Вся ли власть от бога? божья и духовная власть

Введение

Свобода и власть принадлежат к темам по сути неисчерпаемым. Всякое слово о них может относиться и к глубине отдельного человека, и к отношениям между людьми в жизни церковной, государственной, общественной, хозяйственной. Слова свобода, власть, взятые отдельно, имеют достаточно широкое, чтобы не сказать необъятное значение. Тем более относится это к их взаимоотношению. Это — одна из главных тем, исследуемых философами, историками, обществоведами как в прошлом, так и в настоящем. Окончательно решить ее,по всей вероятности,невозможно. Ввиду такой сложности темы и множества попыток ее решения необходимо найти точку опоры в твердой почве Священного Писания, в частности, в посланиях святого апостола Павла.

Помочь одуматься

Вспомню слова святителя Игнатия (Брянчанинова):

«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Если мы, христиане, перестанем молиться, не будем воспринимать боль общества, что будет? Давайте перенесём ситуацию в стране в масштаб семьи. Если придёт женщина, которую муж обижает, не приносит домой деньги, делает её жизнь тяжёлой — разве мы не будем молиться об этом человеке? Будем, чтобы женщине и её детям стало легче жить. Мы молимся о властях не для того, чтобы им лучше жилось, а чтобы улучшилась жизнь народа. Может, своей молитвой мы рассеем облако бесов, довлеющих над ними, из-за которого они не слышат простых людей. Вдруг нам удастся хоть на мгновение разогнать это облако, чтобы они увидели, что творят, и имели шанс одуматься!

В заключение приведу отрывок из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой? — Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно».

Вот и мы будим внимать себе, чтобы очередное «бревно» не закрыло нам Божественный свет, озаряющий нас любовью, надеждой и верой.

Свет миру

В отношении литургии надо знать вот что: на проскомидии священник сугубо молится только о членах Церкви. Он вынимает частички и опускает их в Чашу, в которой Кровью Христовой омываются грехи поминаемых людей. Кровь движется по телу, питает каждую его клеточку. Всё, что находится вне нашего тела, кровью омываться не может. Так и с христианами. Поэтому поминание на проскомидии — высшее поминание. Но так как Бог наш есть любовь, мы с любовью молимся и о стране, и о властях, и о воинстве, и о путешествующих — и так далее. Мы не делим их, потому что Господь — солнце, и светит на всех. Молясь за всех, мы объемлем мир и выражаем свою любовь к Богу, ведь Он говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А любовь не заканчивается только теми, кто любит нас — «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5:46).

Христиане призваны быть светом всего мира, оттого у нас есть молитвы о мире всего мира — это молитва вселенского масштаба, охватывающая не только людей, но каждую тварь и букашку, потому что они тоже страдают по нашей вине. В этом и заключается высота нашего учения, которое Христос принёс на землю, в этом свидетельство его божественного происхождения, а не какого-то местечкового, локально действующего для некой группы людей. Мы желаем, чтобы все стали членами Тела Христова. Но если человек этого не желает — у него свободная воля, ему решать, жить ему вне этого Тела или внутри его.

О семье как малой церкви

Иерархично общество, и его первая ячейка и малая церковь – семья. Ибо

Более подробно о сем сказано в Послании к Ефесянам:

Ап. Павел объясняет и то, на каком основании муж должен господствовать над женой, а она – подчиняться ему. Потому, что первая жена Ева, была создана из ребра Адамова (Быт.2:21-24), и она же первой согрешила, вкусив запретный плод (Быт.3: 6):

Впрочем, с горечью следует констатировать, что для современной женщины все эти новозаветные цитаты что «с гуся вода». Будь она «трижды христианкой», но стоит лишь коснуться необходимости подчинения мужу и т.п., как она тут же, подобно рассерженной ежихе, выставляет свои «колючки»! Близко знаю одну очень и очень православную из казачек, которая в ответ на Павлово: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5: 33), — тут же в рифму отвечает: «Да не дюже»! И современным дамам, к сожалению, гораздо больше нравится это последняя отсебятина, чем апостольская заповедь.

О женщине и её месте в Церкви

Что делать, современные женщины еще с девического возраста воспитаны в рамках западноевропейской культуры, которая имеет антихристианский характер. Одним из элементов последнего является и развращение более слабого женского пола эмансипацией, равноправием и прочей льстивой сатанинской ложью. Которая, однако, женщинам, любящим прелесть, очень нравится.

Платой за это в первую (но не главную) очередь становится утрата любви между супругами. Как жена отказывается повиноваться мужу, так и муж отказывается от своей заповеданной апостолом (Еф.5: 25; Кол.3: 19), да, собственно, и естественной обязанности любить ее!

Спасётся через чадородие

Впрочем, как тогда, так и сейчас женщина

В буквальном смысле здесь, разумеется, речь идет о добром материнстве и воспитании детей в вере Христовой. Но в духовном смысле это означает, что и женщина, и мужчина в христианстве должны родиться от Духа, родиться духовно (Ин.3: 3. 5-6),

чтобы спастись.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14).

Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53).

Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

20 января 2004 г.

Власть сильных мира сего и власть над умами: есть ли разница?

Александр
Cекацкий:


Историческое появление христианства и опыт первых двух-трех его веков, опыт страстотерпия
и великомученичества, конечно же, задают первичное отношение между властью
земной, властью политической и властью небесной. Наша проблема (особенно
проблема современности) в том, что мы фетишизируем политическое измерение
власти, предполагая, что набор электоральных механизмов, распределение
командных высот социальности, борьба политических партий, — все это образует
конфигурацию власти, а за пределами этой конфигурации находится то, что мы
называем личным делом. Но ведь это совершенно не так: ни с точки зрения
христианства, ни с точки зрения философии.

Вспомним Ницше с его понятием воли к власти, которое фактически утверждает, что всякое единичное сущее руководствуется волей к власти просто как волей к своему приумножению в этом мире, приумножению присутствия, начиная с простого тиражирования и заканчивая теми изменениями, которые мы можем внести в мир. Это и есть радикальная власть, которая далеко уходит от политического измерения того, что мы называем властью земной.

Для
того чтобы понять предмет разговора и наших размышлений, мы должны прежде всего
провести именно эти разграничения между властью над телами, кошельками и
социальными ступеньками, с одной стороны, и властью над умами, властью над
душами как властью намного более высокого ранга, с другой стороны.

Макс Вебер (1964–1920) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист

Если
мы вспомним опыт русской интеллигенции XIX
и XX столетий, то русская интеллигенция всегда была
оппозиционна власти. И до сих пор оппозиционна. В этом смысле (чему удивлялись
еще и западные исследователи, включая Макса Вебера) она еще и дистанцирована от
структур политической власти. То, что в Европе составляет особый слой
бюрократии, когда чиновники свободно «переливаются» в академические работники и
обратно, когда образованные люди составляют некий континуум, когда одна
политическая партия приходит во власть, другая уходит, для русской
интеллигенции неприемлемо. Так как всякий хорошо «окопавшийся» в социальной,
политической власти — уже и не наш человек и следует его постыдить, а еще лучше
— изгнать. Но при этом сама интеллигенция тоже, конечно, претендует на власть,
но на власть более высокого ранга. Есть такое понятие — «властители дум». Вот
кем хотели стать все они — по крайней мере, от разночинцев, от Белинского до
современных писателей и поэтов, поскольку «поэт в России — больше, чем поэт».

Вспомним
начало XX столетия и Велимира Хлебникова, который объявил себя
председателем земного шара. С его точки зрения, власть над людьми — мелковато и
не подобает настоящему поэту с большой буквы. А вот власть над светилами — это еще
куда ни шло.

Поэтому
если мы развернем веер власти во всех проявлениях, то, конечно, нам станет
яснее и выбор Иисуса, и его изначальное провозглашение о том, что такое
настоящая, подлинная власть. Что ты можешь найти в этом царстве кесаревом? Ну,
продвинешься на одну-две ступеньки — и более не стяжать здесь сокровищ.

Поэтому
вместо того чтобы участвовать в политических играх, ты можешь обрести жизнь
вечную, можешь удостоиться спасения души и нести эту весть дальше. Ты уже
свободен, ты знаешь истину, и тебе эта власть и принадлежит.

Какова истинная власть Церкви?

Александр
Cекацкий:


Состояние души, выбор основных ценностей в жизни — вот важнейший элемент
внутренней власти, который, безусловно, должен быть акцентирован. И власть
такого рода крайне важна для любой Церкви — если она Церковь. Тем самым ты не
тратишь силы на спор с царством кесаревым, точно так же как ты не тратишь силы
на борьбу с земным тяготением.

Александр Секацкий

Можно,
конечно, попытаться это сделать, но у тебя же есть более важные и существенные
задачи: обрести истину и преподнести эту истину другим. Что означает: кем бы ты
ни был, ты можешь принадлежать к последним мира сего, но «последние станут
первыми». Последние, гонимые, не встроенные ни в какие механизмы ни Рима, ни Иудеи. Тем не менее именно им было объявлено слово
истинное.

И
нельзя же сказать, что в этом не было власти. Еще какая власть! Ведь будучи
гонимыми и отверженными, мы видим, что через два-три столетия христианство
становится господствующей религией, начинает распространяться по всей экумене.
Для этого не понадобилось никаких социально-политических ходов, важным было
просто сохранить этот истинный свет. Что, конечно, было не так-то просто.

Немало
великомучеников и страстотерпцев подтвердили свою приверженность этой власти,
власти истинной. А политическая власть оказалась своего рода приложением, неким
вознаграждением за последовательность, стойкость. Если бы изначально эта партия
христиан стала бы партией, по аналогии с какими-то другими, понятно, что ничего
подобного не случилось бы.

То
есть в случаях такого глубокого и, может быть, правильного отношения к форме
власти, вопрос стоит именно так: какого рода власть следовало бы стяжать, если
душа твоя воспламенена, а сам ты — человек верующий?

И
наоборот, есть некоторая безусловная опасность слишком тесного сближения с
этими земными делами, с обстоятельствами царства кесарева. Какое-то сближение
абсолютно необходимо, мы от него никуда не денемся. Мы живем в обществе, помогаем
друг другу, отстаиваем свои интересы, имеем предпочтения

И все же
принципиально важно, чтобы сам язык твоей мысли, твоих устремлений не мог быть
прописан как манифест какой-нибудь конкретной политической партии, он всегда
должен содержать определенные моменты, относящиеся к жизни души, к другой
событийности

Истории
святых, их подвигов очень далеки от событийности, от признанной официальной
истории. У Церкви есть свои герои, свои подвижники, свои события с большой
буквы, которые в царстве кесаревом могут даже и не заметить. И, в общем-то,
проблема состоит вот в этом сильном притяжении, так как от него иногда трудно
дистанцироваться, трудно уклониться, если тебя приглашают к соучастию в
политической власти. Всегда возникает искушение политизировать или довести до
уровня парламентских законов и партийных манифестов те важнейшие стремления и
установки, которые даются опытом веры, которую провозглашает Иисус: не
забывать, что все мы отчасти не совсем от мира сего, что есть Царство Божие и
есть царствие кесарево, что есть некая важнейшая иерархия ценностей.

Это
все гораздо важнее, интереснее и существеннее и составляет собой более высокий
ранг власти, воли к власти — даже с точки зрения того же Ницше.

Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий мыслитель

Но
в тот момент, когда христианство становится господствующей религией, это
означает, что все равно все эти социальные проблемы придется решать. К тебе
придут, обратятся за советом, попросят легитимации, помазания на царство. И
куда ты денешься? Любая Церковь должна располагать своей социальной политикой и
своей формой. Есть опасность теологии, чрезмерной политизации. Есть опасность
того, что, на мой взгляд, погубило протестантскую теологию ХХ столетия, потому
что они свою «неотмирность» умудрились переписать в политический манифест. Но для
этого у нас есть политические партии, а истинная партия веры должна сохранять
свою собственную историю, свою собственную «неотмирность», свою собственную событийность
и хранить ее как зеницу ока, поскольку она не совпадает с хронологией царства
кесарева, а составляет более важную часть событийности.

Смерть — приобретение: отношение к исходу из жизни

Путем величайшей аскезы достигнув совершенной святости и полностью пребывая в любви Божий апостол говорит о себе:

Поэтому, уже будучи вполне «земным ангелом и небесным человеком», сей великий святой стремился к небу. И лишь служение Церкви, любовь к ближнему, как он и сам свидетельствует, удерживала его на земле:

Но настает время столь желанного для него мученичества за Христа, как он пишет своему ученику ап. Тимофею:

12

Июль
67 года

Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Послание к Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.

В заключение сей статьи следует сказать, что конечно же многое в ней по причине краткости не сказано. Впрочем, виной здесь не только наша убогость, но также величие св. ап. Павла и его учения.

Протоиерей Георгий Городенцев.

О себе: обращение в христианство

Хронология посланий апостола Павла

Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

Апостол Павел и его изображения на святых иконах

Но при всем при том, при всей своей многообразной и чрезвычайно плодотворной деятельности на ниве Христовой, сей апостол, который по собственным словам «более всех их (т.е. других благовестников) потрудился» (ср.1 Кор.15:10), отличался необычайным смирением и смиренномудрием. Чему и нам у него полезно поучиться.

Полезные материалы

Как же смирял себя ап.Павел? Во-первых, он вменял свои величайшие и многочисленные добродетели не самому себе, а действию благодати Духа Святого. Как это видно уже из предыдущей цитаты, если ее привести полностью:

Более подробно, в догматическом контексте он говорит об этом в Послании к Ефесянам:

Во-вторых, сей великий проповедник христианства смирялся, всегда вспоминая свой тяжкий грех, когда он, пребывая в иудействе, гнал Церковь Божию. Так и в вышеуказанном месте Послания к Коринфянам он сначала говорит, что Христос явился ему «как некоему извергу». И продолжает:

Поэтому и нам надобно учиться смирению и смиренномудрию у ап. Павла, вменяя все свои добрые дела действию благодати святого Духа и помня свои тяжкие грехи. Но при этом не отчаиваться, помня, что спасаемся мы той же самой благодатью ради Крестной Жертвы Христовой, а не нашими делами, которые мнятся нам добрыми:

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134

Так и ап.Павел постоянно помнил, как он по благодати Божией был призван и пришел из иудейства в христианство:

Государство как минимизация зла

Александр
Секацкий:


Благодать — это то, что мы желаем обрести, а власть человеческая — это то, что
нам ниспослано. Фраза «в поте лица будешь добывать хлеб свой» — тоже от Бога. И
власть — от Бога. Примерно в том же смысле, что, оказавшись в ситуации
грехопадения (то есть будучи изгнанными из Царства Божия), мы не только
вынуждены в поте лица добывать хлеб свой, но и подчиняться земным властителям.

Это
была проблема, например, для английского смысловизма XVII
века, прежде всего для Томаса Гоббса, автора «Левиафана», который описывает нам
формирование государства, отчуждение полномочий в пользу суверена (Левиафана) и
все время говорит, как прекрасно было бы этого не делать, но альтернативой будет
война всех против всех.

Поэтому
государство есть минимизация зла. Какова вообще изначальная концепция правового
государства или современного служебного государства? Идеалы его состоят в том,
что мы бы без него обошлись. Как бы мы обошлись без того, чтобы не в поте лица
добывать хлеб свой, а легко и играючи. Но не получится. Только «в поте лица». Смертны
мы и проходим через страдания.

То
есть тут существенный момент расхождения. Но именно поэтому столь остро встает
вопрос о легитимации существующий формы власти. Нужно ли ее просто принять или
нужно ее восславить, возвеличить? Может быть, вообще сделать вид, что ее нет?
Мы знаем, что существует довольно много разного рода замкнутых общин, от
старообрядцев до общин в США, которые вообще готовы спросить, какое сейчас
тысячелетие на дворе

Хотя им неважно, какой идет век, так как они считают, что
счет времени прекращен и мы должны наконец дождаться Страшного суда и воздаяния
за грехи

Можно
ли считать, что это — выход? Что это было бы наиболее точным прочтением? Едва
ли. Поскольку, оказавшись здесь, в этом мире, в том числе в его политическом
измерении, мы должны как-то поступать в этом отношении. И с точки зрения
Ветхого и Нового Заветов, не всякая система власти одинакова. Несмотря на то,
что она похожа на необходимость в поте лица зарабатывать хлеб свой. Но можно
это делать по справедливости.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ-материалист, один из основателей современной политической философии

Но
это не значит, что мы должны ее отвергнуть и делать вид, что ее нет вовсе и
жить в своем абсолютно герметичном мире. Это тоже будет неправильно, ибо там,
где мы заброшены в мир, в этой самой точке времени и пространства, мы должны
пытаться выстраивать и эту жизнь по-божески. Это все равно означает некую
проблему, которая в каноническом смысле не решена. Если нам неведомы
литературные вкусы Господа Бога и Его политические предпочтения, то как же быть
нам, если мы хотим Ему угодить и желаем сохранить целостность, безгрешность и
подлинность своей души? Нелегко это сделать.

Каждое
поколение давало свои ответы на эти вопросы, их множество, но очень трудно
назвать какой-нибудь правильный ответ. Здесь упоминалась политическая теология
начала ХХ столетия, где пастор брался решать проблемы гражданского,
уголовно-правового законодательства, где справедливое распределение и норма
прибыли увязывались со словами Иисуса, где каждый считал должным быть настолько
близким к своей пастве, к своим прихожанам, что разбирался с уровнем зарплаты,
продолжительностью отпуска и так далее. Но ведь это же абсолютно тупиковый
путь. Это значит, что не удержала такая Церковь своей инаковости, своей
трансцендентности. Поэтому мне и кажется столь сложным построение правильных
отношений с властью. Отношений, за которые не было бы стыдно тебе самому.

Подготовлено по лекции «Феномен власти: история и современность»

Аксиома любви

Всё то, что мы сейчас переживаем, уже было, причём гораздо более сурово. В любой ситуации нам надо оставаться христианами, смотреть на Начальника нашей веры — Христа. Он учит: молитесь о проклинающих вас — и это аксиома, не требующая доказательств. Её невозможно понять нашим умом, да и не нужно в этом вопросе мудрствовать.

Что мы вкладываем в понятие «молитва»? Когда молимся о своих близких, хотим, чтобы они были живы, здоровы, благополучны и счастливы. Если же молимся о представителях власти, возникает впечатление, что мы желаем им того же. Это не так. Молитва за власть вовсе не означает безоговорочную поддержку её внутренней и внешней политики. Прежде всего мы просим Бога сделать её лучше, человечней, добрее, достойнее. Просим, чтобы представители власти понемногу начинали думать о людях, чтобы не ссорились между собой и, простите, чуточку меньше воровали. Конечно, не нам, ставшим на путь покаяния, подсчитывать чужие грехи, особенно когда речь идёт о людях, которых мы лично не знаем. Но всё же просим.

Святитель Николай Японский пережил со своей паствой русско-японскую войну. Советую прочитать его дневниковые записи того периода. Это было тяжелейшее время для него. Он собирал свою паству и говорил: «Я не могу молиться о власти на службе, потому что тогда я буду лицемером. Не могу просить здравия императору японскому, а внутри желать здравия императору русскому. Но вам я говорю, чтобы вы молились и о своём императоре, и о воинстве».

Когда общество переживает серьёзные политические кризисы и войны, тяжело всем

Но важно оставаться последователями Христа, а Он говорил, что мы странники и пришельцы в этом мире, наше отечество — на Небесах. Задача каждого — примирить тех, кто нас окружает

Если перестанем молиться, не знаю, что произойдёт. Ведь власть — это не что-то абстрактное, а конкретные живые люди. Как можно быть уверенным, что они не могут измениться? Есть закон, который выше закона справедливости и всех других — это закон любви. Христос хочет, чтобы мы жили по этому закону, потому что именно он действует в Царствии Небесном.

Конечно, это трудно — достичь того, чтобы в нашей жизни действовал закон любви. Чтобы Господь по этому закону и нас принял в Своё Царство, придётся вести войну с собой. В Священном Писании сказано: «говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Христос хочет всем спасения. Мы как Его последователи должны хотеть того же, и наша молитва выражает нашу солидарность с Ним.

Заключение

Власть в Церкви выражена принципом соборности, вытекающим— по свидетельству 34-го правила святых Апостолов— из учения о Пресвятой Троице. Равенство Лиц Пресвятой Троицы обуславливает равенство всех уверовавших в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя мира. Личные свойства каждого Лица Пресвятой Троицы, разные для каждого Лица, в применении к жизни Церкви означают разные служения в Церкви. К ним принадлежит также служение предстоятельства, или епископства. Учение протопресвитера Николая Афанасьева несомненно развивает основные положения учения святого апостола Павла. Устройство поместной Церкви как патриархата основывается на тринитарном монархизме и христологии евхаристического собрания. Оно является устройством, освященным историей древней Церкви и многочисленными святыми патриархами. Но синодальный период Русской Церкви — несмотря на его новизну и способ введения — был периодом, в течение которого тоже воссияли многие святые; значит, и этот период не оказался лишенным благодати Божией. Другие же, как, например, всякие формы обновленчества и правление псевдопатриархов, оказались безблагодатными.Пагубной для жизни церковной является также любая форма законничества и фарисейства.

Дети Божии, достигнувшие полноты свободы, то есть благодати, не нуждаются во власти над собой, но это — состояние идеальное, а не исторически реальное. Христиане находятся чаще всего в состоянии становления детьми и наследниками Божиими. Поэтому разные формы власти необходимы. Нельзя, однако, забывать, что нужда в них является следствием греховности человека.

Апостол Павел решительно высказался за признание христианами римской государственной власти, но римский император не имел для христиан сакрального значения. Единый Господь есть Спаситель мира Иисус Христос.

Образу города (см. Евр 13:14), политевмы (см. Еф 2:19) и Небесного Иерусалима (см. Гал 4:25–26) созвучно видение Иерусалима в Откровении святого Иоанна (см. Откр 21:10–27). Автор Откровения храма не видел в нем (Откр 21:22). Применительно к нашей теме возможно толкование, согласно с которым в Небесном Иерусалиме нет необходимости даже во власти церковной. Это еще раз подтверждает относительность и временный характер всякой формы власти на земле.

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Апостол. СПб., б. г. (репринт). С. 331.

ВышеславцевБ. П. Вечное в русской философии // ВышеславцевБ. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 193.

Там же. С. 193–194.

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1904. С. 658.

Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. С. 122.

Там же. С. 125.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector