Досократическая философия
Содержание:
- Другие ранние греческие мыслители
- Школы
- Примечания [ править ]
- Ссылки [ править ]
- Хронологические рамки досократической философии
- Исследования вопроса начала философской науки
- Список досократиков
- Школы и их представители
- Критика слова «досократический»
- Общее понятие досократических философских школ
- Обзор
- Суть учения досократиков
- Учение
- История
- История развития
Другие ранние греческие мыслители
Первый мифологои мы:
- Гомер
- Гесиод
В Семь мудрецов Греции или Семь мудрецов (греч. οἱ ἑπτὰ σοφοί hoi hepta sophoi) — это титул, данный классической греческой традицией семи философам, государственным деятелям и законодателям VI века до н.э., которые были известны своей мудростью.
Аристей из Проконнес (7 век до нашей эры?)
Периандр (625–585 до н. Э.)
Фалес Милетский (ок. 620 — ок. 546 г. до н
э.) — обратите внимание, что Фалес одновременно и «досократик», и «мудрец», показывая, что значение термина «досократический философ» трудно определить.
Клеобул Родосский (ок. 600 г
до н.э.)
Питтак из Митилена (ок. 600 г. до н.э.)
Солон (ок. 594 г. до н.э.)
Анахарсис (ок. 590 г. до н.э.)
Предвзятость Приены (ок. 570 г. до н.э.)
Хилон Спарты (ок. 560 г. до н.э.)
Ферекиды Сироса (ок. 540 г. до н.э.)
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного бытия космоса; для западной, италийской, традиции более характерен интерес к формальному, — числовому и структурному, — аспекту вещей.
Примечания [ править ]
- ^ Досократическая философия, Стэнфордская энциклопедия философии, 2007
- ^ Уильям Кейт Чемберс Гатри , Досократическая традиция от Парменида до Демокрита , стр. 13, ISBN 0-317-66577-4
- ^ a b c «Досократическая философия» , Стэнфордская энциклопедия философии, 4 апреля 2016 г.
- ^ Мост, GW (1999). «Поэтика раннегреческой философии». В А. А. Лонг (ред.), Кембриджский компаньон по ранней греческой философии (стр. 332–362). глава, Кембридж: Издательство Кембриджского университета. http://doi.org/10.1017/CCOL0521441226.016
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии https://plato.stanford.edu/entries/presocratics/#WhoWerPrePhi
- ^ Ирвин, Т. (1999). Классическая философия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 6, Google Книги .
- Перейти ↑ Souza, JC (1985). Pré-socráticos . Coleção Os Pensadores. 6ª изд. Сан-Паулу: Nova Cultural, стр. 19, 45, PDF-файл. Архивировано 22февраля2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Evans 2019 , стр. 12-14.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFEvans2019 ( помощь )
- ^ Франко Орсуччи, Изменение мышления: переходы в естественной и искусственной среде , с. 14, ISBN 981-238-027-2 . Примечание: Орсуччи говорит «Иониан и Италиот во главе с Анаксимандром и Пифагором», как это определено Диогеном Лаэртиусом , цитируя Х. Дильса и К. Фримена в «Анцилле досократическим философам» Гарвардского университета 1948 года — не путать с Италиотами , доримские грекоязычные жители Итальянского полуострова, между Неаполем и Сицилией
- ^ Яннис Stamatellos, Введение в досократики (2012). п. 7.
- ^ Саймон Голдхилл (28 сентября 2006). Переосмысление революций в Древней Греции . п. 221. ISBN. 9780521862127.
- ^ Мир Парменида, Очерки досократического Просвещения , 1998
- ^ Философия в трагический век греков
- ^ a b c d e f g h i j k l m Оскар Сейфферт, (1894), Словарь классических древностей , стр. 480
- ↑ Эдуард Зеллер, Очерки истории греческой философии (1955). п. 323.
- ^ См. Фаррингтон , Греческая наука , два тома, 1953.
- ^ Американская международная энциклопедия, JJ Little Co., Нью-Йорк 1954, Том VIII
- ^ Аристотель, Метафизика , 986b.
- ^ Творог, Patricia (4 апреля 2016). «Досократическая философия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 20 февраля 2019 года .
- ^ Уоррен, Джеймс. Оракулы Гераклита . Скоксфилд.
- ^ a b Палмер, Джон (2009). Парменид и досократическая философия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. см. особенно 1-45.
- ↑ Хорнблауэр, Саймон. Софисты . Оксфордский классический словарь: Oxford University Press.
- ^ Мэйби, Джули Э. (2009). Изображение Гегеля: иллюстрированное руководство к энциклопедии логики Гегеля . п. 46. ISBN 9780739116166.
- ↑ Ницше, Фридрих Вильгельм (9 июня 2012 г.). «Рассвет дня» . www.gutenberg.org .
Ссылки [ править ]
- Brisson, L. et al. Lire les Présocratiques . Прессы Universitaires de France, Париж, 2012.
- Бернет, Джон , Ранняя греческая философия , Meridian Books, Нью-Йорк, 1957
- Колли, Джорджио , Греческая мудрость ( La Sapienza greca , 3 vol. Milan 1977-1980)
- Де Фогель, Корнелия Дж., Греческая философия , Том I, от Фалеса до Платона , Э. Дж. Брилл, Лейден, 1963
- (на немецком языке) Diels, Hermann , Die Fragmente der Vorsokratiker , 6-е изд., ред. от Walther Кранц (Берлин, 1952).
- (на английском языке) Фримен, Кэтлин , Анцилла до философов-досократов: полный перевод фрагментов в Дильсе , ISBN 978-1-60680-256-4 (Кембридж, 1970).
- Ллойд, GER , Ранняя греческая наука: от Фалеса до Аристотеля . Нью-Йорк: Нортон, 1970.
- Кирк, Г.С. , Рэйвен, Дж. Э. и Скофилд, М., Досократические философы (второе издание), Cambridge University Press , 1983.
- Нахм, Милтон К., Избранные из раннегреческой философии , Appleton-Century-Crofts, Inc., 1962 г.
- (на французском) Ален Сурния. Voyage en pays présocratique . Publibook, 2007.
- Яннис Стамателлос, Введение в досократиков: тематический подход к ранней греческой философии с ключевыми выводами , Wiley-Blackwell, 2012.
Хронологические рамки досократической философии
История философии начинается в досакратический период. Именно с этого момента начинается отсчёт всей философии. Хронологические суждения не относятся к историческому континууму как таковому, но зарождаются в умах учёных-историков, которые формируют всяческие реконструкции исторического процесса, выделяя в нём немаловажные структуры и главные события, в свете которых другие события заслуживают то или иное значение.
Подобные значимые структуры называются парадигмами. Исходя их всего этого, история – это смена парадигм. Самой первой парадигмой является античная досократическая философия.
Определить начало какого-то процесса, а тем более начало новой научной дисциплины достаточно сложно. Любая историческая реконструкция определённо сталкивается с подобной проблемой. Можно предположить, что начало – это то, с чего начинают воссоздавать исторический процесс, но на самом деле, всё гораздо сложнее. Начало отсчёта истории любого явления целиком зависит от понимания нами данного явления
Более того, важно ещё и дать какое-то определение данному процессу
Поиск начала философии и любой другой науки не будет удачным, если не будет хоть малейшего представления о том, что такое философия на самом деле. Таким образом, говоря о начале отсчёта, сначала необходимо обратиться к самому исследователю, который занимается реконструкцией исторического явления, предварительно дав себе отчёт в том, что из себя представляет это явление.
Замечание
Вопрос о начале какого-либо явления предполагает и появление дополнительных вопросов, к примеру, какие условия способствовали формированию исследуемого явления, кто стал основателем и т.п.
Исследования вопроса начала философской науки
Первым, кто стал исследовать вопрос начала философии, стал Аристотель. Подкрепив собственные знания и принципы достаточной материальной и теоретической базой, он обратился к опыту своих предшественников и совершил попытку истолковать их воззрения с историко-философской точки зрения. Ни один его труд не обходится без цитирования предшественников. Стоит отметить, что одних он яро критиковал, с другими сходился во мнениях.
Однако важно сказать, что его критика была оправданной и подкреплённой его собственными познаниями. Он руководствовался своим учением о четырёх причинах всего:
- Материальная причина. То из чего.
- Формальная причина. То, что.
- Движущая причина. То, откуда движение.
- Целевая причина. То, ради чего.
Аристотель полагал, что практически все первые философы считали, что начало всего – материальные начала
Иными словами, то, из чего состоят вещи, из чего они появляются, и во что они превращаются после погибели, при этом важно, что сущность хоть и остаётся, но может изменяться в своих проявлениях
Аристотель называет такую сущность physis, что в переводе означает природа или естество. У истоков такой философии Аристотель видит Фалеса. Философское направление, которое соответствует данному виду философии, Аристотель называет фюсиология, а мыслителей, относящихся к данному направлению – фюсиологами.
Историко-философские экскурсы Аристотеля приняли академический характер и стали достаточно авторитарными во времена других эпох, что оказало важное значение на порядок изложения философской мысли в будущем. Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в
Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики
Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в. Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Но при более глубоком изучении данной темы оказывается, что многие из тех, кто считался досократиком, по возрастным параметрам были схожи или даже оказывались младше самого Сократа. Это означало то, что Сократ определённо был ключевой фигурой в развитии и становлении философской мысли, а его место было где-то между до и после.
Второй причиной сомнений однозначного понимания понятия является то, что некоторые мыслители выделяются в отдельную группу ещё и потому, что их понимание философии отличалось от сократовских представлений. Их тип философствования не был похож на тип философствования Сократа, они исследовали иные проблемы, о ставили перед собой иные цели.
На самом деле так и было, софисты скорее современники Сократа, но важно заметить, что они и его учителя, а чуть позднее стали его оппонентами, потому как свои воззрения они строили скорее на идеях ранних философов. Софисты были ближе к взглядам Парменида, Гераклита, Зенона Элейского, а радикальные идеи Сократа были им чужды
Список досократиков
Милезская школа
- Фалес из Милета
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Анаксагор из Клазомена
Пифагорейская школа
- Пифагор
- Филолые из Кротона
- Cercops
- Петрон
- Бронтин
- Theano
- Гиппас из Метапонта
- Каллифон
- Democédès
- Пармениск (этот богатый гражданин Метапонта потерял бы способность смеяться и продал бы Ксенофана в рабство.)
- Менестрель
- Xouthos
- Бойдас
- Thrasyalkess
- Ион Хиосский
- Алкеон Кротонский
- Иккос
- Аминии
- Archytas
- Тимей Локровский
- Деймон Афинский
- Бегемот
- Фалеас
- Гипподамос
- Поликлет
- Гиппократ из Хиоса
- Феодор из Кирены
- Эвритос
- Архиппос
- Лизис
- Опсимос
- Occelos
- Hicetas
- Экфантос
- Ксенофил
- Диокл
- Checrate
- Полимнастос
- Phanton
- Арион
- Пророс
- Amyclas
- Клинии Таранто
- Финтиас
- Симос
- Мионид
- Евфранор
- Lycon
- Архит из Таранто
Атомисты
- Mochus
- Левкипп
- Демокрит из Абдеры
- Нессас
- Метродор из Хио
- Диоген Смирнский
- Анаксарх
- Аполлодор из Кизика
- Навсифан
- Диотима
- Бион из Абдеры
- Болос
- Гераклит из Эфеса
- Ферекид из Сирос ( VI — го века до нашей эры. )
- Кратил
- Диоген из Аполлонии
- Архелай из Милета
- Метродор из Лампсаке , Старший ( V — го века до н. )
- Clidemos
- Идеи
- Антисфен
- Евдокс из Книдскога
- Эмпедокл из Агридженто (\ 490- \ 430)
Школы и их представители
Среди множества направлений, появившимся благодаря работе философов-одиночек, постепенно сформировались основные школы досократовской философии.
Милетская школа
Фалес Милетский был величайшим ученым своего времени. Помимо философии, он занимался изучением астрономии, гидроинженерией, физикой. Фалес много путешествовал и был знаком с основными открытиями ученых не только Греции, но и Египта, Финикии и других государств. Постоянное приумножение знаний и проведение своих собственных опытов позволило ему в итоге прийти к своей концепции мира. Он полагал, что Земля и все существующее на ней возникло из воды. Планета окружена мировым океаном со всех сторон, но она не может утонуть, а плавает на поверхности, как деревянный диск плавает на поверхности водоема. По мнению Фалеса, все предметы и вещества в некоторой степени живые – они наделены душой, так же как люди и боги, обитающие в космических просторах.
Продолжателями традиций Милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр полагал, что источником всего живого является не вода, а некое первовещество – апейрон. Оно материально, но беспредельно, его невозможно выделить и изучить. Земля неподвижна, и стоит в центре мира. Все живые существа вышли на сушу, поднявшись с морского дна, и в него же должны уйти. Анаксимен развил идею Анаксимандра о воздухе, как источнике жизни. В его представлении воздух – божественное дыхание, пневма. Оно поддерживает планету и парящие в космосе Луну и звезды
Школа элеатов
Яркие представители последовательного изучения философии до Сократа – элеаты. Среди подвижников Элейской школы выделяют Парменида, Зенона Элейского и Мелисса Самосского. Элеаты были строгими рационалистами – они считали человеческий разум основой познания. Их основным объектом изучения было бытие.
Парменид впервые дал определение понятию «бытие» в своей поэме «О природе». Согласно ему, бытие – это то, что есть. Оно едино и неподвижно. Бытие не делится на части и не изменяется. Противоположность бытия – небытие. Оно тождественно пустоте – отсутствию. Поскольку небытие, являясь ничем, не может существовать, то и пустоты не существует.
Благодаря элеатам, появилось разделение мысли и чувства. С помощью мысли можно познавать существующее, в то время как чувства – более тонкая материя, знакомящая человека со скрытыми явлениями. Из учения элеатов возникла идеалистическая диалектика – направление в философии, для которого первичен дух, а материя вторична.
Пифагореизм
О пифагорейцах известно крайне мало, поскольку ни один из их трудов не сохранился. Предположительно, союз Пифагорейцев был основан в 6 веке до н. э. Пифагорейское учения базируется на принципе справедливости. Пифагор первым ввел в научную среду понятие «космос» – прекрасный порядок. В его представлении мир – прекрасен и гармоничен, подчинен закону последовательности.
Пифагорейцы интересовались числами – в цифрах они видели выражение абсолютной гармонии: единства во множестве и множества в единстве. Все природные и небесные явления цикличны и повторяются спустя точное количество времени. Также, пифагорейцы искали гармонию в геометрических построениях, музыке, космологии. Их философия базируется на принципе противоположностей: предела и беспредельного.
Через беспредельное, божественное начало, определяется предел, а без определения предела невозможно беспредельное существование.
Пифагорейцы делились на две группы: акусматики и математики. Первые изучали религиозные направления и жилы обособлено, а вторые занимались развитием науки и активно преподавали желающим научные дисциплины. Акусматики осуждали математиков, сделавших тайные знания доступными широкому кругу учеников, но не пытались помешать их преподавательской деятельности.
Атомизм
Атомическое учение основали два философа: Левкипп и его ученик Демокрит. Согласно их представлениям, мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших, невидимых глазу частиц. Атомы однородны и непроницаемы, они имеют определенную формы. Они не поддаются исчислению, а пустота – измерению. Все в природе состоит из атомов. Свойства конкретного предмета или вещества определяются формой атомов, из которого оно создано.
Причина существования жизни, по мнению Демокрита, беспрерывное движение атомов и их постоянные соприкосновения. Атомизм стремится объяснить движение и изменение, которое отрицалось элеатами, придерживавшимися учения о неподвижности бытия. Последователь учения об атоме – Платон. Он полагал, что форма атома – правильный многогранник, состоящий из многоугольников.
Критика слова «досократический»
Мишель Онфрей в своем курсе «Гений гедонизма I — дохристианский архипелаг» (2002/2003) в Популярном университете Кана утверждает, что сама концепция досократики придает слишком большое значение Платону и идеализму в истории человечества. философия, сознательно преуменьшая значение других философов и объединяя под одним названием отдаленные течения мысли. Это было бы результатом написания истории самим платонизмом , победоносным — победоносным, потому что в идеальном философском согласии с определенными течениями средневековой «всемогущей» схоластики на протяжении веков, в том числе мыслители (в основном священнослужители) будут нести ответственность за копирование древних текстов и определение их интерес к христианской доктрине, то есть то, как они приносят «свет» к более глубокому пониманию указанной доктрины. Таким образом, атомистические теории Левкиппа или Демокрита не относятся к течению мысли до Сократа или Платона, а, напротив, представляют собой современную альтернативу идеализму Платона и обнаруживаются гораздо позже у Эпикура и Лукреция .
Очевидно, этот классификатор страдает логическим изъяном (антиномия, противоречие …), поскольку он включает в себя ряд соратников или учеников Сократа (последний, как мы знаем, не оставил письменности). Другими словами, целевой период включает символ, которому он должен предшествовать! Кроме того, добрые десять так называемых досократиков, таких как Архит и Евклид из Мегары , умерли после мастера. Вот почему долгое время предлагался альтернативный термин « доплатонический », начиная с Ницше . Но термин, освященный употреблением, согласно распространенному выражению, как это часто бывает, кажется, суждено возобладать, несмотря на сопротивление …
Без сомнения, в более широком контексте универсальной истории мысли мы можем выйти за рамки этого. Суть заключается в хронологической ссылке, предоставленной выдающимся персонажем, «неизбежной» на современном языке: после смерти Сократа ( ~ 399 г.) все [ философские ] представления были на месте, мысль приняла новый оборот …
Общее понятие досократических философских школ
Кратко рассмотрим основные свидетельства, характеризующие досократовские школы древнегреческой философии. Наш обзор принято начинать с милетской школы. Сведений о ней не так много, но того, что известно о трех ее представителях — Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене — достаточно, чтобы оценить роль милетских мыслителей в этой интеллектуальной революции, которая привела к формированию философской традиции в Элладе. Правда, не все в мировоззрении Милета мы можем достоверно оценить. И особенно потому, что философия милетской школы в античности считалась началом, отправной точкой всей античной философии.
Милет — один из греческих полисов, расположенный на восточной границе эллинской цивилизации в Малой Азии. Здесь переосмысление мифологических представлений о начале мира впервые приобрело характер философского рассуждения о том, как многообразие окружающих нас явлений возникло из одного источника — первозданного элемента, первоначала — архэ.
Согласно Фалесу, первоэлементом является вода. Это означает, во-первых, что все вещи когда-то возникли из воды — океана. Во-вторых, вода представляет собой сущность каждой вещи, т.е. каждая вещь теряет свои очертания, теряет качественное определение и возвращается в свое первоначальное «водянистое» состояние после окончания своего земного существования. И, наконец, разрушение мира в конце «мирового цикла» будет означать погружение всего существа в океан. Согласно многим свидетельствам, Фалес считал все вещи одушевленными, то есть живыми. В качестве иллюстрации присутствия души в вещах, которые обычно считаются неодушевленными, он привел магнит. Наиболее яркое учение о первоэлементе, из которого возникают все вещи и явления мира, позднейшая греческая традиция (особенно Аристотель) приписывает Анаксимандру. Этот элемент (позднее названный апейроном, то есть безграничным), не связанный ни с какой конкретной субстанцией, порождает множество предметов, живых существ, включая человека. Но будучи порожденными вечным и неразрушимым элементом Бесконечного, все эти явления не вечны. Люди и животные смертны, вещи тленны и подвержены разрушению. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что Апейрон мстит своим созданиям за их отделение от себя, потому что, появившись, они противостоят ему, находя предел. И в конце концов это наказание за «индивидуализм» проявится в том, что через его ограничение исчезнут некоторые вещи, наполняющие мир, и ничто не нарушит единства Безграничного.
Примерно такого же взгляда на начало мира придерживался и третий представитель милетской школы — Анаксимандр. Он отличался от Анаксимандра только тем, что для него образ безграничного был слишком абстрактным. Поэтому изначальное, животворящее все живое, он связывал с элементом, наличие которого, собственно, и означает возможность жизни — с воздухом.
Немного моложе милетских мыслителей и почти их соотечественником был знаменитый философ Гераклит.
Дом Гераклита — Эфес, полис, также расположенный в Малой Азии.Акме Гераклита (то есть расцвет его жизни, так греки называли время жизни великих людей) приходится на 504 — 505 годы до н. э. Гераклит происходил из царской семьи и был также первосвященником. Однако к его времени в Эфесе, как и во многих других общинах, монархия сменилась республиканством, и царское происхождение не давало никаких преимуществ. Возможно, эти биографические обстоятельства объясняют, помимо прочего, одиночество, характерное для ефесского мыслителя, согласно традиционным свидетельствам, мрачные краски, которыми окрашена его традиционная картина, и трагические мотивы его философии. Гераклит считал человеческое существование настолько трагичным, что единственной подходящей реакцией на него могут быть только слезы, поэтому его прозвали «плакальщиком». Сохранились фрагменты произведения, приписываемого Гераклиту. Одной из его особенностей является чрезвычайно сложный для понимания стиль. Видимо, по этой причине Гераклита в древности также называли «Темным». Хотя традиция рисует Гераклита как философа-одиночку, несомненно, его взгляды имели значительное влияние. Имена некоторых его учеников, таких как Кратил, хорошо известны. Поэтому, несмотря на скудные сведения, можно говорить о школе Гераклита.
Обзор
Аристотель был первым, кто позвонил им физиологи или же Physikoi («физики», после физический, «природа») и отличить их от более ранних (теологи), или мифологои (рассказчики и барды), которые приписывали эти явления различным богам.Диоген Лаэртиус разделяет физиологи на две группы: Ионическийво главе с Анаксимандр, и Italiote во главе с Пифагор.
Фокус и цели
Философы-досократы отвергли традиционные мифологические объяснения явлений они видели вокруг себя более рациональные объяснения. Их усилия были направлены на исследование конечной основы и сущности внешнего мира. Многие стремились к материальному принципу (Archê) вещей, а также способ их возникновения и исчезновения. Как первые философы, они подчеркивали рациональное единство вещей и отвергали сверхъестественные объяснения, вместо этого ища естественные принципы, действующие в мире и человеческом обществе. Досократики видели в мире Космос, упорядоченное устройство, которое можно понять с помощью рационального исследования. Досократические мыслители представляют дискурс, касающийся ключевых областей философского исследования, таких как бытие, первичный материал вселенной, структура и функции человеческой души, а также основные принципы, регулирующие воспринимаемые явления, человеческое знание и мораль.
Иногда бывает трудно определить действительную линию аргументации, которую некоторые досократики использовали в поддержку своих конкретных взглядов. Хотя большинство из них составили важные тексты, ни один из текстов не сохранился в полной форме. Все, что доступно, — это цитаты и свидетельства более поздних философов (часто предвзятых) и историков, а также отдельные текстовые фрагменты.
Эти философы задавали вопросы о » сущность вещей»:
- Откуда все взялось?
- Из чего все создано?
- Как мы можем объяснить множественность вещей, встречающихся в природе?
- Как мы можем описать природу математически?
Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для более поздних математических, научных и философских исследований.
Графические отношения между различными досократическими философы и мыслители; красные стрелки указывают на отношения оппозиции.
Традиции и современное открытие
Наши знания о них основаны на отчетах, известных как доксография — более поздних философских авторов (особенно Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртиус, Stobaeus и Симплициус), и некоторые ранние богословы (особенно Климент Александрийский и Ипполит Римский). Современный интерес к ранней греческой философии восходит к 1573 году, когда Анри Эстьен собрал ряд досократических фрагментов в Poesis Philosophica (Ποίησις Φιλόσοφος).Герман Дильс популяризировал термин «досократический» в Die Fragmente der Vorsokratiker (Фрагменты досократиков) в 1903 г. Однако термин «досократический» [sic] использовался еще Джордж Гротес Платон и другие соратники Сократа в 1865 г. Эдуард Зеллер также был важен для разделения мыслей до и после Сократа. Основной анализ досократической мысли был проведен Грегори Властос, Джонатан Барнс, и Фридрих Ницше в его Философия в трагическую эпоху грековСохранились только фрагменты оригинальных сочинений досократиков (многие из них озаглавлены Пери Физеос, или же На природе, название, вероятно, позже приписали другие авторы). Перевод Пери Физеос в качестве На природе может ввести в заблуждение: «включено» обычно дает идею «эрудированной диссертации», а «пери«может относиться к» круговому подходу «; и традиционные значения»природа»для нас (как противостояние культура, к сверхъестественное, или как сущность, вещество, в отличие от аварияи т. д.) может противоречить значению «Физей» или же «физический«для греков (имеется в виду« первоисточник »или« процесс возникновения и развития »).
Более поздние философы отвергли многие ответы ранних греческих философов, но продолжали придавать большое значение своим вопросам. Кроме того, космологии предложенные ими были обновлены более поздними разработками в наука.
Суть учения досократиков
Основным предметом философских размышлений досократиков был космос. Их представления об окружающем мире базировались на идее Аристотеля о Боге, как абсолютном начале. Все, происходящее в мире, цельный и непрерывный процесс, а Бог – его причина, основная и единственная движущая сила. По мнению Аристотеля, Бог и космос – тождественные понятия. Они не могут существовать по отдельности, и олицетворяют друг друга.
Для философии досократов характерны:
- практический подход к изучению – рационализм;
- ориентация на устройство общества, а не отдельного человека;
- отождествление Бога, человека и космоса.
Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. Учение базируется на двух основных тезисах: подобное познается подобным и из ничего, невозможно получить что-то. Человек рассматривался как часть общества и как часть общекосмической жизни. Досократическая концепция должна была позволить определить истинное предназначение человека.
Учение
Основным предметом философствования у досократиков был космос (природа). Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Досократиками были сформулированы два универсальных тезиса, на которых так или иначе строились их умозаключения: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познаётся подобным». В тот период человек и сфера социального, как правило, не вычленялись из общекосмической жизни. Человек, общество и космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Как отмечал Ф. Х. Кессиди, концепция природы у них «призвана давать не только естественное (натурфилософское) пояснение того, что происходит в мире, но и служить средством жизненной ориентации в окружающей действительности: определить место и назначение человека в „божественном“ космосе». Устойчивой досократической концепцией отмечают дуализм.
История
Термин «досократики» утвердился в 1903 году, когда немецкий учёный Герман Дильс собрал в труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Термин «досократики» восходит к термину «досократическая философия», введённому немецким философом, филологом и теологом Иоганном Августом Эберхардом (1739—1809), который в своей книге 1788 года «Всеобщая история философии» разделил историю античной философии на два основных периода — «досократовскую философию» и «сократовскую философию».
В ставшей классической работе середины XIX века Эдуарда Целлера «Философия греков в её историческом развитии» в заложенной им периодизации древнегреческой философии её первый этап выделяется от древних ионийцев до Сократа. До Целлера Гегель в своей истории философии первый период древнегреческой философии определял от Фалеса до Аристотеля.
Концептуальным сведением досократиков воедино мы обязаны британско-шотландскому антиковеду Дж. Бернету (он называл их «ранними греческими философами»).
История развития
Несмотря на то, что философия досократиков относится к периоду античности, первые попытки обобщения разрозненных течений в единое учение предпринимались европейскими историками только в 17 веке. Термин «досократики» принадлежит немецкому ученому Герману Дильсу. В его работу «Фрагменты досократиков» включены все известные имена философов (более 400 человек), живших в период с 7 по 5 век до н. э.
Сами античные философы считали началом развития досократической мысли учения «семи мудрецов» — самых известных и почитаемых политических деятелей и философов. В различных источниках упоминаются разные имена, но все они включают Фалеса Милетского – первого философа Древней Греции после Аристотеля. По приблизительным подсчетам, Фалес родился в 640 г. до н. э. Он основал Милетскую школу – первую древнегреческую научно-философскую школу досократиков.
Следующая древнегреческая философская школа существовала в 580-430 г до н. э. Ее представители – элеаты – продолжали развивать учение Фалеса Милетского и вывели новое философское понятие – бытие. В этом историческом периоде существовала еще одна школа – Пифагорейский союз. Это – религиозный орден, состоящий из последователей Пифагора. Им принадлежит первая попытка перехода от материализма к идеализму.
Школа Гераклита, существовавшая в 4-5 веке до н.э., изучала космос. По мнению Гераклита, он – бесконечен и упорядочен. Космос существует сам по себе, у него нет создателя. Все космические процессы воспроизводятся автоматически и жизнь в космосе никогда не прервется. Гераклит считается основоположником наивного материализма.
Важным этапом развития досократской философии было учение Демокрита – атомизм. Его примерные годы жизни – период с 460 по 370 год до н. э. Демокрит дал определению атому – однородной частице, из которой состоит любая материя. Его учение – полноценный античный материализм.