Канонизация царской семьи

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

Детство, образование и воспитание

Будущий императора Николай Второй родился 18 мая 1868 года по новому стилю в Царском Селе. Происходил из династии Романовых.

Отцом правителя был Александр III, известный своими консервативными или скорее реакционными взглядами на внутреннюю политику. Николай был старшим сыном в семье. Мать молодого цесаревича звали Мария Федоровна.

Николай II с отцом Александром III и матерью Марией Федоровной

Будущий император получил фундаментальное образование. В ранние годы у него было несколько воспитателей. Первым называют англичанина Карла Хиса. Официальным же наставником молодого человека стал генерал Григорий Данилович.

В середине 80-х годов Николай 2 начал формальное обучение. Образование он получал в домашних условиях. Науки будущий император осваивал в течение целых 13 лет.

8 первых лет юноша учил общеобразовательные предметы в рамках гимназического курса. Он постигал политические науки, историю, литературу, а также несколько иностранных языков. В зрелом возрасте Николай свободно говорил на английском.

В последние годы получения образования император штудировал экономические и правовые дисциплины, военное дело.

Будущий император Николай II в детстве

Лекторами цесаревича были известные ученые и преподаватели с мировым именем. В их число входят Николай Бунге, Михаил Драгомиров, Цезарь Кюи, Константин Победоносцев и прочие. Спрашивать, как усвоен предмет было запрещено, что делало образовательный процесс довольно своеобразным.

В программу входило освоение богословия, истории церкви и религии. Преподавателем на этом поприще был Иоанн Янышев. В 1884-м году молодой человек считался совершеннолетним.

После окончания обучения Николай поступил на службу в Преображенский полк. Буквально через несколько лет, в 1892-м он получил звание полковника.

В то же время молодого человека по настоянию его отца стали привлекать к политическим делам. Будущий император участвовал в заседаниях Кабинета Министров и Государственного Совета.

Николай II в молодости

Как считали воспитатели и наставники цесаревича, он должен был получить знания в самых разных областях. По предложению Витте молодого наследника привлекли к работе комитета, который организовывал строительство Транссибирской железной дороги.

В эти же годы молодой цесаревич много путешествовал как по разным частям Российской Империи, так и за ее пределы. Будущий правитель успел побывать в Греции, Египте, странах Азии (Япония, Китай).

К своим 23-м годам наследник получил обширные знания в разных областях. При этом по сведениям некоторых историков становиться правителем он вовсе не хотел. Но был вынужден согласиться на эту роль под давлением отца.

Правда это или нет, точных сведений нет. Речь идет об одной из версий, которая не подтверждена достоверными доказательствами.

Доводы против канонизации

  • Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.
  • Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка, Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел.
  • Крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина.
  • Отречение миропомазанного царя от престола следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.
  • «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».
  • Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
  • Профессор МДА А. И. Осипов: «Ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Пётр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни святой архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя — никто из них ни разу не высказал мысли о нём, как святом страстотерпце (а в то время об этом ещё можно было заявить во весь голос)».
  • Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

За и против

Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать

материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской

семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в

жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.

Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

Канонизация Царской Семьи стала причиной жаркой дискуссии в обществе

В 2000 году к лику страстотерпцев была причислена семья последнего Российского Императора. Канонизация Николая Второго вызвала много споров и обсуждений в обществе даже достаточно далёком от церковных дел.

2000

в этом году к лику страстотерпцев была причислена семья последнего Российского Императора

Слишком много событий произошло во время правления последнего императора. Самыми часто упоминаемыми камнями преткновения для многих стали событие 9 января 1905 года, больше известное как «Кровавое воскресенье» и политика императора в общем.

До сих пор, спустя много лет, можно слышать вопрос: почему канонизировали царскую семью? Почему Николай II причислен к лику святых?

Реакция общества на канонизацию

Позитивная

  • Канонизацией царской семьи устранено одно из противоречий между Русской и Русской зарубежной церквями (которая канонизировала их на 20 лет раньше), отметил в 2000 году председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ту же точку зрения высказал князь Николай Романович Романов (председатель Объединения Дома Романовых), который, впрочем, отказался от участия в акте канонизации в Москве, сославшись, что присутствовал на церемонии канонизации, которая была проведена в 1981 году в Нью-Йорке РПЦЗ.
  • Андрей Кураев: «канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти… XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников (…) Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество „царь-народ“».

Дети Николая II

Ольга Николаевна


Великая княжна Ольга Николаевна, 1910 год (1895—1918)

Старшая из детей императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Единственная из четырёх сестёр могла открыто возражать отцу с матерью и очень неохотно покорялась родительской воле, если этого требовали обстоятельства. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Император зачитывал дочери телеграммы, приходящие с фронта, и совещался с ней.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Татьяна Николаевна


Великая княжна Татьяна Николаевна, 1915 год (1897 — 1918)

Вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Из Великих княжон была самой близкой к матери. Во время Первой мировой войны княжна вместе со старшей сестрой Ольгой и матерью регулярно работала в госпиталях и лазаретах, занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Мария Николаевна


Великая княжна Мария Николаевна, 1914 год (1899 — 1918)

Третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Была гораздо более спокойным ребенком, чем её старшие сестры. Характером, по воспоминаниям очевидцев, более походила на мать. Вместе с сестрами Мария горько плакала в день объявления первой мировой войны. Ей невозможно было понять — почему Германия, где правил любимый «дядя Вилли» (император Германии Вильгельм II), вдруг стала врагом.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Анастасия Николаевна


Великая княжна Анастасия Николаевна (1901 — 1918)

Четвёртая и самая младшая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны. Была достаточно активным, и даже шумным ребёнком, за что получила прозвище «шибздик». Прилежанием в учёбе не отличалась, не любила грамматику, писала с множеством ошибок, а арифметику с детской непосредственностью называла «свинством». Вместе с сестрой Марией стала патронессой госпиталя после начала первой мировой войны. Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

После её смерти около 30 женщин объявляли себя «чудом спасшейся великой княжной», но все рано или поздно были разоблачены как самозванки.

Читать подробнее

Алексей Николаевич


Царевич Алексей Николаевич (1904 — 1918)

Самый младший из детей императора Николая II и его единственный сын. Долгожданному наследнику по линии матери передалась очень тяжелая болезнь гемофилия, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории. Именно на почве борьбы с болезнью Алексея с царской семьёй сблизился Григорий Распутин, отношения с которым служили причиной многочисленных слухов и неодобрения, как среди дворян, так и у простого народа. Ночью 16-17 июля 1918 года расстрелян вместе со своей семьёй в Екатеринбурге. Слухи о возможном спасении царевича от расстрела стали ходить почти сразу. На данный момент число «якобы спасшихся» наследников Николая II более 80.

Вместе с императорской семьёй причислены к лику святых те, кто не оставил их в трудную минуту

Причисление к лику святых царской семьи было ожидаемым событием. С 2000 года во всех храмах стали совершаться службы Святым Царственным Страстотерпцам. Вместе с ними к лику новомучеников были причислены и слуги царской семьи, которые отказались их оставить, а также доктор Боткин, лечивший Алексея.

Икона Евгения Сергеевича Боткина, врача, лечившего царевича Алексея

Семья Романовых и те, кто остались с ними до конца

У урочища Ганина Яма, места, где большевики хотели уничтожить останки царственных мучеников, образован мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

Икона Николая Второго

Канонизация царской семьи стала одним из тех событий, которые привели к объединению Русской Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канонизирован ли Николай II, потому что церковь поддерживает основные идеи и политические взгляды последнего монарха?

Фото: Flickr.com

Церковь никогда не давала активных комментариев по поводу политической деятельности царя. С точки зрения правления государством, отречение от престола было ошибочным актом. Вину императора оправдывают благие мотивы и желание таким образом избежать гражданской междоусобицы.

Если бы царь Николай II подавил бы грядущую революцию силовым путем, то он вряд ли бы стал святым. Перед тем, как подать документы для канонизации последнего царя, комиссия тщательно изучила все годы правления, включая спорные моменты. Император причислен к лику святых за мученическую кончину. В истории Православной Церкви России это единственный случай канонизации в царской семье, почти за 300 лет правления Романовых.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась

Надписание икон также сильно разнится: на большинстве икон имеется надпись «страстотерпцы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало таких, где царская семья именуется «мучениками», как это принято в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь-искупитель». Но такое надписание явно свидетельствует о другом богословии, находящемся за границами ортодоксии, ибо если Николай II – Искупитель, то кто же тогда Христос? В какого Бога верит написавший данный образ и почитающий его?

Иногда пишут царя или царицу с иконой в руках. Этот прием хорошо известен в иконографии. Однако, понятно, если Государь на иконе держит в руках образ прп. Серафима Саровского, их связь очевидна, ведь канонизация прп. Серафима была утверждена при содействии Николая Александровича.

Однако странно видеть образ преп. Серафима с иконой Государя или всей царской семьи, здесь явно не только хронология нарушена, но нарушена духовная иерархия. С образом Николая в руках нередко изображают свт. Иоанна Шанхайского, и это вполне объяснимо, так как святитель Иоанн Максимович очень почитал Государя и способствовал распространению этого почитания в русской диаспоре. С иконой Государя в руках изображают также новомученика Василия Иванова, который пострадал при советской власти именно за почитание Николая II.

Описанное нами множество образов (а многое осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к царской семье и вообще к новомученикам, с другой – говорит о том, что в Церкви пока не выработан канон изображения царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком вникая, что в них приемлемо, а что нет. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ царской семьи еще глубоко не осмыслен богословски и литургически.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Прежде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать историческое значение канонизации и ее духовный смысл.

Дискуссия по поводу расстрела царской семьи, которая началась задолго до официальной канонизации, многолетняя работа Комиссии по канонизации, долго вызревавшее решение Собора, до сих пор продолжающаяся полемика вокруг царских останков – все это показывает, как непросто образ царственных страстотерпцев входит в церковное сознание.

А следовательно, и создание достойного образа – дело непростое и несиюминутное, тут нужна историческая дистанция и большая духовная работа. Образ должен вызреть, родиться изнутри церковного соборного разума, сложиться, стать отражением единой веры, а не созданием одного, пусть и гениального мастера, и даже не группы людей, это должен быть духовный плод всей полноты Церкви.

Губарева О. В. Вопросы иконографiи святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссiйскому прославленiю Императора Николая II и Его Семьи. СПб., Издательскiй проектъ «Русскiй символъ», 1999.

Текст впервые был опубликован в Журнале Московской Патриархии, №5, 2018

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

Святая новомученица

После революции княжна отказалась покинуть Россию, продолжив свои труды в Марфо-Мариинской обители. Казалось бы, потрясения должны обойти сестёр и их любимую в народе настоятельницу стороной. Однако уже 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована и отправлена с сестрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой сначала в Пермь, а потом в Екатеринбург, куда недавно доставили и семью Николая II. Встретиться с сестрой Елизавете Фёдоровне не разрешили, но ей удалось передать царской семье кое-какие гостинцы: яйца, шоколад и кофе.

Через несколько дней, 20 мая, было приказано перевезти великую княгиню с сопровождающими в Алапаевск (ныне Свердловская область), после чего поместить в здании бывшей церковно-приходской школы вместе с другими арестантами. То были члены семьи Романовых великие князья Сергей Михайлович, Иоанном, Константин и Игорь Константинович, а также князь Владимир Павлович Палей.

Членов семьи Романовых, а также сестру Обители Варвару и управляющего делами великого князя Сергея Михайловича Фёдора Ремеза в ночь на 18 июля большевики вывезли на повозках из Алапаевска. В 18 километрах от города все арестанты были сброшены в шахту Новая Селимская.

В октябре 1918 года отряды белых отбросили Красную Армию от Алапаевска, тогда же и были обнаружены следы страшной казни. Рассказывают, что когда белогвардейцы подняли из шахты тела, то обнаружили, что рана князя Иоанна Константиновича от удара при падении в шахту была перевязана головным платком Елизаветы Фёдоровны. То была последняя перевязка в жизни святой новомученицы.

Реакция общества на канонизацию

Позитивная

  • Канонизацией царской семьи устранено одно из противоречий между Русской и Русской зарубежной церквями (которая канонизировала их на 20 лет раньше), отметил в 2000 году председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ту же точку зрения высказал князь Николай Романович Романов (председатель Объединения Дома Романовых), который, впрочем, отказался от участия в акте канонизации в Москве, сославшись, что присутствовал на церемонии канонизации, которая была проведена в 1981 году в Нью-Йорке РПЦЗ.
  • Андрей Кураев: «канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти… XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников (…) Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество „царь-народ“».

Роковая кисть Репина

Сразу после коронации Николая II живописец Илья Репин создал знаменитый парадный портрет императора. Перед этим он написал и картину «Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны».

Сегодня известно, что все натурщики Репина после написания полотна скоропостижно умирали. Так, «жертвами» художника стали композитор Мусоргский, известный литератор Писемский, знаменитый врач Пирогов. Замечательный поэт Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. После того, как Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, его застрелили в Киеве. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает.

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

За и против

Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать

материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской

семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в

жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.

Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector