Тайная вечеря

Содержание:

Молитва и акафист иконе «Тайная Вечеря»

Молитва иконе «Тайная Вечеря»:

«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь».

Тропарь на Великий Четверг глас 8:

«Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».

Кондак на Великий Четверг глас 2:

«Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец».

Икона «Тайная Вечеря» олицетворяет переломный момент, после которого ученикам откроется божественная природа Иисуса Христа и пример жертвенной любви к Всевышнему. События того вечера помогают праведным христианам укреплять свою веру в сложных ситуациях, превращая печаль в надежду.

Интересные факты о Тайной вечере Леонардо да Винчи

  • Наиболее воспроизводимая в мире настенная роспись целиком занимает поперечную стену в огромном зале бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Главное, что бросается в глаза при созерцании Тайной вечери Леонардо да Винчи – это необычайная пространственная глубина созданной перспективы. Будучи изобретательным инженером и ученым, художник добился практически объемного изображения, которое, как кажется, приглашает зрителя самому принять участие в драматической сцене. Считается, что наилучшая точка восприятия рассматриваемого шедевра находится, примерно, в 9 метрах от него в глубине зала.
  • Роспись была заказана герцогом Милана Людовико Мария Сфорца (1452-1508), над которой Леонардо да Винчи работал 3 года, предположительно с 1495 по 1498гг. Столь длительный срок, понадобившийся на написание, обусловлен масштабными размерами (4,6х8,8 м), а также многочисленными экспериментами художника с приготовлением красок.
  • Образ каждого из представленных персонажей был написан с реально существовавших в жизни современников Леонардо да Винчи. Известно, что для своего произведения он отыскивал наиболее подходящие типажи, прогуливаясь по улицам Милана, а образ Иуды искал не только в самых злачных его районах, но даже в городской тюрьме.
  • Настенная роспись не является фреской в классическом понимании этого термина, так как мастер, в качестве эксперимента, использовал разработанную им собственную технику написания, что в конечном итоге чуть не привело к гибели шедевра.
  • Многие исследователи склоняются к мнению, что на фреске имеется портрет Леонардо да Винчи. Художник запечатлел себя в образе апостола Иуды Фаддея, упоминавшегося в Евангелиях от Иоанна и Луки. Данный неподтверждаемый документально факт на протяжении нескольких столетий остается спорным, однако изображенный образ и анализ имеющихся автопортретов да Винчи наглядно демонстрирует необычайное сходство.

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

ИКОНОГРАФИЯ И ДЕТАЛИ ИКОНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Иконы Тайной Вечери начали создавать много веков назад. Известно, что в начале II тысячелетия нашей эры такой образ начал становиться более детальным. В XVII веке икона заняла не только свое обычное место над Царскими вратами в русских храмах, но и место на стене трапезной русских царей.

Евангелисты не описали бытовые детали Тайной Вечери, но историки восстанавливают их по документам того времени: ни стульев, ни столов тогда не было, Господь с учениками, по обычаю, полулежали на лавках или на полу, опираясь на подушки. Тем не менее, на иконе Тайной Вечери всегда присутствует и стол, и сидения для участников Трапезы. Они имеют символическое значение: стол становится прообразом престола в алтаре храма. Единичное событие показывается в перспективе истории, напоминает о ежедневной Литургии почти в каждом православном храме.

Из еды обычно на иконе изображается только стоящая на столе Чаша для Причастия и Хлеб. Это также символы: вероятнее всего, ужин был обычным, но главным в этот день было Небесное Угощение. Однако на многих иконах и картинах, написанных в течение веков, можно увидеть и детальное изображение блюд обычного ужина. Отличается на разных иконах и интерьер, и форма стола, и позы апостолов, неизменным остается присутствие Евхаристической Чаши и, конечно, выделяющаяся центральная фигура Господа Иисуса Христа.

Отражено в «Тайной Вечери» обычно и предательство Иуды. Он уже принял решение о предательстве, взял пресловутые тридцать сребренников и думает не о словах Христа и Евхаристии – кстати, перед ней он и уходит за фарисеями, а о предательстве. Господь ждет нашего раскаяния до последнего часа земной жизни, так и Иуде дал Он время покаяться, призывая его к Царствию Небесном вместе с остальными учениками. На иконе «Тайной Вечери» силуэт Иуды также выделен своей дерзостью – он тянется от края стола к его центру – или, напротив, темнотой, он бывает показан уходящим.

Итак, икона «Тайная вечеря» показывает нам начало Нового Завета в отношениях Бога и человека, новой эры истории. Вот почему этот образ расположен в каждой православной церкви над Царскими вратами алтаря. Хлеб и вино же приносятся в жертву по сей день, и никогда христиане не приносят в жертву Богу мясо, потому что кровь животных для Бога не проливается – все искуплено Господом Иисусом Христом.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ИКОНЕ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ПОЧЕМУ ОНА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛЕБЕН СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
  2. МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
  3. МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ – СИЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин – последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа – Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение – были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные  детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

 Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение

Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.

Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.

Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.

Какой момент Тайной вечери изображён в работе Леонардо

В отличии от Тайных вечерь других авторов, работа Леонардо отличается невероятной внутренней подвижностью. Леонардо, как мы уже говорили, — это художник состояний души, художник взаимоотношений. Композиция разделена на четыре группы по три апостола, которые между собой разговаривают, оживляются, возбуждаются и всячески проявляют свои эмоции и состояние своей души. И это именно то, что Леонардо старается передать, выбрав в качестве источника вдохновения живое повествования Евангелия от Матфея.

Леонардо придаёт смысл этому великому возбуждению среди апостолов, сидящих за столом, желающих узреть предателя. В лицах апостолов смешиваются чувства любви, страха, гнева, боли и сожаления о том, что не могут до конца понять своего Учителя. Точно так же и предательство Иуды просматривается в каждой тщательно продуманной детали работы.

Что такое Тайная вечеря Леонардо да Винчи и где она находится

«Тайная вечеря» — это настенная живопись, написанная Леонардо да Винчи по заказу Людовико Сфорца, герцога Милана,  в период с 1494 по 1498 год в Трапезной церцви Санта Миария делле Грацие в Милане. Это 4 года очень медленной, практически медитативной работы, которой предшествовали исследования образов апостолов, сохранённые в Королевской библиотеке Уиндсора/Royal Library, Windsor. Свободное использование перспективы позволило Леонардо создать очень живые и монументальные образы, своего рода trompe l’oeil, обман зрения, как будто апостолы сидят в самой Трапезной.

«Тайная вечеря» стала символом нового искусства. Леонардо сосредоточил в ней всю свою науку, все свои исследования — не только художественные, но и математические, инженерные, оптические и акустические. Помимо задачи изобразить важнейший момент Евангелия, в котором объявляется о главном в истории предательстве, целью Леонардо было изобразить душевные порывы. Имеется в виду реакция, выраженная в разных эмоциях, каждого из двенадцати апостолов на слова «Один из вас меня предаст».

Эта работа Леонардо да Винчи с момента её появления на свет и по сегодняшний день не перестаёт восхищать, удивлять и будоражить сердца. Это одна из самых цитируемых работ мирового искусства начиная с XVI века вплоть до серийных интерпретаций Энди Ворхола и китчевых постановок Ла Шапеля XX века.

Главной проблемой «Тайной вечери» является её особая хрупкость. То, что мы видим сегодня — это лишь тень от того, чем она была изначально. Леонардо, несмотря на то, что хорошо знал технику фресковой живописи, требующую быстроты выполнения работы, решил поэкспериментировать и написать «Тайную вечерю» как настенную живопись, то есть той же техникой, которую он использовал при написании картин на холсте. С одной стороны, это позволило ему добиться нового, естественного изображения, но с другой — живопись практически сразу начала осыпаться и терять свой первоначальный цвет.

Попытки реставрации, а точнее фактического перекрашивания Тайной Вечери проводились неоднократно начиная с XVIII века. Последняя серьёзная и самая грамотная реставрация была проведена в 1977-1999 годах под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона, когда она наконец была освобождена от многочисленных вторичных слоёв краски, оставив её первоначальный вид, освежив лишь некоторые просветы акварелью.

Почему же первая литургия или, как Вы говорите, новозаветная Жертва, совершилась до крестных страданий, то есть до самой жертвы?

В Ветхом Завете жертва для заклания избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца (Исх 12:5–6). Более того, Сам Сын Божий в момент Своего воплощения уже является жертвой за грехи всего мира, о чем свидетельствует апостол Павел: Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Евр 10:5). Вторит ему и апостол Петр: Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет 1:18–20).

События последних дней земной жизни Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Именно о них мы должны вспоминать, когда приступаем к Чаше, как пишет об этом апостол Павел в одном из своих посланий: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11:28–29). «Рассуждение о Теле Господнем» и есть призыв к тому, чтобы, приступая к Чаше, христианин вспоминал о Тайной Вечери, крестных страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, как и Сам Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19).

Кроме того, «рассуждение о Теле Господнем» — это вся литургия с ее последованием, молитвами, песнопениями, ектениями. Сама она включает в себя рассказ о Жизни нашего Спасителя — от Рождения до Смерти, Воскресения и Вознесения

Порядок литургического богослужения готовит пришедшего человека к самому важному — к апогею всей жизни, а именно: к Евхаристии и Причастию. Ведь рассуждение выражается в слове или в некоторых действиях, которые порождают мысленные образы, ассоциации

И все это дает нам литургия, чтобы христианин подходил к Чаше осознанно, понимая, что он вкушает Тело и Кровь Самого Христа.

В материале использованы: фото spbpda/flickr.com; Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891; Сыны Израиля мажут косяки дверей кровью агнца /фрагмент/ — Джеймс Тиссо; gwen; Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447 год; Сионская горница, священник Александр Тимофеев; Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция.

Тихон Сысоев

Притча о Тайной Вечере

Тема Тайной Вечери во все времена интересовал людей. Наибольшей популярностью пользуется полотно да Винчи. Сохранилась притча, связанная с его созданием.

Леонардо стремился придать своей картине реалистичность. Он рисовал все лица с реальных людей. В натурщики для создания образа Христа он выбрал певчего церковного хора, глубоко верующего человека примерно 30 лет отроду. Своих героев он подбирал в основном в храмах во время проведения службы.

Интересно
Работа шла к завершению. Не хватало на полотне только Иуды Искариота. Леонардо да Винчи отправился на поиски в бедные кварталы горда. Там он увидел грязного нищего в лохмотьях. На его лице отображались человеческие пороки.

После завершения картины нищий увидел ее полностью и сознался, что не всегда вел такую жизнь. Оказывается, что три года назад он позировал для фрески с изображением Вечери. Только тогда в него писали самого Иисуса.

История этого человека учит важности жить в согласии с Богом, веровать и соблюдать заветы. Благодаря своим праведным поступкам, каждый приобретает шанс на спасение и Царствие Небесное

Неверие, пороки, приводят к грехопадению и моральной смерти личности.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

ВИНО У ИУДЕЕВ

ВИНО У ИУДЕЕВ

Из ягод винограда получали сок (Ис 63:2; Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными (Чис 6:3; Втор 23:25). Сушеный виноград, т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар 25:18, 30:12, в Синодальный перевод — «связки изюма»).

Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября.

Это было время радости (ср. Ис 16:9,10), особенно когда виноград начинали давить — с помощью пресса или ногами.

Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в расположенного ниже другой чан.

Как правило, оба чана высекались из камня.

Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою винограда (Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10; Иер 25:30; 48:33).

«Кровь гроздов» (Быт 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3).

Выжатый сок собирали в расположенный ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; Мф 9:17) или глиняные кувшины.

Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом (дрожжи.)

Позднее для получения сока стали применять пресс.

РАЗНОВИДНОСТЬ ПЕРЕВОДА

Виноградный сок пили свежим , черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Чис 18:12; Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино — алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт 9:21).

«Плод виноградный» (Мф 26:29; Мк 14:25) — издревле принятое у иудеев выражение, обозначало вино, которое употребляли во время богослужебных празднеств, например, при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы.

В Библии нередко говорится о вине, приправленного специями (Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет.

В то же время различаются вино и «крепкий напиток», который делали из других фруктов (например, фиников), меда или зерна (Ис 28:7; 29:9).

Названия сортов винограда обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18; Ос 14:8).

О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии.

Запасы вина, о которых говорится в 1Пар 27:27, могут свидетельствовать о существовании такого погреба.

В Песн 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино.

Неясно, однако, был ли это погреб.

Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне.

Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в которых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библейские времена были основными продуктами питания (2Пар 2:9; Пс 103:14 и след.; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Еккл 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26).

Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34; 1Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при царском дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7 и след.; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоятельно предостерегает (Притч 20:1; 23:29-35; Еф 5:18).

Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Чис 6:3 и след.; Суд 13:4), рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35).

Причастие и болезни

(1Кор 11:29-30) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Павел говорит: «По этой причине (единственное число)». Он называет единственную причину немощи и болезни. Не по этим причинам. И в тексте на греческом языке, на котором написан Новый Завет, тоже стоит единственное число. Апостол обращается к Церкви. В мире много немощных, много больных и много умирает прежде времени, и не удивительно. Слово «усыпает» здесь использовано для христиан, потому что смерть побеждена. Если христианин умер сейчас, то до того, как пришел Иисус, это называется «уснул», потому что для верующего смерть не содержит ужаса. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Иисус победил смерть.

(1Кор 11:29-30) Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Здесь речь идет о причастии, о вечере Господней.

Хлебопреломление

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее

И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором

Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector