История музея на территории ипатьевского монастыря
Содержание:
- Храмы и колокольня
- История обители
- Чем именно прославилась Ипатьевская обитель?
- Смутное время и подвиг Ивана Сусанина
- Современное состояние и режим посещения
- Настоятели
- Святыни храма
- 27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
- Что посмотреть
- Основание Ипатьевского монастыря
- Описание Ипатьевского монастыря в Костроме
- Царские палаты Ипатьевского монастыря
Храмы и колокольня
Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.
Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.
Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.
Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.
Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.
Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.
В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.
История обители
Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.
Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.
Становление
В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.
Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.
Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.
Архивное фото святой обители
Относительный упадок
Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.
В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы
Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых
В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.
Период СССР
С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.
Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.
Внутренний двор Костромского монастыря
Современное состояние
Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.
Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.
Чем именно прославилась Ипатьевская обитель?
Ипатьевский монастырь так же имеет другое наименование «Колыбель» Дома Романовых. 17 век это был особенный исторический этап в ходе которого могло произойти уничтожение всей власти Руси, но здание святыни защитило Михаила Романова. В летописях зафиксирован факт того что именно после этого события началось трехсотлетнее правление династии Романовых.
Заходя на территорию Ипатьевского монастыря можно увидеть более десяти разноплановых сооружений и каждое имеет свои отличия и особенности, которые при детальном рассмотрении удивляют человеческий взор. Необходимо отметить наличие:
• Романовских» палат,
• Братского и Наместнического корпуса,
• Трапезного и Свечного корпуса,
• Звонницы и Троицкого храма,
• над надвратным собором Хрисанфа и Дарии Святые врата,
• Екатерининских ворота,
• над погребами жилых келий,
• башен Нового и Старого городов.
Помимо этого, в местности располагается здание исторического музея археологической направленности. Людям, которые посещают музей предоставляется возможность ознакомиться с огромным количеством различных экспонатов старины имеющих религиозную направленность. Там же имеется экспозиция периода правления династии Романовых.
Свято-Троицкая Ипатьевская святыня располагается в местности, что богата живописными видами, в Костроме. У костромского населения существует такое наименование как «стрелка». Так называется участок, в котором соединяются две реки: Кострома и Волга. Необходимо отметить, что после того, как на данном участке было возведено здание монастыря, он стал именоваться: Ипатьевский мыс.
Смутное время и подвиг Ивана Сусанина
В смутное время (1598–1614 годы) наступили трудные дни для Ипатьевского монастыря. Архимандрит Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года принесли присягу Лжедмитрию II и с этого времени обитель оккупировали их сторонники.
В феврале 1609 года костромичи приступили к осаде крепости, но взять ее сразу не удалось. Отряд самозванца был выбит из монастыря лишь летом того же года, после того, как к крепости подошло войско Василия Шуйского.
Во время штурма была взорвана крепостная стена, в результате чего пострадали надвратные церкви и Троицкий собор.
Но преодолеть смуту в то время не удалось и перемены наступили позже. Лишь после того, как было создано второе земское ополчение, возглавляемое Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Москва была освобождена от иностранных интервентов. В феврале 1613 года на Земском соборе в Москве был избран новый царь — Михаил Романов.
В это время Михаила в столице не было, он находился вместе с матерью, старицей Марфой, в своем имении, в селе Домнине в Костромском крае. Из Москвы в Кострому направилось посольство. Поляки, узнавшие об избрании царем Михаила, решили захватить его. Чтобы найти дорогу в село Домнино, они взяли проводника.
Ценой своей жизни костромской крестьянин Иван Сусанин завел врагов в противоположную сторону и тем самым спас щестнадцатилетнего царя. Узнав об опасности, Михаил с матерью скрылись в Ипатьевском монастыре, куда прибыли послы и сообщили ему об избрании его на царство.
Современное состояние и режим посещения
Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.
Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.
Памятная колонна
Настоятели
Список настоятелей
- Феогност, игумен (1511)
- Паисий, игумен (1537)
- Вассиан, игумен (1558—1566)
- Никандр, игумен (1572—1574)
- Порфирий, игумен (?-1582)
- Варлаам, игумен (1582—1584)
- Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
- Иаков, первый архимандрит (1597—1606)
- Феодосий, архимандрит (1608)
- Кирилл, архимандрит (1613—1616)
- Иосиф, архимандрит (1617—1622)
- Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
- Тихон, архимандрит (1631—1640)
- Иосиф, архимандрит (1640—1641)
- Авраамий, архимандрит (1642—1646)
- Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
- Гермоген, архимандрит (1649—1653)
- Тихон, архимандрит (1653—1663)
- Мисаил, архимандрит (1663—1666)
- Кирилл, архимандрит (1666—1670)
- Феодосий, архимандрит (1670—1674)
- Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
- Пахомий, архимандрит (1683—1684)
- Феодосий, архимандрит (1684—1692)
- Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
- Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
- Тихон, архимандрит (1711—1720)
- Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
- Серапион, архимандрит (1722—1730)
- Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
- Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
- Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
- Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
- Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
- Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
- Платон (18??—1845)
- Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
- Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
- Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
- Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
- Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
- Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
- Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)
Советский период
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.
Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса
В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
Интересные факты
При Б. Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре, а в годы Смутного времени монастырь стал их вотчинным владением. Когда поляки расправились с И. Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре.
Усыпальница Годуновых в Ипатьевском монастыре
В результате пожертвований Годуновых и других лиц по количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских монастырей. В 1595 г. Б. Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 г. -два дома в Костроме. Монастырь стал называться «лаврой». На средства Годуновых в 1550-1605 гг. было проведено переустройство монастыря.
В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в 1613 г. был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство.
По указу М. Романова в Ипатьевский монастырь перенесли прах И. Сусанина.
Это интересно: Достопримечательности Костромы: объясняем во всех подробностях
Святыни храма
Монастырь является важной исторической достопримечательностью. Обитель получила много ценных вещей от влиятельных семей Годуновых и Романовых
На ее территории хранятся важные для православной церкви реликвии.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По легенде, митрополит Московский Петр создал копию чудотворной одноименной иконы. Ее использовали при коронации Михаила Романова. Позже образ стал частью иконостаса. Она являлась частью шествия верующих к храму на Запрудне. В 1919 году изображение вывезли из церкви, в собственность Костромской епархии его вернули в 2004 году.
Частица Ризы Господней
Небольшой кусочек ризы Христа, в которой его распяли на Голгофе, попал в костромской монастырь в 1626 году. Ее передали патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Реликвии отвели место над царскими вратами. Во время больших православных мероприятий предмет опускали, чтобы показать верующим. В советское время ее спрятали, в монастырь риза вернулась в 2005 году.
Мощи Ипатия Гангрского
Священномученик являлся епископом города Гангры. Его мощи помогают исцелить человека от болезней и изгнать нечистую силу. Ипатий Гангрский считается покровителем комплекса. В 1997 году фрагменты останков и икону преподобного передали в монастырь представители Московского патриархата.
Глава Симона Юрьевецкого
Святой много молился в монастырях, поэтому получил дар пророчества и чудотворения. В 1619 году при изъятии его останков из могилы исцелилась женщина. С 1635 году Симона начинают почитать в качестве святого. Часть мощей хранится в небольшом ковчеге в обители.
Камень из расстрельной комнаты
В 2000 году РПЦ причислила членов императорской семьи к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы долгие годы считались покровителями мужского монастыря, здесь хранятся их вещи. В 2005 году архиепископ передал собору ящик с камнем из подвала купца Ипатьева, где произошел расстрел.
27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.
В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!». В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
Что посмотреть
На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.
Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.
Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».
Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.
Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.
Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.
Музей
На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.
Основание Ипатьевского монастыря
Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него средств. В 1560 году на деньги Годуновых взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.
В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель. Во время штурма крепости ее стену пришлось взорвать, отчего пострадал Троицкий собор.
Описание Ипатьевского монастыря в Костроме
Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 г. объявить об избрании Михаила на царский престол.Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу. На XVI в. приходится расцвет монастыря: воздвигаются в 1652 г. Троицкий собор, каменная трапезная, мощные оборонительные стены.В плане монастыря — неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586—1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642- 1645 гг.) пристроен по велению царя Михаила Романова.Возрожден монастырь в 1992 г. На территории обители функционирует музейный комплекс» — справочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви» М., 2001, с. 100-101.
Г.К. Вагнер Ипатьевский монастырь
Основан в первой половине XIV в. как пригородная крепость. Размах монастырского монументального строительства обязан меценатству Годуновых, а также царя Федора Иоанновича. Возведение в конце XVI в. каменных монастырских стен сыграло большую роль в событиях начала XVII в. Здесь была царская резиденция Михаила Романова. От конца XVI в. сохранилась южная стена с квадратной проездной башней, построенная в 1586—1590 гг. Стена завершается зубцами в виде типичного для крепостей XV—XVI вв. ласточкиного хвоста. Так же завершалась и башня, позднее получившая карниз.Троицкий собор. Первоначально построен в XVI в., но разрушился (от взрыва пороха) и в 1650— 1652 гг. возведен заново как пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. В архитектурном образе здания сохраняются некоторые черты стиля XVI в. — строгость основного объема, четкость членений, многообломная профилировка карниза, почти щелевидные окна без наличников и пр. Вместе с тем храм отмечен и чертами посадского зодчества XVII в. — довольно живописные галереи с шатровым крыльцом, обильное применение ширинок, дробная аркатура на барабанах глав. От собора XVI в. сохранилось трое металлических дверей (в порталах), расписанных техникой золотой наводки. Роспись внутри собора выполнена в 1685 г. большой артелью художников во главе с известными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.Корпус «Над погребами». Первый этаж (из крупного булыжника) представляет постройку XVI в. Второй этаж надстроен в XVII в., но сохраняет строгость облика, являя хороший образец гражданской архитектуры.Звонница. Сформировалась несколько позднее. Начало ее было положено в первое десятилетие XVII в. (1603—1605) в виде трехъярусной башни с пролетами звона. В 1649 г. к ней пристроена более мону¬ментальная четырехъярусная башня, увенчанная шатром. Получившаяся композиция стала характерной для ряда звонниц «стенового» типа — Г.К. Вагнер.
Царские палаты Ипатьевского монастыря
Расписной терем Царских покоев, или Палат Романовых (ранее именовавшихся Годуновскими) выделяется среди прочих строений монастыря оригинальной и яркой наружностью. Покои, построенные еще в конце XVI века боярами Годуновыми, известны прежде всего пребыванием в них инокини Марфы и ее сына Михаила Романова, а также его приглашением на царский престол. Привлекательный внешний вид здания, раскрашенного под мозаику, бросается в глаза каждому посетителю монастыря, однако самое интересное ожидает внутри покоев.
Последняя значительная реконструкция здания с переделкой интерьера была проведена по указанию императора Александра II, поставившего задачу усилить мемориальное значение родового гнезда. Не стали восстанавливать бытовые детали – меблировку и освещение, ограничившись ремонтом замечательных изразцовых печей в нескольких комнатах.
Целью было подготовить помещения к музейной роли, была завезена выставочная мебель, смонтировано соответствующее освещение (сейчас можно видеть уже вполне современные светильники). В одном из помещений, в левом шкафу размещена икона Богоматери Казанской с изображениями христианских праздников на створах – дар монастырю от самого Михаила Федоровича Романова.
Замечательные изразцы украшают печь еще в одной комнате. Найденные старинные глазурованные плитки послужили образцом для изготовления копий в необходимом количестве. Изразцы делались из глины, лицевая сторона украшалась рельефным рисунком или узорами и раскрашивалась. Обжиг в специальных печах придавал изделиям прочность и долговечность, делая их пригодными для использования в том числе при повышенной температуре. Прообраз современного кафеля применен для внешней отделки всех печей царских палат.
Последний российский император Николай II свой самый длительный визит в Ипатьевский монастырь совершил в 1913 году, на празднование 300-летия династии Романовых. Несколько проведенных в Костроме дней потребовали сооружения временного деревянного дома, так как фамильные палаты к проживанию были непригодны. Сокровищница Царских палат пополнилась новыми экспонатами – собственноручной записью императора, а также его и императрицы Александры Федоровны красочными портретами в парадных мантиях. Одно из немногих изображений царя, предпочитавшего военную форму, содержало все атрибуты власти – корону, скипетр и державу.
Самые ценные экспонаты, относящиеся к периоду окончания Смутного времени, размещены в отдельной застекленной нише. Здесь находятся предметы, сопровождавшие посольство Земского собора к кандидату на престол: чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, выносной запрестольный храмовый крест и слюдяной выносной фонарь. Икона выполнена на деревянной доске темперой, использовано золочение и серебрение.
Рядом с крестом установлен царский посох Михаила Федоровича, переданный монастырю на вечное хранение из Оружейной палаты московского Кремля по распоряжению императора Николая I. Перед иконой на невысоком пюпитре – живописное изображение встречи московских посланников с костромскими затворниками у Святых ворот Ипатьевского монастыря. Работы выполнена литографическим способом в середине XIX века в московской типографии издателя Шелковникова.
Прижизненный портрет Михаила Федоровича Романова в зрелом возрасте размещен в глубине одного из помещений Царских палат. Здесь же золоченая икона Святой Троицы, покровительницы Ипатьевского монастыря, и образцы церковной утвари времен воцарения династии Романовых. Массивное кадило заметно прежде других предметов своим размером и мастерством исполнения.
Посетившие Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь запомнят прежде всех многочисленных достопримечательностей внешний вид этого замечательного архитектурного ансамбля. Все его сооружения и памятники. Кроме обеих столиц, мало какой город сыграл столь выдающуюся роль в российской истории, нежели Кострома. Сравнить можно разве только с Екатеринбургом, где закончил земной путь последний царствовавший представитель династии Романовых, его супруга и наследники, а также сопровождавшие их люди.
По трагическому ли совпадению или промыслом божьим, но место гибели Романовых называют Ипатьевским домом, по имени владельца здания. Дом этот снесен, на его месте выстроен храм. Память о династии Романовых, таким образом, начинается и заканчивается религиозными сооружениями. Строительство екатеринбуржского Храма на Крови знаменовало окончание 70-летней большевистской смуты, сходной по трагизму с событиями древнего Смутного времени. Древний Ипатьевский монастырь навсегда останется оптимистическим символом российского народа.