Апостольские правила: 85 запретов и предписаний для членов церкви

В апостольских правилах разрешался брак епископов

Можно ли епископам иметь жён? Конечно, да:

Правила запрещали воздержание между мужчиной и женщиной из гнушения.

Однако отказ от брака допустим. Но при этом человек не должен пренебрежительно относиться к этому явлению. Единственная уважительная причина — ради подвига воздержания:

Впоследствии, в VII веке Трулльский собор 12 правилом решил все затруднительные вопросы с браком епископов, постановив: «Предписание под угрозою извержения, чтобы никто из епископов не смел жить в браке».

Из-за таких церковных поправок читать апостольские правила сложнее, ведь мы можем наблюдать, что некоторые реалии тех лет никак не отражены в сегодняшней жизни, хотя налицо прямые предписания.

Сложные правила, вроде о молитве с еретиками, требуют толкования

Некоторые предписания из этого сборника написаны довольно сложно. Понять, о чём речь, без пояснений сложно. Таково 45 апостольское правило:

К счастью, за века церковной истории уже созданы толкования апостольских правил.

Аристен доступно перефразирует суть этого правила:

Аристен из Мегалополя

политический деятель

Некоторые постановления апостольских правил не актуальны. Вселенские соборы внесли дополнительные правила. Теперь, например, епископам больше не нужны рекомендации о семье, ведь жениться им запрещено (Миниатюра афонской рукописи XVI в., изображающая Церковный Собор). Фото: pravoslavie.ru

А Вальсамон даёт подробное толкование:

Вальсамон Феодор

канонист

Правило 51 (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Апостольское правило 51-е говорит нам о следующем: если диакон или епископ, или пресвитер, или какой-либо священник отворачивается от вина, мяса либо брака не ради необходимого поста, но по причине глумления, то что с ним произойдёт? Ведь данное лицо забыло, что всё добро зело! Что Господь, создавая человека, сотворил мужа и жену неразлучными! Фактически оно клевещет на божье создание! Данный документ гласит, что такой священник должен либо исправиться, либо будет лишён священного чина и отлучён от Церкви. Такое же наказание предусмотрено и для мирянина.

И действительно, молельни всегда одобряли воздержание и даже рекомендовали его в дни поста. Но настоящий закон направлен против тех древних еретиков, которые гнушались некоторых видов пищи, вина либо мяса, видя в них нечто нечистое, и отвергали брак.

Канонический статус

Апостольские правила с толкованиями доступны для изучения каждому человеку. Второе Правило Трулльского Собора определило труды апостолов на первое место среди канонических бумаг: оно признаёт документы учеников Христовых. Также их признаёт и Православная Церковь Востока. Но Церковь римлян соглашается с каноническим авторитетом лишь первых пятидесяти правил.

Это же правило № 2 корректирует 85-е апостольское правило, которое описывает каталог книг Священного Писания и трудов канонических. Оно изымает из них письма Климента, не привлекая на себя строгую критику, ради сбережения аутентичности апостольской легенды.

Апостольские правила описывают дисциплину внутри Церкви

Апостольские правила что-либо предписывают, либо запрещают. Основной их адресат — священнослужители, однако есть несколько требований и к мирянам.

Как это вообще выглядит? Приведём пару примеров:

Как ясно, почти каждое апостольское правило — это своего рода отрывок из методички для внутрицерковной бюрократии. Однако без такого документа Церкви было бы во многом сложнее существовать.

Это не просто формальные требования, а жёсткие рекомендации, которые часто определяют судьбу человека в лоне Церкви.

А мало ли у нас пьянствующих мирян и священников? Если применить «Апостольские правила» по всей строгости, то многим людям пришлось бы пересмотреть свои привычки и расставить приоритеты — что им важнее пагубные привычки или Церковь.

Фимиам — один из трёх предметов, которые «Апостольские правила» разрешают подносить к алтарю. Фото: pravlife.org

Эти вещи понятны нам. Но некоторые способны озадачить. К чему, например, вот такой запрет?

А дело в том, что в ранней истории Церкви это действительно было проблемой: к алтарю носили всё подряд.

Каноническое право. Правила Св. Апостолов, Св. Вселенских и Поместных Соборов, Св. Отцов Православной церкви с толкованием

Представляем Вашему вниманию Правила Св. Апостолов, Св. Вселенских и Поместных Соборов, Св. Отцов Православной церкви с толкованием канонистов Иоанна Зонары, Алексия Аристина, Феодора Вальсамона, епископа Никодима (Милош)

Апостольские правила

Вселенские соборы

Первый-Никейский

Второй-Константинопольский

Третий-Эфесский

Четвертый-Халкидонский

Пятый-Константинопольский

Шестой-Константинопольский

Седьмой-Никейский

Поместные соборы

Агкирский собор 314г.

Неокесарийский собор 315г.

Гангрский собор 340г.

Антиохийский собор 341г.

Сардикийский собор 344г.

Лаодикийский собор 364г.

Карфагенский собор 393-419гг.

Константинопольский cобор 394г.

Константинопольский собор (двукратный 861г.)

Собор, бывший во храме Премудрости Слова Божия 879г.

Правила святых отцов

Каноническое послание св. Дионисия Александрийскаго 260 г.

Правила св. Петра Александрийскаго 304 г.

Каноническое послание св. Григория Неокесарийскаго 262 г.

Послание св. Афанасия Великаго к Аммуну монаху 326-371 гг.

Послание св. Афанасия Великаго к Руфиниану.

Св. Афанасия Великаго из 39 послания о праздниках.

Св. Василия Великаго первое послание к Амфилохию Иконийскому

Св. Василия Великаго послание второе.

Св. Василия Великаго послание третье.

Св. Василия Великаго из другаго послания к Амфилохию Иконийскому.

Св. Василия Великаго послание к Диодору, епископу Тарскому.

Св. Василия Великаго послание к Григорию пресвитеру.

Св. Василия Великаго к хорепископам послание.

Св. Василия Великаго к подчиненным ему епископам.

Св. Василия Великаго, из 27 главы книги о Св. Духе к блаж. Амфилохию.

Св. Василия Великаго, из 29 главы книги о Св. Духе к блаж. Амфилохию.

Каноническое послание св. Григория Нисскаго к Литоию еп. Мелитинскому 372-394гг.

Стихи св. Григория Богослова о том, как подобает читать кн. Ветхаго и Новаго Завета 370-391 гг.

Стихи св. Амфилохия, еп. Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются, около 394 г.

Канонические ответы Тимофея, еп. Александрийскаго 380-385 гг.

Правила Феофила, архиеп. Александрийскаго 385-412 гг.

Правила св. Кирилла, архиеп. Александрийскаго 412-444 гг.

Окружное послание Геннадия, патр. Константинопольскаго 459 гг.

Послание Тарасия, патр. Константинопольскаго к Адриану, папе Римскому, ок. 787 г.

 
Назад к списку

Правило 42

Апостольское правило 42-е гласит, что если пресвитер, епископ или диакон предан игре либо пьянству, да будет он извержен и да престанет. Толкование данного документа идентично толкованию 43-го правила, которое гласит, что если чтец, певец или иподиакон будет вытворять подобное, он будет отлучён. Это же относится и к мирянам.

И в 42, и в 43 правиле говорится об одной и той же вещи, а именно: о воспрещении игр и пьянства. Закон утверждает, что если лица, предавшиеся сим грехам, проявят настойчивость и после получения советов со стороны старших, то следует их лишить священного сана, если то будут священники. Если же такую оплошность допустят миряне либо церковнослужители, их следует отлучить от святого причащения. Вообще, священников обычно предварительно лишали службы, занимаемой ими в храме. Отлучали их от святого причащения лишь после того, как они прекращали быть чтецами, иподиаконами либо певцами.

Под игрой, упомянутой в этом документе, следует понимать разного рода азартные игры (например, в карты), в процессе которых человек стремится отнять у партнёра как можно больше денег. Некоторые игроки по своей воле обрекают на гибель либо собственные сбережения, либо сбережения своей семьи. Это своего рода кража, за которую 25-е правило учеников Христовых рекомендует извержение духовного отца, уличённого в ней. 42-е правило точно так же предписывает извержение каждого склонного к азартным играм.

«Апостольские правила» — это 47 глава 8 книги «Апостольских постановлений»

Разговор надо начать с «Апостольских постановлений». Это апокрифическая книга, якобы написанная Климентом Римским. Это апостол от 70-ти и четвёртый римский епископ

Не станем заострять внимание на его личности, так как вряд ли он приложил руку к этому сочинению

Появилось оно во второй половине IV века где-то в Сирии. Труд перекликается с рядом других христианских сочинений:

  • дидаскалия;
  • дидахе.

IV

считается, что именно в этом веке составили «Апостольские правила»

Главный интерес для нас представляет глава 47 глава 8 книги «Постановления Святых Апостолов о рукоположениях». Именно она и вошла в христианскую традицию под названием «Правила святых апостолов».

Доподлинно не установлено, почему они называются апостольскими. То ли потому, что их якобы написал апостол, то ли потому, что правила приближают жизнь верующего к духовному уровню апостолов.

Предание приписывает авторство апостольских правил Клименту Римскому, но никто всерьёз не рассматривает такую возможность

Есть несколько предположений о том, какие труды IV века могли лечь в основу «Правил святых апостолов», но версии, которая бы удовлетворила всех.

Всего существует 85 правил. Их количество сильно варьировалось в разных списках. Так, известно, что Западная Церковь некоторое время располагала лишь 50 правилами.

85

такое количество правил существует, однако церковь некоторое время пользовалась только 50

Правила взяты Русской православной церковью в качестве канонических.

Апостольские правила затрагивают разные темы: таинства, служба епископа, отлучение от Церви

Этот канонический сборник содержит предписания и запреты для самых разных сторон жизни верующих христиан.

Важная тема — служение епископа и прочих священников:

Апостольские правила подчёркивают, что члены Церкви должны славить Отца и Сына и Святого Духа. Например, правила требуют именно троекратного погружении при Таинстве крещения. Фото: cyrillitsa.ru

Того, кто себя оскопил, правила приравнивают к самоубийце и не принимают в клир

Немало внимания уделено тому, почему могут отлучить от Церкви или не принять в неё:

Всячески порицается взаимодействие с еретиками:

Затрагивают «апостольские правила» и нюансы проведения христианских Таинств:

Завершаются апостольские правила списком канонических книг Библии:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Сущность бумаг

О чём повествуют правила апостолов?

  • О хиротонии: епископа двумя епископами либо тремя (1), а священника либо диакона — одним епископом (2).
  • Об отторжении от сана: за чужие предметы на алтаре (3), за выдворение жены (5), мирские заботы (6), за безосновательный отказ от причастия (8), за свершение молитв с еретиками (11, 45), клятвопреступление, блудодеяние и воровство (25), рукоприкладство (27, 66), за приобретение власти с помощью мирских правителей (30), за свершение таинств без ведома епархии (35), азартные игры и алкоголизм (42), за отречение от Христа (62), за участие в праздниках с иудеями (70).
  • Об отлучении мирян: за преждевременный уход со службы (9), за свершение молитв с еретиками (10).
  • Служение запрещается: кастратам (21) и двоеженцам (17), слепым и глухим (78), военнослужащим (83), отлучённым от служения (32).
  • Характеристика списка библейских книг (85), в который включены 42 ветхозаветные книги и 28 (или 36, если учитывать те, которые запрещено публиковать) книг Нового Завета без Апокалипсиса.

Примечания

New Catholic Dictionary. Canons, Apostolic. 1910.

Funk F. X. Apostolischen Konstitutionen. — Verlag von Wilhelm Bader, 1891. — 374 s.
↑ 12Прот. Владислав Цыпин, Литвинова Л. В. Апостольские правила // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. III. — С. 119—121. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.

J. W. Rogerson, Judith M. Lieu. The Oxford Handbook of Biblical Studies. — OUP Oxford, 2006. — P. 796

Geoffrey Mark Hahneman The Muratorian Fragment and the Development of the Canon. — Clarendon Press, 1992. — P. 148
↑ 12 The Oxford Dictionary of Byzantium : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan. — N. Y. ; Oxford : Oxford University Press, 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8. — T. 1, P. 141

Никодим Милаш. О правилах святых Апостолов // Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов
А. С. Павлов, Курс церковного права. Сергиев Пасад. 1902 / С. 49
Апостольские правила // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911.

Aimé Georges Martimort. Deaconesses: An Historical Study. — Ignatius Press, 1986. — P. 85
↑ 12 А. С. Павлов Курс церковного права // Богословский вестник. — 1899-1902. — C. 48 – 51
Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 2 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Walter Farquhar Hook (англ.)русск., An ecclesiastical biography, containing the lives of ancient fathers and modern divines, interspersed with notices of heretics and schismatics, 1846. — P. 355
↑ 12 Стратилатов И. А

Древность и важность апостольских правил : (С прил. самых апостол

правил) / Соч. магистра Ивана Стратилатова. — Санкт-Петербург : тип. Э. Веймара, 1865. — 8. — 229 с.;

Появление и значение в Церкви (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Итак, правила учеников Иисуса Христа относятся к наиболее ранним церковным мифам. Христианство только зародилось, а они уже имели колоссальный авторитет как начертанные апостольские легенды. Интересно, что I (Никейский) Всемирный собор ссылается на данный документ как на нечто общеизвестное, так как очевидно, что других правил до его появления не существовало.

Здесь первое правило ясно повторяет 21-е апостольское, а второе – 80-е правило. Антиохийский Собор 341 года многие свои законы базирует на апостольских трудах. Второе правило Шестого Всемирного Собора подтверждает достоверность этих документов, провозглашая, что «85 правил апостольских отныне должны быть тверды и нерушимы».

Вообще христианство считало, что особая важность трудов христовых учеников заключена не только в их древности и высокоавторитетном происхождении, но и в том, что они содержат почти все наиважнейшие канонические нормы. Ценность их возросла в тот момент, когда они были дополнены и развиты Поместными и Вселенскими Соборами и церковными Отцами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector