Учение платона о душе

Введение

ХХ век сошел с исторической арены, продемонстрировав рост динамики общественной жизни, потрясая наше воображение глубокими изменениями во всех структурах политики, экономики и культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, подразумевающей искоренение нищеты, голода и преступности. Цель превратить нашу Землю в общественный дом, где каждый найдет достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества ставят его перед выбором, заставляя оглядываться и думать о том, что происходит в мире и с людьми.   

В этой ситуации главными становятся проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознания им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной деятельности, ответственности за свои действия и выбора форм и направлений его деятельности.

В формировании и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически рефлексивного осмысления глубоких ценностей и жизненных ориентаций. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем человеческого существования, каждый раз поднимая вопрос о том, кто такой человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды культурных кризисов. 

Огромное наследие оставили нам блестящие ученые древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни на протяжении многих лет. Созданные ими философские системы нашли множество последователей вплоть до наших дней, а высказанные ими идеи нашли отражение в трудах более поздних философов. При сравнении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля напрашивается вывод, что ни классики идеализма, ни их последователи не выдвинули принципиально новые проблемы, не преодолели заблуждения этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие философии как науки, очевиден, поэтому обращение к их работе, несмотря на огромную дистанцию ​​во времени и значительный прогресс философской мысли с тех времен, кажется вполне разумным.   

Аристотель — ученик Платона, но по ряду фундаментальных вопросов он расходился со своим учителем. Аристотелю принадлежит поговорка: Платон — мой друг, но истина дороже! Аристотель считал, что платонической теории идей совершенно недостаточно для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платонический разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.  

Именно в трудах Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла своего наивысшего расцвета. Взгляды философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, представляют собой грандиозную систему конкретно-научных и собственно философских знаний по своей удивительной глубине, тонкости и масштабности. 

Платон — великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю мировую философскую науку. Ученый был влюблен в философию: все философствования этого мыслителя — выражение его жизни, а жизнь — выражение его философии. Согласно Платону, желание постичь бытие в целом дало нам философию, и никогда не было и не будет более великого дара людям, как этот дар Божий (Г. Гегель).  

Этические взгляды

Этические взгляды Платона согласуются со взглядами Сократа: добро как единство добродетели и счастья, прекрасное и полезное, добро и приятное. Платоновский идеал абсолютной объективной истины противопоставляется человеческим чувственным влечениям: добро противопоставляется приятному. Вера в высшую гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной истины, абсолютной добродетели ведет Платона к осознанию другого, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта истина живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В диалогах Горгий, Фетет, Федон, Республика этика Платона приобретает аскетическую направленность: она требует очищения души, отрешенности от мирских удовольствий, от светской жизни, полной чувственных радостей. Согласно Платону, высшее благо (идея добра, и это прежде всего) находится вне мира. Следовательно, высшая цель нравственности также находится в сверхчувственном мире.     

Аристотель сформулировал основные положения этики как учения о добродетелях. Он определяет основные понятия этики. Итак, добро — это то, к чему стремятся. Для грубых — в удовольствиях, для знатных — в почестях, для мудрых — в сознании.   

В противовес Платону Аристотель считал, что высшее благо или счастье — это деятельность, соответствующая высшей добродетели. Для счастья необходимы как полнота добродетели, так и достаточное обеспечение внешними благами. Аристотель отделяет концепцию счастья от концепции блаженства как независимого от внешних обстоятельств. Он отличает намерение как дело с тем, что в наших силах, от желания, которое может не зависеть от нас. Поскольку достижение добродетели — это деятельность, а не просто созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Мыслитель заменяет судьбу и судьбу свободной волей человека.      

Проанализировав неудачи Платона с устройством идеального государства и своим собственным педагогическим опытом, Аристотель пришел к выводу, что воспитывать нравственность необходимо с раннего возраста через накопление необходимых навыков.

Давая общую картину формирования добродетели, Аристотель подчеркивал, что не существует фиксированных правил, применение которых гарантирует достойное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Стыд и совесть — это внутренние механизмы, свидетельствующие о достоинствах действий.  

Основываясь на изучении реальности как таковой, Аристотель придерживался этой линии в области этики. У Платона, как упоминалось выше, добродетель основана на изначальных свойствах души, которые возникают из отношения души к миру идей. Платон мыслил идеал добродетели в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, считал добродетель приобретаемой душой в процессе воспитания.   

Аристотель выделил 11 этических добродетелей: смелость, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, уравновешенность, правдивость, вежливость, дружелюбие, справедливость. Последний наиболее необходим для совместной жизни. 

Согласно Аристотелю, нравственный человек — это тот, кто руководит разумом в сочетании с добродетелью. Аристотель принял платоновский идеал созерцания, но привнес в него деятельность, поскольку человек рожден не только для понимания, но и для действия. 

Для Платона человек — несовершенный бог; для Аристотеля Бог — совершенный человек. Следовательно, мерилом всего и истины для Аристотеля является совершенный нравственный человек. 

Теория познания

Платон понял слова Сократа о значении понятий для познания бытия и исходил из идей как прототипов мира через явления чувственного мира, в котором эти идеи как истинные формы бытия представлены в искаженном виде к понятиям, улавливающим сущность явлений — их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в представлениях о них, Платон пришел к выводу, что понятия — это не только наши мысли о бытии, но и существуют сами по себе, своеобразно и, конечно, независимо. чувственного мира. Мыслитель подошел к познанию с позиций диалектики. Аристотель возражал против этого.    

Его предметом было познание Аристотеля. Опыт основан на ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: это то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых объектов без их материи. Разум видит в человеке общее. Формы истинно научного знания — это концепции, которые постигают суть вещей.    

Аристотель систематизировал и приблизил учение Платона к реальности. Различия между Платоном и Аристотелем аналогичны различиям между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и мир идей Платона, находятся по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии — в этом мире, как и в вещах Аристотеля, идея и реальность неразрывно слиты. Философия Платона сосредоточена на мире мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитеза материалистической философии Аристотеля, ориентированная на реальный мир.    

Список литературы.

  1. Губинн В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.: Тон, 1997.  
  2. Асмус В.Ф. и другие. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1975.  
  3. Лосев А.Ф. Бытие, имя, пространство. М.: Мысль, 1994.  
  4. Антипенко Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. М., АН СССР, 1984. 
  5. А.Г. Спиркин. Философия: Учебник. — 2-е издание. — М.: Гардарики, 2003.   
  6. В.Г. Голобоков. Краткая история философии. — М.: Издательство Олимп: ООО Издательский дом АСТ, 2003 г.  
  • Реферат на тему: Этические проблемы современной медицины
  • Реферат на тему: Биоэтика как система этических стандартов
  • Реферат на тему: Анализ объективных условий усиления влияния исламского фактора в современных геополитических процессах, а также субъективных факторов, способствующих укреплению позиций ислама в мире
  • Реферат на тему: Мифы и их роль в становлении философии (концепция А.Ф.Лосева)
  • Реферат на тему: Морис Мерло-Понти Феноменология восприятия
  • Реферат на тему: Познание и интуиция
  • Реферат на тему: Современные социально-политические процессы, происходящие в мире
  • Реферат на тему: Межнациональное взаимодействие в искусстве
  • Реферат на тему: Главные философские традиции Древнего Китая: Лао-цзы и даосизм
  • Реферат на тему: Жизненный цикл изделий
  • Реферат на тему: История позитивистской философской мысли
  • Реферат на тему: Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач

Идея души

Философы расходятся и в теории идеи души. Толкуя идею души, Платон сказал: душа человека до его рождения находится в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно, находясь в человеческом теле, как узница в темнице, вспоминает мир идей. То есть душа решает главные вопросы своей жизни еще до рождения; родившись, она уже знает все, что нужно знать. Она сама выбирает свою участь: ей уже уготована собственная судьба, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, есть бессмертная сущность, в ней выделяются три части: рациональная, обращенная к идеям; пылкий, аффективно-волевой; чувственный, движимый страстями или похотливый. Для Космоса в целом источником гармонии является мировой разум, сила, способная адекватно мыслить о себе, являющаяся в то же время активным началом, рулем души, управляющим телом, которое само лишено способность двигаться. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.          

Аристотель же считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как ее организующий принцип, неотделимый от тела, источник и метод регулирования организма, его объективное поведение. Душа — это энтелехия тела, то есть целенаправленная энергия, движущая сила тела, которая превращает возможность в реальность. Согласно Аристотелю, в отличие от Платона, душа не может существовать без тела, но она нематериальна, не телесна. Благодаря душе мы живем, чувствуем и думаем, это определенный смысл и форма, а не материя и не субстрат.   

Аристотель дал анализ различных частей души: память об эмоциях, переход от ощущений к общему восприятию и от него к обобщенному представлению; от мнения через концепцию к знанию и от немедленного ощущения желания к рациональной воле. Душа различает и познает вещи, но много времени проводит на ошибках. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.   

Заключение

При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля становится ясно, что они различаются в определении того, какова реальность вокруг нас. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются только как видимость, как искаженное отражение действительно существующего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, поскольку отводят особую ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям — идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). Кроме того, очень важная роль отводится мировому разуму — Богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно идеалистических.   

Таким образом, в заключение важно отметить, что Аристотель критически относился к теории идей Платона и выражал критический пафос своей позиции, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель считал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было с Платоном, то они не могут быть ни причинами своего существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает чувственному миру форму как имманентный принцип последнего. Таким образом, теория синтеза материи и формы стала альтернативой миру идей Платона. Однако это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто понижение статуса идей, утверждение, что идеи являются не чем иным, как понятной рамкой чувственного.     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector