Святитель иоанн сан-францисский шаховской

Он уходил к себе в келью, а мы ставили пластинки с рок-н-роллом

Иконописца и регента Архиерейского хора собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» в Сан-Франциско Владимира Красовского святитель Иоанн сопровождает с рождения и по сей день. С Тубабао родители моего собеседника переехали в Таиланд, где у них и родился первенец – Володя. В целой стране не оказалось ни одного русского священника, и отец обратился за советом к владыке Иоанну. В ответном письме, которое хранится у Красовского по сей день вместе с присланным тогда же крестиком, тот разъяснил, что в таких обстоятельствах родители сами могут совершить таинство крещения, и подробно описывал, как это сделать. Потом были многие другие жизненные моменты, связанные со святым, а теперь Владимир Вадимович, руководя хором, на каждой службе смотрит с третьего этажа собора прямо на его раку.

Первая страница письма владыки

Красовский считает, что все в его жизни складывается промыслительно по молитвам святого Иоанна, который всякий раз «толкает туда и сюда», но обязательно – в правильном направлении. Так, по его словам, было, когда он направился в собор и затем в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) к, возможно, лучшему иконописцу Русского зарубежья архимандриту Киприану (Пыжову), и когда попал на обучение к великому педагогу по церковному пению Михаилу Сергеевичу Константинову, который в свое время был первым тенором Киевской оперы. После одной из литургий в Сан-Франциско тот «поймал за пиджак» молодого человека и сказал: «Ты сегодня хорошо прочитал Апостола. Хочешь, я научу тебя быть регентом?» Естественно, ответ был положительным.

В городке Бурлингейм недалеко от Сан-Франциско Красовский в детстве учился в русской гимназии, где сдавал экзамены владыке Иоанну.

– К нам приезжали педагоги из Сан-Франциско и преподавали русский язык, историю России, географию, литературу и Закон Божий. Владыка Иоанн довольно часто посещал занятия, его очень интересовало, как работают школы. Мой папа привозил его из Сан-Франциско, он садился и слушал, как преподают, как мы отвечаем. А на экзаменах присутствовал обязательно, – рассказывает Красовский.

По его словам, первый вопрос, который архиепископ задавал ученику – како веруеши? В ответ необходимо было без запинки прочитать Символ веры. Потом он спрашивал: «Кто твой святой?», поскольку его очень волновало то, чтобы все были знакомы с житием своего небесного покровителя.

Несколько раз архиепископ устраивал у себя в приюте святого Тихона Задонского вечеринки – как выразился Красовский, «танцульки». Понятно, что молодежь начала 1960-х хотела чего-то большего, чем вальсы да польки, и, когда архиерей уходил к себе в келью прямо над «танцзалом», ставила пластинки с рок-н-роллом. Вовремя услышать скрип ступенек, которые, кстати, скрипят и по сей день, и переменить музыкальное направление, удавалось не всегда.

– Он ходил между парами и смотрел в глаза каждому с ехидной улыбкой. Дескать, «вы думаете, я не знаю, что вы тут делаете?» Мы должны были танцевать на расстоянии друг от друга. Меня он даже остановил однажды, погрозил пальцем и схватил за вихор. Но сделал это ласково. Таким образом он давал знать, что номер наш не прошел, – говорит Красовский.

По его словам, так доставалось многим, прежде всего, прислужникам, которых владыка знал очень хорошо. На девочек это не распространялось.

Открытие святых мощей

2/15 мая 1993 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей было принято решение причислить к лику святых архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Предварительное освидетельствование честных его останков состоялось 28 сентября / 11 октября 1993 года. Вторичное освидетельствование и переоблачение останков святителя имело место 1/14 декабря 1993 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого.

При пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» была снята крышка с гроба, и перед охваченными трепетом и благоговением священнослужителями предстали нетленные останки владыки: сохранились брови, ресницы, волосы, усы, борода; рот приоткрыт, руки слегка приподняты, пальцы частично согнуты, создавая впечатление, что владыка проповедует с движением руки; все мышцы, сухожилия, ногти сохранились; тело легкое, высохшее, застывшее.

При пении канона святителя Андрея Критского приступили к помазанию всего тела елеем. Затем совершено было помазание святых мощей миром от иконы Божией Матери Иверской мироточивой при пении тропаря «От святыя иконы Твоея, о Владычица Богородице…». После этого началось облачение в новые одежды, вплоть до архиерейского облачения белоснежного цвета с серебряными галунами и крестами.

Отслужена была заключительная заупокойная лития.

«Вечная память» разнеслась по всей вселенной. А потом с воодушевлением запели: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Иоанне, премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Тропарь святителю Иоанну, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин, / ими же сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя.

Житие Иоанна Шанхайского Шанхайского и Сан-Францисского

Святитель происходил из рода Максимовичей, отличавшимся благочестием. Из него происходил ряд священников, а особо выдающимся родственником святителя Иоанна был тезоименитый ему святитель Иоанн Тобольский. Он жил в XVIII веке и просветил светом Православия Сибирь, затем направил первую православную миссию в Китай. Прославлен он был уже при жизни святителя Иоанна Шанхайского, в 1916 году. Удивительно, что словно по его стопам следовал в Шанхай и владыка Иоанн.

Родился будущий святой в 1896 году в семье полтавских дворян. Еще в детстве «играл в монахов», одевая игрушечных солдатиков в монашескую одежду. Своим благочестием в 1911 году обратил в Православие собственную гувернантку. Поначалу по просьбе родителей закончил светские учебные заведения: кадетский корпус в Полтаве и юридический факультет в Харькове.

После эмиграции всей семьи в Белград в 1921 году будущий святой поступил в Белградский университет на богословский факультет и в 1926, после его окончания был пострижен в монахи и хиротонисан во священники, преподавал Закон Божий в Битольской семинарии. Его ученики вспоминают отца Иоанна как Ангела Божия: он заботился о каждом, осенял крестом ребят на ночь и даже подтыкал одеяла воспитанников.

Около 1929 года он начал писать богословские труды, среди которых известна работа «Учение о Софии – Премудрости Божией». В 1934 году отца Иоанна пригласили на его епископскую хиротонию в Белград – но он был настолько скромен, что решил: митрополит ошибся и его пригласили как гостя на хиротонию какого-то другого отца Иоанна. Тем не менее, его направили на служение в Шанхай, причем отправивший его епископ по имени Антоний писал, что отец Иоанн – «с виду почти ребенок, на деле зерцало (образец) аскетической твердости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Действительно, по свидетельствам близких ему людей в Шанхае, он проводил жизнь в посте и молитве: вкушал пищу только в 23.00, вечером, а в дни постов – только церковный хлеб из алтаря; много молился, особенно по ночам, и спал, сидя в кресле. Кроватью он, по заветам древних Отцов Церкви, даже не пользовался – это редкий и тяжелый аскетический опыт.

Но такие подвиги не отнимали его сил целиком, напротив, он стремился и помогать другим людям: занимался благотворительностью, помогал нищим. С 1946 года он становится архиепископом, заботясь обо всем духовенстве и мирянах Православной Церкви Китая: здесь нашли приют многие эмигранты из России.

Вскоре после прихода коммунистической власти в Китай владыка Иоанн и многие русские люди вынуждены были бежать оттуда на на Филиппины, а затем в США. Это было очень непросто: сам владыка поехал в Вашингтон и ходатайствовал обо всей русской диаспоре. Говорят, он по несколько дней сидел на ступенях Белого дома, испросив, таким образом, разрешение на въезд в Соединенные Штаты для пяти тысяч православных эмигрантов.

В 1951 году владыка Иоанн был назначен архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским: он жил во Франции, заботился об эвакуировавшейся женской Леснинской обители, храме-памятнике Брюсселя в честь Царской семьи и жертв революции (тогда еще не были прославлены в лике святых многие новомученики Российские), а также построил в одном из домов Парижа кафедральный собор Всех Русских Святых. К этому времени относятся первые свидетельства о его чудесах, молитве в сиянии Божьего Света и понятии в воздух при молитве (это видели двое служителей парижских православных храмов).

В 1962 году владыка Иоанн переселяется в Америку по благословению митрополита Русской Православной Церкви За рубежом: его назначают архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.

Эта последняя кафедра стала местом многих испытаний святого, но и местом его славы. Там некоторые люди пытались обвинить его в растратах и воровстве – однако он опроверг эти обвинения даже в суде. Здесь же владыка Иоанн помогал перенесению для молитв многих верующих чудотворной иконы Курской-Коренной Божией Матери, привезенной из России. Это образ типа «Знамение», явленный в древности в Курске и почитавшийся чудотворным многие века, а после революции увезенный эмигрантами в Америку ради сохранности.

Перед этим образом в Сиэтле владыка Иоанн и скончался на молитве 2 июля 1966 года. Свидетельствуют, что перед похоронами его тело лежало в открытом гробу 6 дней, и руки оставались мягкими, не окоченевшими, также тело не издавало запаха разложения.

Дела милосердия

Когда владыка Иоанн только приехал в Китай, говорят, на него произвело сильное впечатление количество беспризорных детей. И он организовал приют.

Через приют прошло за все годы его существования около 2000 детей. Это были и круглые сироты, которые жили там постоянно, и те, кто находился в приюте всего несколько дней. В случае если одинокая мать заболела, попала в больницу, то ребенка на это время брали в приют.

Сегодня в Сан-Франциско приюта как такового уже не существует, но здание сохранилось, его до сих пор называют приютом.

Приют оказал большую помощь Зарубежной Церкви.

Помню такой случай. Была суббота. Мы приехали ко всенощной в старый собор Сан-Франциско. Владыка выходил из автомобиля, и в этот момент к нам подошла американка, лет сорока. Начала рассказывать, что у нее маленькие дети, есть нечего, поведала трагическую историю о своей судьбе, такую убедительную, что я даже немного расчувствовался, пожалел ее.

Владыка говорил по-английски с трудом, но все понимал, переводить ему не нужно было. Когда женщина закончила говорить, он улыбнулся и велел мне презентовать ей пять долларов за хороший рассказ. Он дал мне знать, что поведанное не соответствует действительности. Но все же передал ей пять долларов с улыбкой (а это были на то время большие деньги, она могла на них прокормить семью в течение недели или даже двух).

Близкие и родные

Владыка Иоанн прекрасно знал жития святых и часто, я был свидетелем, отвечая на какой-нибудь заданный вопрос, приводил в пример фрагмент. Чтение творений святых отцов было любимым занятием наших предков. На Псалтири, на житиях они воспитывались.

На вопрос, что бы владыка мог сказать нашему поколению, отвечу: знать святых!

Когда владыка Иоанн прикладывался к иконам, мне казалось, что он не просто прикладывался к изображению святого, но общался с ним. Владыка знал жития святых и, очевидно, вступал в личное общение с ними. Святитель III века или мученик IV или X века – для него они все были близки, у него с ними имелись личные взаимоотношения.

У владыки была прекрасная память. Он помнил все имена.

Письмо от смертника

Владыке на адрес собора до сих пор приходят десятки писем, говорит Лукьянов. Служащие их кладут под раку святителя, не читая, хотя предварительно вскрывают конверты, поскольку люди иногда вкладывают в них деньги или просьбы о поминовении.

Один такой конверт Лукьянов хранит до сих пор. Он пришел от человека, который в 1984 году был осужден за изнасилование и убийство двух маленьких девочек. Несмотря на то, что в такие тюрьмы нельзя ничего посылать, мой собеседник все же отправил маленькую бумажную иконку владыки Иоанна.

Через несколько лет от этого человека пришло еще одно письмо, которое так же без прочтения положили под раку. Из интернета выяснилось, что он принял православие, и нашлись свидетели, которые говорят, что во время убийства детей он был совсем в другом месте. Теперь, 34 года спустя, дело пересматривается.

Святой аскет вселенского значения

Это слово об архиепископе Иоанне само собой вышло из уст одного из ближайших к нему священников, когда владыки не стало на земле.

Многие ли о нем знают на родине, в России? А в мире тысячи людей почитают его как великого праведника.

При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи, по убеждению, что «перед Богом все люди равны», и сила его молитвы свидетельствовала об истине Православия. Владыка никогда не разделял экуменических взглядов, и вообще, был очень строг в отношении всего, что касалось канонических правил, однако с благодарностью за молитвенную помощь к нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в Православие.

Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращенной к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

Еще 9 фактов из жизни святого Иоанна Шанхайского

Факт №1

Святитель Иоанн принадлежал к дворянскому роду Максимовичей-Васильковских, который в семнадцатом веке уже дал миру одного известного православного подвижника — святителя Иоанна Тобольского, знаменитого миссионера и просветителя Сибири.

Факт №2

Будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский с детства хотел связать жизнь с церковным служением, но по настоянию родителей получил юридическое образование, и в 1918 году даже успел послужить в Харьковском суде.

Факт №3

Епископ Иоанн по-своему воздал почести королю Сербии Александру, который после революции приютил его и многих других русских эмигрантов в Белграде, а в конце 1930-х годов был убит террористом на улице Марселя. На месте гибели короля святитель в одиночку отслужил по нему панихиду на французском языке — на такое публичное поминовение погибшего монарха никто больше не решился. Владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду.

Факт №4

В Шанхае 1930-х годов святитель создал приют для сирот. Число воспитанников за короткий срок выросло до нескольких сотен человек. Владыка сам искал больных и голодающих детей в шанхайских трущобах. Однажды он выкупил за бутылку водки у нищего китайского бродяги девочку-младенца, которую тот собирался выбросить в мусорный контейнер. Всего за время служения в городе он приютил и спас около 3,5 тысяч детей.

Факт №5

Святитель сыграл роль в изменении законов США. После войны именно благодаря дипломатии владыки Иоанна Соединенные Штаты согласились впустить на свою территорию несколько тысяч русскоязычных беженцев с Филиппин — это были эмигранты первой волны и их потомки, попавшие туда из коммунистического Китая. Чтобы они смогли въехать на территорию Соединенных Штатов, в Вашингтоне пошли на принятие поправок к некоторым законам.

Факт №6

В Париже владыку прозвали Иоанн Босой. Современники вспоминали, что в любую погоду епископ ходил в сандалиях на босу ногу, а часто и их отдавал нуждавшимся нищим и ходил по улицам босиком.

Факт №7

Святитель уделял большое внимание возрождению почитания западных святых древней неразделенной Церкви. В православных храмах Европы при нем начали поминать святого Патрика, святую Женевьеву (покровительницу Парижа) и других угодников, канонизированных до разделения христиан на католиков и православных

Факт №8

Как и многие в Зарубежной Церкви, святитель с опаской относился к Московской Патриархии, считая ее Патриарха «невольником богоборческой власти», но в то же время всегда поминал его имя за богослужением. «В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины», ­— говорил он, напоминая, что главное в жизни Церкви — духовные, а не административные связи.

Факт №9

С 1950 по 1964 годы владыка Иоанн был настоятелем Храма-Памятника святого Иова Многострадального в Брюсселе (Западно-Европейская епархия РПЦЗ). Он приезжал сюда из-под Парижа. Местная православная община хранит о нем самые теплые воспоминания. Здесь же находится удивительная реликвия — посох владыки, который по виду скорее напоминает страннический, нежели архиерейский.

В 2013 году в Россию были принесены мощи святителя, которым смогли поклониться в десяти епархиях. Об этом рассказал один из основных организаторов принесения мощей, руководитель отдела по делам молодежи Тверской митрополии Вадим Степанов:

— Мне довелось общаться с людьми, которые лично знали святителя Иоанна. До сих пор, например, живы те, кого он детьми спасал от голода в предвоенном Шанхае — там его трудами был создан приют для беспризорников. Его с особой теплотой вспоминают в Америке… У нас утвердился образ Сан-Франциско как какого-то «города греха», но святитель создал там крепкую и большую православную общину.

Увы, даже среди верующих людей не так уж много тех, кто знает о нашем великом соотечественике

Поэтому для нас так важно не только дать людям возможность помолиться перед его мощами, но и рассказать о его жизни

Мы постарались не ограничиваться просто принесением мощей в тот или иной город и почти везде проводили встречи с молодежью, раздавали книги, в которых рассказывали о том, кем был и чем прославился святитель

Это помогло нам привлечь внимание многих, в том числе людей светских, далеких пока от Церкви

Мы видели интерес к нашей программе со стороны и верующих, и неверующих. И молодых, и людей в возрасте. Как при своей земной жизни, так и сегодня святой Иоанн Шанхайский продолжает объединять людей, учить нас любви друг к другу.  

Алексей Соколов

Позвонил накануне кончины

Бывшего старосту Скорбященского собора в Сан-Франциско Николая Лукьянова владыка Иоанн сопровождает всю жизнь. Когда Николай получил диплом строителя, владыка позвал его завершить постройку храма. Лукьянов в том числе отделывал и кладовку, которая позднее стала усыпальницей архиерея.

А накануне кончины владыка позвонил ему.

– Это было в 6 часов вечера, – вспоминает Лукьянов. – Я уже точно не помню, о чем мы говорили, но я потом передал трубку жене. Мы тогда были приглашены куда-то и опаздывали, и я ей показывал на часы и поторапливал. Это был наш последний разговор, и меня до сих пор мучает совесть, что я торопил жену тогда.

Примерно за год до этого, летом или осенью 1965 года, владыка указал Лукьянову место, где он будет похоронен. Тогда Николай ничего не понял, как, наверное, не понял бы и никто другой.

Кстати, владыка стал первым лет за 80 человеком, которого власти Сан-Франциско разрешили похоронить в пределах города. Для этого они, даже несмотря на священный для американцев праздник – День независимости 4 июля – специально изменили законы, вспоминает Лукьянов. Он убежден, что это чудо.

Люди еще при жизни знали, что владыка – святой, говорит Николай. Он рассказывает, как однажды в приют святого Тихона Задонского позвонила женщина. Лукьянов, находившийся там у друзей, поднял трубку и был сражен вопросом: дама спрашивала, как похоронить мужа, который еще не умер. Оказалось, что человек был смертельно болен и находился в госпитале неподалеку. Врачи предсказывали, что он умрет с минуты на минуту.

Владыка вошел в палату и попросил, чтобы все остальные вышли оттуда, рассказывает Лукьянов. Он помолился и причастил болящего, после чего тот вернулся к жизни, прожил еще несколько лет и скончался по совсем другой причине.

Рассказывает Лукьянов и о том, как одну девушку владыка спас от позора. Она училась в женской гимназии в Шанхае, но, еще будучи школьницей, начала жить с мужчиной, которого любила. Администрация за это хотела отлучить ее от выпускного бала, но вступились однокашницы, которые пошли к святителю. Тот вызвал девушку и спросил: «Ты собираешься за него замуж?» Получив утвердительный ответ, он разрешил ей прийти на бал.

– В итоге эта женщина вышла за своего избранника, а сейчас мои внуки дружат с ее внуками, которых она воспитала в русских православных традициях, – рассказывает Лукьянов.

Стела святого Иоанна перед храмом

На Дальнем Востоке. Шанхай

Прибыв в Шанхай, владыка Иоанн столкнулся с разгоревшимися в церковной жизни конфликтами. Поэтому сначала ему пришлось умиротворять враждующие партии.

Особое внимание владыка уделял религиозному образованию и взял себе за правило присутствовать на устных экзаменах по закону Божию во всех православных школах Шанхая. Он стал одновременно попечителем различных благотворительных обществ, активно участвуя в их работе

Для сирот и детей нуждающихся родителей он устроил приютский дом, поручая их небесному покровительству святителя Тихона Задонского, особенно любившего детей. Владыка сам подбирал больных и голодающих детей на улицах и в темных переулках шанхайских трущоб

Владыка старался заменить им отца, особенно оказывая им внимание во время великих праздников Рождества и Пасхи, когда родители так стараются порадовать своих детей. В такие дни он любил устраивать детям вечера, например с рождественской елкой, представлениями, доставал им духовные инструменты

Его радостью было видеть молодых людей, объединенных в братстве святителя Иоасафа Белгородского, где проводились беседы на религиозные и философские темы, занятия по изучению Библии.

Владыка был крайне строг к себе. Его подвиг основывался на молитве и посте. Пищу он принимал один раз в день – в 11 часов вечера. В первую и последнюю седмицу Великого поста не вкушал вовсе, а в остальные дни Великого и Рождественского постов – только алтарный хлеб. Ночи проводил обычно в молитве и, когда силы его истощались, клал голову на пол или находил краткий покой, сидя в кресле.

Хотел меня благословить, а я расплакалась

Президента Конгресса русских американцев Наталию Сабельник архиепископ Иоанн увидел еще в роддоме в Шанхае, она считает, что тогда он благословил ее на всю жизнь.

– Мама рассказывала, что в родильном отделении помимо нас была еще одна женщина с девочкой. Владыка, который ходил по госпиталям, зашел и к нам. Он благословил меня, другую девочку и ее матери сказал: «Надо сейчас окрестить твою дочь». Тогда моя мама спросила: «А мою?» Он ответил: «Твою ты дома окрестишь», – рассказывает Наталия Георгиевна.

Через пару дней та девочка скончалась в роддоме.

Наталия Сабельник, хотя и была совсем крохотной, хорошо помнит жизнь на Тубабао. В том числе и то, как однажды испугалась святителя, который хотел ее благословить. «Владыка был в клобуке, в непривычной для меня одежде. Он поднялся мне навстречу и сказал: «Ой, девочка!», а я расплакалась», – вспоминает она.

– Однажды он задал нам вопрос, который меня до сих пор волнует: почему люди становятся святыми? Один мальчик ответил: «Наверное, потому что они страдают». Тогда владыка спрашивает: «А если я тебя сейчас своим посохом побью и ты будешь страдать, тоже станешь святым?» Все рассмеялись, – вспоминает Наталия.

Храм святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне, основанный святым Иоанном Шанхайским

Торжественное прославление святителя Иоанна, Шанхайского чудотворца, в Сан-Франциско 19 июня / 2 июля 1994 года

К кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско за несколько дней до прославления святого стали стекаться верующие со всего мира. Совершались ежедневные заупокойные литургии, панихиды служили ежечасно, исповедь шла непрерывная.

За два дня до торжества, в четверг, за литургией причастие преподавалось из пяти чаш. Собор, в котором могла находиться лишь тысяча человек, не мог вместить всех верующих, и снаружи, где на большом экране транслировались все службы, стояло около трех тысяч человек. На торжествах присутствовали три чудотворные иконы Божией Матери: Курская-Коренная, Иверская мироточивая и местная святыня – обновленная Владимирская икона. Прославление возглавил старейший иерарх Русской Церкви за рубежом митрополит Виталий. Ему сослужили 10 архиереев и 160 священнослужителей.

В пятницу 1 июля в 1:30 дня в нижнем храме мощи святителя Иоанна Шанхайского были переложены митрополитом Виталием из усыпальницы в раку, сделанную из дорогого дерева. Святой был облачен в белоснежные ризы, обшитые серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты в Сибири, подризник тоже был из России. Раку торжественно перенесли в верхний храм. В 4:30 была совершена последняя панихида.

За всенощной перед полиелеем митрополит Виталий открыл раку: святые мощи, кроме лица, были открыты, руки видны. Икону святителя высоко подняли два рослых священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание к мощам закончилось в 11 часов ночи.

В субботу службы чередовались в приделах храма. Первую литургию совершил в 2 часа ночи епископ Вевейский Амвросий. Ему сослужили свыше 20 священников. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая литургия началась в 5 часов утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 часов утра на Божественной литургии объединились вокруг митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестный ход шел вокруг всего квартала, все стороны света осенялись чудотворными иконами. Потом святые мощи были положены в специально сооруженные сени в храме. Закончилась служба в 1:30 дня. Праздничная трапеза объединила около двух тысяч человек. За ней читалось похвальное слово святителю Иоанну. Архиепископ Берлинский и Германский Марк произнес приличествующую случаю речь.

Торжества продолжались и на второй день, в воскресенье Всех святых, в земле Российской просиявших. Поток богомольцев к раке святителя не прекращался.

Так проходило великое духовное торжество – причисление к лику святых святителя Иоанна, Шанхайского чудотворца, в городе Сан-Франциско 2 июля 1994 года. Это событие не только наполнило радостью сердца русских, проживающих в зарубежье, но возвеселило сердца множества людей в России, знавших о необыкновенной жизни владыки Иоанна. Оно охватило и новообращенных в Православие, рассеянных по всему миру, – православных французов, голландцев, американцев…

Кем же был этот человек, который прозорливо направлялся к больному, возвращал к жизни умирающего, изгонял бесов у одержимого?

Особенности

В личной жизни владыка Иоанн отличался скромностью, хотя и был из интеллигентной семьи, получил прекрасное образование. Но в храме являлся настоящим архиереем.

У владыки не было музыкального слуха, но он прекрасно разбирался в музыке. Как-то мы присутствовали на благотворительном концерте; тогда это было распространенное явление, первая часть обычно носила характер серьезной, классической, а во второй звучали народные песни или показывали самодеятельность. Архиереи приезжали на первую часть. В этот раз исполняли на фортепиано какие-то сложные произведения. После первой части владыка сказал: «Очень хорошо исполнили». Слуха он не имел, но человеком был культурным, образованным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector