Дуализм (философия)
Содержание:
- Онтологический дуализм
- Дуализм у Платона
- Основные тезисы
- Словарь Ушакова
- Дуализм
- Философия двайта
- Опровержение теории
- Возрождение
- Эпифеноменализм
- Что такое дуализм
- Основные постулаты дуалистического закона в жизни
- Эпистемологический дуализм
- Антропологический дуализм
- Десакрализация
- ссылки
- Методологический дуализм
- Философские дуальности
Онтологический дуализм
Инь и янь символизируют двойственность природы и всего сущего в даосской религии.
С другой стороны, дуализм может означать склонность людей воспринимать и понимать мир как разделенный на две всеобъемлющие категории . В этом смысле дуалистично, когда человек воспринимает дерево как вещь, отдельную от всего, что его окружает. Эта форма онтологического дуализма существует в даосизме и конфуцианстве, верованиях, разделяющих вселенную на взаимодополняющие противоположности инь и янь . В таких традициях, как классический индуизм ( санкхья , йога , вайшешика и более поздние школы веданты , принявшие теорию гун ), дзен- буддизм или исламский суфизм , ключом к просветлению является «преодоление» этого вида дуалистического мышления без простой замены дуализма с монизмом или плюрализмом .
В китайской философии
Противопоставление и сочетание двух основных принципов Вселенной — инь и янь — составляет значительную часть китайской философии и является важной чертой даосизма , как философии, так и религии, хотя эта концепция была разработана намного раньше. Некоторые утверждают, что инь и ян изначально были богами земли и неба соответственно
Инь и ян, как один из старейших принципов китайской философии, также обсуждаются в конфуцианстве , но в меньшей степени.
Некоторые из общих ассоциаций с ян и инь, соответственно, следующие: мужчина и женщина, свет и тьма , активное и пассивное, движение и неподвижность. Некоторые ученые полагают, что эти две идеи, возможно, первоначально относились к двум противоположным сторонам горы, обращенным к солнцу и от него. Символ инь и янь на самом деле имеет очень мало общего с западным дуализмом; вместо этого он представляет собой философию баланса, где две противоположности сосуществуют в гармонии и могут переходить друг в друга. В символе инь-янь есть точка инь в ян и точка ян в инь. В даосизме это символизирует взаимосвязь противоположных сил как различных аспектов Дао, Первого Принципа. Контраст необходим, чтобы создать различимую реальность, без которой мы не пережили бы ничто. Следовательно, независимые принципы инь и ян фактически зависят друг от друга в различимом существовании друг друга.
Дополнительная дуалистическая концепция, наблюдаемая в инь и янь, представляет собой взаимное взаимодействие в природе, связанное с петлей обратной связи , где противоположные силы не обмениваются противодействием, а вместо этого обмениваются взаимно, чтобы способствовать стабилизации, подобной гомеостазу . Основной принцип даосизма гласит, что внутри каждой независимой сущности лежит часть ее противоположности. В болезни лежит здоровье, и наоборот. Это потому, что все противоположности являются проявлениями единого Дао и, следовательно, не независимы друг от друга, а скорее являются вариацией одной и той же объединяющей силы во всей природе.
Дуализм у Платона
Одним из первых мыслителей, затронувших эту тему, был Платон в Афинах в V веке до нашей эры.
Афинянин разделил вселенную на два мира: нематериальный, состоящий из идеализированных концепций, мир Формы, и один из реальных, материальных и материальных вещей, мир Чувства.
В мире Формы населяло только то, что было чистым, идеальным и неизменным. Красота, добродетели, геометрические формы и вообще знания — вот элементы, принадлежащие этому миру.
Душа, как вместилище знания, и будучи бессмертной, тоже была частью мира Формы.
В мире Чувства было все составное, реальное и изменчивое. Красивое, добродетельное, которые являются осязаемыми представлениями форм и всего, что может быть воспринято чувствами, принадлежало этому миру. Человеческое тело, которое родилось, выросло и умерло, было его частью.
Согласно философу, душа была единственной вещью, которая могла перемещаться между двумя мирами, поскольку она принадлежала к полю Формы и дал жизнь телу при рождении, став частью мира Чувства.
Но душа покинула тело в момент смерти, став сущностью, снова принадлежащей миру Формы.
Кроме того, в его работе ФедонПлатон постулировал, что существование всего начинается с противоположного. Красивое должно было родиться из уродливого, медленное — из быстрого, справедливое — из несправедливого, а великое — из малого. Они были взаимодополняющими противоположностями.
Основные тезисы
Неоднородность и взаимодействие
Декартовский дуализм — это дуализм субстанции, а также интеракционистский дуализм. Декарт принимает тезис здравого смысла о том, что ментальные состояния или события отличаются от физических состояний или событий и могут взаимодействовать друг с другом. Это подтверждает две общие интуиции о разуме и теле:
- интуиция неоднородности : разум — вещь иной природы, чем тело;
- интуиция взаимодействия : тело и физический мир действуют на разум, а дух действует на тело.
В словаре классической философии мы говорим о «коммуникации субстанций» для обозначения взаимодействия между телом и разумом. В контексте современной философии разума декартовский дуализм считается интеракционистским, в отличие от параллелизма , окказионализма и (в меньшей степени) эпифеноменизма , согласно которым разум и тело не имеют причинного взаимодействия. Аргументы Декарта , чтобы оправдать эту позицию , были предшественниками тех передовыми в XX — го века в философии сознания в пользу дуализма и против материализма , в том числе аргументов называется « модальным » , что обращение к возможности зачать субъективные аспекты сознания отдельно от корпуса.
Согласно Паскалю Энгелю , мы можем объяснить отправную точку этой формы дуализма, обратившись к следующим трем утверждениям:
- Психические состояния отличаются от физических состояний.
- Психические состояния могут быть причиной физического движения.
- Физические движения могут быть вызваны только физическим состоянием.
Дуализм Декарта состоит в утверждении релевантности первых двух положений и в отрицании третьего.
Раздельное оформление веществ
Чтобы установить естественное различие между ментальными состояниями, возникающими в результате активности разума, и физическими состояниями, происходящими в теле, Декарт в своих « Метафизических медитациях» (1641) применяет « модальный » тип рассуждений . Хотя, следуя радикальному сомнению , он все еще не уверен ни в чем, кроме существования самого себя, он утверждает, что для него возможно представить, что его тела не существует. С другой стороны, он не может связным образом считать, что его мысль не существует. Следовательно, и как он заявляет в Шестой медитации , поскольку « достаточно, чтобы я мог ясно и отчетливо представить одну вещь без другой, чтобы быть уверенным, что одно отличается или отличается от другого », это Можно считать, что разум и тело различны и, следовательно, существует по крайней мере две субстанции: та, которая составляет дух, и та, что составляет тело. Для Декарта субстанция — это то, что может существовать само по себе и само по себе, и для существования не нуждается ни в чем другом. Ум — нематериальная и неделимая субстанция, а тело — материальная и безгранично делимая субстанция. Следовательно, оба возможны по отдельности.
Конкретная проблема взаимодействия
Таким образом, возникает проблема взаимодействия между разумом и телом. Декарт утверждает, что существует не только дуализм субстанций , но также и то, что разум может воздействовать на тело. В частности, он утверждает, что ментальные состояния имеют причинную эффективность по сравнению с физическими состояниями. Это интеракционистский тезис: ментальные состояния вызывают физические состояния и наоборот. Однако это взаимодействие создает проблему: как в действительности ментальные сущности, задуманные как нематериальные, не распространенные в пространстве, могут иметь наименьшую возможность воздействия на физические сущности? Именно эта проблема будет существовать и возникать в рамках философии духа .
Ответ, данный самим Декартом, казался неудовлетворительным: разум и тело вместе составляют самостоятельную субстанцию, а шишковидная железа — это место, где точка соприкосновения психических состояний и психических состояний находится в мозгу, физических состояниях.
Переформулировки картезианского дуализма
Среди современных защитников некоего картезианского дуализма, переформулированного ими, мы должны считать венского эволюционного эпистемолога Карла Поппера и теистического философа Ричарда Суинберна .
Карл Поппер написал в своей автобиографии в 1974 году: «Я думаю, что всегда был картезианским дуалистом, хотя всегда сожалел о том, что говорил о« субстанциях »; и если не дуалистический, то определенно более склонный к плюрализму, чем к монизму » . Поппер утверждает, что «ментальные состояния» являются продуктом эволюции жизни и должны быть связаны с биологией, а не с физикой , в которой он выступает против физикализма . Он считает, что состояния сознания «тесно связаны с состояниями тела», и их специфику невозможно отрицать.
Словарь Ушакова
Дуализм (лат. dualis “двойной”) – термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В данной области знаний этот термин охватывает пересечение двух основных классов вещей или принципов, взаимно влияющих друг на друга, но не меняющих своей структуры. В теологии, например, дуалист – это тот, кто верит, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являются независимыми и более или менее равными силами мира. Дуализм противопоставляется монизму – теории, согласно которой существует только один основной вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хотя и реже, плюрализму – взгляду, согласно которому существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, которая в некотором смысле подразумевает радикальное видовое различие между ментальным и физическим – или между сознанием и телом (сознанием и мозгом). Поскольку здравый смысл подсказывает нам, что физические тела существуют, а интеллектуальная потребность – принять единую картину мира, мы можем сказать, что материалистический монизм является “позицией по умолчанию”. Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с предположения о реальности физического мира, а затем рассматриваются аргументы, объясняющие, почему сознание нельзя рассматривать просто как одну из частей этого мира.
Если кондиционер включен летом, это будет блаженство, а если зимой – страдание. Так что же является причиной страданий – кондиционер или обстоятельства? Или проблема еще глубже, и причиной страдания является наше отношение к объекту?
Дуализм
Главный фундамент теории дуализма, который известен сегодня, исходит из того, что Рене Декарт предложил в своей работе. Метафизические медитации.
Согласно Декарту, разум — это мышление или res cogitans; ее сопровождает тело, которое существует физически и то, что она назвала обширное разрешение. Согласно его подходу, у животных не было души, поскольку они не думали. Отсюда известная фраза: «Я мыслю, следовательно, существую».
Но только в 1700 году термин «дуализм» был впервые введен в употребление в книге под названием История Religionis Veterum Persarum, написанный Томасом Хайдом.
Постулаты Декарта послужили основой так называемого «картезианского дуализма», лежащего в основе всех ветвей современного дуализма. Это применяется в разных науках, особенно в социальных.
Подходы Декарта использовались такими философами, как Локк и Кант, для подкрепления своих собственных теорий. Последний, например, показал в своих предложениях разницу между «чистым разумом» и «практическим разумом».
Философия двайта
Двайты Веданта школа индийской философии придерживается дуализма между Богом и вселенной теоретизирования о существовании двух отдельных реальностей
Первый и более важной реальностью является то , что Шива или Шакти или Вишну или Брахман. Шива, или Шакти, или Вишну — высшее Я , Бог, абсолютная истина вселенной, независимая реальность
Вторая реальность — это реальность зависимой, но в равной степени реальной вселенной, существующей со своей отдельной сущностью. Все, что состоит из второй реальности, например индивидуальная душа ( Джива ), материя и т. Д., Существует в своей собственной отдельной реальности. Отличительным фактором этой философии в отличие от Адвайта Веданты ( монистического заключения Вед) является то, что Бог берет на себя личную роль и рассматривается как реальная вечная сущность, которая управляет и контролирует вселенную. Поскольку существование индивидуумов основано на божественном, они изображаются как отражения, образы или даже тени божественного, но никогда не тождественны божественному. Поэтому спасение описывается как осознание того, что вся конечная реальность существенно зависит от Всевышнего.
Опровержение теории
Второй основной аргумент, компрометирующий дуализм, – это отсутствие объяснения. Противники теории могут доказать свои взгляды через научные исследования, в то время как дуалисты не способны объяснить ничего, потому что ни одна теория никогда не была сформулирована.
Третий аргумент – это нервная зависимость: умственные способности зависят от нервной деятельности мозга. Материалисты уверены, что ум меняется тогда, когда мозг изменяется от наркотиков или травмы, например.
Заключительный аргумент против дуализма – эволюционная история. Материалисты утверждают: человеческие особи постепенно сложились из более простых физических существ, что принципы дуализма не допускают.
Несмотря на наличие веских аргументов против дуализма, нельзя не обратить внимания, что он получил широкое распространение во многих религиозных и философских течениях, констатирован в физике и является постоянным предметом научных обсуждений.
Возрождение
К концу 1940-х гг. интерес к данной философской концепции почти пропал, но ближе к началу 21 века появилось нечто вроде умеренного дуализма. Он разделяется на виды:
Субстанциальный или картезианский – подразумевает объединение “субстанции” и “дуализма субстанции”
То есть, выступают на стороне конкретики: не сознание, как набор мыслей и чувств, а сознание того, кто мыслит и чувствует.
Дуализм свойств – признаёт существования двух различных видов свойств.
Дуализм предикатов – считает важность психологических предикатов для понимания мира и их несводимость к физикалистскому началу. Фактически, признаёт существование двух различных видов субъектов.
Эпифеноменализм
Эпифеноменализм — это учение о ментально-физических причинных отношениях, которое утверждает, что одно или несколько ментальных состояний и их свойства являются побочными продуктами (или эпифеноменами ) состояний замкнутой физической системы и не могут быть причинно сведены к физическим состояниям (не имеют какое-либо влияние на физические состояния). Согласно этой точке зрения, ментальные свойства как таковые являются реальными составляющими мира, но они причинно бессильны; в то время как физические причины порождают ментальные свойства, такие как ощущения , волю , идеи и т. д., сами такие ментальные явления не вызывают ничего больше — они представляют собой каузальный тупик.
Хаксли объяснил ментальные свойства паровозом.
Эта должность приписывается английскому биологу Томасу Хаксли (Huxley 1874), который сравнил ментальные свойства со свистом паровоза. Эта позиция пользовалась одобрением среди ученых- бихевиористов в течение следующих нескольких десятилетий, пока сам бихевиоризм не пал в результате когнитивной революции в 1960-х годах. В последнее время эпифеноменализм приобрел популярность среди тех, кто пытается примирить нередуктивный физикализм и ментальную причинность .
Эпифеноменальные квалиа
В статье «Эпифеноменальная квалиа», а затем и в статье «Что Мэри не знала» Фрэнк Джексон привел так называемый аргумент знания против физикализма. Мысленный эксперимент был первоначально предложен Джексоном следующим образом :
Джексон продолжил:
Что такое дуализм
Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.
Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.
Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.
Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.
Основные постулаты дуалистического закона в жизни
Устройство всего во Вселенной зависит от Закона дуализма, утверждающего наличие множественности миров. Развитие всего сущего происходит благодаря переходу вещества из одного состояния в другое. Даже в нашем мире мы всегда можем встретиться с двойственностью, хотя бы в магните. Плюс и минус — две противоположные составляющие вещества и одновременно делающие вещество единым целым.
Постулатами закона о дуальности мира выделяются некоторые моменты, без которых невозможно существование:
- Любое явление имеет свою положительную и отрицательную направленность.
- Каждое из противоположностей имеет в себе частичку антипода. Хорошее объяснение дают китайцы энергиям Инь и Янь. В каждом из них есть что-то от другого.
- Вспоминая о единстве и борьбе противоположностей, можно сказать, что только в борьбе будут созданы гармония и единство.
- Только постоянный конфликт может быть движущей силой в развитии. Благодаря конфликту процесс развития Вселенной не останавливается ни на минуту.
Используя дуалистический закон на практике, каждый из нас может изменить своё мировоззрение по отношению к происходящим процессам. Даже в негативной ситуации можно найти частичку положительного. Философское отношение ко всему происходящему позволит легче переносить удары судьбы и жизнь станет намного проще.
Эпистемологический дуализм
В области познания существует также гносеологическая ветвь, которая напрямую связана с подходами течения дуализма.
Эпистемологический дуализм обычно связывают с качественным исследованием, которое позиционирует его как альтернативу эпистемологическому монизму, на котором основаны течения количественных исследований.
В настоящее время эпистемологический дуализм превратился в так называемый критический реализм, который отделен от реализма, относящегося к метафизическому, хотя он продолжает подвергаться критике за достоверность полученных на его основе знаний.
На комментарии монистов об эпистемологической остроте дуализма ответил философ Рой Вуд Селларс, заявивший в тексте, что для критических реалистов объект не выводится, а утверждается.
Селларс также пояснил, что для дуалистов знание вещи — не вещь; напротив, он объяснил, что знание берет элементы внешней природы объекта во взаимодействии с данными, которые оно предлагает, то есть диалогической реальностью.
Для эпистемологического дуализма знание и содержание не одно и то же, но он также не предназначен для создания фиктивных причинно-следственных отношений в явлениях, а скорее для того, чтобы знать данные и их отношения с объектом.
Антропологический дуализм
Антропологический дуализм может корениться в том, что предлагал Декарт: люди имеют разум и тело. Таким образом, только объединение обоих аспектов может сформировать человека целостным образом.
У теории картезианского дуализма было много других философов как последователей в своем мировоззрении, как в случае с Локком и Кантом. Однако именно Такотту Парсонсу удалось придать ему форму, подходящую для изучения общественных наук..
Человек состоит из двух основных аспектов, лежащих в основе его развития. Во-первых, это связано с Res Обширные, которая имеет прямую связь с социологией и осязаемой системой взаимодействия индивида, то есть социальной системой, в которой он развивается.
Но и люди на базовом или индивидуальном уровне, погружены в Res Cogitans которая называется «психическая субстанция» и которая связана с культурой, которая ее окружает, что касается антропологии.
Тем не менее, картезианский дуализм оказывает большое влияние на видение современной антропологии, которая пытается разграничить различия между физической вещью и идеальной вещью, например, при разделении обряда веры..
Десакрализация
Стоит отметить, что философия дуализма утверждает, будто материальный и духовный миры не связаны между собой. Каждый из них существует параллельно друг от друга, и один не зависит от действий другого. Благодаря этому человек выделяется из окружающего мира и становится более приближенный к творцу мира. Дуализм придерживается также христианского понятия, что бог создал первого человека по своему образу.
Но в тоже время нельзя упустить тот факт, что дуализм в современной философии играет роль особой методы десакрализации общих знаний в философии. Это избавление от избытка религиозных взглядов и католического учения. Изначально само определение дуализма было придумано философом и мистиком из германии Христианом Вольфом, а теоретические идеи создали Б. Спиноз и Р. Декарте.
ссылки
- Селларс, Р. У. (1921) Эпистемологический дуализм против Метафизический дуализм. Философское обозрение, 30, нет. 5. с. 482-93. doi: 10.2307 / 2179321.
- Салас, Х. (2011). Количественные исследования (методологический монизм) и качественные (методологический дуализм): эпистемологический статус результатов исследований в социальных дисциплинах. Лента Мобио №40, с. 1-40.
- БАЛАШ, Н. (2015). О ДУАЛИЗМЕ И МОНИЗМЕ В АНТРОПОЛОГИИ: ДЕЛО КЛИФФОРДА ГЕРЦА. Кафедра антропологии в Даремском университете. Anthro.ox.ac.uk Доступно по адресу: anthro.ox.ac.uk .
- Энциклопедия Британика. (2019). Дуализм | философия. Доступно по адресу: britannica.com .
- Робинсон Х. (2017). Дуализм (Стэнфордская энциклопедия философии). Plato.stanford.edu. Доступно по адресу: dish.stanford.edu .
- Янноне А. (2013). Словарь мировой философии. Нью-Йорк: Routledge, с.162.
- En.wikipedia.org. (2019). Федон. Доступно по адресу: en.wikipedia.org .
Методологический дуализм
Методология понимается как один из аспектов, рассматриваемых эпистемологией. То есть эпистемологический дуализм соответствует его методологии, которая является качественной и в равной степени дуалистической. Тем не менее, последний фокусируется на линии, которые служат в качестве руководства в исследовании.
В социальных науках существуют дисциплины, которым удалось ограничить свою методологию монистическим течением, но те, кто предпочитает дуализм, утверждают, что социальные явления могут рассматриваться только с учетом фактора контекста..
Метод исследования, который реализует дуалистическую методологию, применяется к социальным явлениям. При этом будет дано приближение к ним через описание, которое зависит от конкретной интерпретации и казуистики..
Когда человеческий фактор задействован как переменная, невозможно рассматривать явление как объективную ситуацию, а скорее оно зависит от обстоятельств и окружающей среды. Эта ситуация оставляет монистический подход без необходимых инструментов для изучения этого явления..
Некоторыми инструментами, которые использует методологический дуализм, являются интервью, наблюдение за участниками, фокус-группы или вопросники..
Однако, даже если условия одинаковы, если два человека работают параллельно над исследованием социального явления, их результаты могут отличаться..
Философские дуальности
Историю философии можно интерпретировать как сеть диалектических противоположностей . Некоторые размышления также являются диалектическими в том смысле, что они предлагают воспринимать вещи в свете двух антагонистических или взаимодополняющих полюсов, таких как:
- анализ и синтез: Платон , Декарт ;
- дедукции и индукции : Аристотель , Фрэнсис Бэкон , Декарт, Карл Поппер ;
- дух и материя: Анаксагор , Декарт;
- бытие и бытие : Мартин Хайдеггер ;
- бытие и обладание: Габриэль Марсель ;
- бытие и ничто: Горджиа , Платон, Хайдеггер, Жан-Поль Сартр ;
- бытие и явление (феномен): Джордж Беркли , Эдмунд Гуссерль , Сартр;
- род и вид: Аристотель;
- имманентность и трансцендентность : Барух Спиноза ;
- позитивная свобода и негативная свобода: Исайя Берлин ;
- научный социализм и утопический социализм : Карл Маркс .