Учение платона о душе
Введение
ХХ век сошел с исторической арены, продемонстрировав рост динамики общественной жизни, потрясая наше воображение глубокими изменениями во всех структурах политики, экономики и культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, подразумевающей искоренение нищеты, голода и преступности. Цель превратить нашу Землю в общественный дом, где каждый найдет достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества ставят его перед выбором, заставляя оглядываться и думать о том, что происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации главными становятся проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознания им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной деятельности, ответственности за свои действия и выбора форм и направлений его деятельности.
В формировании и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически рефлексивного осмысления глубоких ценностей и жизненных ориентаций. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем человеческого существования, каждый раз поднимая вопрос о том, кто такой человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды культурных кризисов.
Огромное наследие оставили нам блестящие ученые древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни на протяжении многих лет. Созданные ими философские системы нашли множество последователей вплоть до наших дней, а высказанные ими идеи нашли отражение в трудах более поздних философов. При сравнении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля напрашивается вывод, что ни классики идеализма, ни их последователи не выдвинули принципиально новые проблемы, не преодолели заблуждения этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие философии как науки, очевиден, поэтому обращение к их работе, несмотря на огромную дистанцию во времени и значительный прогресс философской мысли с тех времен, кажется вполне разумным.
Аристотель — ученик Платона, но по ряду фундаментальных вопросов он расходился со своим учителем. Аристотелю принадлежит поговорка: Платон — мой друг, но истина дороже! Аристотель считал, что платонической теории идей совершенно недостаточно для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платонический разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Именно в трудах Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла своего наивысшего расцвета. Взгляды философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, представляют собой грандиозную систему конкретно-научных и собственно философских знаний по своей удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Платон — великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю мировую философскую науку. Ученый был влюблен в философию: все философствования этого мыслителя — выражение его жизни, а жизнь — выражение его философии. Согласно Платону, желание постичь бытие в целом дало нам философию, и никогда не было и не будет более великого дара людям, как этот дар Божий (Г. Гегель).
Этические взгляды
Этические взгляды Платона согласуются со взглядами Сократа: добро как единство добродетели и счастья, прекрасное и полезное, добро и приятное. Платоновский идеал абсолютной объективной истины противопоставляется человеческим чувственным влечениям: добро противопоставляется приятному. Вера в высшую гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной истины, абсолютной добродетели ведет Платона к осознанию другого, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта истина живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В диалогах Горгий, Фетет, Федон, Республика этика Платона приобретает аскетическую направленность: она требует очищения души, отрешенности от мирских удовольствий, от светской жизни, полной чувственных радостей. Согласно Платону, высшее благо (идея добра, и это прежде всего) находится вне мира. Следовательно, высшая цель нравственности также находится в сверхчувственном мире.
Аристотель сформулировал основные положения этики как учения о добродетелях. Он определяет основные понятия этики. Итак, добро — это то, к чему стремятся. Для грубых — в удовольствиях, для знатных — в почестях, для мудрых — в сознании.
В противовес Платону Аристотель считал, что высшее благо или счастье — это деятельность, соответствующая высшей добродетели. Для счастья необходимы как полнота добродетели, так и достаточное обеспечение внешними благами. Аристотель отделяет концепцию счастья от концепции блаженства как независимого от внешних обстоятельств. Он отличает намерение как дело с тем, что в наших силах, от желания, которое может не зависеть от нас. Поскольку достижение добродетели — это деятельность, а не просто созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Мыслитель заменяет судьбу и судьбу свободной волей человека.
Проанализировав неудачи Платона с устройством идеального государства и своим собственным педагогическим опытом, Аристотель пришел к выводу, что воспитывать нравственность необходимо с раннего возраста через накопление необходимых навыков.
Давая общую картину формирования добродетели, Аристотель подчеркивал, что не существует фиксированных правил, применение которых гарантирует достойное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Стыд и совесть — это внутренние механизмы, свидетельствующие о достоинствах действий.
Основываясь на изучении реальности как таковой, Аристотель придерживался этой линии в области этики. У Платона, как упоминалось выше, добродетель основана на изначальных свойствах души, которые возникают из отношения души к миру идей. Платон мыслил идеал добродетели в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, считал добродетель приобретаемой душой в процессе воспитания.
Аристотель выделил 11 этических добродетелей: смелость, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, уравновешенность, правдивость, вежливость, дружелюбие, справедливость. Последний наиболее необходим для совместной жизни.
Согласно Аристотелю, нравственный человек — это тот, кто руководит разумом в сочетании с добродетелью. Аристотель принял платоновский идеал созерцания, но привнес в него деятельность, поскольку человек рожден не только для понимания, но и для действия.
Для Платона человек — несовершенный бог; для Аристотеля Бог — совершенный человек. Следовательно, мерилом всего и истины для Аристотеля является совершенный нравственный человек.
Теория познания
Платон понял слова Сократа о значении понятий для познания бытия и исходил из идей как прототипов мира через явления чувственного мира, в котором эти идеи как истинные формы бытия представлены в искаженном виде к понятиям, улавливающим сущность явлений — их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в представлениях о них, Платон пришел к выводу, что понятия — это не только наши мысли о бытии, но и существуют сами по себе, своеобразно и, конечно, независимо. чувственного мира. Мыслитель подошел к познанию с позиций диалектики. Аристотель возражал против этого.
Его предметом было познание Аристотеля. Опыт основан на ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: это то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых объектов без их материи. Разум видит в человеке общее. Формы истинно научного знания — это концепции, которые постигают суть вещей.
Аристотель систематизировал и приблизил учение Платона к реальности. Различия между Платоном и Аристотелем аналогичны различиям между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и мир идей Платона, находятся по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии — в этом мире, как и в вещах Аристотеля, идея и реальность неразрывно слиты. Философия Платона сосредоточена на мире мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитеза материалистической философии Аристотеля, ориентированная на реальный мир.
Список литературы.
- Губинн В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.: Тон, 1997.
- Асмус В.Ф. и другие. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1975.
- Лосев А.Ф. Бытие, имя, пространство. М.: Мысль, 1994.
- Антипенко Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. М., АН СССР, 1984.
- А.Г. Спиркин. Философия: Учебник. — 2-е издание. — М.: Гардарики, 2003.
- В.Г. Голобоков. Краткая история философии. — М.: Издательство Олимп: ООО Издательский дом АСТ, 2003 г.
- Реферат на тему: Этические проблемы современной медицины
- Реферат на тему: Биоэтика как система этических стандартов
- Реферат на тему: Анализ объективных условий усиления влияния исламского фактора в современных геополитических процессах, а также субъективных факторов, способствующих укреплению позиций ислама в мире
- Реферат на тему: Мифы и их роль в становлении философии (концепция А.Ф.Лосева)
- Реферат на тему: Морис Мерло-Понти Феноменология восприятия
- Реферат на тему: Познание и интуиция
- Реферат на тему: Современные социально-политические процессы, происходящие в мире
- Реферат на тему: Межнациональное взаимодействие в искусстве
- Реферат на тему: Главные философские традиции Древнего Китая: Лао-цзы и даосизм
- Реферат на тему: Жизненный цикл изделий
- Реферат на тему: История позитивистской философской мысли
- Реферат на тему: Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач
Идея души
Философы расходятся и в теории идеи души. Толкуя идею души, Платон сказал: душа человека до его рождения находится в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно, находясь в человеческом теле, как узница в темнице, вспоминает мир идей. То есть душа решает главные вопросы своей жизни еще до рождения; родившись, она уже знает все, что нужно знать. Она сама выбирает свою участь: ей уже уготована собственная судьба, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, есть бессмертная сущность, в ней выделяются три части: рациональная, обращенная к идеям; пылкий, аффективно-волевой; чувственный, движимый страстями или похотливый. Для Космоса в целом источником гармонии является мировой разум, сила, способная адекватно мыслить о себе, являющаяся в то же время активным началом, рулем души, управляющим телом, которое само лишено способность двигаться. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.
Аристотель же считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как ее организующий принцип, неотделимый от тела, источник и метод регулирования организма, его объективное поведение. Душа — это энтелехия тела, то есть целенаправленная энергия, движущая сила тела, которая превращает возможность в реальность. Согласно Аристотелю, в отличие от Платона, душа не может существовать без тела, но она нематериальна, не телесна. Благодаря душе мы живем, чувствуем и думаем, это определенный смысл и форма, а не материя и не субстрат.
Аристотель дал анализ различных частей души: память об эмоциях, переход от ощущений к общему восприятию и от него к обобщенному представлению; от мнения через концепцию к знанию и от немедленного ощущения желания к рациональной воле. Душа различает и познает вещи, но много времени проводит на ошибках. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Заключение
При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля становится ясно, что они различаются в определении того, какова реальность вокруг нас. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются только как видимость, как искаженное отражение действительно существующего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, поскольку отводят особую ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям — идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). Кроме того, очень важная роль отводится мировому разуму — Богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно идеалистических.
Таким образом, в заключение важно отметить, что Аристотель критически относился к теории идей Платона и выражал критический пафос своей позиции, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель считал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было с Платоном, то они не могут быть ни причинами своего существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает чувственному миру форму как имманентный принцип последнего. Таким образом, теория синтеза материи и формы стала альтернативой миру идей Платона. Однако это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто понижение статуса идей, утверждение, что идеи являются не чем иным, как понятной рамкой чувственного.