Исход из египта

Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход

Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.

В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.

Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.

«Исход из Египта» Ричард Дадд. 1849 — 50 годы. Исход евреев из Египта — это их бегство из египетского плена в землю обетованную. Фото: ja-tora.com

Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.

При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.

Пророческая миссия

Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺ в ночь исра валь миградж.

Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.

Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.

Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.

Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.

Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.

10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36—38) И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов. Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2—3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11—12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22—23). В наказание за непослушание израильтянам предстояло скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончило свою жизнь все старшее поколение.

Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними… Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.

Моисей и еврейский народ

Моисей вместе с Аароном вернулся в Египет. Но фараон не желал отпускать многочисленный народ, исполняющий всю тяжелую работу. Много чудес Бог явил через пророка Моисея, чтобы избавить израильский народ от египетского плена. И лишь после посланных Господом на Египет бедствий, известных как десять казней египетских, фараон позволил израильтянам уйти. Но передумал и послал многочисленное войско вслед за Моисеем.

Когда же воины догнали еврейский народ у берега Красного моря, израильтяне начали возмущаться. Они обвинили пророка, что Моисей вывел их из Египта и они погибнут от рук египтян. Тогда Бог явил еще одно чудо по молитвам Моисея. Большое облако закрыло от взора войска израильтян. Пророк простер свой посох в сторону моря и воды разошлись в разные стороны, позволив беспрепятственно перейти евреям на другую сторону. Затем Моисей снова жезлом указал в сторону моря и морская пучина накрыла войско фараона.

Гнев Моисея и милость Божья

Спустившись с горы, Моисей стал свидетелем дикого празднества поклонения идолу. Разбив в гневе дарованные ему Богом скрижали, и сокрушив молотом фигуру тельца, он жестоко покарал зачинщиков творившегося в его отсутствие безумия, и пал пред Господом, моля Его о прощении.

Восходя милостью Своей к духовной немощи народа, едва вышедшего из рабства, Господь даровал ему прощение, а Моисею, вновь поднявшемуся на вершину, повелел высечь из камня новые скрижали, и начертать на них прежние заповеди. Кроме того, пророк получил от Бога обширный свод законов, которые навсегда вошли в историю как Ветхий Завет. «Заповеди Моисея» – другой часто встречающийся термин, это не что иное, как дословный пересказ, Божьих слов, слышанных им на вершине Синая.

Рождение Моисея

История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его служения Египту, обеспокоенный тем, что народ Израиля размножается и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и заставляет его переутомляться физическим трудом. Но народ все равно крепчал и увеличивался. И тогда фараон приказал бросить в реку всех новорожденных еврейских мальчиков.

В то время в той же семье племени Левиных женщина родила младенца, положила его в корзину с обработанным дегтем дном и пустила по реке. И сестра стала наблюдать, что будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав плач младенца в тростнике, нашла младенца в корзине. Она сжалилась над ним и взяла его к себе. Сестра тут же подбежала к ней и предложила найти сиделку. С тех пор его кормилицей стала собственная мать. Вскоре мальчик окреп и стал дочерью фараона, как сын. Она дала ему имя Моисей — потому что вытащила его из воды.

Моисей вырос и увидел, как усердно трудятся его братья Израильтяне. Однажды он увидел египтянина, избивающего бедного еврея. Моисей, оглядевшись по сторонам, чтобы никто не увидел его, убил египтянина и закопал его тело в песок. Но вскоре фараон узнал обо всем, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Проклятие божье

После долгого путешествия, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда Моисей приказал собрать двенадцать человек, чтобы послать их в разведку. Через сорок дней они вернулись и сказали, что земля Ханаана плодородна и густонаселена, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израиля это будет верная смерть. Услышав это, люди чуть не побили Моисея камнями и решили искать для него нового начальника, а потом захотели вернуться в Египет.

И разгневался Господь более прежнего на народ Израилев, который не верит Ему со всеми знамениями его. Из двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любой момент, а остальные погибли.

Сначала Господь хотел истребить народ Израиля язвой, но потом, по заступничеству Моисея, заставил его сорок лет скитаться по пустыне, пока не вымерли те, кто роптал от двадцати лет и выше, и не позволили своим детям увидеть землю, обещанную их отцам.

[править] Мнение науки

И. П. Липовский считает, что было несколько миграций израильтян из Египта. Вначале были изгнаны те, кто входил в число гиксосов («дом Иосифа»), а при Моисее Египет покинул «дом Иакова».

Наиболее обоснованной считается версия, что фараоном-угнетателем был Рамсес II, так как именно при нём велись обширные строительные работы, и в частности был построен город Пер-Рамсес («дом Рамсеса»), который, согласно Библии и строили обращённые в рабов фараоном израильтяне (Исх., 1, 11).

Из Исх. 2:23 явствует, что фараон, закабаливший израильтян, умер до Исхода, значит, если Рамсес II закабалил евреев, Исход произошёл при его сыне Мернептахе; если же Исход имел место при Рамсесе, закабаление израильтян относится к царствованию его отца Сети I.

Существует гипотеза, что исход произошёл несколько позднее, при подавлении восстания Ирсу.

Эммануэль Анати отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком.

По какой пустыне Моисей водил евреев?

Путь евреев в Землю обетованную пролегал через, выжженные солнцем, просторы Синайской пустыни. Трудно даже представить, с какими неимоверными тяготами столкнулся этот народ, бывший некогда кочевым, но за годы пребывания в Египте утративший навык жизни среди дикой природы. Священное Писание, свидетельствующее о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в полной мере повествует и о пережитых ими страданиях.

Но, залогом спасения избранного народа, было слово Божье, данное некогда Моисею. На протяжении всех сорока лет странствий Господь неотлучно находился среди них. Днём Он шёл впереди процессии в столпе облачном, а когда на пустыню опускалась ночь, преображался в огонь, освещавший их путь. Этим зримым свидетельством Своего присутствия Господь укреплял силы и дух Своего народа.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф — «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает царь Египта. Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Хронология Исхода

1. Традиционная религиозная точка зрения опирается на 430 лет, которое евреи, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Но эта дата является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала эпоха Судей и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности превосходят упомянутые 480 лет, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.

В этом случае наиболее ранней возможной датой является 14 в. до н. э., эпоха правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Сторонники этой датировки связывают Исход с религиозной реформой Аменхотепа, установившего культ единого бога солнца Атона, а также с проникновением семитского племени хабиру в Ханаан (см. также Авраам).

2. Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые исследователи-египтологи начала XX века. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Яакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 430 лет египетского плена, мы получаем ок. 1300 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта.

3. Подавляющее большинство ученых относило Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет. В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э — времени правления Рамсеса II..

Такая датировка подтверждается современной археологией. Так надпись Мернептаха, преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).

Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.

Проведённый недавно радиоуглеродный анализ несколько сдвинул датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности. Тем самым дата исхода, на 40 лет раньше даты первых пожаров во взятых ханаанских городах, состыковалась с датами событий в Древнем Египте.

Возможные маршруты Исхода

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к земле обетованной Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Шестиконечный крест

Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к земле обетованной Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Конец странствования. Смерть Моисея

В пустыне Фаран евреи провели большую часть своего путешествия, за их ропот и непослушание дорога, которую можно пройти за 2-3 недели, растянулась длиной в сорок лет. Вырос преемник Моисея Иисус Навин, ставший прообразом Спасителя. Как Иисус Навин ввел Евреев в обетованную землю, так Иисус Христос есть путь, истина и вечная жизнь в Царстве Небесном.

За сорок лет странствий умерло старое поколение, вышедшее из Египта. Недовольные евреи 10 раз поднимали восстание против пророка, и каждый раз Бог был на стороне ветхозаветного служителя. Восстание Корея закончилось страшной гибелью его рода.

Бог решил показать избранность рода Аарона. Он приказал жезлы начальников подписать и положить в Скинии около ковчега. Наутро жезл Аарона на глазах у всех не только расцвел, на нем появился миндаль. Жезл Аарона поместили в ковчег, как знамение от непокорности.

Важно! Народ ходил сорок лет по кругу, в пустыне Син не оказалось воды, и Творец повелел Моисею ударить палкой по скале. Перед собравшимся народом пророк дважды для уверенности ударяет о скалу, потек водопад воды, но Бог рассердился на непослушание братьев

Как страшно, сорок лет быть вождем народа, переносить с ним все невзгоды, лишения, решать проблемы миллионов, и в один миг потерять право войти в обетованную землю. Таково было наказание за непослушание, недоверие.

В возрасте 123 лет на горе Ор умирает первосвященник Аарон, его одежды и статус переходят к сыну Елеазару.

Сорокалетнее странствие по пустыне подошло к завершению, но евреи снова впали в ропот, боясь великанов в земле Обетованной. Рассерженный Бог посылает на народ ядовитых змей, от укусов которых многие гибнут. Творец повелел святому пророку сделать жезл с медным змеем, и тот, кто удержит свой взгляд на жезле, не умрет, а спасется.

Впоследствии апостол Павел сравнит этот жезл с Иисусом Христом, он напишет, что все, кто поверит в Сына Божьего, не погибнут, а будут иметь жизнь вечную.


Икона святого пророка Моисея

Моисей ведет евреев к цели, намеченной Богом, побеждает враждебно настроенные народы по благословению Творца, воздает Ему славу (Пс. 135).

В возрасте 120 лет старозаветный пророк назначает преемником Иисуса Навина, поставив того перед священством и всем народом, и поднимается на вершину горы Нево, откуда он увидел Обетованную землю, благословил все колена еврейские и умер.

По преданию святой пророк Моисей похоронен в моавитской долине, но могила его не найдена.

В день Преображения Господнего пророк Моисей вместе с пророком Илией, который был взят на небо живым, явились перед учениками по обе стороны от Иисуса, одетого в сияющие одежды. (Мат 17:1-9).

Православная Церковь воздает дань памяти святому 17 сентября.

Фильм о святом пророке Моисее

Моисей выводит евреев из Египта

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector