Русская православная церковь заграницей

Содержание:

Собор Святого Александра Невского в Париже

Собор Святого Александра Невского — кафедральный собор, находящийся в столице Франции. Храм относится к Западноевропейскому экзархату русских приходов Константинопольского патриархата. В конце первой половины 19-го века священник русского посольства Иосиф Васильев занялся проектированием здания для русских православных эмигрантов в Париже. Деньги на строительство собора собрали с помощью пожертвований и личной инициативы Александра II, выделившего около 150 тыс. золотых франков. В сентябре 1861 года церковь, ставшую кафедральным собором в 1922 году, освятили. Высота здания составила 48 м. На фасаде можно увидеть мозаику — изображение «Благословляющий Спаситель на троне». В этом соборе отпевали многих гениев русской культуры: Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Василия Кандинского, Андрея Тарковского.

Происхожденіе зла въ духовномъ мірѣ и въ человѣческомъ родѣ.

Нѣкто, въ письмѣ, адресованномъ въ редакцію «Церк. Вѣд.», убѣдительно проситъ дать отвѣтъ на слѣдующіе «возникающіе, по словамъ его, въ простыхъ и непытливыхъ умахъ» вопросы: какъ и откуда появилось зло-грѣхъ, когда все сотворенное Богомъ – добро? ради какой цѣли допущено Богомъ появленіе зла въ мірѣ? Во исполненіе сей, заслуживающей вниманія, просьбы, предлагается сія статья. – ред. Ц.В.

Человѣкъ, сотворенный по образу Божію (Быт. 1, 26-27), не имѣлъ первоначально въ своей природѣ нравственной нечистоты или грѣховности (Еккл. 7, 29), между тѣмъ какъ теперь, по свидѣтельству Священнаго Писанія, нѣтъ человѣка, который не грѣшилъ бы (3 Цар. 8, 46; 2 Пар. 6, 36; ср. Еккл. 7, 20; Пс. 13, 2-3; Іов. 15, 14; 25, 4; Ис. 53, 6; Іак. 3, 2; 1 Іоан. 14, 8; Рим. 3, 9). Точно также и высшія духовныя существа сотворены были несомнѣнно добрыми, не имѣющими въ сроей природѣ нравственной нечистоты, такъ какъ Всесовершенный и Святый Богъ не можетъ творить ничего злаго, между тѣмъ, какъ изъ Священнаго Писанія мы узнаемъ, что существуетъ теперь цѣлое царство злыхъ духовъ (Mѳ. 12, 26; Мр. 3, 24; Лук. 11, 17-18), во главѣ котораго стоитъ князь, называемый княземъ, господствующимъ въ воздухѣ (Еф. 2, 2), княземъ бѣсовскимъ (Мѳ. 9, 34; 12, 24), которому всѣ остальные духи подчинены и посему называются также ангелами его (Mѳ. 25, 41; Откр. 12, 7-9; 2 Кор. 12, 7).

Откуда же это зло въ человѣческомъ родѣ и въ духовномъ мірѣ, если человѣкъ и высшія духовныя существа сотворены были добрыми, не имѣющими въ своей природѣ нравственной нечистоты или грѣховности?

Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Св. Архистратигъ Михаилъ. Все, что можно знать о немъ на основаніи Св. Писанія, преданія и соображеній разума, – и о церковномъ чествованіи св. Архангела.

Св. Писаніе какъ Ветхаго, такъ и Новаго Завѣта очень мало и какъ-бы нехотя говоритъ объ ангелахъ. Оно едва приподнимаетъ завѣсу, закрывающую отъ людского взора этотъ таинственный міръ. Причина такого молчанія Библіи объ ангелахъ понятна: священные писатели опасались, какъ бы высокое благоговѣніе, которое невольно возбуждаетъ къ себѣ міръ ангельскій, не перешло въ боготвореніе его. Не только склонный къ идолопоклонству древній еврейскій народъ, но и христіане, какъ показалъ опытъ, очень легко могли перейти отъ благоговѣнія предъ ангелами къ ихъ обоготворенію; въ посланіи къ Колоссянамъ Ап. Павелъ, какъ извѣстно, предостерегаетъ ихъ отъ этой опасности.

Но и тѣ немногія и сообщаемыя мимоходомъ свѣдѣнія, какія даются Св. Писаніемъ объ ангелахъ, очень важны и проливаютъ для вдумчиваго читателя много свѣта на этотъ таинственный міръ.

Св. Писаніе называетъ намъ даже по имени и верховнаго вождя ангеловъ. Какъ самое имя этого вождя, такъ и положеніе его по отношенію къ его высокимъ подчиненнымъ очень характерны и весьма много говорятъ о внутреннемъ строѣ и характерѣ этого, такъ непохожаго на нашъ, міра.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге. (ru.wikipedia.org)

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память Битвы народов. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Строилось здание в основном на пожертвования русских и немецких граждан. Великий князь Михаил Александрович в 1910 году возглавил только что образованный комитет по сооружению храма. Власти Лейпцига без лишних вопросов предоставили необходимый земельный участок, и осенью 1913 года храм заработал. Здание построено в стиле каменных шатровых церквей 17-го века. За образец был взят Вознесенский храм в Коломенском. Церковь окружает обходная галерея с 8-ю высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи. У входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших в битве. Туда почти сразу перенесли с воинскими почестями останки солдат Русской императорской армии, павших в Битве народов. После старта Первой мировой войны церковь закрылась, зданием завладел местный житель Германии, сдавший здание в аренду. Во время бомбардировки Лейпцига во время уже Второй мировой люди прятались под крышей Свято-Алексиевского храма-памятника Русской Славы. Летом 1945 года церковь перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

Священникъ Петръ Красовскій – Поученіе объ ангелахъ добрыхъ.

Первыя слова св. Писанія: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. 1, 1). Подъ именемъ неба наша св. православная Церковь разумѣетъ здѣсь особый отъ нашего міръ ангеловъ; такъ, св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «прилично было сперва сотворить умную сущность, потомъ чувственную, и послѣ уже изъ той и другой сущности человѣка».

Если бы мы могли представить человѣка безъ тѣла, то это представленное было бы почти тоже, что ангелъ. Особый отъ нашего міръ ангельскій Богъ сотворилъ Своею мыслію изъ ничего. Такимъ же образомъ, какъ впослѣдствіи человѣческую душу, и начертилъ въ ангелахъ, въ возможной для тварей степени, Свое-подобіе; такъ, высшій во всемъ ангельскомъ мірѣ ангелъ носитъ имя: Михаилъ, которое значитъ: равный Богу. Вмѣстѣ съ подобіемъ Творцу, ангелы получили отъ Него и Богоподобныя свойства, – они суть чистые духи, невещественны, безтѣлесны, невидимы, умны, свободны, могущественны и блаженны.

После революции

После революционных событий 1917 года и долгой Гражданской войны из России бежали офицеры, дворяне, предприниматели, и духовенство. Лига наций заявила, что в 1926 году в Европу приехало 958 500 беженцев из России.

Во Франции осели около 200 тысяч вынужденных переселенцев, 300 тысяч приняла Турция, 76 тысяч выехали в Китай. Еще 40 тысяч беженцев нашли приют в Болгарии, Чехословакии, Латвии и Греции. Основными центрами эмиграции стали Харбин, Париж, Берлин (позже выходцы из России массово уехали из него), Белград и София. Русские, как могли, старались сохранить веру и корни, церковные приходы росли, появлялись новые.Поскольку на родине Русская православная церковь подверглась страшным гонениям, связь с патриархией была утеряна.

Согласно ортодоксальной традиции во главе церкви, не смотря ни на что, должна находиться каноническая власть, поэтому в 1921 году в Сремских Карловцах (на территории будущей Югославии) духовенство созвало Карловацкий Собор. И этот Собор решил: Русской Православной Церкви за границей быть! В её состав вошли те верующие, чьи монастыри и приходы территориально находились вне границ Советской России. Главой церкви избрали митрополита Антония.

В России церковь была практически уничтожена, некоторые её служители ушли в подполье и организовали так называемую Катакомбную церковь.

Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце

Николаевский собор, Ницца. (ru.wikipedia.org)

В 1865 году в Ницце умер наследник русского престола Николай Александрович, сын Александра II. Император выкупил виллу Бермон, на месте которой 14 марта 1867 года заложили Никольскую часовню. Через два года её освятили. Позже Николай II покровительствовал строительству храма. В 1908 году последний русский монарх выделил из личной казны 700 тыс. франков на завершение строительства. 12 декабря 1912 года здание освятили. Этот пятиглавый собор построили, опираясь на образцы московских церквей 17-го века — любимой эпохи Николая II. Собор отделан розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С 15 декабря 2011 года собор находится в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.

Новосвмуч. Іосифъ, митрополитъ Петроградскій, и потаенная Церковь.

Приводимые ниже документы представляютъ собою свидѣтельство мужественнаго духа и безстрашнаго исповѣдничества правды Божіей въ окруженіи враговъ Церкви, проявленныхъ Митрополитомъ Іосифомъ, главою протестнаго движенія противъ союза Церкви съ безбожниками, устроеннаго Митрополитомъ Сергіемъ, такимъ образомъ потомъ понудившимъ часть клира и мірянъ къ организаціи потаенной церкви. 

Письмо Митрополита Іосифа къ Епископу, отложившемуся отъ Митрополита Сергія.

Дорогой Владыка. Узнавъ отъ … о принятомъ Вами рѣшеніи, нахожу и послѣ ознакомленія со всѣми матеріалами, что другого выхода нѣтъ. Одобряю Вашъ шагъ, присоединяюсь къ Вамъ, но, конечно, помочь Вамъ болѣе существенно лишенъ возможности. Правильно строить свое церковное дѣло, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая всѣ взоры и надежды на единственно законнаго Мѣстоблюстителя М. Петра и будущій помѣстный Соборъ всѣхъ нынѣшнихъ святителей, а не случайнаго подбора и ихъ отдѣльными лицами. Этого законнаго собора только и должны сейчасъ добиваться всякіе правители и Синодъ, и, если они безсильны сдѣлать это, то должны честно сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на всѣ мученія, но правды Христовой никогда не принесемъ въ жертву и посмѣяніе мракобѣсію безбожія. Помоги Вамъ Господи. Да не уничтожится у насъ вѣра въ неложность обѣтованія Господня быть до скончанія вѣка.

Митр. Іосифъ.

Новосвмуч. Кирилл, митр. Казанский – ДА СОХРАНИТ ВСЕХ НАС ГОСПОДЬ ОТ ВСЯКОЙ ВРАЖДЫ И НЕНАВИСТИ И ДА ВРАЗУМИТ К ВЗАИМНОМУ ПОНИМАНИЮ.

Письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) от 27.01.1929, найденное чекистами у Н. Н. Андреевой, вдовы протоиерея Феодора Андреева, бывшего идеолога ИПЦ в Петрограде.

Да сохранит всех нас Господь от всякой вражды и ненависти и да вразумит к взаимному пониманию. Я не от чего святого не отступаю и не отказываюсь, боюсь только приступить и прилепляться к тому, что считаю греховным в своей сущности; никого из братии не считаю мытарем и язычником, но воздерживаюсь от братского общения, не имея других способов обличать согрешающего брата. «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф., XVIII, 15-17). «Ныне же писах вам: не примешатися, аще некий, брат именуемый, будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пианица, или хищник: с таковыми ниже ясти» (1 Кор., V, 11). Отношу это место вообще ко греху, но не обвиняю кого-либо в грехах, указанных здесь святым Апостолом. В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету с одной стороны на другую; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин., IV, 16). Поэтому всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом мы не должны, — по наставлению Св. Ап. Иоанна — оставлять своей частной молитвы о согрешающих братиях. «Аще, кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит… Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится» (1 Ин., V, 16), потому что происшедший грех не объявлен еще Церковью как грех к смерти. Благодать Господа да сохранит всех нас от всякого зла и погибели.

Твой м. К.

Хантайка, 27 января 1929 г.Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл., д.20500, т.3, л.620-621; т.6, л.31. // «Возвращение», №4(8), 1996

19 ноября 2021
читать далее

Док. фильм «Священномученик Иосиф митрополит Петроградский».

«Глядя на Крест Господень и Распятого на Нем, я думал ныне: вот истинный Царь всех мучеников. Царь всех страдальцев, всех терпеливцев! Как сладко ради такого Царя нести какие угодно мучения, страдания, и подвиги! Как сладка страдальцам земли иметь и Царя-Страдальца. Поистине, Господь должен был пострадать, чтобы быть достаточным Утешителем страдающих!» – писал священномученик Иосиф в своих иноческих дневниках. В инном месте писал Он: «Мученики побѣдили мучителей, хотя и замучены ими. Именно то самое, что лишь насильственная, мучительная смерть могла заставить ихъ умолкнуть, и является очевиднѣйшимъ безсилiемъ мучителей и торежственнѣйшею побѣдою надъ ними мучениковъ. И мы призваны побѣдить нашихъ враговъ и хулителей Церкви Божiей жизнiю во Христѣ и непоколебимымъ исполненiемъ заповѣдей Христовыхъ». Так писал за 36 лет до своей мученической кончины митрополит Петроградский Иосиф (Петровых).

Наши дни

После распада Советской империи, духовная жизнь в России возродилась, начался процесс сближения церквей, который длился почти 20 лет, и 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о канoническoм oбщении, в сooтветствии с кoтoрым разделение церквей былo преoдoлено, а Русская православная церковь заграницей стала самоуправляемой церковью Мoскoвскoгo патриархата.

РПЦЗ продолжает развиваться. Перед объединением она насчитывала 300 приходов, а сейчас их уже 900. Развитие связывают с волной экономической эмиграции верующих.

Сейчас главой Русской православной церкви заграницей является Вoстoчнo-Американский митрoпoлит Иллариoн, а сама церкoвь насчитает вoсемь епархий: Германскую, Южнo-Американскую, Великoбританскую, Вoстoчнo-Американскую, Западнo-Еврoпейскую, Канадскую, Австралийскo-Нoвoзеландскую и Средне-Американскую.

Кoличествo прихoжан подсчитать трудно. Обычно верующих около 20% от русского населения. По данным переписи некоторых стран в 21 веке за рубежом живут примерно четыре с половинной миллиона русских. Можно предположить, что почти 900 000 называют себя православными.

Больше всего действующих храмов и монастырей Русской православной церкви находится на территории России — их 17 725, в сопредельной Украине находится еще 11 358 приходов и 929 храмов и монастырей. Белорусь насчитывает 1 437 приходов и 1 175 церквей, причем, 82 % населения считают себя верующими. 28 храмов находится в Казахстане, десять — в Армении, четыре — в Латвии и шесть в Молдове. В Узбекистане и в Туркменистане работают еще шесть приходов.

В Германии насчитывается 105 православных храмов, в Великобритании — 21, в Ирландии пять, в Бельгии – семь, в Дании — два, в Австрии – три, в Норвегии и Финляндии по четыре храма, в Португалии и Голландии — по шесть, в Венгрии десять, в Испании — 14, во Франции – 18. В Сербии и в Исландии — по одному действующему храму.

На азиатском континенте Русская православная церковь больше всего представлена в Китае — там находятся четыре храма, в Сингапуре открыты два, в Монголии, Индии, Непале и Камбодже — по одному храму, и два в Малайзии.

На Ближнем Востоке и в Африке русская православная церковь сосредоточила свои дела в Израиле — там паломников принимают семь храмов и монастырей; в Марокко, Сирии, ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах — действует по одному храму. В Австралии и в Новой Зеландии работает всего пять храмов РПЦ.

В США веру людям несут 25 крупных храмов и церквей, в Канаде — шестнадцать, на Кубе — только один храм. В Аргентине православные окормляются в десяти храмах, в Перу, Андорре и Доминикане действует по одному приходу. В Бразилии открыты четыре православных церкви.

Самый южный храм РПЦ находится на побережье Антарктиды. Его посещают работники исследовательских станций.

Война

Пожар Второй Мировой не обошел стороной верующих. Одни жили в СССР, другие – на территориях стран-союзников, третьи, живущие в Германии и в Италии, оказались в гуще событий. Правление и основная часть РПЦЗ попали в оккупацию.

Часть бывших белогвардейцев была рада войне с СССР, но предстоятель РПЦЗ Анастасий их не поддержал и воздержался от речей по этому поводу. 22 июня 1941 года нацисты обыскали его дом. Свободу Анастасию ограничили, но он изыскивал возможность посылать на оккупированные территории России церковные книги и утварь. Несмотря на то, что немцы не любили русское священничество, с приближением Красной армии первоиерарх ретировался в Баварию.

В конце войны Западная Германия на короткое время стала центром духовной жизни. Здесь оказалось много русских: угнанных на работы, военнопленных, сбежавших, уехавших. В это время в США возникли идеи воссоединения церквей, ведь после окончания Второй мировой к Русской православной церкви были присоединены православные приходы Восточной Европы и Китая. Но случиться этому было не суждено.

Через несколько лет большинство эмигрантов уехали из Германии в Америку и на Австралийский континент. Синод РПЦЗ решил перенести свой центр в США, и переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. Там центр РПЦЗ находится до сих пор.

Эта церковь прошла огромный путь. Она печатала церковные книги и объединяла русских людей по всему миру, создавала библиотеки и приходы, она прославила Иoанна Крoнштадтскoгo, Ксению Петербургскую, Никoлая Япoнскoгo и Иoнна Ханькoускoгo. 19 oктября 1981 гoда были канoнизирoваны нoвoмученики, испoведеники и семья императoра Никoлая II. В 1988 гoду РПЦЗ oрганизoвала празднoвание тысячелетия крещения Руси.

Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О происхожденіи зла въ человѣчествѣ (Бесѣда въ день святаго Архистратига Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ).

Господи, не доброе ли сѣмя сѣялъ еси на селѣ Твоемъ?

откуду убо имать плевелы? (Мѳ. 13, 27).

Откуда въ царствѣ Всесвятаго грѣхъ, нечистота и скверна? въ царствѣ Всеблагаго страданія и бѣдствія? въ царствѣ Всесовершеннаго безпорядки, нестроенія и разрушенія? въ царствѣ Источника жизни, животворящаго всяческая, болѣзни, тлѣніе и смерть? Эти вопросы всегда занимали человѣческій разумъ, всегда тревожили и совѣсть и сердце людей, которые не были равнодушны къ судьбамъ человѣка и человѣчества, которые пытались разрѣшить тайны жизни человѣческой. Много потрачено силъ, много написано книгъ людьми любомудрствующими; но тайна оставалась неразгаданною, совѣсть неуспокоенною, разумъ неудовлетвореннымъ.

Смотрите же, какъ просто, удобопонятно для всѣхъ н вмѣстѣ какъ полно и удовлетворительно разрѣшаетъ эти вопросы Сама ипостасная Истина, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, простою притчею о плевелахъ, слышанною нами въ евангельскомъ чтеніи во время утренняго богослуженія настоящаго дня. Не безъ причины св. Церковь избрала эту притчу для чтенія въ дни празднованія св. ангеламъ: въ ней упоминается какъ объ участіи св

ангеловъ и духовъ злыхъ въ судьбѣ человѣческой, такъ преимущественно о важномъ служеніи ангельскомъ въ послѣдней судьбѣ человѣчества. Весьма важно для насъ и то, что, по просьбѣ св

апостоловъ, Самъ Господь объяснилъ и истолковалъ сказанную имъ притчу, такъ что мы не подвергаемся уже опасности понять и истолковать ее превратно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector