Платон

Сравнение учений Платона и Аристотеля: кратко

Если сравнить учения обоих философов, то можно заметить, что их взгляды во многом расходились. Несовпадения позиций Платона и Аристотеля наблюдаются в следующих аспектах философии:

В вопросе о познании. По мнению Платона познание существует отдельно от бытия и независимо от него. Аристотель считал, что познание и бытие неразрывно связаны. Источник бытия – вечный и «неподвижный» ум.

В вопросе о душе. Платон говорил о том, что душа может существовать отдельно от тела и до его рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Аристотель доказывал, что душа неотделима от тела. Все живые существа обладают душой, но только человеческая душа способна размышлять.

В вопросе о том, что есть благо. Что означает благо по мнению Платона? На взгляд этого философа благо — это единство добродетели и счастья. Он противопоставляет духовность чувственным влечениям человека. По мнению Аристотеля благо для каждого человека выражается в разных понятиях. Грубые люди видят благо в наслаждениях, благородные в — почестях, мудрые — в сознании. Это то, к чему человек стремится. Высшее благо — это деятельность сообразная с высшей добродетельностью.

В вопросе об этике. Платон видел добродетель как норму души, лежащей вне реальности человека. Основная добродетель — это мудрость. Человек у Платона — это несовершенный бог. Аристотель считал, что добродетель нужно воспитывать с раннего возраста. Основным мерилом добродетели, по его мнению, являются стыд и совесть. Одновременно философ выделил 11 добродетелей

Среди которых самой важной считал справедливость. У Аристотеля совершенный человек — и есть бог

Взгляды двух античных учёных на такие важные философские понятия как бытие и сознание, этика и мораль, государство и человек, вызывали немало споров среди последователей и противников их учений. И даже сегодня эти споры полностью не утихли, потому что нельзя однозначно и полностью принять выводы и умозаключения ни Платона, ни Аристотеля.

Теория идей

Мир идей Платона

Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания

Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком

На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Рейс

Его учитель Сократ был несправедливо обвинен в преступлении, и за это он был приговорен к смертной казни. В разгар этого контекста Платон решил бежать в город Мегара в Аттике, опасаясь быть осужденным, учитывая тесную и глубокую связь, которую он имел с Сократом.

Подсчитано, что Платон оставался в Мегаре около 3 лет, в течение которых ему удалось установить связь с Евклидом из Мегары и его школой в этом городе. Этот первый переход стал началом нескольких путешествий Платона.

Побывав в Мегаре, Платон отправился в Египет, а затем перебрался в регион Синераик, расположенный на северо-востоке нынешней территории Ливии. Находясь в этом регионе, у него была возможность пообщаться с математиком Теодором и философом Аристиппом из Кирены.

Некоторые источники указывают, что после своего пребывания в Синераике Платон отправился в Италию, куда он отправился с намерением встретить Архита Тарентского, математика, государственного деятеля, астронома и философа. Напротив, другие источники устанавливают, что Платон вернулся непосредственно в Афины после своего визита в Синераику.

Формирование философских взглядов Платона

Однажды молодой Платон стал свидетелем одного из уличных разговоров Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он оставил свои прежние занятия, сжег свои поэтические произведения, присоединился к Сократу и стал одним из его «жаждущих слушателей» и учеников.

Встреча с Сократом произошла в 408 году до н.э., Платону в то время было 20 лет. С тех пор и до казни учителя в 399 году до н.э. Платон был одним из его «постоянных собеседников и верных друзей».

К моменту встречи с Сократом Платон, очевидно, был знаком с ведущими течениями философской и политической жизни, со взглядами Гераклита, пифагорейцев, итальянских философов и софистов. Его первым учителем философии считался афинянин Кратил (который довел до крайности учение Гераклита о текучести всего сущего и пришел к выводу о ненадежности и относительности знания вообще). Платон не стал Кратилом, но не без его влияния присоединился к гераклитовским идеям о подвижности и текучести вещей и явлений (в их противопоставлении неизменному миру-причине, вечному Логосу). Платон научился философии из бесед с Сократом. Сократ дал своему ученику то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через соприкосновение с добрым и прекрасным, трудный путь самосовершенствования. Видимо, именно беседы Сократа стали образцом и темой философских произведений Платона — диалогов, в которых Сократ всегда является главным действующим лицом. Конечно, платоновский Сократ не полностью совпадает с реальным Сократом, ведь диалоги Платона — это философские произведения, а не запись протокольных бесед Сократа. Платон не придумал своего Сократа, он пытался по-своему понять и философски осветить поступки и мысли своего наставника. По словам Н. С. Нерсесянца, «все произведения Платона пронизаны сократовским стилем поиска истины, сократовским способом философствования, сократовским пониманием значения и роли философии в жизни человека, постоянной ориентацией на образ человека, гражданина, философа, воплощенный в шкале Сократа». Ранний период творчества Платона начинается со смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона на Сицилию. В это время он написал «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора», 1-ю книгу «Государства», «Лахета», «Лисия» и «Парменида». В диалогах, называемых «сократовскими», в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм: поиск общих понятий, глубокий интерес к моральным проблемам (такие вопросы, как: Добродетель, добро, мужество, почитание законов, любовь к отечеству и т.д.). Платон постоянно пишет в форме диалога, который, согласно А. Ф. Лосев «является воплощением в литературной форме знаменитых бесед Сократа, в которых он задает вопросы, ищет ответы, пытается определить отдельные нравственные понятия, а затем складывает их вместе и делает вывод о единстве, которое их объединяет». В переходный период (387 — 366 гг. до н.э.) были написаны «Менон», «Горгиас», «Ион», «Гиппий Великий», «Гиппий Малый» и «Кратил». Здесь, впервые устами Сократа, Платон начинает излагать свои собственные мысли, которые он развивал в основанной им Академии. Так возникает образ платоновского Сократа. Этот новый Сократ «является результатом философской независимости Платона».

Список литературы

  1. Аналитическая философия: Учебник / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняк. М.: РУДН, 2004.    
  2. Бородай Т.Ю. Рождение философской концепции. Бог и материя в диалогах Платона. Москва: Ред. Савин С.А., 2007.    
  3. Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2007.    
  4. Введение в философию: учебник / И. Т. Фролов и др. М.: Республика, 2007.
  5. Геворкян А.Т. Тайна Платона: текст лекций. Ереван: Чартарагет, 2007.  
  6. История философии: Учебник / П.В. Алексеев. М.: Уэлби Т.К., Проспект, 2005.  
  7. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2002.  
  8. Могилевский Б. М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: УРСС, 2003.  
  9. Самойлов С.Ф., Просветов С.Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. Краснодар, 2004.  
  10. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с ним. предисловие и примечания М.Е. Буланенко. СПб., 2004.      
  • Реферат на тему: Понимание смысла жизни в религиозных и философских учениях Востока
  • Реферат на тему: Влияние христианства на развитие искусства и архитектуры Киевской Руси
  • Реферат на тему: Экзистенциализм как философия жизни
  • Реферат на тему: Экзистенциальная трактовка бытия
  • Реферат на тему: Соотношение между бытием и небытием
  • Реферат на тему: Одиночество как предмет философии. Философии экзистенциализма
  • Реферат на тему: Методы эмпирического исследования
  • Реферат на тему: Психика, мышление, сознание: философский анализ
  • Реферат на тему: Учение о политической свободе в социальной философии Г. Гегеля
  • Реферат на тему: Русское реформаторство
  • Реферат на тему: Концепция истории в книге Освальда Шпенглера Закат Европы
  • Реферат на тему: Натурфилософия Ренессанса

Последние годы жизни

Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Мотивация

У Платона плохое представление об удовольствиях — пифагорейское наследие -: тело ищет удовольствия и избегает болиЭто только мешает созерцанию Добра. В его более поздних работах некоторые удовольствия, такие как эстетическое наслаждение, получаемое от Красоты, считаются здоровыми, отвергая чисто интеллектуальную жизнь как слишком ограниченную.

Его концепция мотивации почти фрейдистская: у нас есть поток страстных желаний, которые можно направить в любую часть души, к удовольствиям, личным достижениям или философским знаниям и добродетели. Импульсы могут мотивировать поиск преходящих удовольствий или философское восхождение к мир форм.

Проблема «как существует общее» в учении Платона об идеях

Как «идея», прекрасное — это сущность, неощутимая для органов чувств и даже безобразная, бесформенная. Именно так характеризуется истинная сущность в «Фаэдре». Согласно объяснению, данному Платоном в этом диалоге, обителью «идей» являются «небеса». Эти места «заняты бесцветной, бесформенной и неосязаемой сущностью, которая существует в своей сути и видна только более строгой части души, разуму».

Только несовершенство нашего мышления, по Платону, внушает нам ложное представление, будто «идеи», в том числе и «идея» красоты, находятся в некоем пространстве, подобно чувственным вещам, которые представляются нам отдельными друг от друга и пребывающими в пространстве. Согласно объяснению Платона, источником этой иллюзии является материя; под «материей» он понимает едва ли вероятный вид пространства, постигаемый, по его собственным словам, какими-то недопустимыми рассуждениями, причиной обособления и разделения отдельных вещей чувственного мира. Когда мы рассматриваем такого рода пространство, «мы просто мечтаем и думаем, будто все существующее обязательно должно находиться в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни в небе, не существует».

Но это мнение, согласно Платону, ложно. Вследствие этого взгляда, говорит Платон, даже после пробуждения «мы не можем определенно выразить истину, отличив все эти и им подобные идеи от нерушимой, реально существующей природы».

Таким образом, определения пространства, времени и числа могут быть применены к «идеям» Платона только в безличном и, более того, крайне неточном смысле. В строгом смысле слова «идеи» в понимании Платона совершенно недопустимы, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени.

Это учение — идеализм, поскольку реально существует, согласно Платону, не чувственный объект, а лишь его духовная, нематериальная сущность, не воспринимаемая органами чувств. В то же время это учение является объективным идеализмом, поскольку, согласно Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от охватываемых ею многочисленных одноименных чувственных объектов, как существующая в общем для всех таких объектов.

Знаменитой была платоновская теория воспоминаний — теория прекрасная, как сон, но не более реальная, чем они сами. Живые архетипы чувственных вещей — идеи — живут в надзвездной сфере и образуют особый мир. Чистые, без цвета, без формы, без протяженности, они сидят там, как божества, сияющие вечной красотой и истиной, недоступные никому, кроме бессмертного духа. Но души также обитали с ними до того, как они были ниспосланы в наши смертные оболочки. Тогда, обитая в небесном царстве, они созерцали эти суверенные идеи в тихом восторге, впитывали их свет и формировали для себя точные понятия истины и бытия; теперь же они заключены в свои физические оболочки, как в темницу, и омываются стремительным потоком жизни, имея перед глазами не вечность, не совершенство, не неизменность, а мимолетные видимости, наполненные лишь уродством и мимолетностью. В то же время эти явления являются бледными копиями вечных идей, и перед мысленным взором впечатлительной души открывается другой, лучший мир, в котором она когда-то жила и который был ей так дорог, — сначала смутно, но затем все яснее и яснее. Она начинает вспоминать, как мы начинаем вспоминать свои лица, когда смотрим на их фотографии, даже если они поблекли от времени: фотографии пробуждают память, и постепенно душа, напрягая все свои силы, начинает замечать знакомые формы идей в шумном и бессвязном вихре вещей и явлений. Чем полнее он отрезан от влияний внешнего мира, чем глубже вглядывается в пеструю игру явлений, тем ярче оживают в нем воспоминания, тем ярче возникают образы давно забытых идей. Он все больше и больше поднимается над чувственными восприятиями, которые чужды ему с рождения, и постепенно начинает создавать концепции, соответствующие его воспоминаниям, — концепции, которые становятся все более и более сложными, все более и более возвышенными.

Философия и взгляды

Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.

Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.

В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.

Сократ и Платон

Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.

В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.

Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.

После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.

Однако планам Платона было не суждено сбыться. Дионисий оказался деспотом, возненавидевшим «государство» мыслителя.

Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.

Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.

Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.

Платон (428-348) и его вклад в психологию

Платон родился в период мира и расцвета демократии. Перикл. Принадлежавший к афинской аристократии, он получил образование молодого человека высшего сословия (в основном гимнастика и поэзия). Он также был одним из самых ревностных учеников Сократа до самой его смерти («мудрейший, добрый и справедливый из людей», по его мнению). Он путешествовал по Греции и Египту, испытав на себе влияние математика Теодора, а также орфиков, пифагорейцев и Элеата: Гераклита и Парменида.

Платон основал Академия, посвятив свою жизнь обучению Философия. Он принял релятивизм Парменида в отношении восприятия. (Три ведра с водой в ряд: горячая, теплая и холодная: вставив одну руку в каждое из крайних ведер, а затем обе в середину, то, которое было в холоде, будет ощущаться горячим, а другое — в горячем. холод.). Платон также принял бы гераклитову доктрину потока, утверждая, что все объекты находятся в постоянном изменении, поэтому их невозможно узнать. Знание для Платона вечно и непреложно (Существование Парменида) и, следовательно, нет знания о бренных вещах.

Гносеология Платона

Учение Платона о знании неотделимо от его учения о бытии, его психологии, космологии и мифологии. Доктрина познания оказывается мифом. Согласно Платону, наша душа бессмертна. Прежде чем вселиться на землю и обрести физическую оболочку, душа созерцала и хранила знание об истинно существующем Бытии. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть черпая знания в себе, поэтому он будет помнить. Таким образом, согласно Платону, суть процесса познания заключается в том, что душа запоминает идеи, которые она уже наблюдала. Платон писал: «А поскольку в природе все связано друг с другом и душа познала все, ничто не мешает тому, кто помнит что-то одно — люди называют это знанием — самому найти все остальное, если только он будет неустанно искать.» Поэтому природа души должна быть связана с природой «идей».

Истинный смысл обретается только с помощью мышления. Мысль, с другой стороны, — это процесс памяти, независимый от чувственного восприятия, абсолютно независимый. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В этом отношении процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство говорить, искусство задавать вопросы и отвечать на них, делать воспоминания. Другими словами, это рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей — «самое совершенное знание». Диалектика у Платона — это путь или движение мысли через неистинное к истинному. Пробудить душу к созерцанию может такое впечатление или мысль, которая замыкает в себе противоречие. «То, что действует одновременно на ощущение и его противоположность, я определил как стимулирующее, — говорит Платон, — а то, что так не действует, не вызывает мысли». Первая половина задачи диалектического исследования, в платоновском понимании, состоит в том, чтобы дать определенное, четко сформулированное определение «рода». Необходимо, по словам самого Платона, «охватить все общим взглядом, чтобы собрать в единую идею то, что везде несходно, чтобы через определение каждого из них стал ясен предмет учения». Вторая половина той же задачи — «разделить на виды, на естественные составляющие, стараясь не раздробить ни одну из них».

«»Диалектика Платона была важным этапом в развитии логики. Согласно Платону, знание возможно не для всех. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто вообще ничего не знает (невежда думает, что ему не нужно никакого знания). Поэтому философ — это тот, кто стоит между полным знанием и невежеством, стремясь подняться от менее совершенного знания к все более совершенному.

Тема диалога «Teetet» — вопрос о природе знания. Диалог опровергает три, по мнению Платона, несостоятельных решения этого вопроса: 1) знание — это чувственное восприятие, 2) знание — это правильное мнение, 3) знание — это правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон исходит из учения о необусловленной текучести и относительности всего сущего. Чувственному как текучему должно предшествовать нечто нетекучее и нечувственное, поэтому знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание не может быть определено как истинное мнение, независимо от отношения истинного мнения к ложному.

Биография Платона

Точная дата рождения Платона до сих пор остается неизвестной. Считается, что он появился на свет на рубеже 429 и 427 до н. э. в Афинах, а возможно и на острове Эгине.

Между биографами Платона по-прежнему не утихают споры относительно имени философа. Согласно одному мнению, в действительности его звали Аристоклом, тогда как Платон – его прозвище.

Детство и юность

Платон рос и воспитывался в аристократической семье.

Согласно преданию отец философа, Аристон, происходил из рода Кодра – последнего правителя Аттики. Мать Платона, Периктиона, была потомком знаменитого афинского политика и поэта Солона.

У родителей философа также родилась девочка Потона и 2 мальчика – Главкон и Адимант.

Все четверо детей Аристона и Периктионы получали общее образование. Стоит отметить, что наставником Платона был досократик Кратил, последователь учений Гераклита Эфесского.

В ходе своего обучения, Платон лучше всего усваивал литературу и изобразительное искусство. Позже, он серьезно увлекся борьбой и даже принимал участие в Олимпийских играх.

Отец Платона являлся политическим деятелем, который стремился к благополучию своей страны и ее граждан.

По этой причине Аристон хотел, чтобы его сын стал политиком. Однако Платону не очень нравилась эта идея. Вместо этого, он с большим удовольствием занимался написанием стихов и пьес.

Как-то раз, Платон повстречал зрелого мужчину, с которым у него завязался диалог. Он был настолько впечатлен рассуждением собеседника, что пришел в неописуемый восторг. Этим незнакомцем был Сократ.

Заключение

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале19 в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Можно во многом не соглашаться с их виденьем мира, государственного строя, законом общества, морали и души. Но нельзя не согласиться, что в истории было множество примеров таких государств не во всем, но во многом они похожи на то, что описывали Сократ и Платон. Соглашаться или нет это вопрос вторичный. Можно, что-то принимать, а в чем-то быть яростным противником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector