Казуистика. ментальная резервация
Содержание:
Исторический
Философ Блез Паскаль , сторонник янсенистов и противник иезуитской казуистики.
Казуистика была использована в качестве метода исследования , принятый в преподавании в религии и психологии с целью привития морального кодекса. Он также был принят для изучения конкретных фактов, чтобы привести к выпуску общих законов. Он вписывается в греческие философские тексты — Сократ , циники и стоики — конфуцианство , талмудический иудаизм , ислам и христианство .
Иисус из Назарета использовал бы его в своих беседах с фарисеями во время Нагорной проповеди , но также осудил бы его чрезмерное использование. Два трактата Августина Гиппопотамского обращаются к вопросу о том, оправдывает ли проступок благое намерение и неправильно ли говорить ложь в шутку как риторический образ .
Более того, казуистика не может достичь немедленного действия в своей исключительности, будучи способной предписывать только готовые решения, она должна быть ограничена состоянием вопросов как можно более полным. Следовательно, казуистика не может заменить суждение личной совести .
XVII — го отметок века апогей казуистики среди католиков , и среди протестантов . В то время мыслители, ищущие верный способ избежать грехов, как правило, придумывали минималистскую этику
Чтобы ответить на дискуссии об использовании вероятности в моральных решениях, французский философ Блез Паскаль написал Les Provinciales в 1656 году, в котором он напал на иезуитов , в частности на либеральную мораль (уделяя большое внимание свободе совести), которую они демонстрируют в своей казуистика.
Раннее Новое время [ править ]
Казуистический метод был популярен среди католических мыслителей в период раннего Нового времени, а не только среди иезуитов , как это принято считать. Среди известных авторов-казуистов — Антонио Эскобар-и-Мендоса , чья Summula casuum Sovientiae (1627) пользовалась большим успехом, Томас Санчес , Винченцо Филлиуччи (иезуит и тюрьма в соборе Святого Петра ), Антонино Диана , Пол Лайманн ( Theologia Moralis , 1625), Иоанн Азор ( Institutiones Morales , 1600), Этьен Бауни , Луи Селло, Валериус Reginaldus , Герман Busembaum (д. 1668) и т.д. Один из основных тезисов казуистов была необходимость адаптировать строгие нравы ранних отцов от христианства до современных морали, что привело в некоторых крайних случаях , чтобы оправдать то, что Иннокентий XI позже называл «слабой моралью» (то есть оправдание ростовщичества , убийства , цареубийства , лжи посредством « умственной оговорки », прелюбодеяния и потери девственности до брака и т. д. — все надлежащие случаи, зарегистрированные Паскалем в провинциальных письмах). [ необходима цитата ]
Развитие казуистики было прервано к середине 17 века из-за разногласий, возникших в отношении доктрины вероятности , которая предусматривала, что каждый может выбрать «вероятное мнение», то есть поддержанное тем или иным теологом, даже если это противоречило более вероятному мнению или цитате одного из Отцов Церкви . Полемика разделила католических богословов на два лагеря: ригористов и лаксистов.
Некоторые виды казуистики подвергались критике со стороны ранних протестантских богословов , потому что они использовались для оправдания многих злоупотреблений, которые они пытались исправить. Во время формулярного спора против иезуитов в его « Провинциальных письмах» католик и философ- янсенист Паскаль критиковал его как использование риторики для оправдания моральной распущенности, которая стала отождествляться общественностью с иезуитизмом ; отсюда и повседневное использование этого термина для обозначения сложных и софистических рассуждений, оправдывающих моральную распущенность. К середине 18 века «казуистика» стала синонимом ложных моральных рассуждений. Однако пуритане были известны своим собственным развитием казуистики. [ необходима цитата ]
В 1679 году папа Иннокентий XI публично осудил шестьдесят пять наиболее радикальных положений ( stricti mentalis ), взятых в основном из сочинений Эскобара, Суареса и других казуистов, как propositiones laxorum moralistarum, и запретил кому-либо обучать их под страхом отлучения от церкви . Несмотря на это папское осуждение, католицизм и протестантизм допускают использование двусмысленных и двусмысленных заявлений в определенных обстоятельствах.
Понятие и признаки нормы права
Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной воли, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.
Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.
Норма права имеет следующие признаки:
- общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
- формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах – законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
- государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия – стимулированием и принуждением);
- предоставительно-обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
- микросистемность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).
Нормы права носят предоставительно-обязывающий характер: норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов права. В охранительных нормах (уголовных, административных, уголовно-исполнительных) выражен прежде всего их обязывающий характер. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового акта или ссылкой на другие акты (отсылочные нормы). Кроме того, в статье закона могут указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом проявляется единство прав и обязанностей.
Казуистика вчера и сегодня
О казуистике стоит упомянуть, потому что она процветает до сего дня. Политики, журналисты и ученые казуистически рассуждают о добре и зле. Мы сталкиваемся с казуистикой в католическом и православном модернизме, всюду, где сопоставляются различные примеры и мнения, в том числе примеры из Писания, Святых отцов, случаи из Церковной истории.
Можно удивляться тому, насколько современные христиане далеки от образа мыслей древних христиан. Святые отцы, сами Апостолы рассуждали от Писания, от догматов и первых понятий. Примеры у них лишь демонстрировали соединение понятий, а не диктовали ход рассуждений. Как учил блж. Августин:
Если древние ссылались на мнения, то только великих Святых и учителей, и то не на все их мнения, а только на те, которые стали общепринятыми, то есть приобрели достоинства первых понятий. Все это давало удивительное постоянство и ясность писаниям и мыслям древних христианских авторов.
Рассуждая таким образом о вещах Божественных и человеческих, было легко разоблачить ложь и исключить управление сознанием.
Не то с казуистикой, в том числе современной православной. Здесь над мнениями Святых, над Писанием и догматами воздвигается незаметная, но на самом деле могущественная фигура казуиста. Это он подбирает мнения согласно своим целям и располагает их по своему усмотрению. Это он, никем не оспариваемый, и почти невидимый, определяет тему компиляции и выбирает удобных ему авторов. В таком случае он и является действительным автором сочинения, хотя бы свой текст и составил из чужих цитат. Так догматика превращается в казуистику, а казуистика становится догматикой.
Откуда возникла казуистика?
Нужда в рассмотрении казусов появилась не сразу. Поначалу христиане руководствовались Откровением, совестью и здравым разумом.
В Новое время христианами хотят именоваться те люди, которые уже слышали о Христианстве. Они знают, что оно трудно и требует поступать по совести, то есть в большинстве случаев невыгодно, неудобно, а в обстоятельствах тирании – смертельно опасно.
Новый мир стал очень сложен, в нем возникает много непредвиденных случаев. Если судить о них прямо, то новые ответы не нужны. Они уже давно даны. Да, у новых христиан, собственно, нет никаких вопросов. Они обращаются к казуистам, потому что не хотят поступить по прямой заповеди, не хотят просто и прямо посмотреть на действительность Нового мира.
Поэтому вопросники по типу «1000 вопросов батюшке», или сто тысяч вопросов «Батюшке-онлайн» – это признак разочарования в Христианстве, того, что оно обезврежено в душах христиан.
Таким образом, иезуиты не придумали казуистику. Они удовлетворили нужду своих современников и получили в распоряжение еще один метод управления сознанием, ухода от преследования и облегчения Христианства.
См. Также [ править ]
- Философский портал
- Психологический портал
- Прикладная этика — Практическое применение моральных соображений
- Рассуждения на основе прецедентов
- Консеквенциализм — класс этических теорий
- Диспенсация (католический канонический закон)
- Первый принцип — основное предложение или предположение, которое не может быть выведено из любого другого предложения или предположения.
- Список мыслительных процессов
- Кияс — Дедуктивная аналогия или рассуждение путем измерения новой ситуации с данной ситуацией.
- Риторика — искусство дискурса
- Риторическая причина
- Школа Саламанки
- Ситуационная этика — учитывает конкретный контекст действия при его этической оценке.
- Талмудическая герменевтика — Методы исследования и определения значения Священного Писания
- Эвристика
Споры между иезуитами и янсенистами
Иезуиты
Игнатий Лойола , основатель Общества Иисуса .
В течение 150 лет иезуиты доминировали в европейском образовании . К году у них было более 650 колледжей в Европе, в их ведении находились 24 университета и около 200 семинарий и учебных домов.
В учебные программы были добавлены курсы морального богословия, изучение «случаев совести», а для студентов и будущих священников в качестве руководств используются моральные институты, первое из которых иезуит Хуан Азор (и) опубликует в 1600 году. Эти работы включают практические принципы часто заимствованы из закона и казуистических приложений; их очень много (600), и они лечат более 20 000 случаев . Некоторые решения по «делам», которые давали больший перевес индивидуальной свободе — так называемый иезуитизм, — считались слабыми. Реакция была резкой, особенно со стороны янсенистов.
Янсенисты
В Jansenists , особенно под пером сочувствующий Блез Паскаль , атаковал не только распущенность , но и саму идею казуистики. Согласно Паскаля и янсенизма, казуистика, внедренная в человеческий разум, является источником ошибок и грехов, потому что христианин , по сути, должен управлять своей совестью только в соответствии с волей Бога . Пап осудил и слабые и строгий Jansenism казуистика остались метод богословия моральной католики до XX — го века. Направление намерения особенно подвержены приступам Паскаля в его VII — й букве провинциалов : она позволяет оправдать грехи, пишет он, найдя чистое намерение.
С 1950 года так называемая ситуационная мораль вынуждала казуистику определять свои пределы и делать более точное восприятие реальности.
История [ править ]
Казуистика восходит к Аристотелю (384–322 до н.э.), но расцвет казуистики пришелся на период с 1550 по 1650 год, когда Общество Иисуса использовало рассуждения на основе случаев, особенно при совершении Таинства покаяния (или «исповеди»). Термин казуистика или иезуитизм быстро стал уничижительным после нападок Блеза Паскаля на злоупотребление казуистикой
Некоторые иезуитские богословы пропагандируя личную ответственность и уважение свободы совести , подчеркивали важность индивидуального подхода к личным моральным решениям и в конечном итоге разработали и приняли казуистику (исследованиеслучаях совести ), где во время принятия решения индивидуальные наклонности были важнее самого морального закона
В « Провинциальных письмах» (1656–167) французский математик , религиозный философ и сторонник янсенистов Блез Паскаль яростно критиковал моральную распущенность иезуитов, которые использовали казуистические доводы в исповеди, чтобы успокоить богатых церковных жертвователей, одновременно наказывая бедных кающихся. Паскаль утверждал, что кающиеся аристократы могут однажды исповедать свои грехи, повторно совершить грех на следующий день, щедро пожертвовать на следующий день, а затем вернуться, чтобы вновь исповедаться в своих грехах и получить только самое легкое наказание; Критика Паскаля омрачила репутацию казуистики.
Британская энциклопедия 1900 года утверждала, что это «в народе рассматривалось как попытка достичь святых целей нечестивыми средствами».
Он не был до публикации злоупотребления Казуистики: История морального обоснования (1988), Альберт Jonsen и Тулминым , , что возрождение казуистики произошло. Они утверждают, что проблема заключается в злоупотреблении казуистикой, а не в казуистике как таковой (которая сама по себе является примером казуистических рассуждений). При правильном использовании казуистика является мощным аргументом. Йонсен и Тулмин предлагают казуистику для растворения противоречивых принципов морального абсолютизма и общего секулярного морального релятивизма : «форма рассуждения, составляющая классическую казуистику, — это риторическое рассуждение ». Кроме того, этические философии утилитаризма(особенно утилитаризм предпочтений ) и прагматизм обычно идентифицируются как сильно использующие казуистические рассуждения.
Новое время [ править ]
Дж. Э. Мур рассматривал казуистику в главе 1.4 своей Principia Ethica , в которой утверждает, что «недостатки казуистики не являются принципиальными недостатками; нельзя возражать против ее цели и объекта. Она потерпела неудачу только потому, что она слишком сложна. предмет, к которому следует подходить адекватно при нашем нынешнем уровне знаний «. Более того, он утверждал, что «казуистика — это цель этического исследования. Ее нельзя безопасно предпринимать в начале наших исследований, а только в конце».
С 1960-х годов прикладная этика возродила идеи казуистики в применении этических рассуждений к конкретным случаям в области права , биоэтики и деловой этики , так что репутация казуистики в некоторой степени реабилитирована. [ необходима цитата ]
Папа Франциск , иезуит, подверг критике использование казуистики, «практики установления общих законов на основе исключительных случаев» в тех случаях, когда более уместным был бы более целостный подход.