Как проходит канонизация святых?

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Чудо, что кто-то остался в живых…

У отца Владимира есть помощники: сотрудник библиотеки Духовной академии Александр Бовкало, церковный историк Александр Галкин. Материалы собирают не только сотрудники комиссии: «Каждый настоятель должен выявить репрессированных священнослужителей, об этом я все время говорю на епархиальных собраниях. Мы издали синодик, где привели предварительные сведения. Сейчас готовим третье издание, более полное. Дело настоятеля — взять синодик и найти священников, которые служили у них на приходах. Обязательно нужны копии следственных дел, заказанные в архивах, особенно протоколы допросов. А вдруг процесс как-то отражался в печати? А может, есть чьи-то воспоминания?.. Настоятель все это собирает и представляет нам на комиссию. В первом чтении неизбежно возникают вопросы, и мы даем задание доработать тот или иной момент».

Часто люди недоумевают: репрессии были необоснованными, дела — сфабрикованными, как можно верить этим документам? Фальсификация есть именно в формировании дела: большинство «контрреволюционных организаций» придумали для удобства — дело иосифлян, дело академиков, дела литературных кружков. Но материалы о том, как себя вели люди на следствии, правдивы. «Чекисты вели дела тщательно, все записывали. Великое благо, что дела не уничтожены! Кстати, дают нам далеко не все: например, приносят дело, а там не все страницы открыты. То, что писали доносчики, агенты, не рассекречивается: одно время предоставляли сведения об агентах, а их потомки начинали мстить. Пускай лучше время пройдет, мы подождем».

Комиссии удалось сделать вывод: в 1930-е перед органами ставили задачу уничтожить всех священников. «Мои помощники обнаружили уникальный документ — рукопись Патриарха Алексия I (Симанского) в бытность его митрополитом Ленинградским. Он в 1936–1937 годах составил список всех священнослужителей своей епархии (а это не только Ленинград и область, но и Новгородская область, и часть Вологодской) и отмечал крестиком, кто выбыл. Из этого списка ясно, что были расстреляны даже те, кто служил в глухой деревне, никакого особого влияния на народ не имея. Посылали из города милиционера (а нужно было транспорт для этого предоставить), забирали священника, везли сюда и расстреливали. Некоторые районы просто подчистую, ни одного храма не оставалось! Теперь можно с полным правом говорить о геноциде православного духовенства». Каким же образом хоть кто-то из священников остался в живых? «В большом городе была возможность уцелеть,— объясняет отец Владимир.— Должен же кто-то был служить, чтобы для заграницы показать, что храмы и священники у нас все-таки есть. А в деревнях и небольших городах остаться в живых священнику было невозможно».

Как делают мощи святых

После смерти людей, согласно христианским традициям, хоронят, то есть закапывают в землю. Спустя какое-то время мощи святых достают из могилы, внимательно осматривают и переносят в храм. Согласно церковным правилам, богослужение можно проводить только в той церкви, в которой имеются останки святых.

Помазанные миром мощи кладут в ковчежец, который устанавливают под престол. Это делается для того, чтобы Литургия проводилась в присутствии великомучеников, отдавших свою жизнь за веру в Господа. Живые и ушедшие на небеса вместе молятся Богу. Это является подтверждением того, что смерть — это не конец, а только начало. Живые впитывают в себя веру, которую излучает святыня. К тому же святые мощи являются примером для людей, побуждают верующих вести праведный образ жизни, прославлять Всевышнего, быть готовым пожертвовать всем ради святого дела.

Вопросы источниковедения

Александр Мраморнов (секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия) считает, что вопрос о подписях — источниковедческий, и закрытие архивов тут не при чем:

-Странно слышать, что мы что-то должны отложить до будущих десятилетий. Сейчас достаточно хорошие отношения Церкви и государства. Мы уже сегодня можем приступить к экспертизам. Мы можем оцифровать документы, сравнить подписи одних и тех же людей до революции, в 20-е, в 30-е годы, что подделывалось. Что нам мешает вести эту работу? Если мы эту экспертизу не проводим, мы просто расписываемся в собственной беспомощности.

Отец Олег Митров на это ответил, что наша беспомощность уже проявилась в том, что за пятнадцать лет открытых архивов мы их не исследовали. Можно ли тут говорить, что мы должны что-то сделать, мы в силах провести экспертизы? Протоиерей Павел Великанов предложил Комиссии по канонизации обратиться к экспертному сообществу, на что отец Олег ответил, что эксперты привлекаются уже сейчас, например, при открытии мощей. Но эксперты привлекаются свои, поэтому так и осталось непроясненным, возможна ли какая-то апелляция, рецепция позиции комиссии. Было внесено предложение просить Росархив методических рекомендаций по источниковедению для епархиальных комиссий.

Пророк Елисей

Пророк Елисей

Жил почти за 1000 лет до н. э., а пророчествовал в общей сложности 65 лет, прожил очень длинную жизнь и умер в возрасте около 100 лет. Понятно, что его житие больше напоминает какие-то сказочные предания, там люди воскресают, елей превращается в воду и так далее. Также в житие Елисея записан очень странный его поступок.

Когда волосы уже сильно поредели на голове Елисея, он шёл по улице, и орава детишек начала его дразнить плешивым. Старец разгневался и проклял этих детей. Бог после этого проклятия наслал на них двух разъярённых медведиц, которые задрали до смерти 42 ребёнка. О да, христианство — это же о всепрощении.

Новомученики — нравственный ресурс?

«Препятствия к канонизации: объективная необходимость или субъективный взгляд?» Это был первый и главный вопрос из обсуждавшихся на круглом столе. Препятствия к канонизации известны, участникам дискуссии их напомнил протоиерей Олег Митров, член синодальной комиссии по канонизации святых:

Протоиерей Олег Митров

— лжесвидетельство против себя или других;
— раскол;
— отречение от Церкви (сана или Христа);
— нравственные препятствия (вор, драчун…);
— привлекался в качестве свидетеля в делах против других лиц;
— сотрудничество со следствием и с НКВД.

С этими препятствиями пытался спорить протоиерей Сергий Правдолюбов:

-Меня удивляет отрицание комиссией возможности покаяния перед смертью. Апостол Петр отрекся от Христа — у него есть об этом бумага? Апостол Павел христиан гнал.
Кроме того, отец Сергий задался вопросом: почему никто из новомучеников не прославлен как великомученик? Ведь страдания пострадавших за веру в XX веке нисколько не меньше страданий ранних святых.

Отец Олег Митров ответил на претензию о покаянии двумя аргументами: во-первых, покаяние апостолов Петра и Павла были публичными, а во-вторых, если находятся свидетельства о покаянии кандидата на канонизацию, комиссия поднимает вопрос о его прославлении.

Директор Института славянских исследований имени Н.Я. Данилевского Александр Васильевич Буренков считает, что нравственный облик кандидата на прославление — вопрос педагогически значимый.

— Для меня как мирянина очень важно, что новомученики должны являться примерами для подражания в их поведении. Если было покаяние перед смертью, Богом человек будет прощен

Но для нас, в России, переживающей тяжелейший исторический момент, новомученики являются энергетическим, мистическим, богословским ресурсом для спасения Родины. Нам нужны святые, образцу поведения которых мы можем подражать. Поэтому меня как раз устраивает, что комиссия избрала принцип презумпции виновности — любое сомнение толковать в пользу того, чтобы отказать человеку в канонизации. Это очень хорошо.

Что еще нужно знать про церковный этикет

Верующие обязаны посещать храм хотя бы раз в неделю, во многих церквях богослужения проводят только по воскресеньям. Согласно церковному этикету, нельзя заходить в церковь женщине с месячными. Лучше в такие дни остаться дома и помолиться около иконы. Мужчинам сразу после семяизвержения нужно совершить омовение, а только потом можно посетить храм.

В церковь женщины должны прийти с платком на голове и в длинном, закрывающем плечи, грудь, руки, колени, платье. Мужчины могут надеть костюм. Во время богослужения по церкви нельзя ходить. В храме запрещается громко разговаривать, смеяться, говорить по телефону. Подходить к иконам можно только после службы.

Если Литургия еще не началась, то, зайдя в церковь, верующий обязан поклониться главной иконе, которая находится в центре храма, а еще кресту. Перед тем, как поцеловать святейший образ, нужно дважды поклониться и перекреститься. Нельзя дотрагиваться до лика святого.

Целовать можно изображение рук, ног, одежды. Дотронуться до святого образа можно только один раз. После прикладывания к иконе нужно еще раз поклониться и перекреститься. Потом можно прочитать молитву, покаяться в прегрешениях и мысленно попросить Бога о помощи. Можно поставить купленные при входе в храм свечки за здравие или за упокой.

Где можно найти нетленные мощи православных

Особой чудотворной силой обладают мощи Иисуса Христа. Правда, он телесно вознесся на Небеса, поэтому его останков на земле нет, только частицы плащаницы. Зато во многих храмах хранят нетленные мощи праведников. Почитаемые святые останки, которые являются общепризнанными объектами поклонения, привозятся в другие церкви по большим праздникам или на несколько дней для поклонения.

Чаще всего в Россию привозят останки святых с Афона. Правда, в каждой епархии есть и свои святыни, которым можно поклониться в любое время и никуда не ездить.

Список мощей, которые обладают чудотворной силой:

  1. Пантелеймона Целителя. Голова великомученика, прославившегося при жизни и после смерти чудесами исцеления немощных, хранится в Греческом мужском монастыре на Афоне. Другие части тела находятся в разных храмах мира. В итальянском городе Равелло в кафедральном соборе есть капсула с запекшейся кровью святого. Святые останки есть и в России. Хранятся они в Москве в Сокольниках в церкви Воскресения Христова. Еще его останки есть в Санкт-Петербурге в Соборе Рождества Христова, в подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря.
  2. Георгия Победоносца. Правая рука до локтя, принадлежащая Георгию Победоносцу, расправившемуся со злым божеством-змеем, хранится в серебряной раке в монастыре Ксенофонта на святой горе Афон.
  3. Димитрия Солунского. Сын римского проконсула Димитрий втайне проповедовал и обращал язычников в христианство, за что был убит копьем. Его святые останки хранятся в Салониках в Греции.
  4. Силуана Афонского. Мощи афонского монаха, родившегося в Тамбовской губернии, хранятся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
  5. Владимира Крестителя. При этом великом князе Русь крестили по греческому закону. Часть его останков покоится в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры. Мощи Владимира хранятся и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
  6. Александра Невского. Святыня, оставшаяся от великого князя и полководца, покоится в Александро-Невской Лавре.
  7. Петра и Февронии. Святейшие останки покровителей семьи и согласия в браке хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
  8. Святого Луки Крымского. Святые останки Луки, при жизни служившего врачом и хирургом, покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.
  9. Святого Спиридона Тримифунтинского. Святые мощи Божьего угодника, совершавшего при жизни чудеса, покоятся в соборе Спиридона Тримифунтинского в Греции на острове Корфу.
  10. Матроны Московской. Еще при жизни святая умела исцелять и предсказывать будущее. Ее чудотворные мощи находятся в Покровском столичном монастыре.

Каждый год тысячи паломников приезжают к святым останкам, молятся возле них и просят о помощи. Верующие искренне верят в чудодейственную силу святыни. Христиане просят об исцелении от тяжелых болезней, о помощи в семейных и житейских делах.

Ефрем Новоторжский

Основатель Борисоглебского мужского монастыря Ефрем был бы не особенно примечательным, мало ли было основателей монастырей и храмов. Однако у него была одна интересная привычка. Он всю свою жизнь носил с собой разлагающуюся отрубленную голову своего брата.

Ефрем Новоторжский

Ефрем родился в Венгрии в конце X века. У него был младший брат Георгий, с которым они в начале XI века переселились на Русь. Там парни стали служить князю Борису. В 1015 году на Бориса напали, и Георгий, защищая князя, был обезглавлен. Грустный Ефрем пошёл после по полю брани и нашёл эту самую голову. Он её подобрал, принёс домой, помыл, причесал. И стал относиться к ней, как к живой. Иногда он знакомил с ней своих живых друзей.

Гниющая человеческая голова — это чрезвычайно вонючая вещь, она будет источать убийственный запах на протяжении десятилетий, если её не забальзамировать. А тогда, конечно, ещё не бальзамировали. Так и носил Ефрем эти смердящие останки с собой до конца жизни на протяжении 38 лет.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ. Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию. Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.

    Икона великомученика Димитрия Солунского

  • Исповедник — это святые, которые не предали веру и открыто ее проповедовали во времена особенных гонений на христиан. От мучеников и великомучеников отличаются тем, что после истязаний оставались живы. Например, святой Максим Исповедник.
  • Мученики — это святые, которые были казнены за исповедание христианской веры. Пожалуй, это самая большая часть православных святых. К ним относятся, к примеру, мученик Вонифатий, мученик Евгений Севастийский.
  • Праведные — обычные верующие христиане, а также женатые священники, которые прославились своей праведной жизнью. Например, святой праведный Иоанн Кронштадский.
  • Преподобномученики — монахи, которые потеряли жизнь за свою веру. Такими были преподобномученики Феодор и Василий Печерские.
  • Преподобные — это монашествующие, которые прославились своей благочестивой и праведной жизнью. Например, преподобный Серафим Саровский.
  • Равноапостольные — это святые, которые в своей земной жизни много проповедовали Слово Божье и распространяли христианство в тех краях, где оно прежде было неведомо. Например, святая равноапостольная княгиня Ольга, святая равноапостольная Нина — просветительница Грузии.

    Святая равноапостольная княгиня Ольга

  • Святители — это представители верховной церковной власти (архиереи), которые прославились своей праведной христианской жизнью. К таким относят святителя Тихона Задонского, святителя Луку Крымского.
  • Священномученики — это священники, которые приняли мученическую кончину за свое служение. Например, священномученик Серафим Чичагов.
  • Чудотворцы — подвижники, которые прославились своими сотворенными чудесами в ответ на молитвословия. Например, Николай Чудотворец.
  • Юродивые или блаженные — святые, которые в обычной жизни принимали вид сумасшедших, выглядели как умалишенные. При этом они часто прорицали будущее, точно обличали пороки других людей. Такой была блаженная Ксения Петербуржская, блаженный Василий.

Икона Ксении Петербуржской

Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

Дополнительная литература

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви (в 2-х томах). — М.: тип. Лисснера и Романа, 1880—1911.

Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский. 1-я половина тома. — 1880. —XXIV, 793 с. Т. 1: Период первый. 2-я половина тома. — 1881. — , 792, XV с. Т. 2: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария включительно. 1-я половина тома. — 1900. — VII, 919с. Т. 2: Период второй. 2-я половина тома. — 1911 (обл. 1917). — 616 с.

  • Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.) / под ред. В. Л. Янина. — М.: МГУ, 1986. — 208 с.
  • Дружинин В. И. Русская агиография. — Тула: Тульская духовная семинария, 2019. — 177 с.

Реликвии, связанные с жизнью Христа.

Туринская плащаница.

Едва ли ни самая известная христианская реликвия. Представляет собой ткань, в которую было завернуто тело Христа после смерти. На ткани остались кровавые следы от ран Христа.

Четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти

Терновый венец.

Венец из белого терновника, который римские воины возложили на голову Иисуса во время его поругания. Терновый венец упоминается в трех Евангелиях.

Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится в Париже, в Соборе Парижской Богоматери.

Ясли Христовы

Ясли Христовы – обычная кормушка для животных, в которую Дева Мария положила Иисуса после его рождения. Это колыбель младенца Иисуса.

В пещера Рождества в Вифлееме находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, устроенное в виде колыбели.

Животворящий крест

Это крест, на котором распяли Христа. На сегодняшний день много деревянных элементов пытаются выдать за дошедшие до наших времен части Животворящего креста, однако их подлинность чаще всего опровергается.

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)

Святой Грааль

Святой Грааль – чаша, из которой Иисус пил вино на тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса, страдающего на кресте.

Валенсийский Священный Грааль – это уникальная христианская реликвия, чья подлинность официально признана Ватиканом

Копьё Лонгина

Копье, которым римский центурион Гай Кассий Лонгин нанес удар Иисусу, распятому на Кресте. Существует несколько реликвий, которые соотносят с копьем Лонгина, либо его частью

Евангелие от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34).

Титло INRI

Это табличка с креста, на котором был распят Иисус Христос. INRI – аббревиатура латинской надписи «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

В настоящее время, по утверждению католической церкви, крупный фрагмент титла хранится в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме

Гвозди Креста Господня

4 или 3 гвоздя, которыми римские солдаты распяли руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Гвозди считаются одной из величайших святынь христианства.

В 1543 году Жан Кальвин написал богословское сочинение — Трактат о реликвиях, в котором перечислил известные ему Гвозди Господни, хранящиеся в храмах и монастырях на Западе, всего на тот момент Кальвин насчитал 14 гвоздей. На сегодняшний день их еще больше.

Колонна бичевания

Колонна бичевания — столб, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата.

Столб бичевания (церковь Святого Георгия в Стамбуле) слева, Столб бичевания (базилика Санта-Прасседе) — справа

Святая лестница

Это мраморная лестница старого Латеранского дворца. Согласно древней христианской традиции считается, что по этой лестнице поднимался на суд Иисус Христос.

Считается, что Иисусу несколько раз пришлось подниматься именно по этой лестнице во время судилища, на котором ему был вынесен смертный приговор

Наталия Никомидийская

Наталия Никомидийская

Эта женщина почитается как бескровная мученица. Она жила в Никодимии в III веке и тайно веровала в Христа. Очень молоденькой её выдали замуж за Адриана, который был язычником, да ещё и начальником судебной палаты. Однажды перед язычниками предстали 23 христианина, которых жестоко пытали, но они не отрекались от своей веры. Адриан был очень заинтригован. Он подошёл к одному из несчастных и спросил, почему тот так упорствует, мученик прочитал ему проповедь. После этого Адриан понял, что он тоже хочет верить в Христа. И сам на себя донёс.

И вот здесь и начинается подвиг Наталии. Она всеми силами стала поддерживать своего мужа и попросила его перед смертью прочитать за неё молитву, чтобы её не выдали замуж за язычника. Наталия очень переживала, что муж сломается, видя, как мучаются другие христиане под пытками, поэтому она попросила казнить его первым. Это всё. Женщина никак не пострадала сама, физически, но считается, что она очень страдала душевно. Поэтому Наталия отправилась на то место, где захоронили останки её мужа, и умерла рядом с ними от горя.

Внешние ссылки [ править ]

Поищите в Викисловаре, бесплатном словаре.
  • Тексты в Википедии:

    • « », Британская энциклопедия , 5 (9-е изд.), 1878, стр. 22–23.
    • Делехай, Ипполит (1911), « », Британская энциклопедия , 5 (11-е изд.), Стр. 192–193.
    • Беккари, Камилло (1907). « ». Католическая энциклопедия . 2 .

Католическая церковь

  • — Апостольская конституция Папы Иоанна Павла II (английский)
  • — Веб-сайт Ватикана
  • — Friarsminor.org
vтеТемы о Святых
Календарь святых
  • Общий римский календарь

    Календарь трезубцев

  • Восточно-православный календарь
  • Англиканские календари
  • Коптский календарь
  • Лютеранский календарь
Традиции
  • Реликвия
  • Агиография
  • Список святых

    Католик

  • Символика святых
Богословие
  • Причастие святых
  • Почитание
  • Заступничество
  • Молитва за мертвых
  • Исповедники
  • Мучеников
  • Страстотерпцы
  • Покровитель
  • Мариология
Процесс канонизации
  • Конгрегация дел святых
  • Кандидаты в святые
  • Раб божий

    список

  • Преподобный
  • Беатификация
похожие темы
  • Римский Мартиролог
  • Святые в англиканстве
  • Святые в методизме
Портал святых
Авторитетный контроль

Мастридия Александрийская

Мастридия Александрийская

Тоже интересная и фанатичная христианка, которая жила в Египте. Она сочла нужным свою девственность подарить Богу, а не кому-то из мужчин. Возможно, она бы осталась никем не замеченной обычной отшельницей, но, как на грех, Мастридия родилась очень привлекательной девушкой. В неё влюбился юноша, и шагу ей не давал ступить, вздыхая и засматриваясь.

Мастридия очень расстраивалась, что невольно искушает парня, которому ничего от неё не добиться. Поэтому придумала весьма элегантное решение проблемы. Она пригласила его в свою комнатушку и спросила, чем же так сильно она ему понравилась. Парень как истинный романтик ответил, что, конечно, глазами. «Всё, ни слова более», — наверное, примерно это сказала импульсивная и склонная к эпатажу девушка. Потому что в следующий миг она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола им свои глаза. Юноша очень удивился такому странному поведению и тоже уверовал, став аскетом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector