Икона николая 2 и его семьи: значение, о чем ей молятся

Реликвии храма

Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери. 

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собораАндрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. На мраморной доске значится: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». 

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

Иконография

Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.

Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.

Интересный факт

На данный момент, сложившегося канона не существует, каждый иконописец волен взять житийный сюжет или портрет, коих множество, и, создать на его основе, абсолютно новый образ. Можно сказать, что происходит процесс становления иконографии царственных страстотерпцев.

Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века. Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр. Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.

Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.

Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.

Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.

Отречение от престола

Намереваясь лично узнать положение в столице, Николай Александрович выехал из ставки и отправился в Петроград. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной думы. Делегаты стали просить государя отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились и генералы Северного фронта. К ним вскоре присоединились и командующие другими фронтами. 

С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода — брату Михаилу. Согласно последним исследованиям, т.н. «манифест» об отречении (подписанный карандашом!), составленный вопреки законам Российской Империи был телеграммой, из которой следовало, что Государь предан в руки врагов. Чтущий да разумеет!

Лишенный возможности связаться со ставкой, с семьей, с теми, кому еще доверял, царь надеялся, что эта телеграмма будет воспринята войсками как призыв к действию — освобождению Помазанника Божия. К величайшему сожалению русский народ не смог объединиться в священном порыве: «За Веру, Царя и Отечество». Свершилось страшное…

О том, насколько правильно Государь оценивал создавшееся положение и окружавших Его людей, свидетельствует короткая запись, ставшая исторической, сделанная Им в своем дневнике в этот день: «Кругом измена, и трусость, и обман». Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала.

Икона Божией Матери «Державная»

Именно в тот роковой день 15 марта 1917 года в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со Скипетром и Державою в руках. Пречистая приняла на Себя бремя Царской власти над народом России.

Прощание с конвоем

Во время отречения государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. Муки ее в эти дни смертельной тревоги, без известий и у постелей пяти тяжело больных детей, превзошли все, что можно себе вообразить. Подавив в себе немощь женскую и все телесные недуги свои, геройски, самоотверженно, посвятила себя уходу за больными, с полным упованием на помощь Царицы Небесной.

Значение иконы Господа Вседержителя

Значение данного лика сложно переоценить. В ней содержится напоминание о небесном суде, который ожидает каждого и наличие милосердия и доброты. Она помогает верующим преодолеть все трудности и испытания для достижения лучшего. Это божественное изображение напоминает о единстве человеческого и духовного, а также о той жертовности, которую проявил Христос ради людей.

Икона Вседержителя помогает найти людям утешение в скорбях, умиротворение, силу для преодоления преград, покой.

Произнося молитвы перед этим божественным изображением, люди благодарят за поддержку и помощь, а также желают получить благословение на будущие дела.

История иконы

Грех убийства помазанника Божьего тяготел к России на многие десятилетия, и только в конце тысячелетия, в 2000 году, убитый Император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как носители царских страстей. В честь новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления убитых невинных, но и для раскаяния людей, виновных в грехе отступничества от помазанника Божия и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Этот грех усугубляется тем фактом, что ни семья, ни их близкие во время ареста и заключения не пытались сопротивляться, смиренно принимая волю Бога с христианской кротостью. Этот грех, который все еще висит на России, надо будет хвалить не одно поколение.

Поэтому неудивительно, что икона царственных святых мучеников сегодня есть практически во всех православных храмах, а у многих верующих она есть дома. В этом смысл иконы Царственных мучеников — напомнить всем нам, верующим и неверующим, о мученической кончине царской семьи, совершенной во имя мира на Русской земле и еще раз подтвердившей неприкосновенность праведников основы православия в государстве Российском.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась

Надписание икон также сильно разнится: на большинстве икон имеется надпись «страстотерпцы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало таких, где царская семья именуется «мучениками», как это принято в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь-искупитель». Но такое надписание явно свидетельствует о другом богословии, находящемся за границами ортодоксии, ибо если Николай II – Искупитель, то кто же тогда Христос? В какого Бога верит написавший данный образ и почитающий его?

Иногда пишут царя или царицу с иконой в руках. Этот прием хорошо известен в иконографии. Однако, понятно, если Государь на иконе держит в руках образ прп. Серафима Саровского, их связь очевидна, ведь канонизация прп. Серафима была утверждена при содействии Николая Александровича.

Однако странно видеть образ преп. Серафима с иконой Государя или всей царской семьи, здесь явно не только хронология нарушена, но нарушена духовная иерархия. С образом Николая в руках нередко изображают свт. Иоанна Шанхайского, и это вполне объяснимо, так как святитель Иоанн Максимович очень почитал Государя и способствовал распространению этого почитания в русской диаспоре. С иконой Государя в руках изображают также новомученика Василия Иванова, который пострадал при советской власти именно за почитание Николая II.

Описанное нами множество образов (а многое осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к царской семье и вообще к новомученикам, с другой – говорит о том, что в Церкви пока не выработан канон изображения царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком вникая, что в них приемлемо, а что нет. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ царской семьи еще глубоко не осмыслен богословски и литургически.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Прежде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать историческое значение канонизации и ее духовный смысл.

Дискуссия по поводу расстрела царской семьи, которая началась задолго до официальной канонизации, многолетняя работа Комиссии по канонизации, долго вызревавшее решение Собора, до сих пор продолжающаяся полемика вокруг царских останков – все это показывает, как непросто образ царственных страстотерпцев входит в церковное сознание.

А следовательно, и создание достойного образа – дело непростое и несиюминутное, тут нужна историческая дистанция и большая духовная работа. Образ должен вызреть, родиться изнутри церковного соборного разума, сложиться, стать отражением единой веры, а не созданием одного, пусть и гениального мастера, и даже не группы людей, это должен быть духовный плод всей полноты Церкви.

Губарева О. В. Вопросы иконографiи святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссiйскому прославленiю Императора Николая II и Его Семьи. СПб., Издательскiй проектъ «Русскiй символъ», 1999.

Текст впервые был опубликован в Журнале Московской Патриархии, №5, 2018

О смерти последнего царя

Согласно историческим данным, последний император Николай II во время революции был арестован и расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Вместе с семьей государя были казнены четверо слуг и приближенных.

Интересно! Спустя время, один из приближенных государя-императора, погибший с ним в Ипатьевском доме, также будет причислен к лику святых. Речь идет о враче Евгении Боткине.

Сама же семья царя состояла из семи человек: государя Николая Романова, царицы Александры Федоровны и их пятерых детей — сына Алексея и дочерей Анастасии, Ольги, Марии, Татьяны. На момент расстрела самому Царю исполнилось 50 лет, его супруге 46, а детям было от 13 до 22 лет.

Семья императора Николая ІІ

Весть о кровавой расправе над всей императорской семьей очень быстро разжхнеслась в народе. Практически сразу после казни начали появляться настроения, которые позже окрепли и привели к канонизации Николая Второго.

Так, сам патриарх Тихон на ближайшей после расстрела службе в своей проповеди сказал, что вся Церковь скорбит о произошедшем

Патриарх обратил внимание на то, что Николай Второй со всей своей семьей мог бы выехать за границу, где обеспечил бы себе спокойную и безопасную жизнь. Но он этого не сделал, а «остался страдать вместе с Россией». Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей регулярно совершать богослужения для поминовения убиенных

Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей регулярно совершать богослужения для поминовения убиенных.

Советуем изучить Икона Божией Матери «Державная»

Важно! Именно тот факт, что Николай Второй после своего формального отречения от престола не бежал, говорит об искренней и неподдельной его любви к Родине. В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников. Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры

Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы

Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы

В народе постепенно возрастало почитание Царской семьи, как мучеников. Следует отметить, что канонически последний царь и его родные не могут считаться христианскими мучениками, поскольку их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто от них не требовал отрекаться от Христа, и, даже если предположить, что они бы это сделали — смертный приговор отменен не был бы. Именно поэтому позже Царская семья будет канонизирована не как мученики, но как страстротерпцы.

Простой народ не очень разбирался в тонкостях церковных канонов, поэтому царя почитали мучеником. Нередко фотография всей убитой Царской семьи находилась рядом с иконами, в домашнем иконостасе. Конечно, в те годы вопрос об официальной канонизации стоять не мог, но в народе почитание постоянно возрастало.

Икона святых Царственных страстотерпцев

Особое почитание Царская семья обрела среди эмигрантов и прихожан Зарубежной православной церкви. Многие, кто из-за политической ситуации вынуждены были покинуть Родину, очень любили императора, преклонялись перед ним. После насильственной смерти это отношение только усилилось.

Иконописцы в стадии поисков и экспериментов

Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов.

Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева, так же как претерпевших мучение от безбожников, это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова

С воссоединением РПЦ и РПЦЗ было восстановлено не только литургическое и евхаристическое общение церковного народа, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться в иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапевске, где были сброшены в шахту св. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоначальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской семьи, но и почитания новомучеников в целом.

Безусловно, в центре трагедии стоит фигура Государя Императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920-30-х гг

задолго до его канонизации не только в РПЦ, но и в РПЦЗ. Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1928 году Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1938 году они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому нам не удалось найти.

Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»

Даже Юровский, который стал палачом царской семьи, и тот в своих воспоминаниях писал: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать, как простых и не заносчивых людей. Одевались все просто, никаких нарядов».

В ночь на 17 июля 1918 года вся семья приняла мученическую смерть в «Доме особого назначения». До самого конца их сопровождал образ Божией Матери Феодоровская, список с иконы, сопровождавшей дом Романовых на протяжении 300 лет. От восшествия на престол первого царя из рода Романовых до мученической кончины последнего.

Икона Романовых — Феодоровский образ Божией МатериДом инженера Ипатьева, в котором провел свои последние дни Николай Александрович с семьёй

В 1981 году Русская Церковь за рубежом причислила царскую семью к лику святых. В 1992 году по решению Архиерейского Собора Русская Православная Церковь начала исследовать материалы по канонизации в России.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был рассмотрен вопрос о канонизации государя Николая Александровича и его семьи, а также многих сотен клириков и мирян, которые пострадали за веру в то страшное время разделения русского народа.

Икона Николая II Страстотерпца

Результатом многолетней кропотливой работы, которую проводила Синодальная Комиссия по канонизации, стало постановление, которое завершалось такими словами:


Ювеналий
Российский епископ

(«Основания для канонизации Царской Семьи» доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия)

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первый случай чудесного исцеления зафиксирован в храме Троицы Живоначальной (Хохлы). Здесь, благодаря иконе святого царя-мученика, было возвращено зрение полковнику в отставке А. М. Вытягову.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Мы недооцениваем помощь семьи Николая II

Очень люблю и почитаю святых царственных мучеников. Молилась им о встрече будущего супруга. И встретила его почти сразу же.

На каком-то этапе в семье начался кризис и большой разлад. Дело дошло до развода. Снова молилась Царю и его семье. Просила сохранить мой брак и не потерять дарованного Богом мужа. И Николай Второй меня вразумил. Чувствую их молитвенную помощь нашей семье.

В прошлом году даже дату операции специально выбрала в день памяти Царственных мучеников. И операция прошла лучше, чем планировали врачи по самым благоприятным прогнозам.

Дома, помимо их иконы, есть еще портрет царской семьи. Это мой идеал семьи, к которому я стремлюсь.

Очень печально, что многие семьи не обращаются в молитвах к царской семье. Мы недооцениваем его помощь. А он поможет обязательно. Просите его молитв!

Наталия

История чудотворного списка

В Казани после случившегося пожара в 1579 году чудесным образом явился святой лик. Обнаружила его маленькая девочка Матрона – дочь купца, которая во сне увидела Богоматерь, велевшую ей вместе с матерью отправиться на пожарище и достать икону из-под завалов. Впоследствии найденный образ Святой к удивлению людей, был очень ярким и красивым, а краски свежими.

На том же месте где была обнаружена ценная находка возвели монастырь для женщин, а саму Божественную картину перевезли в Успенский собор (Казань). Однако из-за ее драгоценности в 1904 году чудотворный лик был украден, а затем и уничтожен. На сегодняшний же день сохранились лишь копии Святого образа.

Святой царь-страстотерпец Николай 2

Молитва Святому царю-страстотерпцу Николаю 2

Материалы, использованные в вышивке иконы Святого царя Николая 2: ткань -атлас и органза, лики написаны маслом на тонком холсте, в вышивке использованы: бисер, стразы, трунцал, канитель.

Размер иконы Святой царь-страстотерпец Николай 2: 21х29 см.

Господь избрал Святую Русь хранительницей Православия до скончания веков. А Русского Царя – Помазанником своим. Богом данный Царь – великое благо для любого народа. В начале ХХ века, в царствование Николая II, Россия семимильными шагами продвигалась в своем развитии вперед. Проведенные ранее земельная, судебная, военная и образовательная реформы уже дали свои хорошие плоды. Оставалось только закрепить успех. Специалисты, которых сейчас именуют финансовыми аналитиками, предвещали России мировое экономическое господство уже к середине ХХ века. Трепетали от этого силы мирового зла. Летом 1918 года Святой царь Николай 2 вместе с семьей был расстрелян в подвале Ипатьевского дома. Новые правители Помазанника Божия заменили помазанниками сатанинскими. И потекли по Руси реки невинной крови.

Биография Святого царя-страстотерпца Николая 2

6 мая 1868 года в семье будущего русского Императора Александра III родился первенец. Мальчика нарекли Николаем. Святая церковь в день этот чествует память Иова Многострадального, история жизни которого известна из ветхозаветных времен. Через много лет Святой царь-страстотерпец Николай 2 в беседе с Петром Аркадьевичем Столыпиным обратится к этому факту своей биографии. «Знаете ли Вы, − спросит он у собеседника, − в какой день я родился?» На ответ Столыпина, что Император, как и праведный Иов, под конец жизни будет вознагражден благополучием и благословением Божиим, Николай ответил: «Поверьте мне, и в этом моя глубокая уверенность, что здесь, в этой жизни, я своей награды не получу. Я обречен на тяжкие страдания».

С малых лет отец готовил сына к государственному служению, а мать всеми силами старалась воспитать сына настоящим христианином. Лучшие педагоги и воспитатели нанимались родителями для обучения будущего Императора. Он получил блестящее образование, свободно владел несколькими европейскими языками, а военную службу изучал на практике. Отец гордился сыном. Однажды он сказал Николаю: «Ты станешь хорошим императором. И я скорее усомнюсь в себе, нежели в тебе».

Будущий Святой Николай 2 был очень современным человеком. Он хорошо ориентировался в модных течениях, любил автомобили, увлекался фотографией, много путешествовал. В 26 лет он взошел на Российский Престол. В своей торжественной речи молодой Император провозгласил свое стремление вести Россию по пути мирного существования и сосуществования на благо всех своих верноподданных. Царь строил свою политику на основах веры русского народа. К сожалению, большая часть интеллигенции, зараженная идеями либерализма, всячески пыталась препятствовать Царю в его начинаниях.

Он много трудился. Император не позволял себе нежиться в постели и подолгу распивать утренний чай. Николай всегда был сосредоточен и всю ответственность в государственных делах брал на себя. Лучшие человеческие качества, такие как воспитанность и деликатность, которые в сыне воспитали родители, развращенным обществом воспринимались как слабохарактерность. Он, как Иов Многострадальным, был долготерпелив. Русские генералы называли это слабоволием. Тот, кто читал житие праведного Иова, проведут еще очень много параллелей в жизненных злостраданиях этих двух святых людей.

Он был честным и порядочным человеком. Царь всеми силами защищал русскую государственность, он сильнее всех противился вступлению России в глупо развязанную Первую мировую войну. «Никогда ранее я не испытывал столь мучительных душевных страданий, как накануне войны», − скажет он после. Но оклеветанным и оболганным Император Николай 2 долго оставался в русской истории. Год 1917 разделил ее на две отдельные главы. Период правления последнего русского императора был ознаменован русским национальным подъемом. Но и силы зла активизировались с неимоверным рвением. Никем не поддержанный, Николай 2 вынужден был отречься от трона. Некоторые исследователи считают, что Императора силой заставили это сделать. А в одну из июльских ночей 1918 года в полуподвале Дома Ипатьева в Екатеринбурге Помазанник Божий принял мученическую кончину вместе с родными и самыми близкими людьми.

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

27 марта – празднование Фёдоровской иконы Богородицы

Федоровская икона считается родовой иконой рода Романовых, однако ее история началась значительно раньше и связана она с не менее великими именами в русской истории. По преданию икона исполнена самим евангелистом Лукой, а свое название она получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Много раз икона спасала русских людей и русское воинство в то нелегкое для земли русской время.

Федоровская икона особенная – она двухсторонняя. В 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Параскевой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава, и в память об этом велел выполнить на оборотной стороне святого образа лик мученицы Параскевы Пятницы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

Чудотворный образ Федоровской Божией Матери издавна почитается как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению детей у бездетных пар, воспитанию детей, дарующая благополучное разрешение от бремени.

Федоровская икона Божией Матери, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы

Святая Параскева, почитавшаяся покровительницей свадеб (изображение на обороте Федоровской иконы)

Федоровская икона в драгоценном окладе (фотография Прокудина-Горского, 1910 год)

Федоровская икона Божией Матери со святыми митрополитом Московским Алексием и преподобным Серафимом Саровским. 1912 г. (Царские мастерские, работа иконописца Двора Его Императорского Величества Гурьянова В.П. Заказана семьей Романовых в благодарность за рождение Наследника царевича Алексея)

Федоровская икона Божией Матери особо почиталась царем Николаем II и его семьей.

В 1909-1912 годах в Царском селе на месте, выбранном самим Царем, был построен Федоровский Государев собор, в честь иконы-покровительницы Дома Романовых. Связано это было с тем, что в 1613 году в Костроме этим святым образом был благословлен на царство юный Михаил Романов. С 14 марта 1613 года Федоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Романовых.

Федоровский Государев собор

Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы. Это отчество носили: мать императора Николая II Мария Фёдоровна, его жена – Александра Фёдоровна. Сестра Александры Фёдоровны Эльза стала Елизаветой Фёдоровной, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича.

В Екатеринбурге в доме Ипатьева, на месте гибели святых страстотерпцев, был найден список Федоровской иконы Богородицы, принадлежавший царице-мученице Александре Федоровне. После свержения Николая II с престола лик Федоровской Божией Матери за один день почернел. Считается, что это произошло от горя и он очистится, когда в России совершится всенародное покаяние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector