Основы философии гераклита

Школа Гераклита

Гераклит Эфесский практически не имел школы, последователей. Правда, мы часто читаем у древних авторов о «гераклитовцах», но под этим именем обычно скрываются люди, односторонне воспринявшие идею «текучести» всего сущего. Эти «вечно текущие», как иронически именовал школу Гераклита Платон, считали, что об изменяющейся и противоречивой реальности нельзя высказать ничего истинного. Отсюда выросла софистика; отсюда родилось «самое крайнее из упомянутых мнение, – то, которое принимали те, кто называл себя последователями Гераклита Эфесского и которого держался Кратил, который под конец пришел к тому мнению, что не следует ничего говорить, но только двигал пальцем и упрекал Гераклита за его слова, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Сам же он думал, что и один раз» (Аристотель. Метафизика, IV, 5, 1010 а; ср.: ДК 65 А 4).

Зато явственные следы влияния Гераклита, полемика с ним, заинтересованные толкования его учений видны в целом ряде философских трудов: в поэме и диалогах Платона, в произведениях Аристотеля, у стоиков и скептиков, у христианских апологетов и отцов церкви. По Диогену Лаэрцию (IX, 15), толкованием его сочинения занимались Антисфен, Гераклид Понтийский, стоики Клеанф и Сфер, Павсаний, прозванный даже «гераклитовцем», Никомед, Дионисий, грамматик Диодот; ямбический же поэт Скифин взялся изложить его учение в стихах. Это и была истинная «школа Гераклита». И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода становления античной философии Гераклит Эфесский больше всех заслуживает звания основоположника объективной диалектики как учения о противоположностях, их борьбе и их единстве в мировом процессе. В этом его непреходящее значение.

Marcovich М. Herakleitos. – Sonderausgabe der Paulischen Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart, 1967, S. 259.

Порядок изменений первоначала, выраженный фрагментом В 31, аналогичен, однако текст фрагмента крайне труден для перевода и интерпретации. Климент Александрийский, в «Строматах» которого он сохранился, понимает его сходным образом.

Marcovich М. Herakleitos, S. 263.

Недавно было высказано предположение, что фрагмент 22 В 126 – «Холодное теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает, сухое увлажняется» – есть на деле цитата из сочинения Анаксимандра, стоявшая перед словами «…согласно необходимости» (Bröcker W. Heraklit zitiert Anaximander, – Um die Begriffswelt der Vorsokratiker. Darmstadt, 1968, S. 88–94).

Эта точка зрения, вместе с аналогичным взглядом на субстрат души по Гераклиту обоснована в статье: Лебедев А. В. Psyches peirata (О денотате термина psyche в космологических фрагментах Гераклита 66–67 Mch). – В кн.: Структура текста. М., 1980, с. 118–147.

Может быть, прояснит вопрос стихотворение Пауля Флеминга:

Я жив. Но жив не я. Нет, я в себе таю Того, кто дал мне жизнь в обмен на смерть мою. Он умер, я воскрес, присвоив жизнь живого. Теперь ролями с ним меняемся мы снова.Моей он смертью жив. Я отмираю в нем…

(Пер. Л. Гинзбурга).

Лосев А. Ф.  История античной эстетики   (Ранняя классика).  М., 1963, с. 377.

По материалам книги А. С. Богомолова «Античная философия»

Биография

Гераклит – излюбленный объект исследований как у древних биографов, так и у современных ученых. Они пытались отделить темное философское учение от не менее темной и таинственной биографии. Отсюда и прозвище философа – Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Ключевым моментом при исследовании жизни, а особенно смерти, этого философа стала необычайная антипатия, переходящая в ненависть, которую он вызывает в душах читателей и биографов.

Портрет Гераклита

Враждебность, понятная в определенной степени, достигает беспрецедентных высот, когда Гераклит умирает, погребенный в экскрементах. Чтобы понять эту смерть, следует подробно рассмотреть традиционную биографию Гераклита, поскольку важна реакция биографов на толкование философских трудов Гераклита и их интерпретация для истинного понимания жизни и подробностей смерти этого человека-загадки.

Основные вклады

Огонь как изначальный элемент

И философы школы Milesia развитой в его работах о существовании природного элемента, который служит в качестве сущности и происхождения всего, что существует, Гераклит продолжил эту мысль и приписывали это качество огня.

Гераклит решал огнь в качестве центрального элемента, который никогда не гасится, чей природные движения позволят нестатическое существование, и это было в ноге с остальной частью естественной подвижности Вселенной.

Огонь не будет присутствовать только на земле, но также будет частью человеческой души.

Подвижность существующей вселенной

Для Гераклита все явления природы были частью состояния постоянного изменения и движения. Ничто не является инертным, ни остается инертным, ни длится вечно. Именно движение и способность к переменам позволяют достичь всеобщего равновесия..

Гераклиту приписывают некоторые известные метафорические фразы, которые разоблачают эту мысль: «Никто не купается дважды в одной реке». Таким образом, философу удается раскрыть изменяющийся характер не только природы, но и человека..

Точно так же Гераклит однажды излагал «Все течет», давая вселенной определенный произвол в отношении ее действий, но никогда не статичный характер.

Двойственность и оппозиция

Гераклит считал, что изменяющиеся явления природы и человека являются результатом противоречий и противоположностей в реальности. Его мышление развивалось, что было невозможно испытать состояние, если его коллега не был ранее известен или испытан..

Все состоит из своей противоположности и в какой-то момент переходит от одного к другому. Чтобы развить эту точку зрения, Гераклит обработал метафору пути, который поднимается, и пути, который спускается, что в итоге не совпадает с путем.

Жизнь уступает место смерти, здоровье — болезни; человек не может знать, что значит быть здоровым, если он никогда не болел.

Принцип причинности

В течение своей жизни Гераклит развивал в своей мысли поиск причинности; В чем причина каждого явления, физического или природного действия? Философ объяснил, что все, что происходит, имеет причину, и что ничто не может быть причиной само по себе.

Если вы продолжите исследовать ретроспективно, в какой-то момент вы придете к первоначальной причине, которую Гераклит назвал Богом. На этом богословском основании Гераклит также оправдал естественный порядок вещей.

логотипы

В своей работе Гераклит развил свое восприятие Логоса. Слово, отражение, причина. Это были атрибуты, которые Гераклит напечатал в Логосе, когда он попросил услышать не только слово, которое он исповедовал, но и Логос.

Он считал, что Логос присутствует, но может быть сделан непостижимым для людей.

Гераклит пригласил рассуждение как часть той универсальной схемы, которая определила, что, хотя все происходило, оно также следовало определенному космическому порядку, и Логос был частью этого пути.

Логос, таким образом, облегчал отношения между природными элементами, благополучием души, природой божественного и т. Д..

Первые концепции государства

В своей работе Гераклит начал обрисовывать идеальное или функциональное состояние. Тем не менее, к тому времени социальные условия были еще очень нестабильными, что препятствовало процессу классификации в обществе..

В то время в Греции число людей, которые считались гражданами, было минимальным, и дети, женщины и рабы были исключены. Говорят, что Гераклит происходил из аристократической среды, что давало ему определенный социальный уклон при разработке этих концепций..

Тем не менее, он не пошел очень глубоко и вместо этого он выявил особые концепции перед лицом войны и власти одного человека над другим..

Концепция о войне и самопознании

Гераклит думал, философски и политически, война как необходимый шаг, чтобы дать непрерывность естественного космического порядка, явление, с помощью которого другие понятия, поднятый им, как двойственность и оппозиции проявили.

Столкновение противоположных позиций, которые только уступают место новому состоянию или событию, также позволило определить положение каждого человека в этом новом порядке и, следовательно, дать новый взгляд на силу и структуру, которые начинали плести. ниже этого.

Этот тип конфликта позволил человеку узнать себя и узнать, обладает ли он качествами высшего существа или теми, которые обрекают его на низость (как в случае рабов).

Исходя из этого, Гераклит начал развивать первые этические идеалы человека, как поведение, необходимыми для непрерывности личной жизни и в обществе, которые затем будут приняты и развернутой на много более поздние философ, давая этики своего собственным область исследования и отражения.

Философия и учение

Взгляды Гераклита таинственны и неоднозначны. Практически все его работы имеют двусмысленное трактование. Кроме того, до современности не дошли оригиналы работ, о мировоззрении известно только из трудов других философов и ученых. У Гераклита было собственное понимание мудрости. Он не выражал мысли прямо — только в форме загадок или намеков. Отсюда и пошло второе прозвище Гераклита — философ-поэт, он не писал в стихах, но его мысли были столь метафоричны, что напоминают поэтический слог.

Гераклит и Демокрит

Способность понять работы философа имели только глубоко образованные и аналитически мыслящие люди. Даже Сократ писал о том, что разобрал лишь незначительную часть идей Гераклита, но нашел их прекрасными. Кроме того, эфесский философ изобрел неповторимый подход: сложные идеи доносить в форме крайне упрощенных примеров, как правило, это были происходящие в природе процессы.

Так последователи самостоятельно приходили к задуманной философом мысли или даже собственным неповторимым умозаключениям. Вкладом Гераклита в развитие древнегреческой философии стало введение универсалии «логос». Изначально под термином понималось как «изречение», так и «смысл». Сейчас логос отражает смысл бытия и закономерности всего существующего.

Гераклит

Гераклитовское учение о логосе представляет собой отражение картины мира, где гармония сохраняется наряду с динамичностью. Так, в учении философа всемирная гармония представляет собой космический Логос. Но человек не в состоянии понять его и считает свое слово, собственный Логос, выше всеобщего.

Гармоничность же заключается во всеединстве: как говорил Гераклит, «все течет», материя трансформируется в различные формы, но Логос остается постоянен. Продолжением этой мысли стала цитата «Дважды в одну реку не войдешь». В наше время это выражение приобрело новый смысл, но по-прежнему отражает авторскую философскую мысль.

Фреска Рафаэля «Афинская школа»

Постоянное изменение и трансформацию материи и субстанций Гераклит называл мировым течением и полагал, что все в мире не только претерпевает постоянные трансформации, но и имеет противоположности. Диалектику души человека философ представлял так: душа состоит из двух компонентов – благородного (огонь) и неблагородного (вода). Именно огонь у Гераклита был первоначалом.

Гераклит вводил также понятие «мирового пожара», в котором разрушается космос, чтобы снова возродиться. Теорию уничтожения космоса опровергал Гегель в XVIII столетии, а Шлейермахер не признавал огонь первоначальной стихией. В противоположность гераклитовским законам трансформации материи основные идеи другого древнегреческого философа — Парменида, жившего в тот же период времени, заключаются том, что материя неизменна, постоянна и однородна.

Гераклит на фреске Рафаэля «Афинская школа»

В IV столетии до н.э. сторонники натурфилософии Платон, Аристотель вложили новое значение в термин «логос», лишив его онтологического смысла. А последователи школы стоицизма вернули Логосу космическую сущность. Кстати, термин «космос» тоже ввел Гераклит. Часть исследователей относит Гераклита к ученым-естествоиспытателям, а не философам. Это объясняется тем, что единственная работа Гераклита, дошедшая до наших дней, называется «О природе».

Работа имеет вид сотни отдельных фрагментов высказываний, интерпретацией которых занимался филолог Герман Дильс. В труде «О природе» Гераклит заложил основы теории атомизма. Вклад в науку Гераклита стал преждевременным, по мнению некоторых авторов. Ученый ввел понятие атома как мельчайшего структурного элемента, разрешая парадоксы элеатов, философ разработал концепцию дифференциального исчисления.

Смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит

По его представлениям, даже душа человека состоит из атомов, которые после физической смерти трансформируются в другую материю – так называемая теория атомизма. Гераклитовская анатомия человека соответствует строению мира: тело построено из таких же атомов, что и мир вокруг, а главный орган человеческого тела – желудок. Законы природы физического мира и человеческой души, открытые Гераклитом, легли в основу милетской школы, представителями которой были Пифагор, Фалес.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар. Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца. Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя. Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике. Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в русском переводе

Гераклит Эфесский

Все наследие: на языках оригинала и в русском переводе

подгот. С.Н. МуравьевМ.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 416 с.ISBN 978-5-91103-112-1
Формат: PDF  19,3 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

Первое полное издание, параллельно на языках оригиналов и по-русски, всего наследия древнегреческого философа Гераклита Эфесского (ок. 520 – ок. 460 до н. э.), cодержит: 1. Более 60 гнезд античных сведений о его жизни, творчестве и смерти. 2. Приписанные ему письма. 3. Около 200 гнезд древних свидетельств о его учении. 4. Более 200 фрагментов его книги. 5. Опыт реконструкции трактата Гераклита «Музы» или «О природе» (состояние 2011 г.). 6. Античную иконографию философа. Издание снабжено примечаниями, указателями и библиографией и предназначается всем интересующимся происхождением нашей греко-иудео-христианской цивилизации, греческой архаикой, зарождением и историей античной философии и филоcофии как таковой, равно как и всем филологам и философам, неравнодушным к наследию древнейшего греческого мыслителя, от которого до нас дошли более двух сотен буквальных цитат и пересказов. С 1970 года русско-французским филологом С.Н. Муравьевым опубликовано около 80 работ о Гераклите на русском, французском, английском и итальянском языках. Данная книга является извлечением из томов II.A.2, III.1, III.2, III.3 и IV. A его продолжающегося издания на французском языке: S.N. Mouraviev, Heraclitea / Sankt Augustin: Academia-Verlag, 1999–2011 (всего вышло 11 книг).Эта книга была создана при финансовой поддержке Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук.

Наша работа над наследием Гераклита началась году в 1968. Она проводилась вне стен каких-либо университетов и научных учреждений. И хотя она проходила в тесном контакте с представителями историко-философского и филологического истеблишмента и мы в ней стремились учесть все ценное, добытое наукой с момента зарождения у нее интереса к таинственной фигуре Темного философа, но, как искушенный читатель наверняка уже заметил, мы не всегда следовали по начертанному ею пути и принимали далеко не все «несокрушимые» догмы, к которым она традиционно апеллирует. В результате «наш» Гераклит достаточно сильно отличается от усредненного «общепринятого», как по богатству использованного материала и нетрадиционности ряда методологических подходов, так и по конкретным решениям многих мелких и не столь уж мелких частных вопросов. Кроме того, наша собственная уверенность в правильности каждого такого решения может колебаться между абсолютно полной и крайне слабой. Но обо всем этом специалист узнает из editio maior, а «рядовому» читателю не следует питать иллюзий относительно «академической» достоверности предлагаемых текстов.В книге две части, отличающиеся своим предназначением: основная и справочная. Цель первой: открыть широкому кругу русскоязычных читателей доступ ко всем античным сведениям о Гераклите и цитатам из его сочинения, которыми человечество располагает в настоящее время. Это тексты, перевод и примечания. Цель второй — дать российским филологам-классикам, историкам античной философии и философам возможность самим поработать над наследием философа и составить себе собственное мнение о многочисленных спорных вопросах чтения, восстановления и толкования его фрагментов, книги и учения. Это ссылки на источники, указатели и краткая библиография. Они предполагают определенную степень знакомства с принятыми у античников условными латинскими обозначениями и сокращениями при ссылках на древних авторов, их произведения и издания. Заинтересованный читатель найдет необходимые сведения в соответствующих трудах по античной литературе, энциклопедиях, справочниках и словарях.

  • Назад

  • Вперёд

Сочинение

У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные».Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца — Книга его — это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу — солнца светлее она. (D.L. IX, 16 )

Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

«Путь вверх и вниз — один и тот же»

Философ-неоплатоник Иоанн Филопон (6 в. н. э.), комментируя этот фрагмент Аристотеля, пишет следующее: «Под огнем он (Гераклит. — Прим. авт.) не имеет в виду пламя: огонь — это имя, которое он дает сухому испарению, из которого также состоит душа». Эта сухая и огненная душа, будучи «непрестанно текучей», приводит к тому состоянию вещей в мире, о котором не слыхивал разве что школьник, — это такое состояние, когда «все течет» (πάντα ρεῖ) и «все меняется» (οὐδὲν μένει, досл. ничто не стоит на месте). Эти выражения переданы впервые нам Платоном в диалоге «Кратил»:

Этот парафраз Платона, конечно, коррелирует с фр. 49а: «В одни и те же реки мы входим и не входим, мы существуем и не существуем», однако установить точный контекст соответствия все же очень проблематично, ибо в случае Гераклита никакого философского контекста, существующего вне фрагментов, просто не сохранилось. То, что мы существуем и не существуем в одно и то же время, является хорошим примером «диалектики» Гераклита, если только мы будем помнить, что никакой диалектики как способа рассуждения тогда еще и в помине не было, подобно тому, как для героев Гомера не существовало никакой риторики, а для людей вообще — никакой логики как науки (как не существует ее для большинства людей и поныне), что, однако, не мешало первым прекрасно говорить, а вторым — логично мыслить.

Имплицитно или явно диалектика содержится во всех фрагментах Гераклита, но в некоторых учение о единстве противоположностей выражено наиболее ярко. «Путь вверх и вниз-один и тот же», «Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают», «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». Смысл диалектики Гераклита в том, что полярные термины его высказываний находят разрешение содержащегося в них противоречия в гармонии — состоянии связи, согласия и порядка, подобно струнам безупречно звучащего музыкального инструмента, настроенным в определенном ладу, поэтому Гераклит и говорит: «Они (люди) не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся гармония, как у лука и лиры».

Обыденное мышление, для которого мир всегда уже как-то «понят» и не представляет загадки, впадает в когнитивный диссонанс, когда сталкивается с какими-то заявлениями о том, что разное — это одно. Наш ленивый обывательский взгляд, скользя по поверхности явлений и упорядочивая все сообразно внедренным в нас с детства логическом законам непротиворечивости и исключенного третьего, не хочет примириться с тем, что «у бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо», и только люди «одно считают несправедливым, другое-справедливым». Мы видим только гармонию явную, которая мгновенно разбивается вторжением любого — малейшего — проявления дисгармонии, а так всегда и происходит в мире материи: любое чужеродное и внешнее вторжение в упорядоченную структуру приводит — по крайней мере, поначалу, — любую систему в состояние шока, приближая ее к точке бифуркации, после которой система — абсорбировав («поняв») вторжение, противоречащее принципам системы, — либо переходит на новый, более сложный, уровень функционирования, либо — не абсорбировав («не поняв»), в случае, если вторжение извне сильнее системного потенциала адаптации, — разрушается.

Гераклит же призывает нас совершить акт интеллектуальной трансгрессии, прорвавшись сквозь толщу дисгармонии, чтобы узреть за ней высший уровень гармонии, который уже не подвержен никакому разрушительному вторжению. Движение мысли при этом может быть изображено при помощи простой схемы: (а) обыденное сознание, воспринимающее внешнюю гармонию, (б) трансформируется в акт рефлексии, выдерживающий вторжение дисгармонии (противоречия), который, в свою очередь, (в) преодолевает последнюю и возвышается до созерцания скрытой Гармонии, «которая лучше явной» и в которой противоречия, говоря языком Гегеля, «сняты».

Примечания и ссылки

  1. и истории философии , статьи «Les Présocratiques» по Клеманс Ramnoux , Tome I: р.  414 (1969)
  2. Диоген Лаэрсе , Жития, доктрины и высказывания выдающихся философов , IX, 1.
  3. Например, Аристотель , Метафизика , I, 3, 984a, 7
  4. Диоген Лаэрс, IX, 13.
  5. Страбон , География , XIV, 1, 25.
  6. История философии , статья «Les Présocratiques» по Клеманс Ramnoux , Tome I: р.  411 (1969)
  7. Диоген Лаэрс, IX, 1.
  8. Согласно Антисфену в его наследовании , в Диогенном Laërce, IX, 6.
  9. Диоген Лаэрсе , Жития, доктрины и высказывания выдающихся философов , IX, 5
  10. Замечания, сделанные Диогеном Лэрсе (VIII, 52), при условии, однако, не допустить замены «Гераклита» на «Гераклида».
  11. Прадо, стр.  22.
  12. Софист (242 г.))
  13. Диоген Лаэрс, IX, 6.
  14. Мария Хелена да Роша Перейра, Estudos de História da cultura clássica Том I — Grega Cultura , Лиссабон, Fundação Calouste Gulbenkian, 2006, 10- е издание, стр.  19, ( ISBN  972-31-1164-0 ) .
  15. Согласно Димитрию де Phalère , интерпретация , 192.
  16. Риторика , III, V, 1407 b 11
  17. Диоген Лаэрсе , Жития, доктрины и высказывания выдающихся философов (IX, 5)
  18. По словам Диогена Лаэрса , произведение имеет другое название.
  19. Прадо, стр.  21.
  20. Согласно Сотиону , сообщение Диогена Лаэрса (Книга IX, 5).
  21. Фрагмент 16, Климент Александрийский, педагог , 99.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Пример 5

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

Пример 6

«Именно беспристрастная наука является… важнейшим… средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от «круговорота рождения»».

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры

С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector