Иосиф в библии
Содержание:
- Литература
- Обман и предательство
- По требованию Моисея и Аарона фараон отпускает евреев в Землю обетованную
- [править] Исторические идентификации Иосифа
- Согласно Библии
- Детство Иосифа
- Согласно Библии
- Народный гнев
- Иосиф раскрывает себя
- Сон царя
- Коран и коранические комментарии
- Литература
- Иосиф в тюрьме
- Иосиф в культуре
- Рождение Моисея
Литература
- Богородский Я. А. Об Иосифе, библейском патриархе. — Казань, 1891.
- Лопухин A. П. Книга IV. Иосиф и его время // Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — СПб., 1889—1895. — Т. I.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 31. — С. 628.
- Кугел, Джеймс. В доме Потифара: библейский текст и его перевоплощение. — М.: Текст, 2010. — ISBN 978-5-7516-0906-1.
F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie. — Paris: Berche et Tralin, 1877. — Т. II.
Обман и предательство
Когда старшие сыновья просили Иакова разрешить им взять
молодого Иосифа в пустыню, чтобы тот поиграл там, страх пронзил сердце отца. С
первых слов он заподозрил предательство и выразил опасение, что волк может
схватить Иосифа. Иаков сказал:
«Мне грустно от того, что вы уведёте его. Я боюсь, что волк
растерзает его, когда вы оставите его без присмотра» (Коран 12:13).
Сатана тонко и лукаво работает со словами Иакова, сам
того не подозревая, отец невольно дает сыновьям будущее оправдание, идеальную
причину для исчезновения Иосифа. Братья сразу подумали, что можно будет
использовать вымышленного волка, и этот случай стал частью их подлого плана. В
конце концов, Иаков согласился отпустить Иосифа вместе с братьями в пустыню.
Они пошли прямо к колодцу и без угрызений совести взяли
Иосифа и бросили внутрь. Иосиф закричал от страха, но их жестокие сердца не
чувствовали жалости к младшему брату. Они спокойно ждали, когда придут путники
и найдут Иосифа, чтобы продать его как раба. Пока Иосиф рыдал от страха, братья
взяли небольшого козленка или овцу из своего стада, зарезали и вымазали одежду
кровью убитого животного. Полностью управляемые своей ненавистью, братья
поклялись держать в тайне этот ужасный поступок, после чего удовлетворенные и
довольные собой разошлись. Испуганный Иосиф вцепился за выступ в колодце, тогда
Бог поведал ему, что однажды он будет противостоять своим братьям. Он сказал
Иосифу, что придет день, когда тот будет говорить с братьями об этом подлом
деянии, но братья не будут знать, что они говорят с Иосифом.
«Когда они увели его и бросили на дно колодца, Мы внушили ему:
«Ты непременно напомнишь им об этом поступке, когда они даже не узнают тебя» (Коран
12:15).
По требованию Моисея и Аарона фараон отпускает евреев в Землю обетованную
Подчиняясь воле Господа, Моисей отправился в Египет, по пути к нему присоединился Аарон. В это время Моисею исполнилось уже 80 лет, и его уже там никто не помнил. Приёмная мать пророка, дочь фараона, давно умерла.
Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век. Первоначально посланники Божии обратились к евреям, но они не поверили тому, что Моисей сможет вывести их из египетского плена
Первоначально посланники Божии обратились к народу Израилеву, который в то время занимался тяжёлой работой по изготовлению кирпичей. Аарон, как «уста Моисея» заявил евреям о том, что Бог выведет их в Землю обетованную, где течёт молоко и мёд. Несмотря на то, что Моисей совершил несколько чудес, евреи ему не поверили и сомневались.
Когда Моисей отправился в Египет спасать евреев из плена, ему исполнилось 80 лет.
Несмотря на недоверие народа Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал:«Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх. 5:1-2). После этого фараон приказал сделать труд евреев ещё тяжелее.
«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина Альмы –Тадемы. 1875 год. Египетский фараон отпустил народ Израиля только после того, как на Египет обрушилось десять казней
Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные «казни» (несчастия, бедствия). Фараон не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.
Его упорство подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12.31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.
[править] Исторические идентификации Иосифа
Осарсиф
В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям
Имхотеп
На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стелла Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где также голод семь лет происходит. Но последние исследования показали, что семилетний голод был мифом, общий почти для всех культур Ближнего Востока. Месопотамские легенды также говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше-бога Ану дает пророчество о голоде в течение семи лет. Еще одна египетская сказка рядом со Стеллой Голода о длительной засухи появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевел German Demotist Joachim Friedrich Quack. Древние текстовые отчеты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают семилетний голод во время его правления.
Визирь Ирсу
Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и возможно фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.
Канал Аменемхета IV
Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. Бахр-Юсуф). Сам канал был вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.
Согласно Библии
Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. ), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые после одного случая даже захотели убить его. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звёзд, поклонившихся ему (Быт. ). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.
Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.
Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. ) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. ).
Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. ). Иллюстрация, 1869
Иаков узнаёт одежды Иосифа. Алексей Новоскольцев, 1880
Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Александр Иванов, 1826
В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе (Быт. ).
В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара (Быт. ): виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание.
Спустя 2 года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе (Быт. ).
Иосиф истолковал фараону , пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.
Фараон поверил толкованию сна (Быт. ), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.) (рус. и возможно своим соправителем, нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса.
Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. ), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (, ).
В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. ). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.
Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. ).
Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.
Детство Иосифа
Иосиф рос молодым, красивым и счастливым мальчиком,
любимым сыном своего отца. Однажды утром он проснулся взволнованным от
необычного сновидения и побежал прямо к отцу, радостно пересказывая увиденное
во сне. Иаков внимательно выслушал любимого сына, его лицо светилось от
счастья, он понимал, что этот сон был пророческим. Иосиф сказал:
«О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я
видел, как они поклонились мне» (Коран 12:4).
Иосиф был одним из 12-ти братьев пророка Иакова,
правнуком пророка Авраама. Это пророчество говорит о сохранении послания
Авраама поклоняться Единому Истинному Живому Богу. Внук пророка Авраама Иаков
расшифровал сон и понял, что Иосиф будет избран, чтобы нести «Свет в доме
Божием». Но
радость на лице Иакова вдруг исчезла и сменилась грустью. Он наставлял сына не
рассказывать о своем видении братьям. Иаков предупредил:
«О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они
замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку. Твой
Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью
тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной
милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой
Господь – Знающий, Мудрый» (Коран 12:5-6)
Иаков знал, как его сыновья (братья Иосифа) отреагируют
на сон, что они не смогут принять пророчества и покориться своему младшему
брату. Иаков тогда сильно испугался за юного Иосифа. Старшие десять братьев
Иосифа и так ревновали и завидовали ему. Они знали о нежной привязанности отца
к младшему брату. Иаков был пророком, человеком, который полностью посвятил
себя Единому Истинному Богу. Он справедливо управлял своей семьей и общиной,
относился ко всем с уважением и любовью, но его сердце тонуло в нежной
привязанности к младшему сыну Иосифу. У Иосифа тоже был младший брат, по имени
Вениамин, к счастью он был слишком мал, чтобы участвовать в хитросплетениях и
лживых кознях.
В то время как пророки и праведники стремятся
распространить послание о подчинении и служении Всевышнему, сатана выжидает, а
затем побуждает и подстрекает людей к злодеяниям. Он любит хитрость и ложь, и
теперь сеет семена раздора между Иаковом и его старшими сыновьями. Ревность,
которую они испытывали к младшему брату Иосифу, ослепила их сердца, сбила с
пути и перевернула понятия Добра и Зла
Теперь то, что на самом деле было
незначительным, казалось братьям великим, а то, что было действительно важно,
стало ничем. Иосиф внял предупреждению отца и не рассказывал братьям о своем
сне, но, несмотря на это, они уже были слишком одержимы и поражены ревностью.
Даже не зная о сне Иосифа, они вынашивали план его убийства
Иосиф и Вениамин были сыновьями Иакова и его второй
жены. Старшие сыновья считали себя уже взрослыми. Они были старше, сильнее,
видели в себе и другие хорошие качества. Ослепленные ревностью, они
воспринимали Иосифа и Вениамина маленькими и малозначимыми в семье. Они не
могли понять, почему их отец души не чает в их младших братьях. Старшие сыновья
допускали превратные домыслы по отношению к отцу, которые, на самом деле, были
далеки от реальности. Сатана делал так, что их мысли казались им справедливыми,
хотя их заблуждение было очевидным, и когда они говорили об убийстве Иосифа, то
сразу же каялись Господу в своем презренном деянии.
«Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа (Иосифа) и его брата
больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в
очевидном заблуждении. Убейте Йусуфа (Иосифа) или бросьте его в другой земле.
Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете
праведными людьми» (Коран 12:8-9).
Позже один из братьев почувствует, что это неправильно и
предложит вместо убийства Иосифа бросить его в колодец. Когда путники найдут
Иосифа в колодце, братья продадут его в рабство, что в принципе также будет его
смертью для семьи. В своей слепоте они верили, что отделив Иосифа от отца, тот
забудет о сыне. Братья продолжали строить свой коварный план. Сатана играл с
ними, вкладывая мысли в их умы и нашептывая заблуждения в их уши. Братья
закончили обсуждение и довольные собой полагали, что они разработали отличный
хитроумный план. Они пришли к Иакову с просьбой отпустить Иосифа с ними в
пустыню под предлогом, что он будет там играть и размышлять о своем. Страх
сковал сердце Иакова.
Примечания
Ибн Касир. «Истории
о пророках».
Согласно Библии
Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. ), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые после одного случая даже захотели убить его. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звёзд, поклонившихся ему (Быт. ). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.
Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.
Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. ) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. ).
Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. ). Иллюстрация, 1869
Иаков узнаёт одежды Иосифа. Алексей Новоскольцев, 1880
Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Александр Иванов, 1826
В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе (Быт. ).
В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара (Быт. ): виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание.
Спустя 2 года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе (Быт. ).
Иосиф истолковал фараону , пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.
Фараон поверил толкованию сна (Быт. ), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.) (рус. и возможно своим соправителем, нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса.
Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. ), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (, ).
В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. ). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.
Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. ).
Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.
Народный гнев
Через некоторое время народ Израиля с гневом набросился на Моисея за то, что ему не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверив, что вечером они будут есть мясо, а утром насытятся хлебом. Вечером спускались перепела, которых можно было поймать руками. А утром манна небесная упала, как иней, и легла на поверхность земли. На вкус он был как пирог с медом. Манна стала их постоянной пищей, посланной Господом, которую они ели до самого конца своего долгого путешествия.
На следующем этапе испытаний у них не было воды, и они снова набросились на Моисея с гневными речами. И Моисей, по воле Божией, ударил жезлом своим в скалу, и вода вышла из нее.
Через несколько дней амаликитяне напали на израильтян. Моисей велел своему верному слуге Иисусу выбрать сильных людей и сражаться, а сам стал молиться на высоком холме, воздевая руки к небу, как только руки его опускались, враги начинали побеждать. Тогда оба израильтянина стали поддерживать руки Моисея, и Амаликитяне были разбиты.
Иосиф раскрывает себя
Братья снова тронулись в долгий путь в Египет. Голод
овладел окрестностями Египта, люди обеднели и ослабли. На сей раз, когда братья
предстали перед Иосифом, они выглядели обнищавшими. Они были настолько
обессилены и бедны, что вынуждены были просить о милостыни. Они сказали:
«О повелитель! Нас и наш род поразила беда. Мы прибыли с
небольшим товаром. Отмерь нам меру сполна и окажи нам милость. Воистину, Господь
вознаграждает творящих добро» (Коран 12:88).
Иосифу было очень тяжело видеть своих родных в таком
положении, даже несмотря на то, что эти люди когда-то его предали. Он смотрел
на них и не мог больше скрывать своей тайны. Он спросил:
«Поняли ли вы, как вы поступили с Иосифом и его братом, когда
были невежественны?» (Коран 12:89).
Братья тут же узнали его, но не по внешности, ведь они
уже много лет не виделись, просто кто, как не сам Иосиф, мог знать историю Иосифа?
«Они сказали: «Неужели ты – Йусуф (Иосиф)?» Он сказал: «Я –
Йусуф, а это – мой брат. Аллах облагодетельствовал нас. Воистину, если кто
богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Коран
12:90).
Братья боялись, что их прошлые деяния были большим
грехом. И сейчас они были в худшем положении. Они стояли в страхе перед главным
министром Египта – уже не перед маленьким красивым мальчиком по имени Иосиф.
Через муки и испытания Иосиф, по примеру своего отца, нашел умиротворение, подчинившись
единому Господу. Он понял, что терпение, милосердие и набожность воплотились в
истину смирения. Он посмотрел на своих братьев, которые дрожали от страха, и
произнес: «Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он –
Милосерднейший из милосердных» (Коран 12:92).
Иосиф тут же обдумал, как объединить семью. Он велел
братьям вернуться к отцу и развернуть его старую рубашку перед лицом старика.
Это, по его словам, поможет отцу стать вновь зрячим. В тот же момент, Иаков,
хотя и находился далеко от своих сыновей, повернул лицо к небу и вдохнул
воздух, словно мог почувствовать в нем дух Иосифа. Это одно из чудес,
сотворенное Господом.
Когда братья прибыли домой и развернули рубашку перед
лицом Иакова, он снова стал видеть. Он воскликнул: «Разве я не говорил вам,
что мне известно от Аллаха то, чего вы не знаете?» (Коран 12:96).
Родня Пророка Иакова собрала все вещи и поехала в
Египет. Иаков был очень рад вновь оказаться со всеми своими сыновьями. Они
направились прямо к Иосифу и застали его сидящим на возвышенном троне. Иосиф
молвил своим родным: «Войдите в Египет, и пусть Господь отведет от вас
опасность».
…Двенадцатая глава Корана начинается с того момента, как
маленький мальчик Иосиф рассказывает свой сон любимому отцу Иакову. Он говорит:
«О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они
поклонились мне» (Коран 12:4) История об Иосифе заканчивается в
Коране тем же самым рассказом о толковании сна. Одиннадцать звезд были его
братьями, солнце олицетворяло его отца, а луна – мать.
«Он поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним.
Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал
его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из
пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями.
Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он – Знающий, Мудрый» (Коран
12:100).
Сон царя
Царю снится, что он стоит на берегу Нила и видит, как
семь полных коров идут от реки, а за ними семь тощих пожирают полных коров.
Потом сон меняется, и он видит семь зеленых колосьев, растущих на берегу Нила.
Они исчезают в грязи, и на этом месте появляются семь сухих колосьев. Царь
просыпается в страхе и зовет к себе знахарей, священников и жрецов. Они не
сумели растолковать этот сон и пришли к совместному выводу, что это был просто
ночной кошмар. И когда товарищ по заключению услышал о сне царя, то вспомнил
про Иосифа. С разрешения царя он помчался в тюрьму и попросил Иосифа
растолковать этот сон.
«Он сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что
вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества,
которое вы будете есть. Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что
вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете.
Вслед за ними наступит год, когда люди получат обильные дожди и будут выжимать
плоды» (Коран 12:47-49).
Царь был поражен его толкованием. Иосиф не только
объяснил значение сна, он также предоставил план действий. Тем не менее, Иосиф
отказался покидать тюрьму и настоял на том, чтобы посланник вернулся к царю с
вопросом: «Что стало с женщинами, которые порезали себе руки?» (Коран 12:50).
Иосиф не желал покидать тюрьму, пока не признают его невиновность.
Примечания
Коран и коранические комментарии
Иосиф и жена Путифара , миниатюра Бехзада (1488 г.).
Коран рассказывает историю об Иосифе ( арабский : يوسف : Yusuf ) , как у великого пророка. Ахмад ибн Мухаммад аль-Талаби хотел дать первому имени Джозеф арабское происхождение, производя его от асаф , «печаль» или асиф , «раб» (или «поклоняющийся»). Мусульманское повествование об Иосифе построено на библейском повествовании, но также включает в себя элементы из еврейских комментариев первого века до нашей эры. Он берет начало в генеалогии Книги Бытия: Иосиф — сын Иакова, но что касается других библейских персонажей, текст Корана по нескольким пунктам отличается от еврейской Библии.
Джозеф трижды появляется в Коране, и его имя было дано в суре 12 ( Юсуф ). В суре 6 ( Аль-Анам ) он упоминается среди других библейских персонажей. Сура 40 ( Аль-Гафир ) упоминает человека по имени Джозеф, но некоторые комментаторы, такие как Замахшари , предположили, из-за несоответствий, что это имя касалось другого Джозефа, неизвестного в других местах. Сура 12 составлена не как рассказ, а как серия слов с небольшими сценическими указаниями и двусмысленностями личных местоимений. «За фигурой Иосифа комментаторы филигранно различают самого Магомета» . Сура 12, содержащая историю любви в продолжении еврейского романа, написанного об Иосифе и Асенефе, считалась теологами первых веков не принадлежащей Корану.
Благородство Иосифа почиталось в мусульманской традиции. Мусульманских сказочников особенно интересовала фигура Зулайхи, женщины, которая пыталась соблазнить Иосифа и вышла бы за него замуж, став вдовой. Даже сегодня Джозеф остается источником вдохновения для мусульманских поэтов и режиссеров.
Литература
- Богородский Я. А. Об Иосифе, библейском патриархе. — Казань, 1891.
- Лопухин A. П. Книга IV. Иосиф и его время // Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — СПб., 1889—1895. — Т. I.
- // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 31. — С. 628.
- Кугел, Джеймс. В доме Потифара: библейский текст и его перевоплощение. — М.: Текст, 2010. — ISBN 978-5-7516-0906-1.
F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie. — Paris: Berche et Tralin, 1877. — Т. II.
Иосиф в тюрьме
Вместе с Иосифом в тюрьме сидели двое мужчин, которые
осознали его набожность и праведность. Обоих досаждали яркие в своей реальности
сны, и они надеялись, что Иосиф сможет растолковать их. Одному мужчине
приснилось, что он давит вино из винограда, другой видел во сне, что птицы
клевали хлеб с его головы. Иосиф сказал: «Я поведаю вам значение этих снов
перед тем, как вам подадут еду».
«Он сказал: «Не успеют принести еду, которой вас кормят, как
еще раньше я растолкую ваши сновидения. Это – часть того, чему научил меня мой
Господь. Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не
признают Последнюю жизнь. Я последовал за верой моих отцов Ибрахима (Авраама),
Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Нам не подобает поклоняться никому, кроме
Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей
неблагодарны» (Коран 12:37-38).
Обратите внимание, как повел себя Иосиф. Когда его
попросили растолковать сны, он прежде всего напоминает своим товарищам по
заключению, что Господь помогает им существовать точно так же, как дает ему умение
толковать сны
Иосиф очень четко делает различие между тем, что исходит от
Господа, а что исходит от него. Он ясно дает понять, в чем суть его религии. Он
не верит в религию, которую исповедуют вокруг него египтяне. Он верит в
истинную религию, которая включает веру в загробную жизнь. Иосиф уверяет, что
его род, идущий от Авраама, верит в единого Господа и что его религия и его род
не признают многобожие. Хотя люди в Египте знали о едином Господе, они, тем не
менее, поклонялись другим божественным существам, которыми они замещали Бога.
После того, как он рассказал этим мужчинам о мнимых
богах, которых на самом деле нет, и после того, как поведал им о Боге
Всемогущем, Иосиф начал толковать им сны. Он говорит: «Один из вас станет
близким другом царя, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его
головы».
«О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино
для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его
головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено» (Коран 12:41).
Иосиф подошел к узнику, которому суждено было стать
близким другом царя, и сказал: «Пожалуйста, замолви слово за меня своему царю».
Он надеялся, что царь рассмотрит его дело, увидит, что его несправедливо томят
в темнице, и освободит. Тем не менее, наветы сатаны приведут к тому, что этот
узник забудет замолвить слово за Иосифа, и в итоге он останется в тюрьме еще на
несколько лет. Ученые, изучающие Ислам, дают два толкования о природе этой
забывчивости. Ибн Касир считает, что узник изначально забыл напомнить царю о
Иосифе, однако другие ученые предполагают возможность того, что Иосиф забыл
воззвать Господа о помощи, и потому узник забывает об их договоренности. Как бы
там ни было, Иосиф остается в тюрьме и продолжает несокрушимо веровать в
Господа.
Иосиф в культуре
- «Легенда об Иосифе» — балет в постановке М. М. Фокина () на музыку Р. Штрауса (Josephslegende, op. 63, 1912), написанный по заказу С. П. Дягилева для его труппы Русский балет Дягилева. Многие балетмейстеры осуществляли собственные постановки на эту музыку Штрауса.
- «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» — мюзикл (1968).
Литература
- История Иосифа пересказана в романе Томаса Манна «Иосиф и его братья».
- Юсуф и Зулейха — исламская поэма.
- Кисса-и Йусуф — поэма булгарского поэта Кул-Гали.
- Jāzeps un viņa brāļi («Иосиф и его братья») — пьеса латышского поэта и драматурга Райниса.
Кинематограф
- 1995 — телевизионный фильм «Иосиф».
- 1995 — телевизионный фильм «Раб снов».
- 2000 — мультфильм «Царь сновидений».
- 2008 — телесериал «Пророк Юсуф» (Иран).
- 2014 — мини-сериал «Красный шатёр».
- 2014 — мини-сериал «Иосиф из Египта» (Бразилия).
Рождение Моисея
История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его служения Египту, обеспокоенный тем, что народ Израиля размножается и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и заставляет его переутомляться физическим трудом. Но народ все равно крепчал и увеличивался. И тогда фараон приказал бросить в реку всех новорожденных еврейских мальчиков.
В то время в той же семье племени Левиных женщина родила младенца, положила его в корзину с обработанным дегтем дном и пустила по реке. И сестра стала наблюдать, что будет с ним.
В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав плач младенца в тростнике, нашла младенца в корзине. Она сжалилась над ним и взяла его к себе. Сестра тут же подбежала к ней и предложила найти сиделку. С тех пор его кормилицей стала собственная мать. Вскоре мальчик окреп и стал дочерью фараона, как сын. Она дала ему имя Моисей — потому что вытащила его из воды.
Моисей вырос и увидел, как усердно трудятся его братья Израильтяне. Однажды он увидел египтянина, избивающего бедного еврея. Моисей, оглядевшись по сторонам, чтобы никто не увидел его, убил египтянина и закопал его тело в песок. Но вскоре фараон узнал обо всем, и тогда Моисей решил бежать из Египта.