Святитель иоанн златоуст и литургия его имени
Содержание:
- Что такое литургия в храме? Когда она бывает?
- После начала великой ектеньи — хор начинает петь антифоны
- История
- Толкование проскомидии в том — оно посвящено событиям евангельской истории
- Правила поведения во время службы
- Великая ектения
- Текст службы — для каждой литургии разный
- Основные структурные элементы с пояснениями
- Во время сугубой ектеньи — из храма должны выйти все некрещенные люди
- Церковные предметы для причащения
- Популярное за 7 дней
- Малый вход
- Литургия верных
Что такое литургия в храме? Когда она бывает?
В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).
Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.
Истоки литургии
Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».
После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать это таинство, вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.
Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.
В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.
Как служат литургию?
Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.
После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.
Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.
Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.
В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.
После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю суть веры, и произносится в совместной любви и единомыслии.
Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.
После начала великой ектеньи — хор начинает петь антифоны
Далее начинается великая ектенья. Что это такое? В это время диакон выходит из алтаря через боковую дверь и перед закрытыми царскими вратами говорит: «миром господу помолимся». В этот момент хор поет, «господи, помилуй». Затем хор поет антифоны.
Первый — «благослови душе моя, Господа», второй — «хвали душе моя Господа», третий — «во царствии твоем, помяни нас, Господи». Перед пением «во царствии твоем…», открываются царские врата, священник в это время читает молитвы. В этих молитвах, он просит Господа, чтобы он позаботился о храме и тех людях, которые в нем молятся.
Далее совершается малый вход с евангелием. Из боковой двери выходит священник, он высоко поднимает Евангелие и крестит всех собравшихся.
Священник совершает малый вход с Евангелием
Затем заходит в алтарь через царские врата. Так начинается совершаться утренняя литургия. Далее хор начинает петь «придите, поклонимся и припадем ко Христу». В это время люди делают поклоны, затем поют тропари и кондаки.
Затем поется «Трисвятое». В нем присутствуют такие слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», они повторяются трижды. В этот момент люди крестятся и делают поклоны. Далее читается апостол. Из алтаря с книгой выходит алтарник, он встает перед амвоном. Он поворачивается в сторону алтаря и начинает читать. После чтения Апостола священником читается Евангелие. После чтения Евангелия начинается сугубая ектенья, после нее царские врата закрываются.
На данном фото, алтарник читает апостол
История
Рахманинов написал работу в июле 1910 года в своем летнем имении Ивановка , после своего американского турне 1909. В письме к своему другу Никите Морозов, Рахманинов говорил о работе, «Я думал о Литургии в течение длительного времени и в течение длительного время я старался написать это. Я начал работать над этим как-то случайно, а потом внезапно увлекся этим. А потом я закончил это очень быстро. Не так давно я ничего не писал с таким удовольствием ».
Премьера произведения состоялась 25 ноября 1910 года в Москве. Русские православные церковные власти категорически возражали против «духа модернизма» произведения и отказались разрешить его использование во время церковных служб. Сам Рахманинов ничего не сделал для продвижения работы, и вскоре она стала безвестной.
Часть Литургии была совершена в концертном исполнении в Нью-Йорке 24 января 1914 года мужским хором Русского Свято-Николаевского собора под управлением Ивана Горохова.
Новое издание, реконструированное по сохранившимся частям книги в православном монастыре в США и микрофильме в Библиотеке Конгресса США , было опубликовано Энтони Антолини в 1988 году. Эта реконструкция стала предметом документального фильма PBS под названием «Повторное открытие Рахманинова» Телевидение KTEH в Сан-Хосе, Калифорния.
Толкование проскомидии в том — оно посвящено событиям евангельской истории
Из чего состоит проскомидия? Рассмотрим ее толкование. Проскомидия — посвящена событиям евангельской истории, именно поэтому все слова и действия этой части службы имеют двойной смысл. С одной стороны, это рождение Господа Нашего Иисуса Христа, а с другой его страдания и смерть.
В церкви искупительная жертва Иисуса Христа на горе Голгофе и совершаемая в храме евхаристия — это одно и то же, то есть одна и та же жертву.
Так совершается литургия проскомидия
Проскомидии совершается на жертвеннике, которая находится в алтаре. В это время идет подготовка просфор. Священник вырезает частицы в честь патриарха и правящего епископа, а также всех православных христиан, которые упомянуты в церковных записках, подданных прихожанами до начала богослужения.
Затем он выходит из алтаря и начинает хождение по храму. Он обходит с кадилом весь храм и читай про себя 50-й покаянный псалом.
А что же такое литургия оглашенных? Рассмотрим порядок богослужения здесь. Перед началом священник с диаконом молятся в алтаре у одного престола. Диакон просит у священника благословение. Это означает, что в литургии сделано все, что в человеческих силах. Далее священник громко говорит: «…благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Далее в храме зажигаются все светильники.
Правила поведения во время службы
Как вести себя на богослужении:
- предварительно узнать точное начало, продолжительность службы и прийти на 15 минут раньше;
- запрещено ведение разговоров;
- стоять спокойно, не переминаясь с ноги на ногу;
- не рассматривать окружающих и убранство храма, не глазеть по сторонам;
- выключить мобильный телефон;
- если служится всенощное бдение, больше 2-3 часов, можно присесть на скамейку;
- открытие Царских Врат встречать стоя;
- во время службы не поворачиваться к алтарю спиной;
- если нужно уйти раньше окончания службы, следует перекреститься и выйти, не привлекая внимания;
- ставить свечи, передавать записки до начала богослужения, дабы не мешать молящимся;
- женщинам запрещено прикладываться к кресту накрашенными губами.
Великая ектения
Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.
Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.
О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.
О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).
Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.
О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.
В онь — «в него».
О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.
Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.
О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.
О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».
Вре́менех ми́рных — «мирных временах».
О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.
О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».
Ну́жда — «опасность, мучение, беда».
Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.
Живо́т — «жизнь».
Текст службы — для каждой литургии разный
Как проходит литургия? Далее мы рассмотрим текст службы — с пояснениями.
В самом начале, в храме, в алтаре священник готовит все необходимые принадлежности. Затем он облачается в рясу и выходит на солею — это специальное возвышение, с которой начинается алтарной части храмов.
Он поворачивается к царским вратам и начинает читать входные молитвы, он просит, чтобы Господь благословил его на совершение божественной литургии, а также, чтобы Он укрепил и очистил его от грехов и дал ему возможность совершить таинство причащения.
Затем он поворачивается к мирянам и просит у них прощения. Затем священник заходят в алтарь. В алтаре священник одевает облачения и читает молитвы. То, что совершается в алтаре для мирян скрыто.
В алтаре священник облачается в облачения
Основные структурные элементы с пояснениями
Литургия верных начинается после того, как оглашенные удаляются из храма, так как в ней могут принимать участие только крещеные.
Эта часть богослужения состоит из самых важных священнодействий:
- перенесения святых Даров на престол, приготовления к их освящению;
- освящения Даров;
- подготовки к причащению;
- проведения обряда Причащения.
Заканчивается служба благодарностью прихожан за причащение и получением благословения на выход.
Подготовительные действия
Начало литургии верных знаменуется чтением сокращенной великой ектении. Пока дьякон произносит ектению, священник тайно читает молитву, прося Господа о духовном очищении молящихся.
Дальше служба проходит следующим образом:
- Открываются Царские врата, начинается шествие Великого входа, во время которого Святые Дары забираются с жертвенника и переносятся на Престол. Диакон и священник выходят через Северные ворота. Диакон несет дискос, а священник – Святую Чашу. Дойдя до амвона, священнослужители останавливаются, повернувшись лицом к верующим, начинают молиться. После молитвы они возвращаются в алтарь через Царские врата.
- Проходит подготовка верующих к освящению святых Даров чтением просительной ектении, сопровождающейся тайной молитвой священника. В ней батюшка просит Господа удостоить его чести принести святые Дары.
- Слова священника «мир всем» становятся сигналом для диакона, возглашающего о мире и любви, как о необходимом условии получения благодати.
- Раздается возглас диакона, требующего закрыть двери. Это необходимо для того, чтобы оглашенные не могли войти в церковь во время таинства.
После этого поют «Символ веры», подтверждая тем свою веру в учение Православной Церкви.
Преложение святых Даров
Освящение Даров – важная часть литургии. Священник читает анафору – евхаристическую молитву.
Анафора делится на три части: благодарственную, историческую, просительную. В первых двух частях прославляются все благодеяния Господа, вспоминаются добровольные страдания Иисуса Христа, установление им таинства Причащения. В основе третьей части лежат молитвенные прошения о ниспослании Духа Святого на верующих и предложенные Дары. В этот момент все присутствующие, вместе со священнослужителями, низко кланяются перед святыми Дарами.
Преложение святых Даров завершается прославлением Божией Матери, просительной ектенией и чтением «Отче наш». Возносят святые Дары за закрытой завесой.
Причащение верующих
После преложения Даров начинается таинство Причащения. Сначала причащаются священнослужители. Затем святые Дары выносятся, начинается причащение прихожан. Причащение начинают с младенцев. Прихожане по очереди подходят к Святой Чаше, целуют нижний край, получают просфору, запивая теплотой (смесью церковного вина и горячей воды).
Прочие действия
Причащение оканчивается вложением в потир всех вынутых частиц и переносом его на жертвенник. Происходит чтение благодарственой ектении. Верующие благодарят священнослужителей за причащение, батюшка благословляет прихожан на выход из храма, читая отпуст. Осенив причастившихся крестным знамением, батюшка уходит к алтарю, в Царские Врата, и занавесь закрывается.
Во время сугубой ектеньи — из храма должны выйти все некрещенные люди
Еще в первые века христианства, все некрещеные люди выходили из храма во время сугубой ектеньи. В храме оставались только крещенные православные христиане. В настоящее время православное богослужение проходит также. Но выходят из храма некрещеные только те, кто об этом знает.
Диакон возглашает «Изыдите, оглашенные изыдите…», так он говорит, чтобы остались только верные люди. После этого поется херувимская песнь. В этот момент не только ангелы Господни служат вместе со священником в алтаре, но и все находящимся в храме имеют возможность вместе с Херувимами и Серафимами славословить Господа.
Далее выходит из алтаря священник со святой Чашей, впереди становится диакон с кадилом и алтарники со свечами и подсвечниками. В этот момент священник поминает патриарха, епархиального архиерея, и всех православных христиан. Затем он заходит в царские врата, и затем они закрываются. Это называется великий вход на литургии.
Священник выносит Святые Тайны Христовы после Херувимской песни
В этот момент происходит вынос святых лавров, которые переносятся с жертвенника на престол, для принесения их в жертву Господу. Затем священник ставит их на престол, и тихо читает тексты о снятии Иисуса Христа, о его погребении.
Церковные предметы для причащения
Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.
Дискос
Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.
Потир
Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.
Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.
Лжица
Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.
Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.
Вино
На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.
Просфора
В современном богослужении используют крупные круглые хлеба, называемые просфоры или просвиры. Они делятся на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса. В верхней половине на просвирах чеканят крест, по бокам имя Спасителя — «ИС ХС». В нижней части печатают слово «ника», что означает «победа», ибо Иисус — человек, победивший смерть.
На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
Малый вход
Во время пения третьего антифона начинается малый вход с Евангелием.
Священник читает также следующую молитву.
Влады́ко Гóсподи Бóже наш, устáвивый на небесе́х чины́ и вóинства Ангел и Архáнгел в служе́ние Твоея́ слáвы! Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти, сослужáщих нам и сославослóвящих Твою блáгость.
Яко подобáет Тебе́ вся́кая слáва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки векóв. Ами́нь.
Прихожане слышат лишь последнюю её часть, произносимую громко.
Устáвивый — «установивший».
Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти — «сделай, чтобы вместе с нашим входом был вход святых Ангелов».
Диакон возглашает:
Прему́дрость, прóсти! — «Премудрость! Встаньте прямо!» Церковнославянское слово премудрость также значит «поучение». Эти слова произносятся перед важными моментами богослужения, на литургии оглашенных — перед пением Трисвятого, чтением Апостола и Евангелия.
Хор поёт:
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бóжий, воскресы́й из ме́ртвых, (на буднях — во святы́х ди́вен Сый) пою́щия Ти: Аллилу́ия.
Ны — «нас».
Сый — «есть».
Следом звучат тропари и кондаки праздника, а также святого покровителя того храма, где совершается литургия. В это время священник про себя читает молитву:
Бóже Святы́й, и́же во святы́х почивáяй, и́же трисвяты́м глáсом от Серафи́мов воспевáемый и от Херуви́мов славослóвимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, создáвый челове́ка по óбразу Твоему́ и по подóбию, и вся́ким Твои́м даровáнием укрáсивый, дая́й прося́щему прему́дрость и рáзум, и не презирáяй согрешáющаго, но полагáяй на спасе́ние покая́ние, сподóбивый нас, смире́нных и недостóйных раб Твои́х, и в час сей стáти пред слáвою святáго Твоегó же́ртвенника, и дóлжное Тебе́ поклоне́ние и славослóвие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны блáгостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние вóльное же и невóльное, освяти́ нáша ду́ши и телесá, и даждь нам в преподóбии служи́ти Тебе́ вся дни животá нáшего, моли́твами святы́я Богорóдицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.
Полагáяй на спасе́ние покая́ние — «назначивший для спасения покаяние».
В преподóбии — «в святости».
Литургия верных
Так называется третья часть литургии. На ней могут присутствовать только верные, то есть крещеные и не имеющие запрещений от священника или епископа. На литургии верных:
1) переносятся Дары с жертвенника на престол;
2) верующие готовятся к освящению Даров;
3) освящаются Дары;
4) верующие готовятся к Причащению и причащаются;
5) затем совершается благодарение за Причащение и отпуст.
После произнесения двух кратких ектений поется Херувимская песнь “Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дароносимо чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”. По-русски она читается так:“Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Аллилуия”.
Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. Священник в это время тайно молится, чтобы Господь очистил его душу и сердце и удостоил совершить Таинство. Затем священник, подняв вверх руки, вполголоса трижды произносит первую часть Херувимской песни, а диакон также вполголоса ее заканчивает. Оба они отходят к жертвеннику для перенесения приготовленных Даров на престол. У диакона на левом плече лежит воздух, он несет обеими руками дискос, поставив его на голову. Священник несет перед собой Святую чашу. Они выходят из алтаря боковыми северными дверями, останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, произносят молитву о Патриархе, епископах, о всех православных христианах.
Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Затем священник и диакон входят в алтарь через Царские Врата. Так совершается Великий вход.
Принесенные Дары ставятся на престол и покрываются воздухом (большим покровцом), Царские Врата закрываются и задергивается завеса. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Во время перенесения Даров с жертвенника на престол верующие вспоминают, как Господь добровольно шел на крестные страдания и смерть. Они стоят с наклоненной головой и молятся Спасителю о себе и своих близких.
После Великого входа диакон произносит Просительную ектению, священник благословляет предстоящих со словами: “Мир всем”. Затем возглашается: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы” и хор продолжает: “Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную”.
Следом за этим, обычно всем храмом, поется Символ веры. От лица Церкви он кратко выражает всю суть нашей веры, поэтому и должен произноситься в совместной любви и единомыслии.