Таинство причастия в православной церкви
Содержание:
- Как себя вести во время причастия
- Кому запрещено причащаться?
- Отличия евхаристии в разных конфессиях
- Как подготовиться к Причастию в православной церкви
- Таинства накануне венчания: исповедь и причащение
- Что такое Евхаристия
- Что освящается на литургии?
- Суеверия про таинство причастия
- Как подготовиться к Евхаристии правильно?
- Чтение анафоры
- Как совершается Таинство Евхаристии
- Что можно и нельзя делать после причастия
Как себя вести во время причастия
Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении.
Прочитать правила, которые висят на информационном стенде храма, они предназначены для прихожан. Написать записки о здравии и за упокой. Поцеловать центральную икону. Поставить свечки за тех, кто вам небезразличен и близок (не рекомендуется это делать во время проведения службы, т. к. ваши действия могут отвлекать всех). Занять место для причастия и исповедования: мужчины становятся в правой стороне зала, а женщины в левой. Всё время литургии (она идет примерно 2 часа) необходимо слушать молитвы, думать о своих неправильных поступках и повторять за священником «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного». Когда начнется причастие, нужно скрестить руки на груди таким образом, чтобы правая была сверху. Когда священник вынесет две большие чаши, склоните голову, а когда он вынесет малую чашу — поклонитесь и встаньте на колени, назовите имя, откройте рот, скушайте то, что вам даст священник и дождитесь, пока он вас вытрет, затем поцелуйте чашу. Когда вынесут подносы для милостыни, можно сделать пожертвование. Обязательно дождитесь конца службы, и священник позволит вам поцеловать крест.
После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемое, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.
Кому запрещено причащаться?
Кого не допускают к Причастию? Причиной для запрета в причащении на определенный срок может быть:
- тяжкий грех, при котором нужно искренне и честно исповедаться и поговорить со священником
- отречение от Христа
- отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком
Для некрещенных людей таинство не будет являться очищением и единением с Богом. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред.
Для причащения также существуют запреты
- Нельзя причащаться женщинам в критические дни.
- Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.
- Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству Причастия не допускаются.
После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от внешних негативных влияний. Многие священники говорят, что приходить на Таинство стоит хотя бы раз в месяц. Так наша душа будет очищаться. Ведь длительный отказ от Причастия может привести к бедствию души.
Отличия евхаристии в разных конфессиях
Православие
Сейчас в практике православной церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Первые две считаются полными. Во время литургии Григория Двоеслова (называемой литургией преждеосвященных даров) пресуществление святых даров не производится: используются святые дары, освященные во время полных литургий.
В православной церкви причащению взрослых предшествует особое молитвенное правило, пост и исповедь.
Младенцы православных семей допускаются к причастию по полному чину после крещения, совмещенного с миропомазанием, на восьмой или 40-й день жизни. При причащении младенцев используется только разбавленное вино, ребенок может выплюнуть освященный хлеб.
Святые дары подготавливаются священником на первой части литургии – проскомидии. Просфора (хлеб) выпекается из пшеничной муки с солью (квасное тесто). Вино большей частью красное (в греческих церквях допускается розовое, а в румынских – белое). В Русской православной церкви преобладает кагор. Вино смешивается с водой, ведь из ребра Иисуса, пронзенного копьем Лонгина, истекли кровь и вода.
Святые дары хранятся в дарохранительнице на престоле алтаря.
Католицизм
В католической церкви евхаристический хлеб в форме круглых пластинок называется гостией. Его выпекают из пшеницы. Вино белое, но грекокатолики используют красное вино.
Во время католического Праздника Тела и Крови Христовых эти святые дары в монстранции (католической дароносице) проносятся вокруг храмов и по улицам города.
Древневосточные православные церкви
К причащению в Армянской апостольской церкви (ААЦ) допускаются не только ее приверженцы, но и прихожане других церквей с апостольским преемством (иными словами, берущие начало от апостолов). При евхаристии освященный хлеб погружается священником в чашу с освященным вином, преломляется пальцами на части и подается участвующим в таинстве.
Святые дары Армянской апостольской церкви – пресный хлеб и красное неразбавленное вино. В коптской церкви используются квасной хлеб и красное разбавленное вино. В сирийской церкви выпекается особый хлеб с добавлением масла и соли.
Другие конфессии
Протестантство, существенно отличаясь от католицизма и православия, тем не менее признает таинство евхаристии (как и крещение). Но большинство его течений отрицает пресуществление, т. е. чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Действие считается символическим.
У протестантов к причастию допускаются лица, прошедшие конфирмацию (как правило, в 13–14 лет). Для таинства используется только пресный хлеб (опреснок).
Подобно протестантам, приверженцы англиканской церкви отрицают пресуществление, в то же время признавая, что хлеб и вино – символы тела и крови Христа. Истинность же причащения ими принимается на веру, без попыток мистического обоснования.
Литургия назначается, если о своем намерении причащаться заявят не менее трех прихожан. Священник может не допустить мирянина к церемонии, если знает о его недостойном поведении.
Литургия англиканской церкви открыта для всех христиан.
«Приимите, ядите: сие есть тело Мое»
«Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).
«Сие творите в Мое воспоминание».
«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Как подготовиться к Причастию в православной церкви
Евхаристия это начало пути к Господу и выбирается добровольно. Что нужно для причастия в церкви:
- Соблюдать пост и отказаться от мясомолочных продуктов, яиц на протяжении одного или трех дней, это зависит от состояния от здоровья.
- Избавиться от привычки «есть себя и близких людей поедом». Настроиться на доброжелательный лад с окружающими людьми и бескорыстную помощь.
- Не сквернословить, исключить алкоголь, табакокурение, сексуальные связи.
- Не смотреть развлекательные программы, не участвовать в увеселительных мероприятиях.
- Читать утренние и вечерние молитвы.
- Присутствовать на литургиях и слушать проповеди.
- Прочитать Последование и побывать на вечерней службе перед днем таинства.
- Знакомиться с Библией и духовной литературой.
- Покаяться перед причастием.
- Примириться с близкими, не допускать злости и раздражительности.
- Сдерживаться от порицаний, плохих мыслей и бесед.
- Чтение трех канонов, но не обязательно: покаянного к Господу, молебного Пресвятой Богородице, хранителю.
Участвовать в обряде Причащения не могут:
- те, кто не покаялся, исключаются дети до семи лет;
- в бесчувственном состоянии;
- верующие, которых отлучили от причастия;
- муж с женой, если у них была сексуальная связь;
- женщины во время менструации.
Как подготовить для Причастия в церкви детей и тяжелобольных людей:
маленького ребенка привлекают к обряду таинства, чтоб он были под охраной ангела хранителя;
дети до семи лет не каяться, но важное условие проведение ритуала натощак;
очень маленького ребенка можно покормить за полчаса до причащения;
во время обряда имя маленького ребенка говорит взрослый, дети постарше называют себя сами;
для больных людей делается исключение, причащение проводится в домашней обстановке;
исповедь и покаяния обязательные для таинства.
Если верующие соблюдают все посты, то перед таинством от них требуется литургический пост, не кушать и не пить с двенадцати ночи до принятия Причастия. Если человек впервые проводить первое Причастие в церкви, то священник назначает ему трех или семидневный пост.
Таинства накануне венчания: исповедь и причащение
Супругам нужно выбрать место, в котором они будут исповедоваться. Лучше всего подойдет церковь или храм, с настоятелем которого семья уже знакома. Батюшка проведет собеседование, чтобы убедиться в искренних намерениях супругов.
Важность исповеди перед венчанием
Согласно Святым писаниям, Христос возложил апостолам власть отпускать грехи. Позже они передали ее своим ученикам. Поэтому священники в православном христианстве наделены правом принимать исповедь и прощать покаявшихся.
Подготовка к исповеди
Собираясь на исповедь перед венчанием, нужно уделить время покаянным молитвам. Следует вспомнить тех людей, которым была нанесена обида, и попросить у них прощения.
Собираясь исповедаться, нужно заранее подумать о мыслях и поступках, в которых христианин хочет покаяться. При желании можно составить план, отметить вопросы для батюшки. Во время священнодействия допускается чтение заранее написанного текста.
Накануне проведения Таинства необходимо больше времени уделить мыслям о своей жизни, отказаться от развлечений и употребления спиртного
Важно совершать обряд осознанно
Совершение покаяния
В назначенное время верующие подходят к аналою, на котором лежит Евангелие и крест. Батюшка читает молитву, спрашивает имя исповедника и предлагает начать Таинство.
На исповеди перед венчанием нужно рассказать о своих греховных делах и помыслах. Человек во время обряда должен испытать стыд и смущение. Только такое покаяние будет настоящим.
Исповедуясь, нельзя лукавить. Признание не должно быть абстрактным и ограничиваться общей фразой. Неправильно говорить: «Я плохой человек». Такие слова не дадут возможность прочувствовать вину и искренне раскаяться.
Нужно описать конкретное действие: «Я разозлился и накричал на друга». Предметная исповедь дает возможность прочувствовать стыд. Благодаря этому в следующий раз человек подумает, прежде чем поступать так снова.
На исповеди перед причастием нужно рассказывать о грехах, связанных с половыми отношениями. Не нужно уходить в подробности и называть конкретные имена. Достаточно сказать: «Я совершил грех блуда».
В завершении священнодействия батюшка покрывает голову исповедника епитрахилью и произносит освободительную молитву. Затем он осеняет его крестным знамением. Покаявшийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое, и получает благословение батюшки.
Исповедь перед венчанием муж и жена совершают отдельно. Все сказанное батюшка оставляет в тайне.
Причащение перед венчанием
Исповедовавшись, муж и жена должны совершить перед венчанием причастие. На этом главном православном Таинстве верующие соединяются с Богом. Во время обряда душа посещает Небесное Отечество и избавляется от всего скверного.
Нельзя причащаться против своего желания или в угоду другому человеку. Таинство совершается только с искренним намерением.
Накануне причастия перед венчанием нужно поститься. Придется исключить продукты животного происхождения, не вступать в интимные отношения.
Главное Таинство происходит после Божественной литургии. Венчающиеся должны прийти к ее началу натощак. Литургия продолжается 2 часа. В это время нельзя покидать стены храма. Участвуя в богослужении, супруги настраиваются на совершение главного Таинства, отвлекаются от ежедневных проблем.
После завершения литургии священники начинают причащение. Люди по очереди подходят к чаше со сложенными руками на груди, называют свое имя и открывают рот, чтобы батюшка специальной ложкой положил туда алтарное вино, символизирующее Кровь и Плоть Христа. Затем верующие проходят к столу, берут и съедают кусочек просфоры, запивая его специальной жидкостью.
Совершение исповеди и причащения в один день с венчанием
Чаще всего исповедь и причащение совершаются в один день с венчанием. Супруги заранее договариваются с батюшкой и приходят в назначенное время. Сначала они исповедуются, затем участвуют в Божественной литургии и причащаются. Далее супруги переодеваются, на это дается 1 час, и венчаются.
Если муж и жена давно не исповедовались, им следует провести это Таинство за день до главного события. Лучше всего прийти в храм вечером, когда прихожан будет не так много.
Что такое Евхаристия
В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии, на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.
Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время
него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это
Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.
Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».
Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое
Что освящается на литургии?
Преображенная плоть Христова входит в жизнь каждого христианина через причастие, наполняя его Своим животворным присутствием, Божественной энергией. Она онтологически воздействует на человека изнутри, подталкивая его совесть к доброму выбору. И это не насилие. Апостол Павел однажды заметил: «Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:24, 15–19). И это замечание апостола может повторить любой христианин! Человек пленен своим грехом. В каждом из нас живет огромная инерция греха, которая подталкивает нас именно к злому выбору. Человек, участвующий в Евхаристии, имеет возможность более свободно действовать при выборе «добра» или «зла», чем тот, кто не принимает участия в таинстве (вот каким образом Христос сделал нас свободными — ср. Гал. 5:1).
Именно вследствие этого важнейшим элементом, который подлежит освящению на литургии, является не вино и не хлеб, а мы с вами. Не случайно, когда священник взывает к Богу о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа, он произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия». Святой Дух должен сойти не только на святые дары, чтобы их сделать Телом и Кровью Христа, но и на нас, чтобы сделать нас, по выражению Святых Отцов, «сотелесными» Христу, сделать частью Его Пречистого Тела.
Каждый священнослужитель по-разному переживает этот особый и трепетный момент в литургии, когда время как бы останавливается и реальность иного мира входит в нашу повседневную жизнь, когда Святой Дух ощутимым образом касается нашего человеческого естества, преображая его изнутри. Материальное естество хлеба и вина остается перед нашими очами и не меняется в момент преложения их в Тело и Кровь Христа. И наше человеческое материальное естество внешне не меняется, когда мы причащаемся. Но происходит внутренняя радикальная трансформация и того и другого: и святых даров, стоящих на престоле, и людей, стоящих перед престолом.
Вот почему никакой человек, приступающий к таинству, никогда не сможет так к нему подготовиться, чтобы стать достойным принять в себя Бога, стать «сотелесным» Ему. Только сознание своего всецелого недостоинства, своей греховности и чувство глубокого покаяния может и должно быть пропуском к таинству таинств.
Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не должно препятствовать христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинства, дает незримую благодатную силу. Каждый причастник Евхаристической трапезе несет Христа в себе.
Суеверия про таинство причастия
Можно ли в день причастия есть мясо?
Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье… Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.
Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.
В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей :). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.
Неправда. Свой крест мы несем до могилы.
Как подготовиться к Евхаристии правильно?
Фото: Ikona.ru
Подготовиться к тому, чтобы стать достойным участником Таинства Евхаристии, каждый верующий православной церкви может следующим образом:
- всегда нужно подходить к этому Таинству полностью осознанно, не воспринимая Евхаристию, в качестве какого-то общепринятого церковного обряда;
- не стоит рваться подойти к Чаше первым, спешить и суетиться;
- нужно прочитать правило подготовки к Святому Причастию, которое есть в абсолютно каждом православном молитвослове;
- перед Причастием стоит читать соответствующие тропари, псалмы, стихи, каноны и молитвы;
- перед тем, как приступить к Причастию, святые отцы рекомендуют примириться с теми, кому мы нанести обиду либо кто обидел нас.
Одним из главных условия достойной подготовки к Тайне Евхаристии является именно прощение обид всем, кто задел интересы человека словом или делом. Имея в сердце обиду и злобу, затаив их очень глубоко, к Причастию рекомендуется не приступать, пока не будут преодолены эти проблемы. Христианин обязательно должен осознать, что в Чаше будут именно истинное Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина.
Перед Причастием, христианину стоит соблюдать пост, причем, как телесный (воздержаться от скоромной пищи: яиц, мяса, молока), так и душевный (воздержаться от злых мыслей, слов). Если состояние здоровья не позволяет, то можно поститься один день. Рекомендовано поститься перед причастием примерно одну неделю, но минимум хотя бы 3 дня.
Обязательно перед Таинством Причащения надо исповедоваться. Нужно очистить свою душу от грехов, которое совершается в Таинстве Исповеди.
Чтение анафоры
— Отец Владимир, в ваших лекциях по Литургическому преданию вы говорите, что вы когда-то начали читать молитву анафоры вслух, а потом перестали это делать. Расскажите, как это происходило?
— Это было очень просто: у меня голос слабый, и я пытался читать молитву анафоры, но чувствовал, что народ меня не слышит, не реагирует. Так что я изо всех сил кричу, стараюсь, а толку никакого нет.
Приснопоминаемый Патриарх Алексий II тоже имел больной голос, ему сделали микрофончик, и он читал молитву анафоры на весь храм. Патриарх Кирилл имеет очень сильный голос, и читает эту молитву вслух без микрофона. У меня теперь тоже есть такой микрофон, и я тоже читаю эту молитву вслух.
Народ не всегда воспринимает громкое чтение этих молитв. Восприятие зависит от подготовленности. Если община — зрелая, есть настоящая евхаристическая жизнь, то это чтение очень естественно возникает и легко воспринимается. Если храм большой и «проходной» (в больших соборах, где постоянно появляются новые люди и неизвестно, кто когда исповедовался, причащался), это трудно сделать.
Чтение евхаристических молитв вслух естественно возникает в ситуации живой и полноценной духовной общины. В такой общине ее члены активно участвуют в богослужении: поют, читают, обеспечивают все необходимое для жизни храма и хотят вместе молиться, понимать, что происходит в алтаре, быть действительно единым организмом. В этом случае не возникает проблем с якобы непонятным славянским языком: все понимают, все прочитали необходимые книги, усвоили необходимые сведения. Вместе со своей общиной легко молиться и служить, и странно было бы не читать самые главные молитвы вслух всех.
Как совершается Таинство Евхаристии
Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное — осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Евхаристический канон завершается прославлением Божией
Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.
Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь, подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение, чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.
Как вести себя после Причастия
Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится
запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим
запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии,
подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.
В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.
Как часто надо причащаться
Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц. Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.
прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения
Что можно и нельзя делать после причастия
Вкусив Святые Дары, категорически воспрещается осенять себя крестным знамением, чтобы не опрокинуть Чашу. Также нельзя прикладываться к образам. После Евхаристии рекомендуется сделать следующее:
- прополоскать рот, чтобы не осталось частичек просфоры;
- прослушав благодарственные ектении, вознести благодарственные речи Всевышнему;
- по окончании церемонии следует соблюдать спокойствие духа, не суетиться, стараться меньше разговаривать;
- дома можно посвятить время чтению православной литературы.
К обряду Причастия нельзя подходить формально. Решившись воссоединиться с Господом, нужно хорошо подготовиться, чтобы прийти к Нему с чистой душой. Только тогда Всевышний дарует шанс на вечную жизнь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.