Navigation

Как посетить церковь

Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.

Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.

Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.

Идея произведения:

Эскиз Тайной вечери.

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Сила композиции Тайной вечери

Несмотря на своё плачевное состояние, красота Тайной Вечери Леонардо остаётся первоначальной, потому что притягивает она высочайшей интеллектуальностью своей композиции. Апостолы выглядят невероятно правдоподобно, как будто заваливают Христа вопросами: «Да что ты говоришь?», «Что ты хочешь этим сказать?». Один апостол смотрит на него с подозрением. Другая группа апостолов смотрят не на Иисуса, а стараясь понять смысл его слов. Андрей поднимает руки, Иаков тычет пальцем, словно угрожая, Фома разводит руки, ошеломлённый и раздражённый, Филип, опять же, жестами, как бы порицает: «Я столько для тебя сделал, я отдал тебе своё сердце, а ты ко мне так относишься!».

Но самая удачная и эмоционально насыщенная группа — это группа с Иудой. У Иуды темнее кожа, чем у других, это единственная застывшая фигура. Пока другие движутся в оживлении — Иуда спокоен, потому что то, что он должен сделать он сделает.

Самый необычный образ — это образ апостола Иоанна. Американский писатель Дэн Браун в своём романе «Код Да Винчи» увидел в нём образ Магдалены, но на самом деле Иоанн и раньше изображался всегда рядом с Иисусом и в его чертах всегда присутствовала некая женственная грация. Само присутствие женщины в те времена за столом, где сидят одни мужчины, было априори невозможно. То есть фигура, склонившая ухо к губам Петра, слушая то, о чём ему по-секрету хочет поведать апостол, может быть только Иоанном. Благодаря такой композиции, между Иисусом и Иоанном формируется идеальный перевёрнутый треугольник, великолепная «V», которая оставляет Иисуса в своём одиночестве. Такое отделение Иоанна от Иисуса является огромным композиционным новшеством в подобной иконографии.

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом

Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Тайная Вечеря в искусстве

Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.

Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя. Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.

Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.

Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.

В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Рекомендации

  1. . sciencedaily.com . Проверено 3 марта 2014 .
  2. Тайная вечеря Леонардо да Винчи -. . Не выставлять . Проверено 10 ноября 2017 года .
  3. . Timeout.com. Архивировано из 29 марта 2013 года . Проверено 30 июня 2019 .
  4. Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271. ISBN. .
  5. Кеннет Кларк. Леонардо да Винчи , Penguin Books 1939, 1993, стр. 144.
  6. . lairweb.org.nz . Проверено 21 декабря 2012 года .
  7. . Лекции Марка Стила . Серия 2. Эпизод 2. Открытый университет. 7 октября 2003 г. BBC . Проверено 21 декабря 2012 года .
  8. Дюрант, Уилл (2001). . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 206. ISBN. 978-0-7432-2612-7. OCLC   .
  9. ^ . Шикарная история, представленная Академией Хана . Проверено 25 февраля 2014 года .
  10. ^ , стр. 83.
  11. . Тайная вечеря . Проверено 25 февраля 2014 года .
  12. ↑ Steinberg, Leo (2001). Непрекращающаяся «Тайная вечеря» Леонардо . Нью-Йорк: Zone Books. п. 75. ISBN 978-1890951184.
  13. Ср. и .
  14. ^ , стр. 86.
  15. ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуй как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated, стр.132. ISBN . 
  16. ^ King, Ross (2012). . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Блумсбери. С. 187–189. ISBN 978-0-7475-9947-0.
  17. , стр. 81.
  18. , стр. 82.
  19. . Лондонский университет искусств . Проверено 11 августа 2008 года .
  20. . Gutenberg.org. 1 января 2004 . Проверено 14 февраля 2012 года .
  21. «Часовня с возвратом живописи эпохи Возрождения». Оксфорд Таймс . 14 сентября 2017. с. 19.
  22. , стр. 74.
  23. , стр. 127.
  24. Уайкс, Алан (1969). Доктор Кардано, экстраординарный врач . п. 26.
  25. ^ Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. xvii.
  26. Traverso В.М. (5 июня 2019). . Aleteia — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 7 июня 2019 .
  27. , стр. 93.
  28. Кинг, Росс (2012). . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0802717054.
  29. Филипп Уильям (24 мая 1999 г.). . Хранитель . guardian.co.uk . Проверено 21 декабря 2012 года .
  30. Dayla Alberge (14 марта 2012). . Независимый . Проверено 21 декабря 2012 года .
  31. . Служба общественной дипломатии Федеральной государственной службы по иностранным делам, внешней торговле и сотрудничеству в целях развития . Проверено 20 марта 2020 года .
  32. . TripAdvisor LLC . Проверено 20 марта 2020 года .
  33. ^ . Проект рисунка Морозного художественного музея . Проверено 11 января 2014 .
  34. . МоМА . Проверено 4 декабря 2019 .
  35. Гейл Левин (16 октября 2018 г.). . Univ of California Press. С. 209–. ISBN 978-0-520-30006-4.
  36. . Клара — База данных женщин-художников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. Архивировано из на 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 .
  37. . Метрополитен-музей . Проверено 15 августа 2019 .
  38. Хейден-Гест, Энтони (3 августа 1999). . Artnet . Проверено 12 марта 2010 года .
  39. Шелли, Мэри (1996). Написание путешествий . Лондон: Пикеринг. С. 131–132. ISBN 1-85196-084-8.
  40. ^ Кристофера Hodapp, Alice Von Каннон, Тамплиера Код для чайников , стр 257 (Wiley Publishing, Inc., 2007. ISBN 978-0-470-12765-0 ). 
  41. Розелла Лоренци (9 ноября 2007). . Новости открытия . Проверено 21 декабря 2012 года .
  42. . Extra.beloblog.com. Архивировано из 23 июля 2008 года . Проверено 8 февраля 2009 года .
  43. , hosted.ap.org

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца. Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Сюжет «Тайной вечери»

Особое внимание на себя обращает и момент, запечатлённый в «Тайной вечере». Он выбран неслучайно

Исследователи полагают, что здесь изображён знаменитый сюжет текстов Евангелия. Согласно ему, Иисус собрал всех своих учеников на последней трапезе, после чего сказал:

Как вы понимаете, после этих слов реакция каждого из апостолов могла быть самой разной, и Леонардо поставил перед собой задачу отразить происходящее наиболее ярко и реалистично, в духе эпохи Возрождения. Посмотрев на «Тайную вечерю», можно понять, что движения персонажей происходили волнообразно. Ученики по-разному реагируют на слова Христа. Кстати, Иуду легко узнать по кошельку, который он сжимает в руке.

Тайная вечеря неизменно привлекает ценителей прекрасного и просто туристов / kilchichakov / kilchichakov.livejournal.com

Эффект дополняется источником света – окнами, что находятся за спинами у трапезничающих. Можно заметить, что движение на полотне словно бы замедляется к краям и усиливается к центру. Это напоминает застывшую ударную волну, что расходится от центральной части.

В «Тайной вечере» мы видим учеников Христа, которые располагаются группами возле своего наставника. Бытует мнение, будто справа от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина. На мой взгляд, вполне аргументированное мнение, поскольку в лице персонажа действительно заметны женские черты.

И если эта теория верна, то по всем признакам Магдалина выступает здесь в качестве супруги Христа. Впрочем, это лишь одно из многих предположений относительно загадочной работы да Винчи.

Бытует мнение, что по правую руку от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

История написания образа

Событие, изображенное на иконе, описано в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка.  Действие происходит в Иерусалиме во время празднования Пасхи (даты возвращения евреев из египетского рабства). Иисус собрал на ужин (вечерю) своих самых близких учеников (12 апостолов), чтобы отметить этот праздник и проститься с ними.

Первосвященники нашли апостола, который согласился выдать Учителя. Иисус знал, что Иуда предаст его, и сказал об этом ученикам. Его будущее было предопределено Богом-Отцом.

Перед трапезой Иисус омыл ноги учеников. Во время вечери Христос раздал апостолам хлеб и вино и пояснил, что это символы Его плоти и крови. Кто попробует хлеб и вино, тот духовно станет един с ним. Этим обрядом Спаситель установил Новый Завет – Евхаристию (благодарение), таинство Причастия.

Иуда причастился, как и остальные апостолы, и покинул вечерю. В Гефсиманском саду этой же ночью он выдал Иисуса страже первосвященников. Дальше были унижения, крестный путь, распятие, страдания, смерть и воскресение Христа.

После тайной вечери и искупительной жертвы Спасителя апостолы наполнили Пасху другим содержанием. Теперь это праздник Воскресения Христа, победы над смертью. Православная церковь события этого дня поминает в Великий (чистый) четверг и на ежедневных литургиях в молитве Иоанна Златоуста.

Вдали от шума городского

Одна из этих копий находится в кантоне Тичино в Церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска. Этот маленький городок расположен вдали от шумных дорог рядом с долиной Вал Колла (Val Colla). Здесь до сих пор люди занимаются отгонным животноводством, а в каштановых лесах находятся источники с прозрачной родниковой водой, из которых рождаются реки, стекающие к озеру Лугано. Как говорят о своём городке местные жители, «тот, кто хочет добраться до Понте Каприаска, должен вначале подумать: а зачем?»

Церковь Св.Амвросия в городе Понте Каприаска, Тичино, Швейцария.

Что ж, одной из весомых причин может быть желание посмотреть на прекрасно сохранившуюся копию фрески Леонардо, написанную практически сразу после смерти великого художника его учеником. Найти ее просто: церковь Св. Амвросия возвышается в самом центре городка над узкими улочками и черепичными крышами. До 1884 г. здешний приход относился к миланской епархии, и поэтому покровитель у Понте Каприаска и у Милана один и тот же — Св. Амвросий. Первое упоминание о церкви датируется 1356 г., но ученые считают, что ее колокольня в романском стиле построена гораздо раньше.

В течение столетий здание храма несколько раз перестраивалось. То, что мы видим сегодня, — это типичный образец неоклассицизма, созданный в 1835 г. тичинским архитектором Карло Брилли (Carlo Brilli, 1780 — 1846). Внутри Храма на западной стене — фреска «Тайная Вечеря», ее длина — более семи метров. Это одна из лучших копий знаменитого шедевра Леонардо да Винчи.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

Анализ картины

Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Эскиз

По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае,  не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей

Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине  представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

История создания

Роспись выполнялась по заказу герцога Лодовико Сфорца. До приезда в Милан Леонардо да Винчи жил во Флоренции. По одной из версий, оттуда ему пришлось уехать из-за конкуренции с Микеланджело.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Работы и скульптуры Микеланджело в Риме

Ранее Леонардо не работал с фресками. Технически картина не является фреской — их традиционно писали на влажных поверхностях. Да Винчи же расписывал темперой (водоразбавляемой порошковой краской) сухую стену, покрытую гипсом, смолой и мастикой.

В отличие от традиционных фресок, изображение рано начало осыпаться и тускнеть. Поэтому работу да Винчи неоднократно реставрировали.

Работа стала началом новой вехи в жизни художника. Приехав исключительно ради крупного заказа, Леонардо прожил в Ломбардии 17 лет.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга. Он навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.

Это уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что впоследствии сыграло с ней злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем.

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

Интересные факты

С ней  связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.

Долгое создание вызвано тем, что художник не мог отыскать прототипов для главных персонажей– Иуды и Христа. Иисуса он писал с юноши, который пел при церковном хоре. А вот человека, с которого бы можно было написать Иуду, Леонардо отыскать не мог. Только в конце третьего года работы над фреской, он увидел пьяницу, лежавшего в канаве. Да Винчи приказал привести его к себе. Тот, протрезвев, поведал гению кисти, что раньше служил певчим, служил Господу, но сейчас опустился на самое дно. Самым прекрасным воспоминанием несчастного был случай, когда с него писали Спасителя.

Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды  был найден.

Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.

Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.

Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, – религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев – его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector