Орден францисканцев
Содержание:
- Заметки
- Францисканцы и доминиканцы
- Третичные францисканцы (светские и обычные)
- Основание ордена францисканцев
- Экуменические организации
- Развитие ордена францисканцев
- Францисканцы в современное время
- История
- Духовность
- Ветви францисканского ордена
- Превращение ордена в монашескую структуру
- Францисканцы
- Известные францисканцы
Заметки
Списки святых |
|
---|---|
К столетию | I er • IV e • VI e • XI e • XII e • XIII e • XIV e • XV e • XVI e • XVII e • XVIII e • XIX e • XX e • XXI e |
Папа | Лев XIII • Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел II • Бенедикт XVI • Франциск |
По провинции | Северная Африка • Эльзас • Англия и Уэльс • Бретань • Корея • Корнуай • Гренобльская епархия • Грузия • Лотарингия • Нормандия • Пикардия |
По типу | Мученики • Священномученики • Мученики- мегаломученики • Исповедники веры • Фолы-христиане • Столпники • Анаргирес • Исапостол • Атлета Кристи • Отцы Церкви • Учителя Церкви • |
По признакам и покровительству | По атрибутам • Святые помощники • Святые чумы • Святые покровители |
По религиозному приказу | Иезуиты • Кармелиты • Францисканцы |
По семье |
Святые из княжеских родов • Семьи святых. |
- Портал католицизма
- Портал христианства
Францисканцы и доминиканцы
Своей суровой жизнью в добровольной бедности они приобрели такое уважение народа, что скоро стали повсюду возникать монастыри их ордена. Он сделался влиятельнее клюнийской конгрегации; его могущество в особенности возвысил Бернард, аббат Клервоского (клараваллийского, Clairvaux, clara valus) монастыря. Бернард Клервоский считался святым, имел сильное влияние на ход исторических событий. Он стал главным вдохновителем Второго крестового похода.
Бернард Клервоский, самый знаменитый член ордена цистерцианцев. Картина Г. А. Вассхубера, 1700
Клюнийцы не могли быть соперниками цистерцианцев, имевших такого знаменитого аскета, они в это время уж вели роскошную, порочную жизнь. Понций (Понс), бывший аббатом клюнийским с 1109 года, развратничал и буйствовал, как рыцари, занимавшиеся грабежом проезжих купцов.
Третичные францисканцы (светские и обычные)
- Святая Мария Горетти . Отмечается 6 июля.
- Сен- Пьер Вирт . Отмечается 28 марта.
- Сен- Бенуа-Жозеф Лабр . Отмечается 16 апреля.
- Святая Елизавета Венгерская . Отмечается 17 ноября.
- Святой Иосиф Москати . Отмечается 15 ноября.
- Блаженный Лучез Каджано . Отмечается 28 апреля.
- Святая Роза Витербо . Отмечается 6 сентября.
- Сент- Людовик IX . Отмечается 25 августа.
- Святая Маргарита Кортонская . Отмечается 22 февраля.
- Блаженный Жерар де Люнель . Отмечается 24 мая.
- Благословенная Анжелика Марчиано . Отмечается 15 июля.
- Сент- Винсент де Поль . Отмечается 27 сентября.
- Святой Иоанн Боско . Отмечается 31 января.
- Святая Анджела Меричи , отмечается 27 января.
- Преподобный Пий XII . Отмечается 9 октября.
- Святой Иоанн XXIII . Отмечается 20 октября.
- Раба божья Марфа Робин . Отмечается 6 февраля.
- Святой Пий X . Отмечается 21 августа.
- Сент- Луис Орион . Отмечается 12 марта.
- Постель Святой Марии Магдалины . Отмечается 16 июля.
- Благословенная Роза Флеш . Отмечается 19 июня.
- Святой Эльзир Сабранский . Отмечается 27 сентября.
- Святые Луи и Зели Мартин . Отмечается 12 июля.
- Сен- Жан-Мари Вианне , приходской священник ARS. Отмечается 4 августа.
- Святая Анна-Мария Галло , в религии Мари-Франсуаза де Синк-Пле, отмечается 6 октября.
- Преподобные Серджио и Доменика Бернардини .
- Достопочтенный Джакомо Гальоне .
- Благословенный Северин Жиро . Отмечается 29 августа.
- Блаженный Якоб Франц Александр Керн . Отмечается 20 октября.
- Блаженный Раймонд Лулль . Отмечается 29 марта.
- Благословенный Зефирин Хименес Малла . Отмечается 4 августа.
- Блаженный Поль Йозеф Нардини , основатель Бедных францисканцев Святого Семейства . Отмечается 27 января.
- Достопочтенный Мэтт Талбот .
- Блаженная Терезия Бонзель . Отмечается 6 февраля.
- Блаженная Дельфина де Сабран . Отмечается 26 ноября.
- Блаженный Иоанн Пелинготто (1240 — 1304) , францисканский высший учебный заведений в Урбино в Италии; отмечается 1 июня.
- Достопочтенная Джульетта Кольбер де Бароло .
- Святая Мариана Иисуса . Отмечается 26 мая.
- Блаженная Людовика Альбертони († 1530 г.), молодая римская вдова, праздновала 31 января.
- Благословенный Конрад Плезанс , отмечается 19 февраля.
- Блаженная Тереза Манганьелло , отмечается 4 ноября.
- Блаженный Болеславский плач , отмечается 29 января.
- Блаженная Жаклин де Септизол , отмечается 8 февраля.
- Блаженный Франц Егерштеттер , отмечается 9 августа.
- Блаженный Якоб Керн , празднование
Достопочтенный Антонино да Патти
Основание ордена францисканцев
В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, Франциск Ассизский предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев). В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III, который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.
Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век
Экуменические организации
Кроме того, существуют ассоциации, вдохновленные францисканцами, не связанные с господствующей христианской традицией и описывающие себя как экуменические или рассредоточенные.
Свободная епископальная церковь в США спонсирует Орден слуг-францисканцев, члены которого привержены «процессу становления» служителями послания Христа о примирении и любви, что подтверждается святыми жизнями Святых Франциска и Клэр.
Миссионерский епископат Святых Франциска и Клэр, «автокефальная (самоуправляемая) церковная юрисдикция», спонсирует Орден Малых Сестер и Братьев, открытый для христиан мужского и женского пола, состоящих в браке, состоящих в браке, состоящих в браке, состоящих в браке или одиноких, духовенства или мирян. Австралийский экуменический орден францисканцев теперь является независимым сообществом, большинство членов которого живут своей повседневной жизнью в мире. Они могут быть мужчинами или женщинами, женатыми, женатыми или холостыми, священнослужителями или мирянами. Они могут принадлежать к любой христианской традиции. Никакой дискриминации нет, за исключением минимального возраста.
Сподвижники Иисуса, основанные в Соединенном Королевстве в 2004 году, представляют собой «Францисканскую общину примирения».
Орден экуменических францисканцев Соединенных Штатов принял свое Правило 22 ноября 1983 года. Орден Младших сестер и братьев представляет собой рассредоточенное экуменическое францисканское сообщество, похожее на более старую модель Третьего Ордена, согласно которой большинство членов живут своей повседневной жизнью в мире. Они могут быть мужчинами или женщинами, женатыми, женатыми или холостыми, священнослужителями или мирянами. Никакой дискриминации, кроме минимального возраста, нет.
Экуменическое францисканское общество из Восточной Европы состоит из лютеран, католиков, православных, англиканцев и свободных протестантов.
Развитие ордена францисканцев
Орден францисканцев, фотографии представителей которого можно найти в этой статье, после смерти основателя возглавил сначала Джованни Паренти, затем генерал Элиа да Кортона, ученик Святого Франциска. Его связи и близость к учителю на протяжении всей жизни способствовали укреплению позиций братства. Илия создал четкую систему управления, разделив орден на провинции. Были открыты францисканские школы, началось строительство храмов и монастырей.
Строительство великолепной готической базилики в Ассизи в честь Святого Франциска. Авторитет Илии рос с каждым годом. На строительство и другие проекты требовались большие суммы денег. В результате взносы провинций были увеличены. Их сопротивление началось. Это привело к тому, что Илия был отстранен от руководства братством в 1239 году.
Постепенно францисканский орден вместо странствующего становился все более иерархичным, оседлым. Еще при жизни Святой Франциск не только отказался от главы братства, но в 1220 году полностью отказался от руководства общиной. Но поскольку святой Франциск дал обет послушания, то он не выступал против изменений, происходящих в ордене. Святой Франциск окончательно отошел от руководства братством после путешествия на Восток.
Францисканцы в современное время
Францисканский орден существует сегодня во многих городах России и Европы. Они занимаются пастырской, редакционной и благотворительной деятельностью. Францисканцы преподают в учебных заведениях, посещают тюрьмы и дома престарелых.
В наше время также существует специальная программа монашеского образования для священников и братьев ордена. Сначала кандидаты проходят духовную и научную подготовку. Он состоит из нескольких этапов:
- Первый шаг — это Постулат. Это испытательный год, в течение которого происходит общее ознакомление с заказом. Для этого кандидаты живут в монашеской общине.
- Второй этап — послушник. Это годичный период, когда кандидат вводится в монашескую жизнь. Готовятся к временным обетам.
- Третий этап длится шесть лет. В этот период кандидаты получают высшее образование по философии и теологии. Также существует ежедневная духовная подготовка. На пятом году обучения даются вечные обеты, на шестой год посвящения.
История
Датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году. В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.
В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».
Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе римскому. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.
Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)
В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока. Сведения о деятельности францисканцев в Пруссии сохранились в Анналах прусских миноритов.
В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
францисканские узлы на поясах монахов
Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой с кровавыми узлами, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.
Духовность
Францисканская духовность
Духовность Франциска заключалась в том, чтобы просто «соблюдать Евангелие».
Папа Пий XII заявил в 1956 году:
Вкратце об элементах францисканской духовности следует сказать, что францисканец должен жить:
- в общении с Христом бедным и распятым,
- в любви к Богу,
- в братстве / сестре со всеми людьми и всем творением,
- участвуя в жизни и миссии Церкви,
- в постоянном обращении,
- в молитвенной жизни — литургической, личной, общественной,
- как инструменты мира.
Бонавентура (1221–1274), картина Клода Франсуа, ок. 1650–1660.
Санкт-Бонавентура
Бонавентура , серафический врач, считается глубоко проникнутым умом Франциска Ассизского. Этьен Жильсон сказал, что, читая Святого Бонавентура, создается впечатление, будто Святой Франциск воскрес и философствует.
Бонавентура стремился познать в Нем Бога, чтобы любить Его и служить Ему
Помимо своих популярных произведений, Бонавентура писал произведения чистой духовности в строгой зависимости и жизненно важном применении от Христа, потому что он чувствовал, что все знания, не основанные на Христе, тщетны. Работа, которая суммирует все его доктрины, — это « Collationes in Hexaemeron », синтез всех человеческих знаний, включая духовность.
Bl. Джон Данс Скот
Джон Данс Скот (c1266–1308)
Второй из францисканских мастеров не выпустил заметных трактатов о духовности, но Джон Дунс Скот систематизировал первенство, на котором основана францисканская духовность. Он дал много предложений и создал множество текстов, чтобы его ученики и его комментаторы могли руководствоваться им, и таким образом пришел к раскрытию францисканской мысли и ее духовности, хотя он заметно отличается от Бонавентуры.
В дошкольном образовании, на стажировке и во время учебы в Оксфорде в качестве студента, а затем в качестве учителя Джон Дунс Скот углубил понимание реального и конкретного. Он поступил в школу, чтобы пользоваться произведениями Александра Хейлза , Альберта Великого , Бонавентуры , Фомы Аквинского и Роджера Бэкона . Таким образом, Джон Дунс Скот присоединился к своему предшественнику Бонавентуре в аналогичной интерпретации функции и миссии Иисуса Христа, данной Франциском, что Христос — высшая благодать, которую Бог предлагает Своим созданиям, и их реакция контролирует их отношение к Богу.
Быть светским
Одним из наиболее важных следствий светской францисканской харизмы является то, что духовное формирование OFS должно обслуживать тех, чье призвание, мотивированное Евангелием, состоит в том, чтобы жить в светских условиях. Тесный союз со Христом лежит в основе призвания OFS. Светские францисканцы должны стремиться встретить живую и активную личность Христа в своих братьях и сестрах, в Священном Писании, в церкви и в литургической деятельности. Они делают это, изучая, любя и живя в единой человеческой и евангельской жизни.
Светские францисканцы двадцать первого века воплощают светский аспект своей харизмы, обращая внимание на три вещи. Во-первых, они опираются на богатый опыт францисканских деятелей прошлого, которые были одновременно созерцательными и преданными своей деятельности в качестве родителей, одиноких людей, королей, мастеров, отшельников и людей, вовлеченных в благотворительную деятельность
Во-вторых, в начале третьего тысячелетия они сталкиваются с испытанием своего творческого потенциала, когда сталкиваются с новой евангелизацией. В-третьих, они культивируют глубокое знание пророка Франциска, примера из прошлого, ведущего их в будущее.
Братство
Светская францисканская харизма дана не отдельному человеку, а группе братьев и сестер. Таким образом, с самого начала это группа, сформированная Святой Церковью, и только в этом контексте харизма может процветать.
Братство Ордена берет свое начало в вдохновении Франциска, которому Всевышний открыл сущностное Евангельское качество жизни в братском общении. Таким образом, призвание Ордена — это жить по Евангелию в братском общении. Для первоначального формирования участие в собраниях местного братства является необходимой предпосылкой для посвящения в молитвенное сообщество и в братскую жизнь.
Ветви францисканского ордена
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:
- Орден меньших братьев, O.F.M.
- Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
- Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2016 году Орден меньших братьев насчитывал 13 513 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 225, Орден меньших братьев капуцинов — 10 572. Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.
В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. францисканцы-«обсерванты» (бернардинцы) и братьев-миноритов конвентуалов.
Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.
В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.
Второй (женский) орден святого Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 году святой Кларой, сподвижницей святого Франциска.
Превращение ордена в монашескую структуру
Во время правления Кортоны нищенствующий орден францисканцев начал различаться на два основных движения, в которых заветы Святого Франциска и его отношение к соблюдению Хартии и бедности понимались по-разному. Некоторые члены братства старались соблюдать правила основателя ордена, живя в нищете и смирении. Другие начали трактовать Хартию по-своему.
В 1517 году Папа Лев Тен официально выделил две разные группы францисканского ордена. Оба направления стали независимыми. Первую группу называли Наблюдателями, то есть Младшими братьями, которые строго соблюдали все правила святого Франциска. Вторая группа стала известна как обычная. Они немного иначе истолковали Устав Ордена. В 1525 году была образована новая ветвь францисканского братства: капуцины. Они стали реформаторским движением среди соблюдающих миноритов. В 1528 году Климент V признал новую ветвь отдельным братством. В конце 19 века все группы наблюдателей объединились в одну, получившую название Орден Младших Братьев. Папа Лев Восьмой дал этому братству название «Леонийский союз».
Церковь использовала проповеди святого Франциска в своих целях. В результате братство поддержали разные слои населения. Оказалось, что заказ шел в правильном направлении для церкви. В результате первоначально созданная организация превратилась в монашеский орден. Францисканцы получили право наводить справки о еретиках. На политической арене противники пап начали борьбу.
Францисканцы
Оба ордена сходились в основной цели — возвращении западной церкви на истинный путь, главным образом, посредством доведения до крайних пределов принципа нестяжания и проповеди среди масс. Оба ордена с одинаковым трудом добились одобрения и признания со стороны римского престола, для которого скоро стали надёжнейшей опорой и который канонизовал их основателей. Оба в отличие от прежних одобренных церковью орденов создавали тип странствующих монахов-проповедников (идея, принадлежащая Доминику и заимствованная францисканцами) и отрицали — по крайней мере в первое время своего существования — не только частную, но и общинную собственность. Они предписывали своим членам жить исключительно подаянием (идея Франциска, заимствованная доминиканцами). Оба ордена получили одинаково стройную и крепкую организацию, во главе которой (как гроссмейстер у рыцарских орденов) стоял облечённый широкими полномочиями генерал ордена, живущий в Риме. Ему подчинялись «провинциалы», то есть главы отдельных конгрегаций. Управление, сосредоточивавшееся в провинциальных собраниях и генеральном капитуле, представляло также единство и создавало такую дисциплинированность, каких почти невозможно было найти среди прежних орденов.
Но при всем этом сходстве францисканский и доминиканский ордена — соответственно характеру их основателей — представляли и существенные различия.
Ставя целью спасение душ путём возвращения к христианству апостольских времён, проповедуя полное отречение от имущества, жизнь в Боге, сопричастие страданиям Христа, любовь к миру и самопожертвование за него, Франциск обращался ко всем слоям этого мира: и к бедным, и к богатым, и к просвещённым, и к невежественным, — и привлекал (в противоположность большинству прежних обмирщенных орденов, ставших феодальными барониями) главным образом низшие слои народа, создавал, так сказать, демократизацию монашества.
Доминик, ставивший главной задачей укрепление ортодоксального учения в духе Рима и искоренение ересей, всего более заботился о воспитании искусных и образованных проповедников и создал до некоторой степени учёный орден, гораздо менее доступный для масс, нежели францисканский.
Ещё при жизни Франциска Ассизского возникло своеобразное учреждение, могущественно содействовавшее распространению влияния францисканства, — так называемый орден терциариев (tertius ordo de poenitentia), которые, оставаясь в «миру», допуская брак и собственность, в то же время приспособляли, насколько возможно, свой образ жизни к монашеским идеалам, отрекаясь от общественной деятельности и посвящая себя по мере сил аскетизму и благотворительности.
Такое учреждение представляло некоторый компромисс, отступление от первоначальной высоты францисканского идеала, но оно смягчало столь резкую в Средние века противоположность между «духовными» и «светскими», указывая и для последних путь спасения. Эта черта вызывает вместе с допущением францисканцами известной внутренней религиозной свободы сочувственное отношение к Франциску со стороны протестантов. Таким образом францисканство ставило на необычайно широкую и прочную основу. При тесном союзе францисканского ордена с папством его успехи явились могущественной поддержкой и для папства.
Известные францисканцы
- Св. Франциск Ассизский (1181/1182—1226) — основатель ордена
- Св. Антоний Падуанский (1195—1231)
- Роджер Бэкон (ок. 1214 — после 1294) — английский философ и естествоиспытатель
- Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220—1272)
- Св. Бонавентура (1221—1274) — генерал ордена, богослов
- Гийом де Рубрук (1220—1293) — миссионер, путешественник
- Якопоне да Тоди (1230—1306) — итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
- Раймунд Луллий (1235—1315) — каталанский писатель
- Александр Гэльский — парижский профессор
- Джованни Монтекорвино (1246—1328) — первый архиепископ пекинский
- Блаженный Дунс Скот (1265—1308) — философ-схоластик
- Вильгельм Оккам (1280—1347) — философ-схоластик
- Одорико Порденоне (1286—1331) — путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
- Франческо Петрарка (1304—1374) — итальянский поэт
- Бертольд Шварц (XIV в.), считающийся изобретателем пороха
- Св. Бернардин Сиенский (1380—1444) — миссионер, проповедник
- Варфоломей Пизанский (XV в.) — автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших инкунабул
- папа Сикст IV (1414—1484) — теолог
- Франсуа Рабле (1494—1553) — французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
- Бернардино де Саагун — автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
- папа римский Сикст V
- папа римский Климент XIV
- Иоанн Капистриан (1386—1456) — святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
- Педро де Сьеса де Леон (1520—1554) — священник, описавший завоевание Южной Америки и привёзший в Европу картофель.
- Бернардино де Карденас (1562—1668) — епископ и губернатор Парагвая, исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд.
- Блаженный Сеферино (1861—1936) — официальный покровитель цыган
- Максимилиан Мария Кольбе (1894—1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
- Антонио Сьюдад-Реаль (1551—1617) — испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя.
- Св. Падре Пио (1887—1968) — монах-капуцин, стигматик
- Богуслав Матей Черногорский (1684—1742) — чешский композитор и органист.
- Ференц Лист (1811—1886) — венгерский композитор, пианист и музыкальный критик
Францисканцы в литературе
- брат Вильгельм Баскервильский — главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
- брат Тук — друг и сподвижник Робина Гуда
- отец Луис Веласко — один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо
- брат Лоренцо — монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также новелл Банделло и да Порто
Францисканцы в музыкальном искусстве
- Антонио Вивальди, венецианский аббат-минорит, композитор, педагог, скрипач
- Антонио Мартин-и-Коль, главный органист Королевского собора Святого Франциска Великого в Мадриде, композитор, собиратель органной музыки
Францисканцы в изобразительном искусстве
- Цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300—1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
- Изображения св. Франциска работы Эль Греко — не портретные, а скорее собирательные образы.