Платоновская академия

Афинская неоплатоническая школа

Мы не должны путать Академию Платона и Афинскую неоплатоническую школу .

В 176 г. родилась неоплатоническая школа, когда римский император Марк Аврелий , стоик, открыл в Афинах четыре кафедры философии, оплаченные из имперских фондов: одну для платонизма , одну для аристотелизма , одну для стоицизма и, наконец, одну для эпикурейства  ; это Аттикус , который учит платонизм. Однако философия больше не состоит в искусстве диалога, а в искусстве комментирования. Это новое учреждение просуществует до 529 года, более или менее напрямую.

Неоплатоническая школа Афин действительно развивалась с 400 по 529 год. Следовательно, 450 лет «сна» между Академией в Афинах и школой в Афинах. Пьер Адо сказал «Афинская школа управления для контрейлерных перевозок на штамме древней платоновской Академии в начале V — го  века.»

Литература

  • БСЭ
  • Россиус А. А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. № 2. С.93-102.
  • Дёмин Р. Н. Парадоксальные рассуждения в Средней Академии и «неразумные суждения» древнекитайской философской школы имён // Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже столетий. Материалы X Платоновской конферен-ции. СПб., 2002.
  • Мочалова И. Н. Философия ранней Академии. СПб., 2007. − 144 с.
  • Мочалова И. Н. Академия Платона и Ликей Аристотеля: философские школы как два типа научно-образовательных институтов // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.2. М., 2005. C.30-31.
  • Хлебников Г. В. Платон и философская теология древней Академии (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2006. № 4. С.82-126. ISSN 2219-8555.
  • Мочалова И. Н. От Ксенократа к Аристотелю: формирование физики как теоретической науки в Академии Платона // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. СПб., 2012. — № 3. Том 2. Философия. — С. 19-30. — ISSN 1818-6653.
  • Cherniss H. The Riddle of the Early Academy. Berkely-Los Angeles,1945.

Программа обучения

Обучение в Академии в начале её существования условно можно разделить на три направления: политика, математика и диалектика. В рамках каждого направления предполагался ряд дисциплин, которые осваивали ученики. В рамках политического направления ученики занимались поэтикой, риторикой, этикой. Труды первых сколархов в этой области, в частности Аристотеля, Гераклида Понтийского, Ксенократа, отличаются схожестью названий, что даёт основания учёным полагать, что это были не только заготовки для публичных лекций, но и результаты бесед с их учителем — Платоном.

Особое внимание отводилось второй по значимости дисциплине — математике, которая составляла целый корпус предметов. В рамках этой науки изучались арифметика, геометрия, астрономия и гармоника

На математическую школу Академии немалое влияние оказало пифагорейское учение. Первые сколархи активно изучали труды пифагорейцев, а также писали свои собственные, в которых повествовали об открытиях Пифагора или критиковали его учение (например, «Возражения на пифагорейцев» Аристотеля). Кроме того, математике уделялось много внимания и из-за отношения к ней самого Платона. Он полагал, что именно решение математических задач способствует активному мышлению, тренирует ум человека, подготавливает его к занятиям дисциплиной первого уровня — диалектикой. Члены Академии активно работали над основами математики, занимаясь, кроме всего прочего, разработкой системы базовых терминов.

Дисциплиной самого высшего уровня была философия, или диалектика. Информация о том, как обучение ей проходило в Академии, содержится в трактате Аристотеля «Топика». Исследователи полагают, что обучение диалектике проходило в форме диалогов, подобных платоновским. Паре учеников давалось то или иное утверждение, которое они должны были обосновать или опровергнуть. При этом, ход дискуссии корректировался опытными членами Академии и сколархами

Ученики в процессе спора использовали логические построения, теоретические аргументы, отводили особое внимание уточнению используемых терминов и различению оттенков значений. Существуют предположения, что к участию в подобных спорах допускались более опытные ученики, чтобы дискуссия проходила на высокоинтеллектуальном выдержанном уровне.

Диалектическое мышление также тренировалось путём выступления учеников с публичными докладами перед академической публикой. При этом, их повествование также строилось на принципах диалектики, они должны были рассматривать как утверждения, подтверждающие их позицию, так и опровергающие её, ставя тем самым себя в ситуацию необходимости «защиты своего логоса». Помимо этого, периодически устраивались публичные лекции для широкой аудитории.

Деятельность Платона в Академии

В ранней Академии Платон был первым сколархом. Среди учёных нет однозначной позиции относительно того, каким образом он преподавал. По мнению Т. Слезака, Г. Кремера, К. Гайзера и других представителей и последователей тюбингенской традиции, Платон читал ученикам лекции, содержавшие его неписаное учение, которое предназначалось строго для учеников Академии. В рамках данной позиции можно говорить об «эзотерическом» характере преподавания в учебном заведении. В пользу этой позиции говорят и факты о том, что в ту эпоху эзотерический характер обучения философии был вполне традиционным, а кроме того, платоновская Академия испытывала сильное влияние пифагорейцев, которые также излагали своё учение строго «подходящим» слушателям. В этом случае диалогам Платона отводится второстепенная роль. Учёные этой школы отводят им лишь функцию опорных материалов для учеников, которые должны были помогать им припоминать то, что устно излагал учитель. В пользу такого описания подхода Платона к преподаванию говорит и его критика письменной речи во многих диалогах, а также в его седьмом письме.

Представители противоположной традиции, согласно которой Платон не имел никакой систематической математико-метафизической неписаной философии, полагают, что диалоги были главным инструментом обучения, применявшимся Платоном. Приводятся свидетельства Диогена Лаэртского о том, что Платон был очень застенчивым человеком, а потому не любил выступать на публику и предпочитал сторониться прямого взаимодействия с учениками.

Платоновская Академия

Жители Афин довольно быстро стали называть место, где проживал Платон, Академией. Это название охватывало и сады, и гимнасий, и рощи. В 385 году до нашей эры сформировалась философская школа, которая существовала до 5 в. н.э., т.е. до времени окончания античности.

Академия по форме представляла объединение мудрецов, которые служили Аполлону и различным музам.

Академию еще называли мусейоном, а ее основателя – схолархом. Интересно, что еще при жизни был назначен преемник Платона, которым он сделал своего родного племянника.

Над входом в Академию размещалась надпись «Негеометр да не войдет», которая означала, что вход в школу закрыт всем, кто не уважает математику и геометрия.

Главными предметами в школе были астрономия и математика, занятия происходили по общей и индивидуальной системе. Первый тип занятий подходил для широкой публики, а второй – только для довольно узкого круга людей, которые хотели изучать философию.

Ученики Академии и жили в гимнасии, поэтому должны были следовать строгому распорядку дня, установленного самим Платоном. По утрам учеников будил звон будильника, который сделал философ самостоятельно. Учащиеся жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, питались все вместе, много времени проводили в тишине, думали, очищали собственные помыслы.

Занятия в Академии вели и Платон, и его ученики, и выпусники философской школы, которые успешно завершали курс обучения. Беседы проходили в саду или роще, доме, где была оборудована специальная экседра.

Ученики платоновской Академии особое внимание уделяли изучению следующих наук:

  • Философию;
  • Математику;
  • Астрономию;
  • Литературу;
  • Ботанику;
  • Право (в том числе, и законодательство, устройство государств);
  • Естествознанию.

Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.

Наследие Платона

Основные работы Платона — это так называемый «Платоновский корпус» — совокупность произведений, которые связаны с именем философа и основной частью которых являются его знаменитые «Диалоги». Есть мнение, что «Диалоги» Платона – не вымышленные, с реальными героями, а реальные с реальными героями, то есть быль. То, что действительно было. Платон записывал многие беседы Сократа с софистами и иными философами, политиками и т.д. Основной тематикой бесед зачастую были этические, социальные, государственные, психологические и иные, но все они с точностью и с поразительной красноречивостью и гениальностью доводов Сократа пронизаны тончайшей нитью философских категорий того времени.

Самые известные Диалоги Платона:

  • «Федр»
  • «Федон»
  • «Пир»
  • « Государство»
  • «Тимей»
  • «Протагор»
  • «Апология Сократа»
  • «Законы»
  • «Критий»
  • «Критон»
  • «Менон»
  • «Менексен»
  • «Кратил»
  • «Горгий»
  • «Гиппий Больший»
  • «Гиппий Меньший»
  • «Теэтет»
  • «Парменид»
  • «Софист»
  • «Политик»

и так далее.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Балтес, 1993, с.  5-7 .
  2. ↑ и Диоген Лаэрс, Жизнь выдающихся философов древности , т.  книга IV , стр.  156
  3. Люк Бриссон , Платон, 1990-1995: Библиография , Vrin, 1999, стр.  375 .
  4. , стр.  861.
  5. «В отличие от Спевсиппа, который заменил Идеи математическими числами, Ксенократ уподобил их числам», — пишет Мария-Доминик Ришар после Аристотеля, « Метафизика , книга N, гл. 3, 1090 б 28-32.
  6. Р. Хайнце, Ксенократ , Лейпциг, 1892, с.  38 .
  7. (из) W. Görler, «Jüngere Akademie Antiochus aus Ashkelon», в H. Flashar, Grundriss der Geschichte der Philosophie , Band IV: Die Hellenistische Philosophy , Базель 1994, стр.  791 .
  8. Цицерон, Academica , II, 104
  9. Academica , II, 69 и 73
  10. Б. Инввод и Дж. Мансфельд Согласие и аргументы , Philosophia Antiqua , LXXVI, 1997, с.  257 .
  11. Цицерон, Academica , I, 13.
  12. Лонг и Седли, Les Философия hellénistiques , Гарнье-Фламмарион, т. III, стр.  217 .
  13. Цицерон , Academica , I, 16.
  14. Дж. П. Линч, Школа Аристотеля. Исследование греческих учебных заведений , Калифорнийский университет Pres , 1972, стр.  154-207 .
  15. Словарь философов , Универсальная энциклопедия / Альбин Мишель, 1998, с.  124 .
  16. Балтес, 1999, с.  249
  17. Аулу-Желле , Les Nuits Attiques (Книга 3, гл. XIII): «Демосфен в юности, когда он был учеником Платона, случайно услышав, как оратор Каллистрат произносит речь в собрании людей, покинул школу философа, чтобы последовать за оратором. Демосфен в ранней юности часто ходил в Академию, где усердно следовал урокам Платона. Однажды Демосфен, покидая свой дом, чтобы по своему обыкновению отправиться в школу своего учителя, видит многочисленную толпу людей; он спрашивает причину: ему говорят, что эта толпа бежит послушать Каллистрата. Этот Каллистрат был одним из тех публичных ораторов Афин, которых греки называют демагогами. Демосфен на мгновение отворачивается от своего пути, чтобы убедиться, достойна ли речь, собравшая столько людей, такой поспешности. Он прибывает и слышит, как Каллистрат обращается к Оропу со своей замечательной просьбой. Он был так тронут, очарован, так взволнован, что сразу же, оставив Платона и Академию, привязался к Каллистрату. »
  18. Оба гражданина Еноса, греческого города, расположенного на побережье Фракии (в современной Турции , в устье Гебры), убили Котиса в 359 году до нашей эры. AD См. Аристотель , Политика (V, 8) и Диоген Лаэрс (III, 46).

Спартанская система

Spartan общество желательно, чтобы все граждане мужского пола становятся успешными солдатами с выносливостью и навыками , чтобы защитить их полисом как члены фаланги Spartan . Существует заблуждение, что спартанцы убивали слабых детей, но это не так. Это был слух, начатый Плутархом , греческим историком. После обследования совет либо постановил, что ребенок годен к жизни, либо отклонил бы ребенка, приговаривая его к смертной казни через оставление и разоблачение.

Agoge

Военное господство было чрезвычайно важным для спартанцев Древней Греции. В ответ спартанцы структурировали свою образовательную систему как крайнюю форму военного учебного лагеря, которую они назвали агоге . Погоня за интеллектуальными знаниями считалась тривиальной, и поэтому академическое обучение, такое как чтение и письмо, было сведено к минимуму. Жизнь спартанского мальчика была почти полностью посвящена его школе, и у этой школы была только одна цель: создать почти нерушимую спартанскую фалангу . Формальное образование для спартанского мужчины началось примерно в возрасте семи лет, когда государство изъяло мальчика из-под опеки его родителей и отправило его жить в бараке со многими другими мальчиками его возраста. Во всех смыслах бараки были его новым домом, а другие мужчины, жившие в бараках, — его семьей. В течение следующих пяти лет, примерно до двенадцати лет, мальчики ели, спали и тренировались в своей казарме, а также получали инструкции от взрослого гражданина мужского пола, который завершил всю свою военную подготовку и прошел боевой опыт.

Инструктор подчеркивал дисциплину и упражнения и следил за тем, чтобы его ученики получали мало еды и минимум одежды, чтобы заставить мальчиков научиться добывать корм, воровать и переносить сильный голод, и все это было бы необходимыми навыками в ходе обучения. война. Те мальчики, которые пережили первый этап обучения, переходили на второй этап, на котором наказания становились более суровыми, а физическая подготовка и занятия спортом почти непрерывными с целью наращивания силы и выносливости. На этом этапе, который длился до тех пор, пока мужчинам не исполнилось восемнадцать лет, боевые действия внутри отряда поощрялись, проводились имитационные бои, хвалились акты храбрости и сурово наказывались признаки трусости и непослушания.

Во время имитационных сражений молодые люди были сформированы в фаланги, чтобы научиться маневрировать, как если бы они были одним целым, а не группой людей. Чтобы быть более эффективными и действенными во время маневров, студенты также обучались танцам и музыке, потому что это улучшило бы их способность изящно двигаться как единое целое. К концу этой фазы спартанского воспитания , обучаемые должны были выследить и убить илот , греческий раб. Если его поймают, студент будет осужден и наказан — не за совершение убийства, а за его неспособность завершить убийство незамеченным.

Эфеб

Студенты заканчивали агоге в возрасте восемнадцати лет и получали титул эфебов . Став эфебом , мужчина клялся в строгой и полной преданности Спарте и присоединялся к частной организации, чтобы продолжить обучение, в котором он будет соревноваться в гимнастике, охоте и выступлениях с запланированными боями с использованием настоящего оружия. Через два года, в возрасте двадцати лет, это обучение было закончено, и теперь взрослые мужчины официально стали считаться спартанскими солдатами.

Воспитание спартанских женщин

Спартанские женщины, в отличие от своих афинских сверстниц, получали формальное образование, которое находилось под наблюдением и контролем государства. Большая часть государственного образования, полученного спартанскими женщинами, была связана с физическим воспитанием. Примерно до восемнадцати лет женщин учили бегать, бороться, метать диск, а также метать копья. Навыки молодых женщин регулярно проверялись на соревнованиях, таких как ежегодные соревнования по бегу в Герее Элис. В дополнение к физическому воспитанию молодых девушек также учили петь, танцевать и играть на инструментах, часто путешествующие поэты, такие как Алкман или пожилыми женщинами в полисе . Спартанская образовательная система для женщин была очень строгой, потому что ее цель состояла в том, чтобы обучать будущих матерей солдат, чтобы поддерживать силу фаланг Спарты, которые были важны для спартанской обороны и культуры.

Учение о государстве

Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».

«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи

Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.

Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе. Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным. Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.

Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.

Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.

Филосов-царь

В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.

Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».

Поделиться ссылкой

Учение души

Доктрина
души изложена в философском труде Платона «Государство», в котором
тело и душа человека противопоставлены друг другу: Тело разложилось и стало
смертным, а душа — вечной. Таким образом раскрывается дуализм души и тела. В
отличие от тела, которое может быть разрушено, душа не может вмешиваться в
существование вечности.

 В своем диалоге «Федр» Платон
воспроизводит знаменитый образ колесницы души. Нарисована следующая картина:
«Поднимем душу к объединенной силе крылатой пары саней и возничего».
Боги и лошади, и восторг все благородны и происходят от благородных, а остальные
имеют смешанное происхождение. Сначала наш Господь владеет конской сбруей,
затем это его лошадь — та, которая красива и благородна и родилась от тех же
самых лошадей, а другая — его противоположность, и его предки разные. Колесница
здесь представляет ум, хорошая лошадь — волевую часть души, а плохая лошадь —
страстную или эмоциональную часть души.

Платон подчеркивает три начала души.

Разумное
начало — переход к знаниям и полностью осознанной деятельности.

Яростное
начало — стремление к порядку и преодоление трудностей. Как говорит Платон,
гнев и злость отличаются от простой похоти и даже часто с ними спорят: «Мы
замечаем, как человек, который, несмотря на свою способность рассуждать,
переполнен похотью, ругает себя и чувствует гнев по поводу тех насильников,
которые в нем поселились». Гнев такого человека становится союзником его
ума в этом распределении, которое как бы находится между только двумя
сторонами».

Страстное
начало — выраженное в бесчисленных человеческих желаниях. В диалоге Платона
«Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек
влюбляется, испытывает голод и жажду и захватывается другими желаниями, мы
будем называть начало неразумным и похотливым, близким другом всякого рода
удовлетворения и удовольствия».

Платон
разработал теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон
представляет четыре аргумента этой теории.

Циклическая улика. Существует взаимная обусловленность всех противоположностей. Поскольку противоположности предполагают друг друга, смерть предполагает бессмертие. Живые приходят из мертвых, и только живые могут умереть, тогда этот факт может послужить аргументом для преображения душ. Души умерших должны оставаться в бессмертном состоянии, которое отличает их от природы тела и предполагает дуальность духа и тела.

Преподавание знаний в качестве напоминания. В человеческом сознании существуют универсальные понятия, такие как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, которые существуют вечно. Если душа знает о них, то человеческая душа существовала до рождения человека. Душа не могла получить знания о бессмертных и вечных сущностях, если сама не была бессмертной и вечной. В связи с первым аргументом доказано также продолжение существования души после смерти человека.

Доказательство гетерогенности души и тела Есть два вида вещей. Первое — это все, что видимо и разложено, второе — все, что невидимо, т.е. недоступно и неотделимо для чувств. Тело — это то, что видимо и постоянно меняется. Поэтому тело по своей природе сложное, и в нем нет ничего простого и нераздельного. Поэтому тело смертельно. А душа невидима и притягивается к познанию вечных и неизменных вещей.

Четвертый аргумент в пользу бессмертия души — более сложное учение о противоположностях. Противоположности взаимно исключают друг друга. Так что если число четное, то оно не может быть нечетным, а если что-то честное, то оно не может быть несправедливым. Когда мы определяем душу, то это и есть причина существования тела. Это называется «Платон Эйдос» или «идея». Поэтому, как представление о жизни, душа не может быть вовлечена во что-то противоположное жизни, то есть в смерть. И это доказывает бессмертие души.

Платон
вводит этические и религиозные моменты в свое учение о бессмертии души.

В
частности, он упоминает о возможности посмертного наказания и награды души за
ее земные достижения. Несовершенные человеческие души приходят на землю из
сферы «чистого бытия» и перемещаются в человеческие тела.

 Таким образом, Платон в своем учении
рассматривает судьбу человеческой души, которая находится в сфере «чистого
бытия». Нет ни времени, ни перемен. И есть только чистые формы, идеи.
Этические взгляды Платона также вписываются в учение души.

Платон дал нам представление о философском учении Сократа

Сократа считают одним из основателей западной философской мысли, и историки часто называют его первым философом-моралистом. Хотя Сократ был влиятельным мыслителем в свое время, он не записал ни одно из своих учений. Таким образом, Сократ известен благодаря трудам своих современников, таких как Антисфен и Аристипп, или его учеников, таких как Ксенофон и Платон. 

Платон по большей части писал диалоги, в которых персонажи обсуждают предмет, анализируя и разбирая его с разных точек зрения. В так называемых «диалогах» ранние сочинения Платона кажутся прямо унаследованными от Сократа. Учитель Платона Сократ в основном является центральным персонажем в этих сочинениях, сосредоточенных вокруг уроков Сократа. Самый известный из Сократовских диалогов — «Апология», в котором персонаж Сократа защищает свои убеждения от обвинений афинского двора. Хотя другие источники изображают другого Сократа, «диалоги» Платона являются жизненно важным источником для понимания Сократа.

Статуя Сократа в Афинской академии

Платон и его Академия

Платон (около 429—347 годы до н.э.) был одним из учеников Сократа и испытал на
себе сильное влияние его философии. После смерти Сократа он уехал из Афин, а по
возвращении учредил собственную школу — Академию (Academeia или Kekademeia) (около
385 года до н.э.), которой руководил на протяжении последующих 40 лет. Название
школы не связано с современным пониманием слова «академический». Академия была
названа в честь аттического героя Академа, так как располагалась в священной
роще, где почитался этот герой, в миле к северо-западу от Афин. Академ помогал
Диоскурам в поисках их сестры Елены, похищенной из Спарты Тесеем.

В произведениях Платона не дается систематического объяснения его взглядов —
частично подобная ситуация объясняется тем, что он, судя по всему, не создал
завершенной философской системы, а частично — тем, что его взгляды излагаются в
виде ряда диалогов, из которых можно вывести его философские представления.
Идеи, содержащиеся в упомянутых диалогах, весьма сложны. Например, Платон
полагал, что человек может быть добропорядочным, лишь придерживаясь правильных
мнений и даже не зная, что такое добро. Впрочем, подобная точка зрения весьма
сомнительна, поскольку если человек не знает, что такое добро, то он не сможет и
различить, какая из новых идей является правильной, а какая — нет.

Платон считал, что объекты познания (включая абстрактные понятия, такие как
«красота») являются реальными, тогда как объекты математического знания, такие
как «идеальный треугольник», существуют только в мире Идей или Форм. Соотношение
между этим миром и миром реальности неясно. Также Платон полагал, что человек
представляет собой двойственность души и тела, причем душа получает
представление о мире Идей еще до рождения, и поэтому наши знания по сути своей
являются воспоминаниями души о мире Идей. Соответственно, Платон выступал за
развитие души и подавление желаний тела. Также, по его мнению, Добро каким-то
образом (каким — не объясняется) находится за пределами всех прочих Идей и
является причиной всех вещей. Отсюда и происходит стремление души познать Добро.
Основное влияние на философию Платона, конечно, оказал Сократ, однако в его
трудах заметно также влияние Гераклита, Парменида, Эмпедокла и пифагорейцев.

Создавая свою Академию, Платон в первую очередь стремился дать потенциальным
государственным деятелям философские представления, необходимые для участия в
управлении государством. Считается, что программа занятий в Академии была
аналогична описываемой в «Государстве» Платона и, вероятно, включала
политическую теорию, математику и диалектику. Как учебное заведение, в котором
преподавали философию и науку, Платоновская академия, претерпев, конечно,
множество изменений, просуществовала до 529 года н.э., когда византийский
император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах.

В III веке н.э. в Римской империи возникла философия неоплатонизма, основанная
на философии Платона, но при этом испытавшая влияние и других философских учений
— в частности, философии Аристотеля и стоицизма.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М.,
2008, с. 437-438.

В античные времена эллины предпочитали учиться философии, риторике,
искусствам. Для жаждущих знаний Платоном была создана Академия. За
минувшие века пристрастия желающих обучения людей кардинально
изменились. Но и сейчас существует такой центр —
http://smotriuchis.ru — вирутальная
Академия. Правда, в наше время люди часто предпочитают учиться боксу,
кулинарии, йоге. Хотя, признаемся, тяга к прекрасному всё же сохранилась
в неизменном виде. И наши современники тоже стремятся овладеть
изобразительным искусством.

Образование и обучение

Академическое образование включает военные и академические курсы и покрывает до 50% учебной программы. Военная подготовка включает дневные и ночные полевые учения. Такие предметы, как индивидуальная подготовка и учения малых пехотных эшелонов, проводятся в сотрудничестве с Корпусом греческой армии и другими видами вооруженных сил. Прикладная военная тактика — важная часть общей подготовки кадетов, охватывающая 38% учебной программы. Физическая подготовка покрывает 12% общей подготовки и включает в себя легкоатлетические соревнования и различные другие виды спорта.

Миссия Академии состоит в том, чтобы обучать кадетов, предлагая образование в различных областях искусства и науки с целью расширения их общих знаний, предлагать им необходимую военную подготовку, чтобы они могли посещать специальную программу подготовки греческой армии по окончании учебы, и культивировать и развивать военные заслуги и позиции, чтобы они приобрели на высоком уровне в качестве новых офицеров квалификацию и навыки, необходимые для того, чтобы стать военными лидерами, с цельным характером, знаниями, а также физической и психологической выносливостью.

Выпускники средней школы зачисляются в Академию в соответствии с их успеваемостью на общенациональных вступительных экзаменах в университет и после успешного завершения дополнительных физических и психических тестов. Успешные кандидаты в последние годы набирают больше 80%, а лучшие кандидаты — выше 95%. Обучение в Академии длится четыре года, и по окончании обучения курсанты становятся младшими лейтенантами греческой армии.

Учение перипатетиков

В 335 г. до н.э. Аристотель, ранее бывший членом платоновской Академии, не сошелся во взглядах с учителем и основал свою школу. В ней постигалась только одна наука – философия. Название свое школа получила от греческого словосочетания «ходить вокруг». Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время его лекций. Другое название этой школы – Ликей (искаженное — Лицей) появилось, потому что ученики постигали мудрость по соседству с храмом Аполлона Ликейского.

Платон и Аристотель не сошлись во взглядах на то, каким представляется идеальное государство. Аристотель поддерживал право частной собственности, в противовес идее общности имущества, которую выдвигал его учитель.

Человека Аристотель считал общественным животным, которое обладает разумом. Только находясь в обществе, люди способны взрастить в себе нравственность. Главной добродетелью для Аристотеля являлась справедливость.

Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский. Он опирался на идеи своего наставника и меньше чем за 10 лет смог стать правителем целой империи.

После Аристотеля основные, классические философские школы Древней Греции уступили свое место новой философии.

Платоновская академия в Кареджи

Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, велись на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в академии не было. В состав постоянных учеников-гостей академии входили представители самых разных профессий.

На заседаниях академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами академии связаны имена многих ведущих гуманистов той эпохи.

Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов». Также Платоновскую академию посещал Николай Кузанский — мыслитель смог совместить занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участвовал во встречах академии и художник Сандро Боттичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская академия стала полезной интеллектуальной компанией для того, кто хотел построить академическую карьеру.

Платоновская академия оказала огромное влияние на дальнейшее развитие образования в Италии. Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникли другие академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.

Платоновская академия в Кареджи вошла в историю как отличный пример учебного заведения, распространившего идеалы гуманизма среди европейских интеллигентов эпохи Возрождения. Именно неоплатоники, основавшие её, дали огромный толчок дальнейшему развитию образования в странах Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector