Реферат на тему: философия платона
Содержание:
- Философия и взгляды
- Философские работы
- Как принято читать Платона сейчас: акцент на тексте
- Учение души
- Идеальный мир Платона
- Последние годы жизни
- Формы имени
- Период путешествий
- Объективный идеализм Платона — общее представление
- Детство и юность
- Миф о пещере
- Учение о государстве
- Платон написал множество философских дискуссий, обсуждаемых до сих пор
Философия и взгляды
Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.
Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.
В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.
Сократ и Платон
Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.
В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.
Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.
После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.
Однако планам Платона было не суждено сбыться. Дионисий оказался деспотом, возненавидевшим «государство» мыслителя.
Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.
Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.
Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.
Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.
Философские работы
Излагая на бумаге свои воззрения, философ придерживался стиля диалога со своим читателем. Этот весьма распространенный в его времена жанр Платон смог развить до совершенства. Комплексный анализ произведений дает возможность понять эволюцию взглядов философа, происходившую в течение его жизни. Ранние, сократические работы «Крион», «Лисий», «Аплогия Сократа», «Хармид», «Протагор» проникнуты памятью об учителе и его наставлениях. Позднее появляются произведения, написанные в период странствий: «Кратил», «Менон» и «Георгий».
Поздние труды созданы в период преподавания в Академии: «Политик», 2-10 части «Государства», «Законы», «Софист», «Федр» , «Пир», «Федон» и ряд других. В них автор в полной мере раскрывает основы учения об эйдосах (идеях), анализирует политическую систему общества и демонстрирует образ идеального государства. В работе «Тимей» Платон представляет свою космологическую мифологию.
Как принято читать Платона сейчас: акцент на тексте
В 1804 году немецкий теолог и один из основателей герменевтики Фридрих Шлейермахер предложил способ чтения Платона, которым большинство исследователей пользуется до сих пор.
Во вступительной статье к своему переводу платоновских диалогов на немецкий язык он утверждал, что содержание этих произведений неразрывно связано с их формой, то есть жанром прозаической драмы, и отделять философию Платона от его текстов — значит просто не понимать греческого мыслителя. Диалогическая форма была для него естественным способом передачи знаний.
Шлейермахеру было известно, что Платон презрительно отзывался о любом виде письменности как способе передачи знаний вообще. Однако он верил, что философ, учитывая недостатки письма, смог организовать свои диалоги таким образом, что они почти не уступали устной беседе, которой Платон отдавал предпочтение.
Учение души
Доктрина
души изложена в философском труде Платона «Государство», в котором
тело и душа человека противопоставлены друг другу: Тело разложилось и стало
смертным, а душа — вечной. Таким образом раскрывается дуализм души и тела. В
отличие от тела, которое может быть разрушено, душа не может вмешиваться в
существование вечности.
В своем диалоге «Федр» Платон
воспроизводит знаменитый образ колесницы души. Нарисована следующая картина:
«Поднимем душу к объединенной силе крылатой пары саней и возничего».
Боги и лошади, и восторг все благородны и происходят от благородных, а остальные
имеют смешанное происхождение. Сначала наш Господь владеет конской сбруей,
затем это его лошадь — та, которая красива и благородна и родилась от тех же
самых лошадей, а другая — его противоположность, и его предки разные. Колесница
здесь представляет ум, хорошая лошадь — волевую часть души, а плохая лошадь —
страстную или эмоциональную часть души.
Платон подчеркивает три начала души.
Разумное
начало — переход к знаниям и полностью осознанной деятельности.
Яростное
начало — стремление к порядку и преодоление трудностей. Как говорит Платон,
гнев и злость отличаются от простой похоти и даже часто с ними спорят: «Мы
замечаем, как человек, который, несмотря на свою способность рассуждать,
переполнен похотью, ругает себя и чувствует гнев по поводу тех насильников,
которые в нем поселились». Гнев такого человека становится союзником его
ума в этом распределении, которое как бы находится между только двумя
сторонами».
Страстное
начало — выраженное в бесчисленных человеческих желаниях. В диалоге Платона
«Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек
влюбляется, испытывает голод и жажду и захватывается другими желаниями, мы
будем называть начало неразумным и похотливым, близким другом всякого рода
удовлетворения и удовольствия».
Платон
разработал теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон
представляет четыре аргумента этой теории.
Циклическая улика. Существует взаимная обусловленность всех противоположностей. Поскольку противоположности предполагают друг друга, смерть предполагает бессмертие. Живые приходят из мертвых, и только живые могут умереть, тогда этот факт может послужить аргументом для преображения душ. Души умерших должны оставаться в бессмертном состоянии, которое отличает их от природы тела и предполагает дуальность духа и тела.
Преподавание знаний в качестве напоминания. В человеческом сознании существуют универсальные понятия, такие как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, которые существуют вечно. Если душа знает о них, то человеческая душа существовала до рождения человека. Душа не могла получить знания о бессмертных и вечных сущностях, если сама не была бессмертной и вечной. В связи с первым аргументом доказано также продолжение существования души после смерти человека.
Доказательство гетерогенности души и тела Есть два вида вещей. Первое — это все, что видимо и разложено, второе — все, что невидимо, т.е. недоступно и неотделимо для чувств. Тело — это то, что видимо и постоянно меняется. Поэтому тело по своей природе сложное, и в нем нет ничего простого и нераздельного. Поэтому тело смертельно. А душа невидима и притягивается к познанию вечных и неизменных вещей.
Четвертый аргумент в пользу бессмертия души — более сложное учение о противоположностях. Противоположности взаимно исключают друг друга. Так что если число четное, то оно не может быть нечетным, а если что-то честное, то оно не может быть несправедливым. Когда мы определяем душу, то это и есть причина существования тела. Это называется «Платон Эйдос» или «идея». Поэтому, как представление о жизни, душа не может быть вовлечена во что-то противоположное жизни, то есть в смерть. И это доказывает бессмертие души.
Платон
вводит этические и религиозные моменты в свое учение о бессмертии души.
В
частности, он упоминает о возможности посмертного наказания и награды души за
ее земные достижения. Несовершенные человеческие души приходят на землю из
сферы «чистого бытия» и перемещаются в человеческие тела.
Таким образом, Платон в своем учении
рассматривает судьбу человеческой души, которая находится в сфере «чистого
бытия». Нет ни времени, ни перемен. И есть только чистые формы, идеи.
Этические взгляды Платона также вписываются в учение души.
Идеальный мир Платона
Платон (ок. 428– 347 до н. э.) родился в аристократической семье, был учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал. По возвращении в Афины основал собственную школу
Платон был уверен: то, что мы видим, вовсе не является реальностью. Мы можем воспринимать только низший мир, а на самом деле существует еще и высший, идеальный, и как раз он является настоящим. В идеальном мире находятся идеи, или образцы, всех вещей, существующих в мире материальном. Например, все лошади, которых можно обнаружить в нашем мире, — это лишь слепки с идеи лошади, обитающей в мире высшем.
Каким же образом идеальный слепок становится земным объектом? Идея соединяется с материей — и получается физически ощутимый объект. Но любой слепок — это лишь копия, бледное подобие. Так и весь наш физический мир — бледное подобие мира идей, яркого и настоящего.
Свою теорию Платон иллюстрировал легендой о пещере. Пещера — это земной мир, а человечество — пленники, заточенные в этой пещере. За пределами пещеры раскинулись зеленые просторы, на голубом небе сияет солнце, бродят прекрасные животные и летают птицы. Но несчастные пленники ничего этого не видят, они могут наблюдать только тени на стене пещеры и принимают эти тени за реальность.
Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий. В высшем мире, который Платон называл «умным местом», существует своя иерархия. На вершине всего находится идея блага, ей подчиняются другие моральные понятия, а идеи вещей и предметов расположены в самом низу этой системы.
Академия Платона
Слово «академия» — и производное от него «академический» — возникло благодаря школе, которую основал Платон. Платон собирал своих учеников в священной, окруженной стенами оливковой роще в шести стадиях к северо-западу от Афин, в местечке, которое называлось рощей Академа в честь древнегреческого героя Академа, похороненного там. Школа Платона получила название «Академия». Сначала это было неформальными собраниями богатых молодых людей, но к 380 году до н. э. Академия стала официальным местом обучения, за право поступить в которую ученикам приходилось платить. Первым выпускником Академии стал Аристотель, который стал конкурентом Платона, основав собственную школу — Лицей.
Последние годы жизни
Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.
Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.
Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.
Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.
Формы имени
Кратко Платона можно называть Плата, Тоня, Тоха, Тоша, Плат.
Уменьшительно-ласкательные варианты: Платоша, Платонка, Платоня, Платоха, Платончик.
Фотогалерея: картинки с именем Платон
Имя Платон имеет родство с некоторыми другими именами, например, Платоне, Платонас.
В церковных святцах это имя присутствует, так что этот молодой человек может быть крещён под своим именем.
Таблица: имя на других языках
Английский | Plato (Плэто) |
Японский | プラトン (Пуратон) |
Корейский | 플라톤 (Пулатон) |
Китайский | 柏拉圖 (Болату) |
Греческий | Πλάτωνα (Платона) |
Чешский | Plato (Плато) |
Латышский | Platons (Платонс) |
Норвежский | Platon (Платон) |
Арабский | أفلاطون (Пофелатон) |
Украинский | Платон |
Армянский | Պլատոն (Платон) |
В загранпаспорте имя Платон пишется как PLATON.
Отчества, образуемые от этого имени: Платонович, Платоновна.
Отчества к имени
Наиболее подходящие к имени Платон отчества: Альбертович, Васильевич, Иванович, Леонидович, Максимович, Николаевич, Тарасович, а наименее подходящие — Павлович, Романович, Ростиславович, Степанович, Тимофеевич, Фёдорович, Яковлевич.
Ники для социальных сетей
Выбирая никнейм для социальной сети, Платон может остановиться на следующих вариантах:
- Pℓαt๏neB๏nes;
- ᖘlⱥτonⱥτend;
- ƤℓαtonoCinnαmon;
- Plat์ภCattψ❥;
- Plato.
Период путешествий
В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.
Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.
Переехав на соседнюю Сицилию, он попадает в царство тирана Дионисия Старшего, чей родственник Дион был приверженцем учения античного философа. Долго задержаться здесь не получилось из-за осложнившихся отношений с тираном, зато Платон нашел себе единомышленника и даже собирался сделать его философом на троне. Помешало этим планам резкое высказывание афинянина, стоившая ему свободы: «Не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью». За это его продали в рабство, а позволил ему вернуться на родину философ Анникерид, на свои деньги выкупивший философа.
Объективный идеализм Платона — общее представление
Платон (424-344 гг. до н.э.), ученик Сократа, не был удовлетворен основной точкой зрения учителя: знанием о том, что вещи нельзя воспринимать. Он доказывает возможность получения знаний о вещах следующим образом: Он утверждает, что вещи в человеческой душе соответствуют определенным идеям. Хотя вещи имеют недостатки и могут меняться (например, настоящие яблоки, груши могут иметь червоточины, гнить и т.д.), но представления о них остаются постоянными и совершенными и сохраняются из поколения в поколение. Затем он показывает, что знания о вещах (идеи о них) могут быть в душе человека, даже если он ничего о них не знает (например, мальчика, незнакомого с геометрией, можно привести методом Сократа к доказательству теоремы о том, что сумма углов треугольника равна двум прямым). Платон ищет объяснение этому факту в признании существования особого мира идей, который стоит над миром вещей. В этом мире идей обитает человеческая душа, прежде чем войти в тело (Платон прямо доказывает его существование в диалоге «Фаэдо»), и созерцает его. Попадая в тело человека, она все забывает, но она способна вспомнить забытое, если мы используем метод Сократа.
Опираясь на эти аргументы как на неоспоримые, Платон строит достаточно логически стройную систему объективного идеализма, включающую учение о бытии, обществе и человеке.
Платон противопоставляет чувственно изменчивый мир природных вещей вечному неподвижному «истинному бытию», миру духовных сущностей — Идеям. Каждый класс чувственных объектов соответствует «виду» или «идее» в нематериальном, неощутимом мире. В отношении разумных вещей «идеи» (Платон называет их эйдосами) — это и их причины, и создаваемые этими вещами образцы, и цели, к которым стремятся существа разумного мира, и представление об общности вещей каждого класса. Мир идей, согласно Платону, первичен, мир чувственных вещей вторичен. Вещи, по Платону, являются лишь тенями мира идей.
Противопоставляя мир идей и физический мир, Платон неизбежно должен был сформулировать начало, объединяющее их. Таким началом, по Платону, является «мир-душа», принцип самодвижения. Если мы ищем причину одного в другом, другого в третьем и т.д., то в конечном итоге мы должны прийти к вещи, которая движется сама по себе. Это «мир-душа». Индивидуальная человеческая душа — это лишь отросток мировой души. Он бессмертен и должен быть судим в подземном мире после того, как человек умрет и отделится от тела.
Чувственный мир, согласно Платону, является порождением «идей» и «материи». Он занимает среднее положение между ними. Материя, взятая сама по себе, абсолютно бесформенна, поскольку в противном случае она не только не могла бы воплотить идеи в совершенной форме, но и привнесла бы в это воплощение что-то от себя. Поэтому он не является ни землей, ни водой, ни воздухом, ни одним из физических элементов в целом. Материя должна быть понята как чистое другое по отношению к идее. «Идеи, с другой стороны, не возникают и не исчезают. Они не имеют значения, не зависят от пространства и вершины. Только мир идей существует сам по себе, а материя получает свое существование, подражая ему, ассоциируясь с ним или «участвуя» в нем. Таким образом, согласно Платону, существует только идеальное бытие с абсолютной концентрацией и совершенством одного и того же в «Едином» или «Благе» и абсолютным рассеянием одного и того же в бесконечно-многочисленной материи.
Поскольку, согласно Платону, Идеи составляют сущность вещей, а научное знание — это знание сущности, научное знание не является отражением вещей. Перед тем как войти в физическое тело, душа человека находилась на небесах, созерцая истинное бытие. Слившись со своим телом на земле, душа забывает о том, что она знала до падения на землю. Но и сейчас она хранит в своих глубинах память о том, что когда-то созерцала. Восприятие материальных объектов, порожденных идеями, напоминает душе о забытых ею знаниях об «идеях». «Идеи» познаются интуицией разума, не зависящей от чувственного восприятия внешнего мира. Чувственные вещи, однако, отражаются в мнениях (частично в воображении), которые не передают истинного знания.
Детство и юность
Платон родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец философа Аристон был прямым потомком последнего царя Афин Кодра, а мать Периктиона приходилась родственницей стратега Солона. Родной дядя Хармид был одним из Десяти ставленников в Пирее. С юношеских лет философ стал стойким противником всего того, что олицетворяла афинская демократия в период своего расцвета: безудержного роста рабовладения и торговли ради больших барышей. Хотя как аристократ он всю жизнь был апологетом рабства, говоря: «Сколько рабов, столько врагов».
Платон получил традиционное для отпрысков аристократов мусическое и физическое воспитание. Еще в молодости он обзавелся прозвищем, под которым стал известен всему свету. Само слово Платон (широкоплечий), очевидно, отражало мощное телосложение юноши. Если верить Диогену Лаэртскому, его настоящее имя Аристокл (с греч. «наилучшая слава»), правда, по мнению некоторых исследователей,оно появилось лишь в эпоху эллинизма. Обучался грамоте у Дионисия, увлекался живописью, музыкой и борьбой, писал стихи.Он был отличным гимнастом и прекрасно овладел верховой ездой.
Примерно в 20 лет происходит знакомство с Сократом (407 г до н.э.), оказавшее важное влияние на всю дальнейшую жизнь. Если верить известной легенде, после первой беседы с философом Платон сжег трагическую поэтическую тетралогию, которую он приготовил для Дионисия
В свою очередь, Сократу перед первой встречей с учеником приснился лебедь у себя на груди, а после их знакомства, говоря о Платоне, он воскликнул: «Вот мой лебедь!».
Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.
Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.
Миф о пещере
Возможно, это аллегория, которая лучше всего объясняет концепцию двойственности Платона. Согласно мифу о пещере, есть область, связанная с непонятными идеями, и есть еще одна, которая явно связана с чувственным миром, с тем, что испытывают существа.
Жизнь внутри пещеры соответствует разумному миру, а жизнь вне пещеры связана с миром идей.
Для Платона жизнь в пещере означает жизнь в темноте и абсолютное подчинение мирским удовольствиям. Выход за пределы пещеры — это символ того, что вы оставите погоню за удовольствиями и отправитесь на поиски знаний. Чем ближе мы подходим к знанию, тем дальше мы от пещеры и ближе к истине.
Учение о государстве
Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».
«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи
Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.
Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе. Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным. Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.
Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.
Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.
Филосов-царь
В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.
Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».
Поделиться ссылкой
Платон написал множество философских дискуссий, обсуждаемых до сих пор
Ученые обычно разделяют произведения Платона на три разные эпохи:
Ранний период — сочинения, приписываемые ему в этот период, включают Апологию Сократа, Евтифрона, Большого и Малого Гиппия и Иона. Вымышленный персонаж Сократа в диалогах — неотъемлемая часть этого периода.
Средний период — самые известные произведения, приписываемые Платону, были написаны в это время, в том числе «Государство», «Симпозиум» и «Федор». Платон продолжает использовать свои диалоги для исследования таких философских концепций, как правительство, любовь и душа. В эту эпоху персонаж Сократа по—прежнему остается вымышленным средством аргументации философских концепций, но он начинает отходить на задний план.
Диалоги Платона
Поздний период — самые известные творческие работы этого периода — Парменид и Теэтет. В этот период Платон ставит под сомнение парадоксы религии и знания.
Большая часть работ Платона представлена в форме диалогов, которые зачастую не приводят к какому-либо заключению. Изучающего философию Платона поощряют подходить к теме разными способами и неоднократно подвергать сомнению результат. Эти драматические особенности произведений Платона привлекли внимание даже литературоведов, относительно не интересующихся философией, и являются причиной того, что они продолжают оставаться предметом горячих споров по прошествии многих лет