Материализм
Содержание:
- Введение
- Научный материализм М.В. Ломоносова
- Современная история
- Современные теории
- Атомистический материализм
- История учения в эпоху Просвещения
- дальнейшее чтение
- Античный материализм[править | править код]
- Обзор
- Материализм
- Типы теории
- Основные идеи идеализма
- Материализм
- Примечания
- Как совместить материализм и идеализм?
- Что такое идеализм?
Введение
Самое известное деление философов — это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
По мнению А.Н. Чанышева, “Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии — история борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами). Из философов “одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю… утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и то же”, другие же настаивают на том, что “истинное Бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи” (Софист, 246 АВ). При этом Платон говорит о борьбе между этими двумя видами философов: первые всех тех, кто говорит, что есть нечто бестелесное, “обливают презрением”, вторые же не признают тела за бытие. “Относительно этого (т.е. того, что принять за бытие: тела или идеи)между обеими сторонами, — заключает Платон свой рассказ о двух видах философов, — происходит сильнейшая борьба”
Научный материализм М.В. Ломоносова
Материализм — это философское мировоззрение, согласно которому материя онтологически первична в сфере бытия, а идеальное вторично. Вместе с идеализмом, с которым он борется, он является фундаментальным философским течением. Первые представления о материальном мире появились в Древней Греции примерно в VI веке до нашей эры, и с тех пор материализм и идеализм ведут борьбу за человеческое сознание, которая продолжается и в современном мире.
Важность мировоззрения человека трудно переоценить. От этого зависят его мысли и поступки
Мировоззрение человека склонно делать выбор в ситуации, когда логическое мышление не может дать ответ. Это фундамент, на котором строятся цели отдельных людей, различных социальных групп, наций и целых стран.
Кроме того, преобладающее мировоззрение оказывает непосредственное влияние на развитие науки. В частности, материализм закладывает основу для изучения таких наук, как физика, химия, биология и другие естественные и технические науки. Поэтому неудивительно, что с наступлением эпохи Возрождения и укреплением позиций философов-материалистов, многие из которых были людьми большого таланта (Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Галилео Галилей и др.), мир совершил грандиозный научно-технический прорыв.
Как и во всем мире, в России развивались философские течения. В этой статье я рассмотрю особенности материалистических убеждений двух русских деятелей. В соответствии с исторической хронологией, первая глава будет посвящена философии М.В. Ломоносова, а вторая — идеям Н.Г. Чернышевского. Цель работы — рассмотреть деятельность философов как отражение их материалистических взглядов, сравнить их и проанализировать последствия для современного общества.
Материализм Ломоносова наиболее ярко проявился в его научной деятельности. Вот почему я назвал его «научным». Ломоносов определял материю как «протяженное бесплотное, делимое на бесплотные части»; «материя — это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность».
М.В. Ломоносов считал химию своей основной областью деятельности, но, как показывает его наследие, эта дисциплина на разных этапах его творчества вступала во взаимодействие с другими отраслями науки и оставалась неразрывно связанной с ними во всем многообразии его исследований, которые сами были взаимосвязаны.
М. М.В. Ломоносов не только критиковал наследие алхимии и ятрохимии, но и выдвинул продуктивные идеи, которые использовал на практике; он сформировал новую теорию, которой суждено было стать основой современной науки.
Одним из выдающихся научных достижений М.В. Ломоносова была его молекулярно-кинетическая теория тепла.
Он обратил внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел в процессе нагревания, ни увеличение массы в результате горения, ни фокусировка солнечного света через линзу не могут быть качественно объяснены теорией тепла. Именно связь тепловых явлений с изменением массы породила идею о том, что масса увеличивается за счет материального термоуглерода, входящего и остающегося в порах тел
Но, спрашивает М.В. Ломоносов, почему при охлаждении тела термоуглерод остается, а тепловая сила теряется? Опровергая одну теорию, М.В. Ломоносов предлагает другую, в которой с помощью бритвы Оккама отсекает лишнее понятие термоуглерода. Таким образом, ученый окончательно отправил ложную доктрину теплорода на свалку истории и заложил основу современной теории атома-молекулы.
Современная история
Аналитическая философия
Современные философы-аналитики (например, Дэниел Деннет , Уиллард Ван Орман Куайн , Дональд Дэвидсон и Джерри Фодор ) работают в рамках физикалистских или научных материалистических рамок, создавая конкурирующие мнения о том , как лучше всего приспособить разум , включая функционализм , аномальный монизм , теорию идентичности и т. Д. и так далее.
Научный материализм часто является синонимом редуктивного материализма и обычно описывается как его бытие . В начале 21 века Пол и Патрисия Черчленд отстаивали радикально противоположную позицию (по крайней мере, в отношении некоторых гипотез): элиминативный материализм . Элиминативный материализм считает, что некоторые ментальные феномены просто не существуют вообще, и что разговоры об этих ментальных феноменах отражают полностью ложную « народную психологию » и иллюзию самоанализа . Материалист такого типа может полагать, что такое понятие, как «вера», просто не имеет под собой фактического основания (например, как народная наука говорит о болезнях, вызванных демонами).
Редуктивный материализм находится на одном конце континуума (наши теории сведутся к фактам), а элиминативный материализм — на другом (определенные теории необходимо будет устранить в свете новых фактов), ревизионный материализм находится где-то посередине.
Континентальная философия
Современный континентальный философ Жиль Делёз попытался переработать и укрепить классические материалистические идеи. Современные теоретики, такие как Мануэль Деланда , работающие с этим возродившимся материализмом, стали классифицироваться как новые материалисты в убеждении. Новый материализм теперь превратился в свое собственное специализированное подразделение знаний, с курсами, предлагаемыми по этой теме в крупных университетах, а также с многочисленными конференциями, отредактированными сборниками и монографиями, посвященными ему.
Книга Джейн Беннетт « Vibrant Matter» (2010) сыграла особенно важную роль в возвращении теорий монистической онтологии и витализма в критическую теоретическую среду, в которой преобладают постструктуралистские теории языка и дискурса. Однако такие ученые, как Мэл Й. Чен и Закия Иман Джексон, критиковали этот массив новой материалистической литературы за пренебрежение к рассмотрению материальности расы и пола в частности.
Ученый-метис Зои Тодд , а также могавк (клан медведя, Шесть наций) и ученый- анишинаабе Ванесса Уоттс задаются вопросом о колониальной ориентации расы в поисках «нового» материализма. Уоттс, в частности, описывает тенденцию рассматривать материю как предмет феминистской или философской заботы как тенденцию, которая слишком вкладывается в реанимацию евроцентрической традиции исследования за счет коренной этики ответственности. Другие ученые, такие как Хелен Вестерс, разделяют их опасения и задаются вопросом, есть ли что-нибудь особенно «новое» в этом так называемом «новом материализме», как это подтверждают онтологии коренных народов и другие анимистические онтологии того, что можно было бы назвать «вибрацией материи». » на века. Другие ученые, такие как Томас Наиль , критиковали «виталистические» версии нового материализма за деполитизацию «плоской онтологии» и за антиисторичность по своей природе.
Квентин Мейясу предложил спекулятивный материализм , посткантианское возвращение к Дэвиду Юму, которое также основано на материалистических идеях.
Современные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов[каких?] сохранялся интерес и к диалектике.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.). Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Ещё одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.
Атомистический материализм
Название учения показывает, что основополагающим физическим (и философским) взглядом Лейциппа и Демокрита является гипотеза о существовании неделимых частиц материи. Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрывный». Согласно Симплицию, Левкипп и Демокрит заявили, что первоначал (физических элементов) бесконечное множество, они называли их «атомами» и считали их неделимыми и непроницаемыми, абсолютно плотными и не содержащими пустоты. Они говорили, что разделение происходит из-за пустоты, которая существует не в атомах, а в телах, но атомы отделены друг от друга в бесконечной пустоте и отличаются внешними формами, размерами, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте; когда они встречаются, они сталкиваются, некоторые отскакивают друг от друга, где бы они это ни делали, а другие связываются или переплетаются из-за соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся связи держатся вместе, создавая видимость сложных тел.
Левкипп и Демокрит считали, что не только число атомов во Вселенной бесконечно, но и число возможных форм для различных атомов, т.е. их форм, очертаний. Существуют атомы самой разной формы: сферические, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т.д. Число этих различных форм бесконечно.
Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно же, не может быть эмпирическим, из-за невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим. Такое логическое доказательство рассматривалось атомистами как отсутствие достаточного основания для утверждения, что число атомных форм ограничено: они утверждают, как сообщает Симплиций, что число форм в атомах бесконечно разнообразно, «по той причине, что нет более одной, чем другая».
Это учение является новым и весьма оригинальным способом решения научной и философской проблемы, поставленной перед греческой мыслью Аэлеем с его учением о том, что истинно существующее бытие не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Лейципп и Демокрит (а также Эмпедокл и Анаксагор) соглашались с этим тезисом, но в то же время боролись с элейскими идеями, которые отрицали мыслимость множественности и мыслимость движения. Необходимо было — такова была идея Лейциппа и Демокрита — построить теорию природы, которая, принимая основополагающий тезис Элевтея о невозможности для истинно существующего бытия ни возникнуть, ни исчезнуть, в то же время отвергала ложные посылки элевтеевской теории и признавала не только чувственную реальность движения, но и его мыслимость, а также реальность и мыслимость множественности. Элементарные частицы материи — это частицы, которые абсолютно неделимы и принципиально не допускают возможности дальнейшего деления или дробления. Именно эта мысль становится основой материалистической философии и физики Лейциппа и Демокрита.
Предпосылки доктрины атомистов нуждались в обосновании. Самой сложной задачей было преодолеть ошибочную скептическую и метафизическую позицию элейцев, которые отрицали возможность мыслить движение в пространстве, не впадая в противоречие.
Атомисты не поднимают вопрос о причине движения атомов. Они поднимают его не по «небрежности», как думал Аристотель, а потому, что движение атомов кажется им изначальным свойством атомов. Будучи изначальной, она не нуждается в объяснении причин. Но и учение о движении атомов не является произвольным утверждением философа о том, что происходит в царстве чувственно невидимого и не воспринимаемого. Теория движения невидимых для нас очень маленьких атомов подсказана нашему разуму наблюдениями за процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимаемой природе. Атомная теория возникла у Лейциппа и Демокрита на основе наблюдений и некоторых аналогий.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
Закономерности саморазвития общества
Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
Разумный уровень познания
Общество как едино-цельная система определенного множества народа
Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
Культурная модернизация
Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
Наука как высшая форма знания
Особенности современной науки
История учения в эпоху Просвещения
Материализм – это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками — механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных. Особенность учения данной эпохи – стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века – Дидро, Ламетри, Гольбах. Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность. В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.
дальнейшее чтение
- Бюхнер, Л. (1920). Сила и материя . Нью-Йорк, Peter Eckler Publishing Co.
- Черчленд, Пол (1981). . Философия науки. Бойд, Ричард; П. Гаспер; Дж. Д. Траут. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
- Филд, Хартри Х. (1981), «Ментальное представление», в Блоке, Нед Джоэл (редактор), « Чтения по философии психологии» , 2 , Тейлор и Фрэнсис, ISBN.
- Фодор, Дж. А. (1974). «Специальные науки», Synthese , Vol. 28.
- Ла Меттри, Ла Меттри, Жюльен Оффре де (1748). L’Homme Machine ( Человек машина )
- Ланге, Фридрих А. (1925) . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и Ко.
- Священник, Стивен (1991), Теории разума , Лондон: Penguin Books , ISBN 0-14-013069-1Альтернативный ISBN 978-0-14-013069-0
- Шопенгауэр, Артур (1969). Мир как воля и представление . Нью-Йорк, Dover Publications, Inc.
- Витцхум, Ричард К. (1995) . Амхерст, Нью-Йорк, Книги Прометея.
Античный материализм[править | править код]
Основателем материализма как особой философской школы считается Фалес (624—548 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета. Точка зрения, на которую он опирался, говорила о том, что во вселенной существует некая первопричина, которая породила все другие вещества в мире. Фалес предполагал, что эта первопричина является вода. Впоследствии учение о материализме стали распространять такие древнегреческие философы, как Анаксимандр и Анаксимен. Те или иные предположения относительно того, что есть материя, подтолкнули таких философов, как Демокрит, выдвинуть гениальные концепции об атомизме, доказанные в физике лишь в XIX веке. Попытка соединить идеализм и материализм была предложена Аристотелем — основоположником формальной логики и вообще всего категориального аппарата естественных, общественных и гуманитарных наук.
Обзор
В 1748 году французский врач и философ Ла Меттри поддерживает материалистическое определение человеческой души в L’Homme Machine.
Материализм принадлежит к классу монистической онтологии и, таким образом, отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме . Для единичных объяснений феноменальной реальности материализм был бы противоположен идеализму , нейтральному монизму и спиритизму . Он также может контрастировать с феноменализмом , витализмом и двухаспектным монизмом . Его материальность в некотором роде может быть связана с концепцией детерминизма , которую поддерживали мыслители эпохи Просвещения .
Несмотря на большое количество философских школ и тонкие нюансы между многими, считается, что все философии относятся к одной из двух основных категорий, определяемых в противоположность друг другу: идеализм и материализм . Основное положение этих двух категорий относится к природе реальности — основное различие между ними заключается в том, как они отвечают на два фундаментальных вопроса: «из чего состоит реальность?» и «как это происходит?» Для идеалистов дух или разум или объекты разума ( идеи ) первичны, а материя вторична. Для материалистов материя первична, а разум, дух или идеи вторичны — продукт воздействия материи на материю.
Материалистический взгляд, возможно, лучше всего понимается в его оппозиции доктринам нематериальной субстанции, исторически примененным к разуму Рене Декартом ; однако сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто приравнивают к той или иной разновидности физикализма .
Современные философские материалисты расширяют определение других наблюдаемых с научной точки зрения сущностей, таких как энергия , силы и кривизна пространства ; однако философы, такие как Мэри Мидгли, полагают, что понятие «материя» неуловимо и плохо определено.
В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили концепцию материализма, чтобы разработать материалистическую концепцию истории, сосредоточенную на примерно эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтов, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. Они также разработали диалектический материализм , взяв гегелевскую диалектику , лишив ее идеалистических аспектов и соединив их с материализмом (см. ).
Нередуктивный материализм
Материализм часто ассоциируется с редукционизмом , согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинные, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — обычно на более ограниченном уровне. .
Однако нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, считая, что материальное строение всех деталей согласуется с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не поддающихся объяснению в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор аргументирует эту точку зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики.
Материализм
Диалектический материализм представляет собой философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Материализм зарождается в 40-х годах девятнадцатого века и наиболее широкое распространение получает в двадцатом веке. Яркими представителями направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Они распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественнои̌ практики в познании, соединили материализм и диалектику.
Основные положения диалектического материализма заключаются в следующем:
- материя первична, а сознание вторично;
- сознание рождается в результате развития материи, в частности мозга человек, и ᴇᴦο продуктом;
- явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, так как взаимосвязаны и взаимозависимы;
- все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются.
Значительное место в философии диалектического материализма занимают главные законы диалектики:
- переход количественных изменений в качественные,
- единство и борьба противоположностей,
- отрицание возражений.
Диалектико-материалистическая педагогика основывается на том, что личность и её развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природнои̌ организацией человека. Важную роль в развитии личности играет воспитание.
Воспитание, по мнению материалистов, сложным социальным процессом, имеющим исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека, согласно концепции материалистов, находятся в единстве.
Личность про и формируется через деятельность.
Типы теории
Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.
Философский аспект
История этого направления началась еще во время Античной Греции
Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений
Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.
Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.
Современное направление
С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план
Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы
А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.
Основные идеи идеализма
Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.
С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.
В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.
Материализм
Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.
Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.
Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.
Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.
Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.
Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.
Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.
Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.
Примечания
- Левин Г. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Новая философская энциклопедия / преде. В. С. Степин, заместители преде: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — Т. II. — С. 99. — 634 с. — ISBN 978-2-244-01117-3.
- Архе // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
- ↑ Под редакцией А.А. Ивина. Материализм // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. — 2004.
- «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
- Ingrid D. Rowland, Giordano Bruno: Philosopher & Heretic (N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2008)
- Большая советская энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462—469, 491
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
- Churchland, P. M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.
Как совместить материализм и идеализм?
В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.
Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.
Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.
Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.
А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.
Теперь подведем итоги всему вышесказанному.
Что такое идеализм?
Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.
Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека
Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи
Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.