Основные положения теории бытия фомы аквинского
Содержание:
Философия и идеи
Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.
Теолог Фома Аквинский
Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).
Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.
Фома Аквинский на кафедре
Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.
Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.
Фома Аквинский
Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.
- Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
- Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
- Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
- Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
- Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор — Бог.
Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.
Статуя Фомы Аквинского
Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.
На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.
Схоластика. Философия Фомы Аквинского
Схоластика — это форма философии религии, которая пытается обеспечить рациональное теоретическое обоснование религиозного мировоззрения путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к первоисточнику знаний.
Фома Аквинский был одним из самых важных философов-теологов Средневековья, систематизатором схоластики и основателем томизма, важного течения в католической церкви. При жизни он был доминиканским монахом
Его идеи используются как в современном философском, так и в теологическом учении. Философия Фомы Аквинского позволяет понять некоторые сложные богословские вопросы. Самыми известными его работами являются «Сумма теологии», а также «Сумма философии». Этот философ считал онтологическое существование Бога недостаточным. Он собрал пять доказательств существования высшего разума:
Предложение. Все, что кто-то двигает, движется, а это значит, что существует первичный двигатель. Этот двигатель называется Бог;
Причина. У всего, что существует вокруг нас, есть причина. Первопричиной является Бог;
случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первопричина — это Бог;
Степень качества. Все, что существует, имеет разную степень качества. Бог — это высшее совершенство;
Цель. У всех вещей есть цель. Цель имеет значение, которое придает ей Бог. Без Бога постановка цели была бы совершенно невозможна.
Философия Аквинского рассматривает проблемы бытия, Бога и всего сущего. Философия Фомы Аквинского содержит идеи, которые:
все состоит как из идеи (формы), так и из материи;
единство материи и формы — сущность всех вещей;
Идея — детерминанта, материя — вместилище;
Каждая идея троична, то есть она существует как в разуме Бога, в самой вещи, так и в разуме человека.
Разум и откровение — это не одно и то же;
Разум и вера всегда участвуют в процессе познания;
Разум и вера дают истинное знание;
Неистинное знание может возникнуть потому, что разум противоречит вере;
все вокруг нас делится на то, что можно познать, и то, что познать нельзя;
Разум может познать существование только самого Бога;
существование Бога, сотворение мира, бессмертие души и другие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение;
Теология и философия — это не одно и то же;
Философия объясняет только то, что знает разум;
Божественное познается через теологию.
Историческое значение философии Фомы Аквинского:
Доказательство существования Бога;
систематизация схоластики;
…проведение границ между существованием и сущностью..;
важный вклад в развитие идей материализма;
открытие божественных идей, которые предшествуют началу вещей;
идея о том, что знание может быть достигнуто только тогда, когда разум объединяется с верой и перестает ей противоречить…
обращение к сферам бытия, доступ к которым возможен только через божественное откровение;
разделение богословия и философии и представление философии как подчиненной богословию;
логическое доказательство ряда схоластических положений, а также теологии.
Учение этого философа было признано Папой Римским (1878) и принято в качестве официальной идеологии католицизма. Сегодня такие доктрины, как неотомизм, основаны на его идеях.
Биография
Фома Аквинский был урожденным графом Томмазо Аквино; он родился в Центральной Италии, в дворянском поместье около местечка Аквино. В возрасте 6 лет его послали учиться в известный монастырь в Монте-Кассино. Когда ему исполнилось 14 лет, он поступил в Неаполитанский университет, известный тем, что давал студентам самое современное образование, а также наличием полных сборников работ Аристотеля, которые незадолго до этого стали достоянием западного мира благодаря переводам на арабский язык и на латынь. В 18 лет Аквино присоединился к доминиканцам, новому ордену нищенствующих монахов, особенно стремящихся учиться, обучать и проповедовать. Семья пыталась мешать воплощению этого решения в течение почти двух лет, но удержать Аквино оказалась не в силах. Вскоре после воссоединения со своими доминиканскими братьями он был послан в Париж, где слушал лекции Альберта Великого.
С 1248 по 1252г. Фома Аквинский жил в монастыре Святого Креста в Кёльне. Здесь он обучался у Альберта, особенно много времени посвящал трудам Аристотеля, что производило впечатление на его учителей и руководителей. Источники гласят, что его называли немым волом, потому что он был физически силен и вел себя тихо и скромно. Альберт, по сообщениям, сказал его соученикам:
В 1256г. Фома Аквинский получил разрешение преподавать монахам-доминиканцам, и в 1257г. он стал профессором богословия. Он достиг известности благодаря своим обширным познаниям и выдающимся умственным способностям.
Фома Аквинский преподавал в Париже и разных городах Италии. Он высоко ценил философию Аристотеля и сделал ее основой для собственных теологических
и философских сочинений. Он создал многочисленные большие работы, был автором значительного числа фундаментальных трудов, самый известный и важный из которых — «Сумма теологии» — представлял собой глубокое исследование всего объема теологии. Начатая в 1266г. «Сумма теологии» оставалась незаконченной до его смерти. Он считал ее простым руководством для студентов; она же оказалась самым большим теологическим документом, когда-либо написанным представителем церкви. Книга состоит из трех частей, содержит 38 трактатов, 612 вопросов, 3120 статей и приблизительно 10 ООО возражений.
В декабре 1273г. Фома Аквинский перенес своего рода расстройство, вероятно результат истощения, и внезапно оставил рутинную работу и написание трудов. В том месяце он отправился в Лион, но заболел в пути и уже не выздоровел. После двух месяцев он был помещен в соседний Цистерцианский монастырь, где умер в комнате для гостей 7 марта 1274г. Фома Аквинский был канонизирован в 1323г. папой римским Иоанном XXII и объявлен доктором церкви и ангельским доктором в 1567г. папой римским Пием X.
Теология и наука
В вопросе о соотношении веры и знания, религии и философии — главной проблеме схоластической философии — Аквинскому пришлось вырабатывать свою позицию в контексте уже существующих позиций. Ведь помимо чисто религиозной позиции, которая ставила веру выше всякого знания и отдавала приоритет теологии над философией, существовала концепция двойной истины (теория двух истин).
Из двух истин, которые существовали в двух вариантах. Один из них утверждал, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные объекты и методы исследования, и поэтому между ними нет противоречия. Другой
вариат, продолжая аверроизм, утверждал, что существует противоречие между истинами философии и теологии. Обе разновидности указывали на иррационалистический характер теологической рефлексии.
Рассматривая этот вопрос, Аквинский, как и некоторые его философские предшественники, утверждал, что религия
и наука по-разному подходили к истине. Таким образом, хотя религия и богословие находят свои истины в Откровении. Писание, то наука и философия приходят к истинам через опыт и разум. Все одновременно.
Наука и религия, философия и теология различаются не столько объектами исследования, сколько методами исследования.
Разработанная в конце двенадцатого и тринадцатом веках в Западной Европе, эта
интеллектуальное движение, чьим философским вдохновением было учение Аристотеля, принесло с собой растущую тенденцию к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения явно противоречила интересам Церкви, поэтому необходимо было искать пути решения вопроса о взаимоотношениях между богословием и наукой. Это была непростая задача, поскольку она предполагала разработку метода, который не проповедовал бы полного пренебрежения к знаниям, но в то же время был бы способен подчинить рациональное мышление догмам откровения, то есть утвердить примат веры над разумом. Эта задача была решена Фомой на основе католической интерпретации аристотелевской концепции науки. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в Средние века, и Римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в XX веке под именем неотомизма, одного из важнейших течений католической философии на Западе. Номиналистическая критика томизма: примат воли над разумом. Как уже говорилось выше, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы преобладает последнее. Напротив, критики томизма ссылаются на библейскую традицию, в которой воля (особенно божественная, всемогущая воля) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма пришелся на XIII и особенно на XIV века. Его главными представителями были Уильям Оккам (1285-1349), Джон Буридан (конец XIV века), Николай из Отрекура (XIV век) и другие. Номинализм пересматривает трактовку бытия, характерную для аристотелевской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский), которая предполагала тесную связь между бытием и категорией бытия. Хотя Фома различал бытие и сущность (ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), он считал, что сущность ближе к бытию, чем все остальные категории. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку и сделал ее областью, совершенно независимой от теологии. В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечным объектом которой является исключительно Бог как «первопричина» вселенной, мудростью, которая не зависит от всех других знаний, Фома не отделял науку от теологии. По сути, концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на освобождение науки от влияния теологии. Можно сказать, что он изолирует богословие от науки в гносеологическом смысле, то есть считает, что богословие черпает свои истины не из философии, не из частных наук, а исключительно из откровения. Томас не мог оставить все как есть, потому что этого не требовала теология.
Пять путей доказательств бытия Бога.
Фома определяет пять путей доказательств бытия Бога.
Первый путь исходит из понятие движение. Все в мире движется, причем каждое отдельное движение предполагает свой источник движения. Любая последовательность отдельных движений не может быть бесконечной. Поэтому «необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога» Там же. С.829.
Второй путь исходит из понятия производящей причины. Причинно-следственная связь присуща всему мирозданию, но тем не менее нельзя представить того, чтобы ряд причин уходил в бесконечность. Стало быть, «необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую именуют Богом». Там же.
Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В мире существует не только случайность, но и необходимость, определённая закономерность. Стало быть, не все сущее случайно и в мире должно быть нечто необходимое. В сущее имеет необходимость в чем-то другом. В конечном итоге «необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог».
Четвертый путь исходит из различных степеней совершенства. Мир вещей есть иерархия ступеней, составляющих пирамиду мироздания. Кажая последующая ступень этой иерархии является высшей и совершенной, чем предыдущая. Вершина пирамиды мироздания — самая совершенная сущность, «являющаяся для всех сущностей причиной блага и всякого совершенства; и ее мы именуем Богом».
Пятый путь исходит из распорядка природы. Всё в этом мире целесообразно. «Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, какого природные тела, подчиняются целесообразности… Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом».
Доказательства бытия Бога, приведенные Фомой, есть модификация идей языческой философии, и в частности учения Аристотеля.
В учении Фомы Бог — начало и конец всех вещей, источник бытия и само бытие, которое он сотворил из «ничто»; у Аристотеля Бог — сверхчувственная субстанция («форма всех форм»), вечная сущность и первичная реальность, перводвигатель и цель, которая находит свое воплощение в высшем Благе. Стало быть, в томизме Бог есть само бытие, в котором полностью совпадают сущность и реальное бытие; в языческой же философии Бог занимается оформлением предшествующей материи, т.е. даёт форму миру.
В христианской философии Бог — персонифицированная личность, т.е. он обладает сознанием и знанием, свободен в своей деятельности, способен вступать в отношения в другими личностями. В языческой философии, напротив, Бог есть вечная и неподвижная сущность, отделенная от мира чувственных вещей и жизни людей; он чистый акт, живой деятельный разум, лишенный элементарной материальности и потенциальности. Поэтому в языческой философии Бог, являясь формой, есть лишь модус бытия. В томизме же Бог, является творцом бытия, а это гораздо больше, чем быть «формой всех форм».
Биография Фомы Аквинского
Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.
Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.
Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.
Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.
В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».
Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.
Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»
Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.
В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».
В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».
В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.
Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.
Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».
В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.
Аргументы Фомы Аквинского
Доказательства существования Бога становятся одной из главных тем философии. Фома Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Все эти доказательства являются космологическими, то есть доказательствами от мира к Богу.
Фома Аквинский сразу же отвергает онтологическое доказательство существования Бога. Он отвергает его по следующей причине: для того чтобы разум пришел к существованию Бога, обладающего бесконечным числом атрибутов, этот разум также должен быть бесконечным. Человеческий разум не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство существования Бога доступно только самому Богу. Опровержение онтологического доказательства Фомой Аквинским также сыграло свою социальную роль. В это время в западном католическом мире были популярны различные еретические гностические учения, которые отрицали необходимость Церкви для спасения человека и познания Бога. Основание для этих ересей можно было найти в онтологическом доказательстве, которое показывало, что познание Бога возможно также через собственную душу, через собственное знание.
Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Почти все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство существования Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то другим, должен существовать некий первотолчок».
Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика уже не считает историческим фактом. Концепция «движения по инерции» никак не вписывается в эту аристотелевскую позицию, поэтому если мы основываем нашу веру в Бога только на доказательствах, рано или поздно наука сможет опровергнуть эти доказательства.
Итак, доказательства есть доказательства, но вера, конечно, должна быть свободной, не связанной никакими доказательствами. Но даже Фома Аквинский не полагался только на доказательства. Для него философия — лишь слуга богословия, она лишь помогает человеку прийти к Богу. Если это доказательство кому-то помогло — хорошо, этот человек на пути к спасению.
Второе доказательство гласит, что все, что происходит в мире, обусловлено причиной и следствием. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, поэтому причина и следствие всегда разделены. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь одну главную причину. Эта причина — Бог.
Третье доказательство — это доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать или не существовать. Следовательно, весь мир может существовать, а может и не существовать. Если этот принцип верен, то рано или поздно наш мир перестанет существовать. И если предположить, что мир существует сам по себе, то есть вечно, то этот факт небытия мира рано или поздно уже должен наступить. Но раз мир существует, следовательно, не все в мире случайно; есть необходимость, абсолютно необходимое бытие, которое обеспечивает существование этого мира. Это необходимое существо — Бог.
Четвертое доказательство вытекает из степеней совершенства. Человек видит различные степени совершенства в своем познании мира. Некоторые вещи он считает более совершенными, другие — менее. Но такое сравнение вещей по степени совершенства возможно только при наличии представления об абсолютно совершенном существе в человеке, если это абсолютно совершенное существо существует. Поэтому есть нечто в высшей степени истинное, совершенное, благородное, а значит, и сущее. «Ибо то, что истинно в высшей степени, истинно в высшей степени.
И пятое доказательство — это божественное руководство миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как у человеческих поступков есть цель, так и у этого мира есть цель, ради которой он существует, и эта цель — Бог.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
- Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
- Будда (просветленный), основатель буддизма
- Учение Платона о человеке и космосе
- Основные характеристики русской философии
- Познание, его возможности и границы
- Анри Бергсон, французский философ
- Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
- Гносеология философии возрождения и ее специфика
- Природа и общество: их историческое взаимодействие
Краткая биография
Статья является частью цикла оСхоластике |
Источники |
Течения |
СхоластикиРанняя схоластика: |
Проблематика |
Школы |
Неосхоластика |
Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает»[источник не указан 158 дней]. Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.
Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта.
Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.