Молитва «вечери твоея тайныя»

Содержание:

«Вечери Твоея тайныя…»

Тро­парь, глас 6

Аудио:

Ве́чери Тво­ея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя при­и­ми́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помя­ни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Пере­вод: Вече­ри Тво­ей таин­ствен­ной участ­ни­ком в сей день, Сын Божий, меня при­ми. Ибо не пове­даю я тай­ны вра­гам Тво­им, не дам Тебе поце­луя, тако­го, как Иуда. Но как раз­бой­ник испо­ве­даю Тебя: «Помя­ни меня, Гос­по­ди, в Цар­стве Твоём!»

Пес­но­пе­ние «Вече­ри Тво­ея тай­ныя…» поет­ся во Свя­той и Вели­кий Чет­верг вме­сто Херу­вим­ской песни.

«Днесь висит на древе…»

Анти­фон 15, глас 6

Аудио:

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Ада­ма: гвоздь­ми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Хри­сте́: пока­жи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Пере­вод: Ныне висит на дре­ве Тот, Кто пове­сил зем­лю на водах; тер­но­вым вен­цом покры­ва­ет­ся Анге­лов Царь; в пор­фи­ру шутов­скую оде­ва­ет­ся Оде­ва­ю­щий небо обла­ка­ми; поще­чи­ны при­ни­ма­ет Осво­бо­див­ший (от гре­ха) Ада­ма в Иор­дане; гвоз­дя­ми при­би­ва­ет­ся Жених Церк­ви; копьем прон­за­ет­ся Сын Девы. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, пока­жи нам и все­слав­ное Твое Воскресение.

«Днесь висит на дре­ве…» — пес­но­пе­ние утре­ни Вели­кой Пят­ни­цы, име­ю­щей осо­бое назва­ние: После­до­ва­ние Свя­тых и спа­си­тель­ных Стра­стей Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

КАНОН, глас 2-й

Песнь  1.

Ирмос: 
Гряди́те,  лю́дие,  пои́м  песнь 
Христу́  Бо́гу,  разде́льшему  мо́ре, 
и  наста́вльшему  лю́ди,  я́же 
изведе́  из  рабо́ты  еги́петския, 
я́ко  просла́вися. 

Припев: 
Се́рдце  чи́сто  сози́жди  во  мне, 
Бо́же,  и  дух  прав  обнови́  во 
утро́бе  мое́й. 

Хлеб  живота́  ве́чнующаго 
да  бу́дет  ми  Те́ло  Твое́ 
Свято́е,  благоутро́бне  Го́споди,  и 
честна́я  Кровь,  и  неду́г 
многообра́зных  исцеле́ние. 

Припев: 
Не  отве́ржи  мене́  от 
лица́  Твоего́,  и  Ду́ха 
Твоего́  Свята́го  не  отыми́  от 
мене́. 

Оскверне́н  де́лы 
безме́стными  окая́нный,  Твоего́ 
Пречи́стаго  Те́ла  и  Боже́ственныя 
Кро́ве  недосто́ин  есмь,  Христе́, 
причаще́ния,  его́же  мя  сподо́би. 

Припев: 
Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Земле́  блага́я, 
благослове́нная  Богоневе́сто,  клас 
прозя́бшая  неора́нный  и  спаси́тельный 
ми́ру,  сподо́би  мя,  сей  яду́ща, 
спасти́ся. 

Песнь  3

Ирмос: 
На  ка́мени  мя  ве́ры  утверди́в, 
разшири́л  еси́  уста́  моя́  на 
враги́  моя́.  Возвесели́  бо  ся 
дух  мой,  внегда́  пе́ти:  несть 
свят,  я́коже  Бог  наш,  и  несть 
пра́веден  па́че  Тебе́,  Го́споди. 

Се́рдце 
чи́сто  сози́жди  во  мне,  Бо́же, 
и  дух  прав  обнови́  во  утро́бе 
мое́й. 

Сле́зныя  ми  пода́ждь, 
Христе́,  ка́пли,  скве́рну  се́рдца 
моего́́  очища́ющия:  я́ко  да 
благо́ю  со́вестию  очище́н,  ве́рою 
прихожду́  и  стра́хом,  Влады́ко,  ко 
причаще́нию  Боже́ственных  даро́в 
Твои́х. 

Не 
отве́ржи  мене́  от  лица́ 
Твоего́,  и  Ду́ха  Твоего́ 
Свята́го  не  отыми́  от  мене́. 

Во  оставле́ние  да 
бу́дет  ми  прегреше́́ний  пречи́стое 
Те́ло  Твое́,  и  Боже́ственная 
Кровь,  Ду́ха  же  Свята́го  обще́ние, 
и  в  жизнь  ве́чную,  Человеколю́бче, 
и  страсте́й  и  скорбе́й 
отчужде́ние. 

Пресвята́я 
Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Хле́ба  живо́тнаго 
Трапе́за  Пресвята́я,  свы́ше 
ми́лости  ра́ди  сше́дшаго,  и 
ми́рови  но́вый  живо́т  даю́щаго, 
и  мене́  ны́не  сподо́би, 
недосто́йнаго,  со  стра́хом  вкуси́ти 
сего́,  и  жи́ву  бы́ти. 

Песнь  4

Ирмос: 
Прише́л  еси́  от  Де́вы,  не 
хода́тай,  ни  А́нгел,  но  Сам, 
Го́споди,  вопло́щся,  и  спасл  еси́ 
всего́  мя  человеќа.  Тем  зову́ 
Ти:  сла́ва  си́ле  Твоей,  Го́споди. 

Се́рдце 
чи́сто  сози́жди  во  мне,  Бо́же, 
и  дух  прав  обнови́  во  утро́бе 
мое́й. 

Восхоте́л  еси́,  нас 
ра́ди  вопло́щся,  Многоми́лостиве, 
закла́н  бы́ти  я́ко  овча́, 
грех  ра́ди  челове́ческих;  те́мже 
молю́  Тя:  и  моя́  очи́сти 
согреше́́ния. 

Не 
отве́ржи  мене́  от  лица́ 
Твоего́,  и  Ду́ха  Твоего́ 
Свята́го  не  отыми́  от  мене́. 

Исцели́  души́  моея́ 
я́звы,  Го́споди,  и  всего́ 
освяти́,  и  сподо́би,  Влады́ко, 
я́ко  да  причащу́ся  та́йныя 
Твоея́  Боже́ственныя  ве́чери, 
окая́нный. 

Пресвята́я 
Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Уми́лостиви  и  мне 
Су́щаго  от  утро́бы  Твоея́, 
Влады́чице,  и  соблюди́  мя 
нескве́рна  раба́  Твоего́  и 
непоро́чна,  я́ко  да  прие́м 
у́мнаго  би́сера,  освящу́ся. 

Песнь  5

Ирмос: 
Све́та  пода́телю  и  веко́в 
Тво́рче,  Го́споди,  во  све́те 
Твои́х  повеле́ний  наста́ви  нас: 
ра́зве  бо  Тебе́  ино́го  бо́га 
не  зна́ем. 

Се́рдце 
чи́сто  сози́жди  во  мне,  Бо́же, 
и  дух  прав  обнови́  во  утро́бе 
мое́й. 

Я́коже  предре́кл 
еси́,  Христе́,  да  бу́дет 
у́бо  худо́му  рабу́  Твоему́, 
и  во  мне  пребу́ди,  я́коже 
обеща́лся  еси́:  се  бо  Те́ло 
Твое́  ям  Боже́ственное  и  пию́ 
Кровь  Твою́. 

Не 
отве́ржи  мене́  от  лица́ 
Твоего́,  и  Ду́ха  Твоего́ 
Свята́го  не  отыми́  от  мене́. 

Сло́ве  Бо́жий  и 
Бо́же,  угль  Те́ла  Твоего́  да 
бу́дет  мне,  помраче́нному,  в 
просвеще́ние  и  очище́ние  оскверне́нной 
души́  мое́й  Кровь  Твоя́. 

Пресвята́я 
Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Мари́е,  Ма́ти 
Бо́жия,  благоуха́ния  честно́е 
селе́ние,  Твои́ми  моли́твами 
сосу́д  мя  избра́нный  соде́лай, 
я́ко  да  освяще́ний  причащу́ся 
Сы́на  Твоего́. 

Песнь  6

Ирмос: 
В  бе́здне  грехо́вней  валя́яся, 
неизсле́дную  милосе́рдия  Твоего́ 
призыва́ю  бе́здну:  от  тли,  Бо́же, 
мя  возведи́. 

Се́рдце 
чи́сто  сози́жди  во  мне,  Бо́же, 
и  дух  прав  обнови́  во  утро́бе 
мое́й. 

Ум,  ду́шу  и  се́рдце 
освяти́,  Спа́се,  и  те́ло 
мое́,  и  сподо́би  неосужде́нно, 
Влады́ко,  к  стра́шным  Та́йнам 
приступи́ти. 

Не 
отве́ржи  мене́  от  лица́ 
Твоего́,  и  Ду́ха  Твоего́ 
Свята́го  не  отыми́  от  мене́. 

Да  бых  устрани́лся  от 
страсте́й,  и  Твоея́  благода́ти 
име́л  бы  приложе́ние,  живота́  же 
утвержде́ние,  причаще́нием  Святы́х, 
Христе́,  Та́ин  Твои́х. 

Пресвята́я 
Богоро́дице,  спаси́  нас. 

Бо́жие,  Бо́же, 
Сло́во  Свято́е,  всего́  мя 
освяти́,  ны́не  приходя́щаго  к 
Боже́ственным  Твои́м  Та́йнам, 
Святы́я  Ма́тере  Твоея́  мольба́ми. 

Богослужение Великого Четверга

Тема Тайной Вечери в богослужении Великого Четверга соединяется с темой Страстей Христовых. Тем не менее, Великий Четверг считается днем праздничным, богослужение совершается в зеленых облачениях (а не темно-фиолетовых, как принято в период Великого поста), а по некоторым уставам даже ослабевается пост и на трапезе разрешается вино и елей.

Одна из главных тем богослужения Великого Четверга — падение Иуды.

Тропарь Великого Четверга

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Когда славные ученики просвещались при умовении на Вечере, тогда злочестивый Иуда, больной сребролюбием, омрачался и предавал Тебя, Праведного Судию, беззаконным судиям. Посмотри на стяжателя богатства, из-за этого удавившегося. Беги от несытой души дерзнувшего так приступить к Учителю. Благий о всех, Господи, слава Тебе.

Омовение ног. Джотто

Канон утрени Великого Четверга

На утрене Великого Четверга, совершаемой по традиции вечером в среду, читается проникновенный канон, называемый по первой строке ирмоса «Сеченое сечется». Ирмос 9-й песни «Странствия владычня…» повторяется на Литургии вместо «Достойно есть».

Песнь 1, ирмос:  Сеченое, сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина, таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гроб. Песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос, Бог наш.

Ударом рассекается Красное море, и иссушается вздымающаяся волнами глубина: то же самое одновременно сделалось для безоружных удобопроходимым, а для вооруженных могилой; и песнь богоугодная воспевалась: «Славно прославился Христос, Бог наш!»

Песнь 9, ирмос: Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.

Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем.

Вместо Херувимской в Великий Четверг

Вместо Херувимской песни на совершаемой в Великий Четверг Литургии свт. Василия Великого, соединенной с Вечерней, поется молитва перед Причащением «Вечери Твоея Тайныя»:

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем».

Ирмос Великого Четверга (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы»)

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши?

Вечери Твоея (Хор свято-Ионинского монастыря) в Великий Четверг

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

«Сын Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Тайная Вечеря. Леонардо да Винчи

История написания образа

Событие, произошедшее более 2000 лет назад, послужило вдохновением для многих деятелей искусства. Мировым шедевром стала фреска «Тайная Вечеря», созданная Леонардо да Винчи. Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания. Спаситель расположен в центре, а по бокам его окружают апостолы, которые разбиты на группы.

Появившаяся в XVI веке картина выделяется уникальной техникой написания

Христианская икона и фреска да Винчи отличны по смысловой нагрузке, заложенной в основе их сюжета. Художник хотел передать реакцию последователей Христа на новость о предательстве своего учителя. Однако ни одному художнику не удалось в точности воссоздать место, в котором проводилась вечеря.

Изучая исторические записи тех времен, искусствоведы пришли к выводу, что длинных столов и стульев еще не существовало. Пищу расставляли на лавках, а люди сидели на подушках. Это родило предположение, что обеденный стол – символ ритуала Евхаристии, которую Спаситель преподнес своим ученикам в последний вечер. Православная церковь использует длинный стол, как прообраз церковного престола, который расположен в алтарной части храма.

Рождество Богородицы: молитвы о помощи, счастье и благополучии

В день Рождества Пресвятой Богородицы особую силу обретают молитвы о личном счастье и семейном благополучии. Ни одна искренняя просьба не остается неуслышанной в этот чудесный православный праздник.

Молитва о помощи в Рождество Богородицы

Каждому человеку нужна помощь и заступничество Господа. Молитвы Богородице обладают удивительной силой, и через них Божия Матерь укажет вам выход из отчаянного положения. Вся история жизни Девы Марии так или иначе связанна с Господом. Она — земная мать Иисуса Христа, и в ее силах попросить для вас помощи, когда вам или вашим близким грозит беда.

Молитву Богородице принято читать в минуты отчаянья, когда надежда на торжество справедливости утрачена, а поддержки ждать неоткуда. Главное, чтобы слова шли от чистого сердца и подкреплялись крепкой верой. Даже если беда миновала или вовсе не угрожает вам, возьмите себе за правило читать молитвенную просьбу Божией Матери. Это убережет вас от резких поворотов судьбы и смягчит судьбоносные моменты в жизни. Молитва, помогающая обрести поддержку, покровительство и помощь, звучит так:

«О, Дева Пресвятая! Прошу, стань заступницей моей и не оставь меня без помощи и поддержки! Убереги меня от лжи и бед всяких, от горечи, страданий и злобы. Помоги мне встать на пусть истинный, укрепи веру мою. Помоги мне в борьбе с врагами моими, защити от нападок и от нечисти всякой. Прошу, дай мне сил справиться с болезнями всеми и невзгодами. Исцели душу мою и помоги вновь подняться с колен. Ибо лишь ты способна помочь мне, Пресвятая Богородица, заступница наша. Славься во веки веков. Аминь».

Молитва Богородице о счастье

Когда речь заходит о благодати Божией, перед глазами встает лик Девы Марии, которая обрела истинное счастье путем молитв и праведной жизни. Поэтому данная молитва представляет собой чистосердечное обращение к Пресвятой Деве. Каждый человек достоин счастья, и приблизить его можно, прочитав молитвенную просьбу с надеждой на скорое чудо:

«Пресвятая Богородица! Молю, открой мое сердце для любви и чувств нежных. Пусть в душе моей не будет места горю и злобе. Предай мне больше любви и радости, семье моей счастья и улыбок подари. Не дай познать мне горести и печали, ниспошли удачу, блаженство и благоденствие! Да славиться имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва о благополучии Пресвятой Богородице

Понятие «благополучие» обширно. Но в день Рождества Богородицы благоденствие — не что иное, как семейное счастье и процветание. Предание о рождении Девы Марии — история, полная любви и сострадания Божьего. Известно, что Богоматерь появилась на свет по молитвам своих праведных родителей, которые до преклонного возраста таили надежду на дитя, ежедневно молясь Господу.

Молитва о благополучии совершенно естественна для каждого, кто хочет обрести гармонию и взаимопонимание с супругом, родителями и детьми. В осознании верующего человека любовь — это взаимное уважение, поддержка, забота.

Молитвы Богородице представлены в переводе с церковнославянского языка, чтобы их было проще выучить наизусть. Чтобы ваши просьбы дошли до Божией Матери, следует читать их ежедневно, утром и вечером

Вступив на путь религиозного воспитания, важно сохранить верность выбранному пути. Молитвы о счастье и благополучии следует продолжать читать, даже если в вашей личной жизни уже имеются заметные изменения. Молитва Богородице о благополучии:

Молитва Богородице о благополучии:

«О, Спасительница наша, Царица Небесная! Услышь и не оставь нас без внимания! Возрадуемся вместе с тобой в этот светлый праздник. Не оставь нас в моменты тягости и грусти, стань заступницей нашей и не оставь без своего покровительства. Не дай нам погрязнуть во грехе, даруй нам радость, счастье, благополучие в семье и в жизни нашей. Пройди вместе с нами наш путь духовный, ибо в конце пути предстанем пред престолом Господа. Избавь нас от трудностей и горя, Пречистая Дева, дабы тянулись души наши к свету и небесам. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Помните, только искренние молитвы Богородица сможет услышать и прийти вам на помощь. Молитесь от чистого сердца, и тогда вы непременно обретете счастье, благополучие и поддержку. Также написанную от руки молитву можно всегда носить при себе, и она будет работать как оберег, защищая вас от зла и неприятностей. Мы желаем вам отличного настроения и крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

Сти­хи­ра на цело­ва­ние Пла­ща­ни­цы

Аудио:

Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, в нощи́ к Пила́ту прише́дшаго и Живо­та́ всех испроси́вшаго: даждь ми Сего стра́ннаго, Иже не име­ет где гла­вы́ подклони́ти; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же уче­ник лука́вый на смерть пре­да­де́; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на кре­сте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше и ма́терски восклица́ше: увы Мне, Ча́до Мое! Увы Мне, Све́те Мой и утро́ба Моя возлю́бленная! Симео́ном бо предрече́нное в церк­ви днесь собы́стся: Мое серд­це ору­жие про́йде, но в радость Вос­кре­се­ния Тво­е­го плач пре­ло­жи́. Покланя́емся страсте́м Тво­им, Хри­сте, покланя́емся страсте́м Тво­им, Хри­сте, покла­ня­ем­ся страсте́м Тво­им, Хри­сте, и Свя­то­му Воскресению.

Пере­вод: При­ди­те, про­сла­вим Иоси­фа, наве­ки памят­но­го, ночью к Пила­ту при­шед­ше­го и Жизнь всех испро­сив­ше­го: «Отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­рый не име­ет, где гла­ву при­к­ло­нить; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го уче­ник ковар­ный пре­дал на смерть; отдай мне Сего Стран­ни­ка, Кото­ро­го Матерь, видя вися­щим на Кре­сте, с рыда­ни­я­ми взы­ва­ла и по-мате­рин­ски вос­кли­ца­ла: «Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя воз­люб­лен­ная! Ибо пред­ска­зан­ное в хра­ме Симео­ном в сей день сбы­лось: Мое серд­це меч прон­зил, но в радость о вос­кре­се­нии Тво­ем плач пре­тво­ри!» Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте. Покло­ня­ем­ся стра­да­ни­ям Тво­им, Хри­сте, и свя­то­му воскресению!

При пении этой сти­хи­ры люди под­хо­дят при­ло­жить­ся к Пла­ща­ни­це в Вели­кую Пят­ни­цу. В пес­но­пе­нии вспо­ми­на­ет­ся тай­ный уче­ник Хри­ста Иосиф Ари­мо­фей­ский, кото­рый после смер­ти Спа­си­те­ля пошел к Пила­ту и попро­сил у него Тело Гос­по­да, кото­рое затем пре­дал погре­бе­нию вме­сте с пра­вед­ным Нико­ди­мом, тоже тай­ным Его уче­ни­ком. Они сня­ли с Кре­ста Тело Спа­си­те­ля, обер­ну­ли пла­ща­ни­цей и поло­жи­ли в новом гро­бе, в кото­ром никто ранее не был погре­бен (этот гроб свя­той Иосиф при­го­то­вил зара­нее для себя) в Геф­си­ман­ском саду, в при­сут­ствии Бого­ма­те­ри и свя­тых жен-мироносиц.

Херувимы и Серафимы не понимают, закрывают лица

И вот тут мы все будем безответны. Мы скажем: «Господи, нас там не было». А Он скажет: «Да? Как это вас не было? Я вас причащал. Учеников, апостолов и всё-всё Троицкое-Голенищево».

Скажете: «О, что это такое в голове у отца Сергия?» Да у меня просто не хватает ума на старости лет это хорошо объяснить богословским и четким твердым языком. А люди трепещут, страшатся и боятся. А руки священника горят и ужасаются. И Херувимы и Серафимы не понимают, лица закрывают: что там творят, как могут люди это делать?

Херувим над диаконскими дверьми (с Благоразумным Разбойником) в центральном иконостасе. Троицкое-Голенищево.

Известны такие явления: один священник, как пишет владыка Антоний Сурожский, говорит: «Господи, я не могу сегодня пред Престолом стоять, я грешный, я этого осудил, это сказал, это не то, и поисповедаться не успел. Как я могу стоять у Престола?»

И, как пишет владыка Антоний: и тогда как бы Некто властный его отодвинул и стал впереди него, и свершил эту Евхаристию. Господь всегда совершает Евхаристию Сам.

Так было показано тому священнику: «Дорогой мой, соображай, кайся, проси у Бога прощения, чтоб ты мог присутствовать и исполнять свои обязанности, и словом Господа звучащим колебать воздух в этом храме — как Господь, так и священник». Это очень страшно. И вот эта страшная Тайная Вечеря, она настолько сильна, она так воздействует, что люди, которые понимают, они и сами ужасаются.

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Как выглядит икона: описание, символизм, художественное исполнение

Центром иконографической композиции образа «Тайная вечеря» является Сам Спаситель. Христос и Его ученики изображены на иконе за большим столом, накрытым белоснежной скатертью. В центре стола расположена большая чаша с вином и хлеб, который Спаситель позже разделит между своими учениками.

Место этой исторической трапезы остается неизвестным по сей день, но многие историки христианства считают, что в те времена еще не принято было восседать за такими большими столами, а простые люди в обиходе обычно не использовали лавки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большой стол, накрытый белой скатертью, также несет в себе особый символизм, являясь прообразом престола, расположенного в алтаре.

Один из учеников Христа, изображенный на этом образе, тянется к центру стола: это и есть Иуда, предавший своего Учителя и людей, считавших его своим соратником. Такое изображение несет в себе особый символизм: в то время как другие ученики внемлют словам Спасителя, внимательно слушают Его и не отвлекаются на посторонние мысли, фигура Иуды выражает смятение и рассредоточенность. Он не может внимательно слушать Христа, так как уже знает, какой поступок он совершил.

Разнообразие форм

В древней церкви существовали особые традиции в Великий Четверг.

В этот день освящали миро, готовясь ко крещению, которое тогда проводилось по субботам и воскресеньям.

Проводился чин омовения ног — этот урок смирения преподал Сам Христос.

В византийских церквях также омывали престол, вспоминая, как апостолы готовили трапезу.

Существовали особые чины покаяния, которые помогали верующим приготовиться к Пасхе.

Некоторые церкви разрешали послабление поста в этот день.

В России существуют свои народные обряды, которые соблюдаются до сих пор.

Четверг перед Пасхой называется «чистым» — в этот день надо было не только помыться, но и подготовиться к светлому празднику. Хозяйки пекут куличи, другую праздничную снедь, делают уборку в доме. В деревнях в этот день старались омыться водой из источника — считалось, что она смывает грехи.

ИКОНОГРАФИЯ И ДЕТАЛИ ИКОНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Иконы Тайной Вечери начали создавать много веков назад. Известно, что в начале II тысячелетия нашей эры такой образ начал становиться более детальным. В XVII веке икона заняла не только свое обычное место над Царскими вратами в русских храмах, но и место на стене трапезной русских царей.

Евангелисты не описали бытовые детали Тайной Вечери, но историки восстанавливают их по документам того времени: ни стульев, ни столов тогда не было, Господь с учениками, по обычаю, полулежали на лавках или на полу, опираясь на подушки. Тем не менее, на иконе Тайной Вечери всегда присутствует и стол, и сидения для участников Трапезы. Они имеют символическое значение: стол становится прообразом престола в алтаре храма. Единичное событие показывается в перспективе истории, напоминает о ежедневной Литургии почти в каждом православном храме.

Из еды обычно на иконе изображается только стоящая на столе Чаша для Причастия и Хлеб. Это также символы: вероятнее всего, ужин был обычным, но главным в этот день было Небесное Угощение. Однако на многих иконах и картинах, написанных в течение веков, можно увидеть и детальное изображение блюд обычного ужина. Отличается на разных иконах и интерьер, и форма стола, и позы апостолов, неизменным остается присутствие Евхаристической Чаши и, конечно, выделяющаяся центральная фигура Господа Иисуса Христа.

Отражено в «Тайной Вечери» обычно и предательство Иуды. Он уже принял решение о предательстве, взял пресловутые тридцать сребренников и думает не о словах Христа и Евхаристии – кстати, перед ней он и уходит за фарисеями, а о предательстве. Господь ждет нашего раскаяния до последнего часа земной жизни, так и Иуде дал Он время покаяться, призывая его к Царствию Небесном вместе с остальными учениками. На иконе «Тайной Вечери» силуэт Иуды также выделен своей дерзостью – он тянется от края стола к его центру – или, напротив, темнотой, он бывает показан уходящим.

Итак, икона «Тайная вечеря» показывает нам начало Нового Завета в отношениях Бога и человека, новой эры истории. Вот почему этот образ расположен в каждой православной церкви над Царскими вратами алтаря. Хлеб и вино же приносятся в жертву по сей день, и никогда христиане не приносят в жертву Богу мясо, потому что кровь животных для Бога не проливается – все искуплено Господом Иисусом Христом.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим как причаститься в церкви. После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу — неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека — выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку — нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

От Агнца Великого Четверга

В Великий Четверг совершается не только само Причащение многих людей, но и, как это называется, заготавливается Агнец, то есть часть Тела Христова, – заготавливается, дробится на мелкие частицы, пропитывается Святой Кровью, высушивается и хранится весь год.

И когда священника вызывают к больному, он берет частицу от Великого Четверга из Дарохранительницы на Престоле, кладет ее в специальную Дароносицу, то есть в металлическую коробочку и в сумочку с крестиком, в которую можно положить частицу, довезти до больницы.

Любая Евхаристия имеет такую же ценность, как и Литургия Великого Четверга. Тайная Вечеря – это событие, к которому хочется как можно больше приблизиться, и поэтому в сам Великий Четверг мы поем особенные песнопения, читаем паремии и Евангелие.

И от Великого Четверга каждый год запасаемся Святыми Дарами, чтобы целый год от Агнца Великого Четверга можно было причащать болящих в больницах и в их домах. Такова традиция нашей Церкви.

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого поста. Беседы протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе-марте 2011 года. 

Подготовка текста: прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector