История и значение иконы тайная вечеря, где вешать и в чем помогает

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

  • Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
  • Трифонова 2013: Конец XV в.

24 × 19.5 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 3093

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест.

См. в «Галерее»:

  • Взятие Иисуса Христа под стражу. Предательство Иуды
  • Моление о чаше
  • Тайная вечеря
  Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982  

14а. Четыре сцены, разделенные графьей.

Тайная вечеря.

За овальным столом слева на высоком престоле с подножием — Христос, вокруг стола двенадцать апостолов. Юный апостол Иоанн склонился к Христу, Иуда протянул руку к чаше. В глубине по сторонам две палаты, соединенные стеной.

Надпись:

Омовение ног.

Слева Христос в коричневом хитоне, опоясанный полотенцем — лентием, у чаши с водой. Перед ним двенадцать апостолов, восседающих по кругу. Христос концами полотенца утирает ногу апостолу Петру. Архитектурный фон из двух зданий, соединенных стеной. Надпись:

Моление о чаше в Гефсиманском саду.

Христос представлен дважды. Слева вверху он в позе моления, из сегмента «неба» нисходит ангел. В основной, нижней зоне клейма — Христос и одиннадцать спящих апостолов.

Надписи:

Предание Иуды.

Христос стоит с апостолами слева. К нему приближается толпа вместе с воинами, их ведет Иуда, который указывает на Христа.

Надпись:

Подробное изображение страстного цикла (таблетки 14а, б, 15а, б) соответствует тенденциям русской иконописи XV в. Именно в конце этого столетия, а также в начале XVI в. изображения страстей, до того помещавшиеся лишь в настенных росписях, включаются в состав праздничного ряда иконостаса. Ср.

  • иконы 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (МиАР),
  • иконы 1508–1509 гг. из Софийского собора в Новгороде66 (илл. стр. 338).

66  В. В. Филатов. Иконостас новгородского Софийского собора. (Предварительная публикация.) — «Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода». М., 1968, с. 78–81.

Литература:


Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (14а), стр. 301-320, илл. с. 515.

Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XIV.

Новгородская икона 1983.
Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — № 155, стр. 313-314.

Русская икона 1992.
Русская икона из собрания Новгородского музея = The russian icon of the Novgorod Museum collection. — СПб.: Мэдок, 1992. — Илл. 101.

Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.

Иконы Великого Новгорода 2008.
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 56, стр. 354-356, 359-360, 363, илл. с. 378, 380.

Трифонова 2013.
Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 99.

Скрытый символизм

Икона «Тайной вечери» является символом правдивой веры и единства человеческого рода. Ученые, исследовавшие библейские тексты, сравнивали их с другими источниками, более древними и независимыми. Они пришли к выводу, что Иисус на своей трапезе проводил ритуал, который установился до него за тысячу лет. Переламывание хлеба, питье вина из чаши – это те вещи, которые делались иудеями и до него. Таким образом, Христос не отвергал старые обычаи, а только дополнил их, усовершенствовал, внес в них новый смысл. Он показал, что для служения Богу не нужно уходить от людей, рвать с ними все отношения, а наоборот, следует идти к людям и служить им.

Символы на картине

Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

http://jj-tours.ru/articles/Italy/italy-pi-milan-last-supper.htmlhttp://trip-point.ru/2016/05/17/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE-%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8-10-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5/http://art.mirtesen.ru/blog/43329846822/Nepostizhimaya-%C2%ABTaynaya-vecherya%C2%BB-da-Vinchi-i-ee-sekretyi

Значение иконы

Евангелисты повествуют, что Спаситель преподал апостолам 3 важнейших христианских заповеди:

  1. Смирение (когда омыл ноги учеников).
  2. Евхаристию.
  3. Любовь к ближнему.

Смирение стало одним из важнейших качеств христиан, в первую очередь, у монашествующих. Постом и молитвами монахи стараются победить в себе гордыню, превозносящую их перед другими верующими.

Смирение не унижает, а возвышает человека, потому как оно свидетельствует о его способности победить свои страсти, то есть силу духа. Когда смиряются слабые духом, то это не одно и то же, так как они подчиняются тем, кто сильнее их. Цель их смирения – возвыситься над другими. Иисус Христос, совершеннейший и безгрешный, показал пример смирения своим ученикам.

Нетрудно смирять себя перед Богом, осознавая свою греховность, перед самим собой. Намного сложнее смиряться перед другими людьми. Господь требует именно такого, истинного смирения, без которого невозможно единение с Ним.

На иконе «Тайная вечеря» изображены последние часы Христа до его смертных страданий. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус являет ученикам свою любовь к ним со словами: «Как возлюбил меня Отец, и я возлюбил вас, пребудьте в любви моей». Он преломляет хлеб, наливает вина, поясняя, что это есть Плоть и Кровь Его.

Евхаристия – причащение к Телу и Крови искупителя людских грехов. Без Святого Причастия невозможно соединиться с Богом. Иисус Христос благословил апостолов на таинство до своего второго пришествия. Смысл иконы означает духовное соединение с Богом через принятие его искупительной жертвы.

А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.

Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.

Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”. 1516-1518 гг. Лувр.

Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.

Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.

О других шедеврах мастера читайте в статьях:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Что такое Тайная вечеря Леонардо да Винчи и где она находится

«Тайная вечеря» — это настенная живопись, написанная Леонардо да Винчи по заказу Людовико Сфорца, герцога Милана,  в период с 1494 по 1498 год в Трапезной церцви Санта Миария делле Грацие в Милане. Это 4 года очень медленной, практически медитативной работы, которой предшествовали исследования образов апостолов, сохранённые в Королевской библиотеке Уиндсора/Royal Library, Windsor. Свободное использование перспективы позволило Леонардо создать очень живые и монументальные образы, своего рода trompe l’oeil, обман зрения, как будто апостолы сидят в самой Трапезной.

«Тайная вечеря» стала символом нового искусства. Леонардо сосредоточил в ней всю свою науку, все свои исследования — не только художественные, но и математические, инженерные, оптические и акустические. Помимо задачи изобразить важнейший момент Евангелия, в котором объявляется о главном в истории предательстве, целью Леонардо было изобразить душевные порывы. Имеется в виду реакция, выраженная в разных эмоциях, каждого из двенадцати апостолов на слова «Один из вас меня предаст».

Эта работа Леонардо да Винчи с момента её появления на свет и по сегодняшний день не перестаёт восхищать, удивлять и будоражить сердца. Это одна из самых цитируемых работ мирового искусства начиная с XVI века вплоть до серийных интерпретаций Энди Ворхола и китчевых постановок Ла Шапеля XX века.

Главной проблемой «Тайной вечери» является её особая хрупкость. То, что мы видим сегодня — это лишь тень от того, чем она была изначально. Леонардо, несмотря на то, что хорошо знал технику фресковой живописи, требующую быстроты выполнения работы, решил поэкспериментировать и написать «Тайную вечерю» как настенную живопись, то есть той же техникой, которую он использовал при написании картин на холсте. С одной стороны, это позволило ему добиться нового, естественного изображения, но с другой — живопись практически сразу начала осыпаться и терять свой первоначальный цвет.

Попытки реставрации, а точнее фактического перекрашивания Тайной Вечери проводились неоднократно начиная с XVIII века. Последняя серьёзная и самая грамотная реставрация была проведена в 1977-1999 годах под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона, когда она наконец была освобождена от многочисленных вторичных слоёв краски, оставив её первоначальный вид, освежив лишь некоторые просветы акварелью.

Молитва Христа

После этого, чувствуя совсем скорое приближение страшных страданий, Христос начинает Свою молитву. Он сначала молится за столом перед всеми учениками, прося Отца сохранить их в вере и укрепить. Потом, когда все встали изо стола, Он направился с тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном в Гефсиманский сад. Велев им молиться, Он признался, что душа Его скорбит перед смертью.

Отойдя от них, Христос повергся на землю, прося Отца пронести эти страдания мимо. Но Сам Он понимал, что это – невозможно, поэтому Он смирился и сказал: «Да будет воля Твоя». Спаситель молился до появления каплей пота, которые напоминали кровь. Трижды Он вставал и будил заснувших учеников, прося их молиться, но их глаза были скованны сном. Они проснулись, только когда появилась толпа. Это были фарисеи с воинами, пришедшие схватить Иисуса.

На этом описание Тайной вечери заканчивается в Евангелии и начинается период страшных мук Христа за род человеческий.

Митрополит Иларион «Тайная вечеря. 10 фактов»

Две картины, один король

Сомнительным, впрочем, оказалось не только авторство, но и провенанс. Как выяснилось, ключевой факт в истории ее владения — принадлежность королю Англии Карлу I — ничем не подтверждается. В собрании казненного монарха действительно была работа, названная в посмертной распродажной описи A peece of Christ done by Leonardo и, согласно тому же документу, проданная 23 октября 1651 года капитану Джону Стоуну за £30. Однако такие вещи помечались на обороте штампом CR (Carolus Rex) с короной над буквами. На аукционном «Спасителе мира» штамп отсутствует, зато он есть на «Спасителе» Джампетрино, хранящемся в Москве, в ГМИИ имени Пушкина (на фото ниже представлен образец штампа из Royal Collection Trust — организации, управляющей королевской коллекцией Великобритании, — и фотография тыльной стороны картины Пушкинского музея).

Образец штампа CR из Royal Collection Trust

Джампетрино — ученик и последователь Леонардо. И нет ничего удивительного, что его работа долгое время, вплоть до XX века, приписывалась да Винчи — для леонардесков это довольно частая история.

На сайте Royal Collection Trust это произведение охарактеризовано следующим образом: Salvator Mundi by Giampietrino, a follower of Leonardo, in the Pushkin State Museum, Moscow, with a CR brand should be identified with either this record or Sale WS 263, no. 123 («Спаситель мира» Джампетрино, последователя Леонардо, в Пушкинском музее, Москва, с печатью CR должен быть соотнесен либо с этой, либо с другой записью — продажа WS 263, no. 123).

Оборот картины Джампетрино «Спаситель мира»

Под WS 263, no. 123 подразумевается еще одна запись с распродажи: (And Leonardo Da Vinci) A Lord’s figure, in half. То есть картина с возможным участием да Винчи, на которой Господь изображен наполовину. Теоретически еще один «Спаситель мира» мог быть этой работой. И за данный факт осторожные англичане ухватились, видимо, не желая дискредитировать собственную Национальную галерею и известных экспертов, участвовавших во всей этой операции. После аукциона на сайте Royal Collection Trust появилась фраза, размещенная под упоминанием произведения Джампетрино:

The Salvator Mundi sold as Leonardo at Christie’s Post-War and Contemporary Sale 15th November 2017, lot 9B may also be identified with one of the records («Спаситель мира», проданный как Леонардо на аукционе послевоенного и современного искусства Christie’s 15 ноября 2017 года, лот 9B, может быть также идентифицирован с одной из этих записей).

В формулировке, однако, ключевое слово — may (может), тогда как в отношении Джампетрино использован глагол should (должен). Таким образом, московский «Спаситель мира» точно относится к коллекции короля, и это подтверждает Royal Collection Trust, а аукционный «Спаситель мира» только может быть оттуда (а может, в коллекции была и какая-то другая вещь)

Обратим внимание также на фразу sold as Leonardo, то есть не Леонардо, а проданный как Леонардо

«Спаситель мира» Джампетрино из собрания ГМИИ имени Пушкина

Любопытная деталь: в 1651 году вторая королевская картина была продана за £80 — более чем вдвое дороже, чем первая. Разницу в цене можно было бы объяснить существенными отличиями по размеру (увы, в описи они не указаны). Но габариты московского и аукционного «Спасителей» очень близки. Следовательно, скорее всего, за £30 был продан Джампетрино, а за £80 — какая-то более крупная вещь, нам неизвестная. Допустимо и другое предположение: Джампетрино ушел за £80, а в £30 оценили куда более компактную вещь настоящего Леонардо — ту самую, которая стала прообразом всех вышеупомянутых «Спасителей». Здесь стоит напомнить, что в коллекции Карла I был, например, «Иоанн Креститель», ныне хранящийся в Лувре и без сомнений атрибутируемый Леонардо.

Но вернемся к «Спасителю», проданному в 2017-м. Все остальные пункты истории владения им вплоть до XVIII века Christie’s указывает с пометкой probably (возможно). И только информация про короля подается с уверенностью — эксперты аукционного дома связывают лот именно с картиной, проданной в 1651 году за £30. Хотя, как мы видим, даже Royal Collection Trust как минимум сомневается в принадлежности картины Карлу I. Но если бы слово probably стояло и в строке про короля, провенанс выглядел бы совсем неубедительно. Ведь probably в данном случае означает отсутствие каких-либо доказательств.

Компания Christie’s получила запрос «Известий», но не смогла предоставить комментарий в указанный срок.

До скончания века

Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.

Но в церковном году есть один единственный день – Великий Четверг Страстной Седмицы, когда совершается воспоминание этого священного исторического события, которое произошло в Сионской горнице.

Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь.

И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.

Символизм и реализм Тайной Вечери

Интересно, что существует две иконографии этого праздника, сходные по сюжету, но отличающиеся по смыслу, по степени повествовательности и символичности – Причащение апостолов и Тайная Вечеря.

На иконе Тайной Вечери мы видим именно Сионскую горницу, мы смотрим словно сверху, чуть отстраненно. Круглый стол, за которым сидят равные между собой ученики Христовы и их Божественный Учитель. Впрочем Он может быть несколько выделен по масштабу, фигура Его может быть чуть крупнее.

На этой иконе могут не совпадать геометрический и смысловой центры иконы, Спаситель может располагаться ближе к краю композиции, но мы всегда первый взор обращаем именно на Него, потому что Он является видимым смысловым центром этого образа.

Спаситель начинает Вечерю, как обычную иудейскую пасхальную трапезу, но вслед за этим начинает происходить что-то необычное. И слова Спасителя, и Его священнодействия перестают укладываться в какие бы то ни было традиции. Он говорит, что отдает Себя, свои Тело и Кровь ради спасения Своих учеников и всего мира…

А еще во время трапезы Спаситель говорит, что один из ближайших учеников предаст Его.

Эти слова Он произносит так, что ученики замирают, один лишь Иоанн по просьбе Петра спрашивает: «Кто это?», Христос отвечает: «Омочивший со мною руку в солило». Но ведь все апостолы принимают трапезу из одних и тех же сосудов…

На иконе мы видим жест одного единственного человека. С малых лет родители учат детей: не тянись через весь стол! А здесь мы видим руку Иуды, тянущуюся к чаше. Этот жест не просто не этичен, здесь речь идет не только лишь о нарушении условных договоренностей между людьми, речь идет о верности и измене Богу.

На этой иконе показано то, что было сокровенно для учеников в тот момент, который описывает данный евангельский текст: мы видим безнравственность измены. Икона являет этот жест Иуды, ставший очевидным лишь для Самого Спасителя.

И в этом превосходство иконы над иллюзорными реалистическими изображениями, в этом – символизм в иконографии Тайной Вечери. Этот символизм выражается и в отстраненном – не в активном, действенном, деятельном, а именно отстраненном взгляде на Тайную Вечерю, за которой не было никого, кроме ближайших учеников; и в видении этого события с некоторой высоты Священной истории; и в дерзком жесте Иуды, с которого началась его измена…

Мы видим и других апостолов: и нежного, возлежащего на груди или на коленях Спасителя, Иоанна Богослова, и самого горячего, пылкого и эмоционального апостола Петра. При всем их равенстве мы видим неповторимые характеры учеников Христовых, и икона не скрывает, а выявляет это.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ИКОНЕ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ПОЧЕМУ ОНА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛЕБЕН СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
  2. МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
  3. МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ – СИЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин – последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа – Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение – были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение

Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.

Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.

Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.

ГДЕ В ДОМЕ МОЖНО ПОВЕСИТЬ ИКОНУ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Икону можно поставить в «красный угол», где обычно располагается домашний иконостас. Так называют место на стене напротив двери или у окна, куда на полку ставятся иконы Господа, Божией Матери и далее, по вашему желанию, почитаемых семьей святых, например, тезоименитых покровителей дома или великих святых. Можно приобрести полку в иконной лавке, а можно просто поставить иконы на книжную полку – лучше рядом с изданиями о духовной жизни. В одном ряду с иконами не должно быть фотографий родных, вырезок из газет, тем более портретов неких «звезд».

О достойном Причастии и в воспоминание установления Евхаристии перед иконой Тайной Вечери молятся Господу Иисусу следующей молитвой, можно читать ее на русском языке:

Твоей Тайной Вечери сейчас, о Сын Божий, причастника (причастницу) меня прими: не скажу тайны Твоим врагам, не прикоснусь к Тебе поцелуем Иуды, но как разбойник исповедовать буду Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем. Пусть не как приговор и не как осуждение будет мне Причастие Святых Твоих Тайн, о Господи, но для исцеления души и тела. Аминь.

Перед иконой Тайной Вечери можно читать онлайн тропарь Великого четверга, описывающий события Тайной Вечери и прославляющий Господа:

Когда славные ученики просвещались через омовение на Вечери, тогда Иуда неправедный помрачался недугом сребролюбия и предавал беззаконным судьям Тебя, Судью праведного. Видишь, стремящийся к богатству удавившегося ради него! Беги от голодной до денег души, дерзко покусившейся на Божественного Учителя! О Господи, для всех Благой, слава Тебе!

Да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос!

https://youtube.com/watch?v=CrsCEpv-dxk

Чистый четверг в народных традициях

Великий Четверг еще именуют Чистым. Как правило, при его наступлении христиане стремятся обязательно сходить в баню, а при отсутствии такой возможности — искупаться в домашних условиях. Если человек находится в пути, но не желает отступать от традиций, ему достаточно хорошо сполоснуть лицо и руки.

В давние времена крестьяне в Чистый четверг предпочитали набирать воду из ручья или источника, так как считалось, что такая вода, называвшаяся «четверговой», смывает грехи, которые накопились за год, дает здоровье. Существовала примета, согласно которой, если человек бросал в реку старую вещь, то вместе с ней утекали беды и разного рода неурядицы.

Какой момент Тайной вечери изображён в работе Леонардо

В отличии от Тайных вечерь других авторов, работа Леонардо отличается невероятной внутренней подвижностью. Леонардо, как мы уже говорили, — это художник состояний души, художник взаимоотношений. Композиция разделена на четыре группы по три апостола, которые между собой разговаривают, оживляются, возбуждаются и всячески проявляют свои эмоции и состояние своей души. И это именно то, что Леонардо старается передать, выбрав в качестве источника вдохновения живое повествования Евангелия от Матфея.

Леонардо придаёт смысл этому великому возбуждению среди апостолов, сидящих за столом, желающих узреть предателя. В лицах апостолов смешиваются чувства любви, страха, гнева, боли и сожаления о том, что не могут до конца понять своего Учителя. Точно так же и предательство Иуды просматривается в каждой тщательно продуманной детали работы.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector