Иоанн (соколов), киевский
Содержание:
- Юношеское стремление к Богу
- Значение и почитание в православии
- Литературное духовное наследие
- Русская Православная Церковь
- Житие святителя Иоанна Новгородского
- Начало богослужения в чине священника
- Ранние годы жизни
- Во главе Санкт-Петербургской епархии
- Первые ростки духовного прозрения
- Духовное прозрение
- Трудовые будни
- Иконография
- Обучение
- Служение в Чебоксарах и Куйбышеве
- Личное
- Внезапная кончина
Юношеское стремление к Богу
Будучи еще ребенком, Ванюша не мог смириться с мыслью о том, что после смерти человек просто исчезает в никуда. По достижении пятнадцати лет, Иван много думает о смысле жизни, при этом, по воспоминаниям самого митрополита, он постоянно ощущал около себя некую поддерживающую силу.
Его мировоззрение изменил дивный сон, в котором Ваня увидел себя посреди поля, только что вспаханного. Юноша во сне физически ощутил в руках волшебные семена, он сеял их, широко разбрасывая по полю. Чудо состояло в том, что семена мгновенно давали всходы, росли и давали плоды. Все поле в мгновение ока покрылось плодами, но, сорвав один из плодов, Иван увидел, что он совершенно незрелый.
Срывая и проверяя плоды, он дошел до середины поля, подошел к Животворящему кресту, лежащему между растений. Это был Голгофский крест, крест Иисуса Христа. Переполненный радостью, юноша положил крест на себя и пошел к краю поля. Вдруг небо потемнело, сорвался ураганный ветер, полил дождь, сопровождаемый раскатами грома.
В страшную непогоду Иван пришел в родное село, навстречу ему вышла монашка, и поприветствовала, как юродивого. Проснувшись, юноша понял, что Господь даровал ему другую, не мирскую жизнь.
Значение и почитание в православии
Сразу после погребения мощи Иоанна прославились исцелением многих, припадавших к раке святого. Но со временем могила святителя оказалась заброшенной, о ней надолго забыли. Не осталось даже сведений о том, кто похоронен на этом месте.
В 1439 году потребовалось отремонтировать Новгородский Софийский собор. Во время строительных работ с притвора сорвался большой камень и упал на крышку гробницы, проломив ее. В гробу оказались нетленные, благоухающие останки. Но никто не знал, кому они принадлежат, так как надпись на надгробной плите отсутствовала.
Архиепископ храма Евфимий Вяжищский весь день усердно молился Всевышнему, прося открыть имя Святого Угодника. Ночью ему было явление мужа в святительском облачении, который назвался архиепископом Иоанном.
Свт. Иоанн велел этот день (4 октября) сделать днем почитания архиепископов и князей, лежащих в Новгородской земле. С тех пор 4 октября – день памяти Новгородских святых.
После обретения святых мощей началось празднование святителя как местночтимого святого. В 1547 году Московским Собором было установлено общецерковное прославление архиепископа 20 сентября по новому стилю (7 сентября по юлианскому календарю).
После революции, 3 апреля 1919 года гробница была вскрыта представителями Народного комиссариата. В 1929 году Софийский собор был превращен в антирелигиозный музей. Но, судя по всему, останки святого хранились где-то внутри Собора. 15 августа 1991 года, после возвращения здания церкви мощи вернули на прежнее место, установив раку в северно-западной части Собора.
Кроме того, частицы мощей архимандрита хранятся вместе с останками новгородских святых в Московской обители Донской иконы Богородицы.
Литературное духовное наследие
Борец за чистоту православный веры, современный Златоуст, митрополит Снычев, книги которого стали настольными у многих священников и прихожан, оставил потомкам неоценимое наследство.
Митрополит до глубины сердца переживал о духовном и моральном одичании народа, он приложил все силы, чтобы возродить самосознание у православных верующих, свои наставления в книгах:
- «Голос вечности. Проповеди и поучения»;
- «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире»;
- «Стояние в вере. Очерки церковной смуты»;
- «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»;
- «Наука смирения. Письма монашествующим»;
- «Посох духовный» и другие.
Книга Иоанна Снычева «Стояние в вере»
В книге «Русская симфония» освещается история развития церковного избранничества в России. Книга наполнена призывами к тем людям, сердца которых не равнодушны к поруганию святынь нации. В качестве председателя Синодальной комиссии принял участие в подготовке и написании тропарей и кондаков священномученикам и новомученикам.
Русская Православная Церковь
Родился 13 ноября 1942 г. в городе Бордо (Франция).
В 1967-1974 гг. получил богословское образование в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
В 1974 г. рукоположен в сан пресвитера управляющим Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископом Сиракузским Георгием (Тарасовым).
В 1976 г. назначен настоятелем во франкоязычный приход храма Живоначальной Троицы и великомученицы Екатерины в Патриаршем центре в Шамбези (Швейцария), включен в состав клира Швейцарской греческой митрополии Константинопольского Патриархата.
В течение многих лет вел передачу «Православие» на французском телевидении.
13 февраля 2020 г. на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата избран епископом Хариупольским, викарием Западноевропейского экзархата русских приходов. 3 марта в Георгиевском соборе на Фанаре в Стамбуле состоялся чин наречения во епископа, который возглавил Патриарх Константинопольский Варфоломей; 15 марта в храме святого Павла Патриаршего православного центра в Шамбези хиротонисан во епископа Хариупольского.
28 марта 2020 г. на внеочередном общем собрании Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции избран ее новым архиепископом; утвержден правящим архиепископом и экзархом русских приходов в Западной Европе 20 апреля на заседании Синода Константинопольского Патриархата.
Интронизация состоялась 26 мая 2020 г. в Александро-Невском соборе в Париже.
27 ноября 2020 г. Синод Константинопольского Патриархата, без предварительного извещения руководства Архиепископии, принял решение о ее упразднении.
23 февраля 2020 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры.
Решением Синода Константинопольского Патриархата от 29-30 августа 2020 г. архиепископу Иоанну «лично и только для него» была дана отпускная грамота, он был освобожден от пастырского попечения над приходами бывшего экзархата — в связи с неоднократно изъявленным желанием перейти под омофор Московского Патриархата.
7 сентября на чрезвычайном собрании Архиепископии большинство делегатов высказалось за присоединение к Московскому Патриархату, однако предусмотренных действующим уставом двух третей голосов не набралось. Владыка Иоанн продолжил совещания с духовенством, в результате которых 14 сентября направил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.
14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна. Члены Священного Синода постановили принять архиепископа Иоанна в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Архиепископу Иоанну было поручено управление упомянутыми приходами (журнал № 122).
7 октября 2020 г. на заседании Священного Синода было постановлено принять Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции в состав Московского Патриархата (журнал № 123).
3 ноября 2020 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну Патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью.
Также за Литургией Патриарх возвел архиепископа Иоанна в сан митрополита
В Патриаршем указе говорилось: «Во внимание к твердому стоянию в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства с Матерью — Русской Православной Церковью западноевропейского церковного удела, основанного в 1921 году под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского), Вы удостаиваетесь сана митрополита при сохранении за Вами также традиционного литургического поминовения: «Господина нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Дубнинского Иоанна, архиепископа западноевропейских приходов русской традиции»»
Житие святителя Иоанна Новгородского
В семье благочестивых христиан Николая и Христины росло два сына: Гавриил и будущий архиепископ Иоанн. Набожные родители воспитывали сыновей в любви к Господу, приучая к благочестивой, добродетельной жизни.
Семья Иоанна была обеспеченной. Когда родители мальчика умерли, им с братом осталось небольшое наследство. Оба брата единодушно решили израсходовать его на строительство обители во имя Благовещения Пресвятой Богоматери. Но денег хватило лишь на возведение части постройки, братьям никак не удавалось достроить храм. Ждать помощи было неоткуда, братья решили обратиться к Божией Матери за помощью.
Иоанн и Гавриил неустанно молились Богоматери, и однажды она явилась им во сне, пообещав помочь. На следующий день перед глазами братьев предстал удивительный конь, навьюченный мешками с золотом. Увидев, что хозяева у коня отсутствуют, братья поняли, что эти средства посланы им Божией Матерью.
Закончив строительство, братья приняли монашеский постриг в построенной ими обители. Иоанна нарекли Илией, а Гавриила – Григорием.
В 1165 году Илию призвали из монастыря, возведя в архиепископский сан. Иоанн долго не соглашался, но князья и простые граждане упросили его согласиться.
Те времена были довольно трудными для Новгорода. Особенно тяжелой выдалась зима 1170 года, когда суздальский князь Роман вместе с союзниками решил захватить город. Когда город осадили враги, новгородцам осталось надеяться только на Господа Бога.
Св. Иоанн денно и нощно молился, прося Всевышнего об избавлении от врагов. Во время молитвы святитель услышал глас Божий, повелевший взять Богородичную икону и установить ее на городской стене. Посланные за иконой новгородцы не смогли поднять святой образ.
После молебного пения архиепископа перед святыней икона сама сдвинулась с места. Тогда святой Иоанн, взяв икону, установил ее на городской стене. Все новгородцы увидели, как Богоматерь отвернула свой лик от вражеских войск, дав знак осажденным людям. И тогда неприятеля охватил страх, они начали сражаться друг с другом. Новгородцы воспользовались замешательством врага, одержали победу.
За время своего архиепископства святитель Иоанн построил множество церквей, посвященных:
- Господнему Богоявлению;
- святому пророку Илии;
- преподобному Феодору, игумену Студийскому;
- трем святым отрокам: Ананию, Азарию, Мисаилу и святому пророку Даниилу;
- святому праведнику Лазарю;
- святому чудотворцу Николаю.
Святой Иоанн прославился благочестивой, добродетельной жизнью, добрыми деяниями, кротостью и любовью к людям. За это Господь наградил архиепископа властью над бесами. Однажды святителю даже удалось оседлать беса, заставив перенести себя в Иерусалим. Так архиепископ смог за одну ночь попасть из Новгорода на святую землю к Господнему Гробу и вернуться обратно. После этого Диавол стал строить козни Иоанну, пытаясь посрамить святителя. Но все его попытки, благодаря заступничеству Господа, оканчивались неудачей.
Перед своей кончиной, предчувствуя приближающуюся смерть, святой архиепископ отказался от своего архиерейского омофора, приняв схиму и вернув себе имя, данное ему при рождении, – Иоанн.
7 сентября 1186 года новгородский святитель мирно скончался. После смерти святого архипастырский престол был отдан его брату Григорию.
Начало богослужения в чине священника
К 9 июля 1946 года принявший постриг послушник Иоанн рукополагается дьяконом, в середине января 1948 года — иереем. Старец-архиерей, владыка Мануил увидел в нем мироносца, способного утихомиривать как конфликты, так и человеческие страсти.
Новопризначенному иерею доверили ведение дел по религиозной гимнографии, а именно, восстановление почитания иконы Богородицы «Тадынская». Бывший келейник был выделен владыкой для написания акафиста святому образу Божьей Матери, что положило начало духовного творчества будущего митрополита Снычева.
Отец Иоанн на богослужении
Регулярное общение с прихожанами, посвящение их в историю православия и жизнь святых взращивало проповеднический талант молодого священника. Черные дни наступили весной 1948 года, когда страну накрыла новая волна антирелигиозной деятельности. Архиепископа Мануила арестовали и отправили в десятилетнюю ссылку в Мордовию.
Послушник Иоанн заканчивает Саратовскую семинарию, а в 1955 году — Духовную академию в Ленинграде. Кандидат богословия вместе с вернувшимся из ссылки наставником архиепископом Мануилом работают на кафедре сектоведения.
Интересно! После пострига в мантию Иоанн Снычев 2 года при помощи наставника пишет монументальные духовные труды, за что в 1959 году награждается крестом, украшенным драгоценными камнями из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.
В 1961 году владыка Мануил назначается архиепископом Куйбышевским, с ним переезжает и отец Иоанн на пост священника Покровского кафедрального храма. Вскоре он рукополагается в игумены, а через три года в 1964 году — в архимандриты.
Ранние годы жизни
Родился Иоанн Снычев в 1927 году 9 октября. Настоящее его имя – Иван Матвеевич Снычев. Родиной митрополита стало село Ново–Маячка, расположенное в Каховском районе Херсонской области. Родители Иоанна были крестьянами. Они были далеки от Божьего учения и не отличались особой религиозностью. Поэтому и детям своим не прививали веру в Бога и благочестие. Несмотря на то, что Иоанн Снычев рос в безбожной семье, тяга к вере присутствовала у него с самого детства. И тем не менее, эта вера не имела под собой никаких оснований и подтверждений, поэтому отрок всегда находился вне Церкви. Время шло, мальчик взрослел, родители не могли утолить его духовные поиски, не знали, как удовлетворить его вопрошания. Ему приходилось ко всему приходить своими стараниями.
Во главе Санкт-Петербургской епархии
В 1990 году патриаршим указом высокопреосвященный Иоанн, возведённый к тому времени в сан митрополита, был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии, представлявшей собой в те годы настоящую духовную пустынь. Как свидетельствует статистика тех лет, на многомиллионный город приходилось лишь 12 действующих православных храмов, половина которых являлась кладбищенскими церквями.
В течение последующих 5 лет, вплоть до своей кончины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) проделал огромную работу, в результате которой число действующих храмов Северной столицы увеличилось в 3 раза. В большинстве из них начали работу воскресные приходские школы, а в самом городе было открыто новое духовное училище.
Кроме того, трудами высокопреосвященного Иоанна в Санкт-Петербурге было основано издательство, наладившее выпуск духовной литературы. Там же впервые увидели свет многие труды, которые в разные годы написал митрополит Иоанн Снычёв. Книги по вопросам богословия и истории церкви выходили большими тиражами. Немало сил положил владыка и для начала преподавания Закона Божьего в обычных общеобразовательных школах, однако на этом пути возникли сложности, преодолеть которые не удаётся и по сей день.
Важной чертой, которой обладал митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв), была его открытость для самого широкого круга людей и готовность вести диалог как с единоверцами, так и с представителями иных вероисповеданий или вообще атеистами. С этой целью он регулярно принимал участие в популярной телепрограмме «Храм», а также принимал участие в регулярных радиопередачах «Колокол»
Первые ростки духовного прозрения
Шла война, богомольные старушки все чаще собирались для молитвы за спасение страны и возвращение родных. Случайно зашедший на такое собрание Ваня мгновенно почувствовал родную атмосферу, его сердце затрепетало от радости. Духовной матерью Вани стала наставница и подвижница благочестия монахиня Феврония.
1 августа 1943 года Спаситель даровал юноше видение. По православному календарю это был день почитания Серафима Саровского и Ильи пророка. Иван находился на танцевальной площадке, когда его накрыло чувство омерзения, и в танцующих людях явились кривляющиеся бесы. Молодой человек физически почувствовал, как его тянет в зловонную яму, он воззвал к Богу, убедившись в существовании ада и рая.
Важно! Переломный момент наступил в конце осени 1944 года, когда Ивана призвали в армию, юноша искренне молился и вскоре был комиссован по болезни. Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником
Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником.
Духовное прозрение
Господь не мог равнодушно наблюдать, как юный Иоанн Снычев терзает свое сердце глубокими переживаниями. Он особым образом привел митрополита к вере. В 1943 году по приходу весны частные дома села, в котором жил в то время Иван, стали заполняться богомольными старушками, которые собирались вместе для совместной молитвы. На одном таком собрании удалось побывать и Ивану. Здесь он впервые окунулся в атмосферу православия, и его сердце отозвалось на молитвы. Окончательно будущий митрополит Иоанн Снычев увидел божественное провидение вечером 1 августа 1943 года. В этот знаменательный день православные христиане чтили память преподобного Серафима Саровского, вслед за которым отмечался праздник Божьего пророка Ильи. Проведение пришло Ивану прямо на танцплощадке. Внезапно его охватили мысли о греховности этого мира. Он ощутил всем своим нутром всю мерзость и порочность современного людского существования. Его взору предстали бесы, кривляющиеся в людском обличии, и на мгновенье ему показалось, что он погружается в адскую бездну. В тот самый момент в сердце юноши загорелся огонь искренней веры. Божье слово развеяло все его сомнения, и он твердо убедился в том, что после смерти человек по своим поступкам попадает либо в райское царство, либо на адские миры.
Трудовые будни
Неутомимо трудолюбивым был Иоанн Снычев. Факты из жизни Владыки это постоянно подтверждают. В начале осени 1957 года архиепископ Чебоксарский Мануил пригласил Иоанна в Чебоксары. Тот с почтением принял приглашение и отправился к старцу–святителю. Два года Иоанн помогал архиепископу в написании монументальных трудов, за которые в марте 1959 года был одарен подарком в виде креста с украшениями, преподнесенным Святейшим Патриархом Алексием І.
Осенью 1959 года Иоанна назначили помощником инспектора и по совместительству преподавателем в Духовную семинарию Саратова. Всего один год пробыл иеромонах на этой должности и уже в 1960 году он занял пост священнослужителя в Покровском кафедральном соборе г. Самары. В то же время Иоанн также работал над магистерской диссертацией. Долгие годы провел он, помогая своему наставнику архиепископу Мануилу, от которого и унаследовал тягу к исследовательской деятельности.
Весной 1961 года Иоанн получил сан игумена. Через три года на Пасху был удостоен сана архимандрита. В декабре 1965 года Иоанн стал епископом Сызранским. В конце зимы 1966 года епископ Иоанн после защиты магистерской диссертации получил степень магистра богословия. Осенью 1972 года епископу доверили управлять Чебоксарской епархией. В 1976 году Иоанн Сычев удостоился сана архиепископа. В июне 1987 года он отправился на Святую Землю в Иерусалим. В 1988 году в Духовной Академии Санкт–Петербурга епископ русской православной церкви Иоанн Снычев читал лекции по новейшей истории церкви, за что впоследствии был награжден званием доктора церковных наук.
Постоянный член священного синода Иоанн Снычев в августе 1990 года возглавил епархию Санкт–Петербурга. Один из основателей петровской академии, Иоанн Снычев за период своего правления увеличил количество храмов в три раза. Во многих соборах после проведения капитального ремонта возобновились богослужения.
Иконография
В 1599 году была сооружена деревянная рака для хранения священных мощей. На крышку раки было нанесено изображение святого, которое затем было перенесено на иконы. Позже деревянную раку заменили позолоченной, украсив стены рельефной резьбой, представляющей чудеса и деяния святителя. Первые иконы с изображением святого лика относят к XVI-XVII вв. На большинстве икон архиепископ изображен во весь рост.
Характерные особенности, присущие облику святителя:
- седая борода округлой формы;
- десница поднята в благословляющем жесте;
- левой рукой держит свиток либо книгу.
На святом Иоанне богослужебное епископское облачение. На плечи накинут омофор, украшенный крестами.
Обучение
Сентябрь 1948 года стал для Иоанна переломным. Архиепископа Мануила, под чьим началом находился Иоанн, сослали в Потьму. Послушнику пришлось поступить в духовную семинарию Саратова, которую он блестяще окончил. В 1951 году он поступил в Ленинградскую Духовную Академию, которую через 4 года закончил с отличием. Ему присвоили степень кандидата богословия и оставили на кафедре сектоведения.
В декабре 1955 года из ссылки вернулся архиепископ Мануил, который временно был назначен на Чебоксарскую кафедру. О. Иоанн продолжал помогать архиепископу в свободное от работы время. Вместе они составляли труды. Осенью того же года Иоанна назначили преподавателем Минской Духовной семинарии и постригли в мантию.
Служение в Чебоксарах и Куйбышеве
Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.
После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.
Личное
Многое, что связано с владыкой Иоанном, – это очень личное, другой человек и не поймет. Он всегда реагировал на то, что я говорил.
Не согласен, когда пишут, что владыка юродствовал. Он не мог юродствовать, потому что являлся архиереем Божьим. Такое было недопустимо для него, насколько я его знал, понимал. Юродство – это соответствующее поведение человека, вызывающее насмешки над собой. Владыка никогда бы не позволил этого делать, потому что он был в сане.
Иоанн Шанхайский жил потусторонним миром. Помню такой случай. Владыка каждый день служил Литургию. В один из будних дней он совершал служение в старом соборе в Сан-Франциско. Я прислуживал ему. После службы помощник старосты подошел к владыке с какими-то практическими, хозяйственными вопросами.
Владыка вышел на клирос (он в алтаре никогда не разговаривал) и растерянно что-то отвечал. Когда человек отошел, владыка повернулся ко мне и сказал: «Я после Литургии не могу сразу сосредоточиться ни на чем другом…»
Это не юродство. Если кто-то воспринимал владыкино поведение как юродство, я с ним полностью не согласен.
Например, владыка дома ходил босиком, но в собор – никогда. Он сидя спал, у него были отекшие ноги, владыке было больно носить обувь. Вот если бы он юродствовал, то и в собор приехал бы босиком. Но этого никогда не было.
Приходилось слышать, что владыка, к примеру, никогда не улыбался, часов не имел. Ничего подобного. У него были часы, карманные, подарок от воспитанников приюта. Он опаздывал везде, это другое дело, но часы имел.
Владыка любил шутить. У него было прекрасное чувство юмора. Любил пошутить и с молодыми людьми. Подобные мнения о владыке часто высказывают те, кто его никогда не видел или видел мельком. Я не утверждаю, что люди говорят неправду, но от увиденного что-то один раз может сложиться неверное впечатление.
Внезапная кончина
Критические замечания владыки в адрес высших эшелонов власти вызывала негативную реакцию некоторых чиновников. В 1995 году произошло 2 странных автокатастрофы, после этого сгорел цех по производству свечей, вся епархия осталась без них.
Митрополит Снычев искал все пути для сбора средств на восстановление завода, часто посещал городские мероприятия.
Банк «Санкт-Петербург» отмечал свою 5-летнюю годовщину основания, на празднование в гостиницу «Северная корона» были приглашены крупные бизнесмены, от которых владыка рассчитывал получить пожертвования для епархии.
В 20.00 официанты вынесли прохладительные напитки, митрополиту сок подали на отдельном подносе. Отпив глоток, владыка Снычев пошел навстречу прибывшему мэру Собчаку с женой.
Последующие события не раз были описаны в прессе и показаны по телевидению. Митрополит поднял руку для благословения Людмилой Нарусовой, на мгновение замер, обвел зал удивленным взглядом и упал.
На этом невероятные события не закончились. Врачи, приехавшие на «Скорой», не имели при себе сердечных медикаментов, через некоторое время они констатировали остановку биения сердца. Это случилось 2 ноября 1995 года.
Весть о внезапной смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мгновенно облетела Россию и весь мир.
Могила Иоанна Снычева на Никольском кладбище С-Петербурга
Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре стало местом захоронения великого богослова 20 века, оставившего неоценимый вклад потомкам для укрепления истинной веры и русского духа, Митрополита Иоанна Снычева. Его могилу венчает простой деревянный крест и табличка из металла.