, как Он любил его

». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин. 11:41-43)

Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами

». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его»

(Ин. 11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании, на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12:1-3). Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых»

(Ин. 12:9).

Богословское толкование

Воскрешение Лазаря. Картина ван Гога. 1890. Музей Винсента Ван Гога Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца. Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (Мф. 9:24, Мк. 5:39).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Особое значение богословы придают скорби и слёзам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё

». Иоанн Дамаскин пишет: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба ».

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (Мк. 3:22).

Воскресение и апокалипсис

Церковь поет в эти дни:

Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста.

Победа Христа над смертью

Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с идеей живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежду на воскресение мертвых. На что она способна – так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых — вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector