Урок литературы на тему «народ и власть в трагедии а.с. пушкина «борис годунов»
Содержание:
- Расплата за зло
- Анализ 4
- Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
- Пространственно-временные категории трагедии
- Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)
- Образ Бориса Годунова
- Сочинение по произведению Борис Годунов
- Суть: о чём пьеса?
- Великий голод
- Проблемы
- Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)
- Выдвижение
- Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
- Образ Бориса Годунова
Расплата за зло
Однако образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрывает перед читателем вовсе не того правителя, который взошел на престол согласно правилам законного наследования. Борис Годунов стал царем в результате преступления. Некоторые писатели тех времен свидетельствуют о том, что в XVII веке Годунова считали убийцей настоящего царевича, сына Ивана VI. С этим же мнением согласен и историк Карамзин.
Трагедию Бориса Годунова он рассматривает как закономерное наказание, постигшее его за совершенные грехи. В анализе образа Бориса Годунова в трагедии Пушкина следует упомянуть тот факт, что убийство царевича действительно приносит главному герою душевные страдания, однако оно не является основной причиной его трагически сложившейся судьбы. Ведь гибель его вызвана прежде всего причинами социальными.
На путь борьбы с царем выступило боярство, казаки, шляхта, но самое главное – сам народ. Он отвернулся от царя именно по той причине, что увидел в нем самого настоящего деспота – именно так можно описать кратко образ Бориса Годунова. Основной причиной смерти Годунова является народ. Именно он является и решающей силой всей истории. В нем он видит прежде всего преступника, детоубийцу.
Анализ 4
Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке. Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.
Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.
Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.
Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.
Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.
В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:
«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».
Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.
– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:
- Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
- Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
- Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.
У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков о Пушкина
Он обратил внимание на первую строфу пьесы:
«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».
Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.
«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,
– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».
Лекция (продолжительность: 1:50:41)
Пространственно-временные категории трагедии
В основании произведения – обращение к трудному историческому периоду правления Годунова и последующей «смуты», нашествие польского войска под предводительством Лжедмитрия на Русь. В центре внимания автора – судьба семьи Годуновых, ставших жертвой заговора бояр, аристократии, недовольных их властью.
Главными героями произведения являются царь, аристократия и народ.
Временной период произведения охватывает 6 лет. Произведение начинается с диалога бояр Шуйского и Воротынского в 1598 г., которые признают:
Иначе говоря, бояре признают, что Годунов – честный, справедливый царь, которого любит народ, мудрый политик, много сделавший для России и русского народа.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Действо протекает попеременно то в русских, то в польских сценах, само моделирование пространства осуществляется на оппозиции: Восток (Русь) и Запад (Польша).
В процессе создания пространства Руси огромное место занимает Кремль – главный русский дворец, неприветливое, мрачное место. Здесь всегда безлюдно, тихо. Царская семья ведет уединенную, отшельническую жизнь, в палаты Кремля допущены лишь самые близкие к царю люди.
Несколько иначе представлен дом Шуйских, который напоминает резиденцию западного типа. Здесь всегда множество гостей, даются званные вечера. Но и здесь обстановка не такая легкая и непринужденная, как это могло бы показаться. Присутствующие боятся не гнева царя, но доносов и клеветы.
Кардинально противоположным образом представлен замок Мнишека в Самборе, который изображен как настоящий дворец, в освещенных комнатах которого звучит музыка, а дамы и кавалеры свободно ведут фривольные беседы. Здесь нет ни тени того аскетизма и страха, царящего в Кремле.
В результате осуществляется противопоставление между Востоком и Западом, что подчеркивает трагизм происходящих событий, невозможность жизни русского народа под властью польского властителя.
Образ исторической личности: Димитрий (Лжедмитрий)
Образ Самозванца в трагедии Пушкина целиком пропитан христианской символикой. Во-первых, сразу читается мотив воскресения царевича (а может, и Иисуса, но судя по настроению произведения, писатель слабо верит в его счастливую возможность). Во-вторых, проводится параллель между истинным Димитрием, принятым «в лик ангелов небесных», и Самозванцем, «неким духом в образе царевича», которого «Тень Грозного усыновила». И если первый ассоциируется с Христом, то второй — явно, с Антихристом. По церковным преданиям, души умерших приходят не просто так, а в связи с «бесовски мне мечтаниями», а идея Димитрия о самозванстве и его жажда власти вполне подходят под это определение. К тому же, Гришка в Литве не скупится на несбыточные обещания, как Антихрист в начале своего прихода, когда он казался всем добрым и щедрым.
Образ Бориса Годунова
Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, весьма симптоматична, как выражение перемен, начавшихся в его эпоху. Это-то и побудило Пушкина поставить образ Бориса в центр своей исторической трагедии, где душевные переживания и судьба Годунова получили широкий обобщающий смысл.
Царь Борис — в изображении Александра Сергеевича — дальновидный и умный правитель. Благодаря своей энергии и уму, он оттеснил более родовитых претендентов-бояр, расчистив дорогу к престолу. В дальнейшем честолюбивый Борис мечтает упрочить завоеванную власть за своими наследниками посредством трезвого расчета, твердо продуманных, дальновидных политических планов. Но, захватив трон в результате искусной политической игры, он своим примером показал путь к нему другим честолюбцам. С этой точки зрения, появление Самозванца в пушкинской трагедии — не случайность, а закономерное следствие тех же исторических причин, которые сделали возможным воцарение самого Годунова.
Пушкин воспользовался в трагедии принятой также Карамзиным (но отвергавшейся многими последующими историками) версией об убийстве Борисом Годуновым младшего сына Грозного, царевича Димитрия. Но Карамзин осуждал Годунова как узурпатора, убийцу законного монарха. Пушкин же трактует убийство Димитрия как звено в цепи многочисленных преступлений, неотделимых от самой идеи царской власти. Нравственный суд над Годуновым и Самозванцем в трагедии перерастает в осуждение любой — хотя бы выдающейся — исторической личности, которая строит свою деятельность на насилии и преступлениях.
Характер Бориса Годунова освещен Пушкиным широко и разносторонне. Перед зрителем проходят все основные этапы его царствования — от воцарения до смерти. Борис предстает перед нами в своих отношениях с боярами, народом, патриархом, наедине с собой, в различных обстоятельствах личной и государственной жизни. Трагедия изображает не только ступени, ведущие его к возвышению и гибели, но и показывает, как по-разному, в зависимости от обстановки, раскрываются несходные грани характера Годунова. Это — суровый и властный правитель, заботливый отец, человек, способный трезво оценивать свое положение и глядеть в глаза правде, даже если она угрожает его спокойствию и могуществу, и в то же время страдающий от бессилия изменить сделанное, помешать историческому движению, которое, не предвидя того, что оно в будущем неизбежно, обратится против него самого, он сам и вызвал.
Сочинение по произведению Борис Годунов
Пушкин одно из своих самых выдающихся произведений находясь в изгнании. Поэт работает над произведением-трагедией «Борис Годунов». Данное произведение было действительно современным по тем времена и освещало проблемы того времени. Поднимался вопрос самодержавия и крепостного права. Самое главное то, что Пушкин рассматривает народ, как полноценного участника в борьбе за освобождение.
В 10 и 11 томах вышла «История государства Российского», которая и стала источником информации для Пушкина. В этих томах было описано «смутное время». В эти времена народ восстал, против закона о крепостном праве. С трона убрали сына Годунова – Федора, а Борис перед этим событием умер. Поэт, написав свое произведение, показал читателю подлинные действия тех времен. Пушкин использовал исторический материал не для украшения своего произведения, а лишь с одной целью, показать людям правду.
Нынешний царь Федор не имел детей, поэтому его наследником был брат Дмитрий. Годунов сделал все так, чтобы ему никто не мешал прийти к власти. Из Москвы выдворяют царевича, а Дмитрий как-то странно умер. Теперь нужно было выбрать царя и им стал Годунов. Первые четыре части произведения Пушкина рассказывают об этих событиях.
На троне у Бориса начались неудачи. Во-первых, в государстве был неурожай и соответственно голод, во-вторых горела Москва и много людей остались без дома. Люди устали от такой власти, от крепостного права. Злость и ненависть к Борису росла. На закате своего правления царь усилил нажим на людей. Людей сажали, изгоняли. Так же Годунов придумал молитву, в которой просилось за его здоровье. Каждый должен был читать ее за обедом.
Однажды объявился самозванец, который представился как Дмитрий (который погиб). Люди поверили ему, и он начал собирать войско против Годунова. Народ был за него, так как самозванец выступал за отмену крепостного права. Вскоре умер Борис и это способствовало скорому концу нынешней власти. Место правления занял сын Бориса – Федор. Но, его никто не поддерживал, да и лучший полководец Басманов принял сторону самозванца. Бояре так же не стояли в стороне им в конце концов убили Федора и его мать. Теперь Москву занял самозванец со своими людьми.
Но, все главные герои произведения не являются его ключевыми фигурами, главным является народ. Именно люди решают судьбу всех героев. В конце произведения народ превращается в страшную силу, которая крушит все на своем пути. Теперь люди решают свою судьбу и дальнейшую судьбу действующих лиц. Но, народ не поприветствовал нового царя Дмитрия, ведь они увидели, что тот тоже начал править с убийством безоружного мальчика и его матери.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
Великий голод
В 1601 году на Россию обрушился голод. Цены на хлеб выросли в 100 раз. Народ воспринял это как Божью кару за смерть малолетнего царевича. Он продолжался три года. Годунов прилагал все усилия, чтобы помочь населению. Были открыты кремлёвские запасы. Люди со всей страны устремились в Москву. По столице и другим городам поползли слухи о том, что во всём виноват Годунов.
Народ недовольный закреплением и гонимый голодом поднял восстание под предводительством Хлопка. В нём приняли участие крестьяне, казаки и холопы, страдавшие от голода больше всего. 20 уездов были охвачены пожаром восстания. Сбиваясь в большие отряды, повстанцы шли на Москву. Навстречу им было выдвинуто войско под предводительством Басманова И.Ф., который погиб в схватке с бунтовщиками. Армия повстанцев была разбита, Хлопок арестован и в последствие казнён.
Но запаса хлеба в стране было достаточно, чтобы накормить всех голодающих. Он был в закромах бояр, купцов, монастырей. Царю не пришло в голову, что было достаточно его приказа, чтобы накормить всех страждущих. Это отвернуло от него народ, который его не простил.
Проблемы
Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:
- Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
- Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
- Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
- Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)
Между князьями Воротынским и Шуйским происходит диалог на тему затворничества Бориса Годунова и его сестры в монастыре. Уже месяц, как они заперлись и никого не пускают к себе. В городе неспокойно. Народ волнуется. Каждый день под окнами монастыря люди собираются в кучки с просьбой принять престол, доставшийся Борису после смерти царя Федора Иоанновича.
Князья уже голову сломали в поисках ответа на вопрос, как бы им перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский выдает по секрету Воротынскому страшную тайну. В смерти младшего брата царя, царевича Дмитрия, виновен не кто иной, как Годунов.
Выдвижение
Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя Ивана Грозного с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Еще через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине, Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х — начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел.
Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.
Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 (28) марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.
На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского.
31 мая (10 июня) 1584 года в день коронации царя Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это отнюдь не означало того, что Годунов обладает единоличной властью — при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б. Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И. П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.
Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА
«БОРИС ГОДУНОВ»
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Эта историческая трагедия поднимает важнейшие вопросы, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня, например, проблема, обозначенная нами как одна из основных – проблема взаимоотношений человека, получившего неограниченную власть, и народа, который как раз и находится под этой властью.
2. Основные вопросы беседы:
— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?
— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?
— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?
— почему никакие происки бояр и духовенства не влияют на настроение народа? («Давай народ искусно волновать…»)
— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?
— каково отношение народа к власти?
— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?
— почему народ не может представить жизнь без власти?
— легко ли добиться признания, находясь у власти?
— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?
— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.
Монолог Бориса «Достиг я высшей власти…». Фрагмент х/ф «Борис Годунов».
— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?
Монолог Пушкина «Такой грозе, что вряд царю Борису…»
— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?
— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?
Иллюстрация к образу Бориса Годунова
— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?
— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?
И все-таки есть один представитель народных масс, который может позволить себе сказать Годунову все, что он о нем думает. Послушаем фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).
— как вы объясните выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?
— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?
— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?
— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?
— что предсказывает Отрепьеву его сон?
— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?
— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?
— как он ведет себя на русской земле?
— что способно затмить Лжедмитрию власть?
— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?
— в чем причина его побед?
— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?
— анализ эпизода из к/ф «Борис Годунов» (сон Лжедмитрия).
— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?
— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?
— какова реакция народа на злодеяния Лжедмитрия? Почему «народ безмолвствует»? («Молчание народа – урок королям»)
— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?
— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?
— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?
3. Заключительное слово учителя.
Народ и власть… Тема неисчерпаемая. И проблема неисчерпаемая. Власть – огромная ответственность и колоссальное испытание для человека. Но самое главное – я думаю, что вы со мной согласитесь – это, имея неограниченную власть, остаться человеком. Как показывает история, не каждому удается выдержать это испытание. Примеров тому десятки. Опять же власть может оказаться палкой о двух концах, потому что человек может стать заложником власти, а то и пешкой в чьей-то нечестной игре. Только нравственная власть пользуется уважением. Но можно ли допустить общество без высшей власти? Конечно, нет. Как говорил французский писатель 18 века Антуан Ривароль, «где нет власти, там умирает закон».
4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какими чертами, по-вашему, должен обладать человек, которому вы могли бы доверить власть?».
Образ Бориса Годунова
Образ Бориса обрисован Пушкиным неоднозначно и, в целом, схож с реальной исторической личностью. С одной стороны, это идеальный правитель, заботящийся о народе, ищущий его любви и обладающий «высоким духом державным» (сразу приходит на ум Софокловский Эдип, тоже, кстати, цареубийца). Он всячески стремится подчеркнуть законность своего престолонаследия и продолжить государственную традицию. Борис трепетно относился к детям, есть исторические свидетельства, что он проводил с ними гораздо больше времени, чем другие правители и находил в этом душевное успокоение. В пьесе про него говорят: «А он умел и страхом, и любовью, // И славою народ очаровать», и вот здесь мы переходим к отрицательной стороне личности Годунова. Слово «очаровать» во времена Пушкина употреблялось в значении «околдовать», монах Пимен говорит о Борисе: «Его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи» (то, что реальный правитель к ним обращался — факт исторический), а в православии это считается грехом. К тому же, Борисово алкание власти свидетельствует о том, что его либеральная политика вызвана не любовью к народу, а желанием возбудить к себе его любовь, потешить самолюбие, потому и наступает разочарование: «Вот черни суд: ищи ж его любви!».
Ещё одна деталь: Годунов воспринимает совесть как голос Божий, основу душевного равновесия (Иоанн Златоуст, кстати, говорил о том же), а если она не чиста, «тогда беда! Как язвой моровой // душа сгорит..» — тут снова параллель с православием: апостол Павел говорил о «сожжённых совестью», а Иоанн Златоуст, что «огнём поедает совесть». В этом же своём монологе Борис упоминает о «мальчиках кровавых в глазах». Это, известное в те времена, Псковское выражение о крайнем напряжении, связанном с приливом крови, в устах царя звучит практически как признание своей вины.