Универсальный гений готфрида вильгельма лейбница

Суть принципа достаточного основания. Пространство как сеть взаимосвязей

Готфрид Вильгельм Лейбниц был первым ученым эпохи научной революции, который задумался о теории всей Вселенной. (Кстати, он оспаривал приоритет Ньютона в открытии дифференциального исчисления, предвосхитил современную логику, разработал систему двоичной арифметики и многое другое. Его называли самым умным человеком в истории). Лейбниц сформулировал принцип, ставший основой космологии, — принцип достаточного основания: при интерпретации Вселенной каждый выбор должен иметь рациональное объяснение. То есть, должен существовать ответ на вопрос типа: «Почему Вселенная обладает свойством x, а не y?». Если Бог создал мир, у него, вероятно, не было другого плана. Принцип Лейбница оказал огромное влияние на физику и продолжает поддерживать построение космологической теории.

В мировоззрении Лейбница все вещи расположены не в пространстве, а встроены в сеть отношений. Эти связи определяют пространство (а не наоборот). Сегодня представление о Вселенной как о сети пронизывает современную физику, биологию и компьютерные науки.

В реляционном мире (где связи первичны по отношению к пространству) нет пустоты. Ньютон, напротив, считал пространство первичным и абсолютным (это означало, что атомы определяются в силу своего положения в пространстве, но не оказывают никакого влияния на пространство). В мире отношений такой асимметрии не существует. Субъекты могут быть частично автономны, но их возможности определяются связями, которые объединяют их в постоянно меняющуюся динамическую сеть.

Из принципа Лейбница (см. главу 3) следует, что не существует абсолютного времени, которое слепо отмечает события. Время — это следствие изменений. В неизменном мире нет времени. Философы утверждают, что время относительно, что оно является свойством отношений, таких как причинность. Точно так же пространство может быть относительным. Действительно, любое свойство объекта в природе должно быть отражением динамических отношений между ним и другими объектами.

Принципы Лейбница противоречат ньютоновской физике, и они не сразу были приняты научным сообществом. Эйнштейн использовал принципы Лейбница в качестве обоснования теории относительности, которая заменила ньютоновскую физику. Принципы Лейбница также реализованы в квантовой механике. Я называю революцию в физике двадцатого века реляционной. Задача объединения физики, и в частности объединения квантовой теории с общей относительностью, в широком смысле является задачей завершения реляционной революции.

Революция в сфере отношений идет полным ходом. Примером может служить дарвиновская революция в биологии: понятие биологического вида определяется его родством с другими организмами, а гены рассматриваются в контексте набора родственных генов. Все сводится к передаче информации, и нет лучшей аналогии, чем связь между отправителем и получателем через канал передачи.

Либеральная идея общества, состоящего из свободных, равных и независимых людей (предложенная философом Джоном Локком в связи с физическим мировоззрением его друга Исаака Ньютона), теперь противопоставляется образу общества взаимосвязанных людей, чья жизнь имеет смысл только в сети этих отношений. Общество настолько прочно усвоило идею социальных сетей, что об этом говорят все — от политологов-феминисток до гуру бизнес-администрирования. Интересно, сколько пользователей Facebook осознают, что их социальная жизнь построена на многообещающем научном принципе?

Реляционная революция уже достаточно далеко зашла. В то же время он явно переживает кризис и в некоторых областях застопорился. Несмотря на кризис, до сих пор ведутся споры о том, что такое человек, как возникают новые системы и объекты и как понять Вселенную.

Но ни человек, ни система, ни вселенная не могут рассматриваться как просто существующие. Они участвуют в процессах, происходящих с течением времени. Элемент, без которого мы не ответим на поставленные вопросы, — это соображение, что человек, система, вселенная — это процессы, разворачивающиеся во времени. Я попытаюсь убедить вас в том, что реляционная революция должна принять понятия времени и настоящего момента как фундаментальные свойства реальности.

Жизнь и сочинения

Отец Лейбница был университетским профессором морали, и его сын с юных лет проявил интерес к науке. После окончания школы Лейбниц продолжил образование в Лейпцигском (1661—66) и Йенском университете, где он провел один семестр в 1663, оказавшийся весьма полезным благодаря знакомству с идеями математика и философа Э. Вейгеля. В 1663 под руководством известного немецкого мыслителя Я. Томазия (отца К. Томазия) Лейбниц защитил тезисы работы «О принципе индивидуации» (выдержанной в духе номинализма и предвосхитившей некоторые идеи его зрелой философии), что принесло ему степень бакалавра. В 1666 в Лейпциге он пишет габилитационную работу по философии «О комбинаторном искусстве», в которой высказывается идея создания математической логики, а в начале 1667 года становится доктором права, представив диссертацию «О запутанных судебных случаях» в Альтдорфском университете.

Отказавшись от карьеры университетского профессора, Лейбниц в 1668 поступает на службу к майнцскому курфюрсту, при покровительстве барона И. Х. Бойенбурга (и в его министерство), с которым он познакомился в Нюрнберге. На этой службе он в основном выполняет поручения юридического характера, не прекращая, однако, и научных исследований. В 1671 Лейбниц публикует работу «Новая физическая гипотеза». В 1672 он прибывает в Париж с дипломатической миссией и остается там вплоть до 1676. В Париже он завязывает широкие знакомства с учеными и философами, активно занимается математическими проблемами, конструирует «компьютер» (усовершенствуя счетную машину Б. Паскаля, умеющий выполнять основные арифметические действия. В 1675 Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление, обнародовав главные результаты своего открытия в 1684, опережая И. Ньютона, который еще раньше Лейбница пришел к сходным результатам, но не публиковал их (хотя Лейбницу в приватном порядке были известны некоторые из них). Впоследствии на эту тему возник многолетний спор о приоритете открытия дифференциального исчисления.

Возвращаясь из Франции, Лейбниц посетил Англию и Нидерланды. В Нидерландах он познакомился с Б. Спинозой и несколько раз беседовал с ним. Большое впечатление произвели здесь на Лейбница и материалы исследований А. Левенгука, открывшего мир микроскопических живых существ.

В 1676. Лейбниц, вынужденный искать постоянные источники дохода, поступает на службу к ганноверским герцогам, которая продлилась около сорока лет. Круг обязанностей Лейбница был весьма широк — от подготовки исторических материалов и поисков общей основы для объединения различных христианских вероисповеданий до изобретения насосов для откачки воды из рудников.

Переписываясь с сотнями ученых и философов, Лейбниц вел также активную организационную работу, участвуя в создании ряда европейских Академий наук.

В 1686 Лейбниц пишет работу «Рассуждение о метафизике», ставшую важным этапом его творчества, так как именно здесь он впервые достаточно полно и систематично изложил принципы своей философской системы.

В 1697 г. Лейбниц знакомится с Петром I и впоследствии консультирует его по самым разным вопросам.

Последние пятнадцать лет жизни Лейбница оказались на редкость плодотворными в философском отношении. В 1705 он завершает работу над «Новыми опытами о человеческом разумении» (впервые опубликованы в 1765), уникальным комментарием к «Опыту о человеческом разумении» Дж. Локка, в 1710 издает «Опыты теодицеи», пишет «Монадологию» (1714), небольшой трактат, содержащий краткое изложение основ его метафизики

Важное значение для понимания поздней философии Лейбница имеет также его переписка с Н. Ремоном и особенно с ньютонианцем С

Кларком.

Смерть Лейбница в 1716 не вызвала почти никаких откликов со стороны научных обществ и Академий.

Лейбниц был исключительно эрудированным человеком в философии и во многих научных областях. Наибольшее влияние произвели на него философские идеи Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. Мальбранша, П. Бейля и др. Перенимая у них самое ценное, Лейбниц при этом вел активную полемику со всеми упомянутыми мыслителями. Большой интерес Лейбниц проявлял также к античной и средневековой философии, что было не совсем типично для философа Нового времени.

Майнц и Париж (1667-1676)

Лейбниц отклонил предложение о занятии кафедры и осенью 1667 г. поступил на службу Майнцскому курфюрсту Иоганну Филиппу фон Шенборну. Он стал помощником придворного советника Лассера, участвовал в подготовке нового свода законов. В 1668 г. он стал помощником бывшего министра Майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга и присоединился к международной политике. Лейбниц, в частности, написал меморандум, где обосновывались преимущества немецкого князя на польском престоле, который Бойнебург зачитал на польском сейме во время выборов короля. Лейбниц также работал над проблемой объединения христианских культов и церквей, которая беспокоила тех, кто хотел объединения Германии, которая тогда была раздроблена на несколько десятков государств. Он изучал много богословской литературы, надеясь разработать систему догматов, приемлемую и для католиков, и для протестантов различных течений.

В Майнце Лейбниц занялся исследованиями в области естествознания, написал работу, которая называлась «Новая физическая гипотеза» и состояла из двух частей — «Теория абстрактного движения» и «Теория конкретного движения». Начал работать над созданием механической счетной машины. Начал переписку с Лондонским королевским обществом, Парижской академией наук, отдельными учеными и философами.

Одной из актуальных проблем для Германии была военная угроза со стороны Франции. Чтобы отвести эту угрозу, Бойнебург и Лейбниц решили разработать для французского короля Людовика XIV проект завоевания Францией Египта. С этим проектом Лейбниц осенью 1672 г. уехал в Париж. Курфюрсту Шенборну о плане не сообщили.

В Париже Лейбниц прожил до конца 1676г. Это имело огромное значение для становления его как ученого и философа. Здесь он общался с мыслителями — философом и богословом А.Арно (одним из авторов знаменитого учебника по логике, известного как «Логика Пор-Рояля»), главой философов -картезианцев Н.Мальбраншем, знаменитым голландским физиком Х. Гюйгенса, в то время президентом Парижской академии наук. Здесь Лейбниц изучил французский, на котором впоследствии написал много трудов и писем, начал серьезно изучать математику и сделал свои первые математические открытия.

Осенью 1672 г. он поделился с Гюйгенсом результатами своих исследований, касающихся способа нахождения сумм определенных числовых рядов. Гюйгенс заметил, что Лейбниц не очень хорошо знает математику и посоветовал ему ознакомиться с «Геометрическим трудом» Григория с Сен-Винцента и «Арифметикой бесконечных» Дж. Валлиса — книгами, в которых в геометрической форме излагались элементы математического анализа.

В начале 1673 г. Лейбниц поехал в Лондон в составе дипломатической миссии Майнцского курфюрста. На заседании Лондонского королевского общества он сделал доклад о разработке механической счетной машины, которая должна была выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, но еще не была готова. Доклад произвел хорошее впечатление, и после отъезда он был избран в члены Общества. Однако общение с математиками триумфа не принесло. Лейбниц узнал, что открытый им метод нахождения сумм рядов не новый, и вообще осознал свое, как впоследствии выразился, «высокомерное математическое невежество». Вернувшись в Париж, он, по совету Гюйгенса, изучает «Геометрию» Декарта, работы Б.Паскаля, в том числе неопубликованные, доступ к которым получил благодаря рекомендации А.Арно.

Осенью 1673 г. Гюйгенс подарил Лейбницу свою новую книгу «Маятниковые часы», которая содержала ряд его открытий в области математики и теоретической механики. Следующие три года Лейбниц посвятил главным образом математике. Он изучает математические труды, проводит исследования числовых рядов, алгебраических уравнений, поиска экстремумов и квадратур (площадей криволинейных фигур), обсуждает математические проблемы с Гюйгенсом и молодым немецким математиком Е.В.Чирнгаузом. От секретаря Лондонского королевского общества Ольденбурга он получает краткие сведения о некоторых результатах исследований И. Ньютона и английских математиков. Результатом этой работы стало то, что в середине 1676 г. Лейбниц сформулировал основные правила дифференцирования и интегрирования (см. «Лейбниц и математика» книги: Погребысский И.Б. «Готфрид Вильгельм Лейбниц»).

Альма-матер

В Лейпцигский университет он поступает в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет. Систематизировать разрозненные знания ему помогает Яков Томазий, опытный педагог и начитанный человек. Из его лекций Лейбниц почерпнул много нового по истории философской мысли. В это же время происходит его знакомство с работами Кеплера и Галилея, двух выдающихся астрономов и ученых того времени. Следующей ступенью его развития стал Йенский университет, где Лейбниц изучает математику. Он жадно стремится познать все, что накопила современная ему наука. Жажда познания мира подстегивает его. Здесь вместе с самой точной из наук он постигает премудрости юриспруденции и истории. Он хочет понять законы прошлого и настоящего, изучая хроники и юридические трактаты.

В 1663 году Лейбниц получил степень бакалавра, а в следующем году – магистра философии. Предисловие к его диссертации «О принципе индивидуации» написал Яков Томазий, где он благословлял ученика на подвиги учености. В Альтдорфском университете Лейбниц получает степень доктора права, защитив диссертацию «О запутанных юридических случаях». Пораженные красноречием и логикой соискателя, коллеги просят его остаться в Альтдорфском университете, однако Лейбниц еще желает бросать якорь в лоно академической науки. Он некоторое время живет в Нюрнберге, где пытается проникнуть в тайны Ордена Розенкрейцеров.

Это была блестящая мистификация юного Готфрида Лейбница. Составив подобие ученой записки из трактатов средневековых алхимиков, он приобретает немалый авторитет среди «адептов Креста и Розы», работая какое-то время наемным алхимиком и секретарем этой организации. Трудно сказать, насколько искренно верил он сам в темную премудрость алхимии, однако блестяще использовал популярность оккультных практик. Образ адепта тайных знаний давал ему право входить в дома сиятельных вельмож и легковерных монархов.

В Ганновере

  • В Ганновере Лейбниц был первоначально назначен библиотекарем герцогской библиотеки, где ему были даны мирские обязанности, такие как уход за общим управлением, покупка книг и т. д. Тем самым он заложил основы библиотечного дела.
  • В 1678 году он был назначен тайным советником юстиции Ганноверского дома. Помимо своих служебных обязанностей, он также занимался рядом других проектов, разрабатывая инструменты и сливая воду из шахт Гарцских гор, используя водяные насосы, приводимые в действие ветряными мельницами и гидроэнергетикой.
  • Он также продолжил свои интеллектуальные поиски, разработав последовательную систему исчисления к 1677 году и усовершенствовав двоичную систему счисления к марту 1679 года. В конце того же года он предложил основы топологии. Позже он начал работать над своей теорией динамики.
  • После смерти герцога Иоанна Фридриха 7 января 1680 года его брат Эрнест Август I стал следующим правителем. Продолжая служить ему, Лейбниц предложил пути увеличения льняного производства и методы опреснения воды. Одновременно он продолжал развивать свои теории в метафизической системе и математике.
  • В 1682 году он вместе с Отто Менке основал журнал Acta Eruditorum, в котором до 1692 года публиковал большинство своих важных статей. Он также стал его рупором в его конфликте с Ньютоном, который продолжался до его смерти.
  • В 1684 году он начал свои исследования по сопротивлению твердых тел. В том же году он опубликовал «Nova Methodus pro Maximis et Minimis» (новый метод для наибольшего и наименьшего), который касался дифференциального исчисления.
  • В 1685 году он был назначен историком дома Брауншвейгского и получил поручение написать его историю. Предполагалось, что он вернется во времена Карла Великого и докажет, что дом ведет свое происхождение от дома Эсте, что позволит ему претендовать на девятый электорат.
  • Начав свое путешествие в ноябре 1687 года, он сначала отправился в Германию, оттуда в Австрию и Италию, вернувшись в Ганновер в июле 1690 года, собрав огромное количество материала по истории Дома. Одновременно он продолжал свои научные труды, встречаясь с учеными и публикуя работы везде, куда бы он ни пошел.
  • Желая написать тщательно исследованную историю и занятый другими проектами, Лейбниц не смог выпустить книгу. К тому времени Эрнест Август I умер, и новым курфюрстом стал Георг Людовик, будущий британский король. Досадуя на Лейбница за его явную медлительность, он стал обращаться с ним скверно.

Значение философии Лейбница

  • Лейбниц построил универсальную философскую систему, исходя из наиболее важных для него итогов античной, средневековой и современной ему философии. Тем самым он показал необходимость исследования философской традиции
  • Лейбниц существенно продвинулся в осмыслении проблемы соотношения философии и науки, разума и веры, теоретического знания и практики
  • Для него важным было понять мир в единстве и многообразии явлений, в его самодвижении и гармонии
  • Общество Лейбниц рассматривал как часть мира, и потому законы гармонии должны охватывать человеческую жизнь. Философ размышлял над тем, как сделать человека счастливым, совершенным, способным побеждать зло и утверждать добро

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Gottfried Leibniz  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Gottfried Leibniz»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 1 июля 1646 года

Готфрид Вильгельм Лейбниц был известным немецким эрудитом, философом, метафизиком, историком, юристом и политическим советником. Родившийся в ту же эпоху, что и Исаак Ньютон, при жизни он был обвинен в плагиате работ Ньютона, но с 1900 года ученые признали, что он разработал дифференциальное и интегральное исчисление независимо от Ньютона.

Сегодня он занимает важное место в истории математики, будучи признанным также за изобретение лейбницевой нотации, закона непрерывности и трансцендентального закона однородности. Более того, его работы по бинарной системе составляют основу современных компьютеров

Он также был плодовитым изобретателем в области механического калькулятора, первым описав калькулятор с вертушкой, а позже изобретя колесо Лейбница. В области философии его взгляды считаются оптимистическими, а в метафизике он наиболее известен своей теорией монад, которые он описал как элементарные частицы с размытым восприятием друг друга. К несчастью, для такого талантливого человека, как он, он мало ценился в течение своей жизни и умер одинокой смертью в Ганновере; его похороны избегали все, кроме его личного секретаря.

Личная жизнь

Лейбница часто называют всеобъемлющим умом человечества, но Готфрид, полный идей, не всегда доводил начатое дело до конца. О характере ученого судить сложно, так как его современники по-разному описывали портрет ученого. Одни говорили, что он был скучным и неприятным человеком, другие же давали исключительно положительные характеристики.

Готфрид, придерживаясь собственной философии, был оптимистом и гуманистом, который даже во время конфликта с Исааком Ньютоном не сказал плохого слова в адрес оппонента. Но Лейбниц был вспыльчив и раним, однако он быстро приходил в себя и часто смеялся, даже если это были неискренние эмоции. Тем не менее, у ученого был и порок, который он сам же и признавал: иногда математик был скуп и корыстолюбив.

София Шарлотта Ганноверская

Лейбниц одевался опрятно и носил черный парик, ибо так диктовала мода того времени. В еде ученый был не привередлив, а вино выпивал редко, зачастую по праздникам. Но даже в этот горячительный напиток из винограда Готфрид подмешивал сахар, так как обожал сладкое.

Что касается амурных отношений, то о романах Готфрида информации мало, а некоторые биографы уверены, что в жизни ученого была одна женщина – наука. Но у него завелась теплая дружба с прусской королевой Софией Шарлоттой Ганноверской, впрочем, эти отношения не вышли за рамки платонических. В 1705 году София умерла, и Лейбниц до конца жизни не мог смириться со случившимся, после смерти возлюбленной он не нашел той барышни, которая тронула бы его сердце.

Книги (6)

Анализ бесконечно малых. Физика учит новый языкРаздел библиотеки: Физика

Готфрид Вильгельм Лейбниц — один из самых гениальных ученых в истории науки.

Он жил на рубеже XVII и XVIII веков, в эпоху больших социальных, политических и научных перемен. Его влияние распространяется практически на все области знания: физику, философию, историю, юриспруденцию…

Но главный вклад Лейбница, без сомнения, был сделан в математику: кроме двоичного исчисления и одного из первых калькуляторов в истории он создал, независимо от Ньютона, самый мощный инструмент математического описания физического мира — анализ бесконечно малых.

Читать »

Сочинения в четырех томах. Том 1Раздел библиотеки: Философия

В 1-й том Сочинений Лейбница входят произведения по общим вопросам философии.

Это трактаты, статьи, диалоги, письма: «О первой материи», «Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта», «Рассуждение о метафизике» (систематический очерк метафизики Лейбница), «О приумножении наук», два отрывка о принципе непрерывности, «Порядок есть в природе», два отрывка о свободе, переписка с П. Бейлем, С. Кларком, Н. Ремоном и т. д.

Расположенные хронологически, эти работы дают представление об эволюции философского мировоззрения мыслителя. В конце тома помещены сочинения 1714–1716 гг., которые можно рассматривать как итог философской и научной жизни Лейбница.

Читать »

Сочинения в четырех томах. Том 2Раздел библиотеки: Философия

Во 2-й том входят главное гносеологическое произведение Лейбница «Новые опыты о человеческом разумении», примыкающие к нему «Размышления об „Опыте“» и «Предварительные соображения », переписка с Д. Мешэм и с Т. Бернетом.

Книга познакомит читателя также с перепиской Лейбница, в которой затрагиваются проблемы, являющиеся предметом его полемики с Локком.

Читать »

Сочинения в четырех томах. Том 3Раздел библиотеки: Философия

В 3-й том включены гносеологические и логические трактаты: «О мудрости», «Размышления о познании, истине и идеях», «Что такое идея», «О способе отличения явлений реальних от воображаемых», «Об универсальном синтезе и анализе», «Абсолютно первые истины», «Анагогический опыт исследования причин», «Об основных аксиомах познания», «Среднее знание», «Об искусстве открытия», «О литературной республике», «Элементы универсальной характеристики», «Логические определения», «Математика разума», «Опыт универсального исчисления» и др. В том входит также переписка с С. Фуше, Н. Мальбраншем, П. Бейлем, королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией.

Читать »

Сочинения в четырех томах. Том 4Раздел библиотеки: Философия

В последний — 4-й том — входит одно из главных произведений Г.В. Лейбница — «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», в котором раскрываются важнейшие категории его философской системы.

Вступительная статья написана доктором философских наук, профессор В. В. Соколов.

Читать »

Труды по философии наукиРаздел библиотеки: Философия

Книга выдающегося немецкого философа и математика Г.В. Лейбница, в которой собраны его работы, посвященные вопросам теории познания, методологии, логики и общей теории науки.

В большинстве своем это небольшие статьи и трактаты, которые не были опубликованы при жизни автора, а увидели свет только в XIX и в начале XX века.

Во вступительной статье доктора философских наук Г.Г. Майорова дается представление о философском наследии Лейбница, в том числе о работах, в которых была наиболее четко выражена главная мечта его жизни — создание универсальной, или всеобщей, науки.

Читать »

Добавить отзыв об авторе

Добавить отзыв

Немного о жизненном пути Лейбница [Лейпциг (1646-1667)]

Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz) родился 1 июля 1646 г., за два года до окончания Тридцатилетней войны, которая принесла большие беды Германии. Его отец, юрист по образованию, был профессором философии морали (этики) Лейпцигского университета. Один его дед был профессором римского права того же университета, второй служил в горном ведомстве. В шестилетнем возрасте Готфрид потерял отца, после которого осталась большая библиотека. В семь лет мальчик стал посещать городскую школу, где с первого года обучения изучал латынь. Он очень любил читать (читал на немецком с шести лет).

Когда Готфриду было восемь лет, в его руки попала иллюстрированная «Римская история» Ливия. Имея лишь начальные знания по латыни, он стал читать подписи к иллюстрациям и пытался понять прочитанное. Затем вернулся к началу книги и стал понимать больше. После нескольких повторов понял уже почти всю книгу. Мать надлежащим образом оценила достижения сына и позволила ему пользоваться родительской библиотекой. Много лет спустя Лейбниц вспоминал: «Я был рад, что наконец увидел античных авторов, которых до того знал лишь по именам: Цицерон и Сенека, Плиний, Геродот, Ксенофонт, Платон, историков времен империи и многих латинских и греческих отцов церкви». В 12 лет он был уже знатоком латыни.

В последнем классе школы изучали логику. Этот предмет произвел очень большое впечатление на юного Лейбница. Его восхитило то, что предикаменты (категории) образовывали будто всеобщий реестр вещей. У него появилась идея создать нечто подобное для суждений, а также нечто вроде алфавита человеческих мыслей, комбинируя знаки которого, можно было бы получать новые знания. Эта идея станет впоследствии одной из руководящих в его научном творчестве.

В 1661 г. Готфрид вступил в Лейпцигский университет. Большое впечатление на него произвел профессор риторики Якоб Томазий, который читал лекции по древнегреческой и древнеримской литературе и очень высоко оценивал философию Аристотеля. Лейбниц самостоятельно ознакомился с некоторыми произведениями Ф. Бэкона, Й.Кеплера, Галилея, Р. Декарта, Т. Гоббса, П.Гассенди и других философов и ученых. Впоследствии он вспоминал, что в 15-летнем возрасте целыми днями размышлял о выборе между Аристотелем и Демокритом, между схоластической и механистической философией. Тогда он предпочел механистическую философию — стал сторонником философии Галилея, Декарта, Гоббса, но впоследствии подверг ее критике, и дальше всю жизнь пытался найти компромисс между аристотелизмом и механицизмом. Следует также заметить, что Лейбниц был глубоко верующим человеком и всю жизнь пытался совместить религию и науку, не допуская сомнений в догматах христианской веры.

В 1663 г. Лейбниц получил степень бакалавра философии, защитив на диспуте работу «метафизическая диспутациях о принципе индивидуума», которая вышла в печати с похвальным предисловием Томазия. Во время летнего семестра 1663г. он слушал в Иенском университете лекции по математике Эдуарда Вейгеля — большого энтузиаста идеи неограниченного применения математики и математических методов во всех областях знаний. Вейгель выдал работу «Идея математико-философской энциклопедии», пытался математически доказать христианские догматы.

Вернувшись в Лейпциг, Лейбниц в 1664-1666 гг. подготовил и защитил три диспутации, получив последовательно степени магистра философии, бакалавра юриспруденции, магистра философии pro loco ( «для данного места»). Последняя степень давала право на чтение лекций в Лейпцигском университете. В первой работе юридические вопросы освещались с точки зрения философии, во второй была попытка рассматривать юридические проблемы в математическом стиле, в третьей философия сочеталась с математикой. В двух последних можно заметить влияние идей Вейгеля. В 1666 г. Лейбниц опубликовал «Диссертацию о комбинаторном искусстве», целью которой провозглашалась разработка логики открытия, и в которой высказывались идеи, что впоследствии получили развитие в комбинаторике и математической логике.

Поскольку Лейпцигский университет отказал Лейбницу в проведении защиты докторской диссертации (как слишком молодому), то ученый поехал в Нюрнберг, где его родственник, Ю.Я.Лейбниц, занимал высокий пост, и 5 ноября 1666 г. блестяще защитил докторскую диссертацию в Университете имперского города Нюрнберг , находившийся в г. Альтдорф вблизи Нюрнберга. В феврале 1667г. ему присудили степень доктора обоих прав (гражданского и церковного), а также предложили занять кафедру на юридическом факультете.

Философское исчисление

В течение всей своей философской биографии, а особенно с конца 1670-х гг., Лейбниц стремился осуществить алгебраизацию всего человеческого знания путем построения универсального «философского исчисления», позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций. При возникновении споров философам «достаточно было бы взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!»

Философское исчисление должно помогать как в формализации уже имеющегося знания (особое внимание Лейбниц уделял математизации силлогистики, так и в открытии новых истин, а также в определении степени вероятности эмпирических гипотез. Базисом философского исчисления является «искусство характеристики», т

е. отыскания символов (мыслившихся Лейбницем в виде чисел или же иероглифов), соответствующих сущностям вещей и могущих заменять их в познании.

Метод

Новаторские поиски основ «философского исчисления», которые, впрочем, так и не принесли конкретных результатов, Лейбниц совмещал с построением более традиционной методологии. Считая недостаточным картезианский критерий ясности и отчетливости, Лейбниц предлагал опираться в познании на законы тождества (или противоречия) и достаточного основания. Закон тождества является, по Лейбницу, общей формулой так называемых «истин разума», примером которых является сам закон тождества, геометрические аксиомы и т. д. «Истины разума» таковы, что противоположное им невозможно, т. е. содержит в себе противоречие и не может быть помыслено ясно и отчетливо. Подобные истины выражают «абсолютную», или «метафизическую» необходимость. Что же касается «истин факта» (являющихся выражением «физической» или «моральной» необходимости, не отрицающей свободу человеческой воли), к примеру, высказывания «солнце завтра взойдет», то они могут быть объяснены из принципа достаточного основания. Этот принцип распространяется Лейбницем не только на сферу знания, но и на бытие. В мире, полагает он, нет ничего, что не имело бы достаточного основания. Нередко Лейбниц трактует этот закон в «целевом» смысле, когда поиски достаточного основания сводятся к отысканию ответа на вопрос, почему данной вещи лучше быть именно такой, какая она есть. Закон достаточного основания широко используется Лейбницем для решения самых разных философских проблем: обоснования невозможности существования в мире двух одинаковых вещей (принцип «тождества неразличимых»), доказательства бытия Бога, утверждения наличного мира в качестве наилучшего и т. д. Методология Лейбница не лишена некоторых внутренних проблем, к примеру, из его рассуждений не совсем ясно, является ли принцип достаточного основания истиной разума или факта. Не менее двусмыслен и тезис Лейбница о том, что истины факта в потенциальной бесконечности являются истинами разума для человеческого ума, из чего следует, что в божественном интеллекте между ними вообще нет различия, что порождает ряд серьезных трудностей. В методологических вопросах Лейбниц стремился занять взвешенную позицию, пытаясь примирить противоположные взгляды. Он считал необходимым совмещать опытное знание с рациональными доводами, анализ с синтезом, исследование механических причин с поиском целевых оснований. Показательно отношение Лейбница к эмпирическому тезису Дж. Локка о том, что все человеческие идеи происходят из опыта. Лейбниц занимает компромиссную позицию, находя средний путь между рационализмом и эмпиризмом: «нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума».

Вывод, след в истории

Колоссальный труд, грандиозная кропотливая работа, проделанная Лейбницем, не была вовремя замечена и принята во внимание. Безмерное количество рукописей осталось навеки похоронено в библиотеке Ганновера

Причина – несвоевременное признание гениальности и важности этого особенного придворного мужа. Некоторые открытия пришлось заново изобретать

Монумент Г. Ф. Лейбницу в Лейпциге

Достойную оценку ученый получил в ХХ веке, благодаря тому, что оставил много заметок и трактатов о своей жизни и действиях. Эти «мемуары» сыграли огромную роль в изучении деятельности одного из величайших ученых всех времен. Любая сфера наук, за которую брался Лейбниц, была досконально им изучена и поднята на новый уровень. Он был гением своего времени, создавшим крепкий фундамент современной науке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector