Фарисейство

История

Период Второго Храма

Саддукея, изображенный в Нюрнбергских хрониках XV века.

Период Второго Храма — это период между строительством Второго Храма в Иерусалиме в 516 г. до н. Э. И его разрушением римлянами в 70 г. н. Э.

На протяжении периода Второго Храма в правлении Иерусалима произошло несколько изменений. Средиземноморья положило конец персидскому контролю над Иерусалимом (539–334 / 333 гг. До н.э.) и положило начало эллинистическому периоду . Эллинистический период, продолжавшийся с 334/333 г. до н. Э. До 63 г. до н. Э., Сегодня известен распространением эллинистического влияния .

После смерти Александра в 323 г. до н.э. его генералы разделили империю между собой и в течение следующих 30 лет боролись за контроль над империей. Сначала Иудея контролировалась Птолемеями Египта (годы правления 301–200 до н. Э.), А затем Селевкидами Сирии (годы правления 200–167). Царь Сирии Антиох Епифан , Селевкид, нарушил мир, царивший в Иудее, когда он осквернил храм в Иерусалиме и заставил евреев нарушить Тору . Самыми известными из повстанческих группировок были Маккавеи во главе с Маттафием Хасмонеем и его сыном Иудой Маккавеем . Хотя Маккавеи восстали против Селевкидов в 164 г. до н. Э., Правление Селевкидов не прекратилось еще 20 лет. Правление Маккавеев (или Хасмонеев) длилось до 63 г. до н. Э., Когда римский полководец Помпей завоевал Иерусалим .

Так начался римский период Иудеи, который привел к созданию провинции Римская Иудея в 6 году н.э. и простирался до 7 века нашей эры, намного позже конца периода Второго Храма. Сотрудничество между римлянами и евреями был сильнейшим во время правления Ирода и его внука Ирода Агриппы I . Однако римляне передали власть из рук вассальных королей в руки , начиная с переписи Квириния в 6 г. н.э. Первая Иудейская война вспыхнула в 66 г. н. После нескольких лет конфликта римляне отвоевали Иерусалим и разрушили храм, положив конец периоду Второго Храма в 70 г. н.э.

Роль Храма

В персидский период Храм стал больше, чем центром поклонения в Иудее после его реконструкции в 516 году до нашей эры; он служил центром общества. Таким образом, имеет смысл, что священники занимали важные должности в качестве официальных руководителей за пределами Храма. Демократические силы эллинистического периода ослабили и сместили фокус иудаизма с Храма, и в 3 веке до нашей эры начал появляться класс писцов. По словам Шей Коэн , появились новые организации и «социальные элиты» .

В то же время первосвященство , члены которого часто назывались саддукеями, приобрело репутацию коррупционера. Вопросы о легитимности Второго Храма и его саддукайском руководстве свободно циркулировали в иудейском обществе. Секты начали формироваться во время правления Маккавеев (см. ниже). Храм в Иерусалиме был формальным центром политического и государственного руководства в древнем Израиле, хотя его власть часто оспаривалась и оспаривалась маргинальными группами.

После разрушения Храма

После разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н.э. саддукеи появляются лишь в нескольких упоминаниях в Талмуде и в некоторых христианских текстах. В начале караизма последователи Анана бен Давида назывались «саддукеями» и утверждали, что первые являются исторической преемственностью последних.

Представление саддукеев о смертности души отражено Уриэлем Акостой , который упоминает их в своих трудах. Акоста упоминается как саддукеи в пьесе Карла Гуцкова « Саддукеи в Амстердаме» (1834).

Этимология

Согласно Аврааму Гейгеру, секта саддукеев в иудаизме получила свое название от Садока , первого первосвященника древнего Израиля, который служил в Первом храме , а лидеры секты были предложены в качестве коханов (священников, «сыновей Садока», потомки Елеазара , сына Аарона ). Имя Садок связано с корнем צָדַקצָדַק āḏaq (верно, справедливо), что может указывать на их аристократический статус в обществе в начальный период их существования.

Флавий Иосиф упоминает в « Древностях евреев», что «один Иуда, гаулонит, из города по имени Гамала, который, взяв с собой Саддука, фарисея, стал ревностно склонить их к восстанию». Пол Л. Майер предполагает, что секта получила свое название от Саддука, упомянутого Иосифом Флавием.

Немного подробнее о вине фарисея

Фото: Vera21.ru Основная вина фарисея заключалась в том, что он взял на себя миссию судить, как самого себя, так и пришедшего в храм мытаря. Как мы все знаем, только Бог является справедливым Судьей и, только Он имеет право судить, но фарисей почему-то решил взять эту миссию на свои плечи. Фарисей, не удержавшись от осуждения, примерял на себя роль самого Бога, от чего часто не удерживаемся, и мы сами. Но это еще не вся вина фарисея, ведь далее он явно начинает восхищаться и хвалиться своими поступками, а это тоже далеко не лучшее качество человека.

Фарисей, думая, что он исполнил весь Закон, явно не нарушая Заповедей, забыл о главном – Бог требует от человека не только идеального исполнения закона, но и полной чистоты сердца, до самих глубин, которые часто видят далеко не все. Фарисеи желали выделить грешников, как подходящий фон, подчеркивающий их праведность. Из этого исходит факт, что фарисеями является отдельная группа людей, отделивших себя от остальных и, считая себя не такими, как все. Своим отношением к себе же, фарисеи отделили себя от грешников полностью, в то время, когда должны были учить людей Закону.

Ессеи

В современной религии ессеи воспринимаются как старинная секта сторонников христианства. Они точно соблюдали все Божьи Заповеди. Но имели свой уклад жизни и не принимали к себе чужаков.

Исторический факт существования ессеев подтвердили археологи. При раскопках в 1947 году, неподалеку от Мертвого моря, были найдены останки поселений, рукописи, утварь и другие предметы быта. Многочисленные манускрипты, найденные в тех местах, были преданы огласке и получили название «свитки Мертвого моря».

Постепенно ессеи собрались в большую общину. Они не признавали браки, но принимали и воспитывали «чужих» детей. У них было общим все имущество. Обедали они одним блюдом и хлебом. За столом все молчали. От всех других христианских общин они отличались отсутствием деления на господ и рабов. У ессеев было полное равенство.

Вступить в общину было сложно, каждый желающий должен был доказать верность вере и способность соблюдать традиции. Испытательный срок длился 3 года. Оступившихся, нарушивших законы общины, они изгоняли. Не приспособленные к самостоятельной жизни, соблюдавшие запрет принимать пищу из чужих рук, большинство из них погибали. Были случаи, когда раскаявшегося прощали и принимали обратно.

Судейские амбиции

Если мы пытаемся образумить кого-то, но этот кто-то
упорствует в своем нежелании принимать истину, мы ищем способы повлиять на него
по-другому, пытаясь «причинить добро». Пристыдить, а если не работает – запугать
адом и геенной огненной. Вот только одна важная деталь ускользает от нас:
отношения между человеком и Богом –– это их личное дело. Мы же, не зная изнанку
жизни конкретного человека, пытаемся поставить ему духовный диагноз, разложить
перед ним последствия его ужасающего выбора –– и судим человека еще до Страшного
Суда. Мы отнимаем у Бога Его право вершить правосудие.

Таким образом, фарисей – это далеко не глупый, невежественный человек или злодей, но тот, кто не может отказаться от своих предубеждений, кто относится формально к другим и к Богу, кто имеет высокое мнение о себе самом и не видит меры своего падения.

Существует ли противоядие от такого духовного состояния? Что делать, если мы обнаруживаем в себе эти черты? Нужно понимать: нет четкой последовательной схемы, волшебной таблетки, которая будет действовать и работать за нас. Если цель закона была в том, чтобы своими обличениями и указаниями грехов вызвать в людях стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой, –– Христа, то нам необходимо одно: сделать закон трамплином, оттолкнувшись от которого, мы сможем прийти к Живому Богу. Прийти здесь и сейчас. Ведь наша цель – стремиться к Тому, Кто видит нас изнутри, неустанно искать Его, довериться Ему и научиться у Него смотреть на мир глазами любви.

И для этого нам очень важно помнить, что «мы не становимся другими людьми, просто крестившись в Церкви, миропомазавшись, исповедовавшись и причастившись. Это –– долгий путь длиной во всю нашу жизнь, на котором Бог и человек неустанно движутся навстречу друг другу

Человек призван преодолеть свои немощи и искажения, приближаясь к Господу как к источнику бесконечного света, ослепительному и страшному огню, который, с одной стороны, может обжечь, а с другой –– может и переплавить. Вдумаемся в слова апостола: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10: 31). Это значит: страшно оказаться в его объятиях, страшно именно потому, что не сгореть в огне может только сам огонь» (протоиерей Алексей Уминский).

Книжники из Библии

Книжник (буквально — пишущий, писец) — представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

Книжник (с иврита — «соферим»; греч. γραμματεΐς) — в эпоху второго храма (516 до н. э. — 70 н. э.) знаток, толкователь и учитель закона Моисея; преемник пророков. Источник — Википедия.

Книжники, фарисеи и саддукеи — кто они? (3 основные «партии» времён Нового Завета)

Книжник — перевод с греческого.

«Книжники» это перевод греческого слова grammateis, представляющего собой форму множественного числа от grammateus, что означает «писец; переписчик»; «конторский служащий; секретарь».

Книжники — кто они?

Это слово в Книге Деяний 19:35 переведено «городской секретарь» (ВПНЗ) или «городской писарь» (СПБТ). Речь идет о чиновнике городского уровня.

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона.

В таком значении слово употребляется в Евангелии от Матфея 2:4 и 5:20.

В Евангелии от Матфея 13:52 это слово обозначает духовного учителя, учителя в религиозных вопросах.

Оно также употреблялось для обозначения человека, известного своей мудростью и образованностью.

Слово grammateus представляет собой форму от grapho, что означает «пишу».

Очевидно, что от него произошло слово «графит», разновидность углерода, которую, в частности, используют при изготовлении карандашей. От него же происходит «грамматика», потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме.

Книжники считались знатоками закона Моисеева.

Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Это показывает, что духовные вожди могут заблуждаться.

Но именно религиозные деятели распяли Христа!

Величайший книжник.

Первым и величайшим книжником был Ездра, собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый — арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона.

Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять, очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев.

Талмуд: Мишна, Гемара, Сура.

Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г.

Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

Известные книжники времен Христа.

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы.

Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла).

Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом,

и беседовавшие с Ним,

одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию.

Двойные стандарты

Невозможно в духовной жизни вести войну на два фронта –– бороться со своими пороками и с несовершенствами этого мира одновременно, преуспевая и там, и там. Как только человек видит в других ту же грязь, что разглядел в себе, он пытается донести до них, что они живут неправильно, и тратит все силы на морализаторство и споры вместо борьбы с собственными страстями. В результате человек перестает замечать, что его духовная жизнь теперь в глубоком застое. Что он –– далеко не пример благочестия и чистоты, и не имеет права учить других. Иногда получаются настоящие курьезы.

Например, однажды некая девушка Н. решила поделиться в соц.сетях
своим важным открытием: на нее очень повлиял отрывок из Евангелия, где Христос
разговаривает с самарянкой об источнике живой воды (Ин 4:5-27).
По нравам того времени, поступок Христа был скандальным. Но вовсе не потому,
что Он совершил какое-то преступление. Дело в том, что правоверные иудеи
считали ниже своего достоинства разговаривать с жителями Самарии, они считали
себя чистыми, а самарян –– нет. Иметь с ними дело считалось дурным тоном.  И вот Христос не просто говорит с самарянкой,
Он остается с ней наедине –– с женщиной, у которой, ко всему прочему, очень
плохая репутация. Этот Евангельский отрывок привел Н. к осознанию того, как сильно
Господь любит всех: не только избранных, но и тех, кого отринуло общество и на
ком оно уже давно поставило жирный крест. Ее открытие вылилось в стихи. Какова
же была реакция окружающих? Было много недовольства. Казалось бы, человек смог
на своем личном опыте прийти к тому, чему некоторые учатся годами, и захотел
прокричать об этом на весь мир: «как же благ наш Господь!» Но большинство
комментариев было не о глубоком смысле стихотворения, а о ее одежде. На видео она
читала стихи… в штанах. «Не благочестиво!», «Стих то красивый, а одежда –
мужская!», «Говорить о Боге может каждый, а жить по-божьи –– нет!», «Неверный в
малом, неверен и в большом! Нельзя женщине носить мужскую одежду!» – вот, какая
реакция была у людей. В результате дискуссия под видео велась между теми, кто
пытался вступиться за девушку, и теми, кто порицал ее за внешний вид

Важно то,
что смысл ее слов прошел мимо и тех, и других. При этом среди порицающих были и
женщины, которые сами носят штаны в повседневной жизни, но тем не менее считают,
что в брюках нельзя говорить о Боге или ходить в храм, и мужчины, которые
ратовали за исполнение всех законов из Пятикнижия Моисея, но при этом брили
бороду, несмотря на то, что в книге Левит есть прямой запрет на это

Христос и фарисейство

Со временем, вполне предсказуемо, среди фарисеев внешнее благочестие, необходимость которого жестко утверждалась, стало довлеть над внутренним, порождая во многих из них гордыню, тщеславие и уверенность в собственной праведности только за счёт соблюдения всех предписаний.

Именно это несоответствие внешнего с внутренним, косность и лицемерие обличает Христос

Хотя при этом Он не отрицает важности того, что они проповедуют – всё-таки, в основе их учения лежало именно Пятикнижие Моисея

«Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они возлагают на людей тяжёлое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают, чтобы видели их люди» (Мф 23:2-5).

Он осуждает не учение, а поведение и внутренние мотивы. Весьма характерен в этом смысле спор Христа с фарисеями о соблюдении субботы: когда фарисеи стали пенять Ему, что апостолы, проголодавшись, срывают спелые колосья, нарушая тем самым священный субботний покой, Христос возразил им – «суббота для человека, а не человек для субботы», тем самым указав на то, что любовь превыше закона.

Потому же Он предостерегает апостолов «беречься закваски фарисейской» — то есть, духа лжи, лицемерия и формализма в вере. Обличал Он и сребролюбие фарисеев, полагавших, что богатство – это знак Божьего благоволения к человеку и вполне закономерный спутник праведности. Особенно яркую иллюстрацию такого явления как «фарисейство» мы видим в евангельской притче о мытаре и фарисее.

Однако среди фарисеев были и те, кто, сохранив стремление к подлинной, а не показной праведности, признали Христа. Таким человеком был Гамалиил — будущий святой христианской церкви и уважаемый иудейский законоучитель, изречения которого есть в Талмуде (хотя, самими иудеями его принадлежность к христианству, конечно, отрицается).

Он был осторожен и, как говорится в книге Деяний апостолов, предостерегал Синедрион от судилища, противного Богу, убеждая оставить в покое христиан: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Доподлинно неизвестно, как Гамалиил стал христианином — об этом говорит нам лишь предание.

Фарисеем был и Никодим — тайный ученик Христа, который, согласно Евангелию от Иоанна, участвовал в погребении Иисуса. Из среды фарисеев вышел и апостол Павел- ученик Гамалиила, однако, в отличие от своего учителя, он был сперва яростным гонителем христиан, а затем стал одним из главных проповедников Евангелия.

Сведение веры к перечню обязанностей

Как только главным в христианстве для нас становится не Сама Личность Христа, а некий свод обрядов и правил (пусть даже мы верим, что исполнение всех предписаний сделает нас хотя бы на шаг ближе к Творцу), мы открываем свой личный ящик Пандоры: средство начинает восприниматься как самоцель.

«Пост, потому что надо, он
соединяет с Богом, утренние и вечерние правила вычитать –– это общение с Богом,
а с Ним нужно говорить исключительно на возвышенном языке. Еще нужно найти в
себе и выписать на лист свод грехов перед исповедью, нужно прочитать
богословский трактат, чтобы различать слова «ипостась» и «сущность», нужно
сделать 50 поклонов, нужно прочитать 3 главы из Евангелия от Матфея. Нужно, нужно,
нужно!» Вся вера при таком раскладе сводится к набору книжных знаний, «замет
холодных для ума», как сказал бы А. С. Пушкин. Механические действия, смысл
которых понятен уму, но не отзывается в сердце. Нет горения, жажды истины, вера
становится неживой, поверхностной. Но, пожалуй, самое страшное в этом формализме
то, что он становится устойчивой привычкой и схемой поведения. Чем больше
знаний при таком холодном умствовании получает человек, тем большими схемами
обрастает его мировоззрение –– и они становятся для него мерилом
действительности. Он будет оценивать явления и людей сквозь призму своих знаний.
Все, что будет вписываться в шаблон, будет понято и принято, а то, что не
впишется, вызовет отторжение и душевный раздрай, как минимум, а как максимум ––
желание сделать замечание человеку, который живет «не по-православному».

митрополит Антоний Сурожский

Религиозное течение фарисеев возникло в тяжёлые для иудеев годы

Чтобы лучше понять роль движения фарисеев, нужно представить себе те условия, в которых находилась традиция до него.

Итак, существовал еврейский народ, который, как утверждает Священное Писание, был избран для великой миссии. Но вот справиться с нею, увы, для евреев оказалось непосильной задачей по ряду причин:

  1. Разногласия. Священники считали главной задачей иудеев продолжать обрядовую деятельность, а пророки говорили, что иудеи должны стать для человечества примером нравственного и духовного совершенствования.
  2. Вавилонский плен. Навуходоносор II разгромил главное святилище иудеев — их храм, а сам народ забрал в плен на почти двадцать лет. Иудейская цивилизация пришла к краху, народ оказался рассеянным и просто не мог действовать сообща.
  3. Влияние соседних народов. Эллины (грубо говоря, греки) и персы близко контактировали с иудеями, из-за чего возник риск растворения иудейской культуры в других. Зороастризм легко приживался в еврейских умах, так как он — довольно близкое по духу религиозное течение.

Чтобы справиться с этими напастями, иудеи хватались за Моисеев закон, как за спасательный круг, но соблюдать его им не удавалось из-за реалий времени. Например, евреям полагалось держаться в стороне от людей других культур, но выполнить это на практике могли лишь высшие слои населения.

Так из-за религиозно-традиционных побуждений евреи столкнулись с расслоением внутри собственной культуры.

Стало ясно, что для сохранения еврейской культуры требуется свежий взгляд на традицию.

Кто такие книжники?

Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?

Книжники – это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.

Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма – ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.

Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.

Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении – как людей, формально относящихся к вере.

Фарисейство — одна из трёх древних философских школ

Фарисейство — это, как мы бы сегодня выразились, религиозное направление. Оно возникло раньше христианства в лоне иудейской традиции. Можно с большой достоверностью утверждать, что фарисейское движение оформилось ко II веку до нашей эры, хотя само учение имеет более древнее происхождение.

Выражаясь современными христианскими понятиями, можно назвать фарисеев иудейской сектой. Хотя это и не совсем справедливо. В нынешних представлениях «секта» — это слово с отрицательной коннотацией, в то время как фарисеи, в свою эпоху, не подвергались всеобщему порицанию и вполне себе спокойно действовали в иудейском обществе.

Помимо фарисеев, существовали ещё две религиозные традиции:

Ессеи — это люди, которые жили монашескими общинами, уделяли особое внимание изучению священных текстов и придерживались строжайших правил. Наиболее приметный их признак — обряд посвящения через окунание

Именно его перенял Иоанн Предтеча, который, скорее всего, получил свои знания именно в ессейской общине.

Ессеи держались в стороне от общественной жизни, и сегодня мы знаем о них довольно мало, но есть достаточные основания утверждать, что взгляды и уклад ессейского общества отразился на христианстве.

Изображение фарисеев на фреске

Саддукеи — это традиция иудейских религиозных консерваторов. Они не желали признавать никаких текстов и преданий, помимо закона Моисея. Причём важным условием религиозной жизни было буквальное следование этому закону, а он, как известно, местами озвучивает довольно жёсткие предписания: увечья и смертельную кару нарушителям религиозных законов. Можно выделить их следующие черты:

  1. Формализм. Саддукеи оставались ярыми формалистами, из-за чего им было сложно получить поддержку народа, ведь время изменилось, и следовать закону слово в слово стало практически невозможно.
  2. Влиятельность. Саддукеи продолжительное время оставались очень влиятельным движением государственного масштаба, которое вышло далеко за пределы религиозной организации и стало ещё и административной. И всё же образ карающей, а не увещевающей религиозной традиции играл против саддукеев. Им было сложно противостоять более гибким в толкованиях закона фарисеям.
  3. Отрицание воскресения. Ещё одна интересная черта саддукеев — отрицание идеи вознаграждения человека за праведность. «Бога нужно любить не за то, что Он тебя поощрит, а просто так, как брата или друга, так что не уповай на жизнь вечную, не заискивай перед Богом, а хочешь всяких радостей — получай их при жизни», — примерно так можно выразить философию саддукеев.

И здесь мы видим, что профессор Зубов довольно точно обозначает корни фарисейства: если последние верили в воскрешение, то саддукеи относились к такой идее равнодушно. Евангелие от Матфея говорит об этом ещё жёстче:

(Мф. 22:23)

Увы, подробных письменных источников от саддукеев не сохранилось.

Значение по Википедии

Значение слова «фарисейство» сама Википедия не содержит, но зато в интернет-энциклопедии присутствует подробная статья о фарисействе, как о религиозном течении. Толкование значения слова «фарисейство» можно обнаружить в Викисловаре и там определение слову дается следующее: фарисейство – это строгое, но показное, на публику выполнение каких-либо обязанностей, правил, предписаний морали или религии. Поэтому самое простое значение слову фарисейство – это лицемерие.

Но как слово, изначально обозначающее религиозное течение приобрело такой негативный смысл? Разобраться в этом вопросе поможет экскурс в историю происхождения слова.

Предостеречь народ от подражания фарисеям

Фото: Vera21.ru

Иисус Христос также понимал, что народ, который следует за фарисеями, говорящими, что нужно молиться много, как они и соблюдать Закон, как они — подражает лицемерам. Поэтому своими пророчествами «Горе вам», Сын Божий дает понять людям, что подражание приведет к пропасти.

Все, кто делают зло, заслуживают наказания. Но кто делает зло, прикрываясь благочестием, тот будет предан геенне. Фарисеи говорят, что нужно много молиться, как молятся они. Но их молитвы формальны. Эти бесконечные молитвы — лишь способ дать понять народу, кто самый праведный и — кто заслуживает почитания и преклонения. То есть делали вид, что приносят молитвы, но на самом деле этого не делали.

И вот пришел тот, кто видит их насквозь, кто сам готов принять их мольбы и дать ответ на них, видя веру и упование на Господа. Но Он не видит в них этой веры, потому что она отсутствует. Есть лишь желание получить блага и преимущества от своего положения.

Именно в этом предостерегает людей Иисус, обещая горе тем, кто так поступает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector