Девять прекрасных мадонн рафаэля санти
Содержание:
- Через опыт к картине «Сикстинская Мадонна»
- Невесомая красота Сикстинской Мадонны
- Что первично – дух или материя?
- Описание картины «Сикстинская Мадонна»
- Творчество Рафаэля
- Рафаэль шутит?
- Досье DISCOVERY
- Невесомая красота Сикстинской Мадонны
- Сикстинская Мадонна Рафаэль Санти (1483-1520)
- Что за занавес изображен на полотне?
- На что в картине обратить главное внимание?
- «Мадонна» (1513–1514)
- СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА
- Описание картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
- Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.
- Описание композиции
Через опыт к картине «Сикстинская Мадонна»
К 1510 году Рафаэль молод и полон сил, он уже зрелый мастер, художник папского двора, великолепно расписавший в Ватикане станцы (комнаты) во дворце. Картины и фрески на библейские темы восхищают заказчиков. Чтобы справляться с огромными по объёму предстоящими работами, Рафаэль набирает учеников. Впоследствии именно он будет считаться учителем всех живописцев после него – живопись не знала ещё такого сходства в изображении теней, отражений, ночи, пламени… Слава об искусном и талантливом художнике давно уже вышла за пределы Италии.
Когда Папа Римский Юлий II (1443-1513) решил заказать картину для церкви Сан-Систо в Пьяченце, у Рафаэля были уже десятки Мадонн.
Невесомая красота Сикстинской Мадонны
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).
Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.
Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.
Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.
Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.
Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия
Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.
Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
Что первично – дух или материя?
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Описание картины «Сикстинская Мадонна»
По центру полотна во весь рост изображена Мадонна с Младенцем на руках. По бокам от неё св. Сикст II и св. Варвара. У нижнего поля картины, словно опираясь на её край пухлыми ручками, два ангелочка.
Рассмотрим полотно, его героев и детали внимательнее:
- Дева Мария, едва ступая по облакам, как по ступеням, спускается с небес навстречу зрителю, глядя ему прямо в глаза. Она бережно несёт своё дитя, прижав к себе драгоценную ношу, не желая расставаться, но понимая, что придётся это сделать. Ведь он принадлежит не только ей – он Сын Человеческий, призванный спасти мир. Юное лицо Мадонны выражает и страх, и отчаяние, и тоску, вместе с тем она смиренно принимает неизбежное;
- Вопрос и беспокойство во взгляде Младенца Христа – он пристально смотрит дальше, не в глаза зрителю, а сквозь него. Что почувствовал или узрел Спаситель мира – скорое расставание с матерью или своё будущее? Воля Бога Отца для него непреложна. Общим трепетом объединены образы Мадонны и Младенца;
- Святой Сикст указывает рукой на престольное распятие (ведь место картины было за алтарным крестом). Левая, в знак преданности Деве Марии, прижата к груди. Папская тиара (в левом нижнем углу) снята с головы понтифика – это знак почтения. Тиара – тройная корона, символ Отца, Сына и Святого Духа. Её венчает геральдический символ рода жёлудь, дубовые листья и жёлуди вышиты и на золотой мантии понтифика (Ровере с итальянского «дуб»);
- Святая Варвара – покровительница города Пьяченца. История гласит, что Варвара жила в III веке. Была из рода язычников, но втайне обратилась к вере Иисуса, за что была жестоко убита отцом;
- По мнению некоторых, облака представляют собой лики поющих ангелов. На самом деле учение гностиков гласит, что это не херувимы, а души ещё не родившихся – они пребывают на небесах и славят Всевышнего;
- Два ангела снизу выказывают невозмутимость – они спокойно смотрят вдаль, что символизирует принятие неотвратимости божественного промысла: предначертанный крест Иисус нарушить не в силах;
- Распахнутый занавес – прямой символ того, что небеса разверзлись. Зелёный цвет говорит о милосердии Божьем.
Творчество Рафаэля
Прибыв во Флоренцию, молодой художник вскоре осознал ограничения своего ученичества в Умбрии. Он столкнулся с непростой задачей, представленной работами Леонардо и Микеланджело, и отправился учиться и на своих картинах и скульптурах.
Рафаэлю не хватало глубины знания Леонардо и не могло сравниться с силой Микеланджело, но он был напористым художником, и нашлись добродетели, которые сделали его фаворитом, стали появляться потенциальные покровители.
Его двум великим предшественникам и соперникам порою было трудно справиться и оказались непредсказуемыми при выполнении своих поручений, и поэтому молодой художник смог конкурировать, несмотря на репутацию двух великих мастеров.
«Мадонна луга» (w)
В это время на Рафаэля также оказал влияние художник Фра Бортоломео из Тосканы, и они остались дружелюбными, но влияние Леонардо проявилось в «Мадонне луга» 1506 года.
Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, и Папа Юлий II вскоре нашел работу для молодого художника. Его попросили украсить частную библиотеку Папы в нескольких комнатах, известных как Стэнц. Картины включают «Афинскую школу», «Диспут таинства» и «Парнас», в которых он усовершенствовал свои концепции философии и теологии, пытаясь найти способы изобразить убедительные визуальные рассказы. Они остаются среди самых известных изображений, созданных художником.
«Школа Афин» Подпись, Ватикан, Рим. (ж)
В «Афинской школе» каждому философу придаётся особый характер, что и демонстрирует Рафаэль.
Вероятно, глубоко размышляя над идеями самих философов, а также своим экспертным изображением, он стремится отобразить внутреннее равновесие через внешний жест
Рафаэль был очень знаком с культурой ораторского искусства в Риме и важностью выражения лица и жестом руки
В одном исследовании фигуры Христа из «La Disputa» вес ткани, покрывающей нижнюю часть Христа, кажется почти статусным и постоянным, как мрамор, в то время как верхняя часть тела растворяется и окутана эфирным божественным светом, достигаемая через пробел пространства, оставленные Рафаэлем и едва прослеживаемые белые чернила, которые вытягивают дальнейшую светимость.
Термин, используемый Рафаэлем и другими в эпоху Возрождения, — это Disegno , что означает и дизайн, и искусство: художник не описывает идеи, а разрабатывает для них самое совершенное выражение.
Рафаэль показывает нам что-то о человеческой природе и человеческом потенциале: отражение естественных сложностей жизни, которые уклоняются от выражения в словах.
Папа Лев X преуспевал в своих делах после смерти Юлия II, он был членом семьи Медичи и продолжал выступать в качестве покровителя художнику, который написал портрет Папы в 1518 году.
Папа Лев X. Масло на дереве, 154 x 119 см, Уффици, Флоренция (ов)
Триумф Галатеи
1512. (ы)
В 1514 году художник был назван архитектором Святого Петра и некоторое время был самым важным архитектором в Риме. Он проектировал несколько зданий, включая Часовню Чиги в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, но его работа над Санкт-Петерсом окзаластьб не удачной, так как был принят вариант дизайн Микеланджело.
Видение Иезекииля 1518.Масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция.
Рафаэль шутит?
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна»? Описание Папы Римского Сикста IV, помещённого в левой части картины, всегда сопровождается просьбой сосчитать количество пальцев на его правой руке. Их 6, не правда ли? На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Что это? Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории? Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста? Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II, и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.
Досье DISCOVERY
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и мыслитель. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела, и собор Святого Петра в Риме. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Выполненная его рукой роспись потолка Сикстинской капеллы, изображающая библейские сцены от сотворения мира до потопа и включающая более 300 фигур, признана одним из ценнейших экспонатов мирового культурного наследия.
Невесомая красота Сикстинской Мадонны
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).
Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.
Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.
Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.
Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.
Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия
Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.
Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
Сикстинская Мадонна Рафаэль Санти (1483-1520)
“Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году. “Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”. Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т.д. Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее. По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние “Сикстинской мадонне”. В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком. Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т.д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства. Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести. Поэтому в нашем доме, словно талисман добра и человечности, висит на стене моя любимая картина “Сикстинская мадонна».
Что за занавес изображен на полотне?
Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.
На что в картине обратить главное внимание?
Первое, на что обращает внимание всякий зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца Иисуса, мгновенно приковывающие к себе наше внимание. Это глаза, полные грусти, глаза, знающие будущее наперед, но при этом нежные и любящие
Поражает не по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей — тех самых, которые прибьют Его к Кресту. Поражает и глубина взгляда совсем еще юной Девы, хорошо запомнившей пророчество Симеона Богоприимца: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:34–35).
«Мадонна» (1513–1514)
Сикстинская мадонна — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию. В верхней части картины под тяжёлыми зелёными занавесями изображена прекрасная молодая женщина с малышом на руках. Но это не просто женщина — это Богоматерь с благословенным Младенцем. Её взгляд полон грусти и тоски, отчаянного сопротивления будущему. Кажется, что вот-вот, она прижмёт к себе сильнее ребёнка и отвернётся, пытаясь защитить его. Но она идёт вперёд. Натурой для картины послужила красавица Форнарина, возлюбленная жена Рафаэля.
Ребёнок на картине, наоборот, полон жизни и естественного здоровья, он спокоен, волосы слегка по-детски растрёпаны. Он головой прижимается к матери. Но взгляд Христа уже серьёзен и полон ума.
Слева у ног девы изображён святой Сикст II, в честь которого и названа картина. Рафаэль изобразил на правой руке папы шесть пальцев, как скрытую шестёрку, зашифрованную в имени понтифика.
Справа склонилась в почтительности св. Варвара. Фоном картины служат облака и лики херувимов. Внизу, как бы из окна выглядывают два озорных ангела. Их абсолютное равнодушие к происходящему подчёркивает неизбежность Божественной воли.
5
СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА
Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» — от первого наброска до завершающего мазка кисти. Заказчики явились за картиной в срок, и маэстро вручил им свою непревзойденную работу, в которой была определенная заслуга и его натурщицы, уже не в первый раз дарившей свои черты мадоннам Рафаэля. Ее звали Маргаритой Лути, и была она дочерью пекаря. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище — Форнарина (Булочница). Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Ему был 31 год, ей — 17. У Форнарины был жених — пастух, и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. А она с удовольствием кружила всем головы. Рафаэль так сильно влюбился в прекрасную Маргариту, что за право быть с ней рядом щедро заплатил ее отцу. Любила ли девушка Рафаэля? Этот вопрос останется без ответа. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Многие считают Форнарину невольной виновницей ранней смерти Рафаэля — великий урбинец умер в 37 лет. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. По одним источникам, Форнарина стала самой роскошной куртизанкой Рима и неизвестно как окончила свою жизнь, по другим — через несколько лет после смерти Рафаэля ушла в монастырь и завершила свои дни скромной монашкой. Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия, изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии
Она смотрит на каждого зрителя, и неважно, где вы стоите — в углу зала или перед самой картиной — Мадонна смотрит именно на вас. И в то же время — далеко-далеко, прямо в будущее, провидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но на этом магия не заканчивается. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. По латыни слово «сикст» означает шесть. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле — часть ладони святого мученика. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Но если всмотреться, из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Оказывается, это вовсе и не облака, а сотни ангелов, сомкнувшиеся живой стеной за спиной у Богоматери.
Описание картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
Рафаэль Санти, 1513 год, картина «Сикстинская Мадонна», Фото: artchive.ru
Название | Сикстинская Мадонна |
Страна, художник | Италия, Рафаэль Санти |
Год | 1513 |
Жанр | Религиозная живопись |
Находится | Дрезденская картинная галерея (Галерея Старых мастеров), Дрезден |
Материалы | Холст, масло |
Сикстинская Мадонна – это огромное двухметровое полотно, которое было написано Рафаэлем для храма св. Сикста, расположенного в провинциальном городе.
Весьма необычным для шестнадцатого века было то, что для написания был использован холст, а не доска – это объясняется большими размерами картины или, возможно, тем, что ее планировали использовать как религиозное знамя.
В восемнадцатом веке затерянный в провинциальной церкви шедевр обнаружил Август Третий и, с разрешения итальянского правителя, вывез его в Дрезден, где он обрел мировую известность.
На холсте представлена Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса. Вокруг нее в восхищении стоят папа Сикст II и святая Варвара, которая защищает людей от случайной смерти. А внизу, у края полотна сидят два пухлых ангелочка. Выразительный образ Богоматери контрастирует со светлым фоном — на первый взгляд это облака, но при внимательном взгляде они превращаются во множество лиц ангелов. Босые ступни Марии едва касаются клубящихся облаков – она одновременно парит и ступает. Гладкие волосы Мадонны укрыты покрывалом песочного цвета, а фигура завернута в лазурный плащ. Взгляд Богородицы направлен точно на зрителей, а облик наполнен спокойного достоинства и ожидания своей предначертаной участи. Женщина легко несет крупного и тяжелого не по возрасту младенца Иисуса. Его кудрявые волосы лежат в беспорядке, в серьезный взгляд карих глаз полон тревоги, уверенности и сурового смирения.
Композиция обособлена зеленым занавесом, который добавляет картине геометричности, а сами фигуры образуют треугольник, устремленный вершиной вверх. Таким образом зритель оказывается вписанным в композицию – людям, стоящим у подножия холста, кажется, что Мадонна сходит с облаков прямо к ним навстречу.
Рафаэль использовал прием художественной антитезы: соединил идеальные божественные черты с человечностью женщины-матери. Она предстает перед верующими скорбящей, но гордой и несгибаемой.
По задумке, полотно должно было располагаться на алтаре перед большим распятием. Выражения лиц и позы героев картины выражают их реакцию на страдания Иисуса Христа.
Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.
Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.
Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них
Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Описание композиции
Картина была написана Рафаэлем в 1513 году. Размер холста составил 265 на 196 см. С середины XVIII века композиция находится в Дрезденской картинной галерее. Полотно написано в лучших традициях эпохи Возрождения.
Женщина, изображённая на холсте, считается самым трагическим образом Богоматери. Краткое описание «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти сводится к следующему:
В центре холста можно увидеть образ Мадонны, окружённой сиянием. Богоматерь изображена в простой одежде, на руках держит младенца. Мария уже знает, что должна расстаться с сыном, и покорно принимает свою судьбу. Она несёт малыша к людям, надеясь, что они примут его и не причинят вреда.
Младенец сидит на руках матери, повернувшись лицом к зрителям. Он принял волю Отца своего и не ищет материнской защиты. Но на его лице читаются страх и скорбь.
По краям расположились две коленопреклонённые фигуры. Справа находится святая Варвара, слева — святой Сикст. Мужчина с обожанием смотрит на Богоматерь, в то время как взгляд святой Варвары обращён вниз, ведь на земле Спасителя ожидает жестокое распятие.
Внизу на переднем плане виднеются два ангела, задумчиво смотрящие на Марию. За спиной Богородицы едва прорисовываются херувимы, кажущиеся воздушными облачками. Ангелочки внизу картины напоминают обычных уличных шалунов
Но и они осознают всю важность момента.
При первом взгляде на картину сюжет кажется простым, но почему-то посетители музея подолгу задерживаются возле холста, рассматривая прекрасное лицо Божьей Матери и личико малыша с не по-детски мудрым взглядом. Христу, в отличие от матери, уже известно его предназначение.